УДК 37;159.9
Т. С. Бобкова, Т. Н. Гороховицкая
Сопровождение инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне
В статье рассматриваются проблемы сопровождения инклюзивного образования на современном этапе: нормативно-правовая база, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение; особое внимание обращается на недостаток специалистов, владеющих методиками обучения, воспитания и психолого-педагогической коррекции вариантов отклоняющегося развития и нарушений поведения у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Немаловажной проблемой является низкий уровень толерантности всех участников образовательного процесса в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты исследования мнений учащихся по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе. Предлагается структурно-функциональная модель сопровождения инклюзивного образования Центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи на муниципальном уровне; раскрываются особенности организации и принципы работы по сопровождению инклюзивного обучения в массовых образовательных учреждениях. Представленная модель позволит скоординировать деятельность педагогов образовательного учреждения и специалистов центра при организации образовательного процесса детей с особенностями в развитии; обеспечить психолого-педагогическую поддержку всех участников инклюзивного обучения (детей с ОВЗ и их сверстников, родителей и педагогов); создать оптимальный уровень психологического комфорта в образовательном учреждении, реализующем принципы инклюзии, через развитие толерантности детей, педагогов, родителей.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, психолого-педагогическое сопровождение, междисциплинарное сотрудничество специалистов.
T. S. Bobkova, T. N. Gorokhovitskaya
Support of Disabled Children's Inclusive Education at the Municipal Level
The article describes the problems of support of inclusive education at the modern stage: legal framework, logistical and methodological support; the special attention is drawn to the lack of people skilled in the techniques of training, education and psycho-pedagogical correction of the variants of deviant development and behaviour problems, which children and adolescents with disabilities have. Another important problem is a low level of tolerance of all participants of the educational process towards children with disabilities. The results of a study exploring students' attitude to teaching children with disabilities in mainstream schools are presented in this paper. The authors offer a structurally functional model to support inclusive education, which can be provided by the Centre of psycho-pedagogical and medico-social assistance at the municipal level; the peculiarities of organization and principles of work in order to support the inclusive education in mass educational institutions are revealed. The model will allow us to coordinate teachers' activities, educational institutions and specialists of the center during the organization of the educational process of children with special needs; provide psychological and pedagogical support to all participants of inclusive education (children with disabilities and their peers, parents and teachers); to create an optimum level of psychological comfort in the educational institution that can implement the principles of inclusion, through the development of tolerance to children, teachers and parents.
Keywords: children with disabilities; inclusive education; psycho-pedagogical support; interdisciplinary cooperation of specialists.
На современном этапе развитие инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях разного типа не только является отражением времени, индикатором развития общества, но и дает возможность реализации прав детей на получение доступного, полноценного образования, адекватной и эффективной социализации независимо от физических, умственных способностей и социального статуса. Инклюзивное образование ориентировано на изменение самого общего образования, условий для обучения разных детей с учетом их индивидуальных образовательных
потребностей и возможностей [2]. Совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками важно и ценно всем категориям обучающихся: детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми для получения качественного образования и социально-психологической адаптации
в обществе; детям, не имеющим никаких ограничений в развитии, такое общение поможет быть толерантными, сформирует позитивные модели поведения с «необычными» детьми. Такая социальная ситуация основывается на концептуальных
© Бобкова Т. С., Гороховицкая Т. Н., 2017
Сопровождение инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне
положениях Л. С. Выготского о целостности личности и среды, о ее первостепенном значении для развития ребенка с ОВЗ.
Однако системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в нашей стране медленно и достаточно неравномерно. Лишь в отдельных регионах процессы инклюзии в образовании значительно продвинулись в своем развитии, накоплен богатый педагогический опыт, разработаны методические рекомендации. Исследователи выделяют следующие факторы, влияющие на развитие инклюзии в образовании регионального уровня: заинтересованная позиция административных органов управления образования; финансирование деятельности образовательных учреждений; развитие служб психолого-педагогического сопровождения; активность общественных организаций; наличие подготовленных кадров [3].
Тем не менее существует ряд психолого-педагогических проблем инклюзивного образования: неприятие детей с ограниченными возможностями здоровья; непринятие идеологии инклюзивного образования; трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с ОВЗ; нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ; неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ; трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ; недостаточность современных практико-ориентированных программ и технологий по обучению детей с ОВЗ в общеобразовательной школе; отсутствие новых подходов к проведению методической работы с учителями, другими специалистами, работающими в инклюзивном пространстве [2].
