Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _
УДК 316.6 DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10053
Шабас С.Г.
К проблеме эффективности работы педагога-психолога с родителями в детском саду
Шабас Светлана Георгиевна* - факультет социальной психологии Гуманитарного университета (Екатеринбург, Россия)
В настоящее время в нормативных документах не содержится четких критериев эффективности деятельности педагога-психолога во взаимодействии с семьями воспитанников в детском саду. Актуальной проблемой становится разработка в каждом ДОО механизма собственной оценки эффективности работы педагога-психолога с родителями. Выборка - педагоги-психологи ДОУ и ДОО г. Екатеринбурга, участники исследования с 2003 по 2019 г.
В работе использовались методы исследования: теоретический анализ нормативных, научных источников; анализ результатов аттестаций педагогов-психологов ДОУ и ДОО г. Екатеринбурга; опрос, беседы и наблюдение деятельности педагогов - психологов ДОУ и ДОО Ленинского района г. Екатеринбурга с 2003 по 2019 гг.; метод анализа данных годовых отчетов педагогов-психологов по работе с родителями с официальных сайтов детских садов РФ за 2015-2019 г.; анализ информации городских и областных методических совещаний педагогов-психологов г. Екатеринбурга и Свердловской области. Результаты исследования показали, что в профессиональном стандарте «Педагог-психолог» трудовые функции / действия зависят от вида, типа образовательных учреждений и включают формализованные признаки оценки уровня компетентности специалистов в работе с родителями, не содержащие четких критериев эффективности деятельности педагога-психолога. Многие специалисты в оценке своей работы по взаимодействию с семьями воспитанников смешивают понятия «компетентность», «эффективность» и «результативность».
Главными критериями эффективности, по их мнению, являются результаты самооценки и самоанализа профессиональной деятельности, удовлетворенность родителей деятельностью специалиста, направленность родителей на продуктивные, систематические и позитивные контакты, а также количество родителей, получивших различные виды психологической поддержки и сопровождения. Для практического применения автором предлагаются комплексные критерии оценки эффективности деятельности педагогов-психологов по взаимодействию с родителями, включающие количественный, качественный критерии, критерии экспертной и общественной оценки, а также критерий самооценки. Это позволит улучшить условия психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников для совпадения потребностей родителей в психологических услугах с целями и задачами детского сада по формированию ценностей дошкольного детства с приоритетом родительского воспитания.
Ключевые слова: эффективность, педагог-психолог, родители, детский сад.
Для цитирования: Шабас С.Г. К проблеме эффективности работы педагога-психолога с родителями в детском саду // Современное дошкольное образование. - 2019. - №5(95). - С. 22-33. DOI: 1 0.24411/1 997-9657-201 9-10053
Материалы статьи получены 18.06.2019.
* Контакты: [email protected]
UDC 316.6 DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10053
Effectiveness of a Psychologist Work with Parents in Kindergarten
Svetlana G. Shabas*,
Department of Social Psychology of University of the Humanities, Yekaterinburg, Russia
In this paper the problem of evaluation of activity of educational psychologists of early childhood education is considered. It is shown that in the Educational Psychologist Professional Standard, labor functions/ actions depend on the nature and type of educational institutions and include formalized features of evaluation and level of competence of specialists working with parents. All functions are specified in terms of knowledge and skills, but job descriptions and professional standards do not provide clear criteria for the effectiveness of the work of a psychologist in interaction with the families of students, so it is often difficult for managers to understand how to assess the results of the work of the specialist. The problem of developing a mechanism for assessing the effectiveness of the work of an educational psychologist with parents in accordance with the legal framework and ethical principles becomes topical in each early childhood educational center. The use of the methods of analysis of the results of the expert activity on the certification of educational psychologists of early childhood educational centers, study of the annual reports of teachers-psychologists on the work with parents from the official sites of kindergartens, surveys, observations and conversations show that many professionals mix the concepts of "competence", "efficiency" and "effectiveness" in the interaction with the child's family and try to answer the question: "Is formalized competence always an effective activity?" The main criteria for evaluating the effectiveness of work are the results of self-assessment and self-analysis of professional activity, parents' satisfaction with the specialist's activities, parents' focus on productive, systematic and positive contacts, as well as the number of parents who have received various types of psychological assistance and support. In addition, a quantitative, qualitative, social and self-assessment criterion can be used to analyze the effectiveness of the work of a psychologist with parents in kindergarten. This will make it possible to improve the conditions created by the specialist for psychological and pedagogical support of the families of the pupils so that the parents' need for psychological services correlates to the goals and objectives of the kindergarten for the formation of the values of early childhood and the priority of parental upbringing.
Keywords: effectiveness, educational psychologist, parents, preschool.
For citation: Shabas S.G. (201 9). Effectiveness of a psychologist work with parents in kindergarten. Preschool Education Today. 5:1 3, 22-33 (in Russian). DOI: 1 0.2441 1/1 997-9657-201 9-1 0053
Original manuscript received 18.06.2019. * Contacts: [email protected]
Введение
Переход к оценке эффективности деятельности образовательных организаций зафиксирован в различных документах, определяющих государственную политику в сфере образования. В этих документах имеются четкие указания на то, что показатели эффективности деятельности образовательных организаций и их руководителей устанавливаются органами управления образованием, а пока-
затели эффективности деятельности педагогов определяются самими организациями. Основные формы организации внутренней системы качества образования в дошкольной образовательной организации - мониторинг и контроль. Профессиональная деятельность педагогов и специалистов должна оцениваться и по степени вовлеченности родителей в образовательный процесс детского сада, т.к. ФГОС ДО ставит задачу психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
в
Т Е О Р И Я И П Р А К Т И К А О Б Р А З О В А н И Я
компетентности родителей в вопросах развития и образования.
В современных условиях трудовые функции / действия педагогов-психологов ДОО зависят от вида и типа образовательных учреждений и включают формализованные признаки оценки и уровня компетентности специалистов работы с родителями. Все функции конкретизированы в знаниях, умениях и навыках, но нет четких критериев эффективности деятельности педагога-психолога во взаимодействии с семьями воспитанников, поэтому руководителю часто трудно понять, как оценивать результаты данной работы специалиста. Актуальной становится проблема разработки в каждом ДОО механизма оценки эффективности работы педагога-психолога с родителями в соответствии с нормативно-правовым обеспечением и этическими принципами.
