Научная статья на тему 'Дистанционное дошкольное образование через призму подготовки будущих педагогов'

Дистанционное дошкольное образование через призму подготовки будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное образование / развивающий досуг / домашнее воспитание / интернет-ресурс / distant education / developing leisure / home education / Internet resource

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атарова Анна Николаевна, Ничипоренко Лидия Константиновна, Яфизова Римма Иршатовна

Актуальность. Участники образовательного процесса в России столкнулись с трудностями организации работы в удаленном режиме. Возникли различного рода сложности, не все педагоги оказались готовы выработать новые модели коммуникации с родителями и воспитанниками в контексте использования доступных средств для дистанционной работы. Дистанционный формат работы особенно остро обнажил вопросы взаимодействия и участия родителей в образовательном процессе. Цель. Данное исследование было проведено с целью понимания того, каким образом педагог дошкольного образования может использовать потенциал дистанционных форм развивающего взаимодействия для детей и сопровождения родителей. Описание хода исследования. Исследование носит практико-ориентированный характер и направлено на внедрение жизнеспособных дистанционных практик для поддержки и сопровождения родителей в образовании детей дошкольного возраста. Использована комплексная методика исследования, включающая теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; аналоговый и системный анализ; разработка и апробация онлайн-ресурсов по организации дистанционного образования дошкольников в семье. Результатами исследования стали: • оценка реального опыта работы воспитателей на образовательных онлайн-платформах и потенциальных возможностей самостоятельной разработки образовательных онлайн-ресурсов; • выявление наиболее распространенных проблем, возникающих в процессе организации дистанционных форм педагогического взаимодействия; • разработка онлайн-ресурсов в контексте наиболее востребованных и необходимых направлений, в частности связанных с помощью родителю в организации развивающего досуга с детьми в ситуации домашнего воспитания; • пилотная апробация с последующей профессиональной экспертизой разработанных онлайн-ресурсов для дошкольников и их родителей. Выводы. В статье представлены результаты многофакторного исследования, в рамках которого был изучен актуальный социальный запрос о быстром и качественном переходе на дистанционные формы в сопровождении родителей дошкольников. В результате был организован абсолютно новый формат дистанционной производственной практики студентов, обучающихся на уровне бакалавриата по направлению «Педагогическое образование». Результаты исследования могут быть использованы региональными органами управления образованием в качестве выявления наиболее эффективных практик повышения качества профессиональной деятельности педагога в рамках дистанционного образования детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания. Разработанные треки дистанционной образовательной технологии проектирования онлайн-ресурса включают методические продукты, готовые к распространению среди педагогического сообщества в контексте дистанционного дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Атарова Анна Николаевна, Ничипоренко Лидия Константиновна, Яфизова Римма Иршатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distant Preschool Education through the Prism of Training Future Teachers

Background. Participants in the educational process in Russia have encountered difficulties in organizing work distantly. There were various difficulties, not all teachers were ready to develop new models of communication with parents and pupils in the context of using available means for distant work. The distant format of work has particularly exposed the issues of interaction and participation of parents in the educational process. Aim. This study was conducted with the aim of understanding how a preschool teacher can use the potential of distant forms of developmental interaction for children and accompanying parents. Description of the research progress. The research was aimed at introduction of viable distant practices to support and accompany parents in the education of preschool children. The research results were: • assessment of the real experience of educators on educational online platforms and the potential for selfdevelopment of educational online resources; • identification of the most common problems that arise in the process of organizing distance forms of pedagogical interaction; • development of online resources in the context of the most popular and necessary areas, in particular related to helping parents in organizing developmental leisure activities with children at home education; • pilot testing followed by professional expertise of developed online resources for preschoolers and their parents. Conclusions. The article presents the results of a multifactorial study that examined the current social demand for a quick and high-quality transition to distant forms, accompanied by the parents of preschoolers. A completely new format of distant practice was organized for students studying at the bachelor’s level in the direction of “Pedagogical Education” as a result. The results of the study can be used by regional education authorities to identify the most effective practices for improving the quality of the teacher’s professional activity in the framework of distant education of preschool children in the context of family education. The developed tracks of distant educational technology for designing an online resource include methodological products ready for distribution among the pedagogical community in the context of distance preschool education..

Текст научной работы на тему «Дистанционное дошкольное образование через призму подготовки будущих педагогов»

УДК 373.2 DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10089

Атарова А.Н., Ничипоренко Л.К., Яфизова Р.И.

