Научная статья на тему 'Взаимодействие вуза и школы в осуществлении инклюзивного образования (на примере деятельности ОГБОУ «Центр образования «Дистанционные технологии» города Рязани)'

Взаимодействие вуза и школы в осуществлении инклюзивного образования (на примере деятельности ОГБОУ «Центр образования «Дистанционные технологии» города Рязани) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INCLUSIVE EDUCATION / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY / THE INTERACTION OF THE UNIVERSITY AND HIGH SCHOOLS / CENTRE FOR EDUCATION AND TRAINING CHILDREN WITH DISABILITIES / EDUCATIONAL INTERACTION / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И ШКОЛЫ / ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паршикова М. В.

В статье поднимается вопрос о значимости инклюзивного образования. Оно рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений развития системы образования в современном мире. Автор обращает внимание на особенности образования детей с ограниченными возможностями здоровья в специализированном «Центре образования «Дистанционные технологии» города Рязани, а также конкретизирует показания, на основании которых решается вопрос относительно их обучения в этом образовательном учреждении. Особое внимание в статье уделяется проблеме подготовки профессиональных кадров для реализации инклюзивного образования на практике. В этом плане интерес представляет отраженный в статье опыт сотрудничества общеобразовательной организации «Центр образования «Дистанционные технологии» и старейшего вуза рязанского региона ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина». Автор предлагает познакомиться с конкретными формами названного взаимодействия, особо подчеркивая те, что способствуют наиболее эффективной социальной адаптации и профессионально-личностному становлению и развитию выпускников Центра образования, ставших студентами РГУ им. С.А. Есенина. В статье отмечается необходимость психолого-педагогической диагностики при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья на всех ступенях образования; с опорой на результаты практического опыта выявляются и обосновываются проблемы воспитания, обучения, развития подобных лиц в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паршикова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of universities and high school in the implementation of inclusive education («Educational center «Distanced learning», Ryazan)

The article refers to the question about the importance of inclusive education. It is considered as one of the priorities of the world’s education system today. The author pays particular attention to the education of children with disabilities in a specialized center of the city of Ryazan «Education Center «Distanced Learning», and specifies the evidence on which the issue is decided with respect to their training in this educational institution. Special attention is paid to the problem of professional training for the implementation of inclusive education in practice. Particular interest is reflected in cooperation of educational organization «Education Center» Remote Technology «and the oldest university of the Ryazan region Ryazan State University named for S. Yesenin. The author introduces us with the specific forms called interaction, especially emphasizing those that contribute the most effective social adaptation and professional and personal formation and development of the Centre of Education graduates who have become students of the RSU named for S. Yesenin. The need for psycho-educational assessment at training persons with disabilities has been found out at all levels of education; drawing on the results of practical experience are identified and justified by problems of education, training and development of such individuals in higher education.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие вуза и школы в осуществлении инклюзивного образования (на примере деятельности ОГБОУ «Центр образования «Дистанционные технологии» города Рязани)»

Паршикова М.В.

магистрант 2-го года обучения ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина»,

учитель географии и биологии ОГБОУ «Центр образования «Дистанционные технологии», Россия, г. Рязань

УДК 371.2

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И шКОЛЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА примере ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОГБОУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕхНОЛОГИИ» ГОРОДА РЯЗАНИ)

В статье поднимается вопрос о значимости инклюзивного образования. Оно рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений развития системы образования в современном мире. Автор обращает внимание на особенности образования детей с ограниченными возможностями здоровья в специализированном «Центре образования «Дистанционные технологии» города Рязани, а также конкретизирует показания, на основании которых решается вопрос относительно их обучения в этом образовательном учреждении. Особое внимание в статье уделяется проблеме подготовки профессиональных кадров для реализации инклюзивного образования на практике. В этом плане интерес представляет отраженный в статье опыт сотрудничества общеобразовательной организации «Центр образования «Дистанционные технологии» и старейшего вуза рязанского региона ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина». Автор предлагает познакомиться с конкретными формами названного взаимодействия, особо подчеркивая те, что способствуют наиболее эффективной социальной адаптации и профессионально-личностному становлению и развитию выпускников Центра образования, ставших студентами РГУ им. С.А. Есенина. В статье отмечается необходимость психолого-педагогической диагностики при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья на всех ступенях образования; с опорой на результаты практического опыта выявляются и обосновываются проблемы воспитания, обучения, развития подобных лиц в высшей школе.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дистанционные технологии, взаимодействие вуза и школы, центр образования, обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, педагогическое взаимодействие.

