Научная статья на тему 'Теоретические основы взаимодействия агентов социализации ребенка дошкольного возраста'

Теоретические основы взаимодействия агентов социализации ребенка дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
846
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОТРУДНИЧЕСТВО / СЕМЬЯ / ОТКРЫТОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Венкова Зоя Львовна

В статье рассматриваются методологические и технологические подходы к изменению позиций, форм и содержания совместной социально-педагогической деятельности ДОУ и семьи, предлагается вариативная стратегия социально-педагогического взаимодействия. Описаны психолого-педагогические условия использования данной стратегии на начальном этапе социализации ребенка-дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы взаимодействия агентов социализации ребенка дошкольного возраста»

УДК 373.2 Венкова З.Л.

Теоретические основы взаимодействия агентов социализации ребенка дошкольного возраста

В статье рассматриваются методологические и технологические подходы к изменению позиций, форм и содержания совместной социально-педагогической деятельности ДОУ и семьи, предлагается вариативная стратегия социально-педагогического взаимодействия. Описаны психолого-педагогические условия использования данной стратегии на начальном этапе социализации ребенка-дошкольника.

Ключевые слова: взаимодействие, социально-педагогическое партнерство, сотрудничество, семья, открытость образовательного учреждения.

Сущностной категорией для понимания процесса развития ребенка служит понятие социальной ситуации развития как совокупности и баланса социальных условий окружающей среды и внутренних условий формирования личности. В контексте современного дошкольного образования данная концепция становится наиболее актуальной и основополагающей. По мнению А.Г. Ас-молова, И.С. Клециной, Л.В. Коломийченко, именно социальная среда является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности и ее развития, которое осуществляется в процессе реального взаимодействия с окружающим миром и оказывает существенное влияние на вхождение ребенка в мир социальных отношений [3; 5; 6]. Социальная среда по своим компонентам многообразная и многоуровневая. Однако необходимо помнить, что первичным и наиболее значимым компонентом социальной среды в период дошкольного детства является семья. Семью А.Г. Асмолов рассматривает как «стержневую социальную ситуацию», которая связывает семейное воспитание с социокультурными схемами общества [1].

Семья, безусловно, занимает ведущее место среди агентов социализации, т.к. ее воздействие на ребенка значительно превы-

шает влияние других факторов. В социологических исследованиях А.В. Махияновой и Л.В. Шелухановой о роли различных агентов социализации подрастающего поколения доминирующим среди них, обеспечивающим формирование социокультурных ценностей выступает семья (93,3% респондентов), социальным институтам (в т.ч. образованию) отдано 40% [10]. Основные приоритеты социального заказа российской семье как социальному институту в современном обществе связаны с выполнением ею ответственной и активной роли в образовании ребенка. Семья становится значимым инвестором в человеческий капитал общества.

Семья - это социокультурный феномен, выполняющий особую функцию в социальном сопровождении и поддержке растущего человека. Семья является той начальной «социальной матрицей», тем необходимым условием формирования личности, где определяется социальный статус ребенка, закладывается почва для становления ее мировоззрения и убеждений, установок, морально-этических идеалов, вкусов, социального поведения [7]. Значимость и важность семьи в становлении ребенка как личности, по мнению Е.П. Арнаутовой, обусловлена тем, что семейная микросреда является главным «транслятором» социальных норм и культур-

ных ценностей, которые имеют тенденцию к непосредственному усвоению ребенком [2]. В ней человек формируется как личность, осваивая и перенимая субкультурное своеобразие семейных отношений, а через нее - и социокультурное многообразие общества. К субкультурным факторам, каждый из которых имеет свои особые социально-педагогические возможности, оказывающие существенное влияние на социально-личностное развитие ребенка, относят:

• количественный и ролевой состав семьи (полная или неполная, расширенная; преимущественно женский или мужской состав и др.);

• жизненные условия (социально-экономические, социально-бытовые, материальные, психологические и др.) для развития и воспитания детей;

• морально-психологический климат (жизненный фон) семьи, определяемый ее социальными и культурными ценностями, базис которых влияет на личность ребенка.

