Научная статья на тему 'Социально-педагогическое сопровождение неполной семьи в условиях ДОУ'

Социально-педагогическое сопровождение неполной семьи в условиях ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1114
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИУМ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна, Сказкина Евгения Сергеевна

В статье анализируются возможности социально-педагогической помощи неполным семьям в условиях ДОУ. Модернизация института семьи, которая характеризует современный уровень развития российского социума, не решает проблемы социального сиротства и дезадаптированности детей, воспитывающихся одним родителем. Квалифицированное сопровождение неполных семей специалистом способствует укреплению стабильности детско-родительских отношений и их гармонизации. Практическое исследование показало, что своевременная помощь неполным семьям позволяет снизить уровень девиантного поведения детей и сформировать навыки позитивного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна, Сказкина Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое сопровождение неполной семьи в условиях ДОУ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

1 2 Лебедева И. В. , Сказкина Е. С.

'Лебедева Ирина Владимировна /Lebedeva Irina Vladimirovna - кандидат педагогических наук,

доцент;

2Сказкина Евгения Сергеевна / Skazkina Eugenia Sergeevna - магистрант, направление: педагогическая инноватика, кафедра общей и социальной педагогики, факультет психологии и педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина,

г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье анализируются возможности социально-педагогической помощи неполным семьям в условиях ДОУ. Модернизация института семьи, которая характеризует современный уровень развития российского социума, не решает проблемы социального сиротства и дезадаптированности детей, воспитывающихся одним родителем. Квалифицированное сопровождение неполных семей специалистом способствует укреплению стабильности детско-родительских отношений и их гармонизации. Практическое исследование показало, что своевременная помощь неполным семьям позволяет снизить уровень девиантного поведения детей и сформировать навыки позитивного общения.

Ключевые слова: неполная семья, социально-педагогическое сопровождение, социум, социализация, социальная адаптация, детско-родительские отношения, девиантное поведение.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы одной из главных задач ставится: обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье (Указ Президента Российской Федерации № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 01.06.2012 г.). Данное положение определяет семью как главный институт воспитания, фактор социализации личности ребенка, как комплекс условий и средств этого. Современные социологические, психологические и социально-педагогические исследования семьи доказывают, что: «именно семья имеет первостепенное значение для предсознательной и надличностной психологии ребенка. Именно на семье лежит ответственность за воспитание у детей способности к адекватному социальному общению, поскольку именно в рамках семьи происходит первичная социализация и инкультурация ребенка, а, следовательно, и формирование личности» [2, с. 33]. В настоящее время в России отмечен повышенный интерес учёных к проблемам современной семьи. Это объясняется не только профессиональной проблематикой, но и наличием значительных трудностей в развитии этого социального института: меняются виды семейных отношений, снижается стабильность семейно-брачных отношений, что влечет за собой рост числа разводов; снижается рождаемость при одновременном увеличении детей, рожденных вне брака; увеличивается число родителей, имеющих вредные привычки и ведущих аморальный образ жизни и др. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где в подавляющем большинстве воспитателем является мать. Доказано, что данная ситуация не способствует полному и качественному обретению ребенком своих социальных представлений, приоритетов, а

также освоению половозрастных особенностей. Со стороны матери, как правило, происходит дисгармонизация родительских функций в сторону жалости к своему ребенку, потакание его капризам, желание «загладить» (порой неоправданную) вину за отсутствие отца в семье, гиперопека и т.д. Некоторые исследователи жизнедеятельности неполной семьи (А. И. Захаров, И. С. Кон, А. В. Мудрик) полагают, что неполная семья даже при самых благоприятных условиях не обеспечивает гармоничного и полноценного развития детей, так как при этом нарушается естественная среда воспитания, создаваемая совместно отцом и матерью. Неумение педагогически правильно выстроить отношения с ребенком в неполной семье, как правило, приводит к серьезным проблемам, как личностного, так и межпоколенного характера. Доказано, что неблагополучная семья порождает трудных детей, что создаёт социальные проблемы для самих детей, их родителей, школы и общества в целом. В будущем эти дети создают свои такие же неблагополучные семьи [3, с. 5].Так, исследователи семейных проблем (Е. П. Арнаутова, Е. С. Евдокимова, Л. Я. Олиференко, Е. И. Сермяжко и др.) считают, что раннее включение ребенка и его семьи в процесс социально -педагогического сопровождения способствует раскрытию адаптационных возможностей семьи. Таким образом, необходимость разработки и использования социально -педагогических технологий, направленных на повышение воспитательного потенциала неполной семьи, является очевидной. В данном контексте необходимо отметить, что чем раньше неполной семье будет оказываться квалифицированная помощь, тем гармоничнее могут стать детско-родительские отношения и социальный статус семьи в целом. Исследователи проблем семейного воспитания единодушны в том, что социально-педагогическое сопровождение неполной семьи должно быть направлено на создание условий для успешной социальной адаптации её членов, и ведущая роль в его организации принадлежит социальному педагогу как специалисту по работе с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации [1; 4]. В работе социального педагога с неполной семьёй в условиях ДОУ деятельность по включению родителей в образовательно-воспитательный процесс дополняется специфическим социально-психолого-педагогическим процессом сопровождения такой семьи. Представим опыт организации социально-педагогического сопровождения неполной семьи в условиях ДОУ (МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 1 «Теремок» р.п. Тоншаево Нижегородской области). Основными принципами работы с семьями в данной образовательной организации являются: открытость детского сада для семьи; сотрудничество педагогов и родителей в воспитании и развитии детей; создание развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию ребёнка в семье и МДОУ; своевременная диагностика проблем в развитии личности ребенка. Актуальность проведения исследования в данной образовательной организации объясняется тем, что более трети (36%) детей воспитываются в неполных семьях. Для определения уровня сформированности социальных форм поведения и выявления наличия и характера девиаций в общении детей старшей группы была использована Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс) и методика «Схема наблюдения за дошкольниками на занятиях» (автор А. П. Усова) [6]. Представим результаты реализации методик графически.

