Н. В. Соснина, Е. М. Старобина
(Санкт-Петербург)
ВЗАИМОДЕИСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ
В статье рассмотрены проблемы современной семьи в вопросах воспитания, развития ребенка в обществе. Определены основные принципы и направления в работе дошкольного образовательного учреждения с семьей.
Дошкольное детство - один из важнейших этапов в жизни ребенка. И очень важно в этот период правильно организовать все пространство, в котором находится ребенок. Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. В настоящее время детские сады в России посещают 50% детей дошкольного возраста, и установление нового типа взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания.
В результате специального изучения, которое проводилось группой ученых и практиков (А. В. Алексеева, Т. А. Даньярова, О. Г. Заводчикова, Т. Н. Львова, С. И. Мусиенко, С. А. Соловей, Е. В. Соловьева, Л. А. Пенькова, Г. В. Крысанова и др.], был составлен социальный портрет родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения. Возраст таких родителей сегодня колеблется в интервале от 18 до 55 лет, но преобладают родители в возрасте от 23 до 35 лет. В основном воспитанники детских садов живут в полных, но однодетных семьях. Только 27°% семей имеют двоих детей. Большинство родителей (78%) сами воспитывают своих детей, не прибегая к помощи бабушек и дедушек [1].
Семьи, в которых проживают и воспитываются эти дети, довольно неоднородны, что является отражением времени. Эта неоднородность проявляется в социально-экономических условиях, в образовательном уровне современных родителей, в их информированности по проблемам воспитания.
Постиндустриальное общество более свободно распоряжается своим временем, родители получают возможность участвовать в
процессе образования собственных детей. На докладах в ЮНЕСКО все чаще говорят о необходимости включения родительской общественности в образовательный процесс. Страны, в которых господствовали жесткие государственные системы образования, меняют законодательную политику, отдавая образовательные приоритеты семье (Конституция РФ, ст. 38]. Но при этом во всех странах Европы, включая Россию, исследователи отмечают кризис традиционной семьи как таковой, кризис семейных отношений.
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических, социальных, юридических, экономических. Но сегодня не секрет, что далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и необходимые педагогические знания. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия] болезненно для большинства людей.
Еще одна из проблем, о которой с тревогой говорят специалисты по работе с семьей -«угасание родительской инициативы». Она выражается в том, что современные родители склонны перепоручать образование и воспитание своего ребенка «третьим лицам», доля времени, посвящаемого ими семейному общению, ничтожно мала; вопросы педагогической культуры лежат вне сферы интересов родителей.
В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности.
Но как привлечь родителей, как заинтересовать? Это предмет особой заботы специалистов, работающих в образовательных учреждениях с детьми и их семьями.
Если мы обратимся к истории становления образовательных учреждений, то увидим, что создателей этих учреждений как за рубежом (Ф. Фребель, Р. Оуэн, П. Кергомар], так и у нас в России (С. А. Люгебиль, А. С. Симонович, Е. П. Сидович, В. Соловьева, Е. Н. Водовозова] волновали проблемы взаимодействия учреждения и семьи в вопросах воспитания и образования детей.
Е. Н. Водовозова считала, что задача родителей и воспитателей - изучать не только индивидуальные особенности детей в процессе воспитания и обучения, но и науку о воспитании, регулировать влияние внешней среды и создавать обстановку, необходимую для воспитания, а это возможно только при совместном желании и грамотном взаимодействии обеих сторон [3].
Деятельность педагогических коллективов детских садов не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Поэтому работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме.
Главная тенденция - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач, что, безусловно, требует определенных усилий от педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Воздействие нового знания на личность взрослого идет непросто, требует от него критической переоценки собственного опыта. Желание узнать что-то новое подразумевает готовность расстаться со сложившимся порядком вещей. Но не всегда это желание есть у современных родителей. Таким образом, для того чтобы это желание появилось, сотрудничество с родителями должно предполагать взаимопонимание, взаимодействие, доверительность отношений [2].
Еще одна проблема, вызывающая тревогу: насколько педагоги заранее информированы о семье, из которой к ним поступает ребенок, какими предварительными сведениями о
своем будущем воспитаннике они владеют и готовы ли сами к плодотворному сотрудничеству с семьей? Все это подразумевает изменения «в системе воспитатель - родитель» и требует целенаправленной работы педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения в этом направлении [1].
