Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение семьи в детском саду в период самоизоляции'

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в детском саду в период самоизоляции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1762
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолого-педагогическое сопровождение / семья / детский сад / самоизоляция / дистанционное обучение / psychological and pedagogical support / family / kindergarten / self-isolation / distance learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабас Светлана Георгиевна

В статье рассматривается специфика психолого-педагогического сопровождения семьи в детском саду в условиях дистанционного режима обучения. Ситуация самоизоляции изменяет подходы и способы взаимодействия системы дошкольного образования и родителей воспитанников. Методами теоретического анализа, экспертных оценок и анализа информации чатов педагогов системы образования было выявлено, что существует достаточно много новых, удобных и безопасных форм работы с родителями и их воспитанниками в дистанционном формате. Реальность потребовала от специалистов новых профессиональных компетенций и навыков работы в сфере использования различных гаджетов, интернет-технологий, коммуникаций, технических возможностей. У многих специалистов имеются страхи длительного пребывания в режиме онлайн, влияния технологий на здоровье, страх несостоятельности как специалиста в новом формате взаимодействия и страх плохих комментариев от родителей и коллег. В процессе дистанционной работы у педагогов-психологов выявились проблемы организационного характера, готовности к осуществлению данного взаимодействия, отсутствие навыков оказания психологической помощи в экстренной и кризисной ситуации и наличие собственных проблем самоизоляции с семьей. Поддержка педагогов-психологов в Свердловской области помогает специалистам в создании дистанционного документооборота, знакомит с перечнем полезных для работы интернет-ресурсов и содержит рекомендации для эффективных способов оптимизации психоэмоциональных состояний. Усилия каждого специалиста, личный вклад в развитие системы дистанционного образования, постоянное обучение и самообразование позволят повысить качество дистанционного психологического сопровождения семей дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабас Светлана Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Support of a Family in a Kindergarten During Self-isolation

The article studies the peculiarities of the psychological and pedagogical support of a family in a kindergarten in conditions of distance learning. The time of self-isolation changes the approaches to, and ways of interaction between the preschool education system and parents, causes a need for specialists for proper feedback from a child’s family. The methods of theoretical analysis, expert assessments and analysis of the information obtained from the education system teachers’ chatrooms have shown that there are quite a large number of new, convenient and safe forms of work with parents and their children in a distance format. However the new reality has required from kindergarten teachers-psychologists new professional competences and skills of work in the sphere of using different gadgets, Internet technologies, communications, technical capabilities, form and time of the interaction of all participants in the education process. Many specialists are fearful of staying online for a long time, of technologies influence on health, fearful of being incompetent as a specialist in a new format of interaction, as well as of negative comments from parents and colleagues. The distant format of the psychological support of a family has uncovered organizational problems for teacherspsychologists, problems of readiness for performing this type of interaction, absence of skills to render psychological aid in an extreme and crisis situation, as well as presence of their own problems of self-isolation with their families. The support of teachers-psychologists of the education system in the Sverdlovsk Region assists specialists in the establishment of the distance-type document management, introduces a list of the Internet resources that are useful for work, and contains recommendations for efficient ways of optimization of the psychoemotional state. Each specialist’s efforts, personal contribution to the development of the distant learning system, constant learning and self-education help to raise the quality of distamt psychological support of preschool children’ families.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение семьи в детском саду в период самоизоляции»

УДК 316.6 DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10076

Шабас С.Г.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в детском саду в период самоизоляции

Шабас Светлана Георгиевна* - Гуманитарный университет (Екатеринбург, Россия)

В статье рассматривается специфика психолого-педагогического сопровождения семьи в детском саду в условиях дистанционного режима обучения. Ситуация самоизоляции изменяет подходы и способы взаимодействия системы дошкольного образования и родителей воспитанников. Методами теоретического анализа, экспертных оценок и анализа информации чатов педагогов системы образования было выявлено, что существует достаточно много новых, удобных и безопасных форм работы с родителями и их воспитанниками в дистанционном формате. Реальность потребовала от специалистов новых профессиональных компетенций и навыков работы в сфере использования различных гаджетов, интернет-технологий, коммуникаций, технических возможностей. У многих специалистов имеются страхи длительного пребывания в режиме онлайн, влияния технологий на здоровье, страх несостоятельности как специалиста в новом формате взаимодействия и страх плохих комментариев от родителей и коллег. В процессе дистанционной работы у педагогов-психологов выявились проблемы организационного характера, готовности к осуществлению данного взаимодействия, отсутствие навыков оказания психологической помощи в экстренной и кризисной ситуации и наличие собственных проблем самоизоляции с семьей. Поддержка педагогов-психологов в Свердловской области помогает специалистам в создании дистанционного документооборота, знакомит с перечнем полезных для работы интернет-ресурсов и содержит рекомендации для эффективных способов оптимизации психоэмоциональных состояний. Усилия каждого специалиста, личный вклад в развитие системы дистанционного образования, постоянное обучение и самообразование позволят повысить качество дистанционного психологического сопровождения семей дошкольников.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, семья, детский сад, самоизоляция, дистанционное обучение.

