T. A. Егорова
СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ
Работа представлена кафедрой общей и специальной педагогики ИСПП. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. Б. Баряева
В статье рассматривается вопрос о необходимости оказания комплексной помощи семье в воспитании, обучении и социальной адаптации детей с проблемами в развитии. Определяются пути создания единого образовательного пространства «семья» - «ребенок» - «дошкольное учреждение» как одно из условий успешного сотрудничества с семьей; показана ведущая роль педа-гога-дефектолога дошкольного учреждения компенсирующего вида в реализации комплексной программы помощи семье; представлены основные компоненты и направления работы по программе с целью повышения воспитательной компетенции родителей.
In the article there discussed a problem about the necessity to provide a complex help the families in questions of training, teaching and social adaptation for children with problems in their developing. There considered the ways of creating the united educational space, named “Family - Child - Infant School”, as one of conditions for successful cooperation with family. There shown a leading role of a teacher-defectologist of complex program for family’s help. There represented the main components and directions of the work according to the Program for the purpose of arising parents’ pedagogic competence.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Права и обязанности родителей регламентированы государственными документами: Конституция Российской Федерации (статьи 38, 43), Семейный кодекс Российской Федерации (глава 12), Закон Российской Федерации «Об образовании» (статьи 17, 18, 19, 52).
Закон Российской Федерации «Об образовании» провозгласил, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В законе также указывается, что в помощь семье для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных учреждений1.
В настоящее время для родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, открыты и успешно работают дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, которые призваны оказывать необходимую психолого-меди-ко-педагогическую помощь и поддержку семье и ребенку. Для оказания комплексной помощи и поддержки в вопросах воспитания, обучения, лечения и социальной адаптации детей с отклонениями в развитии в учреждениях компенсирующего вида созда-ются необходимые условия. Одним из условий является кадровое обеспечение, которое направлено на реализацию коррекционно-развивающего обучения и воспитания специалистами в области специальной педагогики, осуществление психологического сопровождения развития ребенка, проведение медикаментозного и физиотерапевтического лечения, закаливания, лечебной физкультуры, массажа медицинскими работниками. Это обеспечивается работой в учреждении таких специалистов, как педагог-дефектолог, психолог, логопед, психо-
невролог, массажист, физиотерапевт, инструктор по лечебной физкультуре. Их профессиональные умения и знания психофизических, возрастных, индивидуальных особенностей развития ребенка, коррекционно-развивающая работа, которую они проводят в форме индивидуальных и под-групповых занятий, а также высокая степень доверия со стороны родителей к специалистам и ожидаемым результатам в коррекции недостатков развития ребенка - все вышеперечисленное создает основу для успешного сотрудничества педагогов с семьей на основе взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Изучение практики работы специальных дошкольных учреждений компенсирующего вида показало, что имеются определенные трудности взаимодействия с семьей в вопросах воспитания, обучения и адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Причины возникающих трудностей изучены недостаточно. По нашему мнению, это связано с недооценкой педагогами воспитательного потенциала семьи, с недостаточным изучением характера общения родителей с ребенком и родительских позиций, которые они выбирают в процессе воспитания.
В психолого-педагогической литературе родительские позиции рассматриваются как реальная направленность родителей в воспитательной деятельности, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с ним. Установлено, что родительские позиции оказывают существенное влияние на складывающиеся отношения ребенка с миром, к миру и к самому себе в дошкольном возрасте2.
По характеру влияния выделяют конструктивные и деструктивные родительские позиции, которые в дошкольном возрасте будут определять сформированность у ребенка чувства базового доверия или недоверия к миру, собственной инициативности или безынициативности по отношению к миру; стремления познавать и действовать в окружающем мире3.
Основными свойствами конструктивных родительских позиций являются: адекватность, динамичность, прогностичность. Адекватность выражается в умении родителей правильно оценивать психические и характерологические особенности ребенка и учитывать их в своей воспитательной деятельности. Динамичность родительских позиций предполагает способность изменять характер общения и способы воздействий на ребенка применительно к ситуации и условиям, в которых находится семья. Прогностичность характеризуется умением родителей видеть и осознавать ближайшие задачи в воспитании ребенка и перспективные цели, которые будут реализованы в будущем4. Задача педагогов, работающих с проблемным ребенком и его семьей, - сформировать у родителей указанные качества, помочь им в выборе адекватных родитель -ских позиций.