Повышение качества дошкольного образования является стратегическим ориентиром развития отечественной системы образования, поэтому в настоящее время в системе дошкольного образования должна осуществляться комплексная оценка его качества, а подходы к оценке качества должны быть вариативными (Богуславская, 2017). Согласно ФГОС ДО, деятельность педагога-психолога в детском саду становится обязательной, конкретной и измеримой (Савина, 2015).
Оценка эффективности деятельности является одной из наиболее сложных тем в управлении в сфере образования. Значимость темы вызвана практической актуальностью, т.к. необходимость оценки эффективности зафиксирована во многих нормативных документах. Необходимость руководителям самостоятельно разрабатывать показатели и осуществлять оценку эффективности деятельности детского сада и его сотрудников становится проблемной ввиду слабости научно-методической поддержки. Необходимо уточнить характеристики понятия «эффективность» для возможности проведения грамотного оценивания. Наиболее часто к проблемам критериев эффективности относятся недостаточная конкретность формулировок, не позволяющая надежно оценить деятельность по предлагаемому критерию, использование «процессных формулировок». Оценка эффективности деятельности педагогических кадров во многом шаблонизирована, с максимальным охватом всех видов профессиональной деятельности и с позиций «идеала», исходя из некой нормативной модели. Поэтому необходимо сформировать адекватные и конкретные показатели
эффективности с учетом государственных приоритетов (Пуденко, Богуславская, 2015).
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» как основа качества работы в ДОО
В настоящее время режим адаптации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования) выявил, что данный стандарт применяется как любая обобщенная трудовая функция, включающая установленный для нее уровень квалификации, описание трудовых функций, перечень возможных наименований должностей, минимальные требования к профессиональному образованию, обучению, опыту практической работы и описание особых условий допуска к работе. Стандарт включает в себя трудовые действия, необходимые умения и знания (Забродин, Леонова, 2017).
Промежуточные результаты внедрения профстандарта проявляются в разработке региональных нормативных актов, регламентирующих профессиональную деятельность педагогов-психологов. Механизм оценки эффективности деятельности педагогов-психологов включает часто только формальные признаки (количество детей, родителей, педагогов, получивших помощь, проведенных занятий, внедренных программ и т.д.). Необходимы персонифицированные траектории профессионального развития с непрерывным отслеживанием изменений в профессиональной деятельности и мониторинг профессионального развития, который позволяет документировать достижения специалиста, фиксировать промежуточные и итоговые результаты во всех видах деятельности педагога-психолога. Однако, например, в Свердловской области негативным фоном для новых моделей работы являются неподготовленность специалистов к новому уровню требований и «отсутствие единой системы критериев оценки их работы, недостаточная разработанность показателей эффективности профессиональной деятельности» каждого отдельного специалиста (Васягина, 2019. С. 34).
Внедрение профстандарта педагога-психолога в Ярославской области позволило более четко определить границы деятельности психолога образования, на основании которых были выделены направления деятельности специалистов в соответствии с образовательным уровнем детей, их возрастной группой. Однако отмеча-
ется необходимость дополнения профстандар-та ссылками на специфические виды деятельности, обеспечивающие качество реализуемых психологических услуг, таких как проектирование и планирование педагогом-психологом собственной деятельности, работа по повышению квалификации и информационно-методическая работа, влияющие на результативность и эффективность деятельности во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса (Ансимова, Кузнецова и др., 2019).
Современное законодательство закрепляет возрастающие требования к квалификации и профессиональным компетенциям педагога-психолога. Усложнение и интенсификация работы педагогов-психологов приводят к появлению направлений работы психолога (экспертной, проектировочной, методической и др.), которые содержательно относятся к педагогической, а не психологической деятельности. Профессиональный стандарт позволяет осуществлять трудовые функции, что может быть положено в основу критериальной системы аттестации педагогов-психологов. Аттестация педагогов-психологов часто проводится формализовано, на основе представленных документов, реальный уровень умений, навыков, эффективности работы оценке не подвергается, содержание критериев оценки является педагогическим. К критериям эффективности деятельности психологов могут относиться позитивные изменения в субъектах образовательного процесса и признание эффективности психологической службы, действенность работы, личная удовлетворенность и удовлетворенность клиентов. Критериальная система аттестации педагогов-психологов на основе содержания требований профстандарта может давать гибкую дифференцированную количественную и качественную оценку профессиональных компетенций специалистов (Волкова, 2017).
К проблеме эффективности и результативности деятельности педагога-психолога
Законодательство в сфере образования предусматривает проведение оценки профессиональной деятельности педагогов-психологов с выделением трех направлений: административная оценка, профессиональная и потребительская. Работодатель через анализ документов проводит оценку результативности деятельности на соответствие квалификационным харак-
теристикам для определения размеров материального стимулирования. Профессиональную оценку могут проводить независимые эксперты через соответствие требованиям профессиональных стандартов. Клиенты через анкетирование могут давать потребительскую оценку степенью удовлетворенности оказанных услуг.
Система оценки должна эффективно стимулировать педагогов-психологов к саморазвитию, однако, например, административная оценка через аттестацию является констатирующим, а не развивающим вариантом оценки, не позволяя применять ее для повышения эффективности работы педагогов-психологов. Профессиональная оценка профессиональных сообществ через сертификацию профессиональных квалификаций, являющаяся добровольной, практически не функционирует в системе российского образования. Потребительская оценка обучающихся, их родителей и педагогов отличается высокой степенью субъективизма и формируется самими педагогами-психологами для получения максимально положительных отзывов часто в ущерб решению проблем клиентов и качеству оказания психологической помощи (Минияров, Эстерле, 2015).
