УДК 159.99
ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ
И ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Н. Н. Загузина1' @1, Б. П. Невзоров2' @2, А. В. Боков3
1 Невский институт управления и дизайна
2 Кемеровский государственный университет
3 Центр дистанционного образования детей-инвалидов Кемеровской области @1 ruussu@yandex
@2 пеуюгоу@кет,^и. ги
Рассмотрено применение информационно-компьютерных технологий в сопровождении и поддержке профориентации и профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), определены формы и методы их применения, особенности взаимодействия субъектов психолого-педагогического процесса.
В основу психологического сопровождения детей с ОВЗ положены следующие дополнительные принципы, учитывающие психолого-педагогические особенности дистанционного образования:
а) приоритетность самостоятельной работы ученика;
б) индивидуальный подход к обучению;
в) поддержка мотивации как базового условия обучения;
г) связь обучения с жизненными проблемами ученика («живое знание»);
д) интенсификация процесса обучения (у каждого свой темп и ритм);
е) полимодальность - одновременная мобилизация различных способов восприятия (слухового, зрительного, осязательного);
ж) гибкость и инновационность;
з) экстренная психологическая помощь в ситуации острого психоэмоционального неблагополучия, и другие структурные и содержательные изменения учебной деятельности.
Эти же принципы заложены и в психо лого-педагогическое сопровождение профориентации. Показано, что профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, используя различные информационные ресурсы Интернет: сайты, образовательные порталы, ресурсы трудоустройства и тестирующие ресурсы.
Широкий и разнообразный спектр возможностей информационно-компьютерных и дистанционных технологий существенно может содействовать специалистам не только в области получения образования, но и в проведении профориентации и профессионального самоопределения детей, формированию личностной устойчивости обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, психологическая поддержка, профориентация, профессиональное самоопределение, информационно-компьютерные технологии и дистанционные технологии в психологии и педагогике.
Для цитирования: Загузина Н. Н., Невзоров Б. П., Боков А. В. Возможности психолого-педагогической поддержки и сопровождения профориентации с использованием информационно-компьютерных и дистанционных технологий // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 81 - 88.
В современном мире XXI в. профориентация и профессиональное самоопределение учащихся, молодежи является одной из актуальнейших проблем, тем более для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
О психо лого-педагогическом сопровождении профориентации и профессиональным самоопределении молодежи указывается в различных нормативно -правовых документах: «Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации» (Постановление Минтруда России от 29.08.1995 г. № 47) [9]; «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (постановление Минтрудсоцразвития России от 27.09.1996 г. № 1) [10]; письмо Минобрнауки РФ «О комплексе мер по проведению профессиональной
ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования» от 19 июля 2011 г. № МОН-П-1968, ФГОС [7]. В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ ст. 42, п. 4) (в редакции от 11.01.2015 г.) [8] пишется о том, что должны оказывать помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. Особенно важна профориентация и профессиональное самоопределение для тех, кто прикован к инвалидной коляске и домашнему режиму, поэтому именно для них нужно проводить профориентацию и профессиональное самоопределение средствами информационно-коммуникативных и дистанционных технологий. У данной категории людей появилась реальная возможность работать. Так как в трудовом кодексе РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 № 197-ФЗ в главе 49 (в редакции от 25.11.2013 г.) [12] говорится о дистанционной работе и с 19 апреля 2013 г. вступила в
силу глава 49.1 Трудового Кодекса в РФ, в которой определены особенности регулирования труда дистанционных работников. Все это дает возможность молодым людям, имеющим инвалидность и ОВЗ, освоения профессий и дистанционного трудоустройства.
Ключевым подходом дистанционного психолого-педагогического сопровождения и поддержки профориентации обучающихся будет использование информационно-компьютерных технологий во взаимодействии с психолого-педагогическими технологиями, его формами и методами [1]. Основной подход выстраивается как гибкая система взаимодействия участников образовательного процесса, психолого-педагогического сопровождения и поддержки профориентации: дети, родители, педагоги, психологи, социальные работники, методисты и другие лица, выстраивающие телекоммуникации с помощью электронных, дистанционных технологий.
Дистанционное психо лого-педагогическое сопровождение и поддержка профориентации детей-инвалидов представляет собой единое информационно-образовательное пространство, культурно-образовательную среду, позволяющие разрабатывать и реализовать индивидуальные программы сопровождения профориентации и профессионального сопровождения каждого ребёнка с ОВЗ.
