УДК 37
ТИХОЛОЗ Татьяна Андреевна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
САЖИНА Наталья Михайловна Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)
В статье кратко рассматриваются исторические предпосылки становления инклюзивного образования как формы организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; нормативные основы организации обучения детей с особыми образовательными потребностями; проблемы реализации идеи инклюзивного образования; обеспечение доступности и равноправия в образовании для всех категорий обучающихся. Основное внимание посвящено проблеме организации инклюзивного образования с использованием дистанционных технологий. Рассматривается опыт и возможности инклюзивного обучения в условиях деятельности Центра дистанционного образования. Автор дает обобщенную характеристику деятельности Центра дистанционного образования, описывает особенности региональной модели обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, приводит анализ результатов, а также определяет перспективные задачи в работе Центра дистанционного образования с целью развития дистанционного образования в Краснодарском крае.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дистанционные технологии, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными потребностями, Центр дистанционного образования как инклюзивно-ориентированное образовательное учреждение, региональная модель обучения, психолого-педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение, вебквест, сторителлинг
Tatiana A. TIKHOLOZ, Kuban State University, Krasnodar, Russia
Natalia M. SAZHINA, Kuban State University, Krasnodar, Russia
DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY USING IN INCLUSIVE EDUCATION (BY EXAMPLE OF CENTRE OF DISTANCE EDUCATION "INSTITUTE FOR DEVELOPMENT OF EDUCATION" OF KRASNODAR REGION)
This article briefly review the historical background of the formation of the inclusive education as a form of organization of education for children with limited health possibilities; regulatory basis for the organization of teaching children with special educational needs; problems in the implementation of inclusive education; accessibility and equality in education for all categories of students. Main attention is devoted to the problem of organizing inclusive education using distance learning technologies. The experience and the possibility of inclusive education in the conditions of activity of Center for Distance Education are analyzed in the article. The authors gives a generalized description of the experience of Center for Distance Education, describes the features of the regional model of learning children with limited health possibilities with distance learning technologies, analyzes the results, and also determine the long-term objectives for the development of distance education in Krasnodar Region.
Keywords: inclusive education, distance education technology, child with limited health possibilities, children with special educational requirements, Oenter of Distance Education as inclusively-oriented educational organization, regional model of learning, psychological and pedagogical support, professional self-determination, web- quest, storytelling
Понятие «инклюзия», ворвавшееся в современное российское образование, постепенно переходит от теории к практике. За нормативно-организационным этапом внедрения данной «идеологии» следует другой, более сложный этап, требующий колоссальных усилий, как педагогического сообщества, так и административного ресурса.
Идея интегрированного обучения детей с отклонениями в физическом и психическом развитии (иначе говоря, идея совместного обучения с обычными детьми) возникла лишь в начале 60-х годов XX, однако тенденции инклюзивного образования закрепились в отечественном образовании и приобрели статус государственной политики.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Правовую основу организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, составляют, прежде всего, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N3266-1 «Об образовании», Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. N137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [1,2,3].
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от физических, психических и других особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в общеобразовательных школах. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с
их сверстниками - это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие [4].
Безусловно, идею инклюзивного обучения поддерживают в большей степени родители (законные представители), родительские сообщества и организации «особенных детей», другая же часть общества: педагоги, административные работники, родители здоровых детей склонны относиться к инклюзии более чем настороженно.
Идея «инклюзии» решает многие задачи, в том числе идею доступности и равноправия в образовании, но, с другой стороны, остаются нерешенными другие важные проблемы, связанные с данной формой образования:
- профессиональная и административная неготовность к принятию идей инклюзивного образования на практике (подготовка и переподготовка кадров);
- вопрос источников финансирования общего и специального образования;
- недостаточное методическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса;
- вопрос установления образовательного ценза для «особенных детей» в условиях массовой школы;
- вопрос целесообразности введения дифференциации внутри образовательной организации;
- затруднения при взаимодействии всех участников образовательного процесса в условиях инклюзии.
Проблемы, озвученные выше, безусловно, нуждаются в решении, поскольку вопрос образования детей с ограниченными возможностями здоровья имеет статус национального проекта.
В 2009 году на основании приказа департамента образования и науки Краснодарского края от 16 октября № 3255 в рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» в Краснодарском крае был открыт Центр дистанционного образования - инклюзивно-ориентированное образовательное учреждение, основной задачей которого является создание условий для получения качественного образования детьми-инвалидами, обучающимися на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. ЦДО является структурным подразделением ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края. Адрес сайта: cdo.iro23.ru. С 2013 года Центр дистанционного образования расширил свои полномочия и осуществляет сопровождение обучения не только детей-инвалидов, но и школьников общеобразовательных учреждений Краснодарского края.
В октябре 2014 года краевой Центр дистанционного образования отметил свой пятилетний юбилей, провел анализ результатов деятельности за истекший период и определил задачи развития дистанционного обучения школьников в Краснодарском крае на перспективу. Центр дистанционного образования сегодня является современной образовательной организацией, осуществляющей комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности и качества образовательных услуг для учащихся на основе использования дистанционных образовательных технологий.
Став обучающимися Центра, дети-инвалиды, находящиеся на домашнем обучении, бесплатно получают комплект компьютерного оборудования по договору безвозмездного временного пользования, также им предоставляется бесплатное подключение к сети Интернет. За пять лет реализации проекта в дистанционное обучение были включены 700 детей-инвалидов (среднегодовой показатель) из 44 муниципальных образований края (74 базовые школы). Одним из приоритетных направлений Центра дистанционного образования является сопровождение и адаптация выпускников (детей-инвалидов) школ, их профессиональное самоопределение. Психологами центра ведется системная работа по сопровождению всех участников образовательного процесса, направленная на оказание психолого-педагогической помощи педагогам, ученикам, родителям (законным представителям).