Представлен опыт апробации инструментария оценки и самооценки профессиональных компетенций педагогов-психологов для его использования в целях возможного мониторинга. результаты мониторинга оценки и самооценки педагогов-психологов включают в себя соответствие компетенций содержанию трудовых функций профессионального стандарта «Педагог-психолог» для профессиональной самореализации и профессионального роста. Три этапа мониторинга состоят из заполнения анкет по самооценке, выполнения тестовых заданий и очного собеседования с группой экспертов. Оцениваются все аспекты деятельности педагогов-психологов, а также количество детей, количество групп, специфика программ, график работы, темы занятий и др. В результате мониторинга выявляются дефициты в необходимых знаниях и умениях педагогов-психологов и ставится задача создания организационных условий для развития профессиональных компетенций (Олтаржевская, 2017).
Существует возможность связать критерии оценки эффективности работы педагога-психолога ДОО с трудовыми функциями профессионального стандарта. Трудовые функции зависят от вида и типа образовательных учреждений -школа или детский сад, общеобразовательная, коррекционная, компенсирующая, инклюзивная
образовательная организация или ППМС-цен-тры. Все функции конкретизированы в знаниях, умениях и навыках, однако ни в должностных инструкциях, ни в профстандарте нет четких критериев эффективности деятельности педагога-психолога. Хотя, например, эффективность функции «психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» определяется в некоторых ДОО следующими критериями: отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей (законных представителей) и высокий уровень разрешения конфликтных ситуаций, что является спорным, субъективным и не соответствующим требованиям профстандарта. В соответствии с требованиями к критериям оценки персонала возможно создание алгоритма определения степени важности трудовых функций, реализуемых педагогом-психологом в конкретной дошкольной организации (Григорян, 2018).
Однако научной литературы или нормативных документов, определяющих результативность и эффективность психологического сопровождения, вклад педагога-психолога в создание развивающей среды образовательной организации, способствующей достижению образовательных результатов в сотрудничестве с родителями, пока не представлено. Руководителю часто трудно понять, как оценивать результаты деятельности специалиста, ввиду отсутствия четких критериев эффективности профессиональной деятельности педагогов-психологов (Запорожская, 2017).
Эффективность психолого-педагогической работы при взаимодействии с родителями в детском саду
Отношение социума и профессионального сообщества к участию родителей в деятельности детского сада неоднозначно. Родители ребенка-дошкольника достаточно активны, но не всегда коммуникация с педагогами бывает эффективной и доброжелательной. Поэтому необходимо учитывать мнение родителей, поддерживать общую доброжелательную атмосферу, позитивный образ сотрудников и администрации (Нисская, Савина, 2018).
Необходимо организовывать социальное партнерство с родителями для вовлечения их в образовательный процесс детского сада. Целевые ориентиры как результаты освоения
Программы непосредственно связаны с социальной ситуацией развития каждого ребенка. Результаты индивидуальных диагностических исследований не могут использоваться для принятия административных решений по уровню квалификации и компетентности педагога или психолога. Проблемы ребенка решаются совместно с родителями для оказания специализированной помощи. В результате процесс измерения качества дошкольного образования затрудняется ввиду отсутствия жестко заданных результатов освоения программы и большое значение приобретает саморефлексия и самоанализ педагогов и специалистов. Поэтому при оценке качества дошкольного образования необходимо качество «рассматривать в единстве трех составляющих: процесс - условия - результат» (Слепцова, 2018. С. 31).
При изучении отношения родителей к содержанию и формам образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется оценке удовлетворенности родителей образовательным процессом, оценке качества, эффективности обучения и развития личности ребенка. Результаты изучения основываются на материале анкетного опроса, согласно которому современные родители дошкольников положительно оценивают образовательный процесс, профессиональную квалификацию педагогов и развитие социально-адаптивных способностей ребенка (Собкин, Халутина, 2018).
Оценка качества взаимодействия образовательных организаций и семьи включает в себя ориентиры и требования к качеству сотрудничества ДОО и родителей воспитанников по формирования субъектности семьи. Критерии эффективности работы с семьей связаны с перестройкой отношений в диаде «детский сад - семья» и триаде «воспитатель - ребенок - родитель». Главным условием здесь выступает способность детского сада обеспечить вынужденную активность родителя и занять соответствующую активности родителей позицию как объекта и субъекта взаимодействия, т.е. детский сад своей активностью должен обеспечить становление субъектности родителей, а затем и ее реализацию. Детский сад выступает инициатором взаимодействия, а за содержательный и процессуальный компоненты ответственна семья воспитанника. Для учета результатов сотрудничества с семьей могут быть выбраны мотивы, движущие специалистом в работе с родителями, его теоретическая и технологическая готовность к взаимодействию.
Результативная готовность может проявляться в способности оценивать полученные результаты по параметрам продуктивности, способности рефлексировать опыт общения с членами семьи ребенка, а также способности перестраивать свою деятельность в новых условиях социальных ожиданий и заказа общества к системе дошкольного образования (Гришина, Дружинина, Ермолинская, 2016).
Эффективность и качество работы с родителями может определяться высоким уровнем удовлетворенности родителей получаемыми услугами и направленностью родителей «на продуктивные, систематические и позитивные контакты» (Шабас, 2017. С. 52).
К необходимым умениям в работе узких специалистов и педагогов с родителями в детском саду относится умение выстраивать партнерское взаимодействие с родителями воспитанников с использованием методов и средств для их психолого-педагогического просвещения, повышения их педагогической компетенции, особенно в работе с родителями, имеющими детей с особыми образовательными потребностями, что значительно повышает эффективность развивающей и коррекционной работы. Наличие «особого ребенка» является значительным психотравмирующим фактором и приводит к возникновению коммуникативного барьера в детско-родительских отношениях. Однако качество взаимодействия с семьей ребенка определяется не только профессионализмом педагогов и узких специалистов, но и «уровнем мотивации самих родителей к повышению своих психолого-педагогических знаний и желанием применять их для улучшения развития своего ребенка» (Архипова, 2016. С. 57).
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Эффективной является совместная деятельность родителей и педагогов, которая строится на понимании и доброжелательном общении. Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей могут быть изучение отношения родителей к различным вопросам воспитания и развития детей, изучение условий деятельности детей в семье, информирование друг друга о трудностях и возможностях детского сада и семьи для решения возникающих проблем, привлечение родителей к разнообразной совместной деятельности и поощрение родителей за внимание и удовлетворение потребностей ребенка (Волковская, 2019).
