Научная статья на тему 'Современный взгляд на инклюзивное образование'

Современный взгляд на инклюзивное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5849
1083
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ИНКЛЮЗИЯ / INCLUSION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / INDIVIDUAL ABILITIES / ПРЕИМУЩЕСТВА / ДОСТОИНСТВА / ADVANTAGES / НЕДОСТАТКИ / DISADVANTAGES / МЕТОДЫ / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феталиева Л.П.

В статье рассматриваются социальные и правовые аспекты инклюзивного образования, анализируются понятия «интеграция» и «инклюзия выделены их группы и преимущества. Также в статье указаны достоинства и недостатки инклюзивного обучения и предложены методы обучения инклюзивного образования, рассматриваются социальные и правовые аспекты инклюзивного образования и мировая школьная практика инклюзии. Также в статье сопоставляются понятия «интеграция» и «инклюзия», прописаны достоинства и недостатки интегрированного обучения детей всех категорий. В статье говорится, что главным условием интеграции в России является приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в массовой школе, не приспособленной для них. Иначе говоря, ребёнок должен соответствовать стандартам системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN VIEW ON INCLUSIVE EDUCATION

The article deals with the social and legal aspects of inclusive education, analyzes the concepts of “integration” and “inclusion” of their groups and advantages. The article researcher describes the advantages and disadvantages of inclusive education and suggests methods for teaching inclusive education, examines the social and legal aspects of inclusive education and the world's school practice of inclusion. The work compares the concepts of “integration” and “inclusion” and describes the advantages and disadvantages of integrated education for children of all categories. The article says that the main condition for integration in Russia is to bring the needs of children with mental and physical disabilities into line with the education system that remains generally unchanged: children with disabilities in a mass school not adapted to them. In other words, the child must meet the standards of the education system.

Текст научной работы на тему «Современный взгляд на инклюзивное образование»

9. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Москва: Владос, 2011.

10. Феталиева Л.П. Достоинства инклюзивного образования. Актуальные вопросы науки третьего тысячелетия: материалы Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2015.

References

1. Alehina S.V., Semago N.Ya., Fadina A.K. Inklyuzivnoe obrazovanie. Vypusk 1. Moskva: Centr «Shkol'naya kniga», 2010.

2. Andreev V.N. Distancionnoe obrazovanie detej-invalidov: zarubezhnyj opyt: uchebnoe posobie. Tula, 20l0.

3. Belenkova L.Yu. Innovacionnye podhody k obrazovaniyu detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: ot integracii k inklyuzii. Integraciya obrazovaniya. 2011; 1.

4. Borisova N.V., Prushinskij S.A. Inklyuzivnoe obrazovanie: klyuchevye ponyatiya. Moskva: Vladimir: Tranzit - IKS, 2009.

5. Vedihova D.S. Razvitie inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011; 2.

6. Ekzhanova E.A. Osnovy integrirovannogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Drofa, 2008.

7. Zagumennov Yu.L. Inklyuzivnoe obrazovanie: sozdanie ravnyh vozmozhnostej dlya vseh uchaschihsya. Minskaya shkola segodnya. 2008; 6.

8. Necheporenko A.R. Pravovye osobennosti razlichnyh form polucheniya obrazovaniya det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. (Aktual'nye problemy korrekcionnoj pedagogiki). Korrekcionnaya pedagogika. 2011; 5.

9. Staroverova M.S. Inklyuzivnoe obrazovanie. Nastol'naya kniga pedagoga, rabotayuschego s det'mis OVZ. Moskva: Vlados, 2011.

10. Fetalieva L.P. Dostoinstva inklyuzivnogo obrazovaniya. Aktual'nye voprosy nauki tret'ego tysyacheletiya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sterlitamak, 2015.

Статья поступила в редакцию 24.07.18

УДК 378

Fetalieva L.P., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: laura-p888@mail.ru

MODERN VIEW ON INCLUSIVE EDUCATION. The article deals with the social and legal aspects of inclusive education, analyzes the concepts of "integration" and "inclusion" of their groups and advantages. The article researcher describes the advantages and disadvantages of inclusive education and suggests methods for teaching inclusive education, examines the social and legal aspects of inclusive education and the world's school practice of inclusion. The work compares the concepts of "integration" and "inclusion" and describes the advantages and disadvantages of integrated education for children of all categories. The article says that the main condition for integration in Russia is to bring the needs of children with mental and physical disabilities into line with the education system that remains generally unchanged: children with disabilities in a mass school not adapted to them. In other words, the child must meet the standards of the education system.