Для цитирования: Шабас С.Г. Психолого-педагогическое сопровождение семьи в детском саду в период самоизоляции // Современное дошкольное образование. - 2020. - №4(1 00). - С. 1 3-22. DOI: 1 0.24411/1 997-9657-2020-10076

Материалы статьи получены 24.05.2020.

* Контакты: shabassv@rambler.ru

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _

UDC 316.6

DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10076

Psychological and Pedagogical Support of a Family in a Kindergarten During Self-isolation

Svetlana G. Shabas*, University of the Humanities, Yekaterinburg, Russia

The article studies the peculiarities of the psychological and pedagogical support of a family in a kindergarten in conditions of distance learning. The time of self-isolation changes the approaches to, and ways of interaction between the preschool education system and parents, causes a need for specialists for proper feedback from a child's family. The methods of theoretical analysis, expert assessments and analysis of the information obtained from the education system teachers' chatrooms have shown that there are quite a large number of new, convenient and safe forms of work with parents and their children in a distance format. However the new reality has required from kindergarten teachers-psychologists new professional competences and skills of work in the sphere of using different gadgets, Internet technologies, communications, technical capabilities, form and time of the interaction of all participants in the education process. Many specialists are fearful of staying online for a long time, of technologies influence on health, fearful of being incompetent as a specialist in a new format of interaction, as well as of negative comments from parents and colleagues. The distant format of the psychological support of a family has uncovered organizational problems for teachers-psychologists, problems of readiness for performing this type of interaction, absence of skills to render psychological aid in an extreme and crisis situation, as well as presence of their own problems of self-isolation with their families. The support of teachers-psychologists of the education system in the Sverdlovsk Region assists specialists in the establishment of the distance-type document management, introduces a list of the Internet resources that are useful for work, and contains recommendations for efficient ways of optimization of the psychoemotional state. Each specialist's efforts, personal contribution to the development of the distant learning system, constant learning and self-education help to raise the quality of distamt psychological support of preschool children' families.

Keywords: psychological and pedagogical support, family, kindergarten, self-isolation, distance learning.

For citation: Shabas S.G. (2020). Psychological and pedagogical support of a family in a kindergarten during self-isolation. Preschool Education Today. 4:14, 13-22 (in Russian). DOI: 10.2441 1/1997-9657-2020-10076

Original manuscript received 24.05.2020. * Contacts: shabassv@rambler.ru

Введение

тельного процесса. Значимыми проблема-

В условиях новой образовательной ситуации педагоги, родители и воспитанники детских садов вынуждены адаптироваться к имеющимся условиям и ритмам жизни. Привычная схема получения дошкольного образования с четким распределением функций и обязанностей всех участников образовательного процесса кардинально трансформировалась.

От общества и системы образования эта ситуация потребовала новых подходов и решений, специалисты вынуждены работать в дистанционном формате образова-

ми перехода образования на онлайн-формат являются психоэмоциональные, социально-психологические, финансовые трудности, уровень навыков владения компьютером детей и взрослых, технические сбои, соблюдение гигиенических требований нагрузки для здоровья детей, а также возрастные возможности детей (Волкова, 2020).

Влияние психологических факторов в межличностных отношениях в периоды самоизоляции, пролонгированные каникулы, требования к осуществлению образовательной деятельности родителями дошкольников, длительное пребывание детей в замкнутом

помещении и другие новые факторы делают оказание психологической помощи особенно актуальным. Изолирование семей с детьми дошкольного возраста в ограниченном пространстве может быть фактором, способствующим возникновению острых психологических состояний.

Психолого-педагогическая поддержка субъектов образовательного процесса в условиях дистанционного режима обучения

Требования информационной открытости образовательных организаций, в соответствии с ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года, регламентируют внедрение информационных технологий как приоритетного направления взаимодействия ДОО / ДОУ с родителями. Применение интернет-ресурсов в образовательном процессе, создание единого информационного пространства позволяет сделать это взаимодействие более интенсивным и продуктивным (Панова, 2019).

Новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их родителями необходимы в условиях самоизоляции для непрерывного продолжения развития и обучения детей. Согласованность действий семьи и детского сада, использование социальных сетей и мессенджеров позволит сохранить качество дошкольного образования. Для изучения образовательных потребностей семьи, ресурсов семейного воспитания и установления новых форм контакта возможно проведение анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи дистанционно». Консультации, интернет-информирование, создание каталога электронных ресурсов в условиях дистанционного взаимодействия может повысить уровень психолого-педагогической и воспитательно-образовательной деятельности родителей (Кабанцова, 2020).

Дистанционные образовательные технологии могут помочь обеспечить комплексным, непрерывным образованием и психолого-педагогическим сопровождением всех детей, совершенствовать педагогические компетенции родителей, оказывая им методическую и консультативную помощь. Возможно проведение индивидуальных и групповых консуль-

таций, бесед в форме вебинаров и онлайн-трансляций с помощью сервисов ВКонтакте и You Tube. Для воспитанников возможно проведение практических занятий в комплексном дистанционном сопровождении. Создание модели дистанционного взаимодействия «детский сад - семья» значительно повысит участие родителей в образовательном процессе и позитивизирует детско-ро-дительские отношения в сложных условиях (Исаева, 2020).

