Научная статья на тему 'Технологии организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса'

Технологии организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
958
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / INCLUSION / SOCIAL SUPPORT / DISABILITIES / REHABILITATION CENTERS / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лавренюк Наталья Владимировна, Прядко Инга Юрьевна, Костина Оксана Геннадьевна

В статье анализируется процесс cопровождения инклюзивного процесса в регулярных образовательных учреждениях, этапы деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, включенных в ресурсную сеть инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лавренюк Наталья Владимировна, Прядко Инга Юрьевна, Костина Оксана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса»

Технологии организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса Лавренюк Н. В.1, Прядко И. Ю.2, Костина О. Г.3

2Лавренюк Наталья Владимировна /Lavrenyuk Natalia Vladimirovna - логопед, Муниципальное бюджетное учреждение Детская городская больница,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 комбинированного вида Киселевского городского округа;

2Прядко Инга Юрьевна /Pryadko Inga Yurevna - методист;

Муниципальное бюджетное учреждение Информационно-методический центр Киселевского городского округа;

3Костина Оксана Геннадьевна / Koctina Oksana Gennadevna - логопед,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 комбинированного вида Киселевского городского округа, г. Киселевск, Кемеровская область

Аннотация: в статье анализируется процесс сопровождения инклюзивного процесса в регулярных образовательных учреждениях, этапы деятельности психолого-медикопедагогического консилиума образовательного учреждения, включенных в ресурсную сеть инклюзивного образования.

Abstract: the article analyzes the process support an inclusive process in regular educational institutions, the stages of psycho-medical-pedagogical consultation of the educational institutions included in the resource network on inclusive education.

Ключевые слова: инклюзия, социальное сопровождение, ограниченные возможности здоровья, реабилитационные центры, интеграция.

Keywords: inclusion, social support, disabilities, rehabilitation centers, integration.

Поддержка программ по обеспечению социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, их равного доступа к образовательным услугам в детских садах и общеобразовательных школах, наравне с их сверстниками, является одним из направлений деятельности ЮН ИСЕФ в России. К настоящему времени во многих регионах страны в этом направлении уже накоплен хороший опыт работы государственных и общественных организаций.

Инклюзивное образование в России является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребенка на образование, что закреплено в положениях Конвенции о правах ребенка (1989) и другой Конвенции ООН, направленной на защиту и поощрение прав и достоинства лиц с инвалидностью -Конвенции о правах инвалидов (2006), подписанной Российской Федерацией в 2008 году.

Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе:

• потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии - с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);

• потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);

• потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность) [1, с. 15].

В сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья сформирована и реализуется образовательная политика, направленная на:

• обеспечение своевременного (возможно более раннего) выявления и коррекции отклоняющегося развития детей;

204

• формирование системы инклюзивного образования, что обеспечивает доступность образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в школах по месту жительства [1, с. 23].

Этапы оказания специальной помощи детям с ОВЗ

I этап: первичное выявление.

Лечебно-профилактические учреждения: родильные дома, женские консультации, детские поликлиники, больницы.

II этап: ранняя специальная помощь ребенку и семье.

Служба ранней специальной помощи ребенку и семье. Психолого-медикопедагогическая комиссия.

III этап: коррекция развития в дошкольном возрасте.

ДОУ (компенсирующего, комбинированного, общеразвивающего вида).

Реабилитационные центры, лечебно-профилактические учреждения системы здравоохранения.

IV этап: коррекция развития в процессе школьного обучения.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (интегрированный класс, «массовый»

класс, реабилитационные центры).

Сопровождение инклюзивного процесса в регулярных образовательных учреждениях - дошкольных учреждениях и школах - является многоуровневой соподчиненной системой междисциплинарного взаимодействия учреждений, осуществляющих инклюзивную практику. Системообразующим элементом этой системы является территориальный ресурсный центр по развитию инклюзивного образования, который создается, как правило, на базе существующих в округе (городе, регионе) ППМС-центров.

Ключевым инструментом междисциплинарного взаимодействия в рамках территориального ресурсного центра становится психолого-медико-педагогическая комиссия (консилиум).

Основные задачи деятельности в данном направлении ПМПК:

• оценка особенностей и уровня развития ребенка;

• оценка возможности быть включенным в образовательное учреждение, реализующее инклюзивное образование;

• определение условий, в том числе средовых, включения конкретного ребенка в среду обычных сверстников;

• выбор образовательного учреждения (структурного подразделения), реализующего инклюзивную практику;

• выбор оптимального объема включения в среду обычных сверстников (частичная интеграция, полная интеграция, инклюзивное обучение и воспитание, интеграция в рамках дополнительного образования;

• определение срока, в том числе диагностического, пребывания ребенка на том или ином «уровне» инклюзии в данном образовательном учреждении.

В организационной модели развития инклюзивного образования через создание территориального ресурсного центра деятельность ПМПК не является единственным компонентом ресурсной деятельности и междисциплинарного взаимодействия. В этой модели качественно иную роль приобретает деятельность «малых» психолого-медико-педагогических консилиумов - консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений, включенных в ресурсную сеть инклюзивного образования.

Деятельность такого консилиума имеет свои особые цели, задачи и алгоритм функционирования [1, с. 58].

Этапы деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения

1. Оценка запроса (жалоб) и их анализ, знакомство с имеющимися документами и историей развития ребенка

205

2. Оценка особенностей развития специалистами (психологом, логопедом, педагогом/воспитателем, дефектологом, врачом, социальным педагогом).

3. Решение консилиума об особенности построения образовательного маршрута; адаптации (индивидуализации) учебного плана.

4. Определение необходимой дополнительной коррекционно-развивающей помощи (направленность, интенсивность и продолжительность занятий), включая меры по социальной адаптации ребенка.

5. Прогноз дальнейшего развития и обучения на ближайший период, определение даты следующего консилиума по ребенку.

6. Реализация решений консилиума. Проведение коррекционно-развивающих мероприятий и комплексного сопровождения ребенка.

7. Динамическая (итоговая) оценка состояния ребенка и эффективности его существования в инклюзивном образовательном учреждении.

8. Решение о дальнейшем образовательном маршруте ребенка с ОВЗ.

На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод: общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей - без дискриминации и пренебрежения. Следуя принципам социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности, изжить их и предоставить детям с инвалидностью равные возможности полноценного участия во всех сферах школьной и внешкольной активности в системе общего образования.

Литература

1. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития:

Диагностика и сопровождение. Национальный книжный центр, 2016. 201 с.

206

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.