Главными целями психолого-педагогического сопровождения обучения и профориентации при дистанционном обучении ребенка с ОВЗ в системе общего образования являются:
1. Организация системы социально-психолого-педагогических условий, благоприятных для реализации обучающимися индивидуальной образовательной траектории и профориентации в процессе дистанционного обучения;
2. Обеспечение психологической комфортности всех субъектов дистанционного обучения и профориентации.
Для достижения поставленных целей при организации психолого-педагогического сопровождения профориентации и профессионального самоопределения обучающихся в процессе дистанционного обучения необходимо решение следующих задач:
- оценка параметров и показателей психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ и особенностей межличностных отношений участников образовательного процесса, значимых для обеспечения эффективности дистанционного обучения и профессионального самоопределения;
изучение условий коммуникативной среды, ее реальных психологических ресурсов и факторов риска в плане реализации дистанционного обучения и профессионального самоопределения;
- оказание комплексной помощи ребенку с ОВЗ в ситуациях образовательного взаимодействия и профориентации;
содействие развитию самопознания, рефлексии, саморегуляции, самостоятельности и личностной автономии обучающихся в профессиональном самоопределении;
содействие в формировании системы представлений обучающихся в вопросах культуры здорового
образа жизни, психологической грамотности, профессионального самоопределения;
создание наиболее благоприятных условий для развития необходимых качеств учащегося и педагога, полноценной адаптации конкретного ребенка с ОВЗ к условиям обучения и его позитивной социализации и выбору профессионального направления деятельности;
- содействие развитию психологической и здо-ровьесберегающей компетентности взрослых субъектов сопровождения [11].
В основу психологического сопровождения детей с ОВЗ положены следующие дополнительные принципы, учитывающие психолого-педагогические особенности дистанционного образования:
а) приоритетность самостоятельной работы ученика;
б) индивидуальный подход к обучению;
в) поддержка мотивации как базового условия обучения;
г) связь обучения с жизненными проблемами ученика («живое знание»);
д) интенсификация процесса обучения (у каждого свой темп и ритм);
е) полимодальность - одновременная мобилизация различных способов восприятия (слухового, зрительного, осязательного);
ж) гибкость и инновационность - структурные и содержательные изменения учебной деятельности (появление новых участников, видов и форм).
Эти же принципы мы закладываем и в психолого-педагогическое сопровождение профориентации.
Основное средство организации сопровождения и поддержки ребенка с ОВЗ в процессе дистанционного обучения и консультирования в профориентации: разработка и реализация индивидуальной программы комплексного сопровождения на основе адресного, индивидуально-дифференцированного и позитивного подходов [2].
Индивидуальная образовательная траектория подразумевает обучение образовательному минимуму, в то время как психолого-педагогическое сопровождение способствует повышению уровня психоэмоционального комфорта, социальной адаптации, стремлению к саморазвитию и автономии, развитию внутренней мотивации к обучению, профессиональному самоопределению.
Рассмотренные выше подходы к пониманию и построению дистанционного психолого-педагогического сопровождения с использованием информационно-компьютерных технологий дают возможность определять индивидуальную образовательную траекторию и психолого-педагогическую поддержку по всем направлениям, в том числе в профориентации, как соотношение двух взаимосвязанных частей.
Все предлагаемые формы и методы работы специалистов, работающих с ребенком с ОВЗ в условиях дистанционного образования и консультирования, не просто взаимосвязаны, а перетекают один в другой, не имея четких границ. Специалист, работающий в системе дистанционного образования и консультирования детей с ОВЗ, вынужден становиться «мастером на все руки». Кроме того, само разделение видов и форм работы также становится все более условным.
Еще один вызов обучения ребенка с ОВЗ, на который надо отвечать профессиональному сообществу - отработка схем взаимодействия команды специалистов, осуществляющих сопровождение как в дистанционной, так и в очной форме.
При этом формы психо лого-педагогической консультации по профориентации в условиях дистанционного образования могут быть также как очными, подразумевающими непосредственный контакт с ребенком, так и дистанционными. Заметим, что, например, первичную диагностику и регулярный мониторинг состояния высших психических функций невозможно провести дистанционно, требуется встреча специалиста, проводящего диагностику, с ребенком и его родителями. В то же время большая часть работы по сопровождению учебного процесса, профориентации ребенка с ОВЗ может вестись дистанционно с помощью информационно-компьютерных технологий. Однако, родитель (опекун) должен находиться в пределах физической досягаемости ребенка, чтобы вовремя оказать ему необходимую техническую помощь. Специфика дистанционного сопровождения профориентации и консультирования при дистанционном образовании ребенка с ОВЗ состоит в том, что профессиональное самоопределение обучающегося происходило с учетом его физиологических и психических особенностей. При этом средствами практической реализации дистанционного психолого-педагогического сопровождения профориентации и профессионального самоопределения детей-инвалидов при дистанционном обучении с помощью информационно-компьютерных технологий могут быть: электронная почта, skape, onlain, oflain, chat, теле-и видеоконференции. Предполагается их использование для тестирования, анкетирования, бесед, наблюдения, тренингов, рекомендаций, опросов, консультирования, просмотра специализированных фильмов, телефона доверия и т. д. Позволит предотвращать возможные психологические трудности учащихся по освоению дистанционных образовательных технологий и освоения навыков саморегуляции, рефлексии, социальной адаптации, профессионального самоопределения, общения со взрослыми и сверстниками [5].
