Научная статья на тему 'Алгоритм и модели психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации'

Алгоритм и модели психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
897
180
Поделиться
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Глевицкая Вера Сергеевна, Полякова Наталья Анатольевна

Целью статьи является описание модели психологического сопровождения детскородительских отношений в дошкольной организации. Психологическое сопровождение детско-родительских отношенийэто, прежде всего, помощь ребенку в решении индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, развитием, отношениями, либо помощь семье в выявлении причин деформации в развитии ребенка, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребенка и на основании этого построение процесса, способствующего развитию и социализации обучающегося. Согласно литературным источникам, алгоритм психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации включает в себя следующие этапы: 1) Создание нормативно-правовой базы (федеральные, региональные и локальные нормативные акты, планы и программы работы) по организации психологического сопровождения ребенка в образовательном учреждении. 2) Создание и функционирование «психологической комнаты» кабинета психолога. 3) Создание специализированной образовательно-развивающей среды для осуществления сопровождения. 4) Создание системы повышения компетентности педагогов и родителей по проблемам детско-родительских отношений. Целью сопровождения является профилактика семейного неблагополучия и поддержка позитивного родительства, направленные на раскрытие потенциала дошкольника. В настоящее время в психолого-педагогической литературе описаны пять МОДЕЛЕЙ оказания помощи современной семье: Педагогическая модель основывается на положении о недостатке педагогической компетентности родителей. Отмечается, что сам родитель может быть причиной неблагополучия, но эта возможность открыто не рассматривается. В этом случае необходимо ориентироваться не на индивидуальные возможности родителя, а на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы и приемы воспитания. Работа с семьёй в этом случае направлена на создание системы психологопедагогического просвещения родителей, организацию семейного консультирования, разработку памяток для родителей. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятного стечения обстоятельств. Акцент в работе с семьёй ставится на оказание социально-педагогической помощи: информирование о возможности получения социальной помощи, координация деятельности различных организаций и учреждений по оказанию помощи семье, посредническая роль в решении жизненных трудностей. Психологическая (психотерапевтическая) модель предполагает акцентирование на особенностях жизнедеятельности семьи и противоречиях в понимании задач и способов воздействия на развитие дошкольника. Диагностическая модель. Она основывается на предположении наличия дефицита знаний у родителей о ребёнке или своей семье. Объектом наблюдения является семья, а также дети и подростки с нарушениями поведения. Предоставленные семье результаты диагностики помогут семье в решении семейных проблем. Медицинская модель. Предполагается, что в основе семейных трудностей лежат болезни членов семьи. Цель помощи семье содействие в установлении диагноза, лечении больных, адаптации здоровых её членов к больным. Для достижения цели сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации реализуется психологическая (психотерапевтическая) модель. Анализ имеющегося опыта психологического сопровождения детско-родительских отношений показал, что в большинстве случаев используется несколько моделей одновременно. Условиями эффективности оказания помощи современной семье в воспитании ребенкадошкольника является её комплексность, последовательность, дифференцированность и своевременность. Реализация модели психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации предполагает: включение родителей в процесс самостоятельного открытия знаний дошкольной психологии; дать родителям возможность обсуждать свои проблемы в кругу других родителей, а также с привлечением психолога; осуществление трансляции позитивных образов воспитания и идеалов конструктивного воспитания в родительскую среду, а также формирование установки на позитивное воспитание ребенка в семье; информирование родителей обо всех психолого-педагогических услугах, оказываемых в районе и городе; формирование сообщества активных родителей, которые затем будут выступать проводниками идей и активными организаторами проектов для родителей; подготовка специалистов помогающего профиля для работы с родителями и семьями; получение анонимной психолого-педагогической поддержки. Данная модель психологического сопровождения детско-родительских отношений включает в себя работу с нарушением процесса формирования привязанности матери и ребенка, его принятия, с проявлениями горя (группы поддержки взрослым и детям, переживающим горе), снятие фобических реакций посредством работы с травматическим образами и многие индивидуальные методы психологической помощи и поддержки, учитывающие специфику пространственно-развивающей среды детского сада и семьи. Психологическое сопровождение детско-родительских отношений реализуется в различных формах. Нами разработаны критерии и показатели эффективности осуществления психологического сопровождения детско-родительских отношений в условиях дошкольной организации. Они включают: снижение уровня тревожности и негативных реакций; формирование адекватной самооценки при реализации роли «родителя»; возрастание интереса к возрастным особенностям развития ребенка (повышение мотивации родителей в принятии и развитии ребенка); формирование навыков позитивного общения с ребенком; снижение конфликтности при взаимодействии; положительную динамику развития ребенка; положительную обратную связь от родителей. Анализ результатов апробации модели психологического сопровождения детско-родительских отношений в условиях дошкольной организации выявил положительные тенденции в области трансформации детско-родительских отношений. Нами было проанализирована работа с 42 семьями в детском саду комбинированного вида и с 34 детско-родительскими диадами в дошкольной организации компенсирующего вида. При консультировании и взаимодействии с семьями детей дошкольного возраста в 75% случаев наблюдалось снижение негативных реакций при общении с ребенком, в 80% снижение конфликтности при взаимодействии с воспитателями и другими специалистами дошкольной организации. Изменялась мотивация игровой и образовательной деятельности ребенка в 73% проанализированных случаев. Формирование навыков позитивного общения отмечалось в 48 детско-родительских диадах. Необходимо отметить, что при работе с родителями детей, посещающих детский сад компенсирующего вида, акцент ставился на повышение мотивации родителей в принятии и развитии ребенка. Поскольку описываемая модель психологического сопровождения апробировалась только в течение полутора лет (с августа 2014 года), результаты указывают лишь на наличие положительной тенденции в изменениях. Дальнейшая работа по апробации направлена на достижение устойчивых изменений в детско-родительских отношениях.