INTERACTION OF UNIVERSITIS AND HIGH SCHOOL IN THE IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION («EDUCATIONAL CENTER «DISTANCED learning», RYAZAN)

The article refers to the question about the importance of inclusive education. It is considered as one of the priorities of the world's education system today. The author pays particular attention to the education of children with disabilities in a specialized center of the city of Ryazan - «Education Center «Distanced Learning», and specifies the evidence on which the issue is decided with respect to their training in this educational institution. Special attention is paid to the problem of professional training for the implementation of inclusive education in practice. Particular interest is reflected in cooperation of educational organization «Education Center» Remote Technology «and the oldest university of the Ryazan region Ryazan State University named for S. Yesenin. The author introduces us with the specific forms called interaction, especially emphasizing those that contribute the most effective social adaptation and professional and personal formation and development of the Centre of Education graduates who have become students of the RSU named for S. Yesenin. The need for psycho-educational assessment at training persons with disabilities has been found out at all levels of education; drawing on the results of practical experience are identified and justified by problems of education, training and development of such individuals in higher education.

Key words: inclusive education, distance learning technology, the interaction of the University and High schools, centre for education and training children with disabilities, educational interaction.

Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. № 3 (13), 2015

95

Одной из важнейших проблем современного мира объективно считается адаптация людей с различными отклонениями от нормы физического и психического развития к реалиям жизни. Большую роль здесь играет их обучение и воспитание, которые рассматриваются в числе приоритетных направлений развития системы образования, закрепленных Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. [1]. Положения данного закона выступают правовой основой для развития инклюзивного образования, о котором в России всерьез заговорили в конце первого десятилетия 21 века. В 2009 году был создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете. В 2010-м концепция инклюзивного образования нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрия Медведева; в 2012-м -в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Владимиром Путиным, и, наконец, в новом законе «Об образовании» [2]. Для эффективности развития инклюзии необходимо активное взаимодействие ученых и педагогов-практиков.

Пример такого сотрудничества есть в Рязанской области. Старейший вуз региона - Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина и одно из инновационных образовательных учреждений -ОГБОУ «Центр образования «Дистанционные технологии» объединили свои усилия в научном обосновании и реализации на практике идей инклюзии. Несколько слов о каждом участнике данного сотрудничества. РГУ им. С.А. Есенина 1 декабря 2015 года отмечает свое столетие. В настоящее время в рамках вуза плодотворно действуют три института и восемь факультетов, мощно и эффективно работают психолого-педагогические подразделения (кафедры, аспирантура, магистратуры, лаборатории, центры). Центр образования «Дистанционные технологии» - достаточно молодая образовательная организация, где на протяжении 6 лет по программам общего образования обучаются дети с особыми потребностями. Форма обучения (очная или дистанционная) зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Среди обучающихся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с сенсорными нарушениями (речи, зрения, слуха), с неврологией, с задержкой психического развития, но большинство с соматическими заболеваниями. Противопоказаниями для обучения в Центре являются: умственная отсталость, психопатологическое поведение, тяжелые нервно-психические расстройства (тяжелая шизофрения, тяжелая эпилепсия), остро текущие заболевания органов зрения. В стенах центра дети получают не только качественное обра-

зование, которое позволяет им поступать в высшие и средние учебные заведения, но и возможность общения без барьеров со сверстниками и наиболее эффективной социализации. Благодаря интерактивным технологиям обучающиеся не только осваивают курс школьной программы, но могут (причем совершенно бесплатно) заниматься в различных кружках, студиях и секциях. Все это становится возможным благодаря работе квалифицированных кадров и индивидуальному подходу к каждому ребенку.

