ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 376.1018.1-058.26 ББК 74.900.44
Т. А. Егорова Семейное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается вопрос о необходимости организации комплексного сопровождения семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Показаны особенности влияния родительских позиций на личностное развитие ребенка и на формирование у него позитивного отношения к миру. Предлагаются пути создания единого образовательного пространства «семья» - «ребенок» - «дошкольное учреждение» как одного из условий успешного сотрудничества с семьей. Показана ведущая роль педагога-дефектолога в организации комплексного сопровождения семейного воспитания в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида. Представлены основные компоненты и направления работы по программе помощи семье с целью повышения воспитательной компетенции родителей.
The article considers the problem of the necessity of organizing the integrated support for family education for children with limited health opportunities. Peculiarities of parents’ positions influence on the personal development of the child and on the formation of his/her positive attitude to the world are shown. Ways of creating the united educational space "family" - "child" - "preschool centre" as one of conditions of successful cooperation with the family are offered. The key role of the teacher-defektolog in organizing the integrated support for family education at the preschool compensatory centre is shown. To improve parents’ educational competence the basic components and guidelines of the program of the help to the family are provided.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети дошкольного возраста с задержкой психического развития, воспитательная функция семьи, воспитательный потенциал родителей, конструктивные и деструктивные родительские позиции, детско-родительские отношения, позитивное отношение к окружающему миру, негативное отношение к окружающему миру, единое образовательное пространство «семья - ребенок -образовательное учреждение», комплексное сопровождение семейного воспитания, программа педагогической помощи.
Key words: children with limited health opportunities, children of preschool age with delay of mental development, educational function of the family, educational potential of parents, constructive and destructive parents’ positions, child - parent relations, the positive attitude to the outward things, the negative attitude to the outward things, the united educational space «family - child - educational institution», the integrated support for family education, the program of the pedagogical help.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания
подрастающего поколения. Права и обязанности родителей регламентированы государственными документами: Конституция Российской Федерации (ст. 38, 43), Семейный кодекс Российской Федерации (гл. 12), Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 17,18,19,52).
Закон Российской Федерации «Об образовании» провозгласил, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В помощь семье для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии действует сеть дошкольных учреждений.
В настоящее время для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, открыты и успешно работают дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, которые призваны решать задачи, направленные на организацию комплексного сопровождения семейного воспитания. Среди них можно выделить следующие задачи:
• взаимодействие с семьями для обеспечения полноценного развития детей;
• оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения, социальной адаптации и развития детей.
Для этого в учреждениях компенсирующего вида создаются необходимые условия. Одно из условий - кадровое обеспечение, которое направлено на реализацию коррекционно-развивающего обучения и воспитания специалистами в области специальной педагогики, психологическое сопровождение развития ребенка, проведение медикаментозного и физиотерапевтического лечения, закаливания, лечебной физкультуры, массажа медицинскими работниками. Это обеспечивается работой в учреждении таких специалистов, как педагог-дефектолог, психолог, логопед, психоневролог, массажист, физиотерапевт, инструктор по лечебной физкультуре. Их профессиональные умения и знания психофизических, возрастных, индивидуальных особенностей развития ребенка, коррекционно-развивающая работа, которую они проводят в форме индивидуальных и подгрупповых занятий, а также высокая степень доверия со стороны родителей к специалистам и ожидаемым результатам в коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии ребенка - всё вышеперечисленное создает основу для успешного психолого-педагогического и медицинского сопровождения семейного воспитания в условиях дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Изучение практики работы дошкольных учреждений компенсирующего вида показало, что имеются определенные трудности взаимодействия с семьей в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Это обусловлено многообразными кризисными явлениями в жизни современной семьи. Среди них: рост числа неполных семей, рост числа детей, рожденных вне брака, снижение материального и морального благополучия семей, нарушение родовых и семейных связей между поколениями. По мнению исследователей, кризисные явления в семье коснулись сферы семейного воспитания. Наблюдается утрата семейных традиций, традиционного понимания семейного воспитания, направленного на установление духовной общности с детьми, что сказывается на снижении воспитательной функции семьи, механизм реализации которой осуществляется как в условиях целенаправленных, так и неуправляемых социализирующих воздействий (О.А. Карабанова, А.В. Мудрик, Г.К. Селевко, А.Г. Селевко). Наряду с реализацией таких функций, как эмоциональная поддержка и принятие, духовное общение, социальная регуляция, передача социального
статуса, важность реализации воспитательной функции определяется тем, что в семье решается огромный спектр воспитательных задач: от привития ребенку гигиенических навыков и бытовых умений до становления мотивационных компонентов личности, ценностных ориентаций, жизненных установок и устремлений. Изучение педагогической работы дошкольных учреждений показало, что трудности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, связаны с недооценкой педагогами воспитательного потенциала семьи, с недостаточным изучением условий семейного воспитания, характера общения родителей с ребенком и особенно родительских позиций, которые они выбирают в воспитании.