% детей

60% 40% 20% 0%

положи тельное отрицат ельное

58% 42%

50% 50%

I дети их полных семей

и дети из неполных семей

формы поведения

Рис. 1. Сформированность социального поведения детей

Полученные данные позволили сделать вывод о недостаточной сформированности социальных форм поведения, но детей, которым присущи отрицательные формы поведения, на 8% больше в неполных семьях. Девиаций в общении также на 8% больше у детей из неполных семей. Они проявлялись в том, что дети часто не выражали своего сочувствия другому, не пытались помочь, утешить, пожалеть; не всегда доброжелательны по отношению к другим детям. В решении проблем общения на занятиях у детей из неполных семей девиация была выражена значительнее (87% против 50%). Учитывая, что дети из неполных семей имели больше проблем в общении, была разработана программа по коррекции девиантных проявлений. Представим направления работы социального педагога с неполными семьями (данные 2016 г.).

Таблица 1. Программа социально-педагогического сопровождения неполной семьи

№ мероприятия срок Мероприятие Цель Деятельность социального педагога

Работа с родителями группы

1. Сентябрь Оформление информационного стенда в группе «Чего нельзя делать родителям» Ознакомление с понятием «жестокое обращение» с детьми и видами насилия в семье; видами ответственности за жестокое обращение Информационно-просветительская

2. Сентябрь Дискуссия на родительском собрании «Каким я хочу видеть своего ребёнка» Повышение воспитательного потенциала семьи; повышение ответственности родителей за судьбу ребенка; повышение их активности в отношениях с сотрудниками ДОУ Информационно-просветительская

3. Октябрь Родительский клуб (занятие с элементами тренинга «Наказание: польза или вред?») Коррекция педагогической несостоятельности родителей (низкого уровня общей и (или) психолого-педагогической культуры) Информационно-просветительская

Формирование

осознанного

4. Ноябрь Консультация для родителей детей всех возрастных групп «Особенности воспитания в неполной семье» отношения к вопросам воспитания ребенка в неполной семье; распространение передового Консультативная Информационно-просветительская

педагогического опыта по этой проблеме

Формирование

единого подхода к

5. Декабрь Родительский клуб («Зимние каникулы: как интересно соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей; активизация педагогических умений родителей в процессе семейного воспитания Консультативная

провести досуг семьёй»)

Индивидуальная работа с родителями

Ознакомление с

выявленными

проблемами ребёнка;

помощь матери

Консультация по осознать и самой

1. Сентябрь итогам диагностики (отдельно для матери и отца) выявить проблемы воспитания в семье; добиться согласия на совместную коррекцию; предложить рекомендации Консультативная

Повышение

2. Сентябрь Беседа «Роль отца в воспитании сына» (отдельно для матери и отца) компетентности родителей в вопросах воспитания; привлечение отца к воспитанию ребёнка Консультативная Организационно-педагогическая

Гармонизация

взаимоотношений

3. Октябрь Беседа с матерью и отцом «Мы оба в родителей. Объединение усилий родителей в Консультативная Организационно-

ответе за ребёнка» воспитании ребенка; помощь в планировании взаимодействия педагогическая

Формирование у

4. Октябрь Консультация «Дневник Ваших отношений с ребенком» матери адекватной педагогической самооценки; обучение ведению Дневника матери. Консультативная Организационно-педагогическая

