Научная статья на тему 'Семейно-ориентированная модель инклюзивного образования'

Семейно-ориентированная модель инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH / SOCIAL ADAPTATION / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поташова Ирина Иннокентьевна, Виноградная Оксана Владимировна

Статья посвящена вопросам социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Опираясь на практическое исследование отношения к процессу инклюзии в России родителей детей, включенных в данный процесс, авторы предприняли попытку описать некоторые аспекты организации семейно-ориентированной модели в инклюзивной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поташова Ирина Иннокентьевна, Виноградная Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to questions of social adaptation of the child with limited opportunities of health in the conditions of inclusive education. Relying on practical research of the relation of parents, whose children included to inclusive process in Russia, to this process, authors made an attempt to describe some aspects of organization of the family focused model at inclusive school.

Текст научной работы на тему «Семейно-ориентированная модель инклюзивного образования»

семеино-ориентированная

модель инклюзивного образования

Ирина Иннокентьевна ПОТАшОВА,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт государственного администрирования» e-mail: [email protected]

Оксана Владимировна ВИНОГРАДНАя,

аспирантка Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования г. Москвы «Московский городской педагогический университет» e-mail: [email protected]

Статья посвящена вопросам социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Опираясь на практическое исследование отношения к процессу инклюзии в России родителей детей, включенных в данный процесс, авторы предприняли попытку описать некоторые аспекты организации семейно-ориентированной модели в инклюзивной школе.

Ключевые слова: инклюзивное образование; дети с ограниченными возможностями здоровья, социальная адаптация, толерантность.

This article is devoted to questions of social adaptation of the child with limited opportunities of health in the conditions of inclusive education. Relying on practical research of the relation of parents, whose children included to inclusive process in Russia, to this process, authors made an attempt to describe some aspects of organization of the family focused model at inclusive school.

Key words: inclusive education, children with limited opportunities of health, social adaptation, tolerance.

В современных условиях существенных изменений в социокультурной среде в целом, естественная социализация ребенка ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) только силами образовательных учреждений является невозможной.

Данная ситуация охарактеризована в научных исследованиях и в публичных выступлениях многими учеными (Прихожан А.М., Шульга Т.И., Худенко Е.Д., Коробейников И.А., Щербакова А.М., Замолоцких Е.Г., Фельдштейн Д.И.), которые отмечают большую дистанцированность родителей от детства, повышение уровня агрессии и тревожности, что связано с тем, что семья очень изменилась за последние 10-15 лет.

Сегодня, благодаря процессам инклюзии детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения, в нашей стране любой ребенок, независимо от стартовых возможностей, может обучаться в любой понравившейся его родителям школе. И это пра-

вильно, ведь особому ребенку нужны не только лечение и уход, ему нужна активная созидательная среда, которая позволит реализовать его возможности и потребности. А в основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Однако поступление ребенка с ОВЗ на учебу в массовую школу не решает проблему его активной социальной адаптации, а лишь создает для этого лучшие возможности. Школьники с ОВЗ, как и до поступления в школы, по-прежнему нуждаются не только в дополнительной помощи взрослых, но и в том, чтобы эти взрослые были готовы их принять.

Практическое решение сложных проблем инклюзии затрагивает не только интересы учителей и специалистов коррекционных (многие из которых находятся сейчас на грани закрытия) и массовых школ. Обязательными условиями инклюзии ребенка с ОВЗ в образовательную среду массовых школ, помимо этого, являются:

- доступность и полезность для ребенка этого включения;

- наличие службы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения, что подразумевает оказание ребенку с ОВЗ квалифицированной помощи;

- психологическая готовность ребенка с особыми образовательными потребностями к совместному обучению с условно нормально развивающимися сверстниками;

- готовность родителей нормально развивающихся сверстников принять семью ребенка с ОВЗ;

- готовность родителей особого ребенка обучать своего ребенка вместе с нормально развивающимися сверстниками, стремление и готовность семьи систематически помогать ребенку в процессе обучения.

Современные исследователи проблемы делают акцент на необходимости формирования позитивной развивающей среды в общеобразовательной школе. Основой для такой среды и является выполнение последних 2-х условий.

Специалистам образовательных учреждений известен тот факт, что общение с семьями учащихся является одним из самых важных компонентов учебно-воспитательного процесса, который влияет на эффективность планирования работы с ребенком. Для того, чтобы дать позитивное направление взаимоотношениям с родителями, необходимо, чтобы:

1. Общение с родителями шло в интересах ребенка (т.е. не во вред, а во благо его).

2. В процессе работы с родителями специалист стремился раскрыть и развить их способности области воспитания и обучения детей, делился накопленным педагогическим опытом.

3. Работа с семьей велась с позиций тактичности и объективности.

4. Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

В рамках экспериментальной работы «Апробация модели психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса в образовании» было проведено исследование семей учащихся школы № 532, в которой обучается 152 ученика с интеллектуальной недостаточностью различного генеза. Родители заполняли экспресс-анкету, с помощью которой была предпринята попытка выявить основные тенденции, отражающие уровень проявления интереса родителей учащихся кор-рекционных школ VIII вида к инклюзии.

