Научная статья на тему 'Организационно-технологическое обеспечение формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта'

Организационно-технологическое обеспечение формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONAL ORIENTATION OF PERSONALITY / МОДЕЛЬ / MODEL / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / INTEGRATIVE MODEL OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Н.В., Баянкин О.В.

Представленный в статье материал это теоретический анализ и практический опыт формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта. В работе отмечено, что успешность этого процесса возможно путем создания специальной модели формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта. В статье рассматривается интегративная модель формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта, состоящая из шести блоков и представляет собой органическую упорядоченность цели, содержания и технологии профессиональной подготовки. Представленный материал позволяет сделать вывод, что созданная нами интегративная модель формирования профессиональной направленности личности бакалавров института физической культуры и спорта включает основные свойства системы; она является целостной, т. к. предполагает единство и взаимосвязь всех компонентов системы, что обеспечивает ей устойчивое функционирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Н.В., Баянкин О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL TECHNOLOGICAL SUPPORT OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF BACHELORS OF INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of formation of a professional orientation of bachelors of institute of physical culture and sport. In work it is noted that success of this process possibly by creation of special model of formation of a professional orientation of bachelors of institute of physical culture and sport. In article the integrative model of formation of a professional orientation of bachelors of institute of physical culture and sport consisting of six blocks is considered and represents organic orderliness of the purpose, the contents and technology of vocational training. The presented material allows to draw a conclusion that the integrative model of formation of a professional orientation of the identity of bachelors of institute of physical culture and sport created by us includes the main properties of system; it is complete, since it assumes unity and interrelation of all components of system that provides it steady functioning.

Текст научной работы на тему «Организационно-технологическое обеспечение формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта»

2. Ruzavin G.I. Metodologiya nauchnogo issledovaniya. Moskva, 2012.

3. Leont'ev A.N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost'. Moskva, 1975.

4. Rubinshtejn S.L. Problemy obschej psihologii. Moskva, 2003.

5. Aseev V.G. Motivaciya povedeniya i formirovanie lichnosti. Moskva, 2015.

6. Imedadze I.V. Problema polimotivacii povedeniya. Voprosypsihologii. 2014; 6: 87 - 94.

7. Bondarevskij V.B. Vospitanie interesa. Moskva, 2014.

8. Kudryavcev T.V. Psihologiya tvorcheskogo myshleniya. Moskva, 2005.

9. Vilenskij V.Ya. Cennostnye orientacii studentovpedagogicheskih special'nostej. Moskva, 2015.

10. Dodonov B. I. 'Emociya kak cennost'. Moskva, 1977.

11. Kon I.S. Sociologicheskaya psihologiya. Voronezh, 1999.

12. Ershov P.M., Simonov P.V. Vospitanie voli. Alma-Ata, 1984.

13. Ojgenziht V.A. Volya i voleiz'yavlenie (ocherki teorii, filosofii ipsihologiiprava). Dushanbe, 1983.

Статья поступила в редакцию 25.06.18

УДК 378

Popova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases of Physical Culture,

Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: natalie-barnaul77@bk.ru

Bayankin O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases of Physical Culture,

Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: bayankin_ov@mail.ru

ORGANIZATIONAL TECHNOLOGICAL SUPPORT OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF BACHELORS OF INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT. The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of formation of a professional orientation of bachelors of institute of physical culture and sport. In work it is noted that success of this process possibly by creation of special model of formation of a professional orientation of bachelors of institute of physical culture and sport. In article the integrative model of formation of a professional orientation of bachelors of institute of physical culture and sport consisting of six blocks is considered and represents organic orderliness of the purpose, the contents and technology of vocational training. The presented material allows to draw a conclusion that the integrative model of formation of a professional orientation of the identity of bachelors of institute of physical culture and sport created by us includes the main properties of system; it is complete, since it assumes unity and interrelation of all components of system that provides it steady functioning.

Key words: professional orientation of personality, model, modeling, integrative model of professional orientation of personality.