В психолого-педагогической литературе родительские позиции рассматриваются как реальная направленность родителей в воспитательной деятельности, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с ним. По характеру влияния родительские позиции во многом определяют личностное развитие ребенка, сформированность его отношений к окружающему миру. Установлено, что в складывающихся позитивных или негативных отношениях ребенка к природному и социальному миру ведущим является сочетание следующих параметров: активная или пассивная жизненная позиция ребенка с эмоциональной ориентацией на благоприятные или неблагоприятные аспекты мира и самого себя.
В ходе экспериментальных исследований, проведенных на базе дошкольных учреждений компенсирующего вида, где воспитываются дети с задержкой психического развития (ЗПР), была выявлена зависимость складывающегося типа отношения ребенка к миру от родительских позиций, которые они выбирают в воспитании. Полученные данные позволили выделить у детей с ЗПР специфические черты восприятия окружающего мира и реакции на него, недостаточный уровень знаний о природном и социальном мире, трудности в формировании деятельно-личностной позиции по отношению к социальному миру, повышенную центрацию на взрослого и потребность в его помощи.
Установлено, что родительские позиции оказывают существенное влияние на складывающиеся отношения ребенка с окружающим природным и социальным миром, к самому себе. В наибольшей степени влияние оказывают следующие параметры родительских позиций:
• уровень опеки;
• уровень требований- обязанностей;
• уровень запретов;
• отношение к полу ребенка;
• степень родительской тревоги за жизнь, здоровье и успешность ребенка;
• степень воспитательной неуверенности родителей;
• характер общения родителей с детьми.
Изучение соотношения вышеперечисленных параметров с типом складывающихся отношений ребенка к миру, характером и степенью их выраженности у родителей позволило рассмотреть конструктивные и деструктивные родительские позиции. По характеру влияния конструктивные и деструктивные родительские позиции определяют сформированность у ребенка в дошкольном возрасте чувства базового доверия или недоверия к миру,
собственной инициативности или безынициативности по отношению к миру, стремления познавать и действовать в окружающем мире.
К конструктивным родительским позициям, которые обеспечивают формирование у ребенка позитивного отношения к миру, можно отнести сбалансированный уровень опеки, ровное положительное эмоциональное отношение к ребенку, позитивное восприятие ребенка, направленность на сотрудничество с ним, насыщенность содержания общения в детско-родительских отношениях с приоритетным общением по поводу внутреннего мира ребенка. Таким образом, основными свойствами конструктивных родительских позиций являются: адекватность, динамичность, прогностичность. Адекватность выражается в знании и умении родителей правильно оценивать возрастные, психофизические и личностные особенности ребенка и учитывать их в своей воспитательной деятельности. Динамичность родительских позиций предполагает способность изменять характер общения и способы воздействий на ребенка применительно к ситуации и условиям, в которых находится семья. Прогностичность характеризуется умением родителей понимать, осознавать и выстраивать ближайшие задачи в воспитании ребенка и перспективные цели, которые будут реализованы в будущем. Задача педагогов, работающих с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья -способствовать формированию у родителей указанных качеств, помочь им в выборе адекватных конструктивных родительских позиций, которые позволят обеспечить формирование у ребенка позитивного отношения к миру.
