Научная статья на тему 'Творческое развитие младших школьников в системе инклюзивного образования'

Творческое развитие младших школьников в системе инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ВОСПРИЯТИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ЭСТЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / ТЕАТРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / INCLUSIVE EDUCATION / YOUNGER SCHOOL STUDENTS / PERCEPTION / CREATIVE DEVELOPMENT / CREATIVITY / CREATIVE ACTIVITIES / AESTHETIC AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / ART THERAPY / MUSIC THERAPY / DRAMA THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феталиева Л.П.

В статье анализируются особенности творческого развития младших школьников в системе инклюзивного образования. Также рассматривается внедрение эстетико-педагогических условий в системе инклюзивного образования младших школьников. Рассматриваются разные формы и методы работы, оказывающих терапевтический эффект на психику и физиологию младшего школьника в инклюзивном образовании. Анализируется дифференцированный, т.е. инклюзивный подход к каждому ребенку в школе. Рассматриваются факты о совершенствовании эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы, возрастании активности восприятия, формировании музыкально-слушательской культуры. В статье рассматриваются музыкальные типы занятий в инклюзивном образовании младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE SYSTEM OF INCLUSIVE EDUCATION

The article analyzes characteristics of the creative development of younger school pupils in the system of inclusive education. The author studies the introduction of aesthetic and educational conditions in the inclusive education of younger schoolchildren. The author also observes different forms and methods of work, and what therapeutic effect on a psyche and physiology of younger schoolchildren in inclusive education they have. The researcher conducts an analysis of a differential (inclusive) approach to each child in school. The paper shows that the work of the author notes a fact of improving the emotional and volitional and motivational spheres, increasing the activity of perception, the formation of the listening of music and culture in children. The article also discusses types of musical training in the inclusive education of younger students.

Текст научной работы на тему «Творческое развитие младших школьников в системе инклюзивного образования»

References

1. Vorozhcova O.A. Muzyka iigra vdetskojpsihoterapii. Moskva: Prosveschenie, 2004.

2. Evtushenko I.V. Muzykal'noe vospitanie umstvenno otstalyh detej-sirot. Moskva: Prosveschenie, 2003.

3. Zagumennov Yu.L. Inklyuzivnoe obrazovanie: sozdanie ravnyh vozmozhnostej dlya vseh uchaschihsya. Minskaya shkola segodnya. 2008; 6.

4. Medvedeva E.A. Muzykal'noe vospitanie detej s problemami v razvitii. Moskva: Akademiya, 2002.

5. Petrova V.G., Belyakova I.V. Psihologiya umstvenno otstalyh. Moskva: Akademiya, 2004.

6. Platova A.E. Pochemu detyam neobhodima muzyka? Vospitanie shkol'nikov. 2006; 1.

7. Radynova O.P. Slushaem muzyku. Kniga dlya vospitatelya special'nogo uchrezhdeniya. Moskva: Vlados, 2003.

8. Fetalieva L.P. Inklyuzivnoe obuchenie mladshih shkol'nikov v obscheobrazovatel'noj shkole. Aktual'nye problemy pedagogiki i psihologii nachal'nogo obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala, 2015.

Статья поступила в редакцию 30.12.15

УДК 37

Fetalieva L.P., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of Psychology, Pedagogy and Primary Education,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: laura-p888@mail.ru

CREATIVE DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE SYSTEM OF INCLUSIVE EDUCATION. The article analyzes characteristics of the creative development of younger school pupils in the system of inclusive education. The author studies the introduction of aesthetic and educational conditions in the inclusive education of younger schoolchildren. The author also observes different forms and methods of work, and what therapeutic effect on a psyche and physiology of younger schoolchildren in inclusive education they have. The researcher conducts an analysis of a differential (inclusive) approach to each child in school. The paper shows that the work of the author notes a fact of improving the emotional and volitional and motivational spheres, increasing the activity of perception, the formation of the listening of music and culture in children. The article also discusses types of musical training in the inclusive education of younger students.

Key words: inclusive education, younger school students, perception, creative development, creativity, creative activities, aesthetic and pedagogical conditions, art therapy, music therapy, drama therapy.