Н.В. Попова, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,

E-mail: natalie-barnaul77@bk.ru

О.В. Баянкин, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,

E-mail: bayankin_ov@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БАКАЛАВРОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта. В работе отмечено, что успешность этого процесса возможно путем создания специальной модели формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта. В статье рассматривается интегративная модель формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта, состоящая из шести блоков и представляет собой органическую упорядоченность цели, содержания и технологии профессиональной подготовки. Представленный материал позволяет сделать вывод, что созданная нами интегративная модель формирования профессиональной направленности личности бакалавров института физической культуры и спорта включает основные свойства системы; она является целостной, т. к. предполагает единство и взаимосвязь всех компонентов системы, что обеспечивает ей устойчивое функционирование.

Ключевые слова: профессиональная направленность личности, модель, моделирование, интегративная модель профессиональной направленности личности.

Совокупность всех сфер общественной жизни нашего общества переживает сложный переходный период. Это и сказывается на системе образования, на становления новой философии образования, разработки соответствующей стратегии, политики и практики. Сегодня стали общепризнанными гуманистическая парадигма образования, новые основополагающие принципы, соответствующие развивающемуся образованию.

Исходя из того, что развитие доминирующей тенденции в системе современного образования - переход от знаниевой (технократической) к личностной (гуманитарной) парадигме, в основе которой лежит человеко-центристский подход, основополагающую роль в системе образования играет принцип взаимодействия. В результате того, что сегодняшняя образовательная система находится в специфичной социокультурной ситуации, которая характеризуется отсутствием четко определенных норм и правил, определяющих и задающих способы организации жизнедеятельности, у человека, входящего в систему социальных отношений, возникают проблемы и социальной адаптации, и сохранения личностных установок в условиях отсутствия общественных культурных образцов как определенных сравнительных ориентиров.

В современный период, в мире новейших технологий, инновационных программ в системе образования, предъявляются повышенные требования к личности педагога, в том числе и к бакалаврам, обучающимся в институте физической культуры и спорта. Существенно и многократно возросли повышенные требования к формированию самой личности бакалавров в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении института физической культуры и спорта. Большой акцент ставится в раскрытии вопросов о формировании и развитии личности бакалавра, который будет в себе сочетать профессионально-психологическую подготовку, устойчивые умения и навыки практической работы в педагогической деятельности, определенные психологические черты и свойства личности. Будущий специалист в сфере физической культуры и спорта должен сочетать в себе художественную одаренность, творческую активность, инициативность и ответственность, потребность в постоянном обновлении своих знаний.

Любой акт непосредственного общения - это не только воздействие одного человека на другого, но и взаимодействие, являющееся двусторонней формой связи с развитой обратной связью, которая является контролем достижения поставленных

целей. Педагогическое общение - акт действия, который, как и многие другие, ставит перед собой определенную цель и стремится ее достигнуть.

В этих условиях возникает эмоциональное отношение к делу, людям. Взаимодействие выступает сущностной характеристикой детерминирующей роли деятельности и общения в развитии единства мыслей, чувств, поведения, мотивирующих нравственные потребности личности бакалавров обучающихся в институте физической культуры и спорта.

Алтайский государственный педагогический университет -цельный организм, жизнедеятельность которого зависит от взаимодействия его как преподавательского состава, так и обучающихся будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта. В современных социокультурных условиях наблюдается тенденция к гуманизации образования а, следовательно, и при взаимодействии преподавателей и студентов, обучающихся в институте физической культуры и спорта определяющее место должно отводиться его гуманному характеру.

Сущностной характеристикой взаимодействия является обмен отношениями, что обуславливает взаимовлияние, ведущее нравственному взимоизменению его участников. Так понятое взаимодействие позволяет считать его главным условием развития субъектности личности бакалавров института физической культуры и спорта, как высшего проявления её нравственных потребностей.