Среди основных трудностей, которые могут возникнуть в связи с переходом ребенка с интеллектуальной недостаточностью в обычную общеобразовательную школу, родители таких детей выделили следующие:

- недостаточно грамотно организованная коррекционно-развивающая/безбарьер-ная среда;

- ребенка будут обижать и дразнить сверстники;

- учителя обычной школы не смогут справиться с проблемами ребенка, т.к. не имеют соответствующей квалификации;

- трудно будет найти общий язык с родителями здоровых одноклассников;

- ребенок не сможет адаптироваться к новой школе из-за более высоких требований.

Очевидно, что для того, чтобы данные трудности были устранены, необходимо в рамках образовательного процесса использовать такие психолого-педагогические технологии, которые смогли бы помочь родителям учащихся массовых школ выработать толерантное отношение к семьям детей с ОВЗ.

Концепция толерантной педагогики утверждает, что толерантность выступает как интегральное качество человека, подлежащее развитию не только в ходе обучения, воспитания, но и самообучения и саморазвития. Другими словами, толерантность - это качество, которое может в себе сформировать и развить любая адекватная личность.

Можно предположить, что для того, чтобы толерантность стала одной из неотъемлемых характеристик индивида, необходимы следующие условия:

- наличие сформированной установки на толерантность;

- включенности толерантности в индивидуальную систему ценностей;

- сформированность знаний о толерантности, умений и навыков толерантного взаимодействия.

В настоящее время проблема формирования делового сотрудничества специалистов школ с родителями учащихся является одной из составляющих государственного социального заказа. Это значит, что администрация школы, учителя и специалисты должны выстраивать продуктивные партнерские отношения с семьями своих учеников, добиваясь сотрудничества, понимания родителями сути происходящих вокруг ребенка и с самим ребенком событий.

А раз так, то из этого следует, что при решении проблем, связанных с учебно-воспитательным процессом, необходимо опираться на семейно-ориентированную модель работы школы. В качестве методологической основы для работы с родителями, как нам кажется, наиболее эффективным является рассмотрение семьи с точки зрения системного подхода.

В рамках данного подхода семья рассматривается как система, обладающая структурой, границами (внешними и между подсистемами), внутренней иерархией. Как и в любой другой системе, в семье действуют процессы самоорганизации, позволяющие ей приспосабливаться к внешним и внутренним изменениям и развиваться. Одной из важных особенностей семейного системного подхода является то, что при рассмотрения характеристик и свойств отдельных членов семьи не рассматривается функционирование семейной системы в целом.

Например, проблема агрессивного поведения ребенка рассматривается на уровне семейного взаимодействия не только как проблема развития собственно самого ребенка, а как симптоматическое поведение, попытка разрешить семейный

конфликт, как правило, связанный с супружескими отношениями родителей. В то же время доброта, великодушие, доброжелательность ребенка так же неразрывно связаны с системой отношений в семье. Другими словами, проблема, с которой сталкивается один из членов семьи, влияет на систему в целом (что, в свою очередь, влияет на его личную ситуацию).

Все это определяет логику организации системно-ориентированной модели инклюзивной школы.

Таким образом, процесс формирования толерантности у родителей учащихся общеобразовательных школ к семьям детей с ОВЗ мы предлагаем рассматривать, как:

1. просветительскую работу, связанную с распространением:

- знаний о детях с ОВЗ, их семьях, их правах и проблемах;

- международного и отечественного опыта толерантного отношения к таким семьям.

В практической деятельности просветительская работа будет заключаться в проведении конференций, родительских вечеров, родительских чтений по данной тематике.

2. Включение толерантности к семьям детей с ОВЗ в личную систему ценностей родителей через их социально значимые установки. ценностные ориентации, в контексте вопросов семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ включают в себя интересы, мотивы, оценки и нормы поведения, направленные на усвоение и применение в практической деятельности и общении этических принципов толерантности. На практике данное направление работы может осуществляться через:

- выступления специалистов, работающих с семьями детей с ОВЗ, с разъяснениями, что их подопечные желают для своих детей того же, что и другие мамы и папы: научиться взаимодействовать с другими людьми, а для этого их ребенок должен посещать обычную государственную школу, т.к. это даст ему возможность учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем его мире;

- привлечение школьников общеобразовательных школ к волонтерской деятельности в детских домах-интернатах и реабилитационных центров для детей с ОВЗ.

3. Формирование у родителей здоровых школьников установки на толерантность. В контексте формирования у родителей школьников общеобразовательных школ толерантности к семьям детей с ОВЗ установка представляет собой настроенность индивида на определенный тип поведения и состоит в его готовности:

- к равноправному диалогу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ;

- к их целостному восприятию с осознанием и принятием их отличительных характеристик;

- к компромиссу и частично поступиться собственными интересами для преодоления и предотвращения конфликта в ситуациях столкновения.

Успешность решения задач формирования у родителей школьников толерантности к семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, зависит от того, насколько в деятельности специалистов реализуются следующие принципы: 1. Принцип субъектности. В практической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах: во-первых, нужно опираться на активную позицию родителей, их самостоятельность и инициативу; во-вторых, специалист должен не только формировать толерантность, но и сам обладать ею.