К деструктивным родительским позициям, которые затрудняют формирование у ребенка позитивного отношения к миру, ориентируют на неблагоприятные аспекты мира с активной или пассивной жизненной позицией, можно отнести установку родителей на чрезмерный уровень опеки в воспитании, на недостаточность требований-запретов, с другой стороны, их чрезмерность, установка на минимальность санкций, применяемых по отношению к ребенку в сочетании с воспитательной неуверенностью, тревогой родителей за жизнь, здоровье и успешность ребенка. При этом деструктивные родительские позиции характеризуются недостаточностью содержания общения, особенно общением по поводу внутреннего мира ребенка. Таким образом, деструктивные позиции родителей в воспитании следует рассматривать как фактор риска нарушений личностного развития ребенка.
Проведенное исследование показало, что наиболее благоприятными предпосылками личностного развития ребенка с ориентацией на благоприятные аспекты мира и активной жизненной позицией являются следующие: родители воспринимают ребенка как социально успешного, видят больше положительных качеств его личности, чем отрицательных, верят в способности ребенка, в его силы, здоровье, отдают предпочтение эмоциональному и интеллектуальному развитию ребенка. Родители понимают и признают важность эмоционального благополучия ребенка. Хорошо знают и принимают проблемы ребенка, понимают его поступки, способны вставать на позицию ребенка, учитывают его мнение, желания. Родительские позиции характеризуются ровным положительным эмоциональным отношением к ребенку, сбалансированным уровнем опеки, направленностью на сотрудничество с ребенком, гибкостью. Родители демократичны в общении, не стремятся удовлетворять все без исключения желания ребенка, при этом у родителей наблюдается сбалансированный характер требований. Родители разумно, учитывая возможности ребенка, выдвигают к нему посильные требования, как правило, ребенок уже в дошкольном возрасте имеет определенные постоянные домашние обязанности. Перечисленные способы взаимодействия родителей с ребенком обеспечивают
развитие у ребенка чувства базового доверия к миру, дети видят себя в мире активно действующими, созидательно его преобразующими с пользой для себя и для других. Дети характеризуются сформированностью эмоционального отношения к происходящим событиям, знаниями о социальных нормах, которые являются для них основой нормативного поведения. У ребенка формируется адекватное отношение к миру и к самому себе. Дети чувствуют себя достаточно защищенными, их отличает доброжелательное отношение к природному и социальному миру.
Неблагоприятными предпосылками личностного развития ребенка являются позиции, когда родители выбирают стратегию вседозволенности, при этом некритично относятся к успехам и возможностям ребенка. Для родителей присущ высокий уровень запретов и повышенный уровень опеки, они стремятся к максимальному удовлетворению желаний ребенка, но при этом для родителей характерна недостаточность санкций по отношению к ребенку. Родительские позиции характеризуются тревожно-опекающим отношением к ребенку, для родителей свойственна воспитательная неуверенность, которая компенсируется попытками полнее удовлетворять потребности ребенка и при этом миминизировать требования-обязанности. Воспитательная неуверенность стимулирует появления у родителей установки по типу потворствующей гиперпротекции. Установлено, что такие родительские позиции способствуют формированию у детей ориентации на неблагоприятные аспекты мира, не обеспечивают развитие у ребенка чувства базового доверия к миру. Дети характеризуются несформированностью социальных правил и норм, что отражается в первую очередь на поведении ребенка и его общении со сверстниками и взрослыми. У детей не сформированы навыки общения, наблюдается негативное отношение к окружающим. Дети стремятся быть первыми и главными, часто не имея для этого достаточных оснований. В силу этого у детей проявляется негативное поведение, характеризующееся агрессивно-наступательным отношением к окружающим.
