Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
918
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РОДИТЕЛИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / СРЕДСТВА СВЯЗИ / ПЕЧАТНЫЕ РЕСУРСЫ / ЗАПРОС НА СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE SUPPORT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / INTERACTION / STUDENTS' PARENTS / DISTANCE RESOURCES / INTERNET RESOURCES / COMMUNICATION FACILITIES / PRINT RESOURCES / SUPPORT REQUEST / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костина Любовь Михайловна, Писаренко Ирина Алексеевна

В статье рассматривается проблема взаимодействия участников образовательного процесса в период перехода к дистанционному обучению. Родители учащихся играют одну из ведущих ролей в образовательном процессе. Психолого-педагогическое сопровождение родителей обучающихся является одной из приоритетных задач педагогов и психологов образовательных организаций. Дистанционная форма взаимодействия с родителями - это не только тренд современности, но и необходимость поиска новых форм поддержки семьи при обучении ребенка. Дистанционное сопровождение осуществляется посредством дистанционных ресурсов. Нами выделена классификация данных ресурсов: печатные ресурсы, средства связи и Интернет-ресурсы, которые реализуются в онлайн и офлайн фермах. Целью эмпирического исследования стало изучение запроса родителей обучающихся на психолого-педагогическое сопровождение посредством дистанционных форм взаимодействия. Результаты опроса 180 родителей (матерей) учащихся 6-8 классов показали: большинство опрошенных хотели бы получать психолого-педагогическую помощь от специалистов образовательной организации. Причем предпочитаемый вид деятельности - индивидуальные консультации с учителем или психологом. Подавляющее большинство родителей выбирают дистанционную форму взаимодействия независимо от эпидемиологической обстановки. В качестве средства реализации дистанционного сопровождения родители обучающихся предпочитают Интернет-ресурсы, и, в первую очередь, офлайн формат через электронную почту, форумы и сайты. Полученные результаты говорят о необходимости проведения дальнейших более обширных исследований в области образовательных и дистанционных запросов родителей обучающихся, как в период организации всеобщего дистанционного обучения, так и в более спокойное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костина Любовь Михайловна, Писаренко Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE SUPPORT OF TRAINING PARENTS

The article discusses the problem of the interaction of participants in the educational process during the transition to distance learning. Parents of students play one of the leading roles in the educational process. Psychological and pedagogical support of students' parents is one of the leading tasks of teachers and psychologists of educational organizations. The remote form of interaction with parents is not only a trend of our time, but also the need to find new forms of family support in teaching a child. Remote tracking is carried out through remote resources. We have identified the classification of these resources: print resources, communications and Internet resources, which are sold in online and offline farms. The purpose of the empirical study was to study the request of parents of students for psychological and pedagogical support through remote forms of interaction. A survey of 180 parents (mothers) of students in grades 6-8 showed: most of the respondents would like to receive psychological and pedagogical assistance from specialists of an educational organization. Moreover, the preferred type of activity is individual consultation with a teacher or psychologist. The vast majority of parents choose a remote form of interaction regardless of the epidemiological situation. Parents of students choose Internet resources as a means of implementing remote support, and, first of all, an offline format via e-mail, forums and websites. The results obtained indicate the need for further more extensive research in the field of educational and distance requests of parents of students, both during the organization of universal distance learning and in a more relaxed time.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 373.1

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0033

ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

© 2020

SPIN: 7362-2483 AuthorlD: 7005814805 ResearcherlD: S-3779-2019 ORCID: 0000-0002-0472-7640 ScopusID:7005814805

Костина Любовь Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Возрастная психология и педагогика семьи» Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (191186, Россия, Санкт-Петербург, н.р. Мойки д.48. e-mail: [email protected]) AuthorID: 7855-2995 ORCID: 0000-0002-7117-7474