Основание возникновения и развития субъектности становится способность бакалавров института физической культуры и спорта в процессе взаимодействия и общения с преподавателями осмыслить, пережить свои действия, непосредственно в процессе профессионально-педагогической деятельности связать способность сравнивать, сопоставлять, оценивать себя через оценку других. При таком подходе надо учитывать не только саму деятельность бакалавров института физической культуры и спорта, но и детерминирующие их объективные условия, несущие в себе смыслы, нормы, правила, которым студент должен подчиняться и с учетом которых осуществлять свои действия вырабатывать нормы и правила. Условия дают бакалаврам института физической культуры и спорта возможность определенного выбора и задают им цель его профессионально-педагогической деятельности, которая выступает как осознанный интерес, а также обеспечивают средствами учебной деятельности. На основе цели определяется программа действий по достижению определенного результата, который служит моментом дальнейшей конкретизации.

В итоге учебно-воспитательный и профессионально-педагогический процесс должен стать единым, стремиться к выполнению общей глобальной цели (выпустить сформировавшегося бакалавра института физической культуры и спорта., высококвалифицированного профессионала), предметы будут взаимо-дополнять друг друга, а, следовательно, перед обучаемыми не будут стоять вопросы типа «Зачем нужен этот предмет?», «Что он даст для будущей профессии?».

В системе взаимодействия преподавателя и студента, обещающегося в институте физической культуры и спорта, возникает такое новое качество, как потребность в нравственных отношениях. Взаимодействуя между собой, бакалавр и преподаватель, воздействуют на мысли, чувства, действия другого. Преподаватель, оказывая влияние на мысли, чувства, действия бакалавров, одновременно оказывается под их влиянием. При взаимодействии преподаватель и бакалавр перетерпливают качественные изменения. Следовательно, взаимодействие ведет к взаимоизменению преподавателей и бакалавров, обещающихся в институте физической культуры и спорта.

Мы можем теоретически проанализировать и обосновать особенности взаимодействия преподавателей и бакалавров, обещающихся в институте физической культуры и спорта, приводящие к выводу о возникновении общего настроя мыслей и чувств, интересов и стремлений, в итоге приводящих к возникновению единства воли, поступков и действий.

Таким образом, мы полагаем что, взаимодействие и сотрудничество студентов и преподавателей института физической культуры и спорта должны быть построены на уровне смыслопо-лагающих и целеполагающих действий. Продуктивное решение учебно-воспитательных задач создаёт опорную базу для развития высокого уровня мотивации для овладения конкретными операциями, относящимися ко всем уровням функционирования деятельности, так и для овладения способами взаимодействия и межличностных отношений преподавателей и бакалавров инсти-

тута физической культуры и спорта. Сотрудничество возможно лишь при переводе учебно-воспитательного и профессионально-педагогического процесса на уровень личностного взаимодействия бакалавров и преподавателей института физической культуры и спорта.

Чувства, переживаемые человеком в процессе его общения и деятельности, как правило, не безразличны для окружающих. Выраженные в поведении, конкретных поступках эти чувства становятся толчком к появлению у взаимодействующих с ними людей эмоционального отклика.

Таким образом, каждый преподаватель и бакалавр института физической культуры и спорта должен быть ориентирован на производство и поддержание социальных отношений, в которых каждый должен уметь, прежде всего, взаимодействовать с людьми, находить и удерживать свое место в действующей системе общества.

На наш взгляд, качественную профессиональную подготовку в педагогической деятельности бакалавров института физической культуры и спорта в высшем учебном заведении, возможно, осуществить, ставя главной задачей, акцентируя внимание на формировании профессиональной направленности личности бакалавров института физической культуры и спорта. Задачи, которые будут реализованы через воспитание мотивационно-цен-ностного отношения бакалавров к своей будущей педагогической деятельности. Акцент реализации поставленной цели через изменение ее профессиональной подготовки бакалавров института физической культуры и спорта, которая влечет за собой формирование профессиональной направленности полученным знаниям, понимание их относительности, умение вовлекаться в процесс постоянной смены знаний, готовности к выполнению своих профессионально-педагогических функций.