Текст научной работы на тему «Алгоритм и модели психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации»

Алгоритм и модели психологического сопровождения детско-родительских отношений

в дошкольной организации

Глевицкая Вера Сергеевна, Полякова Наталья Анатольевна

ОГБУ ДПО КИРО, г. Курск

Ключевые слова:

модель психологического сопровождения детско-родительских отношений

Аннотация: целью статьи является описание модели психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений- это, прежде всего, помощь ребенку в решении индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, развитием, отношениями, либо помощь семье в выявлении причин деформации в развитии ребенка, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребенка и на основании этого построение процесса, способствующего развитию и социализации обучающегося. Согласно литературным источникам, алгоритм психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации включает в себя следующие этапы:

1) Создание нормативно-правовой базы (федеральные, региональные и локальные нормативные акты, планы и программы работы) по организации психологического сопровождения ребенка в образовательном учреждении.

2) Создание и функционирование «психологической комнаты» - кабинета психолога.

3) Создание специализированной образовательно-развивающей среды для осуществления сопровождения.

4) Создание системы повышения компетентности педагогов и родителей по проблемам детско-родительских отношений.

Целью сопровождения является профилактика семейного неблагополучия и поддержка позитивного родительства, направленные на раскрытие потенциала дошкольника.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе описаны пять МОДЕЛЕЙ оказания помощи современной семье:

• Педагогическая модель основывается на положении о недостатке педагогической компетентности родителей. Отмечается, что сам родитель может быть причиной неблагополучия, но эта возможность открыто не рассматривается. В этом случае необходимо ориентироваться не на индивидуальные возможности родителя, а на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы и приемы воспитания. Работа с семьёй в этом случае направлена на создание системы психолого-педагогического просвещения родителей, организацию семейного консультирования, разработку памяток для родителей.

• Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятного стечения обстоятельств. Акцент в работе с семьёй ставится на оказание социально-педагогической помощи: информирование о возможности получения социальной помощи, координация деятельности различных организаций и учреждений по оказанию помощи семье, посредническая роль в решении жизненных трудностей.

• Психологическая (психотерапевтическая) модель предполагает акцентирование на особенностях жизнедеятельности семьи и противоречиях в понимании задач и способов воздействия на развитие дошкольника.

• Диагностическая модель. Она основывается на предположении наличия дефицита знаний у родителей о ребёнке или своей семье. Объектом наблюдения является семья, а также

дети и подростки с нарушениями поведения. Предоставленные семье результаты диагностики помогут семье в решении семейных проблем.

