Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель сопровождения инклюзивного образования детей'

Структурно-функциональная модель сопровождения инклюзивного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1408
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобкова Татьяна Степановна

В статье рассматриваются проблемы сопровождения инклюзивного образования на современном этапе. Предлагается структурно-функциональная модель сопровождения инклюзивного образования Центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи на муниципальном уровне; раскрываются особенности организации и принципы работы по сопровождению инклюзивного обучения в массовых образовательных учреждениях. Представленная модель позволит координировать деятельность педагогов образовательного учреждения и специалистов центра при организации образовательного процесса детей с особенностями в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобкова Татьяна Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель сопровождения инклюзивного образования детей»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

Бобкова Татьяна Степановна

кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики и управления, Сызранский филиал «Самарский государственный экономический университет», г. Сызрань, РФ е-mail [email protected]

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы сопровождения инклюзивного образования на современном этапе. Предлагается структурно-функциональная модель сопровождения инклюзивного образования Центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи на муниципальном уровне; раскрываются особенности организации и принципы работы по сопровождению инклюзивного обучения в массовых образовательных учреждениях. Представленная модель позволит координировать деятельность педагогов образовательного учреждения и специалистов центра при организации образовательного процесса детей с особенностями в развитии.

Ключевые слова

инклюзивное образование; дети с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическое

сопровождение.

Abstract

the article describes the problems of maintenance of inclusive education on the modern stage. The authors offer a structurally functional model to support inclusive education which can be provided by the Centre of psycho-pedagogical and medico-social assistance at the municipal level; the peculiarities of organization and principles of work in order to support the inclusive education in mass educational institutions are revealed. The model will allow to coordinate activities of teachers, educational institutions and specialists of the center during the organization of the educational process of children with special needs.

Keywords

inclusive education; children with disabilities; psycho-pedagogical support.

Распространение в регионах процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением современной действительности, но и представляет собой реальную возможность получения доступного полноценного образования. Инклюзивная практика реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения адаптации образования всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, социального положения, культурных различий, психических и физических возможностей. Инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка [2]. Инклюзивное образование ориентировано на изменение всего общего образования, условий для обучения разных детей с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. Совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками важно и ценно всем категориям обучающихся: детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми для получения качественного образования и социально-психологической адаптации в обществе; детям, не имеющим

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

никаких ограничений в своём развитии, такое общение поможет быть толерантными, сформирует позитивные модели поведения с «необычными» детьми. Такая социальная ситуация основывается на концептуальных положениях Л.С. Выготского о целостности личности и среды, о ее первостепенном значении для развития ребенка с ОВЗ.

Однако системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в нашей стране медленно и достаточно неравномерно. Лишь в отдельных регионах процессы инклюзии в образовании значительно продвинулись в своем развитии, накоплен богатый педагогический опыт, разработаны методические рекомендации. Исследователи выделяют следующие факторы, влияющие на развитие инклюзии в образовании регионального уровня: заинтересованная позиция и административных органов управления образования; финансирование деятельности образовательных учреждений; развитие служб психолого-педагогического сопровождения; активность общественных организаций; наличие подготовленных кадров [3].

Тем не менее, существует ряд психолого-педагогических трудностей и проблем инклюзивного образования, заключающиеся в следующем: проблема неприятия детей с ограниченными возможностями здоровья; проблема непринятия идеологии инклюзивного образования; трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с ОВЗ; нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ; неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ; трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ; недостаточность современных практико-ориентированных программ и технологий по обучению детей с ОВЗ в общеобразовательной школе; отсутствие новых подходов к проведению методической работы с учителями, другими специалистами, работающими в инклюзивном пространстве [2].

Несмотря на большое количество детей с ОВЗ в массовых образовательных учреждениях пока еще не созданы специальные условия для организации образования и комплексного сопровождения таких детей (необходимая нормативно-правовая база, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение). Одной из наиболее острых проблем организации образования детей с ОВЗ в обычных детских садах и школах является дефицит специалистов, владеющих методиками обучения, воспитания и коррекции развития таких учащихся. Это относится к педагогам-психологам, которые есть не в каждом образовательном учреждении и во многих случаях недостаточно компетентны в выборе диагностических и психолого-педагогических методов коррекции отклоняющегося развития и нарушений поведения у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья [1]. Опыт показывает, что реализация практики инклюзивного образования представляет собой сложный, многогранный процесс, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы.

Особая роль отводится учреждениям ресурсного звена медико-социального и психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, которые реализуют различные виды деятельности по сопровождению обучения детей с ОВЗ (ПМПК, лекотеки и т.п.). Минобрнауки России считает недопустимым ликвидацию и реорганизацию центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и обращает внимание на необходимость активного их развития в соответствии с реальными условиями и фактическими потребностями населения в услугах по оказанию данных видов помощи. Совершенствование старой системы организации профессиональной помощи детям с ОВЗ и внедрение идеи интеграции требует переосмысления существующих моделей дошкольной, школьной психологических служб, организации специального образования и построения на этой основе системы психологической помощи и сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения будет успешной при специализированном психолого-педагогическом сопровождении, как всего инклюзивного процесса, так и его отдельных структурных компонентов, основанном на комплексном подходе к сопровождению [1]. Принципиальное отличие структурно-функциональной модели сопровождения инклюзивного образования Центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи на муниципальном уровне:

- активное взаимодействие муниципального центра психолого-педагогического, медико-социального сопровождения (ППМС) с образовательными учреждениями;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

- основные направления психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования осуществляются непрерывно на разных уровнях интеграции детей с ОВЗ в пространстве дошкольного, школьного, среднего профессионального образовательного учреждения.