Обеспечить результативность этого процесса возможно путём создания специальной модели формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта

В педагогической теории и практике применяется метод моделирования, как научное познание в работах С.Б. Голуб, И.В. Колесниковой, А.П. Мясоедова, В.А. Штофа.

В.А. Штофф в своей работе «Моделирование и философия» указывает иное понимание модели как мысленно или практически созданную структуру, воспроизводящую ту или иную часть действительности в упрощенной (идеализированной или схематизированной) и наглядной форме [1].

Анализируя назначение метода моделирования, С.Б. Голуб отмечает в своей исследовательской деятельности, приведенные результаты в диссертационной работе «Методы активной профессиональной подготовки обучающихся индустриально-педагогического колледжа», «что наиболее простой его функцией является воспроизведение свойств и отношений предметов и процессов. Вместе с тем, в качестве его специфической черты как метода научного познания автором подчеркивается его исследовательская роль» [2, с. 44].

И.В. Колесникова в соавторской деятельности с С.П. Мя-соедовым, Л.Г. Борисовой в своей научной работе «Российская деловая культура. Воздействие на модель управления» характеризует «моделирование как познавательную рефлексию, основанную на понятиях, принципах и закономерностях» [3].

Изучая психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что большинство ученых под моделью понимают описательный аналог, отражающий основные его характеристики, предъявляемые к личности будущего специалиста, в данном случае рассматриваются участники учебно-воспитательного процесса как бакалавры, обучающиеся в институте физической культуры и спорта.

Имеются и другие точки зрения. Например, А.П. Мясоедов в своей исследовательской деятельности исходит из положения, что «модель профессиональной направленности специалиста следует рассматривать как норму, эталон нравственных, общественно-необходимых требований к его квалификации: что специалист должен делать; чем владеть; с чем должен быть знаком; дополнительные требования (эстетические, эмоционально-волевые)» [3].

При разработке модели формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта мы опирались на основы теории педагогических систем, разработанных В. П. Беспалько, Е.Е. Кузьминой, О.П. Околев-ским. Предлагаемая модель формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и

спорта представляет собой органическую упорядоченность цели, содержания и технологии профессиональной подготовки. Интегративная модель состоит из шести блоков.

Суть первого блока нашей модели составляет постановка цели. Целью является формирование профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта

Во второй блок модели входят три задачи, направленные на достижение цели:

1. Нахождение организационно-педагогических и социально-психологических оптимальных условий эффективности управления процессом формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта.

2. Организация педагогического процесса формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта.

3. Создание организационно-педагогических и социально-психологических условий, необходимых для удовлетворения личности в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии.

Третий блок модели формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта, включает в себя определяющие принципы. Они состоят из трех направлений:

1. Субъективная позиция личности бакалавров института физической культуры и спорта, включающие в себя внутренние принципы субъективности, рефлексии, индивидуализации.

2. Специальное направление определяющих принципов в модели формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта - организация содержания профессиональной подготовки в педагогической деятельности в процессе компетентностно-ориентированного образования в высшем учебном заведении. Она включает внутренние принципы: системности, фундаментализации, интеграции, научности, компетентности.

3. Следующее направление определяющих принципов в модели формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта это, организация процесса формирования профессиональной направленности построенная на внутренних принципах современности, проблемности, взаимодействия.

Четвёртый блок нашей модели состоит из организационно-педагогических условий. Эти условия учитывают особенности и педагогические возможности подготовки бакалавров института физической культуры и спорта. Для повышения эффективности процесса формирования профессиональной направленности личности бакалавров института физической культуры и спорта необходимо реализация этих условий.

Рассмотрим эти условия подробно.

1. Исходным условием, обеспечивающим эффективность процесса профессионально-педагогической подготовки бакалавров института физической культуры и спорта, является изменение цели и задач профессионально-педагогического обучения, направленного на становление у обучающихся профессионально-педагогических убеждений, стремления к самосовершенствованию, профессиональной рефлексии.