Key words: inclusive education, inclusion, integration, children with disabilities, individual abilities, advantages, disadvantages, methods.

Л.П. Феталиева, канд. филол. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования,

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: laura-p888@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В статье рассматриваются социальные и правовые аспекты инклюзивного образования, анализируются понятия «интеграция» и «инклюзия выделены их группы и преимущества. Также в статье указаны достоинства и недостатки инклюзивного обучения и предложены методы обучения инклюзивного образования, рассматриваются социальные и правовые аспекты инклюзивного образования и мировая школьная практика инклюзии. Также в статье сопоставляются понятия «интеграция» и «инклюзия», прописаны достоинства и недостатки интегрированного обучения детей всех категорий. В статье говорится, что главным условием интеграции в России является приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в массовой школе, не приспособленной для них. Иначе говоря, ребёнок должен соответствовать стандартам системы образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзия, интеграция, дети с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальные способности, преимущества, недостатки, достоинства, методы.

Социальные и правовые аспекты инклюзивного образования исследовали Л.И. Акатов, Н.В. Антипьева, Д.В. Зайцев, П. Романов и др. Р Жаворонков, В.З. Кантор, Н.Н. Малофеев, Е.Ю. Шинкарева и др.

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости.

В литературе инклюзивное образование рассматривается как «организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, - в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку» (М.С. Староверова) или как «совместное обучение и (или) воспитание в специально созданных условиях, включая органи-

зацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений» (Н.В. Борисова, С.А. Прушинский).

В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования. С.Н. Сорокоумова, кандидат психологических наук, доцент, в своем исследовании дает определение инклюзивному образованию: инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении и воспитании детей, а также отмечает, что инклюзивное образование предполагает, что разнообразию потребностей учащихся должен соответствовать континуум сервисов, в том числе образовательная среда, наиболее благоприятная для них. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка (С.Н. Сорокоумова).

С.И. Сабельникова отмечает следующее: в настоящее время болонское соглашение, в части инклюзии как реформы, поддерживающей и приветствующей различия и особенности каждого ученика (пол, раса, культура, социальный класс, национальность, религии, а также индивидуальные возможности и способности), начинает свои первые шаги в России. Инклюзия рассматривается зачастую исключительно как обучение детей с инвалидностью в общеобразовательных школах вместе с их сверстниками [1]. Инклюзивное обучение даёт возможность детям развивать социальные отношения через непосредственный опыт. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка.

Психологами и педагогами доказано, что отношения и взаимодействие здоровых детей со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья являются важнейшим фактором, обеспечивающим успешность инклюзивного образования (C.B. Алехина, Л.Н. Давыдова, Ю.М. Забродин, Э.И. Леонгард, Д.М. Маллаев, H.H. Малофеев. H.H. Назарова, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко).

Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) - это также процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками [2]. Но инклюзивное образование - более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребёнка.

Эту точку зрения разделяют Н.Н. Малофеев, Е.Р. Ярская-Смирнова, Л.М. Шипицына и др.; инклюзивное образование - это специально организованная работа педагогов по обеспечению взаимодействия обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в пространстве общеобразовательного учреждения. Такое взаимодействие предполагает создание специальных педагогических условий обучения: адаптивной образовательной среды, организацию психолого-медико-педагогического сопровождения, формирование инклюзивной культуры детей, педагогов, родителей.

Д.В. Зайцев разделяет понятие инклюзивного образования за счёт процесса «включения» детей инвалидов в образовательное пространство групп, классов, коллективов детей, не имеющих отклонений в развитии на основе организации совместного обучения и воспитания, практик коммуникации, сотрудничества детей, конструирование практик взаимодействия на равных».