Исследуя различные аспекты социальной ситуации развития дошкольника, А.В. Мудрик акцентирует внимание на социализирующих функциях семьи:

• семья обеспечивает безопасное физическое и эмоциональное развитие ребенка;

• семья существенно влияет на формирование психического статуса ребенка, набор личных характеристик, особенности эмоциональных реакций, самооценку, ролевые установки;

• семья имеет важное значение в овладении человеком социо-культурными нормами и поведенческими образцами;

• в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека: стиль жизни, уровень притязаний, жизненные устремления и мировоззренческие установки [8].

В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, родителей, детей, других родственников) отличается интимно-не-

формальным характером, строится на контактах невербального и вербального общения. В семье, как правило, нет жестко заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Семья для ребенка является наименее ограничивающим, наиболее мягким и адаптивным типом социального окружения за счет своей кулуарности и стабильности.

Общественное воспитание осуществляется государством в организациях, создаваемых для этой цели. Поэтому взаимосвязь субъектов воспитания в общественном образовательном учреждении имеет институционально-ролевой характер. Отношения «педагог-ребенок» более формализованы, чем отношения между родителями и ребенком в семейных условиях. В образовательных учреждениях выстраиваются разные иерархические уровни социализации «взрослый-ребенок», «ребенок-коллектив» и др., которые подвержены частой трансформации. Общественное и семейное воспитание имеют целый ряд принципиальных отличий, которые необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить их комплексную интеграцию, эффективное взаимодействие и взаимодополнение в реальном образовательном пространстве.

В исследовании Т.П. Грибоедова доказано, что становление и развитие партнерского взаимодействия в системе образования инициировано сменой социальных парадигм - переходом от патернализма к партнерству, предполагающим отказ государства от полноты власти и ответственности в пользу общества, семьи, личности, в связи с чем становится актуальным поиск механизмов комплексного (социального, психолого-педагогического и др.) взаимодействия общества, образования и семьи, предусматривающего взаимозависимый и взаимопроникающий диалог, каждый участник которого несет на себе «определенный образовательный

эффект, если его использовать соответствующим образом» [4].

Способ осуществления социально-педагогического партнерства - открытый диалог, в который вступают заинтересованные стороны с целью достижения согласия по вопросам, представляющим взаимный интерес. Именно такой диалог необходим системе дошкольного образования для повышения его качества и эффективности. Мы считаем, что только в условиях партнерства и сотрудничества возможно создание единого образовательного пространства, в центре которого будет находиться подрастающий ребенок. Только глубоко мотивированное, ценностно-ориентированное и высокоорганизованное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса становится механизмом реформирования, саморазвития и адаптации дошкольного образования к современным социально-экономическим условиям.

Вектор одностороннего педагогически ограниченного воздействия образовательного учреждения на семью, долгие годы господствовавшего в авторитарной отечественной педагогике, на современном этапе замещается вектором активного конструктивного взаимодействия, в основе которого лежит совместная деятельность всех участников образовательных отношений. Его основными параметрами являются поддержка, компромисс, доверие и сотрудничество в совместной развивающе-образовательной деятельности.

Современный общественный запрос социума к образованию призывает педагогическое сообщество к нарабатыванию практик использования поддерживающего, инициирующего и продуктивного взаимодействия с родителями. Именно такие типы взаимодействия помогают решать актуальные проблемы воспитания детей дошкольного возраста при обоюдной готовности воспитывающих взрослых, включают родителей в педагогический процесс как равноправных, равноответствен-ных и взаимодоверяющих партнеров. Глав-

ный эффект успешного общения ОУ и семьи не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга.

Социально-педагогическое взаимодействие необходимо рассматривать с позиции системного подхода, выстраивая иерархию его компонентов и определяя их содержательное наполнение с учетом требований к системе дошкольного образования.

Участники образовательных отношений - это субъекты взаимодействия, которые классифицируются по представительству интересов ДОУ и семьи и составу: индивидуальные участники (администратор ДОУ, воспитатель, специалист, родитель, ребенок); групповые участники (педагогический совет, родительский комитет, методическое объединение, детско-родительская студия, управляющий совет и т.д.).