2. Изучение не только предметного материала (получение профессиональных знаний, умений, навыков), но и обучению бакалавров физической культуры и спорта осмысленному научению способам освоения материала по предмету дисциплин учебного процесса в вузе.

3. Педагогический процесс, направленный на профессиональную ориентацию бакалавров института физической культуры и спорта, с использованием наглядных форм не декларативного характера.

4. В процессе формирования профессиональной направленности, обеспечить привлечение молодых специалистов в сфере физической культуры и спорта, которые показали творческий и успешный подход в своей педагогической деятельности.

5. Обеспечить единую программно целевую и профессиональную направленность учебно-воспитательного процесса, а также ввести и продумать единую систему планирования.

6. Совершенствования профессионально-педагогической деятельности преподавателей в интеграционной модели ориентированной на формирование профессиональной направленности, познавательной самостоятельности, обеспечивающих само-

утверждение и самовыражение личности бакалавров института физической культуры и спорта.

7. Организационное взаимодействие бакалавр-бакалавр, бакалавр-преподаватель в процессе профессионально-педагогической практики, которое активизирует эмоционально-волевую, интеллектуальную и деятельностную сферу личности вовлекающего будущего специалиста в физкультурно-спортивную деятельность.

8. В процессе осуществления учебно-педагогического начало можно использовать предметную сферу в формировании профессиональной направленности, преимущественно в школьных учебных заведениях, детско-юношеских спортивных школах, в заведениях сферы физической культуры и спорта, способствующих развитию потребности бакалавров института физической культуры и спорта в рефлексии приобретаемого опыта, как учебной, так и профессионально-педагогической деятельности.

9. Проведение разнообразных учебно-теоретических и практических занятий с бакалаврами института физической культуры и спорта. Преподаватели организуют учебный процесс в форме групповых занятий, работу в малых группах, а также использования индивидуальных форм педагогической деятельности.

10. В процессе формирования профессиональной направленности используется психологическая диагностика, при учете индивидуальных особенностей личности бакалавров института физической культуры и спорта.

11. Определение профессионально-педагогических способностей и психологических качеств личности бакалавров в процессе формирования профессиональной направленности, обеспечивающей рост профессионально-педагогической готовности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта.

12. Психологическое обеспечение для возможности сопоставления собственной подготовленности обучающихся с требованиями профессии, освоение несовпадающих элементов профессиограммы, проведение контроля успешности выработки профессионально-психологических важных качеств.

В процессе создания интегральной модели формирования профессиональной направленности были выделены технологические компоненты. В пятом блоке нашей модели формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта находится технологический компонент, включающий в себя: целевой, содержательный и творческий.

Целевой технологический компонент является системообразующим и ориентируется на понимание формирование профессиональной направленности, как развитие глубинных личностных структур будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта: его убеждений, ценностей, мотивов. Предложенный содержательный технологический компонент интегративной модели профессиональной направленности бакалавров реализуется на предъявляемых профессионально важных психофизиологических требований к личности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта. Творческий компонент обеспечивает формирование и развитие творческих способностей, стимулирует формирование творческой саморазвивающейся личности бакалавров института физической культуры и спорта.

В связи с этим нами определены следующие педагогические требования при формировании профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта, к применяемым технологическим компонентам интегративной модели:

1. Обеспечить профессионально-педагогическое самоопределение бакалавров института физической культуры и спорта, также дать возможность приобрести бакалаврам по индивидуальной программе профессионально-практические знания. В процессе обучения использовать основные фронтальные формы, учитывающие познавательные особенности, мотивы, склонности и психологические личностные качества бакалавров института физической культуры и спорта.

