УДК: 373.24 ГРНТИ: 14.23.01 DOI: 10.15643/jscientia.2017.10.009
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Ю. В. Козынятко
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Россия, 660049 г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89
El Козынятко Юлия Викторовна - [email protected]
В статье исследуется проблема влияния педагогической компетентности воспитателя на организацию эффективного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста. Педагогическая компетентность представляется одной из ведущих составляющих профессионализма педагога дошкольного образования. Актуальность обозначенного направления деятельности вытекает из формирования общественного заказа на педагога, способного к установлению эффективных партнерских отношений с родителями детей дошкольного возраста. Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) в области взаимодействия с родителями воспитанников - это установление эффективного общения с участниками педагогического процесса в рамках современных требований. В статье выявлено противоречие, которое заключается в том, что, нуждающиеся в помощи родители и воспитатели не готовые ее оказать. Высокая профессиональная компетентность воспитателя, сформированные коммуникативные навыки являются залогом успешного взаимодействия его с родителями.
Ключевые слова: педагог, родитель, взаимодействие, профессиональная компетентность воспитателя, общение педагога с родителями.
PEDAGOGICAL COMPETENCE OF THE TUTOR AS THE CONDITION OF EFFECTIVE INTERACTION WITH PARENTS OF PRESCHOOLED PUPILS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Yu. V. Kozynyatko
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev 89 Ada Lebedeva St., 660049, Krasnoyarsk, Russia
121 Kozynyatko Yulia - [email protected]
In article the problem of influence of pedagogical competence of the tutor on the organization of effective interaction with parents of children of preschool age is investigated. The pedagogical competence is represented to one of the leading components of professionalism of the preschool teacher. The relevance of the designated activity follows from formation of the public order for the teacher capable to establishment of effective partnership with parents of children of preschool age. Professional competence of the teacher of preschool educational organization in the field of interaction with parents of pupils is an establishment of effective communication with participants of pedagogical process within modern requirements. In article the contradiction which consists that, the parents and tutors needing the help not ready to render it is revealed. The high professional competence of the tutor, the created communicative skills are the key to his successful interaction with parents.
Keywords: teacher, parent, interaction, professional competence of the tutor, communication of the teacher with parents.
Педагогическая компетентность представляется одной из ведущих составляющих профессионализма педагога дошкольного образования. Изменения, происходящие в сфере образования, акцентируют внимание, на формировании педагогической компетентности воспитателей, поскольку последняя является существенным условием эффективного построения в детском саду воспитательно-образовательного процесса [1].
Профессиональная компетентность воспитателя находит выражение в различных областях его деятельности. Доминирующим аспектом в содержании деятельности педагога дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) является общение, взаимодействие, субъектами которого выступают все участники педагогического процесса. Общение педагога с родителями - взаимообоюдный процесс, характеризующийся обменом опыта и работой, направленной на повышение педагогической компетентности родителей [1, с.78].
Актуальность обозначенного направления деятельности вытекает из формирования общественного заказа на педа-
гога, способного к установлению эффективных партнерских отношений с родителями детей дошкольного возраста.
Профессиональная компетентность педагога ДОО в области взаимодействия с родителями воспитанников - это установление эффективного общения с участниками педагогического процесса в рамках современных требований, предполагающая сформированные профессионально значимые установки и личностные качества, представление о теоретических основах взаимодействия педагога с родителями, владение организаторскими и прогностическими компетенциями.
На сегодняшний день существует большое количество научно-методических материалов по вопросам организации работы воспитателя с родителями, но этот процесс продолжает характеризоваться рядом недостатков:
- отсутствием взаимопонимания между родителями и воспитателями дошкольных учреждений. Так, согласно данным, приведенным О.В. Огородновой, 37% родителей и 12% педагогов не видят необходимости в установлении сотрудничества друг с другом. 43% педагогов не посвящают
родителей в вопросы жизни группы, не нуждаются в потенциальных возможностях семьи как одного из факторов развития ребенка. [6,с.34]
- формальное общение по ситуационным поводам (что ребенок кушал, как спал) вытекающее в совместную неудовлетворенность качеством общения, стилем и содержательным компонентом (Т.А. Данилина) [8, с.47];
- выстраивание процесса взаимодействия зачастую на конфликтной основе (Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева) [7, с. 65];
- нежеланием педагогов работать с родителями, сложно идущими на контакт, выбирая защитный механизм избегания (Е.А. Панько) [14].
