Научная статья на тему 'Семейное воспитание в период адаптации ребенка к детскому саду'

Семейное воспитание в период адаптации ребенка к детскому саду Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2032
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шабас Светлана Георгиевна

Семья является для ребенка-дошкольника неотъемлемым атрибутом полноценного развития и социализации. Детско-родительские отношения в данном возрасте влияют на формирование у ребенка отношения к миру, к самому себе, показывают способы реагирования на ситуацию, устанавливают эмоциональную окрашенность мироощущения. Семья как социальный институт формирует у ребенка социальные нормы, санкции и образцы поведения, регламентирует отношения между детьми и родителями, создает взаимную моральную ответственность и взаимопомощь (3,5). При поступлении ребенка в детский сад необходимым условием позитивной и адекватной адаптации является согласованность действий семьи и педагогов, сближение подходов к оценке индивидуальных особенностей ребенка и выработка общих стратегий воспитания и образования(1,2). Адаптацию к общеобразовательной организации проходит не только ребенок, но и вся его семья. Наиболее успешно адаптируются те дети, родители которых тесно взаимодействуют с педагогическим персоналом и сотрудниками, стремятся к более плавному переходу ребенка от одной социальной ситуации к другой (2,3,4). Анализ 20-летней работы в МБДОУ № 26 Ленинского района г. Екатеринбурга показывает, что основной целью психолого-педагогического сопровождения семьи в период адаптации ребенка к детскому саду является: 1.Выявление специфики функционирования семьи ребенка. 2.Определение основных направлений взаимодействия детского сада и каждой конкретной семьи. 3.Анализ основных запросов родителей для позитивной психологизации процессов адаптации. Основными методами работы с семьей в период адаптации являются: наблюдение, консультирование, опросники и анкетирование, беседы и информирование на различные темы по запросам родителей. Результатом взаимодействия с семьей в период адаптации к детскому саду является выявление семей с социально-неприемлемыми методами воспитания, которые могут препятствовать формированию полноценной социальной компетентности личности дошкольника в новых для ребенка социальных условиях. Так, выявляются семьи, имеющие различные социальнокоммуникативные проблемы: семья с уклонением родителей от своих обязанностей и воспитание ребенка другими членами семьи или близкими родственниками; семья в состоянии явного или латентного развода, при котором нарушено внутрисемейное взаимодействие, в результате чего ребенок отторгается семьей или становится элементом манипулирования; -семья с субъективной нехваткой материальных ресурсов, когда ребенок воспитывается в постоянном ограничении своих детских потребностей; -семья с «катастрофическим мышлением», в которой родители закладывают в ребенка страх как перед социальным окружающим миром, так и перед предметами и явлениями; -монородительская семья или семья с потерей одного из родителей, где ребенок или полностью исключается из сферы психологического внимания, или, наоборот, становится объектом приложения всех сил единственного родителя; -дисфункциональная семья, в которой в том или ином виде на отношения с ребенком накладываются личные проблемы внутрисемейного окружения. Еще одним результатом взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации является организация психолого-педагогического сопровождения, которое включает в себя: 1.консультирование семей воспитанников по проблемам социально-психологического развития ребенка и его возможностей по адаптации и усвоению образовательной программы в ДОО; 2.определение структуры внутрисемейных отношений как фактора адаптации и развития дошкольника; 3.позитивизация и активизация родительского потенциала для решения проблем ребенка; 4.индивидуальное консультирование членов семьи воспитанников для решения внутриличностных проблем; 5.содействие формированию оптимального взаимодействия родителей и педагогического коллектива; 6.расширение представлений родителей о психофизическом развитии ребенка дошкольного возраста и особенностях его взаимодействия с социальным окружением; 7.прогнозирование перспективы адаптации и психосоциального развития воспитанников. Результатами представленного психолого-педагогического сопровождения в период адаптации ребенка к детскому саду является позитивизация детско-родительских отношений, которая проявляется: в адекватном отношении родителей к своему ребенку и другим детям; в заинтересованности семьи в полноценном психосоциальном и физическом развитии ребенка; в родительском участии в процессе воспитания и образования; в понимании базовых процессов, происходящих в современном детстве в условиях трансформации российского общества. В заключении можно сделать следующие выводы: проводимая работа с семьей в условиях адаптации ребенка к детскому саду позволит оптимизировать условия развития ребенка, укрепит взаимодействие родителей со всеми специалистами детского сада. Понимая специфику детско-родительских отношений, владея методиками, технологиями и применяя различные подходы в психолого-педагогическом сопровождении можно оказать значительную помощь в адаптации семьи к новым социальным условиям, предупредить возможные отклонения в развитии личности ребенка и способствовать оптимизации детскородительских отношений для создания полноценной среды жизни дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейное воспитание в период адаптации ребенка к детскому саду»

Семейное воспитание в период адаптации ребенка к детскому саду

Шабас Светлана Георгиевна

Гуманитарынй университет г.

Екатеринбург

Ключевые слова:

Семейное воспитание, адаптация к детскому саду

Семья является для ребенка-дошкольника неотъемлемым атрибутом полноценного развития и социализации. Детско-родительские отношения в данном возрасте влияют на формирование у

ребенка отношения к миру, к самому себе, показывают способы реагирования на ситуацию, устанавливают эмоциональную окрашенность мироощущения. Семья как социальный институт формирует у ребенка социальные нормы, санкции и образцы поведения, регламентирует отношения между детьми и родителями, создает взаимную моральную ответственность и

взаимопомощь (3,5).