Одним из главных направлений работы педагога-психолога является психологическое просвещение и психопрофилактика психических отклонений развития детей. Однако данная работа только тогда будет достаточно эффективной, когда в ней будут принимать активное участие сами родители и педагоги детского сада. При этом необходимо учитывать общекультурный и образовательный уровень родителей воспитанников, педагогический потенциал семьи, возрастные и социально-психологические характеристики членов семьи ребенка, с которыми осуществляется психологическая работа (Яицкая, Цыбуленко, 2017).
Специфической проблемой эффективности и результативности деятельности педагога-психолога во взаимодействии с семьей является использование специалистами различных психодиагностических методик для определения одних и тех же параметров с не всегда некорректной интерпретацией результатов, например, при осуществлении преемственности ДОО - школа или при получении психологических заключений из ППМС-центров или ПМППК в детском саду. Для проведения на базе районного методического объединения мониторинга деятельности педагогов-психологов в детских садах и доступности результатов психодиагностического обследования для педагогов и родителей возможно создание единого комплекта психодиагностических методик. Эффективность и результативность данного комплекта обусловлена однозначностью в интерпретации, сопоставимости результатов и соответствия определенному возрасту ребенка (Шабас, 2015).
Характеристика исследования
Согласно национальному стандарту системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9000-2015, результатами деятельности является количественно и качественно измеримый итог менеджмента, действий, процессов, продукции, услуг, системы или организации. Эффективность понимается как соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами, а результативность как степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Компетентность определяется как способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов, иногда продемонстрированная компетентность рассматривается как квалификация.
Методы исследования: теоретический анализ, анализ результатов экспертной деятельнос-
ти по аттестации педагогов-психологов ДОО, анализ годовых отчетов педагогов-психологов с официальных сайтов ДОО по работе с родителями, опросники, наблюдение и беседы.
Анализ результатов
Многолетние наблюдения работы педагогов-психологов дошкольного образования в городской ассоциации педагогов-психологов ДОУ г. Екатеринбурга показали, что достаточно часто профессионалы смешивают понятия «компетентность», «эффективность» и «результативность». В процессе участия в качестве эксперта в конфликтных комиссиях по проблемам деятельности данных специалистов было выявлено, что педагоги-психологи со стажем работы более 15 лет в работе с ребенком и его семьей ориентированы больше на нормативность возрастного развития и типизацию детско-родительских отношений, что при высоком уровне компетентности специалиста в проблемных ситуациях малоэффективно. Специалисты со стажем менее 15 лет в своей деятельности более ориентированы на принятие ребенка с его специфическими особенностями поведения и развития и склонны принимать детско-родительские отношения как партнерские. Данная позиция очень редко приводила к значительным конфликтным ситуациям или при их возникновении быстро решалась, т.е. была высокоэффективна и результативна.
На различных мероприятиях с участием педагогов-психологов г. Екатеринбурга неоднократно поднимался вопрос соотношения уровня компетентности и эффективности психологической деятельности. Так, приводились примеры полного соответствия педагогов-психологов нормативным требованиям, что означает высокий уровень компетентности, однако к данным специалистам очень редко по собственной инициативе обращаются участники воспитательно-образовательного процесса вследствие наличия у профессионалов личностных особенностей, специфики развития речи или состояния психофизического здоровья и др. С другой стороны, есть педагоги-психологи с низким уровнем отчетных данных, без трансляции опыта, без участия в методических разработках и инновационной деятельности, слабо участвующие в работе по интеграции образовательных областей и пр. Но эти специалисты проводят высокопрофессиональные групповые тренинги родителей с детьми с ОВЗ, с выдающимися результатами позитивизации детско-родительских отношений. Или создают странички педагога-психоло-
га на сайте учреждения, пользующиеся огромной популярностью многих родителей даже из других образовательных учреждений. Поэтому профессионалы пытаются ответить на вопрос: «Всегда ли формализованная компетентность является эффективной деятельностью?».
Анализ годовых отчетов, представленных на официальных сайтах ДОО, деятельности педагогов-психологов различных регионов показал, что самоанализ и самооценка качества работы специалистов с родителями как показатель эффективности включают психологическое сопровождение членов семьи ребенка. Некоторые специалисты показывают систему выявления социокультурного запроса родителей и механизмы его удовлетворения, систему работы по повышению родительской компетентности и дифференцированной коррекционно-разви-вающей психологической помощи семьям воспитанников. Представляют данные анкетирования уровня удовлетворенности родителей деятельностью педагога-психолога и количество родителей, получивших различные виды психологической поддержки и сопровождения. К результативности работы относят увеличение посещаемости психологических мероприятий, повышение степени сотрудничества родителей со специалистом, разрешение конфликтах ситуаций и улучшение эмоционального самочувствия членов семьи воспитанников.
В 2018 году на базе районного методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений и организаций управления образования Ленинского района департамента образования администрации г. Екатеринбурга было проведено исследование представлений педагогов-психологов о критериях качества их работы. Для оптимизации психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса был проведен опрос, в котором предлагалось определить критерии эффективности и результативности их деятельности в работе с детьми, педагогами и родителями. Анализ результатов анкетирования показал, что основными критериями эффективности и результативности (без разделения этих понятий) в работе с родителями педагоги-психологи считают:
• повышение количества обратившихся родителей за первичной и повторной консультативной помощью;
• соблюдение родителями рекомендаций педагога-психолога;
• вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
• повышение количества участников профилактической психологической работы (собраний, мини-лекций, семинаров, мастер-классов, тренингов, посетителей страничек на сайте ДОО и др.);
• рост заинтересованности родителей в решении затруднительных ситуаций с ребенком;
• положительную динамику роста родительской компетентности;
• постоянную заинтересованность родителей в контакте со специалистом;
• привлечение педагога-психолога для решения всех конфликтных ситуаций в детском саду;
• изменение в позитивную сторону отношения родителей к деятельности педагога-психолога.