Родители и педагоги испытывают затруднения, рассматривая вопрос воспитания детей как следствие сотрудничества (Т.А. Данилина, Н.В. Корниенко) [15]. По данным З.И. Тепловой, 4% родителей испытывают потребность обратиться к воспитателю по вопросам построения индивидуального образовательного маршрута своего ребенка, динамики развития, тогда как 64% педагогов считают эту категорию поводов обращения самой популярной. [13, с. 207]. Т.А. Данилина обращает внимание на другие прецеденты: воспитатели нуждаются в помощи родителей лишь тогда, когда она носит организационный характер (решение вопросов с родительским комитетом, организация праздников). Интерес родителей, напротив, лежит в рамках вопросов развития и обучения их детей, проблем подготовки к школе, то есть они нуждаются в помощи, связанной со всесторонним развитием дошкольника. Таким образом, наблюдается несоответствие в ожидаемых предпочтениях педагогов и родителей [12, с. 305].
В.П. Дуброва, В.К. Котырло отмечают в своих исследованиях отсутствие в работе воспитателя ДОО системы научно и практически обоснованных принципов отбора содержания и форм работы с родителями. Выделяется отсутствие целеполагания при организации взаимодействия с родителями, неумение выбрать адекватные методы работы. Между тем, правильный выбор форм и методов работы с родителями напрямую связан с результатами работы воспитателя [11,с.35].
Возможные причины недостатков в организации взаимодействия педагогов и родителей связаны с:
- нежеланием педагогов видеть родителей в роли полноправных участников педагогического процесса;
- низким рейтинг профессии педагога ДОО;
- различием в педагогических предпочтениях педагогов и родителей;
- отсутствием системы работы воспитателя с родителями, основанное на грамотном планировании [3, с.45].
Все выше позволяет констатировать противоречие: нуждающиеся в помощи родители и воспитатели не готовые ее оказать.
Высокая профессиональная компетентность воспитателя, сформированные коммуникативные навыки являются залогом успешного взаимодействия его с родителями.
Педагог, компетентный в своей деятельности, может организовать общение, обогащенное различными нетрадиционными методами и приемами активизации родителей, спланировать данные мероприятия без ущерба для личного времени родителей, принять в расчет пожелания, найти общий язык с каждым родителем. Убежденность родителей в педагогической некомпетентности воспитателя, нежелание обратиться за помощью, недооценка роли семьи
воспитателем являются, на наш взгляд, результатом низкой педагогической компетентности воспитателя. [10, с. 15].
Данные противоречия определили проблематику нашего исследования: каково же влияние педагогической компетентности воспитателя на организацию эффективного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить влияние профессиональной компетентности воспитателя на эффективность взаимодействия с родителями воспитанников.
С этой целью нами было проведено исследование на базе МБДОУ «ДСКВ №95» Иркутской области г. Братска. В данном исследовании приняли участие 25 педагогов.
Для уточнения вопроса о наличии опыта эффективной организации общения воспитателей с родителями воспитанников было проведено фокусированное интервью с педагогами ДОО. Воспитателям были предложены вопросы, касающиеся аспектов использования педагогами традиционных и инновационных форм работы с родителями детей дошкольного возраста, их содержания. Выяснялось, насколько воспитателям интересна та или иная форма работы.
По результатам интервью стало понятно, что воспитатели имеют неудовлетворительный опыт работы с родителями. Как показывает практика, в своей работе воспитатели чаще используют такие информационно-аналитические методы как анкетирование, тестирование, опросы родителей,
Основное место в работе воспитатели отводят традиционным познавательным формам работы с родителями: родительским собраниям, групповым и наглядным консультациям. Только 12% педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников стараются применить новые формы и методы взаимодействия.
