References
1. Smirnova E.A. Teoriya i metodika organizacii samodeyatel'nogo tvorchestva trudyaschihsya v kul'turno-prosvetitel'nyh uchrezhdeniyah. Moskva: Prosveschenie, 1983.
2. Mihajlova N.G. O nekotoryh obschih osobennostyah sovremennoj hudozhestvennoj samodeyatel'nosti. Hudozhestvennaya samodeyatel'nost'. Tradicii, masterstvo, vospitanie. Moskva, 1985: 3 - 14.
3. Strel'cova E.Yu. Narodnoe hudozhestvennoe tvorchestvo kak ob'ekt nauchnogo issledovaniya: Opyt istoriko-'epistemologicheskogo izyskaniya: monografiya. Moskva, 2003.
4. Cibikov B.D. Kul'turnoe stroitel'stvo v Buryat-Mongolii v period vosstanovleniya narodnogo hozyajstva SSSR (1921 - 1925). Buryat-Mongol'skij NII kul'tury. 1955; Vypusk 20: 42 - 68.
5. Andrusenko L.S. Detskoe horeograficheskoe tvorchestvo vhudozhestvennojkul'ture RossiiХХ- nachala XXI vv. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Sankt-Peterburg, 2008.
6. Zyabliceva S.V. Klubnaya hudozhestvennaya samodeyatel'nost' Zapadnoj Sibiri v gody Velikoj otechestvennoj vojny. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; 10: 95 - 99.
7. Ural'skaya V.I., Purtova T.V. Horeograficheskaya samodeyatel'nost'. Samodeyatel'noe hudozhestvennoe tvorchestvo v SSSR. Ocherki istorii (konec 1950 - 1990-h godov). Sankt-Peterburg, 1999: 335 - 354.
8. Grinev V.V. Razvitie sel'skoj hudozhestvennoj samodeyatel'nosti v 1945-1991 gg. Dissertaciya ... kandidata istoricheskih nauk. Krasnodar, 2012.
9. Sovremennye tehnologii social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Pod obschej redakciej E.I. Grigor'evoj. Tambov: Izdatel'stvo TGU im. G.R. Derzhavina, 2002.
Статья поступила в редакцию 24.07.18
УДК 378
Fetalieva L.P., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
STATE REGULATION OF INCLUSIVE EDUCATION. The article analyzes the inclusive aspect of the State Program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020 to ensure the rights of persons with disabilities to inclusive education, consider a package of documents related to the program that confirm the importance of developing the scientific, theoretical, organizational and legal aspects of inclusive education. The article examines the social and legal aspects of inclusive education. The researcher shows the different levels of globalization, considers globalization trends in the development of education and the model of learning with different categories. Global education is treated at different levels - at the level of the global megasystem (planetary), interaction and mutual enrichment of national educational systems, interstate, interregional links and international cooperation.
Key words: inclusive education, inclusive trend, inclusive educational space, strategy, competence, professional qualities, children with disabilities, legal aspect, psychological and medical and social support.
Л.П. Феталиева, канд. филол. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования,
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала., E-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье анализируется инклюзивный аспект Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы для обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование, рассматривают связанный с программой пакет документов, подтверждающих важность разработки научно-теоретических, организационных и правовых аспектов инклюзивного образования. Также в статье рассматриваются социальные и правовые аспекты инклюзивного образования. В статье указаны разные уровни глобализации, рассматриваются глобализацион-ные тенденции в развитии образования и модели обучения с разными категориями. Глобальное образование трактуется на разных уровнях - на уровне глобальной метасистемы (планетарном), взаимодействия и взаимообогащения национальных образовательных систем, межгосударственных, межрегиональных связей и международного сотрудничества.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивный тренд, инклюзивное образовательное пространство, стратегия, компетентность, компетенция, профессиональные качества, дети с ограниченными возможностями здоровья, правовой аспект, психолого-медикосоциальное сопровождение.