С учетом специфики нашего образовательного центра большое внимание уделяется психолого-педагогическим диагностическим процедурам. Каждый сотрудник понимает, что современный педагог, работающий в сфере инклюзивного образования, -это еще и хороший прикладной психолог. Он стремится строить воспитание и обучение своих воспитанников на объективных данных о личности школьника, особенностях его развития, окружения [3]. В справочнике, на который была сделана ссылка, содержится много ценных рекомендаций, используя которые педагоги могут сделать образовательный процесс более гуманным, эффективным, интересным. Отмечу, его авторы - преподаватели Рязанского государственного университета, с которым у нашего центра сложилось хорошее профессиональное взаимодействие. Еще одним из постоянно востребованных трудов преподавателей вуза является книга «Методика воспитательной работы», уже выдержавшая несколько изданий. Для нас - педагогов, работающих в образовательной организации, реализующих основные идеи педагогической инклюзии, принципиальное значение имеет мысль, не просто декларируемая в данном учебном пособии, но подробно в нем раскрытая и дополненная целым рядом практических советов. «Главной единицей учебно-воспитательного процесса становится педагогическое взаимодействие, которое предполагает взаимное и плодотворное развитие качеств личности педагога и его учеников на основе равенства в общении и партнерстве в совместной деятельности» [4, с. 61]. То, что вуз предоставляет нашему коллективу свои научные, научно-методические и учебно-методические труды для пополнения школьной библиотеки и практического использования, можно также рассматривать как некую грань нашего сотрудничества. Но еще более ценным является то, что мы имеем возможность непосредственного общения с теми, чьи работы широко используются педагогическим сообществом нашей страны.

Хочу отметить тот факт, что студенты педагогических специальностей университета проходят на базе центра педагогическую практику, что позволяет им не только применить свои знания по организации и проведению уроков, но также отработать навыки

работы с детьми с особыми потребностями в обучении. Большое количество практикантов приходят работать в Центр после окончания университета. Еще обучаясь на пятом курсе, я начала работать в Центре образования «Дистанционные технологии» в должности учителя географии и биологии. В настоящее время работу совмещаю с обучением в магистратуре по направлению «Педагогика высшей школы» при кафедре педагогики и менеджмента в образовании факультета социологии и управления РГУ им. С.А. Есенина. Отмечу, что уже несколько лет подряд педагоги нашего центра выбирают данную магистерскую программу для повышения уровня своего профессионализма. Такой выбор во многом определен тем, что преподаватели вуза сами являются высококомпетентными профессионалами своего дела, которые, в том числе, осуществляют творческое сопровождение нашего профессионально-личностного развития. Я написала об этом неслучайно, так как абсолютно уверена, что творчество в работе с детьми, требующими особого внимания и подхода, выступает обязательным проявлением нашего труда. И в этом плане обучение педагогов профессиональному творчеству, содействие их собственному творческому раскрытию является важным моментом обучения в высшей школе. Упомянув тот факт, что в данной магистратуре преподаватели осуществляют творческое сопровождение нашего профессионально-личностного развития, отмечу, что под таким сопровождением понимается деятельность педагогов, обеспечивающая максимально полное творческое развитие личности тех, кого они обучают. «Это не только продуманная система работы, но и содействие, соучастие, сопереживание, помощь, психолого-педагогическая поддержка» [5, с. 38].

Отмечая сам факт сотрудничества, подчеркнем, что вот уже четыре года выпускники центра обучаются в РГУ им. С.А. Есенина. Занятия проходят в очной или заочной форме с элементами дистанционных технологий. Существенным плюсом является возможность сдать вступительные экзамены дистанционно, по заявлению в приемную комиссию, при наличии справки об ОВЗ. После зачисления на заочное обучение по заявлению студенты переводятся на обучение с элементами дистанционных образовательных технологий.

Наблюдается тенденция ежегодного увеличения числа поступивших с одного человека в 2012 году (первый выпуск) до трех человек в 2013 и четырех человек в 2014 году. В 2015 году ряды студентов пополнили еще трое выпускников. Такие результаты стали возможны благодаря постоянным и тесным контактам педагогов центра, родителей и учеников 10-11 классов с представителями приемной комиссии университета. Информационную поддержку обеспечивает ответственный секретарь приемной

комиссии Н.В. Жмурова. В период набора студентов на базе вуза проходят встречи выпускников нашей школы и их родителей с руководителями приемной комиссии, где можно получить квалифицированную помощь и ответы на интересующие вопросы. Для детей-инвалидов предусмотрены льготы. За этот период наши выпускники стали студентами института педагогики, психологии и социальной работы, факультета истории и международных отношений, факультета социологии и управления, факультета физической культуры и спорта, где открыта специальная группа для лиц с ОВЗ. Выпускники самостоятельно выбирают направление и форму обучения: очная, заочная, очная по индивидуальным учебным планам.