Исследование выявило неоднозначное отношение педагогов к наглядным консультациям, как к методу наглядной агитации. Известно, что при низком уровне педагогической компетенции воспитатель зачастую старается заменить непосредственное общение с родителями наглядными материалами - вырезками из статей, папками-передвижками и т.д. Часть воспитателей убеждены в неэффективности данной формы работы, так как родителей чаще всего не читают предложенную информацию на стендах (в силу занятости или нежелания). Вместе с тем, меньшая часть педагогов уверена, что при должном методическом сопровождении (знакомство с материалом, обсуждение имеющихся трудностей) данной формы работы она может дать свои результаты. Неоднозначно мнение воспитателей и по поводу использования традиционных форм работы с родителями в целом. Чаще всего воспитатели используют в своей работе такие формы как беседы, родительские собрания, наглядные консультации. Число таких педагогов составило 96%. Но только 52% педагогических работников оценивают эти формы работы как эффективные.
Таким образом, анализируя данные, становится очевидно, что большинство из обследованных педагогов готово к активному поиску и использованию различных форм организации общения педагогов с семьями воспитанников. Подбирая наиболее эффективные пути решения, возникающих перед ДОО задач, они готовы к возможности достижения реального сотрудничества с родителями. Использование инновационных форм работы с родителями невозможно без личной заинтересованности и компетентности воспитателей, находящихся в активной позиции и стремящихся к налаживанию партнерских отношений с родителями. Важно желание педагогов расширять свои знания в обла-
сти дошкольной педагогики психологии и частных методик, практиковать умение отбирать необходимый материал в соответствии с трудностями родителей в воспитании детей, преподносить информацию в интересной ненавязчивой форме.
С целью выявления позиции воспитателей по вопросам организации общения с родителями нами были проведены экспресс-беседы. Вопросник включал 9 вопросов, носивших прямой и косвенный характер, которые позволяли увидеть, насколько педагоги удовлетворены взаимодействием с родителями, какие испытывают трудности при общении с ними, стремятся ли они к достижению максимальной эффективности в общении с родителями. В ходе экспресс-бесед были получены следующие результаты: с одной стороны, воспитатели осознают значимость общения с родителями воспитанников, с другой, считают, что родители недостаточно заинтересованы в воспитании своих детей, у них нет потребности в общении с педагогом. Воспитатели ДОО не связывают это собственной недостаточной профессиональной компетентностью, причины трудностей они видят в родителях. Так, педагогами было отмечено отсутствие взаимопонимания между ними и родителями, осуществление работы на основе конфронтации, указывалось, что намного проще выстраивать общение с детьми, чем с их родителями.
Вместе с тем, у педагогов вызывает затруднение определение способов развития собственной компетентности в общении с родителями воспитанников: 52% воспитателей ответили, что читают литературу, не назвав при этом конкретных источников, 8% окончили курсы повышения квалификации, оставшиеся 40%, не смогли дать ответ на вопрос.
Таким образом, полученные данные позволяют сделать следующие выводы: педагоги испытывают трудности в общении с родителями, демонстрируя в целом отрицательное отношение к данному процессу. У воспитателей присутствует уверенность в собственной активной позиции в общении с родителями, хотя при этом общение строится на основе традиционных форм, без стремления к повышению уровня профессиональной компетентности в общении с родителями воспитанников.
В ходе эксперимента была составлена карта профессиональной компетентности воспитателя в сфере общения с родителями воспитанников, которая включала в себя такие показатели как:
- содержательный (наличие теоретических знаний, обеспечивающих при определении педагогом содержания собственной профессиональной деятельности, осознанность);
- деятельностный (профессиональные умения и знания, апробированные в действии и освоенные как наиболее эффективные);
- личностный (профессионально-личностные качества, определяющие направленность и позицию педагога как субъекта своей деятельности) [4, с. 13].
На основе результатов всех проведенных диагностических заданий воспитатели были поделены на 3 группы: первая группа включала в себя педагогов с высоким уровнем развития профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников, вторая - со средним и третья - с низким.
20% воспитателей составили группу с низким уровнем компетентности в сфере общения с родителями воспитанников. Они обладают незначительными знаниями о принципах построения делового общения, способах ин-
дивидуальной и групповой работы, о специфике семейного воспитания, не владеют навыками педагогического общения, современными методами педагогического взаимодействия с родителями, методами повышения психолого-педагогической компетенции родителей, не умеют конструировать взаимодействие с родителями с учетом их потребностей и интересов.