2. В процессе формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта, способствовать реализации основных педагогических принципов обучения (принципов мотивации, активности, познавательной самостоятельности);

3. Обеспечить реализацию дидактического принципа рефлексии. По возможности требовать от будущего специалиста в сфере физической культуры и спорта самостоятельного завершения своей педагогической деятельности, а также работать над формированием профессиональной направленности. Бакалавру

института физической культуры и необходимо осмысливать схемы и правила и жизненный выбор, в сочетании с которыми он действует результативно.

В технологическом блоке нашей интегративной модели формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта мы учитываем перевод бакалавра из объективной позиции в субъективную позицию активного профессионально-педагогического самообучения. Оптимальной, на наш взгляд, представляется следующая этапность этого процесса:

1. Первоначальный этап профессионально-педагогического обучения бакалавров строится во взаимодействие с преподавателем. Преподаватель в процессе формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта выступает организатором обучения, а так же является и находится в роли информатора. Бакалавр в это же время выступает созерцателем и исполнителем организационного процесса формирования профессиональной направленности.

2. Критический этап учебно-воспитательного процесса строится на помощи преподавателя бакалавру института физической культуры и спорта в овладении выбранной педагогической профессией. Бакалавр в процессе формирования профессиональной направленности встает в позицию заинтересованного в получении знаний, профессионально-педагогических учений и навыков в дальнейшей деятельности в сфере физической культуры и спорта .

3. Переломный этап обучения в процессе формирования профессиональной направленности возникает в связи становления преподавателя в позицию сотрудничества, так как возникающая ситуация строится на целеустремленности бакалавров института физической культуры и спорта.

4. Допустимый этап профессионально-педагогического обучения бакалавров требует со стороны преподавателя коор-динаторской деятельности. А со стороны бакалавров института физической культуры и спорта самостоятельности и активности в процессе обучения и формирования профессиональной направленности.

5. Оптимальный этап учебно-воспитательного процесса ставит преподавателя в позицию консультанта перед бакалаврами института физической культуры и спорта. Бакалавр подходит к своему образованию творчески, критически и достигает уровня самообразования в процессе формирования профессиональной направленности.

В построении интегративной модели формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта мы используем деятельностный, личностно-ориентированный и индивидуально-творческий подход.

Деятельностный подход базируется на анализе профессионально-педагогической деятельности бакалавров института физической культуры и спорта. Личностно-ориентированный подход, используемый нами в построении интегративной модели формирования профессиональной направленности предполагает оптимальную переориентацию всего процесса обучения на овладение каждым бакалавром института физической культуры и спорта умениями самостоятельной, профессиональной и учебной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений с преподавателями в условиях формирования профессиональной направленности преподавателем и самим обучающимся. Сущность индивидуально-творческого подхода заключается в личностно-ориентированном овладении бакалаврами института физической культуры и спорта предстоящей профессионально-педагогической деятельностью.

Шестым блоком нашей интегративной модели является психологическая диагностика и прогнозирование процесса формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта.

В нашей психологической диагностики мы выделяем пять уровней сформированности профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта. Уровни представляют собой совокупность личностно-индивидуальных и творческих качеств бакалавров института физической культуры и спорта и критерии сформированности профессиональной направленности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта.

Под критерием сформированности профессиональной направленности личности бакалавров института физической куль-

туры и спорта понимается совокупность объективных и субъективных показателей, дающих качественную характеристику ее состояния, опираясь на которые можно выявить ее существенные свойства и меру проявления в профессионально-педагогической деятельности.

Критерии включают следующие показатели:

1) степень сформированности у бакалавров института физической культуры и спорта потребности в учебно-воспитательной и профессионально-педагогической деятельности, а так же нахождения способов ее удовлетворения в процессе формирования профессиональной направленности;

2) в процессе учебно-воспитательной и профессионально-педагогической деятельности у бакалавров института физической культуры и спорта выражена эмоционально-волевая сфера, проявляется нравственные потребности в реализации профессиональной направленности. Такие качества как самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, порядочность, принципиальность, ответственность, организованность, дисциплинированность, способность к сопереживанию проявляются у бакалавров института физической культуры и спорта в процессе формирования профессиональной направленности.

