The formation of the inclusive education: a view from inside Buslaeva E. , Stolchneva E. (Russian Federation)
Становление инклюзивного образования: взгляд изнутри Буслаева Е. Н. , Столчнева Е. А. (Российская Федерация)
]Буслаева Елена Николаевна /Buslaeva Elena - кандидат педагогических наук, доцент;
2'Столчнева Екатерина Александровна / Stolchneva Ekaterina - студент, кафедра социальной адаптации и организации работы с молодежью, факультет «Институт социальных отношений»,
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга
Аннотация: в статье разбираются проблемы, возникающие в процессе развития инклюзивного образования, особенности дистанционного обучения, трудности, возникающие у педагогов, включенных в инклюзивное образование. Высказывается пожелание о необходимости тесного взаимодействия родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, с педагогами, обучающими их детей.
Abstract: the article studies the problems arising in the development process inclusive education, especially distance education difficulties the teachers included in inclusive education. Expresses the wish of the need for close interaction between parents, bringing up children with disabilities, with teachers, teaching their children.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, «особые» дети, дистанционное обучение.
Keywords: inclusive education, children with disabilities, «special» children, distance learning.
В настоящее время в России большое внимание уделяется вопросу развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие инклюзивного образования - это не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение существующей системы образования в целом. Оно направлено не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка [6].
Инклюзивное образование, являясь наиболее эффективным и гуманным, даёт возможность детям-инвалидам получить доступное образование, реализовать личностный потенциал, социализироваться в среде сверстников, прожить настоящее и полноценное детство. Помимо этого, здоровые дети, обучающиеся совместно с «особенными» сверстниками, учатся терпимости, состраданию, сопереживанию, пониманию того, что любой человек, независимо от состояния здоровья, индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей имеет право на полноценную жизнь и уважение со стороны общества.
Радует то, что, несмотря на сложности, связанные с кризисом, руководство РФ выделяет немалые денежные средства на развитие инклюзивного образования. Так, в 2015 году Премьер-министром России Дмитрием Медведевым подписано распоряжение о распределении более 3 млрд. рублей между 82 субъектами Федерации на формирование 3150 базовых общеобразовательных организаций с условиями для инклюзивного образования детей-инвалидов. В частности, в Калужскую область из федерального бюджета направили 17 млн. 842 тыс. рублей субсидий. Из регионального бюджета на развитие инклюзивного образования в 2015 году дополнительно выделено 7 млн. 646 тысяч рублей [4; 6].
Можно надеяться на то, что выделяемые денежные средства позволят решить многие проблемы, возникшие в Калужской области в процессе внедрения данного вида образования.
На сегодняшний день в Калуге организованы условия для инклюзивного дошкольного образования в трёх детских садах. Первым шагом к развитию инклюзивного образования в общеобразовательных школах стало открытие центра дистанционного обучения (ЦДО) на базе Государственной казённой общеобразовательной школы-интерната Калужской области «Лицей-интернат «Областной центр образования» [5].
Опыт работы ЦДО по внедрению инклюзивного образования выявил огромное количество проблем. Это и высокие материальные затраты на создание благоприятной среды для детей с ОВЗ, недостаточная профессиональная подготовка педагогов общего образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход в массовой школе, и многие другие проблемы, а самое главное, отсутствие нормативно-правовой базы, научно-методического сопровождения, программно-дидактических материалов и методических пособий для реализации этой важной задачи.
Несмотря на трудности, специалисты центра прилагают максимум усилий для того, чтобы дети-инвалиды, обучающиеся в нём, получили достойное образование. Современное оборудование, предоставленное каждому ребёнку, позволяет проводить учебные занятия с использованием новейших технологий, педагоги центра используют индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом специфики заболевания, также помимо общеобразовательных предметов детям преподают дополнительные дисциплины по выбору.
Дети с ОВЗ привлекаются к общественной жизни школы-интерната, участвуют в различных мероприятиях, демонстрируя свои таланты, выступают со своими работами на различных научных
конференциях. Но как бы ни старались преподаватели центра, они не в силах решить ряд существенных проблем.
Специалистами ЦДО была предпринята попытка организации инклюзивного образования на базе школы-интерната. Но здание школы располагается в отдалённом районе города, что лишает детей-инвалидов возможности свободно добраться до места обучения. Доставка транспортом центра организована для минимального количества детей.
Основная масса учеников с ограниченными возможностями здоровья обучаются дистанционно дома. При всём удобстве такого обучения, ребёнок лишается возможности общаться со сверстниками, что может отрицательно сказаться на развитии коммуникативных способностей, освоении социального поведения и привести к иным социально-психологическим проблемам.
Также ребёнок лишается возможности продемонстрировать сверстникам свои способности, получить положительную оценку коллектива, своих товарищей. А это, несомненно, могло бы стать дополнительной мотивацией к учёбе, стимулом к дальнейшему совершенствованию, а также могло бы придать уверенности в своих силах.
В процессе дистанционного обучения основной объём информации, необходимой для получения образования, дети-инвалиды изучают самостоятельно. При подготовке домашнего задания могут возникать трудности или дополнительные вопросы.
Помимо этого, специфика заболевания может быть таковой, что самостоятельно «особенный» ученик вообще не может изучать материал. В таких случаях вся ответственность за обучение ребёнка ложится на плечи родителей. И хорошо, если родители достаточно образованы, могут разобрать учебный материал и доступно объяснить его.