Таким образом, психо лого-педагогическое сопровождение и поддержка профориентации детей-инвалидов с помощью дистанционных технологий рассматривается, с одной стороны, как часть общего психолого-педагогического сопровождения в существующем образовательном пространстве, а с другой -как самостоятельный инновационный компонент, направленный на создание целостной системы дистанционной психологической поддержки профориентации и профессионального самоопределения, объединяющей детей и их родителей, учителей, психологов, социальных педагогов, методистов, врачей, с применением новых информационных технологий [4].
Основанием для подбора технологий обучения и профориентации, адекватных образовательным потребностям ребенка с ОВЗ, могут послужить:
а) заключение областной или городской ПМПК;
б) распоряжение Бюро медико-социальной экспертизы (по городу), отраженное в индивидуальной программе развития ребенка;
в) рекомендации педагога-психолога или учителя-дефектолога в составе школьного ПМПк.
После специального исследования ресурсов школьника для самостоятельной учебной деятельности с использованием компьютерных технологий и программ дистанционной коммуникации с учителем, социальным работником, психологом, профориенто-логом и другими.
При проведении исследования, оказания помощи в области профориентации и профессионального самоопределения педагог-психолог, профориентатор или учитель-дефектолог оценивают, прежде всего:
1) самостоятельность мышления ребенка;
2) риски формирования компьютерной зависимости;
3) ресурсы семьи для помощи ребенку в организации обучения и профессионального самоопределения на основе дистанционных технологий с учетом особенностей здоровья ребенка.
В дистанционном и смешанном формате могут успешно вестись следующие основные виды взаимодействия и психолого-педагогического сопровождения профориентации и профессионального сопровождения:
1) индивидуальное психолого-педагогическое проф-консультирование;
2) индивидуальная профориентация по профессиональному самоопределению, согласно указанных проблем со здоровьем;
3) поддержка учащегося и родителя - помощника тьютора, психолога, профориентатора;
4) психодиагностика (по выявлению особенностей и склонностей) с предоставлением автоматизированной обратной связи;
5) тестирование по различным направлениям, в том числе и по профессиональному самоопределению с предоставлением обратной связи;
6) неспецифическая развивающая работа по профориентации и профессиональному самоопределению с обучающимся.
Средства реализации дистанционных форм психолого-педагогического сопровождения профориентации: а) специальные средства обучения (программа, компьютер, электронная библиотека, мультимедийные учебники и пр.); б) портал образовательной организации, оказывающей услуги дистанционного образования и профориентации; в) электронная почта; г) Веб-связь; д) телефонная связь; е) социальные сети.
В дистанционном образовании в настоящее время выделяется несколько базовых информационно-технологических моделей [6], которые можно использовать и для сопровождения профориентации. Первая модель подразумевает дистанционное обучение на основе электронной почты и систем быстрого обмена сообщениями. Вторая является продолжением первой и включает дистанционное обучение на основе электронной почты и использования мультимедиа-средств обучения. Третья предполагает дистанционное обучение с использованием видеоконференций. Четвертая модель дистанционного обучения основана на использовании Web-технологий. Система пространственно-временного взаимодействия, дидактические особенности и характеристики среды обучения при каждой из перечисленных информационно-коммуни-
кационных технологий различаются. Соответственно различаются и технологии психолого-педагогического сопровождения и поддержки в рамках каждой из этих моделей. Эти же модели можно использовать и для профориентации и профессионального самоопределения.
Однако, на современном этапе наиболее актуальной является пятая модель, в которой совмещаются все предыдущие. Этот вариант наиболее актуален для дистанционного обучения и профориентации учащихся с ОВЗ, так как обеспечивает наиболее полное дидактическое и психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и профориентации детей со специальными образовательными потребностями и ограничениями по здоровью. Соответственно, все ранее перечисленные модели мы будем рассматривать как формы взаимодействия участников образовательного процесса в рамках гибкой комплексной модели дистанционного обучения и профориентации и его психолого-педагогического сопровождения [3]. Обратимся к специфике каждой из этих форм.