Время самоизоляции смещает цели дошкольного образования от обучения к адаптации детей и родителей и созданию новой комфортной среды взаимодействия. Основная задача онлайн-детсада - поддержка родителей и воспитанников в построении благополучной и необходимой сенсорной среды. Снижение ожиданий педагогов-психологов, специалистов и воспитателей от родителей и уменьшение требований к детям поможет установлению правильных целей психолого-педагогического сопровождения, особенно в условиях адекватно налаженной обратной связи специалиста с родителями (Макарова-Вендик, 2020).

Взаимодействие детского сада с семьей ребенка для обеспечения его полноценного развития направлено на активное участие родителей в коммуникации с педагогами и специалистами. Виртуальное общение как ресурс возможно в виде информационных вебина-ров, индивидуальных онлайн-консультаций, опросов для определения насущных проблем и запросов родителей (Павлюк, 2020).

Дети с ОВЗ нуждаются в систематической, непрерывной поддержке, однако, изменение привычного ритма жизнедеятельности в условиях длительного карантина привело к необходимости перестройки работы на дистанционный формат. Условием получения результата в процессе такой деятельности являются: взаимодействие всех участников образовательного процесса, наличие технических возможностей, систематизация образовательных материалов, определение формы и времени взаимодействия. При подготовке к работе в дистанционном формате необходимо изучить опыт работы других специалистов, определить направления работы, исходя из запросов родителей, и мотивировать всех участников на взаимодействие. Кроме того, необходимо понимание зоны активного восприятия и готовности семьи к взаимодействию (Сурова, 2020).

Дистанционное психологическое консультирование в системе образования

образовательные технологии рассматриваются с позиции разных подходов. Так, процессуальный подход выделяет дистанционные технологии как направление в образовательной деятельности с детьми. В структуру дистанционной технологии включена консультативная модель, в которой выделяются целевой, теоретико-методологический и организационный блоки. Основными направлениями он-лайн-консультирования являются: психолого-педагогическое, логопедическое, медицинское и комплексное консультирование родителей (законных представителей), имеющих детей дошкольного возраста (Лазарева, 2019).

Особую значимость приобретает дистанционное консультирование родителей детей с ОВЗ с использованием дистанционной кор-рекционно-развивающей работы и реабилитации. Такая работа позволяет индивидуализировать обучение и сформировать высокую позитивную мотивацию родителей для работы с ребенком (Мухутдинова, 2019).

29 апреля 2020 г. Федерация психологов образования России провела вебинар «Особенности дистанционного психологического консультирования детей и родителей, находящихся в кризисных состояниях (для психологов образовательных учреждений)». Для повышения эффективности психологического сопровождения в системе образования в условиях дистанционного режима обучения педагогам психологам необходимо:

• знать практики работы с кризисными эмоциональными состояниями (тревога, плач, агрессия, истерика) в процессе телефонного или онлайн-консультирования;

• выдавать рекомендации для детей и родителей, находящихся в режиме самоизоляции;

• понимать проявления кризисных состояний во время дистанционного консультирования;

• принимать границы ответственности педагога-психолога, других специалистов и родителей ребенка;

• использовать способы преодоления психологического барьера дистанции при дистанционном общении;

• знать основы профилактики кризисных состояний у несовершеннолетних в дистанционном режиме обучения (Ермолаева, 2020).

Согласно рекомендациям Министерства просвещения РФ для специалистов психологической службы, в системе образования в условиях распространения коронавирус-ной инфекции от 27 марта 2020 г. №07-2446 «О направлении информации» форматы и технологии психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса должны включать в себя:

- консультирование онлайн (с использованием программ Zoom, Skype, WhatsApp);

- консультирование по принципу «телефон доверия» через электронную почту и оперативная помощь через социальные сети;

- диагностику через сеть Интернет, с возможностью сбора данных на едином ресурсе (например, социально-психологическое тестирование);

- создание онлайн-опросов и тестов с помощью Интернет-конструкторов (например, тестирование через Google-формы);

- психологическое просвещение и психопрофилактику посредством создания интересного видеоконтента, прямых эфиров, веби-наров, видеоинструктирования, электронных библиотек, коллекций видеофильмов;

- психологическую коррекцию с использованием онлайн- и мобильных тренажеров, он-лайн-игр (например, для коррекции и развития познавательных процессов);

- использование мобильных и интернет-трекеров для фиксации и мониторинга социально-психологической адаптации;

- фиксацию и хранение результатов тестирований для мониторинговой деятельности в виртуальном облаке.

Результат взаимодействия педагога-психолога с родителями ребенка, особенно в процессе нахождения детей в условиях самоизоляции, во многом зависит от решения главных задач: установления границ общения (временных и пространственных), разделения ответственности за результаты развития ребенка, определения позитивного ресурса семьи и понимания запроса родителей для коммуникации в процессе получения психологической помощи и поддержки (Сарпова, 2020).