В апреле 2019 года в Екатеринбурге прошло областное методическое совещание с руководителями городских методических объединений педагогов-психологов образовательных организаций Свердловской области по теме «Развитие психологической службы в системе образования Свердловской области». Мероприятие проводилось региональным отделением Федерации педагогов-психологов образования Свердловской области на базе ГБУ СО ЦППМСП «Ладо». Результатом совещания определялось повышение уровня развития профессиональных компетенций педагога-психолога через обмен опытом. На мероприятии было принято совместное решение запустить в соответствии с профстан-дартом анкету «Проведение исследования дефицита профессиональных компетенций педагогов-психологов в системе образования Свердловской области» для изучения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях. Педагогам-психологам было предложено оценить уровень владения трудовыми функциями / действиями - высокий, достаточный, низкий, не владею и определить, какая помощь необходима для их освоения в необходимом объеме. Критерием эффективности и результативности владения предложенными трудовыми функциями/действиями был самоанализ и самооценка специалистов.
Обобщая полученные результаты, необходимо отметить, что первичным звеном в работе по повышению эффективности деятельности психолога во взаимодействии с родителями должна быть диагностическая оценка потребности психологической деятельности в дошкольном образовательном учреждении или организации.
Эта работа должна быть направлена на организацию системной структуры психологической деятельности с рефлексией и оценкой деятельности педагога-психолога всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Основой работы с семьей должно быть:
1. Соответствие деятельности педагога-психолога нормативно-правовому обеспечению и этическим принципам.
2. Созданные педагогом-психологом условия для предоставления психологических услуг.
3. Оценка результатов психолого-педагогического сопровождения членами семьи воспитанников.
Суммируя имеющиеся данные анализа эффективности деятельности педагога-психолога в работе с родителями как достаточность, конкретность, измеримость показателей, взаимосвязанность показателей результативности опыта, можно добавить следующие критерии эффективности:
I. Количественный критерий
• контроль рабочего времени;
• количество консультаций, групповых диагностических и индивидуальных обследований;
• проведение групповых мероприятий (охват участников);
• количество составленных заключений.
II. Качественный критерий
• разработка и сопровождение коррек-ционно-развивающих программ в сотрудничестве с родителями воспитанников;
• реализация мероприятий при взаимодействии с родителями;
• высокий уровень удовлетворенности родителей и педагогов деятельностью педагога-психолога;
• создание условий информационной открытости;
• разработка новой методической продукции;
• участие в исследовательской, инновационной, опытно-экспериментальной работе по психологическому обеспечению потребностей семьи;
• качественное и своевременное оформление документов;
• системность в работе с родителями;
• создание эмоционально благополучной среды для взаимодействия родителей с детским садом.
III. Критерий экспертной оценки
• проведение открытых мероприятий;
• наличие публикаций;
• выступления на уровне организации, района, города и др.;
• участие в экспертных группах;
• участие в профессиональных конкурсах с представлением опыта работы с семьей.
IV. Критерий общественной оценки
• позиция преимущественной охраны прав ребенка;
• благодарности и грамоты от родителей, администрации и руководителей управлением образования;
• четкое выполнение правил внутреннего трудового распорядка;
• позитивизация и быстрое разрешение конфликтных ситуаций;
• повышение авторитета семьи;
• восприятие ошибок в воспитании как возможности развития родительского потенциала;
• умение слаженно работать со всеми специалистами и педагогами;
• популярность и уважение родительской общественности;
• адресность выданных родителям рекомендаций;
• учет потребностей семьи.
V. Критерий самооценки
• соблюдение правовых и этических принципов;
• исполнительская дисциплина;
• четкое понимание профессионального функционала;
• компетентное ведение документооборота;
• грамотное и полноценное составление отчета о проделанной работе;
• определение границ компетенции специалиста;
• владение специальной терминологией и высоким уровнем монологической и диалогической речи;
• многообразие применения методов и приемов работы с членами семей воспитанников;
• структурная организация и осмысленность своей профессиональной деятельности;
• психологическая целесообразность методического обеспечения;
• наличие критериев психологической компетентности родителей;
• умение проводить мониторинг собственной деятельности;
• готовность родителей к конструктивному взаимодействию с педагогом-психологом.
Выводы
Таким образом, в настоящее время не полностью решена проблема оценки и критериев эффективности работы педагога-психолога с родителями в детском саду. Остается открытым вопрос соотнесения компетентности и эффективности взаимодействия специалистов с членами семьи ребенка. Однако всеми профессионалами признается необходимость совпадения целей и задач психологического сопровождения специалистов, родителей, педагогов и администрации для формирования единых ценностей дошкольного детства как уникального возрастного периода, в котором приоритетом в воспитании и развитии является семья ребенка. ■
Информация об авторе
Шабас Светлана Георгиевна, кандидат психологических наук, доцент факультета социальной психологии Гуманитарного университета, Почетный работник общего образования РФ (Екатеринбург, Россия), [email protected], ORCID-0000-0002-0963-8663
Information about author
Svetlana G. Shabas, PhD of Psychology, Associate Professor of Department of Social Psychology of University of the Humanities, Yekaterinburg, Russia, [email protected], ORCID-0000-0002-0963-8663
Литература
1. Ансимова Н.П., Кузнецова И.В., Большакова О.В., Хорошавина Е.В. Внедрение профессионального стандарта педагога-психолога: спираль развития // Вестник практической психологии образования. 2019 № 1. С. 56-63.URL: http://psyjournals. ru/vestnik_psyobr/201 9/n1/Ansimova_Kuznetsova_ Bolshakova_K.s Html (дата обращения: 26.05.2019)
2. Архипова Е.Ф. Партнерское взаимодействие с родителями в ДОО // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2016. - №9 (71). - С.52-58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ partnerskoe-vzaimodeystvies-roditelyami-v-doo (дата обращения: 02.06.2019).
3. Богуславская Т.Н. Оценка качества дошкольного образования в условиях его стандартизации // Проблемы современного образования. 2017. №4.С.142-149. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/otsenka-kachestva-doshkolnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-ego-standartizatsii (дата обращения: 16.05.2019).