Писаренко Ирина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, «Институт педагогики» Санкт-Петербургский государственный университет (199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская набережная д.7-9 e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье рассматривается проблема взаимодействия участников образовательного процесса в период перехода к дистанционному обучению. Родители учащихся играют одну из ведущих ролей в образовательном процессе. Психолого-педагогическое сопровождение родителей обучающихся является одной из приоритетных задач педагогов и психологов образовательных организаций. Дистанционная форма взаимодействия с родителями - это не только тренд современности, но и необходимость поиска новых форм поддержки семьи при обучении ребенка. Дистанционное сопровождение осуществляется посредством дистанционных ресурсов. Нами выделена классификация данных ресурсов: печатные ресурсы, средства связи и Интернет-ресурсы, которые реализуются в онлайн и офлайн фермах. Целью эмпирического исследования стало изучение запроса родителей обучающихся на психолого-педагогическое сопровождение посредством дистанционных форм взаимодействия. Результаты опроса 180 родителей (матерей) учащихся 6-8 классов показали: большинство опрошенных хотели бы получать психолого-педагогическую помощь от специалистов образовательной организации. Причем предпочитаемый вид деятельности - индивидуальные консультации с учителем или психологом. Подавляющее большинство родителей выбирают дистанционную форму взаимодействия независимо от эпидемиологической обстановки. В качестве средства реализации дистанционного сопровождения родители обучающихся предпочитают Интернет-ресурсы, и, в первую очередь, офлайн формат через электронную почту, форумы и сайты. Полученные результаты говорят о необходимости проведения дальнейших более обширных исследований в области образовательных и дистанционных запросов родителей обучающихся, как в период организации всеобщего дистанционного обучения, так и в более спокойное время.

Ключевые слова: дистанционная поддержка, психолого-педагогическое сопровождение, взаимодействие, родители обучающихся, дистанционные ресурсы, Интернет-ресурсы, средства связи, печатные ресурсы, запрос на сопровождение, образовательные технологии.

REMOTE SUPPORT OF TRAINING PARENTS

© 2020

Kostina Lyubov Mikhailovna, candidate of psychological sciences, associate professor of the department "Age Psychology and Family Pedagogy" Herzen State Pedagogical University of Russia (191186, Russia, St.Petersburg, n.r. Moyka, 48. e-mail: [email protected]) Pisarenko Irina Alekseevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

"Institute of Pedagogy" Saint Petersburg State University (199034, Russia, St. Petersburg, Universitetskaya embankment, 7-9 e-mail: [email protected]) Abstract. The article discusses the problem of the interaction of participants in the educational process during the transition to distance learning. Parents of students play one of the leading roles in the educational process. Psychological and pedagogical support of students' parents is one of the leading tasks of teachers and psychologists of educational organizations. The remote form of interaction with parents is not only a trend of our time, but also the need to find new forms of family support in teaching a child. Remote tracking is carried out through remote resources. We have identified the classification of these resources: print resources, communications and Internet resources, which are sold in online and offline farms. The purpose of the empirical study was to study the request of parents of students for psychological and pedagogical support through remote forms of interaction. A survey of 180 parents (mothers) of students in grades 6-8 showed: most of the respondents would like to receive psychological and pedagogical assistance from specialists of an educational organization. Moreover, the preferred type of activity is individual consultation with a teacher or psychologist. The vast majority of parents choose a remote form of interaction regardless of the epidemiological situation. Parents of students choose Internet resources as a means of implementing remote support, and, first of all, an offline format via e-mail, forums and websites. The results obtained indicate the need for further more extensive research in the field of educational and distance requests of parents of students, both during the organization of universal distance learning and in a more relaxed time.

Keywords: distance support, psychological and pedagogical support, interaction, students' parents, distance resources, Internet resources, communication facilities, print resources, support request, educational technologies.

ВВЕДЕНИЕ

В современных реалиях всемирной пандемии не вызывает сомнение актуальность проблемы организации дистанционного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Системы образования всего мира переходят на новый удаленный режим работы.

В настоящее время появляется довольно много статей, посвященных проблеме дистанционного обучения детей [1-11]. Однако, мы в своей работе хотели бы остановится на проблемах взаимодействия педагогов и психологов с родителями обучающихся. Одним из таких способов, на наш взгляд, является дистанционное психолого-педаго-

Kostina Lyubov Mikhailovna, Pisarenko Irina Alekseevna pedagogical

REMOTE SUPPORT OF TRAINING ... sciences

гическое сопровождение семьи в период удаленного обучения учащихся.

Дистанционное сопровождение, как сравнительно новое направление в практической педагогике и психологии переживает интенсивное развитие. Однако, данный вид взаимодействия специалиста с родителями обучающихся сталкивается с рядом неизбежных проблем: техническая оснащённость семей, компьютерная грамотность родителей и специалистов, технические возможности ресурсов Интернет-коммуникации, эмоциональное сопротивление новым формам взаимодействия и т.д. Несмотря на это, данная форма сопровождения активно развивается и ее эффективность изучается специалистами различных научных направлений.