Совместный труд родителей и ребёнка, ежедневная кропотливая работа приносят свои положительные результаты, стимулируют к дальнейшим «битвам», закаляют характер. Главное для родителей - это вера в своего ребёнка. Как бы тяжело и больно ни было, нужно достойно проходить все трудности и учить этому своих детей. А ещё каждый родитель, участвуя в учебном процессе, должен идти на тесный контакт и сотрудничество с педагогами, не стесняться задавать вопросы, рассказывать о проблемах, достижениях, особенностях восприятия ребёнком учебного материала, а также учиться вместе с ребёнком, стараться присутствовать на каждом дистанционном уроке, записывать то, что незнакомо, непонятно. При подготовке домашнего задания это может пригодиться.
Труд родителей в этом отношении просто бесценен. Родители должны быть активными участниками учебного и воспитательного процесса. Хорошо продуманная организация совместной работы семьи и школы даст гораздо более эффективные результаты в развитии ребёнка с ОВЗ. Ведь ни один, даже самый высококвалифицированный профессионал, не может знать всех особенности ребёнка так же хорошо, как это знают родители.
Если ребёнок с ОВЗ затрудняется учиться самостоятельно при дистанционном обучении, а родители по какой-либо причине не имеют возможности ему помочь, то процесс обучения ограничивается только дистанционными уроками, при этом объём получаемой информации сводится к минимуму, и уровень подготовки не позволит такому ученику продолжить своё обучение после школы.
Ещё хотелось бы обратить внимание на один неприятный момент, который возникает в процессе обычного надомного обучения - это безответственность педагогов. К великому сожалению, в наших школах отношение к детям-инвалидам в большинстве случаев негативное. Учителя-надомники очень часто пропускают уроки или затрачивают на урок минимальное количество времени, или вообще не заинтересованы обучить «особенного» ребёнка своему предмету. Чаще всего это происходит у детей-инвалидов, чьи родители занимают низкий социальный статус. Учителя чувствуют свою безнаказанность и позволяют себе поведение, недостойное звания педагога. При дистанционном образовании такие случаи встречаются реже, но, тем не менее, имеют место быть. Чаще всего родители жалуются на учителей иностранных языков. Ведь частные уроки оплачиваются гораздо выше, чем занятия с детьми-инвалидами. С полной уверенностью можно сказать, что подобных ситуаций при введении инклюзивного образования возможно полностью избежать.
Но, в то же время, инклюзивное образование - это инновационный процесс, незнакомый как специалистам системы образования, так и простым обывателям. Общество не готово к этой инновации. Оно слишком консервативно и насторожено относится ко всему новому. Российское общество может с восторгом смотреть на достижения других стран, но когда эти достижения пытаются внедрить в их жизнь, в жизнь их детей, всё воспринимается болезненно. Ведь нарушается привычный уклад жизни. Поэтому при внедрении инклюзивного образования необходимо каким-то образом подготовить саму общественность к пониманию важности этого процесса, наглядно продемонстрировать все положительные моменты как для детей-инвалидов, так и для детей, обучающихся совместно с ними.
Педагоги общеобразовательной школы также не готовы к данному нововведению. Они нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Но самое важное, чему должны научиться педагогики массовой школы - это работать с разными детьми и учитывать это многообразие в своём педагогическом подходе к каждому. Основной вопрос практиков
«как?», пока не во всех случаях находит квалифицированный ответ. Иногда нужен педагогический поиск, эксперимент, новаторская смелость.
При развитии инклюзивного образование необходимо особое внимание обратить на подготовку сопровождающего персонала для детей с ОВЗ. В каждом классе, где обучается «особенный» ребёнок, желательно наличие педагога-дефектолога (узкого специалиста) или педагога-психолога, или социального педагога, который будет непрерывно находиться с ребёнком, помогая ему как в учебном процессе, так и на перемене, когда ребёнку потребуется какая-либо помощь [4].
При этом необходимо определить достойную заработную плату тем специалистам, которые работают с детьми-инвалидами. Ведь не секрет, что работники этой сферы на сегодняшний день имеют низкий уровень дохода. Чаще всего, это люди, у которых достаточно личных проблем. Этими проблемами они с удовольствием делятся с родителями детей-инвалидов при посещении их на дому. Получается, что человек, назначение которого помогать решать возникающие в семье проблемы, привносит в эту семью дополнительный негатив. И, к сожалению, это не единичные случаи.
Необходимость инклюзивного подхода в обучении, его скорейшее внедрение в российскую систему образования ни у кого не вызывает сомнения, но для развития инклюзивной практики образования требуется время, требуются изменения в профессиональном мышлении педагогов, в сознании всего общества, требуются обоснования экономических и финансовых затрат, необходимых для функционирования этой системы. На данном этапе развития нашего общества инклюзивное образование вызывает больше вопросов, чем ответов. И к чему мы придём в итоге - покажет время.
Литература
1. Актуальные проблемы коррекционного и инклюзивного образования в контексте реализации ФГОС: Материалы международной научно-практической конференции [Текст] / Под общей редакцией Е. А. Репринцевой, Е. Н. Российской. Курск: Изд-во «Мечта», 2013. 527 с.
2. Малофеев Н. Н. Похвальное слово инклюзии или речь в защиту самого себя / Н. Н. Малофеев // Дефектология. 2011. № 4. С. 3-17.
3. Малофеева Н. Н. Школа должна учить ребенка быть независимым: образование детей с ограниченными возможностями / Н. Н. Малофеева // Социальная педагогика. 2011. № 3. С. 121-125.
4. Постановление Правительства Калужской области от 22 декабря 2010 г. N 522 об утверждении долгосрочной целевой программы «Доступная среда в Калужской области (2011-2015 годы)».
5. Распоряжение Губернатора Калужской области от 03.10.2012 N 101-р «О создании Координационного совета при Губернаторе Калужской области по разработке региональной стратегии и плана действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
6. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».