Технологии организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса Лавренюк Н. В.1, Прядко И. Ю.2, Костина О. Г.3
2Лавренюк Наталья Владимировна /Lavrenyuk Natalia Vladimirovna - логопед, Муниципальное бюджетное учреждение Детская городская больница,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 комбинированного вида Киселевского городского округа;
2Прядко Инга Юрьевна /Pryadko Inga Yurevna - методист;
Муниципальное бюджетное учреждение Информационно-методический центр Киселевского городского округа;
3Костина Оксана Геннадьевна / Koctina Oksana Gennadevna - логопед,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 комбинированного вида Киселевского городского округа, г. Киселевск, Кемеровская область
Аннотация: в статье анализируется процесс сопровождения инклюзивного процесса в регулярных образовательных учреждениях, этапы деятельности психолого-медикопедагогического консилиума образовательного учреждения, включенных в ресурсную сеть инклюзивного образования.
Abstract: the article analyzes the process support an inclusive process in regular educational institutions, the stages of psycho-medical-pedagogical consultation of the educational institutions included in the resource network on inclusive education.
Ключевые слова: инклюзия, социальное сопровождение, ограниченные возможности здоровья, реабилитационные центры, интеграция.
Keywords: inclusion, social support, disabilities, rehabilitation centers, integration.
Поддержка программ по обеспечению социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, их равного доступа к образовательным услугам в детских садах и общеобразовательных школах, наравне с их сверстниками, является одним из направлений деятельности ЮН ИСЕФ в России. К настоящему времени во многих регионах страны в этом направлении уже накоплен хороший опыт работы государственных и общественных организаций.
Инклюзивное образование в России является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребенка на образование, что закреплено в положениях Конвенции о правах ребенка (1989) и другой Конвенции ООН, направленной на защиту и поощрение прав и достоинства лиц с инвалидностью -Конвенции о правах инвалидов (2006), подписанной Российской Федерацией в 2008 году.
Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе:
• потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии - с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);
• потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);
• потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность) [1, с. 15].
В сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья сформирована и реализуется образовательная политика, направленная на:
• обеспечение своевременного (возможно более раннего) выявления и коррекции отклоняющегося развития детей;
204
• формирование системы инклюзивного образования, что обеспечивает доступность образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в школах по месту жительства [1, с. 23].
Этапы оказания специальной помощи детям с ОВЗ
I этап: первичное выявление.
Лечебно-профилактические учреждения: родильные дома, женские консультации, детские поликлиники, больницы.
II этап: ранняя специальная помощь ребенку и семье.
Служба ранней специальной помощи ребенку и семье. Психолого-медикопедагогическая комиссия.
III этап: коррекция развития в дошкольном возрасте.
ДОУ (компенсирующего, комбинированного, общеразвивающего вида).
Реабилитационные центры, лечебно-профилактические учреждения системы здравоохранения.
IV этап: коррекция развития в процессе школьного обучения.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (интегрированный класс, «массовый»
класс, реабилитационные центры).
Сопровождение инклюзивного процесса в регулярных образовательных учреждениях - дошкольных учреждениях и школах - является многоуровневой соподчиненной системой междисциплинарного взаимодействия учреждений, осуществляющих инклюзивную практику. Системообразующим элементом этой системы является территориальный ресурсный центр по развитию инклюзивного образования, который создается, как правило, на базе существующих в округе (городе, регионе) ППМС-центров.
Ключевым инструментом междисциплинарного взаимодействия в рамках территориального ресурсного центра становится психолого-медико-педагогическая комиссия (консилиум).
Основные задачи деятельности в данном направлении ПМПК:
• оценка особенностей и уровня развития ребенка;
• оценка возможности быть включенным в образовательное учреждение, реализующее инклюзивное образование;
• определение условий, в том числе средовых, включения конкретного ребенка в среду обычных сверстников;
• выбор образовательного учреждения (структурного подразделения), реализующего инклюзивную практику;
• выбор оптимального объема включения в среду обычных сверстников (частичная интеграция, полная интеграция, инклюзивное обучение и воспитание, интеграция в рамках дополнительного образования;
• определение срока, в том числе диагностического, пребывания ребенка на том или ином «уровне» инклюзии в данном образовательном учреждении.
В организационной модели развития инклюзивного образования через создание территориального ресурсного центра деятельность ПМПК не является единственным компонентом ресурсной деятельности и междисциплинарного взаимодействия. В этой модели качественно иную роль приобретает деятельность «малых» психолого-медико-педагогических консилиумов - консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений, включенных в ресурсную сеть инклюзивного образования.
Деятельность такого консилиума имеет свои особые цели, задачи и алгоритм функционирования [1, с. 58].
Этапы деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения
1. Оценка запроса (жалоб) и их анализ, знакомство с имеющимися документами и историей развития ребенка
205
2. Оценка особенностей развития специалистами (психологом, логопедом, педагогом/воспитателем, дефектологом, врачом, социальным педагогом).
3. Решение консилиума об особенности построения образовательного маршрута; адаптации (индивидуализации) учебного плана.
4. Определение необходимой дополнительной коррекционно-развивающей помощи (направленность, интенсивность и продолжительность занятий), включая меры по социальной адаптации ребенка.
5. Прогноз дальнейшего развития и обучения на ближайший период, определение даты следующего консилиума по ребенку.
6. Реализация решений консилиума. Проведение коррекционно-развивающих мероприятий и комплексного сопровождения ребенка.
7. Динамическая (итоговая) оценка состояния ребенка и эффективности его существования в инклюзивном образовательном учреждении.
8. Решение о дальнейшем образовательном маршруте ребенка с ОВЗ.
На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод: общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей - без дискриминации и пренебрежения. Следуя принципам социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности, изжить их и предоставить детям с инвалидностью равные возможности полноценного участия во всех сферах школьной и внешкольной активности в системе общего образования.
Литература
1. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития:
Диагностика и сопровождение. Национальный книжный центр, 2016. 201 с.
206