Несмотря на большое число детей с ОВЗ, в массовых образовательных учреждениях пока еще не созданы специальные условия для организации их образования и комплексного сопровождения (необходимая нормативно-правовая база, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение). Одной из наиболее острых проблем организации образования детей с ОВЗ в обычных детских садах и школах является дефицит специалистов, владеющих методиками обучения, воспитания и коррекции развития таких учащихся. Это относится к педагогам-психологам, которые есть не в каждом образовательном учреждении и во многих случаях недостаточно компетентны в выборе диагностических и психолого-педагогических методов коррекции отклоняюще-
гося развития и нарушений поведения у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья [1]. Опыт показывает, что реализация практики инклюзивного образования представляет собой сложный, многогранный процесс, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы.
Особая роль отводится учреждениям ресурсного звена медико-социального и психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, которые реализуют различные виды деятельности по сопровождению обучения детей с ОВЗ (психолого-медико-педагогическая комиссия, лекотеки и т. п.). Минобрнауки России считает недопустимым ликвидацию и реорганизацию центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и обращает внимание на необходимость их активного развития в соответствии с реальными условиями и фактическими потребностями населения в услугах по оказанию данных видов помощи. Совершенствование старой системы организации профессиональной помощи детям с ОВЗ и внедрение идеи интеграции требует переосмысления существующих моделей дошкольной, школьной психологических служб, организации специального образования и построения на этой основе системы психологической помощи и сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения будет успешной при специализированном психолого-
педагогическом сопровождении как всего инклюзивного процесса, так и его отдельных структурных компонентов, основанном на принципе меж-дисциплинарности, то есть комплексном подходе к сопровождению [1].
Создание структурно-функциональной модели сопровождения инклюзивного образования Центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи на муниципальном уровне является актуальным и рассматривается как одно из основных условий и составляющих успешности его работы.
Принципиальное отличие данной модели составляет
— активное взаимодействие муниципального центра психолого-педагогического, медико-социального сопровождения (ППМС) с образовательными учреждениями;
— основные направления психолого-педагогического сопровождения инклюзивного
образования осуществляются непрерывно на разных уровнях интеграции детей с ОВЗ в пространстве дошкольного, школьного, среднего профессионального образовательного учреждения.
Возможности ресурсного центра по инклюзивному образованию, обладающего различными технологиями обучения детей с ОВЗ, позволяют
— организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей;
— избежать помещения детей на длительный срок в государственное учреждение;
— создать условия для их проживания и воспитания в семье;
— обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми;
— способствовать эффективному разрешению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Для эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса необходимо преодолеть основной психологический барьер -боязнь вреда инклюзивного обучения, негативные установки и предубеждения родителей условно здоровых учащихся, которые отражаются на мнении детей, профессиональную неуверенность педагогов, отсутствие мотивации перемен, психологическую неготовность к работе с «особыми» детьми. Безусловно, перед руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы, встают серьезные задачи, одна из которых - изучение мнения всех участников образовательного процесса, определение актуального состояния проблемы. Далее представлены результаты анкетирования с целью изучения мнений учащихся 2-11-х классов общеобразовательных школ города по поводу обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (снижение слуха, зрения, нарушение опорно-двигательного аппарата, речи, снижение интеллекта) в массовой школе. Выборка составила 835 человек.
75 % учащихся на вопрос «Сталкивались ли Вы в своей повседневной жизни с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья?» ответили положительно. На 2 вопрос «Где должны обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья?» ответы распределились следующим образом: в массовой школе - 28 %; в специальном классе массовой школы - 25 %; в специальной
школе - 35 %; дома - 14 %; 5 % затруднились ответить на данный вопрос; 3 % проявили безразличное отношение к тому, где должны обучаться дети с ОВЗ.
На вопрос «Как Вы отнесетесь к тому, что в вашем классе будет учиться ребенок с ОВЗ?» 70 % опрошенных школьников ответили, что «положительно»; 5 % учащихся - «отрицательно», это безразлично 13 % учащихся, 12 % затруднялись с ответом. На вопрос «Какие негативные ситуации могут возникнуть при совместном обучении с детьми с ОВЗ в вашем классе?» 10 % школьников ответили, что дети с ОВЗ могут подвергаться насмешкам; 6 % предположили, что у таких детей не будет друзей; 5 % высказали опасения, что дети не справятся с учебной программой; 4 % учащихся ответили, что дети с ОВЗ будут тормозить обучение всего класса; 3,5 % скала-ли, что опасаются трудностей формирования коллектива в классе; 70 % - это большинство учащихся - не видят отрицательного влияния совместного обучения. Ответы учащихся на вопрос «Какие положительные стороны Вы видите при совместном обучении с детьми с ОВЗ в вашем классе?» разделились следующим образом: 37 % -«совместное обучение будет развивать у детей сочувствие»; 24 % - «совместное обучение будет развивать у детей доброту»; 42 % - «совместное обучение будет развивать у детей желание помочь слабым»; 26 % считают, что детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо находиться среди здоровых детей; 20 % -что дети с ОВЗ будут учиться недалеко от дома; 18 % - что дети с ОВЗ смогут жить в своей семье; 40 % - что совместное обучение поможет подготовить общество к принятию людей с ограниченными возможностями здоровья; 3 % не видят никакого положительного влияния в инклюзивном образовании. На 6 вопрос - «Что бы Вы могли сделать для ребенка с ОВЗ, если он будет учиться в вашем классе?» - ответы распределились следующим образом: 50 % окажут помощь; 23 % будут общаться и дружить; 10 % будут заботиться; 4 % ничего не смогут сделать; 5 % затрудняются ответить на данный вопрос.