Анализируя инклюзивный аспект Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы для обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование, рассматривают связанный с программой пакет документов, подтверждающих важность разработки научно-теоретических, организационных и правовых аспектов инклюзивного образования (О.А. Степанова, Р.Г. Юсупов). Одной из отправных точек при подготовке данной Программы стали «Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года», разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации в апреле 2012 года [1]. В этом документе среди основных тенденций, определяющих в долгосрочной перспективе развитие российской экономики, зафиксировано начавшееся сокращение населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров. За прогнозный период численность населения в трудоспособном возрасте может сократиться примерно на 9,7 млн. человек (или на 11,1%), что приведёт к снижению численности экономически активного населения, сокращению предложения трудовых ресурсов и обострит ситуацию на рынке труда, отмечают разработчики документа. В числе мер нивелирования этих негативных эффектов развития экономики они называют вовлечение в трудовую деятельность
лиц старшего возраста, женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, и создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями [2].
Бесспорно, что данные меры имеют высокую социальную значимость, а доступность качественного образования и вовлечения в профессионально трудовую деятельность большой социальной группы, которую составляют лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включая инвалидов, может решить как минимум две важные задачи. Первая из них - развитие человеческого потенциала страны. Вектор реализации данной задачи определен Д.А. Медведевым 22 ноября 2012 года на совещании по вопросу трудоустройства инвалидов. Премьер-министр подчеркнул, что сегодня в России около 3,5 млн. людей с ограничениями по здоровью, включая инвалидов, трудоспособного возраста, но работает из них приблизительно пятая часть. Поэтому вовлечение в занятость неработающих трудоспособных граждан с ОВЗ с учётом их возможностей и способностей становится не только целью, но и ресурсом социально-экономического развития страны на ближайшие годы. Вторая задача связана с личностными смыслами и развитием жизненных перспектив лиц с ОВЗ.
Наряду со стремлением сохранить и преумножить достижения в вопросах обучения и социализации детей и молодежи с
ОВЗ в ней достаточно чётко прослеживается новый - инклюзивный - тренд в развитии отечественной системы образования [3].
Инклюзивное образование рассматривается международными экспертами в качестве реформы, направленной на поддержку и поощрение разнообразия среди всех обучающихся [4]. Его цель - ликвидация социального отчуждения как следствия различного рода негативных отношений и отсутствия должного реагирования на различия по признаку расы, экономического положения, социальной принадлежности, этнического происхождения, языка, религии, пола, сексуальной ориентации и индивидуальных способностей. Основа инклюзивного подхода -смещение фокуса с ограниченных возможностей ребёнка на преодоление барьеров в обществе, препятствующих нормальной жизни ребёнка, его доступу к базовым социальным службам [5]. Зарубежные исследователи подчеркивают значительный вклад инклюзивного образования в развитие инклюзивного общества. В странах Европы, США и других оно осуществляется в рамках формального, неформального обучения, внутри семей и в рамках более широкого сообщества», тем самым играя решающую роль в обеспечении высококачественного образования для всех учащихся и в создании более инклюзивных обществ», достижении социального равенства. Вместе с тем, отмечают авторы, за рубежом у детей с ОВЗ по-прежнему велик риск отторжения от школьного образования; одна треть из них не охвачена школьным образованием, констатируют международные эксперты. Применительно к современным российским реалиям инклюзивный подход фокусируется главным образом на проблеме обеспечения доступности и качества образования для лиц с ОВЗ в наименее ограничивающей образовательной среде. В Указе Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761 в перечень мер, направленных на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включены законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней; достижение гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, соблюдение права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребёнка. Для этого предлагается обеспечить нормативно-правовое регулирование порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, а также внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования этой социальной группы в случае нарушения права на инклюзивное образование. Инклюзивное образование предполагает «совместное воспитание и обучение всех детей, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и любых иных особенностей в общей системе образования вместе со сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности, создаются условия в соответствии с особыми потребностями и оказывается необходимая специальная поддержка [6].