Методы: теоретический анализ литературных источников, метод экспертных оценок, анализ информации чатов педагогов системы образования.

Выборка: педагоги-психологи ДОО / ДОУ г. Екатеринбурга, педагоги-психологи, специалисты и воспитатели, участники вебина-ров и онлайн-конференций по дистантному образованию.

Характеристика исследования: Многолетняя работа районного методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений и организаций управления образования Ленинского района Департамента образования администрации г. Екатеринбурга позволила активно изучать специфику психолого-педагогического сопровождения семьи при переходе на дистанционный формат дошкольного образования. Анализ информации чатов педагогов и специалистов системы образования дал возможность выявить их отношение к процессам внедрения дистанционных технологий, текущие проблемы и перспективы использования в системе дошкольного образования.

Результаты

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в период самоизоляции невозможно осуществлять в дистанционном формате дошкольного образования, используя обычные формы и методы. Однако в этот период оно особенно необходимо для помощи и поддержки семей с детьми.

Сложившаяся социальная ситуация потребовала от педагогов-психологов детских садов новых профессиональных компетенций и навыков работы не только в сфере использования различных гаджетов, но и в сфере коммуникации в дистанционном формате.

Для психолого-педагогической работы в новой реальности оказалось необходимым:

• организация рабочего места в домашних условиях;

• подбор инструментария с возможностью использования в дистантной форме;

• освоение дистанционных форм работы;

• освоение форм работы с семьей как с группой;

• соблюдение этических норм при проведении консультирования и диагностики в условиях совместного нахождения всей семьи.

Внедрение в профессиональную жизнь педагогов-психологов детских садов деятельности в дистанционном формате потребовало гиб-

кости, адаптивности, умения и навыков работы с различными гаджетами. У части педагогов-психологов детских садов эта ситуация вызвала негативную реакцию, связанную со следующими утверждениями: «не хочу», «боюсь нового», «боюсь, что не справлюсь», «не хочу напряжения», «я так не смогу», «для меня это невозможно», «я не на эту работу училась» и т.д.

В рамках Всероссийского форума педагогов России «Инновации в образовании» состоялся онлайн-марафон «Создаем онлайн-школу и онлайн-детский сад: зачем и как максимально просто это сделать?». В ходе мероприятия обсуждались актуальные вопросы дистанционного образования: преимущества онлайн-фор-мата для детей, педагогов и родителей; как обучить педагогов старше 50 лет работе в онлайн; почему каждому педагогу придется стать блогером; какие есть страхи перед онлайн и как с ними справиться? Аудитория марафона составила более 3600 человек. Переписку в чате многих педагогов-психологов, специалистов и воспитателей детских садов Российской Федерации и ближнего зарубежья можно охарактеризовать как «Нет - обучению в клетке из четырех стен!», т.е. многие участники не поддерживают идею дошкольного дистанционного образования или не имеют навыков его осуществления.

Это подтверждается приведенным на марафоне анализом страхов, являющихся для педагогов-психологов, специалистов и воспитателей внутренним барьером для полноценного участия в дистантном образовании:

• страх бесполезности данного вида работы;

• страх искажения голоса, внешности или поведения через средства связи;

• страх кражи персональных данных при регистрации на образовательных платформах;

• страх испортить здоровье и зрение себе и воспитанникам при длительном использовании гаджетов;

• страх получить плохие комментарии родителей воспитанников на дистанционное взаимодействие или обучающее видео;

• страх использования выложенных развивающих видео из-за насмешек;

• страх использования личных инновационных разработок другими педагогами.

Использование мультимедийных технологий, онлайн-платформ и виртуальный формат общения оказались сопряженными с рядом проблем в деятельности педагогов-психологов детских садов:

1. Проблемы организационного характера:

• отсутствие единой цифровой образовательной платформы;

• неустойчивая интернет-связь;

• трудности в установлении и поддержании дистанционного контакта педагога-психолога с семьей, педагогами и администрацией детского сада;

• сложности в организации и проведении рекомендуемых опросов и установочных бесед в условиях дистанционного режима обучения;

• отсутствие у многих специалистов необходимого домашнего оборудования для дистанционной работы;

• несовпадение имеющихся гаджетов для дистанционного взаимодействия.

2. Проблемы готовности к осуществлению дистанционного взаимодействия:

• недостаточный уровень компетенций педагогов-психологов для владения компьютерными технологиями дистанционной коммуникации с участниками образовательных отношений.

3. Отсутствие общего навыка работы в дистанционном формате.

4. Отсутствие навыка работы в дистанционном формате для оказания различных видов психологической помощи при проведении консультаций просветительского, методического и организационного характера:

• слабая информированность педагогов-психологов об условиях организации образовательной деятельности и досуга в домашних условиях;

• незнание методов, приемов и технологий для повышения мотивации детей дошкольного возраста при участии в дистанционном взаимодействии со специалистами детского сада;

• слабая информированность о возможностях улучшения адаптации детей и взрослых в условиях самоизоляции.