Дистанционное дошкольное образование через призму подготовки будущих педагогов

Атарова Анна Николаевна, Ничипоренко Лидия Константиновна, Яфизова Римма Иршатовна - Институт детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)

Актуальность. Участники образовательного процесса в России столкнулись с трудностями организации работы в удаленном режиме. Возникли различного рода сложности, не все педагоги оказались готовы выработать новые модели коммуникации с родителями и воспитанниками в контексте использования доступных средств для дистанционной работы. Дистанционный формат работы особенно остро обнажил вопросы взаимодействия и участия родителей в образовательном процессе. Цель. Данное исследование было проведено с целью понимания того, каким образом педагог дошкольного образования может использовать потенциал дистанционных форм развивающего взаимодействия для детей и сопровождения родителей.

Описание хода исследования. Исследование носит практико-ориентированный характер и направлено на внедрение жизнеспособных дистанционных практик для поддержки и сопровождения родителей в образовании детей дошкольного возраста. Использована комплексная методика исследования, включающая теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; аналоговый и системный анализ; разработка и апробация онлайн-ресурсов по организации дистанционного образования дошкольников в семье. Результатами исследования стали:

• оценка реального опыта работы воспитателей на образовательных онлайн-платформах и потенциальных возможностей самостоятельной разработки образовательных онлайн-ресурсов;

• выявление наиболее распространенных проблем, возникающих в процессе организации дистанционных форм педагогического взаимодействия;

• разработка онлайн-ресурсов в контексте наиболее востребованных и необходимых направлений, в частности связанных с помощью родителю в организации развивающего досуга с детьми в ситуации домашнего воспитания;

• пилотная апробация с последующей профессиональной экспертизой разработанных онлайн-ре-сурсов для дошкольников и их родителей.

Выводы. В статье представлены результаты многофакторного исследования, в рамках которого был изучен актуальный социальный запрос о быстром и качественном переходе на дистанционные формы в сопровождении родителей дошкольников. В результате был организован абсолютно новый формат дистанционной производственной практики студентов, обучающихся на уровне бакалавриата по направлению «Педагогическое образование». Результаты исследования могут быть использованы региональными органами управления образованием в качестве выявления наиболее эффективных практик повышения качества профессиональной деятельности педагога в рамках дистанционного образования детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания. Разработанные треки дистанционной образовательной технологии проектирования онлайн-ресур-са включают методические продукты, готовые к распространению среди педагогического сообщества в контексте дистанционного дошкольного образования.

Ключевые слова: дистанционное образование, развивающий досуг, домашнее воспитание, интернет-ресурс.

Для цитирования: Атарова А.Н., Ничипоренко Л.К., Яфизова Р.И. Дистанционное дошкольное образование через призму подготовки будущих педагогов // Современное дошкольное образование. - 2020. -№6(1 02). - С. 47-57. DOI: 1 0.24411/1 997-9657-2020-1 0089

Материалы статьи получены 19.09.2020.

• Контакты: ann-atarova@yandex.ru

UDC 373.2

DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10089

Distant Preschool Education through the Prism of Training Future Teachers

Anna N. Atarova, Lidia K. Nichiporenko, Rimma I. Yafizova,

Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia

Background. Participants in the educational process in Russia have encountered difficulties in organizing work distantly. There were various difficulties, not all teachers were ready to develop new models of communication with parents and pupils in the context of using available means for distant work. The distant format of work has particularly exposed the issues of interaction and participation of parents in the educational process. Aim. This study was conducted with the aim of understanding how a preschool teacher can use the potential of distant forms of developmental interaction for children and accompanying parents. Description of the research progress. The research was aimed at introduction of viable distant practices to support and accompany parents in the education of preschool children. The research results were:

• assessment of the real experience of educators on educational online platforms and the potential for self-development of educational online resources;

• identification of the most common problems that arise in the process of organizing distance forms of pedagogical interaction;

• development of online resources in the context of the most popular and necessary areas, in particular related to helping parents in organizing developmental leisure activities with children at home education;

• pilot testing followed by professional expertise of developed online resources for preschoolers and their parents.

Conclusions. The article presents the results of a multifactorial study that examined the current social demand for a quick and high-quality transition to distant forms, accompanied by the parents of preschoolers. A completely new format of distant practice was organized for students studying at the bachelor's level in the direction of "Pedagogical Education" as a result.

The results of the study can be used by regional education authorities to identify the most effective practices

for improving the quality of the teacher's professional activity in the framework of distant education

of preschool children in the context of family education. The developed tracks of distant educational

technology for designing an online resource include methodological products ready for distribution among

the pedagogical community in the context of distance preschool education..