А. Дистанционное психолого-педагогическое сопровождение профориентации на базе электронной почты. Пересылаемая по электронной почте информация может быть представлена в текстовой, графической, визуальной и звуковой формах, а также в виде программного продукта учебного, профориентацион-ного или развивающего назначения.
Электронная почта дает возможность обмениваться информацией в удобное для каждого пользователя время. Однако такая форма взаимодействия предполагает асинхронный характер коммуникации (режим офф-лайн) и практически исключает возможность диалога в реальном времени. Электронная почта дает возможность оперативно высылать/получать текстовые и иные материалы, содержащие рекомендации по работе с ними, а также рекомендации по реализации сопровождения для родителей. Кроме того, она может использоваться как система организации учебного процесса, профориентации, и по всем проводимым мероприятиям, как учебным, так и консультационным, на электронную почту обучающихся должны высылаться письма с напоминанием о дате и времени их проведения или просмотра какой-либо информации. При помощи электронной почты можно проводить опросы родителей, обучающихся, а также частично диагностику, анкетирование, тестирование и мониторинг процесса обучения и профориентации, опросы, необходимые для оценки менеджмента качества дистанционного образования и психолого-педагогического сопровождения профориентации. Для этих целей необходимо разработать типовые формы опросных листов в электронном формате (Word, Excel и т. д.).
Аналогичные ограничения (оффлайновость, асин-хронность) имеют и все современные системы обмена сообщениями (SMS, SKYPE, ICQ, Twitter, социальные сети и др.), растягивающие процесс диалога во времени в силу необходимости набора сообщения с клавиатуры. Это не позволяет отнести их к интерактивным технологиям, хотя формально эта коммуникация может осуществляться и в режиме он-лайн. Эта форма коммуникации позволяет обмениваться информацией, задавать вопросы, но не позволяет, например, вести
полноценную дискуссию в реальном времени. В подобном режиме психолог, профориентатор, учитель может задавать учащимся и их родителям срочные вопросы, требующие краткого пояснения или ответа. То же касается родителей и учащихся, которые могут использовать системы обмена сообщениями для того, чтобы задавать вопросы. В основном в такой форме могут решаться организационные вопросы в режиме «вопрос - ответ» и выдаваться комментарии к уже высланным по электронной почте инструкциям, материалам, слайдам, фильмам. Кроме того, они же могут использоваться самими учащимися для целей общения, в том числе по темам, связанным с выполнением учебных заданий или профориентации.
Плюс этих технологий в том, что это, фактически, электронные документы, к которым учителя и специалисты сопровождения, сам ребенок и его родители могут быстро вернуться в случае необходимости. Кроме того, эти формы взаимодействия могут быть использованы для экспресс-оценки текущих трудностей учащегося, так как представляют собой текстовые документы, которые могут стать материалом для анализа специалистами сопровождения.
Целесообразно в рамках организации процесса сопровождения профориентации и профессионального самоопределения создавать площадки для дистанционной коммуникации как для родителей, так и для учащихся с ОВЗ, либо в социальных сетях, либо на портале учреждения, реализующего дистанционное образование и проводящего профориентацию, чтобы, анализируя содержание сообщений и дискуссий, которые там ведутся, своевременно реагировать на возникающие вопросы и проблемы, так как они не всегда всплывают в непосредственном диалоге с преподавателями, администрацией. Аналогичную, но закрытую, площадку на портале учреждения дистанционного образования для обмена мнениями и дискуссий необходимо создавать и для учителей дистанционного образования, психологов, социальных работников, профориентаторов.
Б. Дистанционное психолого-педагогическое сопровождение профориентации и профессионального самоопределения на основе одновременного использования электронной почты и систем быстрых сообщений и мультимедиа-средств коммуникации предоставляет более широкие возможности для организации процесса сопровождения профориентации. В частности, с помощью этих средств можно предложить родителям обучающие видеоматериалы по сопровождению профориентации, создав мультимедиа-коллекцию учебных материалов на портале центра (или учреждения) дистанционного образования, с возможностью обсуждения этих материалов в режиме интернет-форума (или странички в соцсетях). Там же может вестись дискуссия, могут предоставляться ответы специалистов на возникающие типовые вопросы. Либо для тех же целей может использоваться электронная почта, если учащийся или его родители хотят получить индивидуальную консультацию специалиста. Кроме того, можно предложить самим учащимся материалы для самообразования и саморазвития, не входящие в основной учебный курс, и материалы, помогающие в выборе профессии, либо ссылки на полезные материалы в сети Интернет. Такие мультимедий-
ные средства могут быть предназначены для индивидуального или группового доступа, использоваться для целей автономного самообучения или обучения (просвещения), в т. ч. развивающей или профилактической направленности, в виртуальной группе.