Определяясь в понятия, интегрируем существующие в научной литературе определения данного процесса. Под дистанционным сопровождением мы будем понимать профессиональные действия педагогов и психологов, направленные на создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной реализации образовательной деятельности, без личного контакта специалиста с родителями обучающихся.

На современном этапе развития науки дистанционное психолого-педагогическое сопровождение применяется для работы с различными категориями субъектов образования: с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями здоровья [12-15], с учащимися начальной школы [16-20] в средних [21-27] и специализированных школах и дополнительном образовании [28-30], при работе с одарёнными детьми [31]. Хотя существует ряд исследований, направленных на взаимодействие образовательных организаций с семьей [32-35], проблема дистанционного психолого-педагогического сопровождения именно родителей учеников пока не вызывают столь обширный интерес ученых.

Дистанционное взаимодействие с обучающимися реализуется посредством различных дистанционных ресурсов. Проблема эффективности данных ресурсов также становится предметом научных исследований. Для реализация дистанционного взаимодействия разные авторы предлагают многообразие средств. Например, порталы дистанционного обучения [36], интеграционные средства [37], различные системы дистанционного обучения [38-42], автоматизированные платформы обучения и контроля знаний [44, 45], системы мобильного дистанционного обучения [46], социальные сети в дистанционном образовании [47], система «Эко-Школа» [48], модели распознавания лиц [49] и многое другое.

Для дистанционного психолого-педагогического сопровождения родителей мы, в свою очередь, предполагаем использовать дистанционные ресурсы трёх видов: Интернет-ресурсы, средства связи, печатные ресурсы

Интернет-ресурсы. Очевидно, что это вид ресурсов с использование сети Интернет. В свою очередь они делятся на две группы: онлайн и офлайн.

1. Онлайн ресурсы предполагают непосредственное и одновременное нахождение в сети участников сопровождения (например, педагога и родителей обучающегося). К таким ресурсам относятся:

- Программы интерактивной коммуникации (Skype, Zoom, Viber, Whatsapp др).

- Чат - (от англ. to chat - болтать) - это общение в Интернет, когда переписка ведется в реальном времени.

- Социальные сети, как возможность передачи и приема информации при одновременном присутствии в сети участников взаимодействия.

- Форум - это тематическое общение. В отличие от чата, на форуме возможно размещение большого объема информации и переписка сохраняется.

- Вебинар - это онлайн мероприятие, на котором один или несколько спикеров проводят обучающее мероприятие.

2. Офлайн ресурсы - (от английского off-line, «от-164

ключённый от сети») - не предполагает одновременного нахождения в сети участников взаимодействия. Каждый использует ресурс в удобное для него время. К таким ресурсам относятся:

- Электронная почта - один из распространенных способов обмена информацией путем переписки.

- Блог (влог) - регулярное добавление записей или видео-контента с информационно-просветительской целью

- Веб-сайт - это объединённая под одним адресом (доменным именем) электронные страницы с информацией от частного лица (персональный сайт педагога или психолога) или организации.

- Также в офлайн режиме активно используются форум и социальные сети.

Средства связи. Это вид ресурсов, где в качестве приема и передачи информации используется телефония. К ним относятся:

- Телефон. Благодаря данному средству связи можно осуществлять общение на расстоянии, что позволяет достаточно быстро принять и передать большой объем информации.

- Смс-рассылки. Один из эффективных и быстрых способов передачи-получения небольших объемов информации в экстренном режиме.

- Автоответчик с записью важной информации для родителей обучающихся. Данный ресурс также подходит для передачи небольшого количества информации.

Телефон доверия - один из видов психологической поддержки родителей обучающихся при их сопровождении в период дистанционного обучения детей и подростков.

Печатные ресурсы. Печатных ресурсов большое количество, мы рассмотрим основные. При дистанционном сопровождении родителей могут использоваться их электронные варианты.

- Памятка - информационный ресурс, направленный на пошаговую инструкцию по поводу решения какой-либо психолого-педагогической проблемы родителей или их детей.