Большим подспорьем для наших выпускников является то, что для детей-инвалидов, проучившихся в школе три календарных года, существует программа передачи в дар комплекта оборудования, с помощью которого создается базовое рабочее место на дому для продолжения обучения в вузе с помощью дистанционных технологий. Ребенок, проучившийся в школе менее трех календарных лет, но поступивший в РГУ им. С.А. Есенина, имеет право продлить право безвозмездного пользования оборудованием на все время обучения в вузе при наличии справки об обучении с использованием дистанционных технологий.

Помощь в сопровождении дистанционного образования выпускников нашей школы обеспечивает В.А. Фулин - начальник центра дистанционного обучения и мониторинга качества образования при РГУ им. С.А. Есенина. На сегодняшний день обучение проводится по пяти направлениям: психолого-педагогическое образование (психология), педагогическое образование (история, информатика), теология, юриспруденция. Центр образования имеет личный сайт на платформе сайта университета, что способствует быстрому и качественному информированию об изменениях в сфере образования.

Нельзя не сказать и о том, что в обучении наших выпускников в вузе есть целый ряд проблем. К ним, в первую очередь, следует отнести: трудности в разном уровне подготовки за счет разного нестабильного физического состояния и начального уровня знаний, с которыми ученик приходит в Центр образования; незнание многими педагогами особых методов и приемов инклюзивного образования; психологическая неготовность преподавателей.

Сотрудничество школы и вуза не ограничивается старшими классами. В начальной школе педагоги вуза принимают активное участие в различных мероприятиях, уделяя особое внимание Новому году. В среднем звене в рамках индивидуального сотрудничества преподаватели кафедры физической географии и методики ее преподавания ежегодно проводят мероприятия в Центре по предметам естественного

ВЫ^т USUES. Science, education, economy. Series economy. № 3 (13), 2015

97

цикла, что повышает мотивацию школьников к обучению и способствует социализации. Ученики принимают активное участие в конкурсах и мероприятиях, проводимых вузом, особо ученикам и их родителям нравится посещение вузовских музеев: Учебный музей краеведения, Музей истории народного образования Рязанского края и истории РГУ им. С.А. Есенина, Музей академика И.И. Срезневского, Музей С.А. Есенина и кафедр университета, что благоприятно отражается на самочувствии детей и расширяет их кругозор.

В завершение отмечу, что сотрудничество РГУ им. С.А. Есенина и Центра образования укрепляется, расширяя уже имеющиеся сферы взаимодействия и добавляя новые.

Список литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30obrazovanie-dok.html (свободный).

2. Нормативно-правовая база инклюзивного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.imc-new.com/teaching-potential/58-metodrecomm end/675-2014-09-29-12-10-09 (свободный).

3. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2005. - 160 с.

4. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремкина и др.]; под ред. В.А. Сластенина. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 160 с.

5. Мартишина Н.В. Сопровождение профессионального развития педагогов // Управление начальной школой. - № 10 /октябрь/ 2009. - С. 37-42.

List of literature:

1. Federal law of the Russian Federation «On education in Russian Federation» of 29 December 2012 № 273-FZ [Electronic resource]. - URL: http://www. rg.ru/2012/12/30obrazovanie-dok.html (free).

2. The regulatory framework of inclusive education [Electronic resource]. - URL: http://www. imc-new.com/teaching-potential/58-metodrecom-mend/675-2014-09-29-12-10-09 (free).

3. Handbook of Deputy school Director on educational work / L.A. Baikova, L.K. Grebenkina, O.V. Eremkina, N.A. Gokina, N.B. Martichina - Moscow: Center «Pedagogical search», 2005. - 160 p.

4. Methodology of educational work: proc. The Handbook for students. the high. proc. Institutions / [L.K. Grebenkina, E.M. Adzhieva, O.V. Eremkina and others]; under the editorship of V.A. Slastenin. - 7-e izd., erased. - Moscow: Publishing center «Academy», 2009. - 160 p.

5.MartichinaN.V. Support for professional development of teachers / Management/primary school. - № 10 /October/ 2009. - P. 37-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.