В. Дистанционное психолого-педагогическое сопровождение профориентации и профессионального самоопределения с использованием видеосвязи (видеоконференций, вебинаров). Эта форма сопровождения чаще всего осуществляется в режиме реального времени, однако, запись таких мероприятий также должна быть доступна на портале образовательного учреждения как для тех, кто присутствовал, так и для тех, кто не мог присутствовать на виртуальном мероприятии. В такой форме могут проводиться встречи с интересными людьми для знакомства или выбора профессии, родительские собрания для родителей детей с ОВЗ, обучающие семинары и групповые консультации для родителей, психологические тренинги, классный час для дистанционных учащихся и многое другое. В этой форме снимаются многие ограничения дистанционного взаимодействия, хотя и не полностью, в частности, присутствуют компоненты невербального общения на основе того, что собеседники видят/слышат друг друга, могут общаться как голосом, так и в форме текстовых сообщений (вебинар) и взаимодействуют в реальном времени. Ограничения при этой форме дистанционного сопровождения могут быть вызваны лишь тем, что не у всех участников есть в наличии все необходимое оборудование: микрофон, наушники, web-камера и необходимые модификации компьютерных программ, обеспечивающие корректную передачу информации, а также - качеством канала связи и скоростью интернет-траффика. Видеоконференции как дополнительное средство психолого-педагогического сопровождения профориентации и профессионального самоопределения сочетаются с другими коммуникационными технологиями.
Г. Дистанционное психолого-педагогическое сопровождение профориентации и профессионального самоопределения на основе использования Web-технологий [6]. Для реализации web-технологий служит web-сервер. Эти технологии позволяют получать и передавать информацию в текстовой, видео, аудио, графической и комбинированных формах. Взаимодействие пользователя с сервером осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения, называемого программой просмотра. Каждому пользователю устанавливается свой пароль доступа, на основании которого он может обращаться к разрешенным для него ресурсам сервера. Важнейшей особенностью web-сервера является наличие гипертекстовой среды и возможность организации интерактивного режима взаимодействия. Web-технологии дают возможность обеспечить учащимся и их родителям-тьюторам доступ к учебным и иным материалам в форме, недоступной при обычных, традиционных методах дистанционного обучения (например, быстрое обращение к разделам учебного материала, мультимедийное представление информации, встроенная в учебное средство связь с педагогом и консультантом и др.), использовать интерактивные обучающие и тестирующие программы. Эти задачи решаются путем web-приложений различного назначе-
ния. Специфика состоит в том, что учащиеся получают информацию не от учителя, психолога или проф-ориентатора, а из специальной базы данных Центра учебных ресурсов, что позволяет существенно повысить степень автономности и самостоятельности обучения и выбора. Стандартные функции web-сервера не предполагают интерактивного взаимодействия пользователей, но оно может быть организовано в рамках функционирования web-сервера на основе специальных программ по профориентации или обеспечено комплексным применением других коммуникационных технологий. Речь идет, прежде всего, о самой программе дистанционного обучения, которая используется ЦДО, а также программах, обеспечивающих дистанционный процесс контроля знаний, психологической и психофизиологической диагностики и мониторинга. Они позволяют учащимся с ОВЗ в условиях удаленного доступа проходить процедуру тестирования и получать в обобщенном виде автоматическую (или составленную специалистом) обратную связь испытуемому (учащемуся), родителям и преподавателям, а также службе психолого-педагогического сопровождения (профориентолога) дистанционного образования.
Арсенал методов и площадок в сети Интернет, которые могут быть использованы в процессе дистанционного обучения и психолого-педагогического сопровождения профориентации и профессионального самоопределения, постоянно расширяется. По использованию каждого из перечисленных и вновь создаваемых ресурсов обучающимся с ОВЗ и их родителям необходим подробный инструктаж перед каждым мероприятием, который помог бы снять у участников (детей с ОВЗ) напряжение при использовании интернет-технологий. Аналогичный инструктаж необходимо проводить в ходе всего процесса обучения и сопровождения профориентации, на каждом уроке или мероприятии, мероприятии (или перед уроком и после него) или для каждой диагностической процедуры. В такой инструктаж должны входить подробные инструкции, например, по поиску на портале учебных материалов для самостоятельной работы или материалы по профориентации проработке конкретных изучаемых тем, по работе со специализированными программами, имеющимися на web-сервере организации и других. При этом необходимо учитывать рекомендованное в зависимости от возраста время непрерывной работы за компьютером и индивидуальные особенности учащихся с ОВЗ, обусловленные имеющимися у них ограничениями по здоровью (диагнозом и актуальным состоянием здоровья).
