вития // Знание. Понимание. Умение. - 2011. -№ 3. - С. 222-230.
8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. - М.: Просвещение, 2008. - С. 72-117.
И. В. Смолярчук
УДК 376
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
ождение детей с проблемами в развитии является сложнейшим испытанием для каждой семьи. Социализация для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) играет важную роль, так как помогает корректировать и компенсировать нарушенные функции, обеспечивая возможность приобщиться ко всему, что доступно нормально развивающимся сверстникам. Однако исследования отечественных психологов и педагогов свидетельствуют о том, что дети с ОВЗ испытывают существенные трудности при вхождении в общество.
У детей с ОВЗ потребности в контактах со взрослыми и сверстниками носят специфический характер. Дошкольники зависимы
от мнения взрослых, ориентируются во всем на них, подражают их поступкам. Это свидетельствует о незрелости межличностных контактов, о своеобразной форме компенсации личностных переживаний детей, о стремлении получать одобрение, поощрение, которые задерживают процесс развития более зрелых форм общения, в первую очередь, со сверстниками.
Мы считаем, что социальное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ характеризуется своеобразием, оказывающим неблагоприятное влияние на взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Для успешной социализации детей с ОВЗ необходимо определить специальные условия и разработать содержание коррекционной помощи, которая будет направленна на усвоение социального опыта и развитие системы социальных связей. Семья нуждается в квалифицированной психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в психологической поддержке.
Отечественные исследователи (С. Е. Ине-ваткина, Э. К. Ботова) выявили прямую зависимость влияния стиля семейного воспитания на особенности развития ребенка: ярче выражены нарушения развития у детей в семьях с дисгармоничными стилями воспитания [2]. Многие родители либо не принимают недостатки детей, либо не ищут путей их компенсации; искажают представления о возможностях и особенностях развития детей; демонстрируют комплексы родительской вины; неспособны рассказывать о своих чувствах и переживаниях специалистам и другим людям; демонстрируют гиперопеку, занижают предъявляемые к детям требования, ограничивают реализацию личностного потенциала. Большинство родителей осознанно или неосознанно ограничивает свободу общения детей с социумом.
Таким образом, главной задачей является подготовка родителей к активному участию в образовании и развитии детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы интегрированного и инклюзивного образования.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ № 5 «Звоночек» г. Тамбова.
20/Я/2
В исследовании приняли участие дошкольники с задержанным психическим развитием, общим недоразвитием речи, включенные в инклюзивный образовательный процесс. Были использованы следующие методы исследования: экспресс-методики изучения познавательных процессов; анкета структуры и содержания социальной компетентности дошкольников; социометрия; методика «Маски» Т. Д Мар-цинковской; «Рисунок самого красивого - самого некрасивого»; «Рукавички» Ю. А. Афонь-киной, Г. А. Урунтаевой; методика анализа успешности адаптации ребенка в группе А. Ос-троуховой; модифицированный вариант теста Люшера в адаптации Е. А. Панько.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. У детей с ОВЗ значительно снижены, по сравнению с нормой, потребности во взаимодействии со взрослым и сверстниками, вербальные и невербальные средства коммуникации. Преобладает «ситуативно-деловая форма общения. Практически отсутствуют или чрезвычайно обеднены личностные контакты со сверстниками и взрослыми» [7].
2. Дошкольники с ОВЗ демонстрировали неуверенность в себе, негативизм, замкнутость, которые являются результатом реагирования детей на свои дефекты, влияющие на характер их общения со сверстниками. Ярко «проявились недоразвитие социальной направленности и незрелость форм межличностного взаимодействия» [7]. У детей ОВЗ отсутствовало полноценное деловое общение, не использовались жесты, мимика, образные движения.
3. Анализ результатов уровня адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения следующий: «27 % испытуемых имеют высокий уровень адаптации; средний уровень адаптации - 40 %; низкий уровень - 33 %» [7].
Результаты исследования выявили объективную необходимость для психолого-педагогического сопровождения родителей в условиях ДОУ.