3) высокая степень удовлетворенности в своей профессионально-педагогической деятельности, а так же положительного отношения бакалавров к выполняемой деятельности в сфере физической культуры и спорта;

4) в процессе учебно-воспитательной и профессионально-педагогической деятельности бакалавры института физической культуры и спорта проявляют самодеятельность, самоорганизацию и самовоспитания в формировании профессиональной направленности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) готовность будущего специалиста в сфере физической культуры и спорта, направленная на целостное обеспечение профессионально-педагогической деятельности осуществляется средствами и методами учебно-воспитательной и педагогической работы преподавателей;

6) мотивированный процесс воздействия на содержание преобладающей профессионально-педагогической деятельности и ее профессиональная направленность у бакалавров института физической культуры и спорта;

7) процесс усвоения научно-практических знаний бакалаврами, понимания их системности и глубины для сущности природных и социальных функционирований профессионально-педагогической деятельности будущего специалиста в сфере физической культуры и спорта, а также творческое применение этих процессов в общественной жизни;

8) бакалавр института физической культуры и спорта принимает активное и интенсивное участие в регулярной профессионально-педагогической деятельности, которая затрагивает определенное время;

9) сложность профессионально-педагогической деятельности, обуславливает наличие соответствующей подготовленности бакалавров института физической культуры и спорта и требует творческого уровня выполнения этой деятельности.

Как указывалось, в своем понимании профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта мы исходили из того, что это психологическое качество и свойство личности, готовое к практическим действиям связующее с реальным поступком, которое объединяет в своей структуре мысли, чувства, переживания с реальными объектами воспроизведения.

В опытно-экспериментальной работе мы показываем превращение знания в побудитель, вызывающий проявления нравственно-волевой активности бакалавров института физической культуры и спорта. Это возможно при подкреплении чувством бакалавра при возникновения профессиональных знаний, которые становятся принципом поведения. Осуществляется это в процессе диалектической борьбы между компонентами единства.

Таким образом, чтобы реализовать профессиональную направленность бакалавров института физической культуры и спорта мысли, чувства, поведение должны соответствовать друг

другу.

При рассмотрении этих явлений с преподавателями и бакалаврами института физической культуры и спорта на психолого-диагностическом и корректирующем этапах формирования выяснилось, что развитие субъектности как высшего проявления профессиональной направленности, ее действенности происходит поэтапно, и каждый из этапов характеризуется разной степенью готовности к действию, к поступку.

Студенты, которые показали самые высокие результаты, получили в группах наибольшее количество выборов в процессе решений заданных нами ситуаций затруднения. Ситуационные задачи-затруднения требовали от бакалавров института физической культуры и спорта проявления автономного следования общественным правилам и нормам.

В процессе решения ситуации затруднения, бакалавры института физической культуры и спорта, показали низкие результаты. Количество полученных ими выборов либо очень ограничено, либо они вообще отсутствуют, и вследствие этого оказалась самая неудовлетворительная позиция в коллективе. Для данной группы бакалавров института физической культуры и спорта характерна пассивное состояние, вялое или грубое отношение в коллективе, неприязненное отношение к окружающим, развязность в обращение со старшим поколением, нежелание делиться информацией сокурсниками, неумение доводить начатое дело до конца.

В процессе опытно-экспериментальной работы учитывались следующие компоненты профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта: мысли, чувства, поступки. Эти компоненты были подвержены ситуативным влияниям. Так же в работе учитывалось неодинаковая действенность каждого из компонентов, и носили разный характер содержания, а также степени самостоятельности субъектности личности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта. В содержания этих компонентов профессиональной направленности бакалавров физической культуры и спорта входили: эгоистическое, коллективистическое, гуманистическое, индивидуалистическое направленность.

На основании данных психолого-диагностического и корректирующего этапов были выделены следующие уровни формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта.