Дистанционное взаимодействие, консультирование подразумевает, что взаимодействие консультанта (психолога, социального педагога, профориентатора и обучающегося) осуществляется на расстоянии, вне досягаемости личного физического контакта, без учета скорости обмена информацией между ними. Оно доступно для каждого, у кого есть компьютер и средства связи. Консультируемым может быть как сам ребенок, подросток с ОВЗ и инвалидностью, так и его родитель (законный представитель).
Дистанционное консультирование по профориентации и профессиональному самоопределению может осуществляться через все названные выше телеком-
муникационные средства. Консультирование в дистанционном режиме может осуществляться посредством следующих технических способов коммуникации:
1. По электронной почте (в т. ч. специальная «Почта доверия»).
2. Онлайн консультация в сети, по ICQ (т. е. с использованием мгновенных текстовых сообщений).
3. Онлайн консультация с использованием видеосвязи (например, с использованием компьютерной программы Skype, позволяющей не только слышать, но и видеть собеседника).
4. Онлайн консультация с использованием только аудиосвязи (Skype, iChat и др.).
5. По стационарному или мобильному телефону.
Несмотря на явные минусы дистанционного взаимодействия-консультирования (скрадывается значимая информация об эмоциональном или физиологическом реагировании обучающегося, риск прерывания контакта из-за технических сбоев, возможность использования только вербальных техник, риск одностороннего разрыва контакта со стороны обучающегося), для психолого-педагогического сопровождения, в том числе и по профориентации детей с ОВЗ, оно часто является единственно возможным в связи с удаленностью или ограниченной мобильностью ребенка. Кроме того, что компьютер и телефон всегда под рукой, отметим лишь некоторые специфические «плюсы» различных форм дистанционного взаимодействия:
для Телефона доверия - возможность получить экстренную психологическую помощь в ситуации острого психоэмоционального неблагополучия, анонимно обсудить волнующие ребенка или подростка с ОВЗ проблемы;
для электронной Почты доверия - возможность взвесить сказанное, поправить формулировку, сохранять переписку для анализа динамики, при этом поддерживаются условия анонимности;
- для Он-лайн-консультации - использование мгновенных текстовых сообщений - возможность оперативно решить возникающие технические вопросы, информировать психолога о возникшем неблагополучии, уточнить время и форму проведения полноценной консультации с использованием других технических средств;
- для Он-лайн-консультации с использованием аудиосвязи - возможность получить экстренную помощь специалиста в условиях, максимально комфортных для ребенка с ОВЗ (дает определенную психологическую защищенность для неуверенного в себе ребенка или подростка);
для Он-лайн-консультации с подключением видеосвязи - возможность максимально приближенного к реальному контакта с психологом. Более того, готовность ребенка с ОВЗ включить видеосвязь явля-
ется дополнительным диагностическим критерием, свидетельствующем об уровне доверия к психологу и готовности ребенка к открытому взаимодействию со специалистом.
Информационно-компьютерные технологии и дистанционное взаимодействие дает обучающимся с физическими ограничениями возможность взаимодействовать с субъектами психолого-педагогического сопровождения, поддержки а области получения образования и профориентации не выходя из дома, в привычной для детей с ОВЗ и инвалидностью обстановке.
Заключение
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
1. Психолого-педагогическое сопровождение обучения, профориентации и профессионального самоопределения возможно с помощью информационно-компьютерных, дистанционных и Интернет технологий.
2. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, используя различные информационные ресурсы Интернет: сайты, образовательные порталы, ресурсы трудоустройства и тестирующие ресурсы.
3. Методический инструментарий интернет-технологий для проведения различных мероприятий, консультаций, тестирования по профориентации должен быть адаптирован к возможностям подростка с ОВЗ.
4. Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы подростков с ОВЗ в соответствии с их возможностями.
5. В рамках корректировки профессиональных планов целесообразно использовать ресурсы интернет-технологий, проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.
6. Искать возможности применения интернет-ресурсов дистанционно проводить профориентацию и делиться методическими находками с коллегами.
7. Следить за развитием информационно-компьютерных технологий, за открытыми образовательными порталами в области профориентации и трудоустройства и применять их в работе.
Таким образом, видим, что возможности информационно-компьютерных и дистанционных технологий существенно могут помогать специалистам не только в области получения образования, но и в проведении профориентации и профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, формированию их личной психологической устойчивости.