Общественные деятели и педагоги согласны с позицией, что инклюзивное образование является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Поэтому возникает задача -дать возможность каждому ребёнку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

Это потребует иного подхода к организации обучения, означающий реформирование школ, перепланировку помещений, развитие образовательных технологий таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей, так чтобы все учащиеся успешно учились совместно со своими сверстниками в школе по месту жительства.

Таким образом, в мировой школьной практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками.

В теории и образовательной практике России развивается и другое направление совместного обучения детей с особыми потребностями со здоровыми. Это направление обычно обозначают термином интеграция. Эта категория детей крайне разнородна и «интегрирована» в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. Условно можно выделить четыре группы:

- дети, чья «интеграция» не вольна и обусловлена тем, что отклонение в развитии не было выявлено;

- дети, родители которых, зная об особых проблемах ребёнка, по разным причинам хотят обучать его в массовом дет-

ском саду или школе; к сожалению, лишь для части из них такую форму обучения можно признать эффективной, многие через несколько лет обучения, не соответствующего особым нуждам детей, всё же оказываются в специальных учреждениях или даже полностью «выпадают» из системы образования;

- дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой родителями и специалистами, подготовлены к обучению в среде нормально развивающихся сверстников, в результате чего специалисты рекомендуют им интегрированное обучение;

- в дальнейшем такие дети, как правило, получают лишь эпизодическую коррекционную помощь, при этом связь между учителем-дефектологом, психологом и педагогами детского сада или школы осуществляется в основном (часто только) через родителей.

Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательные учреждения, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками.

Главным условием интеграции в России является приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в массовой школе, не приспособленной для них. Иначе говоря, ребёнок должен соответствовать стандартам системы образования. Воспитанники специальных дошкольных групп и классов в массовых детских садах и школах, чье обучение и воспитание осуществляется с учётом отклонений в их развитии, но специальные группы и классы часто оказываются обособленными, изолированными [3].

Сопоставим понятия «интеграция» и «инклюзия».

Интеграция:

- внимание направлено на проблемы «особых» детей;

- необходимое требование - изменение субъекта (ребёнка с проблемами);

- преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями;

- профессиональная, специальная экспертиза и формальная поддержка;

- возможно использование специальных методов обучения и терапия;

- ассимиляция;

Инклюзия:

- внимание направлено на всех детей детского сада, школы;

- изменяются детский сад, школа;

- преимущества получают все дети;

- неформальная поддержка и экспертиза воспитателя детского сада, учителя массового класса;

- качественное обучение и воспитание всех детей - учеников школы;

- трансформация.

Достоинства интегрированного обучения детей всех категорий связывают с:

- сохранением детско-родительских отношений и возможность полноценного участия ребёнка в повседневной жизни своей семьи;

- обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- полноценной речевой средой;

- результатом постоянного общения со слышащими детьми вырабатывается привычка к общению со слышащими, и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении совместно со слышащими [4].

Недостатки интегрированного обучения связаны со:

- сложными акустическими условиями в помещении классной комнаты или спортзала, большой наполняемостью класса, расстановкой учебных столов, лекционной формой подачи учебного материала или постоянной работой на уроке в режиме полилога; значительным и разнообразным по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам речевым материалом;

- сложностью усвоения норм социального поведения;

- ребёнок с ОВЗ в массовой школе становится одним из тех, кто может быть причиной дискомфорта или стресса;

- незнанием особенностей развития детей с ОВЗ и зачастую нежеланием педагогов образовательного учреждения работать с таким ребёнком.

Инклюзивное образование - это осознанное включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства [5].

Анализ литературы и практический опыт позволяет выделить достоинства и недостатки инклюзивного образования. К его достоинствам относятся:

- создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями;

- создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения;

- обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами;

- подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребёнка и его интеграции в общество;

- формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т. е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

Инклюзивное образование так или иначе делает акцент на персонализации процесса обучения. В литературе и учителя практики при его организации предлагают избегать:

- объяснения заданий, которые следует выполнить во время урока, в форме лекций;

- пассивности учащихся;

- излишней строгости при установлении тишины в классе во время занятия; о заполнения занятий следующими видами деятельности: работа с упражнениями, в которых нужно вставить пропущенное слово / предложение, работа с учебными тетрадями и другие виды так называемой «сидячей работы»;

- чрезмерной направленности на чтение текстов из учебника;

- объяснения нового материала в большом объеме в один приём;

- излишней концентрации на фактах и деталях;

- стресса, связанного с оцениванием;

- разделения школьников в группы «по способностям»;

Библиографический список

- частого использования стимулирующих методик;

- стандартизированного тестирования [6].