Стремление психологов и педагогов к психолого-педагогическому сопровождению семьи обусловлено не только профессиональным интересом, но и определенными слож-
ностями, которые испытывают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии. Современное инклюзивное образование уделяет особое внимание стратегии психолого-педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с ОВЗ. Анализ психолого-педагогической литературы (И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева, С. Д. Забрамная, Е. А. Ям-бург и др.) позволяет сделать акцент на синтезе различных точек зрения, за которыми стоит практика разных специалистов (психиатров, психологов, социологов). Авторы подчеркивают, что сопровождение является психолого-педагогической помощью и поддержкой развития личности. [3; 8; 9]. По мнению В. В. Ткачевой, успешно организованное психолого-педагогическое сопровождение является перспективой личностного роста, помогает человеку войти в недоступную «зону развития» [8, с. 19]. В. В. Ткачева рассматривает семью, воспитывающую ребенка с ОВЗ, в качестве реабилитации, которая способствует потенциальным возможностям для создания благоприятных условий в развитии и воспитании ребенка; как коррекционную среду, детерминирующую гармоничные отношения [8].
Занимаясь проблемой родительско-дет-ских взаимоотношений, мы рассматриваем эти отношения как структурное образование, которое обуславливает поведение всех членов семьи и наделяет их индивидуально-своеобразными способами взаимодействия [4; 5; 6; 7]. И. Н. Галасюк подчеркивает, что «осуществление грамотной психологической помощи семьям инвалидов позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, ро-дительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференциальной и адресной помощи инвалиду, оказывать благотворное влияние на психологическое и физическое состояние его родственников» [1, с. 59].
При оказании психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ, мы учитывали индивидуальные различия родителей и особенности их реакций на стрессовую ситуацию, которая вызывается рождени-
ем в семье «особых» детей. Исследователи подчеркивают, что главную роль в оказании помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ, играет психолого-педагогическое сопровождение, являющееся самым эффективным методом психолого-педагогической помощи. Для нас психологическое сопровождение родителей - это «процесс оказания своевременной психологической помощи семье и система корректирующих воздействий на сложившиеся взаимоотношения между ее членами на основе постоянного отслеживания изменений в процессе взаимоотношений между родителями и детьми» [3].
Цель психолого-педагогического сопровождения заключается в получении своевременной и квалифицированной помощи психолога, которая направлена на успешную адаптацию, реабилитацию детей в социуме; в психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- изучение личности детей и их родителей, их взаимоотношений;
- формирование адекватных родительских установок и вовлечение семьи в психо-коррекционную работу;
- развитие коммуникативных навыков в процессе сотрудничества детей и родителей;
- выявление внутрисемейных факторов, способствующих или препятствующих гармоничному развитию ребенка с ОВЗ в семье;
- включение родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения;
- обучение родителей коррекционным упражнениям с ребенком;
- развитие социализации у детей с особыми возможностями здоровья и их семей.
Нами была разработана программа по устранению нарушений в детско-родительских отношениях, включающая 3 направления:
- психологическое просвещение родителей;
- тренинг родительской компетентности «Шаг навстречу»;
- детско-родительская группа «Взявшись за руки» [5].
В рамках психологического просвещения специалисты выступали на родительских собраниях; публиковали статьи по психологической проблематике на страницах интернет-сайта учреждения; участвовали в телевизионных и радиопередачах; проводили индивидуальные и групповые консультации; использовали психологическое консультирование для налаживания конструктивных отношений родителей и «особых» детей.
Занятия клуба «Шаг навстречу» способствовали осознанию родителями своих личностных особенностей, убеждений, установок, личностному росту, подготовке к взаимодействию с «особыми» детьми и формированию активной родительской позиции.
Сопровождение детско-родительской пары «Взявшись за руки» изменило отношения между родителями и детьми в сторону принятия «особых» детей. Занятия развивали гармоничные внутрисемейные взаимоотношения, формировали приемы эффективной коммуникации и способствовали реалистичному отношению к особенностям ребенка с ОВЗ. «Работа в группе, соблюдение взрослыми и детьми единых правил игры дают возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю - сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка. В группе ребенок и родитель видят себя во взаимодействии с другими и в зеркале отношений, поступков и действий других. Тем самым они приобретают важную способность видеть и оценивать себя, глядя на себя глазами других» [4].
Психолого-педагогическое сопровождение - это процесс профессиональной помощи, создающий условия для развития детей и родителей, а также для специалистов (дефек-тологов, психологов, социальных педагогов); гарантия согласованного развития детей с ОВЗ, раскрывающая его потенциальные возможности и актуальные ресурсы.