5. Ноябрь Консультация «Игры и упражнения для коррекции проблем ребёнка» Вовлечение матери в сотрудничество по коррекции тревожности и самооценки ребёнка Обучение матери домашним играм: «Копилка достижений», «Звезда квартиры», «Солнышко», «Закончи предложение» Консультативная

6. Декабрь Беседа «Подведение итогов работы» Помочь матери выявить полезность проведенной работы, побудить продолжать её самостоятельно, предложить литературу для само образования в целях повышения воспитательного потенциала семьи Организационно-педагогическая

7. По мере необходимости и по запросу Аналитические беседы Анализ промежуточных результатов, поддержка матери, мотивирование на продолжение работы Консультативная Организационно-педагогическая

В ходе деятельности социальный педагог определил цели, задачи, формы, методы социально-педагогического сопровождения, способы решения проблем семьи и ребёнка; осуществлял комплекс мероприятий по коррекции, воспитанию, развитию и социальной защите ребенка; выступал посредником между ребенком и ДОУ (воспитателями, психологом), семьей; способствовал установлению гуманных, здоровых отношений в семье. В индивидуальной и групповой работе использовались технологии консультирования, семейной терапии, тренинга; методы формирования сознания родителей (рассказ, объяснение, разъяснение, внушение, беседа); методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта семьи (рекомендации, инструктаж); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (эмоциональное воздействие, поддержка, поощрение, игровые методы); методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (анализ результатов деятельности, самоанализ). В ходе работы у родителей формировались адекватные модели поведения с ребёнком; повысилась воспитательная компетентность, уровень педагогических знаний и умений; активизировалось позитивное мышление, помогающее преодолевать трудности воспитания.

Литература

1. Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия общественного и семейного воспитания «педагог-семья». М.: НОРМА, 2009. 20 с.

2. Бим-Бад Б. М., Гавров С. Н. Модернизация института семьи: социологический, экономический и антрополого-педагогический анализ: Монография / предисл. Л. С. Перепелкин. Федеральная целевая программа «Культура России». М.: Интеллектуальная книга. Новый хронограф, 2010. 327 с.

69

3. Давыдова Н. И. Социально-педагогическое сопровождение ребёнка из неблагополучной семьи в сельской школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2010. 151 с.

4. Повшедная Ф. В., Лебедева И. В. Семья в контексте детско-подростковой дезадаптированности // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 3. С. 349.

5. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Крылова А. С.

Крылова Анастасия Сергеевна / Кгу1оуа Лпаз1азгуа Бег^ввша - студент, кафедра начального образования, факультет начального образования, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара

Аннотация: в статье рассматривается использование группового взаимодействия с психолого-педагогической точки зрения. Факторы и условия, способствующие продуктивному применению данной формы организации учебной деятельности. Методологическая специфика в работе учителя при групповом взаимодействии, психологические аспекты создания благоприятной эмоциональной среды для обучения. Условия окружающей среды (классная комната), подстраиваемые для повышения комфорта и эффективности применения данного метода взаимодействия. Ключевые слова: школа, обучение, группа, взаимодействие.

Одной из неоспоримых задач школы является обеспечение систематического и прочного усвоения знаний обучающимися. В младшем школьном возрасте приходится усваивать сравнительно большое количество учебного материала, являющимся основополагающим для дальнейшего обучения и развития. Перед педагогом ставится проблема выстроить процесс обучения наиболее продуктивным и комфортным образом, и в этом можно использовать групповое взаимодействие.

Процесс непосредственного или опосредованного воздействия множества объектов взаимодействия, следствием которого является взаимная связь, распространяемая между частью или целостной группой, называется групповым взаимодействием. Анализируя исследования по этой тематике, можно выявить, что организация групповых взаимодействий в процессе обучения позволяет создать специальные условия, необходимые для реализации каждым учеником субъектной позиции. Вследствие чего, укрепляется положительная мотивация учения, возрастает познавательная активность в совместном поиске, а также развивается творческая самостоятельность обучающихся. При делении класса на группы перед учителем открываются возможности для реализации индивидуальности обучающихся, учитывать направленности и склонности детей, темп работы и уровень подготовки, возрастает уровень осмысления изучаемого материала, на формирование понятий, умений, навыков затрачивается меньшее количество времени, чем при альтернативных видах, например, фронтальной работе, что ведет к более результативной и продуктивной учебной деятельности [1, с. 62-66].

Более интенсивному развитию познавательного процесса мышления будут способствовать задания проблемно-поискового и творческого характера, групповая работа над этими заданиями позволит развивать коммуникативные навыки,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.