Целевые ориентиры взаимодействия определяются в зависимости от контекста сложившейся образовательной ситуации в конкретной дошкольной образовательной организации: формирование системы добровольных и взаимозаинтересованных отношений и взаимоподдержки субъектов, приводящих к повышению их воспитательного потенциала; установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в общую команду; обеспечение корреляционных связей между содержанием, методологией профессиональной деятельности и интересами, социокультурным потребностям семейного микро-социума ребенка и др.

В современных законодательных документах определены задачи социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи:

• воспитание позитивного отношения и уважения к родительству и детству;

• приобщение родителей к педагогическому процессу;

• повышение родительской компетентности и уровня общей культуры;

• расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

• изучение и диссеминация лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей;

• становление социально-педагогических традиций в работе ДОУ и семьи.

Эффективность взаимодействия детского сада и семьи предопределяется соблюдением принципов социальной и психолого-педагогической направленности: добровольностью в участии, согласованием и сопряжением интересов на основе переговоров и компромисса, обоюдной ответственностью и обязательностью выполнения субъектами достигнутых соглашений, обязательным выбором индивидуальной образовательной траектории и др.

Реализация целевых ориентиров социально-педагогического взаимодействия возможна через деятельностное содержание: конструктивное взаимообучение по вопросам дошкольной проблематики, разработку и осуществление совместных социальных, культурно-ценностных и образовательных проектов, профессиональное консультирование, совместные социообразовательные акции, диссеминацию и распространение инновационного опыта (педагогического и семейного) по проблемам воспитания дошкольников и т.д.

Организационные формы взаимодействия реализуются по стратегическим направлениям совместной деятельности. В нашей технологии используются следующие виды стратегий: информирующая, поисковая, игровая, управленческая, коррекци-онно-профилактическая. Каждая стратегия реализуется через специфические формы организации (тренинги, выпуски информационных буклетов, дискуссии, консультации и т.д.). Представленные формы могут быть реализованы на разных уровнях взаимодействия: внутрисемейном, межсемейном,

семейно-педагогическом, социально-образовательном.

Механизмы взаимодействия представлены совокупностью используемых методов и технологий для организации содержательных форм сотрудничества: методы игротех-нического тренинга, методы рефлексивного управления, методы конструктивного общения; коммуникативные, проектные, консалтинговые и другие технологии.

Факторы взаимодействия:

• создание ценностной основы актуализации субъектной позиции всех участников взаимодействия;

• активное вовлечение родителей в образовательный процесс как на уровне индивидуального образования своего ребенка, так и на уровне общественного образования группы сверстников;

• интерактивное взаимодействие в триаде «родитель - ребенок - педагог», проявляющееся в совместном проектировании единых методов, форм и средств диалогического характера;

• создание эмоционально положительного фона, сопровождающего процесс общения и исключающего критику, агрессию, негативно-оценочные суждения субъектов совместной образовательной деятельности, что в свою очередь обеспечивает их свободную диалогическую самореализацию.

Важно учитывать, что такие компоненты, как целевые ориентиры, принципы и механизмы взаимодействия, инвариантны и субстанциональны для любой эмпирической партнерской системы «детский сад -семья», тогда как компоненты участники, содержание и формы взаимодействия вариативны и могут быть наполнены иными сущностными характеристиками.

На основе изучения и анализа работ В.А. Петровского, О.И. Давыдовой, Е.А. Арнаутовой, в условиях организации экспериментальной деятельности, осуществляемой в дошкольных учреждениях Пермского края,

нами были выделены и разработаны технологические этапы в организации психолого-педагогической поддержки взаимодействия с родителями воспитанников:

1 этап - знакомства и создания родительского коллектива. Основная идея данного этапа - установление доверительных отношений между родителями и педагогами. Прежде чем чему-либо учить молодых родителей, необходимо адаптировать их к условиям детского сада, сформировать положительное отношение к нему и педагогам, снять коммуникативные барьеры и актуализировать их потребность к взаимодействию в вопросах воспитания их детей. На данном этапе становятся актуальными такие формы взаимодействия: «реклама» достижений ребенка как результатов совместных действий педагогов и родителей; совместные трудовые акции для детей; психологические тренинги и коммуникативные игры; постоянное пополнение информационной среды по актуальным запросам родителей и др.