Особенность региональной модели дистанционного образования Краснодарского края в том, что обучение детей-инвалидов осуществляется комплексно: и по программам общего образования и по программам дополнительного образования (с использованием образовательной площадки центра). Стремясь создать условия для развития творческой активности детей-инвалидов края, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал, педагогами дополнительного образования Центра разрабатываются авторские программы, ре-
ализуемые с помощью дистанционных образовательных технологий. Сегодня на образовательной платформе ЦДО размещены 44 электронных обучающих курса по различным направлениям. Тематика образовательного контента курсов ориентирована на запросы обучающихся, на их интересы. С целью создания оптимальных условий для саморазвития и самореализации детей-инвалидов методисты и педагоги центра широко внедряют в практическую деятельность современные формы организации дистанционного обучения школьников. На виртуальной образовательной площадке ЦДО и других образовательных сайтах педагоги играют с детьми в вебквесты, овладевают совместно с ребенком искусством устного рассказа - сторителлинг, участвуют в викторинах, конкурсах, олимпиадах, предметных неделях, исследовательской и проектной деятельности. За пять лет работы Центра дистанционного образования его сотрудники и воспитанники неоднократно становились победителями Всероссийских, краевых и муниципальных олимпиад, конкурсов, выставок и викторин.
Одним из важных направлений организационно-методической работы центра является повышение квалификации педагогов и методистов, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов. Для педагогов проводятся курсы повышения квалификации, сетевые семинары, тренинги, вебинары, видеоконференции. С целью распространения передового педагогического опыта педагогов, работающих с использованием дистанционных образовательных технологий, Центром проводятся краевые конкурсы педагогического мастерства: «Дистанционный урок - 2014», «Дистанционное образование - равные возможности», «Дистанционные курсы».
Методическое сопровождение педагогических и руководящих работников базовых школ за годы существования Центра претерпело значительное изменение с целью совершенствования единого образовательного и информационного пространства. Разработаны и внедрены ме-диапособия с материалами преподавателей, работающих дистанционно, информационные буклеты о работе Центра дистанционного образования, сборник методических материалов, в котором отражены итоги и перспективы развития дистанционного образования в крае. С целью обучения родителей (законных представителей ребенка) использованию и активному внедрению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) разработано содержание родительского собрания «Дистанционное обучение - новые возможности».
Система дистанционного образования в крае складывается в условиях становления в мировой практике новой концепции «Образование 3.0». Смысл происходящего в способности виртуальной среды (в том числе образовательной) подстраиваться к пользователю (обучающемуся), учитывая особенности его интересов, часто просматриваемые страницы и ссылки.
Пять лет назад дистанционное образование стало активно внедряться в рамках федерального проекта для детей-инвалидов, обучаемых на дому. С 2013-2014 учебного года все школьники Краснодарского края получили возможность использовать качественный образовательный ресурс не только для изучения обычных школьных предметов с 1 по 11 классы, но и получать профильное образование в сети, а также готовиться к ГИА и ЕГЭ. «Образование через всю жизнь!» - это уже не лозунг, а свершившаяся реальность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. ФЗ «Об образовании» от10 июля 1992г №3266-1.
2. Приказ МО РФ от 6 мая 2005г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
3. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995г. №181.
4. Сажина Н.М., Черенкова А.В. Социально-педагогическое сопровождение развития младшего подростка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образовательного пространства //Сб. материалов XII международной научной конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь» - Майкоп: изд-во Адыгейского государственного университета, 2015. -с.173-177.
REFERENCES
1. Federal Law "On Education" from 10 July 1992 No.3266-1.
2. Order of the Ministry of Defense of the Russian Federation dated May 6, 2005, No. 137 "On the use of distance learning technologies."
3. Federal Law "On social protection of disabled persons in the Russian Federation" dated 24 November 1995. No181.
4. Sazl-ira N.M., Cherenkovа, A.V. Socio-pedagogical support of development of younger teenagers with disabilities in terms of inclusive educational space, (Proc. materials XII International Scientific Conference of Young Scientists "Science. Education. Youth ")- Maikop: Publishing House of the Adygeya State University, 2015. -pp. 173-177.
Информация об авторе
Тихолоз Татьяна Андреевна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
Сажина Наталья Михайловна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
Получена: 15.05.2016
Для цитирования статьи: Тихолоз Т.А. Сажина Н.М. Использование дистанционных технологий в инклюзивном образовании (на примере деятельности центра дистанционного образования ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края). Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 159-162
Information about the author
Sergei I. Samsonov, Candidate of Philosophical Tatiana A. Tikholoz, Kuban State University, Krasnodar, Russia
Natalia M. Sazhina, Kuban State University, Krasnodar, Russia
Received: 15.05.2016
For article citation: Tikholoz T.A., Sazhina N.M. Ispol'zovanie distantsionnykh tekhnologiy v inklyuzivnom obrazovanii (na primere deyatel'nosti tsentra distantsionnogo obra-zovaniya GBOU «Institut razvitiya obrazovani-ya» Krasnodarskogo kraya). [Distance learning technology using in inclusive education (by example of centre of distance education "Institute for development of education" of Krasnodar Region)]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 159-162