Л.П. Феталиева, канд. филол. наук, ст. преп. каф. педагогики и психологии начального образования, ФГБОУ ВПО

«Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail:laura-p888@mail.ru

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье анализируются особенности творческого развития младших школьников в системе инклюзивного образования. Также рассматривается внедрение эстетико-педагогических условий в системе инклюзивного образования младших школьников. Рассматриваются разные формы и методы работы, оказывающих терапевтический эффект на психику и физиологию младшего школьника в инклюзивном образовании. Анализируется дифференцированный, т.е. инклюзивный подход к каждому ребенку в школе. Рассматриваются факты о совершенствовании эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы, возрастании активности восприятия, формировании музыкально-слушательской культуры. В статье рассматриваются музыкальные типы занятий в инклюзивном образовании младших школьников.

Ключевые слова: инклюзивное образование, младший школьник, восприятие, творческое развитие, творческий потенциал, творческие занятия, эстетико-педагогические условия, художественная терапия, музыкальная терапия, театральная терапия.

В настоящее время всё чаще в педагогической практике стало появляться понятие «инклюзивное образование». В большинстве случаев под ним понимается обучение детей-инвалидов в массовой школе. Однако если обратиться к толкованию понятия, то мы увидим несколько другой смысл. Инклюзивное образование (фр. Inclusif 'включающий в себя', лат. Include 'заключаю, включаю') - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное или включённое образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Вместе с тем оно представляет собой образование отличное от обычного, специального и интегрированного. Инклюзия - это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что дети с особыми образовательными потребностями должны обучаться совместно со своими здоровыми сверстниками несмотря на трудности или различия между ними, но таким образом, чтобы обучение отвечало потребностям и нуждам, интересам всех учащихся и каждого ребенка в отдельности [1].

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индиви-

дуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Существует восемь принципов инклюзивного образования:

- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- все люди нуждаются друг в друге;

- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Какова же связь между инклюзивным образованием и творческим развитием? Связь очевидна. Физиологами, психологам и педагогом давно известно, что творчество (как процесс познания и самоутверждения) является врождённым абсолютно для всех людей, независимо от физиологических, психических или интеллектуальных способностей. Соответственно, более эффективно, продуктивно и свободно ребёнок, даже если он инвалид, будет развиваться в процессе творчества.

В общеобразовательной школе необходимо соединить педагогические условия с эстетическими, направленными на развитие творческого мышления с учётом воздействия эстетических качеств среды на физиологическом, психологическом, интеллектуальном уровнях ребёнка, и формировании на этой основе эстетико-педагогических условий.

Эстетико-педагогические условия, включают четыре группы:

1. Учебно-дизайнерские условия.

2. Социально-эмоциональные условия.

3. Эвристико-дидактические условия.

4. Индивидуально-творческие условия.

Внедрение в образовательный процесс данных условий оказывают положительное воздействие не только на развитие творческого мышления, но и значительно в лучшую сторону меняется психосоматическое здоровье младших школьников. Снижается уровень тревожности; сокращается количество заболеваний органов зрения, слуха, костно-мышечной системы; стабилизируются комфортное эмоциональное и психическое состояние каждого отдельного ребёнка в течение всего образовательного процесса.

Эстетические качества среды различным образом воздействуют на психику и физическое состояние ребёнка, значит возможно организовать их воздействие таким образом, чтобы оно было положительным, а не отрицательным, и оказывало терапевтический эффект по отношению к психическому и физическому здоровью.

Терапевтический эффект в образовательном процессе представляет собой единство трёх основных структурных блоков: художественная терапия, музыкальная терапия и театральная терапия. Каждая из структурных единиц наполнена рядом форм и методов работы, оказывающих терапевтический эффект на психику и физиологию младшего школьника.