5. Невозможность организации необходимого рабочего пространства в домашних условиях.

6. Отсутствие опыта самопрезентации как профессионала в условиях дистантного взаимодействия.

7. Проблема неготовности оказания профессиональной экстренной и кризисной психологической помощи в специфических психологических состояниях неопределенности, тревожности, различных негативных

эффектов (паники, агрессии и т.п.) в условиях самоизоляции.

8. Незнание психологических методов и техник саморегуляции в условиях эпидемической паники.

9. Отсутствие профессионального опыта консультирования, направленного на формирование навыков и умений адаптироваться к условиям физической, психологической и социальной изоляции.

10. Неготовность к выдаче психологических рекомендаций родителям по самоорганизации времени и пространства для взаимодействия с их ребенком, повышения стрессоустойчивос-ти в условиях самоизоляции семьи.

11. Отсутствие возможности сетевого взаимодействия для психологического сопровождения педагогов в условиях дистанционного обучения.

12. Наличие у педагога-психолога проблем нахождения со своей семьей в ограниченном пространстве и возникновения негативных психологических реакций, как и у всех остальных родителей и педагогов ДОО / ДОУ.

Анализ рекомендаций для дистанционного психолого-педагогического сопровождения всех субъектов дошкольного образования выявил достаточно большое количество различных рекомендаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, в целом, можно выделить возможные формы психологической поддержки в дистанционном режиме педагога-психолога ДОО / ДОУ, используемые в работе с родителями и педагогами:

• психологическое просвещение в он-лайн-режиме: использование аккаунтов в социальных сетях, собственных сайтов или сайтов детского сада, Skype, WhatsApp, Viber, создание видеоконтента, инструкций, вебинаров, коллекций мультфильмов или детских фильмов для семейного просмотра, ссылок на полезные для занятий с детьми электронные ресурсы для детей и родителей;

• психологическая профилактика в дистанционном режиме: разработка конкретных рекомендаций педагогам и родителям для оказания помощи в воспитании, развитии и обучении с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, обучение навыкам саморегуляции, позитивным стратегиям совладаю-щего поведения;

• психологическое дистантное консультирование: применение методов экстренной и кризисной психологической помощи семье, педагогам или представителям администрации;

помощь родителям в самоорганизации для осуществления совместной разнообразной деятельности с ребенком;

• психологическая диагностика: использование возможностей психодиагностических порталов (например, аттитюд.рф) для выявления текущего психического состояния детей и взрослых, мониторинг, создание онлайн-оп-росов с помощью интернет-конструкторов (например, Google-формы);

• психологическая коррекционно-разви-вающая работа: с использованием программ Zoom, Skype, WhatsApp и других цифровых платформ для детей с ОВЗ, родители которых могут помочь ребенку выполнить задания, п редла гаемые педагогом-п сихологом.

Анализ различных рекомендаций психолого-педагогического сопровождения для дистанционной работы педагогов-психологов с семьей в условиях самоизоляции Свердловской области показал, что в регионе представлен широкий спектр возможностей по основным видам и формам деятельности.

На базе Центра цифровой трансформации образования «Единое цифровое пространство Свердловской области» в проекте «Кабинет психолога» размещен доклад главного внештатного педагога-психолога Свердловской области Васягиной Н.Н. Для обеспечения полноценной психологической поддержки семьям, имеющим детей, в условиях самоизоляции были предложены психологические рекомендации, выполнение которых могло бы помочь сохранить примерный привычный режим жизнедеятельности, физическую и интеллектуальную активность, социальные связи, сочувствие и поддержку, особенно необходимые ребенку-дошкольнику (Васягина, 2020).

Достаточно полно представлен

«Дистанционный документооборот педагога-психолога в период самоизоляции» (Ибатуллина, 2020).

На сайте для дистанционных мероприятий Свердловского регионального отделения ФПО «Технологии работы педагога-психолога в современных условиях цифровизации дошкольного образования» была представлена презентация педагогов-психологов ДОУ / ДОО РМО Ленинского района г. Екатеринбурга на тему: «Перечень полезных интернет-ресурсов в работе педагога-психолога», «Создание интерактивных игр для развития познавательной активности и эмоционального интеллекта в программе Learning Apps» и другая полезная информация.

Руководители Свердловского регионального отделения ФПО России разместили на сайте для дистанционных мероприятий «Предложения по оптимизации психоэмоционального состояния семей с детьми, находящихся в условиях самоизоляции». Для педагогов-психологов образовательных учреждений подготовлены к реализации следующие мероприятия: размещение информационных материалов для каждой возрастной группы детей, статьи для родителей о эффективных способах саморегуляции и оптимизации психоэмоционального состояния, размещение материалов для самопознания с возможностью последующей онлайн-консультации психолога по результатам тестирования и многое другое.

Полноценное и адекватное психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях самоизоляции семьи возможно только при наличии соответствующих усилий со стороны специалистов, их непосредственного участия в развитии системы дистанционного образования и повышения его качества.