• Медицинская модель. Предполагается, что в основе семейных трудностей лежат болезни членов семьи. Цель помощи семье - содействие в установлении диагноза, лечении больных, адаптации здоровых её членов к больным.

Для достижения цели сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации реализуется психологическая (психотерапевтическая) модель.

Анализ имеющегося опыта психологического сопровождения детско-родительских отношений показал, что в большинстве случаев используется несколько моделей одновременно.

Условиями эффективности оказания помощи современной семье в воспитании ребенка-дошкольника является её комплексность, последовательность, дифференцированность и своевременность.

Реализация модели психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации предполагает:

• включение родителей в процесс самостоятельного открытия знаний дошкольной психологии;

• дать родителям возможность обсуждать свои проблемы в кругу других родителей, а также с привлечением психолога;

• осуществление трансляции позитивных образов воспитания и идеалов конструктивного воспитания в родительскую среду, а также формирование установки на позитивное воспитание ребенка в семье;

• информирование родителей обо всех психолого-педагогических услугах, оказываемых в районе и городе;

• формирование сообщества активных родителей, которые затем будут выступать проводниками идей и активными организаторами проектов для родителей;

• подготовка специалистов помогающего профиля для работы с родителями и семьями;

• получение анонимной психолого-педагогической поддержки.

Данная модель психологического сопровождения детско-родительских отношений включает в себя работу с нарушением процесса формирования привязанности матери и ребенка, его принятия, с проявлениями горя (группы поддержки взрослым и детям, переживающим горе), снятие фобических реакций посредством работы с травматическим образами и многие индивидуальные методы психологической помощи и поддержки, учитывающие специфику пространственно-развивающей среды детского сада и семьи.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений реализуется в различных формах. Нами разработаны критерии и показатели эффективности осуществления психологического сопровождения детско-родительских отношений в условиях дошкольной организации. Они включают:

• снижение уровня тревожности и негативных реакций;

• формирование адекватной самооценки при реализации роли «родителя»;

• возрастание интереса к возрастным особенностям развития ребенка (повышение

мотивации родителей в принятии и развитии ребенка);

• формирование навыков позитивного общения с ребенком;

• снижение конфликтности при взаимодействии;

• положительную динамику развития ребенка;

• положительную обратную связь от родителей.

Анализ результатов апробации модели психологического сопровождения детско-родительских отношений в условиях дошкольной организации выявил положительные тенденции в области трансформации детско-родительских отношений. Нами было проанализирована работа с 42 семьями в детском саду комбинированного вида и с 34 детско-родительскими диадами в дошкольной организации компенсирующего вида. При консультировании и взаимодействии с семьями детей дошкольного возраста в 75% случаев наблюдалось снижение негативных реакций

при общении с ребенком, в 80% - снижение конфликтности при взаимодействии с воспитателями и другими специалистами дошкольной организации. Изменялась мотивация игровой и образовательной деятельности ребенка в 73% проанализированных случаев. Формирование навыков позитивного общения отмечалось в 48 детско-родительских диадах. Необходимо отметить, что при работе с родителями детей, посещающих детский сад компенсирующего вида, акцент ставился на повышение мотивации родителей в принятии и развитии ребенка. Поскольку описываемая модель психологического сопровождения апробировалась только в течение полутора лет (с августа 2014 года), результаты указывают лишь на наличие положительной тенденции в изменениях. Дальнейшая работа по апробации направлена на достижение устойчивых изменений в детско-родительских отношениях.

Список литературы:

1.Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. - Москва: Айрис-пресс,2005. - 384 с.

2.Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 152 с.

3.Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред. Савиной Е. А., Максименко О. В. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 223 с.

4.http://www.vashpsixolog.ru// Статья. Модели социально-психолого-педагогической помощи ребёнку и семье, находящихся в социально опасном положении.

5.Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии. - М.: МПСИ, МОДЭК , 2010.- 928 с.

6.Казакова Е. И., и др. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога. - Владос, 2003. - 528 с.

7.Петрановская Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка // Людмила Петрановская; худ. Андрей Селиванов. - АСТ; Москва; 2015. - 288 с.