Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 6 (ноябрь - декабрь) https://mir-nauki. com/vol5-6. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN617.pdf Статья опубликована 14.12.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Красильникова Л.В., Лунина Е.Е. Технологии психолого-педагогического сопровождения семей в дошкольной образовательной организации // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 373.2
Красильникова Лариса Владимировна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Россия, Нижний Новгород1 Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0283-8136 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=736182
Лунина Елена Ефимовна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Россия, Нижний Новгород Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Технологии психолого-педагогического сопровождения семей в дошкольной образовательной организации
Аннотация. В статье раскрывается вопрос организации взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Авторами приводится анализ актуальных требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к организации работы с родителями (законными представителями). Статья содержит описание технологии взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, включающей четыре уровня организации: создание служб психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; этапы работы по взаимодействию с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья; формы работы с семьями воспитанников с особыми образовательными потребностями; создание открытого информационного пространства по инклюзивной практике детского сада. Авторы предлагают систему работы с описанием форм организации психолого-педагогического сопровождения семей: служба психолого-медико-педагогического консилиума детского сада; служба раннего сопровождения детей в условиях инклюзивного образования; служба специалистов-дефектологов; служба консультирования семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. Для каждой формы организации работы с семьями воспитанников авторы приводят технологии психолого-педагогического сопровождения. Предлагаемая авторами система работы по организации взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников с ограниченными возможностями
1 603005, г. Нижний Новгород, площадь Минина и Пожарского, 7
здоровья прошла апробацию на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №115 города Нижнего Новгорода.
Ключевые слова: воспитанники с ограниченными возможностями здоровья; взаимодействие с семьями; технология взаимодействия детского сада с семьями воспитанников; этапы работы с семьями воспитанников; службы психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; формы взаимодействия; технологии психолого-педагогического сопровождения семей
Реализация права на воспитание, обучение, развитие и коррекцию нарушений развития обучающихся с особыми образовательными потребностями закреплена в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273ФЗ, в том числе, в форме инклюзивного образования, глава 1, статьи 3 и 5, глава 4, статья 42, глава 11, статья 79.
Необходимость воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) с учетом их психофизиологических, возрастных и индивидуальных потребностей закреплена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС дошкольного образования). Среди принципов дошкольного образования выделяется такой, как «...Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка» 2 . Стандарт закрепляет задачу: «Обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ)»3.
Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования в структуре основной образовательной программы дошкольной образовательной организации должен быть представлен пункт «Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования», в том случае, если детский сад посещают воспитанники с ОВЗ. ФГОС не обошел вниманием организацию психолого-педагогических условий для воспитанников с ОВЗ и кадровое обеспечение коррекционно-развивающей работы.
В Законе РФ «Об образовании в РФ» отмечается, что одними из основных участников образовательных отношений являются родители (или законные представители) несовершеннолетних обучающихся. ФГОС дошкольного образования определяет ряд требований к организации взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников детского сада.
1. Обязательность реализации принципа сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
2. Обеспечение организацией психолого-педагогического сопровождения и поддержки семей, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования и развития, охраны и укрепления здоровья детей.
3. Образовательная среда дошкольной образовательной организации обязана обеспечивать открытость и условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 с. (Правовая библиотека образования).
3 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 с. (Правовая библиотека образования).
2017, Том 5, номер 6 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
4. Детский сад обеспечивает благоприятную социальную ситуацию развития воспитанников, которая предполагает взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка.
5. Реализация детским садом Основной образовательной программы требует создание условий для консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования.
6. Дошкольная образовательная организация должна создавать возможности: для информационной открытости родителям и широкой общественности образовательной деятельности; для заинтересованных взрослых по поиску и использованию материалов, обеспечивающих реализацию Основной образовательной программы; для открытого диалога с родителями по реализации программы.
Рассмотрим, как в практике работы МБДОУ №115 города Нижнего Новгорода реализуются требования ФГОС дошкольного образования в организации взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников с ОВЗ.
В целях реализации принципа сотрудничества детского сада с семьями, задач психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей) в воспитании, обучении, развитии и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ в детском саду разработана и применяется технология взаимодействия с родителями воспитанников с ОВЗ.
Цель работы: создание на основе сотрудничества единого образовательного пространства семья - детский сад, обеспечивающего эффективное воспитание, обучение, развитие и коррекцию нарушений развития детей с ОВЗ.
Задачи взаимодействия детского сада с семьями воспитанников с ОВЗ:
1. Создать коллектив единомышленников, реализующих практику инклюзивного образования, на основе сотрудничества и партнерства.
2. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
3. Повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах образования и развития, коррекции нарушений развития, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ.
4. Создавать условия для активного участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада.
5. Обеспечить консультативную поддержку родителей (законных представителей) по вопросам инклюзивного образования и охраны здоровья детей.
6. Реализовать требование информационной открытости дошкольной образовательной организации в работе с семьями детей с ОВЗ по вопросам реализации адаптированной образовательной программы и индивидуальных образовательных маршрутах.