Работа с родителями позволила улучшить сотрудничество взрослых и детей. «Эмоциональная близость как способность к эмпатии, эмоциональному взаимопониманию и сопереживанию выступает в качестве условия и следствия развития продуктивного сотрудни-
20/Я/2
чества в детско-родительских отношениях, определяя характеристики типа семейного воспитания и его гармоничность. Эмоциональная близость и сотрудничество обусловливают друг друга таким образом, что высокая степень эмпатии позволяет партнерам построить эффективное, личностно-ориентиро-ванное общение и сотрудничество, результатом которого, в свою очередь, становится сокращение эмоциональной дистанции и налаживание лучшего эмоционального взаимопонимания и формирования чувства «Мы». Эмоциональная близость, обеспечивая лучшее понимание друг друга на основе сопереживания, делает родителя более последовательным и менее жестким в своей воспитательной системе, повышает удовлетворенность родительско-детскими отношениями» [5].
Наше исследование позволяет сделать вывод, что инклюзивная образовательная среда формируется целой командой педагогов и специалистов, работающих в тесном сотрудничестве. В реализации программы психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзии участвовали воспитатели, логопеды, педагоги-психологи, педагоги-дефек-тологи, педагоги дополнительного образования. В изменении стереотипов и профессиональной позиции воспитателей в условиях инклюзии главную роль играли семинары, тренинги, психолого-педагогические практикумы, педагогические мастерские, мастер-классы. Методики диагностического этапа исследования позволили нам оценить эффективность проведенного психолого-педагогического сопровождения родителей. Сравнительный анализ полученных данных показал, что:
- у детей с ОВЗ появилась внимательность к сверстнику при взаимодействии с ним;
- сверстники стали подчеркивать положительные качества детей с ОВЗ;
- дети с ОВЗ постепенно научились создавать маленькие группы по своим интересам со сверстниками;
- при переходе воспитанников с ОВЗ в школу проблемы с адаптацией к новому социуму стали минимальны.
Таким образом, разработанная и реализованная нами система психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ОВЗ, направленная на успешную социальную адаптацию в условиях дошкольного учреждения, явилась эффективной. Все вышеперечисленные формы работы реализовались в комплексе, дополняли друг друга, обеспечивали психолого-педагогическую грамотность родителей, формировали у них активную жизненную позицию в преодолении сложностей в развитии ребенка и общении с ним. Реализованная программа создала атмосферу принятия и безопасности, установила осознанный контакт между ребенком и родителями, что и обеспечило социальное развитие.
Наше исследование позволяет констатировать, что «инклюзивное образование, являясь формой организации образовательного процесса, при использовании которой обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в учреждениях, реализующих общеобразовательные программы в едином потоке с нормально развивающимися сверстниками, решает комплекс важнейших социально-педагогических задач, в числе которых взаимная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников» [7]. При правильной организации инклюзивное образование развивает у детей толерантность, милосердие и взаимоуважение, которые необходимы для общения с детьми с ОВЗ; соучастие и взаимодействие в процессе обучения и воспитания, несомненно, способствует интеграции детей с ОВЗ в современное общество.
АННОТАЦИЯ
В статье исследуются возникающие трудности в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривается проблема психолого-педагогического сопровождения и поддержки родителей таких детей, направленная на их социальное развитие.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья, социальное развитие.
SUMMARY
The article explores the emerging difficulties in the families with children with disabilities, discusses the problem of psychological and pedagogical support for parents of those children; a program of psychological and pedagogical support of parents aimed at the social development presented.
Key words: psychological and pedagogical support, children with disabilities, social development.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галасюк И. Н. Проблема психической травматизации членов семьи инвалида // Вестник Московского государственного областного университета. - 2011. - № 1. - С. 54-60.
2. Иневаткина С. Е. Детско-родительские отношения - основной фактор развития ребенка / С. Е. Иневаткина, Э. К. Ботова // Гуманитарные науки и образование. - 2013. -№ 1. - С. 107-116.
3. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.
4. Смолярчук И. В. Влияние детско-роди-тельского взаимодействия на социализацию дошкольников // Вестник Тамбовского ун-та. Сер. Гуманитарные науки. - Тамбов, 2009. -Вып. 5 (73). - С. 173-181.
5. Смолярчук И. В. Мы растем вместе с тобой, мы растем вслед за тобой, мы помогаем тебе расти // Начальная школа. - 2011. -№ 2. - С. 7-13.
6. Смолярчук И. В. Психологическое сопровождение семей, имеющих детей 3-10 лет // Вестник Тамбовского университета. - 2008. -№ 9 (165). - С. 257-263.
7. Смолярчук И. В. Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического университета. -2014. - № 2 (18). - С. 24-30.
8. Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 152 с.
9. Ямбург Е. А., Забрамная С. Д. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации. - М.: Бослен, 2013. - 256 с.