Возможности ресурсного центра по инклюзивному образованию, обладающего различными технологиями обучения детей с ОВЗ:

- организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей;

- избежать помещения детей на длительный срок в государственное казенное учреждение;

- создать условия для их проживания и воспитания в семье;

- обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми;

- способствовать эффективному разрешению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

При построении структурно-функциональной модели мы использовали три основных принципа отечественной концепции интегрированного обучения: интеграция через раннюю коррекцию; интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребенку; интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения [3]. Цель реализации структурно-функциональной модели: обеспечение оптимального развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, получения качественного образования детьми в условиях общеобразовательного учреждения. Основные компоненты структурно-функциональной модели сопровождения детей с ОВЗ Центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи муниципального уровня в условиях инклюзивного образования:

- направления деятельности центра психолого-педагогического, медико-социального сопровождения (ППМС) с детьми с ОВЗ, обучающиеся в ОУ;

- направления деятельности дошкольного образовательного учреждения, осуществляющего инклюзивную практику;

- направления деятельности общеобразовательного учреждения, осуществляющего инклюзивную практику;

- направления деятельности среднего профессионального образовательного учреждения, осуществляющего инклюзивную практику.

Представленная модель позволит координировать деятельность педагогов ОУ и специалистов центра ППМС при организации образовательного процесса детей с ОВЗ; обеспечить психолого-педагогическую поддержку всех участников инклюзивного обучения (детей с ОВЗ и их сверстников, родителей и педагогов); создать оптимальный уровень психологического комфорта в образовательном учреждении, реализующим принципы инклюзии, через развитие толерантности детей, педагогов, родителей. Эффективная реализация представленной модели включения особого ребенка в образовательную среду представляется практически невозможной без специализированного психолого-педагогического сопровождения различных аспектов инклюзивной практики: наличие образовательных учреждений разных ступеней образования (инклюзивная образовательная вертикаль); преемственность и взаимодействие между отдельными элементами этой вертикали; методическая, организационная поддержка и сопровождение инклюзивных ОУ Центром ППМС; социальное партнерство. Таким образом, инклюзивные процессы в образовании способствуют не только нормализации жизни детей с особенностями развития, но и влияют на успешность обычных сверстников за счет повышения педагогического мастерства и профессиональной компетентности педагогов.

Список использованной литературы:

1. Бобкова, Т.С. Направления деятельности психологической службы с замещающей семьей в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей [Текст] /Т.С. Бобкова, С.А. Кожевникова. -Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Самара: СНЦ РАН, 2015.- Том 17. Вып.1 (5).- С. 1102-1107.

2. Инклюзивное образование [Текст] /С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина. - М.: Центр «Школьная

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

книга», 2010.- 272с.

3. Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография [Текст] /Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина. - Красноярск, 2013. - С. 71 - 95.

© Бобкова Т.С., 2016

УДК 159.923.2

Е.П. Зуева

к.т.н., доцент кафедры «ПТМиО», ФГБОУ ВО «БГТУ» А.Р. Зуев

магистрант 2-го курса кафедры «Педагогической и прикладной психологии»

СФ ГАОУ ВО МГПУ E-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА НА ЦЕЛОСТНОСТЬ ЕГО ЖИЗНИ

Аннотация

Статья рассматривает формирование человеческого характера на основе фундаментальных принципов, которые являются естественными законами человеческого бытия. Авторы считают, что целостность и удовлетворенность жизнью не в малой степени зависит от личностного роста, волевого выбора, формирующегося характера.

Ключевые слова

Характер, жизненные принципы, личностный рост, целостность жизни.

Многие знаменитые люди, философы размышляли на тему сущности человеческой жизни и судьбы. Может ли человек строить свою жизнь или ему предначертана сверху судьба, над которой он не властен? Почему одни люди удовлетворены своей жизни, а другие нет? Как человеческие мысли, поступки могут влиять на его характер? Что такое характер и какое влияние он может оказать на глубину и качества жизни? Эти и другие вопросы задают люди на протяжении своей жизни. Ответ на них неоднозначен.

Возможно вы неоднократно слышали такой афоризм: «Посеешь мысль, пожнёшь поступок; посеешь поступок, пожнёшь привычку; посеешь привычку, пожнешь характер; посеешь характер, пожнёшь судьбу». Получается, что не просто характер, а даже мысли влияют на судьбу.

Толковый словарь С.И. Ожегова: характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь [2]. Толковый словарь Д.Н. Ушакова: характер - совокупность психических особенностей, из которых складывается личность человека и которые проявляются в его действиях, поведении [4]. Так как же влияет характер человека на его судьбу? Судьба - это работа над собой или предначертание сверху [3]?

Практика психологического консультирования показывает, что более продуктивная, целостная жизнь у тех людей, которые обладают фундаментальными принципами. Они являются естественными законами человеческого бытия, настолько реальными, бесспорными и неизменными, как например, законы Ньютона в физике. Эти принципы подобны маякам, которые показывают нам путь к эффективной жизни.

Часто в своих взаимоотношениях люди видят «субъективную реальность», которая вырисовывается из их опыта и условий существования. «Объективная же реальность» состоит из принципов - «маяков», которые управляют развитием и благополучием человека. Эти принципы являя собой естественные законы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.