Они же предлагают при организации инклюзивного образования:

- применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения;

- использовать активные методы обучения, включая дискуссии, общение;

- уделять больше внимания усвоению ключевых понятий того или иного предмета;

- применять способы поэтапного усвоения нового материала;

- уделять больше времени чтению художественной литературы;

- давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий;

- предоставлять учащимся большую свободу выбора;

- внедрять принципы демократических отношений в школе;

- уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого учащегося;

- использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению класса;

- исходить из индивидуальных потребностей учащихся, применяя индивидуализированных видов деятельности, но не делить класс на группы, например, исходя из способностей учеников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями, которые обучаются в общеобразовательной школе;

- привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию школы и другие заинтересованные организации и общественность;

- опираться на оценку преподавателем успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении [7].

Недостатки инклюзивного образования в первую очередь, связаны с отсутствием апробированного на практике и общественно-признанного опыта совместного обучения детей всех категорий, а также недостаточным его научным и методическим обоснованием:

- в российских социально-экономических условиях и уровне общественного сознания инклюзивное образование носит пока экспериментальный характер.

1. Алехина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Москва: Центр «Школьная книга», 2010; Выпуск 1.

2. Андреев В.Н. Дистанционное образование детей-инвалидов: зарубежный опыт: учебное пособие. Тула, 2010.

3. Беленкова Л.Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии. Интеграция образования. 2011; 1.

4. Борисова Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование: ключевые понятия. Москва: Владимир: Транзит - ИКС, 2009.

5. Ведихова Д.С. Развитие инклюзивного образования в России. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. 2011; 2.

6. Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения: учебное пособие для вузов. Москва: Дрофа, 2008.

7. Загуменнов Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся. Минская школа сегодня. 2008; 6. References

1. Alehina S.V., Semago N.Ya., Fadina A.K. Inklyuzivnoe obrazovanie. Moskva: Centr «Shkol'naya kniga», 2010; Vypusk 1.

2. Andreev V.N. Distancionnoe obrazovanie detej-invalidov: zarubezhnyj opyt: uchebnoe posobie. Tula, 2010.

3. Belenkova L.Yu. Innovacionnye podhody k obrazovaniyu detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: ot integracii k inklyuzii. Integraciya obrazovaniya. 2011; 1.

4. Borisova N.V., Prushinskij S.A. Inklyuzivnoe obrazovanie: klyuchevye ponyatiya. Moskva: Vladimir: Tranzit - IKS, 2009.

5. Vedihova D.S. Razvitie inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011; 2.

6. Ekzhanova E.A. Osnovy integrirovannogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Drofa, 2008.

7. Zagumennov Yu.L. Inklyuzivnoe obrazovanie: sozdanie ravnyh vozmozhnostej dlya vseh uchaschihsya. Minskaya shkola segodnya. 2008; 6.

Статья поступила в редакцию 24.07.18

УДК 159.9

Besaeva A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Pedagogy and Psychology Department, South-Ossetian State University n.a. A. Tibilov (Tshinval), E-mail: anzela1983@mail.ru

Dzudtsova E.M., student, Public Administration and Financial Control Department, Financial University under the Government of Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: anzela1983@mail.ru

Kelechsaeva A.A., lecturer, Pedagogy and Psychology Department, South-Ossetian State University n.a. A. Tibilov (Tshinval), E-mail: anzela1983@mail.ru

ABOUT THE THEORETICAL BASIS OF FORMING ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS' MORAL AND ETHIC ORIENTATION. The article deals with elementary school students' age-sensitive and psychological designs which determine the projecting and organization of psychological and pedagogic interaction in the context of their moral and ethic orientation. Circumstances,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.