Технология взаимодействия включает несколько уровней:
1 уровень - модернизация структурных подразделений детского сада за счет создания ряда служб психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников с ОВЗ.
Мир Науки
Мир Науки
2 уровень - реализация этапов работы по взаимодействию с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ.
3 уровень - применение разнообразных форм работы с семьями воспитанников.
4 уровень - создание открытого информационного пространства по инклюзивной практике детского сада.
1 уровень - модернизация структурных подразделений детского сада за счет создания ряда служб психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников с ОВЗ
Модернизация структурных подразделений детского сада осуществляется за счет функционирования служб психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их семей. К ним относятся:
1. Служба психолого-медико-педагогического консилиума.
2. Служба раннего сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.
3. Служба специалистов-дефектологов.
4. Служба консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Каждая из этих служб решает важные задачи взаимодействия с семьями воспитанников
с ОВЗ.
На рисунке приведены технологии психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников с ОВЗ разными службами детского сада.
Формы организации сопровождения
Технологии психолого-педагогического сопровождения
Служба психолого-медико-педагогического консилиума детского сада
- Присутствие родителей на комплексном психолого-медико-педагогическом обследовании актуального уровня развития ребенка и определении его образовательных потребностей.
- Ознакомление и обсуждение с родителями индивидуальной программы развития ребенка и хода ее реализации.
- Индивидуальное междисциплинарное и межведомственное консультирование семей.
Служба раннего сопровождения детей в условиях инклюзивного образования
: х
- Присутствие родителей на комплексном психолого-медико-педагогическом обследовании актуального уровня развития ребенка и определении его образовательных потребностей.
- Ознакомление и обсуждение с родителями индивидуальной программы развития ребенка и хода ее реализации.
- Совместное обсуждение и реализация системы адаптационных мероприятий, обеспечивающих успешную социализацию детей к условиям детского сада.
- Непосредственное участие родителей в коррекционно-развивающей работе с ребенком.
- Непосредственное участие родителей в пропедевтической работе по предупреждению вторичных нарушений развития.
Служба специалистов-дефектологов
- Присутствие родителей на комплексном психолого-медико-педагогическом обследовании актуального уровня развития ребенка и определении его образовательных потребностей.
- Ознакомление и обсуждение с родителями индивидуальной программы развития ребенка и хода ее реализации.
- Непосредственное участие родителей в коррекционно-развивающей работе с ребенком.
- Активные формы взаимодействия с семьями детей с особыми образовательными потребностями.
- Индивидуальное и подгрупповое междисциплинарное и межведомственное консультирование семей.
Служба консультирования семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями
- Активные формы взаимодействия с семьями детей с особыми образовательными потребностями.
- Индивидуальное и подгрупповое междисциплинарное и межведомственное консультирование семей.
Рисунок. Технологии психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников с ОВЗ
2 уровень - реализация этапов работы по взаимодействию с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ
Первый этап - психолого-педагогическая диагностика семейного воспитания детей с ОВЗ
Цель этапа: изучение и анализ особенностей воспитания ребенка с ОВЗ в семье, выявление образовательных потребностей родителей в вопросах воспитания, обучения, развития и коррекции.
Работа на данном этапе включает активное сотрудничество с семьями заведующего, заместителя заведующего по воспитательно-методической работе, старшего воспитателя, педагога-психолога, воспитателей групп в рамках консультативной работы, анкетирования, бесед, интервью, проективных методик.
Важным является установление особенностей детско-родительских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ОВЗ.
Изучение направлено на установление особенностей эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов отношения родителей к детям; характеристику стилей межличностных взаимоотношений между родителями и детьми.
Второй этап - педагогическое просвещение семей воспитанников с ОВЗ
Цель этапа: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения, развития и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.
На данном этапе необходимо сформировать у родителей (законных представителей) знания об особенностях развития детей с ОВЗ, задачах, содержании, методиках, средствах воспитания, обучения, развития и коррекции нарушений. С этой целью в детском саду проводятся семинары-практикумы, тематические выступления специалистов, индивидуальное и групповое консультирование, тренинги, оформление стендов, ведение сайта детского сада и др.
Третий этап - активное вовлечение родителей (законных представителей) в совместную деятельность детского сада и семей
Цель этапа: непосредственное включение родителей в образовательную деятельность детского сада.
Работа на этом этапе предполагает организацию совместных мероприятий детей, родителей и специалистов детского сада. Организуются открытые занятия, тренинги, праздники, развлечения, концерты и др.
Четвертый этап - аналитико-прогностический
Цель этапа: анализ эффективности взаимодействия детского сада с семьями воспитанников с ОВЗ.
На данном этапе происходит подведение итогов и анализ достижений. Коллектив детского сада проводит анализ результатов совместной деятельности, на основании которого осуществляется планирование дальнейшей работы с семьями воспитанников.