Художественная терапия включает следующие формы и методы работы: цветовой диагностический тест Люшера совмещенный с методикой Баллоу по определению типа восприятия цвета; диагностические методики «Волшебные кляксы», «Что бы это значило?», «Дорисуй картину» и пр.; творческие художественные работы; синестетическая художественно-музыкальная деятельность; оформительская и дизайнерская деятельность в классе; экскурсионная работа; цветовая зрительная гимнастика. Оформительская и дизайнерская деятельность подразумевает цветовую и формообразующую организацию образовательного пространства совместно с детьми: сезонное оформление класса, дизайнерское оформление парт, декорации и костюмы к театрализованным выступлениям и пр. Экскурсионная работа включает, как посещение музеев, выставок, театров, так и выходы на природу, дни здоровья на природе. Цветовая зрительная гимнастика проводится на основе компьютерного проигрывателя Медиа Плеер.

В исследованиях Е.А. Медведевой, О.П. Радыновой, и В.Г. Петровой отмечается, что у младших школьников с особенностями развития наблюдается замедленность темпа восприятия, в связи с этим дети не всегда адекватно реагируют на характер воспринимаемой музыки [2; 3; 4].

Однако неизученными остаются вопрос о влиянии музыки на личность особенных детей и проблема организации процесса восприятия музыки у младших школьников с ОВЗ, поэтому необходимо заняться изучением этой проблемы.

Музыкальная терапия:

- пение караоке;

- музыкальное начало и окончание уроков;

- танцевальные физпаузы;

- хоровое пение;

- танцы на переменах;

- музыкальное сопровождение самостоятельных работ;

- музыкальные релаксационные упражнения;

- ритмизированные упражнения.

Пение песен караоке в букварный период значительно упрощает процесс обучения грамоте: развитие фонематического слуха, повышение техники чтения. Каждый урок начинается и закан-

Библиографический список

чивается под музыку, что решило дисциплинарные проблемы. Физпаузы из стандартных наклонов и поворотов превратились в танцевальные паузы. Хором поем не только песни, но и слоги, правила и т. д. На переменах должна звучат танцевальная музыка. Музыкальное сопровождение самостоятельных работ повышает качество их выполнения и уровень самодисциплины. Музыкальные релаксационные упражнения снимают утомление и излишнее напряжение на уроках. Ритмизированные упражнения ритмизируют и деятельность вегетативной системы ребенка.

Игра на детских музыкальных инструментах доставляет детям огромное удовольствие, активизируя самостоятельные и творческие проявления и развивает слух, память, способствует выработке координации движений рук, пальцев [5].

Инклюзивное образование, понимаемая в широком смысле как вовлечение всех детей в общеобразовательный процесс независимо от возраста, пола, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, отставания в развитии или социально-экономического статуса, является одним из главных направлений в стратегии развития образования [6].

В целом у детей совершенствуются эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сферы, возрастает активность восприятия, формируется музыкально-слушательская культура.

Театральная терапия: пальчиковые игры; пластическое и мимическое фантазирование; радиотеатр; кукольный театр; театрализованные представления. Пальчиковые игры и пластическое фантазирование решают проблемы гиподинамии, развивают тактильные ощущения, мелкую мускулатуру. Театрализованные представления способствуют раскрепощению, расслаблению, успешной самореализации и социализации учащихся, снимают стрессовые ситуации, активизируют, тонизируют, способствуют сохранению позитивного настроя. В течение учебного года с детьми удаётся поставить более 20 различного рода театрализованных представлений.

Создание сенсорной комнаты позволяет теперь осуществлять вышеуказанные проекты и в «волшебных» условиях. Комната оборудована не только приспособлениями для физического развития (тренажеры, дорожки, сухой бассейн, сухой душ, качели, мячи и др.), но и для творческого развития. В комнате работают цветовые прожекторы различной формы, цветовые табло: ночное небо, цветное зеркало, ночной каскад, цветовой фонтан и др.; приспособления для ароматерапии; специальное музыкальное сопровождение, что является составляющими частями терапевтического эффекта, описанной выше.

Одновременное функционирование и педагогических технологий и специально оборудованных помещений ещё в большей степени позволяет осуществить дифференцированный, т. е. инклюзивный подход к каждому ребёнку в школе.