Нацеленность Программы на обеспечение «учебной успешности каждого ребёнка, независимо от состояния его здоровья и социального положения семьи», требует создания системы поддержки школ и педагогов, обучающих сложные категории обучающихся, в том числе с ОВЗ, и разработки для них ФГОС и примерных основных образовательных программ общего образования. Детям-инвалидам, детям с ОВЗ необходимо предоставить возможность выбора варианта освоения программ общего образования в дистанционной форме, в рамках специального (коррекционного) или инклюзивного образования [7]. Они должны быть обеспечены психолого-медикосоциальным сопровождением и поддержкой в профессиональной ориентации. Для
Библиографический список
этого планируется внедрить эффективные модели финансового обеспечения школ, работающих со сложным контингентом детей, программ дистанционного и инклюзивного образования. В контексте сказанного особенно значимым является включение в основные мероприятия Подпрограммы 2 мероприятия под названием «Реализация моделей получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования детьми инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья» [8]. При его исполнении предполагается обеспечить реализацию мер не только по созданию безбарьерной среды обучения, но и по развитию инфраструктуры и технологий дистанционного обучения детей-инвалидов, моделей инклюзивного образования, психолого-медико-социального сопровождения профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Модели и механизмы инклюзивного образования требуют широкого обсуждения, стандартизации и закрепления в правовое поле федерального уровня с тем, чтобы успешно решить задачи Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) - это также процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками [9; 10]. Но инклюзивное образование -более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребёнка.
Эта точка зрения разделяют Н.Н. Малофеев, Е.Р. Ярская-Смирнова, Л.М. Шипицына и др.; инклюзивное образование - это специально организованная работа педагогов по обеспечению взаимодействия обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в пространстве общеобразовательного учреждения. Такое взаимодействие предполагает создание специальных педагогических условий обучения: адаптивной образовательной среды, организацию психолого-медико-педагогического сопровождения, формирование инклюзивной культуры детей, педагогов, родителей.
Д.В. Зайцев разделяет понятие инклюзивного образования за счёт процесса «включения» детей инвалидов в образовательное пространство групп, классов, коллективов детей, не имеющих отклонений в развитии на основе организации совместного обучения и воспитания, практик коммуникации, сотрудничества детей, конструирование практик взаимодействия на равных».
Общественные деятели и педагоги согласны с позицией, что инклюзивное образование является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий [9]. Поэтому возникает задача дать возможность каждому ребёнку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
Это потребует иного подхода к организации обучения, означающий реформирование школ, перепланировку помещений, развитие образовательных технологий таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей, так чтобы все учащиеся успешно учились совместно со своими сверстниками в школе по месту жительства.
Таким образом, в мировой школьной практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками.
1. Алехина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. Москва: Центр «Школьная книга», 2010.
2. Андреев В.Н. Дистанционное образование детей-инвалидов: зарубежный опыт: учебное пособие. Тула, 2010.
3. Беленкова Л.Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии. Интеграция образования. 2011; 1.
4. Борисова Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование: ключевые понятия. Москва: Владимир: Транзит - ИКС, 2009.
5. Ведихова Д.С. Развитие инклюзивного образования в России. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. 2011; 2.
6. Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения: учебное пособие для вузов. Москва: Дрофа, 2008.
7. Загуменнов Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся. Минская школа сегодня. 2008; 6.
8. Нечепоренко А.Р. Правовые особенности различных форм получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. (Актуальные проблемы коррекционной педагогики). Коррекционная педагогика. 2011; 5.
9. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Москва: Владос, 2011.
10. Феталиева Л.П. Достоинства инклюзивного образования. Актуальные вопросы науки третьего тысячелетия: материалы Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2015.
References
1. Alehina S.V., Semago N.Ya., Fadina A.K. Inklyuzivnoe obrazovanie. Vypusk 1. Moskva: Centr «Shkol'naya kniga», 2010.
2. Andreev V.N. Distancionnoe obrazovanie detej-invalidov: zarubezhnyj opyt: uchebnoe posobie. Tula, 2010.
3. Belenkova L.Yu. Innovacionnye podhody k obrazovaniyu detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: ot integracii k inklyuzii. Integraciya obrazovaniya. 2011; 1.