1. Безучастный (низкий) уровень. Основная характеристика этого уровня проявляется в отсутствии значимости и неосознанности бакалавров института физической культуры и спорта. Бакалавр находится на грани не понимания, взаимопонимание отсутствует на уровне общения друг с другом. Незначительное сочувствия и содействия к окружающим. Низким уровнем отличается непонимания бакалаврами важности проявления к нему положительного отношения.

2. Осознанный (средний) уровень. Характеризует бакалавров с положительной стороны в процессе осознанного отношения к профессионально-педагогической деятельности в сфере физической культуры. Выявляется среднее проявление согласованности мыслей, чувств, поступков к сокурсникам.

3. Творческий (высокий) уровень. Соотношения единства компонентов мыслей, чувств, действий и гармонией характеризуется проявлением бакалавров института физической культуры и спорта согласованной устойчивости.

В основу психологической диагностики и прогнозирования процесса формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта легли данные уровни. Уровни формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта позволили дифференцировать личностные психологические качества и характеризовать будущих работников в сфере физической культуры и спорта. Таким образом, данная система уровней говорит о том, что очень малое число бакалавров может быть отнесено к третьему, высокому (творческому) уровню. Третий (творческий, высокий) уровень является эталоном для всех последующих уровней и практически является идеальным для характеристики бакалавров института физической культуры и спорта.

В результате осуществления данной работы, повышается результативность и эффективность процесса формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры. В процессе учебно-воспитательной деятельности улучшается образовательная среда. Данный процесс основан на вовлечении всех преподавателей института, способный доставить преподавателю наиболее важные данные о бакалавре института физической культуры и спорта. Создании возможности для их реализации и совершенствования внутри коллективного взаимодействия. Снижаются затраты посредством устранения неэффективных, нерациональных действий и оптимального использования всех видов ресурсов необходимых для достаточно объективной и дифференцированной оценки преподавателем профессионально-педагогической готовности бакалавров института физической культуры и спорта.

По рассмотренной выше пятибалльной системе критериев, предлагаемая нами методика психологической диагностики и прогнозирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта, представляет собой разновидность естественного-педагогического эксперимента.

Созданная нами интегративная модель формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта включает основные свойства целостной модельной системы, которая обеспечивает устойчивое функционирование, предполагая единство и взаимосвязь всех компонентов органичной системы.

Библиографический список

1. Штофф В.А. Моделирование и философия. Москва: Наука, 1966.

2. Голуб С.Б. Методы активной профессиональной подготовки обучающихся индустриально-педагогического колледжа: Автореферат диссертации...кандидата педагогических наук. Магнитогорск, 1997.

3. Мясоедов С.П., Колесникова И.В., Борисова Л.Г. Российская деловая культура. Воздействие на модель управления. Москва: Дело АНХ, 2011.

References

1. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya. Moskva: Nauka, 1966.

2. Golub S.B. Metody aktivnoj professional'noj podgotovki obuchayuschihsya industrial'no-pedagogicheskogo kolledzha: Avtoreferat dissertacii.kandidata pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 1997.

3. Myasoedov S.P., Kolesnikova I.V., Borisova L.G. Rossijskaya delovaya kul'tura. Vozdejstvie na model' upravleniya. Moskva: Delo ANH, 2011.

Статья поступила в редакции. 12.07.18

УДК 378

Shapovalov A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Physics and Methods of Teaching Physics,

Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: shap_a_a@mail.ru

Andreeva L.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physics and Methods of Teaching Physics,

Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: ale_njan@mail.ru

TRAINING OF STUDENTS FOR DESIGNING AND DECISION EXPERIMENTAL TASKS IN PHYSICS. In the article current problems of statement of a laboratory physical experiment in the system of the higher pedagogical education are designated. The approach to the organization of an educational laboratory experiment focused not on performance by students of tasks on in advance prepared instructions and on already assembled installations, and on their preparation for independent designing and the further solution of subject experimental tasks is offered. The generalized plans of the description of different types of scientific knowledge are taken as a basis of classification of such tasks. For performance of experiments it is recommended to use the element base

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.