Педагог и родитель - взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблемы. Мотивы и потребности в обучении у родителей и педагогов разные. Каждая группа требует подхода, в котором отражалось бы понимание возрастных и жизненных задач, а также владение принципами работы со взрослыми. Такими принципами являются:
- отказ от критики участников процесса обучения;
- обеспечение свободы мнений;
- уважение плюрализма жизненных позиций;
- удовлетворение познавательного интереса.
Методы обучения должны быть поисковые, а процесс обучения должен включать постановку проблем и поиск решений, отбор и организацию информации самими обучающими, что предполагает их совместную активность при консультативной роли обучающего.
Оказание квалифицированной помощи семье невозможно без знания как современного, так и предыдущего опыта семейного и дошкольного воспитания, без психолого-педа-гогических исследований [4].
Необычный и интересный опыт по работе с семьей представила французский психоаналитик, врач, педагог Франсуаза Долто. В 1979 году вместе со своими сторонниками она открыла «Зеленый дом». Этот необычный опыт работы с семьями детей раннего дошкольного возраста она описала в своей книге «На стороне ребенка» («La cause des enfants»] [9].
В последнее время направление, использующее групповые формы обучения и терапии родителей, стало развиваться достаточно активно. Упоминание работы с родительскими группами можно найти в исследованиях наших отечественных психологов (А. С. Спи-ваковская, А Я. Варга, А. И. Захаров]. В зарубежной психологии и педагогике родительские группы зарекомендовали себя как весьма эффективная форма обучения и решения
психологических проблем родителей. Наибольшее распространение групповые занятия с родителями получили в современной Америке. Известно, что фактору семьи в США уделяется особое внимание, программы помощи семье проводятся на федеральном уровне и поддерживаются общественными и религиозными организациями. Так, широкую известность получила программа Томаса Гордона «Тренинг эффективного родителя».
В модели Т. Гордона внимание концентрируется на навыках общения родителей. Задачи работы с родителями, по Т. Гордону, сводятся к тому, что родители должны усвоить три основных умения:
- активно слушать, то есть умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям;
- умение выражать собственные чувства и слова доступно для понимания ребенка;
- использовать принцип «оба правы» (или «выиграть-выиграть») для разрешения конфликтных ситуаций, то есть умение договариваться с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.
Т. Гордон разделяет необходимые навыки на две группы: навыки, необходимые для решения проблем ребенка, и навыки, необходимые для решения проблем родителя. Любая проблема должна решаться родителями совместно с детьми. На занятиях в группе родители учатся активному слушанию, самовыражению, получают навыки ведения беседы, закрепляют чувство уверенности в себе. Исследования, проведенные Т. Гордоном и его последователями, показали, что те, кто посещал родительские группы, легко меняли стиль воспитания, направляя его на определенные цели. По мере развития способности к общению улучшалось взаимопонимание между родителями и детьми и росла способность детей самостоятельно решать свои проблемы. Программа Томаса Гордона «Тренинг эффективного родителя» является наиболее известной и распространенной в разных странах и проводится с помощью самых различных организаций: агентствами социальной службы, школами, церквями, центрами обучения взрослых, консультативными центрами, муниципальными центрами психического здоровья и т. д. [7].
Как мы видим, на протяжении довольно долгого времени вопрос взаимодействия социальных, образовательных учреждений и семьи ставился как один из важнейших.
Организация взаимодействия с семьей -работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. В этом смысле неоспорим опыт тех педагогов-практиков, которые ежедневно работают в непосредственном контакте с семьей и создают свои уникальные методы работы в этом направлении.
В настоящее время на базе дошкольных и других образовательных учреждений создаются различные родительские объединения, разрабатываются проекты, позволяющие гармонично взаимодействовать учреждению с родителями, родителям с учреждением и всем вместе с детьми.
В Центре медико-психолого-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга на базе дошкольного отделения разработан проект «Школа успешного родителя», рассчитанный на три года, он предполагает оказание всесторонней помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания и образования детей. Такая помощь заключается в следующем:
- адаптации при переходе детей из дома в детский сад и на каждую возрастную ступень;
- повышении родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе;
- обучении родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.];
- развитии у взрослых необходимых навыков сотрудничества;
- формировании культуры общения и преодолении сложившихся стереотипов в воспитании.