2. Принцип индивидуализации. В практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах: во-первых, работа, проводимая с семьей, должна ориентироваться на нормы и ценности, которые существуют в этой семье; во-вторых, осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо постоянно отслеживать эффективность той или иной формы взаимодействия с семьей.

3. Принцип рефлексивной позиции предполагает, что проблемы отношений родителей учащихся общеобразовательных школ и родителей ребенка с ОВЗ надо решать вместе с ними, а не за них.

4. Принцип создания толерантной среды. Предлагает взаимную ответственность и родителей школьников, и родителей ребенка с ОВЗ, а так же их взаимное сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип отражается в ряде правил организации практической деятельности: необходимо реально уважать мнение каждого родителя; каждый из родителей детей, обучающихся в классе, должен участвовать в деятельности родительского комитета и других формах родительских объединений.

Рассмотрим этапы алгоритма работы с родителями учащихся общеобразовательных школ по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Первый этап - организационный, на котором происходит формирование родительской группы как социального сообщества, в которую входят, в том числе, родители, воспитывающие ребенка с ОВЗ.

Второй этап - подготовительный, или диагностический, в ходе которого определяется исходный уровень проблемы толерантности родителей учащихся по отношению к детям с ОВЗ и их родителям.

Третий этап - целевой, который предполагает постановку целей и задач формирования толерантности родителей к семье ребенка с ОВЗ на основе результатов диагностики.

Четвертый этап - содержательный, на котором происходит процесс выбора системы средств и определение наиболее эффективных форм взаимодействия школы с родителями по формированию толерантности во взаимоотношениях детей и их родителей.

Этот этап может содержать такие виды работ, как:

- разработку тематики и целей родительских собраний;

- моделирование стратегии и направлений работы родительского комитета по про-

блемам интегрированного образования;

- разработку программы и организацию родительских тренингов и т.п.

Пятый этап - процессуальный. На этом этапе происходит внедрение способов, методов и конкретных приемов формирования толерантных отношений родителей детей школьников к семье ребенка с ОВЗ.

Результатом этого этапа должно стать закрепление толерантных ценностей на личностном уровне родителей и переведение их в практические социальные умения, когда большинство родителей детей, обучающихся в общеобразовательной школе, проявляют стремление к диалогу с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Шестой этап - подведение итогов: анализ полученного результата и сравнение его с планируемым; выводы о продвижении в решении поставленных целей и задач, обсуждение перспектив дальнейшей работы по данной проблеме.

Таким образом, успешность инклюзии детей с отклонениями в развитии в общеобразовательный поток зависит от образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которую ребенок интегрируется. Кроме того, реализация инклюзивного обучения предполагает обязательное наличие специалистов подготовленных социального профиля - учителей, психологов, социальных педагогов - которые:

- во-первых, сами должны обладать свойствами и установками толерантного отношения к детям с ОВЗ;

- во-вторых, имели бы стойкую мотивацию на профессиональную помощь таким семьям;

- в-третьих, обладали системой конструктивных и профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ;

- в-четвертых, владели навыками конструктивного общения, современными технологиями и методами воспитания, методиками психолого-педагогической работы с родителями особого ребенка.

Таким образом, организация семейно-ориентированной модели инклюзивного образования выступает как содержательно насыщенная и технологически обусловленная деятельность, обеспечивающая преодоление трудностей социализации обучающихся с ОВЗ и способствующая формированию у нормально развивающихся детей толерантности к физическим и психическим недостаткам одноклассников, развивает чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству, обогащает внутренний духовный мир, совершенствует коммуникативные навыки.

Литература

1. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация /И.А. Коробейников - М.:ПЕРСЭ, 2002. - 192 с.

2. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод.пособие /И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева.- М.: Просвещение, 2008. - 239 с.

3. Поташова И.И. . Дополнительная профессиональная подготовка специалистов социального профиля к работе с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. ... канд. пед.наук:13.00.08 / Поташова Ирина Иннокентьевна. - М., 2013. - 25 с.

4. Худенко Е.Д., Дедюхина Г.В., Поташова И.И. Комплексная программа развития и социализации особого ребенка в семье [Текст] : науч.-метод. пособие. - М., 2012. - 200 с.

5. Поташова, И.И. Психодиагностика детско-родительских отношений [Текст] : метод. сб. / И.И. Поташова, А.В. Шилакина. - М., 2012. - 164 с.

6. Поташова, И.И. Работа с семьями, воспитывающими ребенка с ОВЗ [Текст] : ра-боч. программа курсов повышения квалификации / И.И. Поташова и др. - Рязань, 2012. - 80 с.

7. Поташова, И.И. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с синдромом раннего детского аутизма [Текст] / И.И. Поташова // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства : сб. междунар. науч.-практич. конф. - Екатеринбург, 2012. - С. 42-49.

8. Щербакова, А.М.. Воспитание ребенка с нарушениями развития / А. М. Щербакова. -М. : НЦ ЭНАС, 2002 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.