Деструктивные позиции родителей исследователями рассматриваются как фактор риска нарушений личностного развития ребенка. По мнению исследователей, в настоящее время наметилась тенденция в изменении родительских позиций по отношению к детям, которая выражается в снижении требований со стороны родителей к ребенку, сокращении межличностной дистанции во взаимодействии, отказ родителей от жесткой регламентации норм и требований к ребенку до практики полной вседозволенности в отношениях, безразличие к детям и их проблемам5.
Обозначенные тенденции наблюдаются в семьях, воспитывающих проблемного ребенка, для многих из них характерен закрытый тип взаимоотношений с окружающими, негативные реакции как на ребенка, так и на имеющиеся у него проблемы6.
Все вышеизложенное приводит к выводу о том, что в современных социальных условиях существует необходимость повышения внимания со стороны педагогов учреждений компенсирующего вида к проблемам семейного воспитания и к решению практических вопросов по организации взаимо-
действия с семьей. Одним из путей успешного решения данной проблемы является создание в учреждении единого образовательного пространства «семья - ребенок -образовательное учреждение», обеспечивающего реальное сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания, обучения, лечения и социальной адаптации детей с отклонениями в развитии.
Обеспечить создание единого образовательного пространства «семья - ребенок -образовательное учреждение» возможно через специально разработанные программы педагогической помощи родителям в условиях учреждений компенсирующего вида. Для создания единого образовательного пространства необходимо:
• включение и реальное участие родителей в образовательном процессе учреждения как субъектов и объектов деятельности;
• обеспечение комплексной психолого-медико-педагогической помощи и поддержки родителей всеми специалистами учреждения при ведущей роли педагога -дефектолога;
• интеграция психолого-педагогических методов и средств воспитания и обучения в систему домашнего воспитания.
Программы педагогической помощи должны иметь комплексный характер, быть ориентированы на конкретную семью и конкретные условия жизнедеятельности семьи, в зависимости от характера детско-родительских отношений и выбранных родителями воспитательных позиций.
Одной из таких программ, разработанных в соответствии с вышеперечисленными критериями, является программа «Ми-родействие», реализованная в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида.
Цель программы: повышение воспитательной компетентности родителей, способствующей формированию адекватных родительских позиций в воспитании и умений конструктивного взаимодействия с ребенком.
Исходя из цели, содержательный компонент программы в качестве доминанты включал процесс формирования отношения к миру у ребенка, который предполагал: формирование позитивных представлений о мире, развитие избирательных отношений с миром, развитие представлений ребенка о самом себе. С учетом содержательного компонента программы работа осуществлялась на протяжении двух лет по следующим направлениям:
• организация совместного взаимодействия с педагогами дошкольного учреждения;
• совместное взаимодействие с родителями;
• совместное взаимодействие родителей с детьми и педагогами.
Ведущая роль в реализации программы по основным выделенным направлениям принадлежала педагогу-дефектологу.
Организационный компонент программы включал использование наиболее значимых и эффективных форм работы с родителями. К ним отнесены: индивидуальные встречи, индивидуальные консультации, подгрупповые занятия педагога с родителями, индивидуальные совместные практические занятия педагога с родителями и с ребенком, совместные занятия педагога с воспитателями и родителями, групповые формы работы с участниками программы.
Оценка работы со стороны педагогов и родителей, анализ результатов, полученных в ходе реализации программы, дает основание сделать вывод о ее эффективности, которая направлена на повышение педагогической компетенции родителей в воспитании детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольных учреждений компенсирующего вида.
Таким образом, реальное взаимодействие родителей и педагогов в вопросах воспитания, обучения, лечения и социальной адаптации детей с отклонениями в развитии, которое создает основу для личностного развития ребенка и родителей, может быть обеспечено реализацией специально
разработанной программы педагогической помощи, учитывающей воспитательный потенциал и условия жизнедеятельности конкретной семьи. Педагогической основой сотрудничества родителей и педагогов является создание единого образовательно-
го пространства «семья - ребенок - образовательное учреждение», в котором родители и педагоги выступают как субъекты и объекты деятельности, и их отношения строятся на основе взаимных прав, обязанностей и ответственности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Настольная книга руководителя дошкольного образовательного учреждения / Сост. Г. Л. Фриш. М.: Астрель, 2003.
2 Зиновьева М. В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2001, № 1.
3 Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000.
4 Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: ВЛАДОС, 2001.
5 Григорович Л. А. Использование опросника «Анализ семейных взаимоотношений» в практике дошкольного психолога // Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 2.
6 Екжанова Е. А. Социально-педагогическая работа в проблемных семьях с разными типами внутрисемейного взаимодействия // Школа Здоровья. 1998. Т. 5. № 3-4.