- Буклет - краткий информационный ресурс, имеющий своей целью сообщение комплексной или узконаправленной информации.

- Стенд - печатный информационный ресурс, представляет собой щит или конструкцию с текстовой и (или) графической информацией различного содержания. Может носить интерактивный или статический характер.

- Также к печатным ресурсам относятся флаеры, ре-кламки, визитки, объявления, газеты и т.д.

Приведенная классификация не претендует на полноту и законченность. Мы привели лишь несколько возможных примеров наиболее распространенных средств работы педагогов и психологов при сопровождении родителей обучающихся.

МЕТОДОЛОГИЯ

Далее нами было проведено эмпирическое изучение специфики психолого-педагогического сопровождения родителей обучающихся посредством дистанционных форм взаимодействия. Что и стало целью нашей дальнейшей работы.

Задачами исследования выступили:

1. Выявить запрос на дистанционную психолого-педагогическую помощь родителям обучающихся.

2. Изучались запросы на содержание психолого-педагогического сопровождения родителей обучающихся по видам деятельности

3. Определить предпочтения родителей по формам дистанционного психолого-педагогического сопровождения

Характеристика выборки: в исследовании приняло участие 180 родителей (матерей) учащихся 6-8 классов образовательных организаций Северо-Западного региону_

В качестве методов исследования были разработаны и использованы авторские опросники: «Опросник на выявление запроса родителей на психолого-педагогическое сопровождение», «Опросник на выявление содержания психолого-педагогического сопровождения по запросу родителей»; «Опросник на выявление способа психолого-педагогического сопровождения по запросу родителей».

РЕЗУЛЬТАТЫ

Остановимся подробнее на результатах, полученных в ходе эмпирической части нашего исследования.

На первом этапе работы нами изучалось наличие (отсутствие) запроса на дистанционную психолого-педагогическую помощь со стороны родителей обучающихся. По результатам выяснилось, что подавляющее большинство опрошенных хотели бы получать психолого-педагогическую помощь от специалистов образовательной организации, в которых проходят обучение их дети (75%). Однако, около четверти родителей отказались от такой поддержки. Они объясняли свой отказ нехваткой времени, недоверием к сторонним специалистам, желанием самостоятельно решать свои проблемы и проблемы их детей. Полученные результаты исследования здесь и далее никак не коррелировали с возрастом испытуемых. И, поскольку, в работе принимали участие только матери, мы может объяснить подобный выбор только индивидуальными предпочтениями, собственными страхами и мифами по поводу не квалифицированности специалистов дошкольной и основной общей ступени образования.

На втором этапе работы нами изучались запросы на содержание психолого-педагогического сопровождения родителей обучающихся по видам деятельности. Результаты показали, что большинство родителей (55%). хотели бы получать индивидуальную консультационную помощь педагогов и психолога по решению актуальных вопросов. Такие направления деятельности, как просвещение (24%) и диагностика (21%), интересуют родителей в меньшей степени. На наш взгляд данные результаты могут быть связаны с потребностью матерей в обсуждении не общих гипотетических проблем будущего, а насущных персональных сложностей, которые возникают у родителей при экстренном и, не всегда организованном, процессе дистанционного обучения их детей.

На третьем этапе работы мы изучали предпочтения родителей форм дистанционного сопровождения. Результаты показали, что подавляющее большинство родителей обучающихся (77%) поддерживают дистанционный способ психолого-педагогического сопровождения. Только 23% матерей при любой возможности воспользовались бы очным взаимодействием с педагогами и психологом образовательной организации, где обучается их ребенок.

По результатам изучения выбора родителей обучающихся предпочитаемых видов дистанционных ресурсов закономерно выявлено, что большинство родителей обучающихся (87%) выбрали Интернет-ресурсы в качестве средства реализации дистанционного психолого-педагогического сопровождения. В меньшей степени они заинтересованы в печатной продукции (электронный формат) и в средствах связи.

Дальнейший интерес нашей работы был связан с конкретными формами Интернет-ресурсов, которые хотели бы использовать родители обучающихся при дистанционном взаимодействии со специалистами образовательных организаций. Им предлагалась возможность выбора сразу нескольких вариантов.