Пути принятия и расширения использования дистанционных технологий в дошкольном образовании педагогами-психологами могут быть реализованы при условии опоры на себя, постоянного обучения и самообразования, использования в собственной жизни методов саморегуляции и контроля собственных эмоций, понимания, что онлайн -не история безысходности, а мотивация для обучения и развития. Необходимо перестать воевать с онлайн-образованием и принять его как помощника.

Заключение

В эпоху пандемии педагоги детских садов получили абсолютно новые компетенции работы в дистанционном формате, и в дальнейшем детский сад станет детским садом с доставкой на дом, у него появятся новые функции - не «вместо», а «вместе». Детский сад фактически вошел в семью, это новый опыт, который весьма поучителен и значим (Волосовец Т.В., 2020). ■

Информация об авторе

Шабас Светлана Георгиевна, кандидат психологических наук, доцент факультета социальной психологии Гуманитарного университета, Почетный работник общего образования РФ (Екатеринбург, Россия), shabassv@rambler.ru, ORQD-0000-0002-0963-8663

Information about author

Svetlana G. Shabas, PhD of Psychology, Associate Professor of Department of Social Psychology of University of the Humanities, Yekaterinburg, Russia, shabassv@rambler.ru, ORGD-0000-0002-0963-8663

Литература

1. Васягина Н.Н. Кабинет психолога: Психологические рекомендации семьям, имеющим детей, в условиях самоизоляции // Центр цифровой трансформации образования Единое цифровое пространство Свердловской области URL: https://www. youtube.com/watch?v = o1LgkL4GQik (дата обращения 29.04.2020).

2. Волкова ТА. Возможности и трудности образовательного процесса в режиме самоизоляции // URL: Электронное практическое приложение к журналу «Современное дошкольное образование». 2020. № 8. URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/tvvolkova-vozmozhnosti-i-trudnosti-obrazovatelnogo-processa-v-rezhime-samoizolyacii.html (дата обращения 03.05.2020).

3. Волосовец Т.В. У воспитателей в детсадах появились абсолютно новые компетенции: из выступления советника Министра просвещения РФ // СД0.2020.25 апр. URL: https://sdo-journal.ru/news/news/718-competetntion2020. html (дата обращения 29.04.2020).

4. Всероссийский Форум педагогов России «Инновации в образовании» Онлайн-марафон «Создаем онлайн-школу и онлайн-детский сад: зачем и как максимально просто это сделать?». 5 мая 2020 г. URL: https://yandex. ru/video/preview/ ?filmId = 88079156531864 23143 &text =5%20мая%20состоялся%20Ф орум%20педагогов%20России%20«Инно вации%20в%20образовании»%200нлайн-марафон% 20 «Создаем %20онлайн-ш колу %20и % 20онлай н-детски й%20сад (дата обращения 07.05.2020).

5. Ермолаева А.В. Особенности дистанционного психологического консультирования детей и родителей, находящихся в кризисных состояниях (для психологов образовательных учреждений) // Вебинар Федерация Психологов Образования России 29.04.2020 URL: URL: https://rospsy.ru/node/455 (дата обращения 30.04.2020).

6. Ибатуллина А.В. Дистанционный документооборот в период самоизоляции // Вебинар 13 апреля 2020 URL: http://centerlado. ru/distancionnaya-pomosch/zapis-vebinara-o-

provedenii-vebinara-13-04-20-distancionnyy-d/ (дата обращения 27.04.2020).

7. Исаева СА. Организация дистанционного комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи и семей, их воспитывающих // Инклюзивное образование и психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидов: от раннего возраста до профессиональной подготовки. Региональные практики и модели: сб. науч. ст. СПб. 2020. С. 87-90. URL: https://www.elibrary. ru/down load/el ibrary_4235 7340_56046121 .pdf (дата обращения 03.05.2020).

8. Кабанцова ТА Особенности дистанционной работы с родителями в условиях самоизоляции// 1Урок URL: https://www.1urok. ru/categories/19/articles/23046 (дата обращения 03.05.2020).

9. Лазарева М.В. Модели дистанционных образовательных технологий и образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста // Образование XXI века: гуманизация, поливариативность, цифровизация. Материалы Всероссийской науч.конференции с междунар. участием. 2019. С.249-256 URL: https://elibrary. ru/download/elibrary_41847199_47505624.pdf (дата обращения 03.05.2020).

10. Макарова-Вендик А. Как наладить он-лайн-обучение для дошкольников? Личный опыт руководи теля детского сада от 29.04.2020 г. URL: https://eduregion.ru/k-zhurnal/kak-naladit-onlayn-obuchenie-dlya-doshkolnikov/ (дата обращения 02.05.2020).

11. Мухутдинова Ю.Е. Технология дистанционного обучения детей с ОВЗ в дошкольной организации // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всерос. заоч. конференции ученых и практических работников. 2019. С. 78-82. URL: https://elibrary. ru/download/elibrary_38205185_241 77529. pdf(дата обращения 29.04.2020).