Таким образом, исследование подтвердило мнение педагогов и психологов, что в настоящее время наметилась тенденция в изменении родительских позиций по отношению к детям, которая выражается в снижении требований со стороны родителей к ребенку, сокращении межличностной дистанции во взаимодействии, в отказе родителей от жесткой регламентации норм и требований к ребенку до практики полной вседозволенности в отношениях, в безразличии к детям и к их проблемам. Обозначенные тенденции наблюдаются и в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, для многих из них характерен закрытый тип взаимоотношений с окружающими, негативные реакции как на ребенка, так и на имеющиеся у него проблемы (Е. А. Екжанова, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина).
Все вышеизложенное приводит к выводу, что в современных социальных условиях существует необходимость повышения внимания со стороны педагогов к проблемам семейного воспитания и к решению практических вопросов по организации взаимодействия с семьей. Одним из путей успешного решения данной проблемы является создание единого образовательного пространства «семья - ребенок - образовательное учреждение», обеспечивающего реальное сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания, обучения, лечения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, основанного на индивидуальном, системном и комплексном подходах. По нашему мнению, организация комплексного сопровождения семейного воспитания в условиях дошкольных учреждений компенсирующего вида позволит повысить качество и эффективность педагогической работы, поскольку в такого вида
учреждениях полностью обеспечена потребность в специалистах, и сопровождение семейного воспитания может осуществляться совместно с администрацией, специалистами и воспитателями при ведущей и координирующей роли педагога-дефектолога.
Обеспечить создание единого образовательного пространства «семья -ребенок - образовательное учреждение» возможно через специально разработанные программы сопровождения семейного воспитания и педагогической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого необходимо:
• включение и реальное участие родителей как субъектов и объектов деятельности в образовательном процессе;
• оказание психолого-медико-педагогической поддержки, консультативной и методической помощи родителям всеми специалистами учреждения;
• интеграция психолого-педагогических методов и средств воспитания и обучения в системе домашнего воспитания.
Программы педагогической помощи должны быть ориентированы на конкретную семью, учитывать социальные факторы и реальные условия жизнедеятельности семьи, особенности родительских позиций в воспитании и характер детско-родительских отношений.
Одна из таких программ, созданная в соответствии с вышеперечисленными критериями, была разработана и адаптирована в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида для детей с ЗПР.
Теоретико-методологической основой программы явился системный подход, который позволил представить сопровождение семейного воспитания как единство трех составляющих: ребенок - родители - педагоги. Системный подход обеспечил соблюдение всеми участниками единства содержания, методов и форм работы. Включение диагностического компонента позволило оказать максимально индивидуализированную помощь семье и ребенку, внести необходимые коррективы, предвидеть результаты работы и на заключительном этапе выявить ее эффективность. В основу программы были положены следующие принципы:
• добровольности и заинтересованности в результатах работы со стороны родителей и педагогов;
• учета результатов исследования и педагогических наблюдений;
• учета семейных условий воспитания, воспитательного потенциала семьи;
• личностной ориентированности и индивидуального подхода по отношению к ребенку и его семье;
• системного и деятельностного подходов в отношениях педагогов и родителей;
• опоры на положительное в работе с ребенком, родителями и педагогами;
• доверия, открытости и сотрудничества.
Цель программы: повышение воспитательной компетентности родителей, способствующей формированию конструктивных родительских позиций в воспитании и умений адекватного взаимодействия с ребенком.
Достижение поставленной цели было возможно при условии реализации следующих задач:
• просвещение родителей о психофизических, возрастных, индивидуальных особенностях развития ребенка с ЗПР в дошкольном возрасте;
• помощь родителям в осознании значимости и самоценности дошкольного детства в становлении личности ребенка;
• просвещение родителей по вопросам семейного воспитания;
• помощь в осознании значения выбранных родителями воспитательных позиций в процессе воспитания и их влиянии на формирование отношения к миру ребенка в дошкольном возрасте;
• практическое освоение родителями умения конструктивно взаимодействовать с ребенком.
Исходя из цели и задач, содержательный компонент программы в качестве доминанты включал процесс формирования у ребенка позитивного отношения к миру по следующим трем направлениям:
• взаимодействие педагогов дошкольного учреждения;
• взаимодействие педагогов с родителями;
• взаимодействие родителей с детьми и педагогами.