Исходя из анализа результатов анкетирования, можно заключить, что большинство учащихся 211 классов (71 %) положительно относятся к совместному обучению с детьми с ОВЗ. Однако 10 % обучающихся считают, что «особенные» дети могут быть мишенью для насмешек; 6 % полагают, что у таких детей не будет друзей; 5 % детей опасаются, что учащиеся с ОВЗ не справятся
Сопровождение инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне
с учебной программой; 4 % считают, что дети с ОВЗ будут тормозить обучение всего класса. Результаты исследования показали, что в целом учащиеся готовы обучаться со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья, однако знания и представления о совместном обучении носят поверхностный характер. Даже небольшое исследование показывает готовность общества к изменениям навстречу «другому», что является важной предпосылкой успешной инклюзии, которая должна воспитываться как можно раньше.
При построении структурно-функциональной модели мы использовали три основных принципа отечественной концепции интегрированного обучения, такие как интеграция через раннюю коррекцию; интеграция через обязательную коррек-ционную помощь каждому интегрированному ребенку; интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения [3].
Цель реализации структурно-функциональной модели - обеспечение оптимального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, получение качественного образования детьми в условиях общеобразовательного учреждения. Перечислим основные компоненты структурно-функциональной модели сопровождения детей с ОВЗ Центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи муниципального уровня в условиях инклюзивного образования:
— направления деятельности центра психолого-педагогического, медико-социального сопровождения (ППМС) с детьми с ОВЗ, обучающимися в образовательном учреждении (ОУ);
— направления деятельности дошкольного образовательного учреждения, осуществляющего инклюзивную практику;
— направления деятельности общеобразовательного учреждения, осуществляющего инклюзивную практику;
— направления деятельности среднего профессионального образовательного учреждения, осуществляющего инклюзивную практику.
Представленная модель позволит скоординировать деятельность педагогов ОУ и специалистов центра ППМС при организации образовательного процесса детей с ОВЗ; обеспечить психолого-педагогическую поддержку всех участников инклюзивного обучения (детей с ОВЗ и их сверстни-
ков, родителей и педагогов); создать оптимальный уровень психологического комфорта в образовательном учреждении, реализующем принципы инклюзии, через развитие толерантности детей, педагогов, родителей.
Таким образом, инклюзивные процессы в образовании не только способствуют нормализации жизни детей с особенностями развития, но и влияют на успешность обычных сверстников за счет повышения педагогического мастерства и профессиональной компетентности педагогов.
Библиографический список
1. Бобкова, Т. С. Направления деятельности психологической службы с замещающей семьей в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей [Текст] I Т. С. Бобкова, С. А. Кожевникова. - Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Самара i СНЦ РАН, 2015. - Том 17. Вып. 1 (5). - С. 1102-1107.
2. Лошакова, И. И. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов [Текст] I И. И. Лошакова, Е. Р. Ярская-Смирнова. - Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. - Саратов i Изд-во Педагогического института СГУ 2002. - С. 15-21.
3. Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья [Текст] i монография I Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина. - Красноярск, 2013. -С. 71-95.
Bibliograficheskij spisok
1. Bobkova, T. S. Napravlenija dejatel'nosti psihologicheskoj sluzhby s zameshhajushhej sem'ej v uslovijah Centra pomoshhi detjam, ostavshimsja bez popechenija roditelej [Tekst] I T. S. Bobkova, S. A. Kozhevnikova. - Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. - Samara i SNC RAN, 2015. - Tom 17. Vyp. 1 (5). - S. 1102-1107.
2. Loshakova, I. I. Integracija v uslovijah differentiatir problemy inkljuzivnogo obuchenija detej-invalidov [Tekst] I I. I. Loshakova, E. R. Jarskaja-Smirnova. - Social'no-psihologicheskie problemy obrazovanija netipichnyh detej. - Saratov i Izd-vo Pedagogicheskogo instituta SGU, 2002. - S. 15-21.
3. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v rabote s det'mi, imejushhimi ogranichennye vozmozhnosti zdorov'ja [Tekst] i monografija I N. V Novikova, L. A. Kazakova, S. V. Alehina. - Krasnojarsk, 2013. -S. 71-95.