Семейное воспитание в период адаптации ребенка к детскому саду
Шабас Светлана Георгиевна
Гуманитарынй университет г.
Екатеринбург
Ключевые слова:
Семейное воспитание, адаптация к детскому саду
Семья является для ребенка-дошкольника неотъемлемым атрибутом полноценного развития и социализации. Детско-родительские отношения в данном возрасте влияют на формирование у
ребенка отношения к миру, к самому себе, показывают способы реагирования на ситуацию, устанавливают эмоциональную окрашенность мироощущения. Семья как социальный институт формирует у ребенка социальные нормы, санкции и образцы поведения, регламентирует отношения между детьми и родителями, создает взаимную моральную ответственность и
взаимопомощь (3,5).
При поступлении ребенка в детский сад необходимым условием позитивной и адекватной адаптации является согласованность действий семьи и педагогов, сближение подходов к оценке индивидуальных особенностей ребенка и выработка общих стратегий воспитания и образования(1,2).
Адаптацию к общеобразовательной организации проходит не только ребенок, но и вся его семья. Наиболее успешно адаптируются те дети, родители которых тесно взаимодействуют с педагогическим персоналом и сотрудниками, стремятся к более плавному переходу ребенка от одной социальной ситуации к другой (2,3,4).
Анализ 20-летней работы в МБДОУ № 26 Ленинского района г. Екатеринбурга показывает, что основной целью психолого-педагогического сопровождения семьи в период адаптации ребенка к детскому саду является:
1.Выявление специфики функционирования семьи ребенка.
2.Определение основных направлений взаимодействия детского сада и каждой конкретной семьи.
З.Анализ основных запросов родителей для позитивной психологизации процессов адаптации.
Основными методами работы с семьей в период адаптации являются: наблюдение, консультирование, опросники и анкетирование, беседы и информирование на различные темы по запросам родителей.
Результатом взаимодействия с семьей в период адаптации к детскому саду является выявление семей с социально-неприемлемыми методами воспитания, которые могут препятствовать формированию полноценной социальной компетентности личности дошкольника в новых для ребенка социальных условиях. Так, выявляются семьи, имеющие различные социально-коммуникативные проблемы:
- семья с уклонением родителей от своих обязанностей и воспитание ребенка другими членами семьи или близкими родственниками;
- семья в состоянии явного или латентного развода, при котором нарушено внутрисемейное взаимодействие, в результате чего ребенок отторгается семьей или становится элементом манипулирования;
-семья с субъективной нехваткой материальных ресурсов, когда ребенок воспитывается в постоянном ограничении своих детских потребностей;
-семья с «катастрофическим мышлением», в которой родители закладывают в ребенка страх как перед социальным окружающим миром, так и перед предметами и явлениями;
-монородительская семья или семья с потерей одного из родителей, где ребенок или полностью исключается из сферы психологического внимания, или, наоборот, становится объектом приложения всех сил единственного родителя;
-дисфункциональная семья, в которой в том или ином виде на отношения с ребенком накладываются личные проблемы внутрисемейного окружения.
Еще одним результатом взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации является организация психолого-педагогического сопровождения, которое включает в себя:
1.консультирование семей воспитанников по проблемам социально-психологического развития ребенка и его возможностей по адаптации и усвоению образовательной программы в ДОО;
2.определение структуры внутрисемейных отношений как фактора адаптации и развития дошкольника;
3.позитивизация и активизация родительского потенциала для решения проблем ребенка;
4.индивидуальное консультирование членов семьи воспитанников для решения внутриличностных проблем;
5.содействие формированию оптимального взаимодействия родителей и педагогического коллектива;
6.расширение представлений родителей о психофизическом развитии ребенка дошкольного возраста и особенностях его взаимодействия с социальным окружением;
7.прогнозирование перспективы адаптации и психосоциального развития воспитанников.
Результатами представленного психолого-педагогического сопровождения в период адаптации ребенка к детскому саду является позитивизация детско-родительских отношений, которая проявляется:
• в адекватном отношении родителей к своему ребенку и другим детям;
• в заинтересованности семьи в полноценном психосоциальном и физическом развитии ребенка;
• в родительском участии в процессе воспитания и образования;
• в понимании базовых процессов, происходящих в современном детстве в условиях трансформации российского общества.
В заключении можно сделать следующие выводы: проводимая работа с семьей в условиях адаптации ребенка к детскому саду позволит оптимизировать условия развития ребенка, укрепит взаимодействие родителей со всеми специалистами детского сада. Понимая специфику детско-родительских отношений, владея методиками, технологиями и применяя различные подходы в психолого-педагогическом сопровождении можно оказать значительную помощь в адаптации семьи к новым социальным условиям, предупредить возможные отклонения в развитии личности ребенка и способствовать оптимизации детско- родительских отношений для создания полноценной среды жизни дошкольника.
Список литературы:
1.Баданина Л. 2007. Организация адаптации родителей к детскому саду // Дошкольное
воспитание. №5. - С.100-102
2.Кузьмина А.В. Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации ребенка в детском саду//Обучение и воспитание:методики и практики.2015. - № 18.-URL :http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-pedagogov-i-roditeley-v-period-adaptatsii-rebenka-v-detskom-sadu (дата обращения: 31.01.2016).
3.Пистун Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения] / Ю. В. Пистун, К. И. Григорян, Г. П. Ковачева // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1064-1066. - URL: http://www.moluch.ru/archive/63/10076/ (дата обращения: 31.01.2016).
4.Шабан О.В. Влияние стиля семейного воспитания на адаптацию детей раннего возраста к детскому саду // Вестник экспериментального образования . - 2015. - №1. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stilya-semeynogo-vospitaniya-na-adaptatsiyu-detey-rannego-vozrasta-k-detskomu-sadu
5.Хачатрян Л.А. Состояние воспитательного потенциала современной российской семьи/ Л. А. Хачатрян, Н. С. Кабанова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология - 2013.-№1 (13). - URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/sostoyanie-vospitatelnogo-potentsiala-sovremennoy-rossiyskoy-semi (дата обращения: 01.02.2016).