При организации взаимодействия с педагогами дошкольного учреждения учителем-дефектологом был проведен цикл занятий с целью организации педагогов для совместной работы по сопровождению семейного воспитания. В содержание занятий были включены следующие вопросы:
• изучение основных прав и обязанностей ребенка и взрослого на основе нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», «Конвенции о правах ребенка», Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, а также принятия основ профессиональной этики и правил поведения работников дошкольных учреждений, регулирующих отношения педагога с родителями и детьми;
• ознакомление с психофизическими, возрастными и индивидуальными особенностями развития детей;
• знакомство с основами педагогики общения, обучение основам взаимодействия с родителями;
• включение специалистов в процесс изучения условий семейного воспитания;
• обучение организации педагогических наблюдений за взаимодействием родителей с ребенком;
• углубление и расширение преставлений о возможностях использования педагогических технологий в реализации задач воспитания;
• обсуждение с педагогами проекта творческих дел с целью организации совместной деятельности педагогов, родителей и детей;
• подборка методической литературы по проблемам семейного воспитания, по обеспечению педагогического и духовно-нравственного сопровождения семьи в современных условиях;
• подборка литературного материала для совместного семейного чтения, кино- и видеоматериалов.
Занятия проводились в виде бесед, консультаций, дискуссионного обсуждения проблем, практикумов, тренингов, деловых игр и были объединены в следующие циклы:
^ азбука семьи в современном мире;
^ особенности развития ребенка в дошкольном возрасте;
^ взаимодействие педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьей.
Во втором направлении при организации взаимодействия педагогов с родителями решались следующие задачи:
• формирование у родителей установки на сотрудничество с ребенком;
• формирование сбалансированного характера предъявляемых ребенку требований;
• формирование сбалансированного уровня опеки;
• развитие позитивного диалога родителей в процессе общения с ребенком;
• обеспечение сбалансированного общения в системе детско-родительских отношений;
• практическая помощь родителям в организации общения по поводу внутреннего мира, развития «Я-концепции» ребенка, по поводу познания и социального мира.
Для реализации поставленных задач был определен круг обсуждаемых с родителями вопросов и проблем. Основное значение уделялось установлению доверительных отношений педагогов с родителями, созданию атмосферы взаимопонимания. Успешность во многом зависела от профессиональных и личностных качеств, от уровня общей культуры и коммуникативных способностей педагога.
Работа на данном этапе проходила в форме индивидуальных, личностноориентированных встреч-консультаций с родителями, семьей и заканчивалась принятием разработанной индивидуальной программы педагогического сопровождения семейного воспитания.
Третье направление обеспечивало взаимодействие педагогов с детьми и родителями, предполагало включение всех участников программы в совместную деятельность с целью реализации принятых совместных проектов и традиционных общих дел с учетом интересов ребенка, его семьи и образовательного учреждения.
Педагогическое сопровождение семьи осуществлялось с использованием современных организационных форм, таких как родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, деловая игра. Были организованы совместные конкурсы, выставки, совместные праздники, экскурсии с родителями и детьми группы.
Оценка работы по реализации программы педагогического сопровождения семейного воспитания со стороны педагогов и родителей, анализ результатов, полученных в ходе реализации программы, дает основание сделать вывод об эффективности разработанной программы, которая обеспечила повышение воспитательной компетентности родителей, способствующей формированию у них конструктивных родительских позиций в воспитании и умений адекватного взаимодействия с ребенком.
Таким образом, необходимо отметить, что педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, является приоритетным направлением в системе работы дошкольного учреждения компенсирующего вида и осуществляется комплексно всеми специалистами при ведущей и координирующей роли педагога-дефектолога. Реальное взаимодействие родителей и педагогов в вопросах воспитания, обучения, лечения и социальной адаптации детей создает основу для успешного личностного развития ребенка и может быть обеспечено организацией комплексного сопровождения семейного воспитания в едином образовательном пространстве «семья - ребенок - образовательное учреждение» через реализацию программ педагогической помощи.