Результаты опроса позволили установить, что большинство родителей выбирают такие интернет ресурсы как электронная почта (48%) обучающие вебинары и веб-сайты (по 43%), онлайн общение через скайп (39%) и получение информации через форум (34%). Данные результаты представляют интерес потому, что по мне-

нию педагогов (из результатов личных бесед) родители должны были бы предпочитать онлайн формы сопровождения. Данные опроса показали, что онлайн форма находится далеко не на первом месте. То есть родители обучающихся предпочитают получить возможность спокойно воспринять информацию в свободном режиме, потратив на работу с ней, количество времени удобное для них, а не для специалиста образовательной организации.

Рисунок 1 - Результаты изучения предпочтения родителей обучающихся форм Интернет-ресурсов для сопровождения

Поиск подобных результатов в научных публикациях показал фактическое отсутствие научных работ, посвя-щённых проблематике дистанционного сопровождения родителей учащихся, осваивающие образовательные программы в удаленном режиме. Что может свидетельствовать о достаточно высокой значимости полученных данных.

ВЫВОДЫ

Таким образом, по результатам эмпирического исследования можно сделать вывод, что большинство родителей обучающихся хотели бы решать проблемы, возникающие в семье при дистанционном обучении ребенка, с помощью психолого-педагогического сопровождения посредством дистанционных ресурсов, в первую очередь - Интернет-ресурсов в офлайн формате.

Проведенное теоретико-эмпирическое исследование позволяет говорить об актуальности проблемы психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся в период дистанционного образования. Данная статья направлена на смещение фокуса внимания исследователей с учителей и учащихся на родителей обучающихся, как важнейших участников дистанционного, по факту, семейного образования. Тематика дистанционного взаимодействия с семьей, технологии данной работы и средства повышения ее эффективности могут стать предметом дальнейших научных исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аязбаева Б.К., Чарная Д.Ю. Проблемы и перспективы дистанционного интернет-обучения в школе по обновленной образовательной программе. В сборнике: Приоритеты педагогики и современного образования сборник статей VМеждународной научно-практической конференции. 2019. С.50-54.

2. Блоховцова Г.Г., Маликова Т.Л., Симоненко А.А. Перспективы развития дистанционного обучения //Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 118-3. С.89-92.

3. Волкова И.А. Проект «Школа дистанционного обучения» как дистанционный ресурс для организации смешанного обучения на основе сетевого взаимодействия. В сборнике: Сетевое взаимодействие образовательных организаций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта: современные подходы, опыт и перспективы Материалы Региональной научно-практической конференции. Под редакцией Н.В. Дягилевой, О.А. Трофимовой. 2016. С.40-48.

4. Воронцов Д.А., Чернова С.В. Дистанционное обучение. // Педагогические науки. 2019. № 1 (94). С.7-8.

Kostina Lyubov Mikhailovna, Pisarenko Irina Alekseevna REMOTE SUPPORT OF TRAINING ...

5. Иванова А.А., Минкин А.В. Анализ систем дистанционного обучения для применения в смешанном обучении. // Форум молодых ученых. 2018. № 11-1 (27). С.770-773.

6. Ликсина Е.В., Герасимова А.В. Предпосылки становления и развития дистанционных форм обучения. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2020. № 11. С.65-68.

7. Лукашенко Д.В. Проблемы и перспективы дистанционного обучения. //Вопросы педагогики. 2019. № 2. С.54-57.

8. Халиков А.А., Мусамедова К.А., Ибрагимова О.А. Анализ методов дистанционного обучения и внедрения дистанционного обучения в образовательных учреждениях. // Вестник научных конференций. 2017. № 3-6 (19). С.171-173.

9. Mirzoeva M. Learning efficiency at remote learning system. // Bulletin of Tajik National University. 2019. № 10-2. С.298-301.

10. Mullings D.V. Bridging the learning gap: cross-cultural learning and teaching through distance. // World Journal of Education. 2015. Т.5. № 2. С.1-9.

11. Harrison R.A., Harrison A., Robinson C., Rawlings B. The experience of international postgraduate students on a distance-learning programme. //Distance Education. 2018. Т. 39. № 4. С. 480-494.

12. Бирюкова Е.В., Бирюкова К.О. Возможности дистанционного обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в Центре обучения «Дистанционные технологии». В сборнике: Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности Материалы XIII Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых. Ответственный редактор Е.Ю. Лунькова. Рязань, 2019. С. 62-65.