Ожидаемые результаты при внедрении данных педагогических технологий:

- снижение уровня тревожности;

- комфортное психическое самочувствие первоклассников по результатам наблюдений, отзывам родителей;

- отсутствие признаков утомления и переутомления;

- высокая мотивация на посещение школы, желание учить- низкий, по сравнению с прошлыми годами, показатель пропусков уроков по болезни.

Таким образом, эстетико-педагогические условия эффективно развивают творческий потенциал, а эстетика и творчество, в свою очередь, не только способствуют успешной социализации и самореализации ребёнка, но и эффективны в системе инклюзивного образования.

Форма организации творческих занятий позволяет создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу радости, сотворчества. Дети чувствуют себя на таких занятиях более раскованными, раскрепощенными. Педагог помогает детям реализовать их творческие возможности, стимулирует их активность, самостоятельность детей, участвует в совместной деятельности с ними.

1. Загуменнов Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся. Минская школа сегодня. 2008; 6.

2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии. Москва: Академия, 2002.

3. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых. Москва: Академия,2004.

4. Платова А.Е. Почему детям необходима музыка? Воспитание школьников. 2006; 1.

5. Радынова О.П. Слушаем музыку. Книга для воспитателя специального учреждения. Москва: Владос, 2003.

6. Феталиева Л.П. Инклюзивное обучение младших школьников в общеобразовательной школе. Актуальные проблемы педагогики и психологии начального образования: материалы Международной научно-практической конференции. Махачкала, 2015.

References

1. Zagumennov Yu.L. Inklyuzivnoe obrazovanie: sozdanie ravnyh vozmozhnostej dlya vseh uchaschihsya. Minskaya shkola segodnya. 2008; 6.

2. Medvedeva E.A. Muzykal'noe vospitanie detej s problemami v razvitii. Moskva: Akademiya, 2002.

3. Petrova V.G., Belyakova I.V. Psihologiya umstvenno otstalyh. Moskva: Akademiya,2004.

4. Platova A.E. Pochemu detyam neobhodima muzyka? Vospitanie shkol'nikov. 2006; 1.

5. Radynova O.P. Slushaem muzyku. Kniga dlya vospitatelya special'nogo uchrezhdeniya. Moskva: Vlados, 2003.

6. Fetalieva L.P. Inklyuzivnoe obuchenie mladshih shkol'nikov v obscheobrazovatel'noj shkole. Aktual'nye problemy pedagogiki i psihologii nachal'nogo obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala, 2015.

Статья поступила в редакцию 30.12.15

УДК 316.6

Sukru Ozdemir, Cand. of Sciences (Pedagogy), Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia),

Е-mail: sozfe1@gmail.com

AN ANALYSIS OF COMPUTER GAME ADDICTION AMONG SCHOOL CHILDREN. The objective of this study is to develop a valid and reliable analysis to measure the children's computer game addiction. The author explains how computer games affect children at their school age. in the course of the research the author observes how much time students spend at the computer, depending on the level of computer addiction, psychological symptoms of addiction, the impact of video games on intelligence. The work has shown that depending on the computer leads to a better understanding of the mission and role of a teacher in school life of children and parents. In the practical part of the study 75 students are involved. All of them are from Moscow schools. 21 questions have been studied by psychologists and have been improved and corrected to make sure that the 3th-6th graders are able to respond them.

Key words: computer game addiction analysis, primary school pupils.

О. Шюкрю, канд. пед. наук, Московский государственный педагогический университет, г. Москва,

Е-mail: sozfe1@gmail.com

АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ОТ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ

Цель исследования заключается в том, чтобы получить достоверные данные и действительную на данный момент меру для определения степени привязанности детей к компьютерным играм. Автор объясняет то, как компьютерные игры влияют на детей школьного возраста, и подробно останавливается на том, сколько времени проводят школьники за компьютером, какова их зависимость от компьютера, психологические симптомы, влияние компьютерных игр на интеллект. Исследование показало, что зависимость от компьютера приводит к осознанию предназначения учителя и роли школы в жизни детей и родителей. Респондентами для исследования послужили 75 учеников, обучающихся в столице России - Москве. Психологи скорректировали вопросы, которые находятся в анкете, чтобы детям 3 - 6 классов не составляло труда на них ответить.