При поступлении ребенка в детский сад необходимым условием позитивной и адекватной адаптации является согласованность действий семьи и педагогов, сближение подходов к оценке индивидуальных особенностей ребенка и выработка общих стратегий воспитания и образования(1,2).

Адаптацию к общеобразовательной организации проходит не только ребенок, но и вся его семья. Наиболее успешно адаптируются те дети, родители которых тесно взаимодействуют с педагогическим персоналом и сотрудниками, стремятся к более плавному переходу ребенка от одной социальной ситуации к другой (2,3,4).

Анализ 20-летней работы в МБДОУ № 26 Ленинского района г. Екатеринбурга показывает, что основной целью психолого-педагогического сопровождения семьи в период адаптации ребенка к детскому саду является:

1.Выявление специфики функционирования семьи ребенка.

2.Определение основных направлений взаимодействия детского сада и каждой конкретной семьи.

З.Анализ основных запросов родителей для позитивной психологизации процессов адаптации.

Основными методами работы с семьей в период адаптации являются: наблюдение, консультирование, опросники и анкетирование, беседы и информирование на различные темы по запросам родителей.

Результатом взаимодействия с семьей в период адаптации к детскому саду является выявление семей с социально-неприемлемыми методами воспитания, которые могут препятствовать формированию полноценной социальной компетентности личности дошкольника в новых для ребенка социальных условиях. Так, выявляются семьи, имеющие различные социально-коммуникативные проблемы:

- семья с уклонением родителей от своих обязанностей и воспитание ребенка другими членами семьи или близкими родственниками;

- семья в состоянии явного или латентного развода, при котором нарушено внутрисемейное взаимодействие, в результате чего ребенок отторгается семьей или становится элементом манипулирования;

-семья с субъективной нехваткой материальных ресурсов, когда ребенок воспитывается в постоянном ограничении своих детских потребностей;

-семья с «катастрофическим мышлением», в которой родители закладывают в ребенка страх как перед социальным окружающим миром, так и перед предметами и явлениями;

-монородительская семья или семья с потерей одного из родителей, где ребенок или полностью исключается из сферы психологического внимания, или, наоборот, становится объектом приложения всех сил единственного родителя;

-дисфункциональная семья, в которой в том или ином виде на отношения с ребенком накладываются личные проблемы внутрисемейного окружения.

Еще одним результатом взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации является организация психолого-педагогического сопровождения, которое включает в себя:

1.консультирование семей воспитанников по проблемам социально-психологического развития ребенка и его возможностей по адаптации и усвоению образовательной программы в ДОО;

2.определение структуры внутрисемейных отношений как фактора адаптации и развития дошкольника;

3.позитивизация и активизация родительского потенциала для решения проблем ребенка;

4.индивидуальное консультирование членов семьи воспитанников для решения внутриличностных проблем;

5.содействие формированию оптимального взаимодействия родителей и педагогического коллектива;

6.расширение представлений родителей о психофизическом развитии ребенка дошкольного возраста и особенностях его взаимодействия с социальным окружением;

7.прогнозирование перспективы адаптации и психосоциального развития воспитанников.

Результатами представленного психолого-педагогического сопровождения в период адаптации ребенка к детскому саду является позитивизация детско-родительских отношений, которая проявляется:

• в адекватном отношении родителей к своему ребенку и другим детям;

• в заинтересованности семьи в полноценном психосоциальном и физическом развитии ребенка;

• в родительском участии в процессе воспитания и образования;

• в понимании базовых процессов, происходящих в современном детстве в условиях трансформации российского общества.

В заключении можно сделать следующие выводы: проводимая работа с семьей в условиях адаптации ребенка к детскому саду позволит оптимизировать условия развития ребенка, укрепит взаимодействие родителей со всеми специалистами детского сада. Понимая специфику детско-родительских отношений, владея методиками, технологиями и применяя различные подходы в психолого-педагогическом сопровождении можно оказать значительную помощь в адаптации семьи к новым социальным условиям, предупредить возможные отклонения в развитии личности ребенка и способствовать оптимизации детско- родительских отношений для создания полноценной среды жизни дошкольника.

Список литературы:

1.Баданина Л. 2007. Организация адаптации родителей к детскому саду // Дошкольное

воспитание. №5. - С.100-102

2.Кузьмина А.В. Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации ребенка в детском саду//Обучение и воспитание:методики и практики.2015. - № 18.-URL :http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-pedagogov-i-roditeley-v-period-adaptatsii-rebenka-v-detskom-sadu (дата обращения: 31.01.2016).

3.Пистун Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения] / Ю. В. Пистун, К. И. Григорян, Г. П. Ковачева // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1064-1066. - URL: http://www.moluch.ru/archive/63/10076/ (дата обращения: 31.01.2016).

4.Шабан О.В. Влияние стиля семейного воспитания на адаптацию детей раннего возраста к детскому саду // Вестник экспериментального образования . - 2015. - №1. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stilya-semeynogo-vospitaniya-na-adaptatsiyu-detey-rannego-vozrasta-k-detskomu-sadu

5.Хачатрян Л.А. Состояние воспитательного потенциала современной российской семьи/ Л. А. Хачатрян, Н. С. Кабанова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология - 2013.-№1 (13). - URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/sostoyanie-vospitatelnogo-potentsiala-sovremennoy-rossiyskoy-semi (дата обращения: 01.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.