Keywords: distant education, developing leisure, home education, Internet resource.

For citation: Atarova A.N., Nichiporenko L.K., Yafizova R.I. (2020). Distant preschool education

through the prism of training future teachers. Preschool Education Today. 6:14, 47-57 (in Russian).

DOI: 10.24411/1 997-9657-2020-1 0089

Original manuscript received 19.09.2020.

• Contacts: ann-atarova@yandex.ru

Введение

действия с семьями воспитанников в онлаин-

В марте 2020 года в России было принято решение о переводе образовательных учреждений на дистанционный формат работы в связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции.

С трудностями организации работы в удаленном режиме столкнулись все участники образовательного процесса. Особая нагрузка в этот период легла на преподавателей вузов и учителей школ, однако и ступень дошкольного образования была вынуждена за короткий период перенести привычные формы взаимо-

среду. Возникли различного рода сложности, не все педагоги оказались готовы выработать новые модели коммуникации с родителями и воспитанниками в контексте использования доступных средств для дистанционной работы.

организация качественного дистанционного подхода в подготовке специалиста по направлению «Педагогическое образование», профилю «Дошкольное образование» обеспечила разработку, апробацию и внедрение конкурентоспособного формата дистанционной педагогики на уровне домашнего воспитания дошкольника (Антонова, Володина, 2017).

Направления и методы исследования

Направления исследования были связаны с:

• изучением и описанием современной практики организации развивающего досуга дошкольника в семье, в том числе в контексте использования дистанционного формата;

• разработкой треков дистанционной образовательной технологии проектирования онлайн-ресурса для дистанционного образования дошкольников;

• проектированием и апробацией полезных интернет-ресурсов для дошкольника и его родителей;

• генерированием эдвайсов для педагогов в создании онлайн-ресурсов для родителей применительно к российским традициям семейного и дошкольного воспитания.

В качестве исследовательских методов была использована комплексная методика, включающая теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; аналоговый и системный анализ; разработка и апробация онлайн-ресурсов по организации дистанционного образования дошкольников в семье.

В настоящий период каждый, кто связан со сферой образования, «на себе» прочувствовал возможности и риски дистанционного формата обучения. И если практика преподавания в высшей школе перешла на дистанционные формы сразу и практически безболезненно, то уровень школьного образования уже испытывал закономерные трудности: профессиональная готовность педагогов; временные и ресурсные затраты; отсутствие единого образовательного стандарта в дистанционной педагогике; ряд психологических проблем, связанных с актуализацией личностных качеств, таких как ответственность, способность к самообразованию, повышение уровня внутренней мотивации и пр. (Сапрыкина, Волохович, 2020).

Дошкольная ступень в образовании самая неформализованная и субъектная, обеспечивающая стартовые возможности для развития потенциала ребенка. Дистанционное дошкольное образование непосредственно связано с домашним воспитанием, организацией досу-гово-развивающей деятельности детей родителями дома. По результатам анализа готовности системы дошкольного образования к дистанционному формату в условиях пандемии корона-вируса специалисты ФИРО РАНХиГС пришли к выводу, что эффективность дистанционных занятий с дошкольниками в условиях самоизо-

ляции в значительной мере обусловлена мотивированностью и организованностью педагогов ДОО и родителей. Также авторы отмечают, что организационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогических работников ДОО должно включать не только методику проведения онлайн-занятий с дошкольниками, работу с цифровыми ресурсами, но и оптимальное взаимодействие с родителями в процессе дистанционных занятий. Дистанционный формат работы особенно остро обнажил вопросы взаимодействия и участия родителей в образовательном процессе. Воспитатели, специалисты, руководство детских садов отмечали низкий уровень мотивации родителей к занятиям с детьми-дошкольниками, что свидетельствует в первую очередь о том, что сотрудники детского сада не смогли наладить взаимодействие с родителями. Родители не получили необходимых разъяснений по степени своей включенности в дистанционные занятия и значимости этих занятий для ребенка (Тарасова, Пестрикова, 2020).

Дистанционный формат дошкольного образования - это тот случай, когда организация образования, обеспечение развития ребенка невозможно без участия взрослых, которые многие годы, наоборот, практически дистанцировались от данного процесса. Современный родитель мегаполиса в большей степени ориентирован на обеспечение возможности посещать ребенком разнообразный формат дополнительного образования, нежели самому качественно провести время с ребенком. Парадокс сложившейся социальной ситуации в том, что родителю без специальной подготовки и периода на погружение пришлось выйти из личностной дистанцированной позиции относительно образования собственного ребенка и включиться в технологичность дистанционной педагогики. Вынужденное массовое дистанционное образование поспособствовало нивелированию дистанционной родительской позиции, особенно на уровне дошкольного образования детей.