4. Borisova N.V., Prushinskij S.A. Inklyuzivnoe obrazovanie: klyuchevye ponyatiya. Moskva: Vladimir: Tranzit - IKS, 2009.
5. Vedihova D.S. Razvitie inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011; 2.
6. Ekzhanova E.A. Osnovy integrirovannogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Drofa, 2008.
7. Zagumennov Yu.L. Inklyuzivnoe obrazovanie: sozdanie ravnyh vozmozhnostej dlya vseh uchaschihsya. Minskaya shkola segodnya. 2008; 6.
8. Necheporenko A.R. Pravovye osobennosti razlichnyh form polucheniya obrazovaniya det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. (Aktual'nye problemy korrekcionnoj pedagogiki). Korrekcionnaya pedagogika. 2011; 5.
9. Staroverova M.S. Inklyuzivnoe obrazovanie. Nastol'naya kniga pedagoga, rabotayuschego s det'mis OVZ. Moskva: Vlados, 2011.
10. Fetalieva L.P. Dostoinstva inklyuzivnogo obrazovaniya. Aktual'nye voprosy nauki tret'ego tysyacheletiya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sterlitamak, 2015.
Статья поступила в редакцию 24.07.18
УДК 378
Fetalieva L.P., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
MODERN VIEW ON INCLUSIVE EDUCATION. The article deals with the social and legal aspects of inclusive education, analyzes the concepts of "integration" and "inclusion" of their groups and advantages. The article researcher describes the advantages and disadvantages of inclusive education and suggests methods for teaching inclusive education, examines the social and legal aspects of inclusive education and the world's school practice of inclusion. The work compares the concepts of "integration" and "inclusion" and describes the advantages and disadvantages of integrated education for children of all categories. The article says that the main condition for integration in Russia is to bring the needs of children with mental and physical disabilities into line with the education system that remains generally unchanged: children with disabilities in a mass school not adapted to them. In other words, the child must meet the standards of the education system.
Key words: inclusive education, inclusion, integration, children with disabilities, individual abilities, advantages, disadvantages, methods.
Л.П. Феталиева, канд. филол. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования,
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В статье рассматриваются социальные и правовые аспекты инклюзивного образования, анализируются понятия «интеграция» и «инклюзия выделены их группы и преимущества. Также в статье указаны достоинства и недостатки инклюзивного обучения и предложены методы обучения инклюзивного образования, рассматриваются социальные и правовые аспекты инклюзивного образования и мировая школьная практика инклюзии. Также в статье сопоставляются понятия «интеграция» и «инклюзия», прописаны достоинства и недостатки интегрированного обучения детей всех категорий. В статье говорится, что главным условием интеграции в России является приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в массовой школе, не приспособленной для них. Иначе говоря, ребёнок должен соответствовать стандартам системы образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзия, интеграция, дети с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальные способности, преимущества, недостатки, достоинства, методы.
Социальные и правовые аспекты инклюзивного образования исследовали Л.И. Акатов, Н.В. Антипьева, Д.В. Зайцев, П. Романов и др. Р. Жаворонков, В.З. Кантор, Н.Н. Малофеев, Е.Ю. Шинкарева и др.
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости.
В литературе инклюзивное образование рассматривается как «организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, - в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку» (М.С. Староверова) или как «совместное обучение и (или) воспитание в специально созданных условиях, включая органи-
зацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений» (Н.В. Борисова, С.А. Прушинский).
В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования. С.Н. Сорокоумова, кандидат психологических наук, доцент, в своем исследовании дает определение инклюзивному образованию: инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении и воспитании детей, а также отмечает, что инклюзивное образование предполагает, что разнообразию потребностей учащихся должен соответствовать континуум сервисов, в том числе образовательная среда, наиболее благоприятная для них. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка (С.Н. Сорокоумова).