Научная статья на тему 'Модель дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на примере ГБОУ НСО "Областной центр образования"'

Модель дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на примере ГБОУ НСО "Областной центр образования" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3520
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / MODEL OF EDUCATION / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE EDUCATION / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTEGRATED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головач Анатолий Филиппович, Кохан Наталья Владимировна

В статье обобщен опыт организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательной организации с использованием дистанционных образовательных технологий. Предложена модель дистанционного обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов для детей с ОВЗ. Модель содержит три блока: информативно-аналитический, практический и рефлексивный. Приведено содержательное наполнение модели (индивидуальный учебный план, адаптация учебных программ, психологическое сопровождение семьи, где есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья, личностно-ориентированный подход к обучению). Выделены параметры эффективности модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головач Анатолий Филиппович, Кохан Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of the Distance Educating for Children with Limit Possibilities of Health and Children-Invalids to Example of the “Regional Center Educations”

The article summarizes the experience of organizing the education of children with disabilities and children with disabilities on the basis of an educational organization using remote educational technologies. A model of distance learning is proposed in accordance with the requirements of federal state standards for children with HIA. The model contains three blocks: informative-analytical, practical and reflexive. The content of the model is presented (individual curriculum, adaptation of curricula, psychological support of the family, where there is a child with disabilities, a personality-oriented approach to learning). The parameters of model efficiency are singled out.

Текст научной работы на тему «Модель дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на примере ГБОУ НСО "Областной центр образования"»

УДК 371+373.3/.5

Головач Анатолий Филиппович

Директор Областного центра образования, golovachaf@mail.ru, Новосибирск

Кохан Наталья Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием Института дополнительного образования, Новосибирский государственный педагогический университет, nkokhan@mail.ru, Новосибирск

МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ПРИМЕРЕ ГБОУ НСО «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

Аннотация. В статье обобщен опыт организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательной организации с использованием дистанционных образовательных технологий. Предложена модель дистанционного обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов для детей с ОВЗ. Модель содержит три блока: информативно-аналитический, практический и рефлексивный. Приведено содержательное наполнение модели (индивидуальный учебный план, адаптация учебных программ, психологическое сопровождение семьи, где есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья, личностно-ориентированный подход к обучению). Выделены параметры эффективности модели.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, модель обучения, дистанционное образование, дистанционные образовательные технологии, инклюзивное образование, интегрированное образование.

Введение в проблему. В соответствии с международными нормами образовательное законодательство России гарантирует обеспечение равных прав на образование для детей с ограниченными воз-можностямиздоровья.Разработанныеипринятые в последние годы нормативно-правовые акты отмечают необходимость включения в образовательный процесс всех граждан РФ, достигших школьного возраста, независимо от наличия особых образовательных потребностей.

На сегодняшний день в нашей стране насчитывается более двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов, что составляет около 8 % всех российских детей1.

Из двух миллионов детей с ограниченными возможностями около 700 тысяч человек. Около 90 тысяч детей - с нарушениями физического статуса, что вызывает затруднения при их передвижении в пространстве и до-

1 Алехина С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. - URL: http://childpsy. ru/lib/artides/id/32757.php (дата обращения: 16.06.17).

ступ к различным жизненно необходимым ресурсам, в том числе образовательным. По данным Министерства образования и науки РФ, в школах России учится 450 тысяч детей с ограниченными возможностями2.

В последние годы в России уделяется много внимания реформированию традиционной системы образования. Одним из наиболее обсуждаемых и подвергшихся законодательному реформированию аспектов системы образования стала проблема эффективного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, их социализация и интеграция в общество. Наряду с этим в науке и практике остается открытым вопрос: как необходимо организовывать образовательный процесс, чтобы в полной мере реализовать образовательные потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, чтобы такой ребенок получил существенный социальный опыт, а его участие в образовательном процессе не повлияло бы на снижение общего уровня образования детей с нормативным развитием.

В настоящее время инклюзивное образование в Российской Федерации регулируют

2 Проблемы инвалидности в России. Состояние и перспективы. - М.: Медицина, 2015. - 368 с.

Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», Конвенция о правах ребенка [12], Протокол № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россией была ратифицирована Конвенция ООН «О правах инвалидов». Однако современная социально-экономическая ситуация в стране и в системе образования такова, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить всех потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах.

Выход, на наш взгляд, заключается в поиске новых образовательных моделей: п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об образовании в РФ» предусматривает «внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых образовательных моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий» [17]. Анализ научной литературы и обобщение имеющегося опыта обучения детей с особыми образовательными потребностями позволили выявить ряд противоречий, касающихся проблемы обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов:

- между ориентацией отечественной сферы образования на использование имеющегося опыта организации образовательного процесса для детей с ОВЗ и детей-инвалидов и отсутствием массовой практики подобного обучения в отечественной системе образования;

- между существующими педагогическими технологиями инклюзивного, интегрированного образования за рубежом и незначительной вариативностью отечественных технологий такого образования;

- между необходимостью обеспечения детям с ОВЗ и детям-инвалидам связи с социумом и культурой как источником развития и недостаточным уровнем подготовки педагогов для передачи имеющегося социального опыта;

- между существующими формами организации инклюзивного, интегрированного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов и требованиями государственных об-

разовательных стандартов.

Указанные противоречия обозначили проблему исследования: как эффективно организовать обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов на базе общеобразовательной школы с использованием современных образовательных технологий. Поэтому целью исследования явилась разработка и апробация модели дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов на базе ГБОУ НСО «Областной центр образования». Для достижения цели в задачи исследования входило:

- проанализировать понятие и значение социально-образовательной интеграции с педагогической точки зрения;

- соотнести понятия, раскрывающие сущность информационно-образовательного пространства, показать динамику их развития;

- разработать модель дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

- сформулировать основные направления функционирования модели дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

- определить необходимое ресурсное обеспечение, выявить параметры эффективности модели дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

В данной статье мы рассмотрим, как решались в ходе исследования последние три задачи. Гипотеза исследования заключалась в том, что модель дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов будет эффективной, если:

- она основана на глубоком анализе данных о дистанционном образовании детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

- обеспечена доступность дистанционного образования;

- совершенствование качества обучения, методического и технического обеспечения учебного процесса базируется на компе-тентностном подходе к профессиональной готовности, общей заинтересованности всех участников образовательных отношений.

Теоретический анализ проблемы. Теоретико-методологической базой исследования явились работы российских ученых по вопросам социальной интеграции (С. М. Юсфин [22], Е. Р. Ярская-Смирнова [23] и др.). Теория и практика интегрированного обучения представлена в исследованиях Л. М. Кобриной [10], психолого-педагогические принципы реализации интегрированно-

го образования описаны в трудах Л. С. Выготского [4], С. Л. Рубинштейна [18].

Вопросы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются в работах Л. М. Шипициной [21]. Критерии оценки интегрированных образовательных моделей на предмет социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов представлены в работах И. В. Евтушенко, Е. А. Екжановой, И. Ю. Левченко [6; 11; 13], Е. А. Стребелевой [6]. В работах С. В. Алехиной [2] и Н. Я. Семаго [19] представлены проблемы организации инклюзивного образования.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались теоретические и эмпирические методы: анализ философской, управленческой, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; анализ нормативной и учебно-методической документации, изучение и обобщение опыта по теме, анкетирование, моделирование, наблюдение, изучение продуктов педагогической и управленческой деятельности.

Традиционно в специальной педагогике человек с ограниченными возможностями здоровья характеризуется как индивид, который имеет физические и (или) психические недостатки и нуждается в создании особых условий для получения образования [19]. Закон «Об образовании в РФ» конкретизирует это определение: «...обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [17].

В отличие от моделей образования, которые охватывают весь образовательный процесс (воспитание и обучение человека в интересах человека, семьи, общества и государства), модель обучения отражает подходы к организации взаимодействия между обучающимся и обучающим. Из многообразия определений понятия «модель обучения» в своей работе будем опираться на определение В. В. Гузеева: модель обучения - это комплекс, состоящий из дидактической основы и педагогической техники, используемых в данной образовательной ор-

ганизации [20].