12. ОнлайнДетскийСад: Департамент образования запустил проект для дошколят // Екатеринбург.РФ. URL: https://екатеринбург. рф/news/79498-onlayndetskiysad-departament-obrazovaniya-zapustil-proekt-dlya-doshkolyat (дата обращения 02.05.2020).

13. Павлюк ОА Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников / О.А. Павлюк, И.П. Дерипаска, Н.В. Конева // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы XII Международ. науч.-практ. конф. Чебоксары, 3 апр. 2020 г.) / Редкол.:

О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. С. 100-102. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/530747/ discussion_platform (дата обращения 29.04.2020).

14. Панова Т.В. Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитательно-образовательного процесса через использование дистанционных технологий / Т. В. Панова, О.В. Фирсова, Г. И. Атаманская // Электронное практическое приложение к журналу «Современное дошкольное образование». - 2019.- №21. -С. 12-16. URL: https://sdo-journal.ru/ journalpril/tv-panova-ov-firsova-gi-atamanskaya-povyshenie-kompetencii-roditelej-zakonnyh-predstavitelej-v-voprosah-vospitatelno-obrazovatelnogo-processa-cherez-ispolzovanie-distancionnyh-tehnologij.html(дата обращения 03.05.2020).

15. Рекомендации для специалистов психологической службы в системе образования, в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) // Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2020 г. N 072446 «О направлении информации») URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 73709076/(дата обращения 27.04.2020).

16. Сайт дистанционных мероприятий Свердловского регионального отделения ФПО «Технологии работы педагога-психолога в современных условиях цифровизации дошкольного образования» https://vk.com/psisluJЪaco(дата обращения 03.05.2020).

17. СарповаИАОсобенности работы с родителями в процессе нейрокоррекции ребенка // Онлайн-конференция «Актуальные вопросы детской нейропсихологии». Уральское представительство МАСПРР. Информационно-психологический центр «Белый слон». Екатеринбург 27-30 апреля 2020 г. https://sprr74.net/Onlain_ konferenciya_po_neiropsihologii (дата обращения 02.05.2020).

18. Сурова ИА. Работа с родителями детей с ОВЗ в дистанционном формате // Электронное практическое приложение к журналу «Современное дошкольное образование». - 2020. - №8. URL: https://sdo-journal. ru/journalpril/iasurova-rabota-s-roditelyami-detej-ovz-v-distancionnom-formate.html (дата обращения 07.05.2020).

19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 29.04.2020).

References

1. Ermolaeva A.V. Osobennosti distancionnogo psihologicheskogo konsul'tirovanija detej i roditelej, nahodjashhihsja v krizisnyh sostojanijah (dlja psihologov obrazovatel'nyh uchrezhdenij). Vebinar Federacija Psihologov Obrazovanija Rossii 29.04.2020 URL: URL: https://rospsy.ru/node/455 (data obrashhenija 30.04.2020).

2. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/(data obrashhenija 29.04.2020).

3. Ibatullina A.V. Distancionnyj dokumentooborot v period samoizoljacii. Vebinar 13 aprelja 2020 URL: http://centerlado. ru/distancionnaya-pomosch/zapis-vebinara-o-provedenii-vebinara-13-04-20-distancionnyy-d/(data obrashhenija 27.04.2020).

4. Isaeva S.A. (2020) Organizacija distancionnogo kompleksnogo soprovozhdenija detej doshkol'nogo vozrasta s narushenijami rechi i semej, ih vospityvajushhih // Inkljuzivnoe obrazovanie i psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie lic s OVZ i invalidov: ot rannego vozrasta do professional'noj podgotovki. Regional'nye praktiki i modeli: sb. nauch. st. SPb. 87-90. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_42357340_56046121.pdf (data obrashhenija 03.05.2020).

5. KabancovaT.A.Osobennostidistancionnoj raboty s roditeljami v uslovijah samoizoljacii. 1Urok URL: https://www.1urok.ru/categories/19/ articles/23046 (data obrashhenija 03.05.2020).

6. Lazareva M.V. (2019) Modeli distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij i obrazovatel'noj dejatel'nosti v det'mi doshkol'nogo vozrasta. Obrazovanie XXI veka: gumanizacija, polivariativnost', cifrovizacija Materialy Vserossijskoj nauch.konferencii s mezhdunar. uchastiem. 249-256 URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_41847199_47505624.pdf (data obrashhenija 03.05.2020).

7. Makarova-Vendik A. Kak naladit' onlajn-obuchenie dlja doshkol'nikov? Lichnyj opyt rukovoditelja detskogo sada ot 29.04.2020 g. URL: https://eduregion.ru/k-zhurnal/kak-naladit-onlayn-obuchenie-dlya-doshkolnikov/ (data obrashhenija 02.05.2020).

8. Muhutdinova Ju.E. (2019) Tehnologija distancionnogo obuchenija detej s OVZ v doshkol'noj organizacii. Aktual'nye problemy obuchenija i vospitanija lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja: materialy Vseros.

zaoch. konferencii uchenyh i prakticheskih rabotnikov. 78-82. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_38205185_241 77529.pdf (data obrashhenija 29.04.2020).