13. Бортновская Н.В., Бортновский С.В. Организационно-педагогические условия дистанционного обучения физике детей с особыми образовательными потребностями. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

2019. № 1 (47). С. 6-14.

14. Звензловский А.В., Казеичева И.Н. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: обеспечение доступности образования средствами дистанционного обучения. В сборнике: Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность Материалы V Международной научно-практической конференции. Главный редактор С.В. Алехина. 2019. С. 280-283.

15. Шевелев В.В., Вековищева К.В. Об обучении людей с ограниченными возможностями на базе дистанционного обучения. В сборнике: Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 174-176.

16. Гордеева А.В. Применение дистанционных образовательных технологий при обучении учащихся начальной школы. В сборнике: Школа - вуз: проблемы и перспективы развития Материалы VI Региональной научно-практической конференции. Под редакцией И.Л. Гоника. 2019. С. 91-94.

17. Каширских С.Б. Технология дистанционного обучения для детей с ОВЗ в начальной школе. В сборнике: Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 30-32.

18. Ликина М.В. Формирование положительной мотивации обучения школьников посредством использования мобильного компьютерного класса в начальной школе. В сборнике: Современная наука и ее ресурсное обеспечение: инновационная парадигма Сборник статей Международной научно-практической конференции. Петрозаводск,

2020. С. 79-82.

19. Реймер М.В., Годовалова ДА. Проблемы и перспективы дистанционного обучения иностранному языку в начальной школе. // Вопросы педагогики. 2020. № 1-1. С. 190-193.

20. Хлынова Ю.Ю., Шишкина А.Г. Дистанционное обучение младших школьников. Реально? Перспективно? В сборнике: Цифра в помощь учителю сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Чебоксары, 2020. С. 73-79.

21. Дибцева Л.Н., Свергунова Л.В., Матвиенко М.А. Исследование технологии и методик реализации дистанционного обучения математики в средней школе. В сборнике: Использование современных информационных технологий в образовании сборник трудов IX Всероссийской заочной научно-методической конференции. Армавирский государственный педагогический университет. 2019. С. 60-64.

22. Кодиров Б.Р., Мирзоев Р.Р. Особенности организации дистанционного обучения школьников в процессе обучения информатики. В сборнике: Антропоцентрические науки в образовании по материалам VIII Международной научно-практической конференции и 13-14 ноября 2018 года (Россия, Китай, Греция) Воронеж, 2018. С. 150-153.

23. Курбонов А.А., Кодиров Б.Р., Мирзоев Р.Р. Основные принципы внедрения дистанционного обучения в процессе обучения информатике в средних общеобразовательных школах республики Таджикистан. В сборнике: Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы Материалы XV Международной научно-практической конференции. Посвящается 80-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского. под общ. ред. М. А. Родионова. 2019. С. 195-199.

24. Кривенко В.А., Ходырева А.А. Обучение информатике с применением дистанционного обучения. В сборнике: Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Международная научно-практическая заочная конференция: сборник статей. 2017. С. 80-82.

25. Орлова А.В. Проблемы мотивации дистанционного обучения

на примере анализа онлайн ресурсов для обучения школьников математике. В сборнике: Герценовские чтения: психологические исследования в образовании Материалы IМеждународной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией Л.А. Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой. 2018. С. 326-333.

26. Чумакова Ю.И. Особенности дистанционного обучения информатике учащихся с ограниченными возможностями здоровья в основной школе. #ScienceJuice2019 Сборник статей и тезисов открытой конференции. 2020. С. 234-235.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Якупов Г.С., Якупов С.С. Использование комбинированных видеоуроков по физике при дистанционном обучении. В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2019. С. 4519-4521.

28. Егорова ДА., Солдатенков Р.М. Возможности реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в кадетских школах, при обучении математике. В сборнике: Современные проблемы обучения математике: теория и практика Сборник статей. Ответственный редактор Р.М. Солдатенков. Москва, 2018. С. 54-62.

29. Маняхина В.Г. Применение дистанционных образовательных технологий и элементов электронного обучения в школе надомного обучения. В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика III Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 60-62.