Модели обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов на сегодняшний день представлены четырьмя формами: обучение в специализированных учебных заведениях; обучение на дому; инклюзивное обучение; интегрированное обучение. Важно, чтобы в результате образования ребенок был способен самостоятельно жить среди людей. С введением новых образовательных стандартов система общего образования ставится в ситуацию, когда система, а не ребенок, должна приспособиться к потребностям и возможностям каждого, в том числе - ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида.

Модель обучения отражает особенности организации учебного процесса, в нашем случае - особенности организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Дистанционное образование предоставляет широкий спектр услуг и гарантирует доступность общего и дополнительного образования различным социальным группам в соответствии с индивидуальными возможностями, потребностями и способностями. Такая форма обучения имеет ряд преимуществ: гибкость, модульность, широкий охват, технологичность, наличие доступа к мировым информационным ресурсам. Для достижения поставленных целей дистанционного образования важен си-нергетический эффект от взаимодействия всех участников образовательных отношений.

Образовательная организация, предоставляя образовательные услуги детям с ОВЗ и детям-инвалидам, выбирает модель обучения, исходя из своих ресурсов и возможностей. Мы в своей практике обратились к понятию интегрированного образования, при котором происходит комплексное обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в аккредитованных государством общеобразовательных школах в зависимости от возможностей организации и самих учащихся.

Н. М. Назарова интегрированное обучение определяет как процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными

[14]. Схожее определение дается М. И. Никитиной: «Под процессом интеграции лиц с особенностями развития в коррекционной педагогике понимается процесс включения этих лиц во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования» [15].

Результаты исследования. ГБОУ НСО «Областной центр образования» с 2009 года организует интегрированное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов посредством собственной образовательной модели, неотъемлемой частью которой является дистанционное обучение. Образовательные услуги, предоставляемые ГБОУ НСО «Областной центр образования» на уровне области решают задачу обеспечения равного доступа к качественным образовательным услугам детей независимо от уровня и особенностей их развития и места жительства.

Основу Областного центра образования (ОЦО) составляет средняя общеобразовательная школа. На базе образовательной организации создана дистанционная школа «Учимся вместе» для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области. Сегодня в дистанционной школе обучается 445 детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в том числе обучающиеся, находящиеся на длительном лечении в Детской туберкулезной больнице с. Мочище Новосибирского района Новосибирской области. В структуре ОЦО средняя общеобразовательная школа; художественный сектор (дополнительное образование); региональный ресурсный центр дистанционного образования (РРЦДО).

Совместно с сотрудниками НГПУ в ОЦО организована информационно-образовательная среда для дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов Новосибирской области, она представлена на сайте дистанционной школы «Учимся вместе». Эффективную реализацию адаптированной образовательной программы обеспечивает нормативно закрепленное сетевое взаимодействие дистанционной школы и 154 общеобразовательных организаций Новосибирской области.

Образовательная программа разрабатывается на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего

образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Миноб-рнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598). Стандарт предусматривает возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся.

В работе дистанционной школы на добровольной основе принимают участие обучающиеся из числа детей-инвалидов, детей с тяжелыми формами хронических соматических заболеваний, которым рекомендовано обучение на дому. Специфика организации дистанционной формы обучения предполагает наличие сохранного интеллекта и отсутствие медицинских противопоказаний для работы с компьютером.

Модель дистанционного обучения выстраивается как единое образовательное пространство на основе партнерского взаимодействия (успешный ребенок - успешный родитель - успешный педагог) и состоит из трех блоков.

1. Информационно-аналитический блок: сбор необходимых документов, анализ особенностей развития ребенка, уровня усвоения минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания; просвещение родителей, в том числе в режиме «онлайн», специальных информационных материалов, библиотеки, видеоте-ки; организация условий для продуктивного общения всех участников образовательных отношений.