3 уровень - применение разнообразных форм работы с семьями воспитанников
На всех этапах взаимодействия с родителями используются разнообразные формы работы:
1. Информационно-аналитические формы: анкетирование, опрос, интервью, беседа, вопросы на сайте детского сада.
2. Познавательные формы: практикумы, тренинги, лекции, дискуссии, педагогические лаборатории, круглый стол, проектная деятельность, общие и групповые родительские собрания, исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры, семейная гостиная, Дни открытых дверей, родительские чтения, размещение информации на сайте детского сада.
3. Досуговые формы: праздники, утренники, концерты, соревнования, выставки работ, семейные вернисажи.
4. Наглядно-информационные формы: информационно-ознакомительные (сайт в Интернете, выставки детских работ, фотовыставки, реклама в СМИ, видеофильмы), информационно-просветительские (тематические папки-передвижки; информационные стенды; видеофрагменты жизни детей в детском саду, фоторепортажи, выставки детских работ и др.).
4 уровень - создание открытого информационного пространства по инклюзивной практике детского сада
Информационная открытость детского сада обеспечивается по трем основным направлениям.
1. Традиционные наглядно-информационные формы (тематические выставки, информационные стенды, видеоролики о жизни детей в детском саду, фоторепортажи, выставки детских работ и др.).
2. Сайт дошкольной образовательной организации.
3. Диссеминация педагогического опыта педагогов детского сада: статьи, участие в конференциях, тезисы, методические пособия.
Создание и реализация технологии взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников с ОВЗ позволила существенно повысить эффективность реализации требований ФГОС дошкольного образования и решения задач работы с семьями воспитанников. Отмечается повышение активности родителей (законных представителей) в совместном решении задач воспитания, обучения, развития и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ, уровня педагогической грамотности в воспитании детей, во взаимодействии со всеми специалистами детского сада.
Мир Науки
2017, Том 5, номер 6 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики. [Текст] / С. В. Алехина // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. с. 6.
2. Дмитриева, Т. П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. [Текст] / Т. П. Дмитриева // Серия «Инклюзивное образование». вып. 3. - М.: изд-во Центр «Школьная книга», 2010.
3. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Текст] / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. -М.: Мозаика-синтез, 2011. - 200 с.
4. Инклюзивное образование. [Текст] / сост.: М. Р. Битянова. - М.: «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. - 224 с.
5. Красильникова, Л. В. Методическая работа по повышению информационно-коммуникационной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций. [Текст] / Л. В. Красильникова, А. Ю. Старикова // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 6-1 (60). С. 127-130.
6. Красильникова, Л. В. Организация предметно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений в целях реализации задач инклюзивного образования / Л. В. Красильникова // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 [Электронный ресурс] (2). С. 27.
7. Красильникова, Л. В. Система работы детского сада с родителями по вопросам речевого развития воспитанников. [Текст] / Л. В. Красильникова, И. Н. Бушуева // Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 139-143.
8. Малофеев, Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной образовательной политики. [Текст] / Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2009. - №6. - С. 3-9.
9. Показатели инклюзии: Практическое пособие. [Текст] / Тони Бут, Мэл Эйнскоу, под ред. Марка Вогана. М.: РООИ Перспектива, 2008. - 124 с.
10. Семаго, М. М. Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель. [Текст] / М. М. Семаго / Сб. науч. тр. кафедры коррекционной педагогики и спец. психологии. - М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2003. - С. 24-37.
Krasilnikova Larisa Vladimirovna
Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Russia, Nizhny Novgorod
E-mail: [email protected]
Lunina Elena Efimovna
Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Russia, Nizhny Novgorod
E-mail: [email protected]
The technology of interaction between the pre-school educational organization and the parents of children with disabilities in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Preschool Education
Abstract. The article reveals the issue of organization of interaction between pre-school educational organizations and families of children with disabilities. The authors analyze the actual requirements of the Federal State Educational Standard for Pre-School Education to organize work with parents (legal representatives). The article contains a description of the technology of interaction between the kindergarten and the families of pupils, which includes four levels of organization: the creation of psychological and pedagogical support services for families of children with disabilities; stages of work on interaction with families raising children with disabilities; forms of work with families of pupils with special educational needs; creation of an open information space on inclusive practice of the kindergarten. The authors propose a system of work with the description of the forms of organization of psychological and pedagogical support of families: the service of the psychological, medical and pedagogical consultation of the kindergarten; service for the early accompaniment of children in conditions of inclusive education; service of specialists in defectology; service for counseling families that raise children with special educational needs. For each form of organization of work with families of pupils, the authors cite the technologies of psychological and pedagogical support. The proposed system of work on the organization of interaction between pre-school educational organizations and families of children with disabilities was approved on the basis of the municipal budgetary pre-school educational institution No. 115 of Nizhny Novgorod.
Keywords: pupils with disabilities; interaction with families; technology of kindergarten interaction with families of pupils; stages of work with families of pupils; services of psychological and pedagogical support of pupils with disabilities; forms of interaction; technologies of psychological and pedagogical support of families