30. Локалов В.А., Константинова Ю.О., Климов И.В., Миронов А.С. Организация дистанционного обучения трехмерному моделированию в системе дополнительного образования детей. Общество: социология, психология, педагогика. 2020 № 1 (69). С. 73-81

31. Каменская Т.Г Обучение талантливых школьников: перспективы и проблемы использования дистанционных форм обучения. В сборнике: Культура. Литература. Язык // материалы конференции «Чтения Ушинского». Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. 2017. С. 98-103.

32. Акулова О.В., Алексеева Е.Е., Барышева Т.А., Вергелес Г.И., Вронская И.В., Гогоберидзе А.Г., Граничина О.А., Денисова А.А., Елисеева М.Б., Зинченко Т.В., Иванова Л.Н., Ивашова О.А., Казакова А.А., Калабина И.А., Калинина М.И., Каменкова Н.Г., Конохова Е.С., Костина Л.М., Костюхина М.С., Котова С.А. и др. Институт детства Герценовского университета. СПб.: Издательство: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2017. 431 с.

33. КостинаЛ.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2005. 160 с.

34. Писаренко И.А., Александрова Т.В., Алексеева Е.Е., Буркова С.А., Костина Л.М., Николаева Е.И., Сорокина А.Ю. Ребенок в пространстве семьи. СПб.: Издательство: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2016. 133 с.

35. Писаренко И.А., Костина Л.М. Образовательные запросы семьи в тьюторском сопровождении школьников. В сборнике: XXV Страховские чтения Материалы Всероссийской научной конференции в рамках Международного научного симпозиума, посвященного 100-летию гуманитарного образования в СГУ. Под редакцией М.С. Ткачевой. 2017. С. 215-220.

36. Никифорова Е.И. От портала дистанционного образования к электронной системе дистанционной поддержки обучения. // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 39. С. 250-253.

37. Паникарова Н.Ф. Алгоритм интеграции дистанционного и очного компонентов в электронных курсах смешанного обучения. В сборнике: Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации сборник статей. Под редакцией А.Л. Назаренко. 2016. С. 403-413.

38. Верхотин Д.Г. Дистанционное обучение в системе Moodle как средство обучения школьников. // Вестник науки и образования. 2019. № 2-2 (56). С. 78-80.

39. Григорьева И.В. Оптимизация процесса обучения с использованием электронной системы дистанционного обучения «Мультимедиа-Технологии». В сборнике: Тенденции развития высшего образования в современном мире Международная научно-практическая конференция. Под ред. Г.А. Берулава. Сочи, 2019. С. 204-209.

40. Mohan B.S.S., Sekhar C.C. Distance metric learning-based kernel gram matrix learning for pattern analysis tasks in kernel feature space. // Pattern Analysis & Applications. 2018. Т. 21. № 3. С. 847-867.

41. Богданова А.В., Глазова В.Ф., Коновалова Е.Ю. Интеллектуальные технологии оценки качества дистанционных учебных курсов в высшем образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 79-82.

42. Итинсон К.С. Массовые открытые онлайн курсы и их влияние на высшее образование // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 15-17.

43. Ликсина Е.В. Креативные методы как форма реализации продуктивного обучения в процессе обучения информатике в СПО // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 120-126.

44. Чеканов О.И., Логинов А.Н., Батусов А.С., Сажин А.Ю. Автоматизированная платформа дистанционного и смешанного обучения с системой планирования и контроля результатов обучения. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2019667744, 26.12.2019.

45. Кораблев А.Ю., Булатов Р.Б. Машинное обучение в бизнесе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 68-72.

46. Смирнов А.В. Мобильное обучение как модель дистанционного обучения в условиях перехода к цифровой экономике. В сборнике: Преподавание информационных технологий в Российской Федерации. Материалы Семнадцатой открытой Всероссийской конференции. Ответственный редактор А. В. Альминдеров. 2019. С. 384387.

47. Бектурсынова Д.П. Использование социальных сетей в дистанционном обучении. В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). 2020. С. 4156-4159.

48. Трунева О.М., Мункоева Л.В., Рубцова И.В. Роль сетевой мультимедийной библиотеки «Эко-Школа» во внеурочной деятельности обучающихся. //Развитие образования. 2020. № 1 (7). С. 67-73.

49. Anuse A., Deshmukh N., Vyas V. Transfer subspace learning model for face recognition at a distance. // International Journal of Image, Graphics and Signal Processing. 2017. Т. 9. № 1. С. 27-32.

Статья поступила в редакцию 02.04.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.