Данная программа комплексная, она рассчитана на участие широкого круга специалистов - это медицинские работники (невролог, психоневролог, психотерапевт] и педагоги, психологи, дефектологи, логопеды. Это обеспечивает более комплексный подход к решению различных проблем. В данном проекте групповой метод работы с родителями можно рассматривать как модель групповой консультационной работы. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь, взглянуть на себя и на своего ребенка с иной точки зрения. На занятиях родители учатся активному слу-
шанию, получают информацию о различном опыте других семей.
Основными принципами работы в группах служат: добровольность, стремление к самосовершенствованию, готовность к принятию новой информации и пересмотру стереотипов.
Исследование показало, что можно выделить следующие основные направления в работе детского сада с семьей:
1. Информационно-аналитическая работа (сбор информации о семьях и установление первичных контактов с семьей]:
- дни открытых дверей с участием специалистов ГДОУ;
- первые визиты в детский сад родителей с ребенком;
- групповые родительские собрания;
- анкетирование родителей;
- общение с родителями во время приема и прощание с детьми;
- личные беседы воспитателей с родителями;
- посещение на дому;
- ведение дневников наблюдения воспитателями.
2. Организационно-просветительская работа:
- контактные формы работы: семинары, лектории, родительские собрания, круглые столы, тренинги;
- бесконтактные формы работы: информационные стенды, почта доверия (ящик для вопросов и предложений], личные блокноты, неофициальные записки.
3. Досуговая работа:
- проведение совместных праздников («Семейные посиделки», «День смеха», «Наши дочки и сыночки» и т.д.];
- участие в совместных выставках и конкурсах («Золотая осень», «Моя семья» и др.];
- проведение совместных соревнований («Папа, мама и я - спортивная семья»];
- выпуск семейных газет и многое другое
[4].
Как мы видим, содержание и формы работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении отличаются разнообразием, здесь не может быть единого стандарта. И задача каждого педагогического коллектива -уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.
Профессиональное и грамотное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей обеспечивает решение многих вопросов воспитания и развития детей. Но чтобы это взаимодействие было плодотворным в дошкольном образовательном учреждении, необходимо создать определенные условия:
- обеспечение единства и согласованности целей воспитания, способствующих взаимодействию между семьей ребенка и педагогическим коллективом;
- предоставление возможности подробного ознакомления с особенностями педагогической системы;
- отношение к семье как к «заказчику» педагогического процесса и отчетность перед ней;
- привлечение родителей к деятельному участию в жизни ребенка на основе их личной заинтересованности;
- обеспечение возможности раскрытия творческого потенциала не только у детей, но и у родителей;
- доброжелательность и опора на положительное начало в ребенке, его добрые качества и поступки.
Таким образом, аналитическое отношение к опыту в вопросах взаимодействия с семьей может помочь педагогическому коллективу в решении, как минимум, двух задач:
- методическая задача состоит в выявлении ценных, востребованных родителями форм и методов работы, на которые можно опереться в педагогической практике, а также в выработке ряда принципов эффективного взаимодействия педагогов и семей;
- просветительская задача: готовность педагога к обсуждению с родителями позитивных и негативных особенностей той или иной педагогической системы с позиций возрастной психологии и педагогики.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Надо помнить, что семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему передает ребенку социальный опыт, и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Литература
1. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкол. обра-зоват. учреждений и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. - 191 с.
2. Вместе с семьей : сб. / сост. Н. Н. Серова. - СПб.: СПбГУПМ, 1998. - 78 с.
3. Мазалов М. А., Уракова Т. В. История педагогики и образования : конспект лекций. - M.: Высш. образование, 2006. - 192 с.
4. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112 с. (Сер. «Библиотека руководителя ДОУ».)
5. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании : пер. с польск. - М.: Политиздат, 1990. - 493 с., ил.
6. Макаренко А. С. Книга для родителей. - Л.: Лениздат, 1981. -320 с.
7. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002. - 150 с., ил.
8. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина и др., под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 160 с.
9. Franpoise Dolto. La cause des enfants : Editions Robert Laffont, S.A., Paris, 1985.