2. Практический блок: сочетание надомной и дистанционной форм обучения, реализуемых образовательной организацией по месту проживания ребенка и Региональным ресурсным центром дистанционного обучения ОЦО; интерактивное общение с родителями в форме «виртуальной приемной» (скайп, электронная почта); проведение мероприятий, которые помогают родителям повысить уровень знаний об особенностях развития своего ребенка.

3. Рефлективный блок: анализ эффективности обучения (опрос, книги отзывов, ОКНО (открытая книга наблюдений и откровений), оценочные листы, экспресс-диагностика) с учетом заинтересованности и активности обучающихся.

Содержательным наполнением блоков

модели дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов является:

- составление индивидуального учебного плана с учетом совмещения дистанционной, надомной и общеобразовательной форм обучения (по мере возможностей ребенка посещать образовательную организацию);

- обучение педагогических работников, обновление содержания коррекционно-раз-вивающей работы, адаптация форм и методов работы учителей-дефектологов, педагогов-психологов и других специалистов ОЦО к модели дистанционного обучения;

- психологическое сопровождение семьи, где есть ребенок с особыми образовательными потребностями; активное взаимодействие с этой семьей, повышение уровня педагогической компетентности родителей;

- личностно-ориентированный подход к обучению (ориентация образовательного процесса не только и не столько на учебные компетенции, но и на развитие личности ребенка, его творческого потенциала; предоставление возможности детям с ОВЗ и детям-инвалидам общаться друг с другом, со сверстниками с нормативным развитием, с педагогами и другими участниками образовательных отношений).

Занятия определяются для каждого обучающегося индивидуально с учетом объема проведенных занятий в очной форме и зависят от особенностей развития ребенка, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (консилиума) образовательной организации или медицинского учреждения по месту жительства. Занятия проводятся в индивидуальном режиме, на дому, дистанционно (в режиме реального и отсроченного общения). Индивидуальный учебный план сопровождается рекомендациями относительно регламента времени работы на компьютере, ресурсной картой возможных для работы источников информации.

Использование дистанционных образовательных технологий предполагает обязательное рецензирование (комментирование) работ обучающихся как педагогический способ коррекции и развития при работе по индивидуальным учебным планам. Обучение предполагает консультативно-коррекцион-ную работу, которая осуществляется в рамках курсов психологической, логопедиче-

ской направленности. Формирование новых видов деятельности обучающегося происходит через реализацию программ дополнительного образования, формы внеурочной деятельности.

Используя дистанционные образовательные технологии, каждый обучающийся может в полном объеме освоить не только основные, но и дополнительные образовательные программы, реализовать свои творческие способности. Для обучающихся 9-11-х классов разработаны курсы по пред-профильной подготовке и психологической направленности, цель которых - профессиональное самоопределение обучающихся. Еще одно направление дистанционной школы - выявление и развитие творческого потенциала детей и подростков с ограниченными возможностями, способствующего их более полной социальной адаптации в современном мире. С этой целью психолого-педагогическая служба проводит работу по диагностике уровня развития способностей детей, определяя программы индивидуального развития. Педагоги ОЦО обеспечивают успешное участие обучающихся в международных олимпиадах и всероссийских конкурсах.

Включение родителей в единое образовательное пространство через партнерские формы и методы взаимодействия приводит к развитию их педагогических компетенций, что способствует повышению качества образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов, уровню их социализации. Социальная адаптация и самореализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов в «Областном центре образования» осуществляется посредством системы дополнительного образования и до-суговой деятельности. Дети и их родители принимают участие (дистанционно и очно) в различных конкурсах семейного творчества, ученических олимпиадах. Модель дистанционного обучения предоставляет детям с ОВЗ и детям-инвалидам возможность участия во внеурочной проектной и выставочной деятельности на сайте школы. В процессе обучения дети выбирают объекты для исследовательской деятельности, моделирования в соответствии с задачами учебного предмета.

Техническая поддержка осуществляется сотрудниками дистанционной школы очно (выезды в муниципальные образования Но-

восибирской области) и дистанционно (через программы удаленного доступа, видео-и аудиосвязь). Техническая помощь включает доставку, установку и запуск оборудования, программного обеспечения, внедрение и обучение новому программному обеспечению, консультирование по техническим вопросам.