Литература
1. Бурмакина Н. В. Специальное психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов в системе дистанционного образования // Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья: сборник материалов Всерос. заочной науч.-прак. конф. Кемерово, 2014. С. 69 - 72.
2. Загузина Н. Н. Проблемы использования сетевых ресурсов в профориентации детей с ОВЗ и инвалидов // Проблемы и перспективы образования XXI века. 2014. № 5. С. 100 - 105.
3. Загузина Н. Н., Боков А. В. Разработка экспериментальной модели дистанционного дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности для обучающихся с ОВЗ и других категорий //
Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья: сборник материалов III-й Всерос. заочной науч.-прак. конф. Кемерово, 2016. С. 36 - 40.
4. Загузина Н. Н., Герлингер Е. В. Проблемы здоровьесбережения и психолого-педагогического сопровождения учащихся в Кемеровской области, в том числе с ОВЗ, с применением дистанционных технологий // Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья: сборник материалов Всерос. заочной науч.-прак. конф. Кемерово, 2014. С. 30 - 37.
5. Загузина Н. Н., Невзоров Б. П. Проблемы развития дистанционной педагогики // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 4. Т. 3. С. 64 - 66.
6. Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис. СПб.: Изд-во РГППУ им. Герцена, 2004.
7. О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования. Письмо Минобрнауки РФ от 19 июля 2011 г. № МОН-П-1968.
8. Об образовании в Российской Федерации. № 273-ФЗ (в редакции от 11.01.2015 г.) // Российская газета. № 303. 31 декабря 2012.
9. Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации. Постановление Минтруда России от 29.08.1995 г. № 47.
10. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Постановление Минтрудсоцразвития России от 27.09.1996 г. № 1.
11. Применение дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / сост. Н. Н. Загузина, Н. В. Бурмакина. Кемерово, 2013.
12. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ.
Информация об авторах:
Загузина Нина Николаевна - кандидат педагогических наук, начальник отдела дистанционного обучения ЧОУ ВПО «Невский институт управления и дизайна» (г. Санкт-Петербург), ruussu@yandex.
Невзоров Борис Павлович - доктор педагогических наук, профессор кафедры генетики Кемеровского государственного университета (г. Кемерово), nevzorov@kemsu.ru.
Боков Алексей Владимирович - директор Центра дистанционного образования детей-инвалидов Кемеровской области (г. Кемерово).
Статья поступила в редколлегию 22.04.2016 г., принята к печати 23.05.2016 г.
RESOURCES OF PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT AND CAREER COUNSELING BASED ON ICT AND DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES
Nina N. Zaguzina1 @1, Boris P. Nevzorov2 @2, Alexey V. Bokov3
1 Nevsky Institute of Management and Design (Saint-Petersburg)
2 Kemerovo State University
3 Kemerovo Regional Center for Distance Education for Children with Disabilities @1 ruussu@yandex
@2 nevzorov@kemsu.ru
The paper dwells upon the use of information and computer technologies in the maintenance and support of career guidance and professional self-determination for students with health disabilities; it determines the forms and methods of their application and peculiar features of the interaction of those involved in the psycho-pedagogical process.
The basis for physiological support of children with health disabilities is formed by the following principles, which take into consideration the psycho-pedagogical features of distance learning: (A) priority of the student's independent work; (B) individual approach to learning; (C) motivating as basic learning environment; (D) connection between the learning process and the student's life circumstances ("life knowledge"); (E) intensification of the training process (everyone has their own pace and rhythm); (F) polymodality, i. e. simultaneous mobilization of different ways of perception (auditory, visual, tactile); (G) flexibility and innovativeness; (H) emergency psychological help in acute situations of mental and emotional distress, and other structural and substantive changes of learning activities. The same principles are incorporated in the psycho-pedagogical support career guidance.
The paper shows that professional orientation of children with health disabilities should be implemented comprehensively, using a variety of information resources of the Internet: websites, educational portals, employment resources and test resources.
A wide and varied range of possibilities offered by ICT and distance learning technologies can be of significant assistance not only to specialists in the field of education, but also in such processes as vocational guidance and professional self-determination of children, formation of personal stability for students with learning disability, including permanent one.
Keywords: psychological and educational support, psychological support, career guidance, professional self-determination, information and computer technology and distance learning technologies in psychology and pedagogy.