4. ВасягинаН.Н. Региональная модель внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в Свердловской области / Н.Н. Васягина, С.А. Минюроова, И.В. Пестова // Вестник практической психологии
образования. - 2019. - №1. - С. 32-40. URL: http:// psyjournals.ru/files/98232/vestnik_psyobr_2019_n1_ Vasyagina_Minyurova_Pestova.pd f (дата обращения: 26.05.2019).
5. Волкова Е.Н. Модель оценки профессиональных компетенций и уровня квалификации педагогов-психологов на основе профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» / E.H. Волкова, А.Н. Кошелева, И.М. Богдановская // Вестник Мининского университета. - 2017. - №4 (21). - С. 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-otsenki-professional nyh-kompetentsiy-i-urovnya-kval ifikatsii-pedagogov-psihologov-na-osnove-professionalnogo-standarta-pedagog (дата обращения: 27.05.2019).
6. ВолковскаяЕА. Создание условий для взаимодействия педагогов ДОО с семьей и социумом // Вопросы дошкольной педагогики. - 2019. - №5. -С. 38-39. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4191/ (дата обращения: 02.06.2019).
7. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». -М.: Стандартинформ, 2018. URL: http://docs.cntd.ru/ document/1200124393 (дата обращения 24.06.2019).
8. Григорян Е.Н. Опыт определения критериев эффективности деятельности педагога-психолога в рамках профессионального стандарта в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы психологии лчиности: сб. науч. трудов / Под науч. ред. H.H. Васягиной, Е.А. Казаевой. - Екатеринбург, 2018. - С. 76-82. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_36770880_95881173.pdf (дата обращения 21.06.19)
9. Гришина Г.Н., Дружинина Н.Н., Ермолинская Е.А. Оценка качества взаимодействия образовательных организаций и семьи. раздел V. Семья и компетентные родители: социально-педагогические аспекты реализации сознательного родительс-тва в образовании [Текст]: коллективная монография / Г.Н. Гришина, H.H. Дружинина, Е.А. Ермолинская [и др.]; Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет», Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт языкознания PAH. - Орехово-Зуево, 2016. - С. 81-121. ISBN 978-5-87471-163-4: https://elibrary.ru/download/ elibrary_28041559_85987985.htm (дата обращения 21.06.2019).
10. Забродин Ю.М., Леонова О.И. Организация применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации // Психолого-педагогические исследования. - 201 7. - Т.9. - №3. - С. 19-29. doi: 10.1 7759/ psyedu.201 7090303.URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ ru/2017/n3/Zabrodin_Leonova.shtml (дата обращения: 26.05.2019)
11. Запорожская Д.Е. К вопросу об актуальности разработки критериев эффективности работы педагога-психолога в образовательной организации [Электронный ресурс] // Молодые исследователи образования XVI Всероссийская научно-практичес-
кая конференция. Тезисы конференции. - 2017. -С. 60-62. - URL: http://psyjournals.ru/files/86114/ young_scientists_2017_t1.pdf (дата обращения 21.06.2019).
12. Минияров В.М., Эстерле А.Е. Административная, профессиональная и потребительская оценки деятельности педагога-психолога в формировании условий для профессионального саморазвития // Известия Самарского научного центра РАК -2015. - №1-3. - С. 651-655. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/administrativnaya-professionalnaya-i-potrebitelskaya-otsenki-deyatelnosti-pedagoga-psihologa-v-formirovanii-usloviy-dlya (дата обращения: 26.05.2019)
13. Молодые исследователи образования / VI Всероссийская научно-практическая конференция. Тезисы конференции. - 2017. - С. 60-62. -URL: http://psyjournals.ru/files/86114/young_scientists_ 201 7_t1 .pdf (дата обращения 21.06.2019).
14. Нисская А.К., Савина Е.В. Общение педагогов и родителей. Анализ взглядов и предпочтений для позитивной коммуникации // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2018. -№3 (85). - С.4-11. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/obschenie-pedagogov-i-roditeley-analiz-vzglyadov-i-predpochteniy-dlya-pozitivnoy-kommunikatsii (дата обращения: 15.05.2019).
15. Олтаржевская Л.Е. Оценка профессиональных компетенций педагогов-психологов на основе профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» как современный инструмент управления кадровым потенциалом / Л.Е. Олтаржевская, А.В. Кривенко, Р.А. Курбанов // Психолого-педагогические исследования. - 201 7. - Т.9. - №3. - С. 71-82. doi:10.17759/ psyedu.2017090308.URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ ru/201 7/n3/Oltarzhevskaya_Krivenko_Kurbanov.shtml (дата обращения: 05.06.2019).
16. Пуденко Т.И., Богуславская Т.Н. К вопросу о критериях оценки эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций // Управление образование: теория и практика. - 201 5. - №2. - С. 13-29. https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kriteriyah-otsenki-effektivnosti-deyatelnosti-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiy(дата обращения: 01.06.2019).
17. Савина А.Г. Особенности деятельности педагога-психолога ДОУ в соответствии с ФГОС // ^ука, техника и образование. - 2015. -№1 (7). - С. 65-67. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/osobennosti-deyatelnosti-pedagoga-psihologa-dou-v-sootvetstvii-s-fgos (дата обращения: 01.06.2019).
18. Слепцова И.Ф. Качество дошкольного образования как единство образовательного процесса, условий и результата // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2018. - №1 (83). -С. 30-37. doi:10.24411/1997-9657-2018-00003 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-doshkolnogo-obrazovaniyakak-edinstvo-obrazovatelnogoprotsessa-usloviy-i-rezultata (дата обращения: 15.03.2019).
19. Собкин В.С., Халутина ЮА. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетво-
ренность, оценка качества и эффективности обучения // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2018. - №1 (83). - С. 6-18. doi: 10.24411/1997-9657-2018-00001. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-roditeley-detey-doshkolnogo-vozrasta-k-obrazovatelnomu-protsessu-v-detskom-sadu-udovletvorennost-otsenka-kachestva-i (дата обращения: 26.05.2019).