В работе с обучающимися педагоги «Областного центра образования» принимают за основу содержание образования, которое ребенок осваивает в своей школе, акцентируя внимание на темы, которые вызывают затруднения. Данный подход является выигрышным для тех обучающихся, которые имеют возможность посещать образовательную организацию, пусть и не в полной мере осваивая общеобразовательную программу. Дистанционное обучение помогает изучить недостающие части образовательной программы, а школа, в свою очередь, позволяет социализироваться.

В конце учебного года на основе анализа данных на каждого обучающегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для корректировки индивидуального учебного плана на следующий год. Родителям (законным представителям) направляется информационное письмо, отражающее динамику развития и оценку сотрудничества образовательной организации и семьи по вопросам воспитания и обучения ребенка.

Дистанционное обучение не является единственной формой проведения учебных занятий и не исключает непосредственного взаимодействия обучающегося с педагогом в процессе надомного обучения или посещения общеобразовательной школы. Соотношение дистанционного обучения с другими формами зависит от конкретных возможностей здоровья, социальной ситуации обучающегося, территориального местоположения.

К параметрам эффективности модели дистанционного обучения мы относим следующие.

1. Интерактивность: дистанционное

обучение должно обеспечивать максимальное взаимодействие между обучающимся и педагогом. Высокоэффективная обратная связь позволяет отслеживать продвижение по пути от незнания к знанию. Она может быть оперативной, отсроченной в виде внешней оценки.

2. Индивидуализация обучения - для улучшения восприятия учебного материала, повышения учебной мотивации, формирования практических навыков обучения и самообразования.

3. Участие в проектной и исследовательской деятельности.

В дистанционной школе сегодня обучается 445 детей-инвалидов и детей с ОВЗ из 28 муниципальных районов и 11 городов Новосибирской области, с которыми работают 120 педагогов. За время существования дистанционной школы общее количество выпускников составило 222 человека, в том числе из 9-го класса - 118, из 11-го класса - 104. После 9-го класса ребята, как правило, продолжают обучение в дистанционной школе, большинство выпускников 11-го класса поступают в высшие учебные заведения. В 2017 году Областной центр образования примет 50 новых обучающихся из районов Новосибирской области.

Выводы.

Таким образом, в Областном центре образования созданы необходимые условия для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Происходит развитие учебно-познавательного и творческого потенциала, успешная социальная адаптация детей с ОВЗ и детей-инвалидов, как в процессе обучения, так и после окончания школы. Реализация модели дистанционного обучения обеспечивает адекватные социальные условия развития детей с ОВЗ и детей с нормативным развитием; позволяет преодолевать состояния фрустрации и оптимизировать самосознание обучающихся и их родителей; формирует позитивное отношение к настоящему и оптимистичный взгляд в будущее.

Библиографический список

1. Авакян А. В., Азатян Т. Ю., Чеснокова Г. С. № 5. - С. 186-189. Инклюзивное образование: формирование меж- 2. Алехина С. В. Инклюзивное образование дународного профессионального сообщества // для детей с ограниченными возможностями здо-Сибирский педагогический журнал. - 2015. - ровья // Современные образовательные техноло-

гии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2013. - С. 71-95.

3. Всемирная декларация об образовании для всех и рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей // Всемирная конференция по образованию для всех (Джом-тьен, Таиланд, 5-9 марта 1990 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/pdf/jomtien.pdf (дата обращения: 12.05.2017).

4. Выготский Л. С. Основы дефектологии. -СПб.: Лань, 2003. - 654 с.

5. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Национальный книжный центр, 2013. - 336 с.

6. ЕкжановаЕ. А., Стребелева Е. А. Коррекци-онно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2005. - 272 с.

7. Игнатова И. А. Педагогическое сопровождение родителей в воспитании детей с особенностями развития: монография. - М.: АПК и ППРО, 2012. - 100 с.

8. Игнатова И. А. Модель единого образовательного пространства в аспекте социализации детей с ОВЗ на основе реализации ФГОС // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2015. - № 3. - С. 24-32.

9. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: материалы международной конференции. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 215 с.