For citation: Zaguzina N. N., Nevzorov B. P., Bokov A. V. Vozmozhnosti psikhologo-pedagogicheskoi podderzhki i soprovozhdeniia proforientatsii s ispol'zovaniem informatsionno-komp'iuternykh i distantsionnykh tekhnologii [Resources of psychological and educational support and career counseling based on ICT and distance learning technologies]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Kemerovo State University, no. 2 (2016): 81 - 88.
References
1. Burmakina N. V. Spetsial'noe psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detei-invalidov v sisteme distantsionnogo obrazovaniia [Special psycho-pedagogical support of children with disabilities in distance education]. Teoriia i praktika distantsionnogo obucheniia uchashchikhsia i molodezhi s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia: sbornik materialov Vseros. zaochnoi nauch.-prak. konf. [Theory and practice of distance education students and youth with disabilities: Proc. Russia corresp. Sc.-Prac. Conf.]. Kemerovo, 2014, 69 - 72.
2. Zaguzina N. N. Problemy ispol'zovaniia setevykh resursov v proforientatsii detei s OVZ i invalidov [Problems of use of network resources in the career counseling of children with special needs and disabilities]. Problemy i perspektivy obrazovaniia XXI veka - Problems and prospects of education in the XXI century, no. 5 (2014): 100 - 105.
3. Zaguzina N. N., Bokov A. V. Razrabotka eksperimental'noi modeli distantsionnogo dopolnitel'nogo obrazovaniia, vneurochnoi i kul'turno-dosugovoi deiatel'nosti dlia obuchaiushchikhsia s OVZ i drugikh kategorii [Development of experimental models of remote supplementary education, and extracurricular leisure and cultural activities for students with disabilities and other categories]. Teoriia i praktika distantsionnogo obucheniia uchashchikhsia i molodezhi s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia: sbornik materialov 3-i Vseros. zaochnoi nauch.-prak. konf. [Theory and practice of distance education students and youth with disabilities: Proc. 3th Russia corresp. Sc.-Prac. Conf.]. Kemerovo, 2016, 36 - 40.
4. Zaguzina N. N., Gerlinger E. V. Problemy zdorov'esberezheniia i psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniia uchashchikhsia v Kemerovskoi oblasti, v tom chisle s OVZ, s primeneniem distantsionnykh tekhnologii [The problems of health care and psycho-pedagogical support of pupils in the Kemerovo region, including those with disabilities, with application of remote technologies]. Teoriia i praktika distantsionnogo obucheniia uchashchikhsia i molodezhi s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia: sbornik materialov Vseros. zaochnoi nauch.-prak. konf. [Theory and practice of distance education students and youth with disabilities: Proc. Russia corresp. Sc.-Prac. Conf.]. Kemerovo, 2014, 30 - 37.
5. Zaguzina N. N., Nevzorov B. P. Problemy razvitiia distantsionnoi pedagogiki [Problems of development of distance pedagogy]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Kemerovo State University, 3, no. 4 (2014): 64 - 66.
6. Zaichenko T. P. Osnovy distantsionnogo obucheniia [The basics of distance learning]. Saint-Petersburg: izd-vo RGPPU im. Gertsena, 2004.
7. O komplekse mer po provedeniiu professional'noi orientatsii uchashchikhsia obrazovatel'nykh uchrezhdenii obshchego obrazovaniia [The set of measures for the professional orientation of students of educational institutions of General education]. Letter of the Ministry of education and science of the Russian Federation, July 19 2011, no. MON-P-1968.
8. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii. № 273-FZ (v redaktsii ot 11.01.2015 g.) [On education in the Russian Federation. Federal law no. 273-FZ (11.01.2015 ed.)]. Rossiiskaia gazeta - Russian newspaper, no. 303 (December 31 2012).
9. Osnovnye napravleniia razvitiia gosudarstvennoi sistemy professional'noi orientatsii i psikhologicheskoi podderzhki naseleniia v Rossiiskoi Federatsii [The main directions of development of the state system of professional orientation and psychological support of the population in the Russian Federation]. The resolution of Ministry of labor of Russia, August 29. 1995, no. 47.
10. Polozhenie o professional'noi orientatsii i psikhologicheskoi podderzhke naseleniia v Rossiiskoi Federatsii [The regulation on professional orientation and psychological support of the population in the Russian Federation]. The resolution of Intrusivity Russia, September 27 1996, no. 1.
11. Primenenie distantsionnykh tekhnologii v obuchenii detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia [Application of distance learning technologies in teaching children with disabilities]. Comp. Zaguzina N. N., Burma-kina N. V. Kemerovo, 2013.
12. Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii [The labour code of the Russian Federation]. December 30 2001, no. 197-FZ.
Received 22.04.2016, accepted 23.05.2016.