Ключевые слова: мера привязанности детей к компьютерным играм, ученики начальных классов.

Сегодня используемые технологии значительно облегчили жизнь человека, став незаменимыми средствами для существования. Компьютер, как один из инструментов технологического прогресса занимает здесь особое место. Компьютер вошел практически во все сферы человеческой жизни. Из интернета черпается информация и обеспечивается связь, на компьютере играют и работают даже на дому. Это и развлечение, и заполнение свободного времени в развитии детей. В использовании компьютера важное место занимает вопрос развлечения и заполнения им свободного времени. Трудно разделить эти три понятия: компьютер, интернет, игра, когда речь идёт о забавах в виртуальном мире. Однако следует учитывать, что заполнение свободного времени подобными развлечениями зачастую оказывает влияние на детей, подростков, а также на взрослых. Даже же зрелые люди на работе в коротких перерывах играют в компьютерные игры, не говоря уже о детях и подростках, которые обсуждают компьютерные игры прямо на уроках, строят планы, как и во что они будут играть после окончания занятий. Большое влияние, оказываемое данными играми на развитие детей и подростков, очевидно. Раньше дети играли и развлекались чаще на открытом воздухе (на улице, в парках, т. д.), сегодня же, с развитием технологий, а в особенности компьютера и интернета, дети забавляются в закрытом помещении и в воображаемом мире с воображаемыми людьми.

В ходе исследования выявилось, что часто встречаются такие понятия, как компьютерные игры и/или видеоигры. Эти два понятия используются неразрывно друг от друга. Кирримьюир (2002) определил, что, так как видеоэкран, вводная клавиатура или джойстик взаимно дополняют друг друга, то понятия видео и компьютерные игры можно использовать вместе. Следовательно, в нашем исследовании такие понятия, как интернет, видео, приборы для компьютера, которые используются в играх, будут рассмотрены в качестве неотъемлемых частей компьютерных игр и тоже будут объектом исследования.

По прошествии тридцатилетней истории индустрия компьютерных игр выросла до оборотов в 400 млн. рублей в год. Такое огромное количество спроса и предложений вызывает опреде-

лённый вопрос к этому сектору. Этот вопрос заключается в следующем: почему люди так много играют в компьютерные игры? Наше исследование было поведено, чтобы ответить именно на этот вопрос. В ходе данного анализа были установлены следующие причины, мотивирующие людей к играм:

- развлечение, желание бросить вызов, отсутствие иной альтернативы (Гриффитс Хунт, 1995);

- соперничество, социальная коммуникация, разнообразие, увеличение интересов в жизни, построение воображаемого мира (Шерри и Лукас, 2001);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- времяпровождение, успокоение или защита от стресса (Инал и Чагилтай, 2005) [1; 3];

- возможность неоднократного возвращения (к исходному), построение среды, где можно длительное время фокусировать внимание (Киррмьюир, 2002);

- отдых, провождение свободного времени, отрыв от временных рамок, избежание реальности, поиск свободы (Ван и Чиоу, 2006) [2; 3].

В исследовании рассмотрена и польза от игр. Для примера Джеароне (1994) рассматривал игры как идеальный способ для развития умения в использовании компьютера, получения навыков набирания текста, обучения чтению [3].

Вместе с этим была определена и другая польза от компьютерных игр: развитие координации «рука - глаз», развитие способностей, воображения, получение знаний о формообразовании, математике, геометрии, возможность воочию увидеть процессы, связанные с химией и физикой, развитие умения обобщать предметы в пространстве.

Игры - это деятельность, которая связывает людей, переводит их в одну плоскость. Однако игра, в особенности для детей и подростков, наряду с пользой, может иметь и отрицательное влияние.

Когда ребёнок тратит свое время на компьютерные игры, у него могут возникнуть проблемы в общении с семьей и со сверстниками, возможно изменение поведения в школе и на работе (у взрослого), а также велика вероятность попасть в зависимость от игр. Как и в других видах зависимости, где человеку становится

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.