20. Шабас С.Г. Создание единого комплекта психодиагностических методик в районном методическом объединении педагогов-психологов ДОУ // Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса [Текст]: сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике [9-11 сентября 2015 г., г. Челябинск: в 2т.] / Министерство образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский гос. ун-т, факультет психологии, редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. - Т.1. - С. 328-331. ISBN 978-5-696-047041 (т.1) ISBN 978-5-696-04705-8 https://search.rsl. ru/ru/record/01008047605
21. Шабас С.Г. Сотрудничество с родителями как условие качества дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - №8. - С. 4-11 https:// cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-s-roditelyami-kak-uslovie-kachestva-doshkolnogo-obrazovaniya
22. Яицкая Н.И., Цыбуленко Е.В. Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ // Образование и воспитание. - 2017. - №1. - С. 4547. URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1779/ (дата обращения: 03.06.2019).
References
1. Ansimova N.P., Kuznetsova I.V., Bol'shakova O.V., Khoroshavina E.V. (2019) Vnedrenie professional'nogo standarta pedagoga-psikhologa: spiral' razvitiya [Introduction of professional standard of teacher-psychologist: spiral of development]. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. 1. 56-63. URL: http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2019/n1/ Ansimova_Kuznetsova_Bolshakova_K.s Html (Date: 02.06.2019).
2. Arkhipova E.F. (2016) Partnerskoe vzaimodeistvie s roditelyami v DOO [Partnership with parents in Kindergarten]. Preschool Education Today. 9 (71). 52-58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ partnerskoe-vzaimodeystvies-roditelyami-v-doo (Date: 02.06.2019).
3. Boguslavskaya T.N. (2017) Otsenka kachestva doshkol'nogo obrazovaniya v usloviyakh ego standartizatsii [Assessment of quality of preschool education in the conditions of its standardization] Problemy sovremennogo obrazovaniya. 4. 142149. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-doshkolnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-ego-standartizatsii (Date: 16.05.2019).
4. GOST R ISO 9000-2015 "Sistemy menedzhmenta kachestva. Osnovnye polozheniya i slovar' [Quality management system. Basic provisions and vocabulary]. Moscow. Standartinform. URL:
http://docs.cntd.rU/document/1 2001 24393 (Date 24.06.2019).
5. Grigoryan E.N. (2016) Opyt opredeleniya kriteriev effektivnosti deyatel'nosti pedagoga-psikhologa v ramkakh professional'nogo standarta v usloviyakh doshkol'noi obrazovatel'noi organizatsii [Elektronnyi resurs] [Experience in determining the criteria for the effectiveness of the teacher-psychologist within the professional standard in a preschool educational organization [Electronic resource]. Aktual'nye problemy psikhologii lchinosti: sb. nauch.trudov / pod nauch.red. N.N. Vasyaginoi, E.A. Kazaevoi. Ekaterinburg, 2016. 76-82 - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 36770880_958811 73.pdf (Date: 21.06.19)
6. Grishina G.N., Druzhinina N.N., Ermolinskaya E.A. (2016) Otsenka kachestva vzaimodeistviya obrazovatel'nykh organizatsii i sem'i. Razdel V. Sem'ya i kompetentnye roditeli: sotsial'no-pedagogicheskie aspekty realizatsii soznatel'nogo roditel'stva v obrazovanii [Tekst]: kollektivnaya monografiya. [Assessment of the quality of interaction between educational institutions and families. Section V. Family and competent parents: socio-pedagogical aspects of conscious parenthood in education [Text]: collective monograph]. Gosudarstvennoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya Moskovskoi oblasti "Gosudarstvennyi gumanitarno-tekhnologicheskii universitet", Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie nauki Institut yazykoznaniya RAN. Orekhovo-Zuevo : [b. i.]. 81-121; ISBN 978-5-874711 63-4: https://elibrary.ru/download/elibrary_28041 559_ 85987985.htm (Date: 21.06.2019).
7. Miniyarov V.M., Esterle A.E. (2015) Administrativnaya, professional'naya i potrebitel'skaya otsenki deyatel'nosti pedagoga-psikhologa v formirovanii uslovii dlya professional'nogo samorazvitiya [Administrative, professional and consumer evaluation of the teacher-psychologist in the formation of conditions for professional self-development]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. №1-3.S.651-655. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnaya-professionalnaya-i-potrebitelskaya-otsenki-deyatelnosti-pedagoga-psihologa-v-formirovanii-usloviy-dlya (Date: 26.05.2019)
8. Molodye issledovateli obrazovaniya [Young researchers of education] (2017). VI Vserossiiskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya. Tezisy konferentsii [VI all-Russian scientific and practical conference. Conference abstracts]. 60-62. - URL: http:// psyjournals.ru/files/86114/young_scientists_201 7_ t1.pdf (Date: 21.06.2019).
9. Nisskaya A.K., Savina E.V. (2018) Obshchenie pedagogov i roditelei. Analiz vzglyadov i predpochtenii dlya pozitivnoi kommunikatsii [Communication of teachers and parents. Analysis of attitudes and preferences for positive communication. Preschool Education Today. 3 (85). 4-11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ obschenie-pedagogov-i-roditeley-analiz-vzglyadov-i-predpochteniy-dlya-pozitivnoy-kommunikatsii (Date: 15.05.2019).
10. Oltarzhevskaya L.E. (2017) Otsenka professional'nykh kompetentsii pedagogov-psikhologov na osnove professional'nogo standarta "Pedagog-
psikholog (psikholog v sfere obrazovaniya)" kak sovremennyi instrument upravleniya kadrovym potentsialom [Assessment of professional competences of teachers-psychologists on the basis of the professional standard "Teacher-psychologist (psychologist in education)" as a modern tool of personnel potential management]. Psikhologo-pedagogicheskie
issledovaniya. Vol. 9-3. 71-82. doi:10.17759/ psyedu.201 7090308.URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ ru/201 7/n3/Oltarzhevskaya_Krivenko_Kurbanov.shtml (Date: 05.06.2019).