9. OnlajnDetskijSad: Departament obrazovanija zapustil proekt dlja doshkoljat// Ekaterinburg.RF. URL: https://ekaterinburg.rf/ news/79498-onlayndetskiysad-departament-obrazovaniya-zapustil-proekt-dlya-doshkolyat (data obrashhenija 02.05.2020).

10. Panova T.V. (2019) Povyshenie kompetencii roditelej (zakonnyh predstavitelej) v voprosah vospitatel'no-obrazovatel'nogo processa cherez ispol'zovanie distancionnyh tehnologij. T.V. Panova, O.V. Firsova, G.I. Atamanskaja. Jelektronnoe prakticheskoe pril.k zhurn. «Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie». 21. 12-16. URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/ tv-panova-ov-firsova-gi-atamanskaya-povyshenie-kompetencii-roditelej-zakonnyh-predstavitelej-v-voprosah-vospitatelno-obrazovatelnogo-processa-cherez-ispolzovanie-distancionnyh-tehnologij.html (data obrashhenija 03.05.2020).

11. Pavljuk O.A. (2020) Sovremennye formy vzaimodejstvija doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija s sem'jami vospitannikov / O.A. Pavljuk, I.P. Deripaska, N.V. Koneva// Pedagogicheskij opyt: ot teorii k praktike: materialy XII Mezhdunarod. Nauch-prakt. Konf. ) Cheboksary, 3 apr.2020). Redkol.: O.N. Shirokov [i dr.]. Cheboksary: CNS «Interaktiv pljus». 100-102. URL: https://interactive-plus. ru/ru/article/530747/discussion_platform (data obrashhenija 29.04.2020).

12. Rekomendacii dlja specialistov psihologicheskoj sluzhby v sisteme obrazovanija, v svjazi s rasprostraneniem koronavirusnoj infekcii (COVID-19). Pis'mo Ministerstva prosveshhenija RF ot 27 marta 2020 g. N 07-2446 «O napravlenii informacii») URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/73709076/ (data obrashhenija 27.04.2020).

13. Sajt distancionnyh meroprijatij Sverdlovskogo regional'nogo otdelenija FPO «Tehnologii raboty pedagoga-psihologa v sovremennyh uslovijah cifrovizacii doshkol'nogo obrazovanija» https://vk.com/psislujbaco (data obrashhenija 03.05.2020).

14. Sarpova I.A. Osobennosti raboty s roditeljami v processe nejrokorrekcii rebenka. Onlajn-konferencija «Aktual'nye voprosy detskoj nejropsihologii». Ural'skoe predstavitel'stvo MASPRR Informacionno-Psihologicheskij centr «Belyj slon» Ekaterinburg 27-30 aprelja 2020. https://sprr74.net/Onlain_konferenciya_po_ neiropsihologii (data obrashhenija 02.05.2020).

15. Surova I.A. (2020) Rabota s roditeljami detej s OVZ v distancionnom formate// URL: Jelektronnoe prakticheskoe prilozhenie k zhurnalu «Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie». 8. URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/iasurova-rabota-s-roditelyami-detej-ovz-v-distancionnom-formate. html (data obrashhenija 07.05.2020).

16. Vasjagina N.N. Kabinet psihologa: Psihologicheskie rekomendacii sem'jam, imejushhim detej v uslovijah samoizoljacii. Centr cifrovoj transformacii obrazovanija Edinoe cifrovoe prostranstvo Sverdlovskoj oblasti. URL: https:// www.youtube.com/watch?v = o1 LgkL4GQik (data obrashhenija 29.04.2020).

17. Volkova T.A. (2020) Vozmozhnosti i trudnosti obrazovatel'nogo processa v rezhime samoizoljacii. URL: Jelektronnoe prakticheskoe prilozhenie k zhurnalu «Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie». 8. URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/tvvolkova-vozmozhnosti-i-trudnosti-obrazovatelnogo-processa-v-rezhime-samoizolyacii.html (data obrashhenija 03.05.2020).

18. Volosovec T.V. (2020) U vospitatelej v detsadah pojavilis' absoljutno novye kompetencii: iz vystuplenija sovetnika Ministra prosveshhenija RF. SDO. 25 apr. URL: https://sdo-journal.ru/ news/news/718-competetntion2020.html (data obrashhenija 29.04.2020).

19. Vserossijskij Forum pedagogov Rossii «Innovacii v obrazovanii» Onlajn-marafon «Sozdaem onlajn-shkolu i onlajn-detskij sad: zachem i kak maksimal'no prosto jeto sdelat'?». 5 maja 2020 g. URL: https://yandex.ru/video/ preview/filmId = 8807915653186423143&t ext = 5 % 20maja% 20sostojal sj a%20Forum % 20pedagogov%20Rossii%20«Innovacii%20v %20obrazovanii»%200n lajn-marafon%20« Sozdaem%20onlajn-shkolu%20i%20onlajn-detskij%20sad (data obrashhenija 07.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.