2 этап - образовательного просветительства. Ключевое назначение данного этапа состоит в открытии перед родителями неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке. Зачастую чувство удивления и гордости за своего ребенка вызывает в родителе ответную реакцию к более тесному и конструктивному общению. Именно через переосмысление достижений своего ребенка родитель приходит к пониманию значения своего участия в его жизни. На этом этапе целесообразно активизировать проведение совместных с детьми и родителями трудовых и социальных акций, совместных творческих постановок, тематических выставок и детских презентаций для родителей. Идея обозначенных форм - дать родителю возможность увидеть новые, ранее неоткрытые способности детей, показать новый детский опыт, акцентируя внимание на индивидуализации каждого ребенка. Содержание данного этапа представлено в формах: тренинг «Индиви-

дуальные особенности детей», цикл наблюдений «Игры детей», «Как мы общаемся», «Наша физкультура», «Радуга эмоций» и т.д.

3 этап - коммуникации и семейной социализации. Результатом реализации данного этапа является изменение и сближение детско-родительской дистанции общения. Необходимо у родителей возбудить искреннее желание принимать активное участие в жизни своего ребенка, помочь им увидеть позитивные стороны детско-родительских отношений как в стенах детского сада, так и за его пределами. Содержание данного этапа обеспечивается реализацией традиционных и инновационных форм: детско-роди-тельские тематические встречи; наблюдения за деятельностью детей в рамках «Академии родительских вопросов»; совместные дет-ско-родительские занятия «Парной гимнастикой», встречи в «Творческих гостиных» и на психологических тренингах.

4 этап - индивидуализированного сотрудничества. В рамках данного этапа осуществляется совместное решение проблем развития и воспитания ребенка в семье и социуме. На этом этапе необходима ориентированность на коллегиальность в совместной работе, поиск коллективного (при взаимодействии), но наиболее индивидуализированного по отношению к каждому ребенку способа решения возникшей проблемы, установление отношений взаимоуважения, взаимоответственности и взаимопомощи. Для реализации идей данного этапа проводится индивидуальное консультирование и психолого-педагогическое сопровождение семей.

5 этап - образовательного сотрудничества. Назначение этого этапа заключается в приобщении родителей к образовательной деятельности, в вовлечении их непосредственно в образовательную деятельность ДОУ. Также значимыми на этом этапе становятся диссеминация и пропаганда семейного опыта воспитания и развития дошкольников.

На этом этапе сотрудничества востребованы такие формы: «Встреча с интересным человеком», «Гость группы», «Творческие мастерские», «Родительские конференции» и др. [2; 9].

Осознание специалистами дошкольных образовательных учреждений ценности и адекватности своей профессиональной деятельности интересам и социокультурным потребностям семейного социума ребенка является первоочередной идеей обновления связей общественного и семейного образования в современных условиях. По

признанию специалистов психологической и педагогической сфер, именно семейная социализация ребенка сегодня - наиболее кризисное звено в совокупности социальных сред.Это обусловливает необходимость интеграции социальных институтов, которую в свою очередь необходимо осуществлять через призму интересов семьи как первичного источника социализации дошкольника, когда эмоциональный и социальный опыт ребенка существенно зависит от семейных установок, качества детско-родительских отношений и родительской компетентности [б].

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. С. 16-22.

2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.

3. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление / под ред. А.В. Петровского. М., 1989.

4. Грибоедова (Симакова) Т.П. Компоненты и показатели образовательного потенциала семьи // Образование и семья: проблемы индивидуализации: Всероссийская научно-практическая конференция «Образование и семья: проблемы индивидуализации», 20-21 апреля 2006 г.: [материалы] / под общ. ред. И.А. Хоменко. СПб., 2010. С. 97-104.

5. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004. 408 с.

6. Коломийченко Л.В., Оглезнева Ф О.В. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие. Пермь, 2005.

7. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: ИЦ Академия, 2003. 336 с.

8. Мудрик А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Воспитательная работа в школе. 2003. № 5. С. 15-19.

9. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987 № 1. С. 15-26.

10. Сайт «Российское образование»: Федеральный портал. Исследования А.В. Махияновой, Л.В. Шелухановой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php7page_ id=50&op=word&wid=424 (дата обращения: 12.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.