10. Кобрина Л. М. Система интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной сельской школы: дис. ... д-ра психол. наук [Электронный ресурс]. - М., 2006. - URL: http://www. dissercat.com/content/sistema-integrirovannogo-obucheniya-i-vospitaniya-detei-s-otklonemyami-v-razvitii-v-usloviy (дата обращения: 12.05.2017).

11. Киселева Н. А., Левченко И. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М.: Коррекционная педагогика, 2009. - 210 с.

12. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/

decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 12.05.2017).

13. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение.

2002. - 239 с.

14. Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А. Специальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Н. М. Назаровой. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 384 с.

15. Никитина М. И. Проблема интеграции детей с особенностями развития // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: сб. статей. -СПб., 1997. - Ч. 2. - С. 152-156.

16. Никитина Е. Л. Проблемы развития инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 29. - С. 31-35. - URL: http://ekoncept.ru/2014/65278.htm (дата обращения: 12.05.2017).

17. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 12.05.2017).

18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010. - 713 с.

19. Семаго Н. Я., Семаго М. М., Семенович М. Л., Дмитриева Т. П., Аверина И. Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - С. 51-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / авт.-сост. М. Ю. Олешков и В. М. Уваров. - М.: Компания Спутник+, 2006. - 191 с.

21. Шипицына Л. М., Казакова Е. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога. - М.: Владос,

2003. - 528 с.

22. Юсфин С. М. Консультация специалиста: «инклюзивность» как принцип образования // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. - 2010. - № 8. - С. 110-114.

23. Ярская-Смирнова Е. Р. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации. -М.: МОНФ, ЦСПГИ, 2008. - 335 с.

Поступила в редакцию 18.05.2017

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

Golovatch Anatoliy Filippovich

Director of the Regional Center of Education, golovachaf@mail.ru, Novosibirsk

Kokhan Natalia Vladimirovna

Cand. Sci. (Ped.), Associate Professor of Education Management Department ofthe Institute ofadditional education, Novosibirsk State Pedagogical University, nkokhan@mail.ru, Novosibirsk

MODEL OF THE DISTANCE EDUCATING FOR CHILDREN WITH LIMIT POSSIBILITIES OF HEALTH AND CHILDREN-INVALIDS TO EXAMPLE OF THE "REGIONAL CENTER EDUCATIONS"

Abstract. The article summarizes the experience of organizing the education of children with disabilities and children with disabilities on the basis of an educational organization using remote educational technologies. A model of distance learning is proposed in accordance with the requirements of federal state standards for children with HIA. The model contains three blocks: informative-analytical, practical and reflexive. The content of the model is presented (individual curriculum, adaptation of curricula, psychological support of the family, where there is a child with disabilities, a personality-oriented approach to learning). The parameters of model efficiency are singled out.

Keywords: Children with disabilities, model of education, distance education, distance education technologies, inclusive education, integrated education.

References

1. Avakyan, A. V., Azatyan, T. Yu., Chesnoko-va, G. S., 2015. Inclusive education: the formation of an international professional community. Siberian Pedagogical Journal, 5, pp. 186-189. (In Russ.)

2. Alekhina, S. V., 2013. Inclusive education for children with the limited possibilities of health. Modern educational technologies in-process with children, having the limited possibilities of health: monograph. Krasnoyarsk: Sib. Feder. un-t, Kras-noyar. gos. ped. un-t the name of V. P. Astaf'eva Publ., pp. 71-95. (In Russ.)

3. World declaration about education for all and scopes of actions for satisfaction of base educational necessities. A world conference is by education for all (Dzhomt'en, Thailand. on March, 5-9, 1990) [online]. Available at: http://u1esdoc.u1esco. org/images/0012/001211/121147R.pdf (Accessed 12 May 2017). (In Russ.)

4. Vygotsky, L. S., 2003. Foundations of Defec-tology. St. Petersburg: Lan Publ., 654 p. (In Russ.)

5. Distance education: a teacher about schoolchildren with disabilities. Moscow: National Book Center Publ., 2013, 336 p. (In Russ.)