11. Pudenko T.I., Boguslavskaya T.N. (2015) K voprosu o kriteriyakh otsenki effektivnosti deyatel'nosti doshokl'nykh obrazovatel'nykh organizatsii [On the question of criteria for assessing the effectiveness of pre-school educational organizations]. Upravlenie obrazovanie: teoriya i praktika. 2. 13-29 https:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kriteriyah-otsenki-effektivnosti-deyatelnosti-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiy(Date: 01.06.2019)
12. Savina A.G. (2015) Osobennosti deyatel'nosti pedagoga-psikhologa DOU v sootvetstvii s FGOS [Features of activity of the teacher-psychologist of DOE according to GES]. Nauka, tekhnika i obrazovanie. 1 (7). 65-67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-deyatelnosti-pedagoga-psihologa-dou-v-sootvetstvii-s-fgos (Date: 01.06.2019)
13. Shabas S.G. (2017) Sotrudnichestvo s roditelyami kak uslovie kachestva doshkol'nogo obrazovaniya [Cooperation with parents as a condition of quality of preschool education]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool Education Today]. 8. 4-11 https://cyberleninka.ru/article/ n/sotrudnichestvo-s-roditelyami-kak-uslovie-kachestva-doshkol nogo-obrazovan iya
14. Shabas S.G. (2015) Sozdanie edinogo komplekta psikhodiagnosticheskikh metodik v raionnom metodicheskom ob"edinenii pedagogov-psikhologov DOU// Sovremennaya psikhodiagnostika Rossii [Creation of a single set of psychodiagnostic techniques in the district methodical Association of teachers-psychologists of DOE]. Preodolenie krizisa: sbornik materialov III Vserossiiskoi konferentsii po psikhologicheskoi diagnostike [9-11 sentyabrya 2015 g., g. Chelyabinsk : v 2t.]. M-vo obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii, Yuzhno-Ural'skii gos. Un-t, Fak psikhologii, redkollegiya: N.A. Baturin (otv.red.) - Chelyabinsk: Izdatel'skii tsentr YuUrGU. T.1. 328-331, ISBN 978-5-696-047041 (t.1) ISBN 978-5-696-04705-8 https://search.rsl. ru/ru/record/01 008047605
15. Sleptsova I.F. (2018) Kachestvo doshkol'nogo obrazovaniya kak edinstvo obrazovatel'nogo protsessa, uslovii i rezul'tata [Quality of preschool education as unity of educational process, conditions and result]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool Education Today]. 1 (83). 30-37. doi:10.24411/1997-9657-2018-00003 URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-doshkolnogo-obrazovaniyakak-edinstvo-obrazovatelnogoprotsessa-usloviy-i-rezultata (Date: 15.03.2019).
16. Sobkin V.S., Khalutina Yu.A. (2018) Otnoshenie roditelei detei doshkol'nogo vozrasta k obrazovatel'nomu
protsessu v detskom sadu: udovletvorennost', otsenka kachestva i effektivnosti obucheniya [The attitude of parents of preschool children to the educational process in kindergarten: satisfaction, evaluation of the quality and effectiveness of education]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool Education Today]. 1 (83). 6-18. doi:10.24411/1997-9657-2018-00001. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/otnoshenie-roditeley-detey-doshkolnogo-vozrasta-k-obrazovatelnomu-protsessu-v-detskom-sadu-udovletvorennost-otsenka-kachestva-i (Date: 26.05.2019).
17. Vasyagina N.N. (2019) Regional'naya model' vnedreniya professional'nogo standarta «Pedagog-psikholog (psikholog v sfere obrazovaniya)» v Sverdlovskoi oblasti [Regional model of implementation of the professional standard „Teacher-psychologist (psychologist in education)" in the Sverdlovsk region]. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. 1. 32-40. URL: http://psyjournals.ru/files/98232/vestnik_ psyobr_2019_n1_Vasyagina_Minyurova_Pestova.pd f (Date: 26.05.2019).
18. Volkova E.N. (2017) Model' otsenki professional'nykh kompetentsii i urovnya kvalifikatsii pedagogov-psikhologov na osnove professional'nogo standarta «Pedagog-psikholog (psikholog v sfere obrazovaniya)" [Model of assessment of professional competences and qualification level of teachers-psychologists on the basis of professional standard „ Teacher-psychologist (psychologist in the field of education)]. Vestnik Mininskogo universiteta. 4 (21). 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-otsenki-professionalnyh-kompetentsiy-i-urovnya-kvalifikatsii-pedagogov-psihologov-na-osnove-professionalnogo-standarta-pedagog (Date: 27.05.2019).
19. Volkovskaya E.A. (2019) Sozdanie uslovii dlya vzaimodeistviya pedagogov DOO s sem'ei i sotsiumom [Creation of conditions for interaction of preschool teachers with family and society]. Voprosy doshkol'noi pedagogiki. 5. 38-39. URL: https://moluch.ru/th/1/ archive/124/4191/ (Date: 02.06.2019).
20. Yaitskaya N. I., Tsybulenko E. V. Psikhologicheskoe prosveshchenie kak odna iz form profilakticheskoi raboty pedagoga-psikhologa DOU // Obrazovanie i vospitanie. 2017. №1.1. S. 45-47. URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1779/ (data obrashcheniya: 03.06.2019).
21. Zabrodin Yu.M., Leonova O.I. Organizatsiya primeneniya professional'nogo standarta «Pedagog-psikholog (psikholog v sfere obrazovaniya)» v rezhime adaptatsii //Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. 2017.T.9. №3.S. 19-29. doi: 10.17759/ psyedu.2017090303.URL: http://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2017/n3/Zabrodin_Leonova.shtml (data obrashcheniya: 26.05.2019)
22. Zaporozhskaya D.E. K voprosu ob aktual'nosti razrabotki kriteriev effektivnosti raboty pedagoga-psikhologa v obrazovatel'noi organizatsii [Elektronnyi resurs] /// Молодые исследователи образования XVI Всероссийская научно-практическая конференция. Тезисы конференции. - 2017. - С. 60-62. - URL: http://psyjournals.ru/files/86114/young_scientists_ 201 7_t1 .pdf (дата обращения 21.06.2019).