Эти педагоги используют авторитарный стиль в общении, проявляют избирательность в контактах с родителями. Процесс взаимодействия для воспитателей с низким уровнем является не слишком приятным делом. Для представителей данной группы свойственно неумение слышать и понимать родителей воспитанников как партнеров по общению. На низком уровне развиты такие педагогические умения и личностные качества, как умение оценить результаты взаимодействия и сделать работу над ошибками, умение быстро и легко устанавливать контакт с родителями, стрессоустойчивость, педагогический такт, умение убеждать.
К среднему уровню отнесены 60% воспитателей, которые недостаточно знают проблемы семейного воспитания и семьи, осведомлены об инновационных формах работы с родителями, но используют их недостаточно активно, в тоже время пытаются организовать просветительскую работу среди родителей. Большинство педагогов данной группы обладает на достаточном уровне сформированными коммуникативными навыками. Воспитатели данной группы стараются навязать свое мнение родителям, зачастую вызывая в них раздражение. Педагоги используют личностную модель взаимодействия с родителями, могут быть хорошими собеседниками, но иногда отказывают родителям во внимании.
К высокому уровню были причислены педагоги, знающие инновационные диагностические методы изучения образовательных потребностей родителей, условия эффективной работы и активные методы и формы общения с родителями (тренинги, брифинги, деловые игры), методы привлечения родителей к проведению различного рода мероприятий с детьми, умеющие преодолевать в общении с родителями скованность, использовать индивидуальный подход при взаимодействии с родителями. Они умеют и способны устанавливать контакт с родителями воспитанников, основанный на доверии и уважении, в большинстве случаев проявляют тактичность.
Такие педагоги осознают собственные трудности и стараются их исправить; постоянно занимаются самообразованием. Число таких воспитателей составило 20%.
Таким образом, изучение опыта педагогов подтвердило наше предположение о влиянии профессиональной компетентности воспитателей на успешность организации взаимодействия с родителями.
По итогам проведенного исследования можно заключить, что для многих воспитателей типичными являются проблемы связанные с установлением взаимодействия воспитателей и родителей. Для их решения необходимо изучение запросов родителей, устранение психологических барьеров и недоверия, изучение трудностей семейного воспитания, формирование у воспитателей и родителей умения устанавливать партнерское общение, использование инновационных форм взаимодействия с родителями, формирование у воспитателей педагогической рефлексии. На фоне этого важное значение приобретают возможности развития профессиональной компетентности педагогов
ДОО в общении с родителями: содержание этого процесса,
адекватные формы и методы развития профессиональной 9.
компетентности педагога дошкольного образовательного
учреждения в данной области. 10.
ЛИТЕРАТУРА
11.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 N 273-Ф3 12.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 13. 17.10.13 года).
3. Обновление содержания дошкольного образования в условиях внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. URL: http://www.orenipk.ru/rmo_2011/rmo-ped-2011/221.html 14.
4. Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2006. № 2.
5. Влияние семейных отношений на формирование самосознания ребенка // Психолог в детском саду. 2005. № 2. 15.
6. Маркова Т.А. Воспитателю о работе с семьей. М., 1989. 117 с.
7. Гордон Т.Р. Повышение родительской эффективности. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. 150 с.
8. Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологи.
М. : Academia, 2007. 256 с.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2000. 150 с.
Парамонова Л.А. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребенка // Дошкольное воспитание. 1997. № 6.
Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество // Воспитатель ДОУ. 2009. № 9. С. 35. Реан А.А. Семья: психология, педагогика, социальная работа. М. : АСТ, 2010. 576 с.
Швец Т.А. Аспекты становления понятия «профессиональное мастерство» будущих воспитателей // Специалист XXI века: психолого-педагогическая культура и профессиональная компетентность: материалы II Междунар. науч.-практ.конф., 27-28 ноября 2013г., г. Барановичи, Респ. Беларусь. Барановичи: РИО БарГУ, 2014. С. 207-209
Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи URL: http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_ raboty_s_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_ detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105.
Швец Т.А. Современное состояние формирования профессионального мастерства будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. // NovaInfo.Ru. 2016. № 40; URL: http://novainfo.ru/archive/40/sostoyanie-masterstva-budushchikh-vospitateley.
Поступила в редакцию 29.09.2017