6. Ekzhanova, E. A., Strebeleva, E. A., 2005. Correction and developing education and upbringing. The program of pre-school educational institutions of compensating type for children with intellectual disabilities. Moscow: Education Publ., 272 p. (In Russ.)

7. Ignatova, I. A., 2012. Pedagogical support of parents in the upbringing of children with developmental features: Monograph. Moscow, 100 p.

(In Russ.)

8. Ignatova, I. A., 2015. A model of a single educational space in the aspect of socialization of children with HIA on the basis of the GEF implementation. Contemporary Additional Professional Pedagogical Education, 3, pp. 24-32. (In Russ.)

9. Inclusive education: problems of improving the educational policy and system: Materials of the international conference. June 19-20, 2008. St. Petersburg: A. I. Herzen RSPU Publ., 2008, 215 p. (In Russ.)

10. Kobrina, L. M., 2006. The system of integrated education and upbringing of children with developmental disabilities in the conditions of a general rural school. Dr. Sci. (Psychol.) [online]. Moscow. Available at: http://www.dissercat.com/content/siste-ma-integrirovannogo-obucheniya-i-vospitaniya-de-tei-s-otkloneniyami-v-razvitii-v-usloviy (Accessed 12 May 2017). (In Russ.)

11. Kiseleva, N. A., Levchenko, Yu., 2009. Psychological study of children with rejections in development. Moscow: Correction pedagogics Publ., 210 p. (In Russ.)

12. Convention about rights for a child (approved General Assembly of UNO 20.11.1989) (went into effect for the USSR 15.09.1990) [online]. Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/con-ventions/childcon.shtml (Accessed 12 May 2017). (In Russ.)

13. Levchenko, I. Yu., Tkacheva, V. V., 2002. Psychological help to a family raising a child with developmental disabilities. Moscow: Enlightenment

Publ., 239 p. (In Russ.)

14. Nazarova, N. M., Aksenova, L. I., Bogdano-va, T. G., Morozov, S. A., 2013. Special pedagogics: textbook for the stud. institutions higher. Professor of education. Moscow: Academy Publ., 384 p. (In Russ.)

15. Nikitina, M. I., 1997. The problem of integration of children with developmental features. Innovative processes in education. Integration of Russian and Western European experience: Sat. Articles. St. Petersburg, Part 2, 152 p. (In Russ.)

16. Nikitina, E. L., 2014. Problems of the development of inclusive education. Scientific and methodical electronic journal "Concept". T. 29, pp. 31-35 [online]. Available at: http://ekoncept. ru/2014/65278.htm (Accessed 12 May 2017). (In Russ.)

17. On Education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended and supplemented, effective from 01.09.2016) Available at: http://www.consultant.ru/ Document / cons_doc_LAW_140174 / (Accessed 12 May 2017). (In Russ.)

18. Rubinshtein, S. L., 2010. Fundamentals of

General Psychology. St. Petersburg: Peter Publ., 713 p. (In Russ.)

19. Semago, N. Ya., Semago, M. M., Semenov-ich, M. L., Dmitrieva, T. P., Averina, I. Ye., 2011. Inclusive education as the first stage on the way to inclusive society. Psychological Science and Education, 1, pp. 51-59. (In Russ.)

20. Oleshkov, M. Yu., Uvarov, V. M., camp., 2006. Modern educational process: basic concepts and terms. Moscow: Company Sputnik+ Publ., 191 p. (In Russ.)

21. Shipitsyna, L. M., Kazakova, E. I., Zhdanova, M. A., 2003. Psychological and pedagogical counseling and support of child development. A manual for a teacher-defectologist. Moscow: Vlados Publ., 528 p. (In Russ.)

22. Yusfin, S. M., 2010. Consultation specialist: "inclusiveness" as a principle of education. Work sots. Teacher in the school. And micro-not, 8, pp. 110-114. (In Russ.)

23. Yarskaya-Smirnova, E. R., 2008. Inclusion as a principle of modern social policy in the sphere of education: implementation mechanisms. Moscow: MONF, TsSPSI Publ., 335 p. (In Russ.)

Submitted 18.05.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.