В детстве ребенок проживает полноценный период жизни со всеми ее радостными и грустными моментами, открытиями и процессом накопления опыта. Деятельность детей дошкольного возраста может быть организована в самых разнообразных пространствах: в семье и в детском саду, в организациях дополнительного образования и культурно-досуговых объектах (Красильникова, 2019). Независимо от того, где организовано взаимодействие

с ребенком - в условиях образовательной организации или домашнего воспитания, детские виды деятельности должны быть свободными, самостоятельными, добровольными, соответствующими возрастным потребностям, наклонностям и интересам детей, приносящими им удовлетворение (Гогоберидзе, Атарова, 2015).

Развитие и воспитание ребенка в семье чаще всего происходит в контексте семейного досуга, захватывающего свободное время семьи, который предполагает добровольное и совместное участие ее членов в разнообразных видах активной или пассивной деятельности (Штинова, 2008). Совместная деятельность в связке «родитель - ребенок» способствует сплочению семьи, позволяет членам семьи лучше узнать способности и возможности друг друга, а также имеет особенности:

• удовлетворяет потребности ребенка в общении с родителями и близкими;

• развивает доверительные отношения;

• делает устойчивым позитивный образ семьи;

• учит ребенка разумно использовать свое свободное время (Яфизова, Ничипоренко, Атарова, 2018).

Последнее особенно актуально, учитывая статистические данные об увеличении за последние 3 года количества активных юных (6-8 лет) пользователей сети интернет в 3,5 раза; 32% из которых посвящают цифровому пространству более 5 часов в сутки, что говорит о глобальном внедрении цифровых технологий в жизнь почти каждого ребенка (Яфизова, Сон, 2019).

Современное содержание досугового взаимодействия в семье неоднозначно, с одной стороны, происходит удовлетворение не семейных интересов, а только детских, а с другой -под семейным досугом чаще всего подразумевается пассивный отдых (Гергокова, 2015).

По данным исследований «Левада-центр», было выявлено, что большинство жителей России для совместного времяпровождения с ребенком чаще всего выбирают просмотр фильмов или сериалов, так хотя бы раз в неделю проводит время 79% опрошенных респондентов. Более 60% родителей считают достаточным для семейного досуга взять вместе с собой ребенка в гости. 27% в качестве совместного досуга с ребенком читают книги; при том, что 28% не читают с детьми совсем (Ильина, 2019).

Результаты опроса наглядно показывают качественное содержание досуга, который явля-

ется в большей степени рекреационно-развле-кательным и однообразным.

Компанией «АТОЛ» (производитель онлайн-касс) было изучено и проанализировано, куда в основном расходуется бюджет семей с детьми с апреля 2019 года по март 2020 года (Иомдин, 2019). В результате, самое большое количество бюджета было потрачено на игрушки (19%). Практически в четыре раза меньше на детские книги и досуг (не более 5% средств), что свидетельствует о низкой потребности организации разнообразных видов досуга, общения, развития ребенка в современных семьях.

Соответственно, становится закономерной актуализация в новом формате одной из ведущих задач дошкольного образования - знакомство родителей с значимостью досуго-во-развивающей деятельности для ребенка в семье, оказание помощи в ее организации в семье и качественного профессионального сопровождения на всех этапах, а также в рамках деятельности дошкольной образовательной организации (Зацепина, 2008).

Однако, воспитатели детских садов также столкнулись с рядом сложностей в организации дистанционного дошкольного образования. В подавляющем большинстве детских садов удаленное взаимодействие педагогов и воспитанников не осуществлялось совсем. В тех случаях, когда дистанционный формат имел место, воспитатели дошкольных образовательных организаций ссылались на следующие затруднения:

• проблема выбора ресурса среди уже существующих онлайн-ресурсов для детей дошкольного возраста;

• сложность в разработке собственных онлайн-ресурсов;

• организация взаимодействия с детьми и семьями воспитанников через видеоплатформы;

• большинство родителей не готовы к он-лайн-занятиям вместе с детьми (Ничипоренко, Яфизова, 2020).

Эти причины обусловили актуальность исследования, посвященного разработке онлайн-ресурсов для семейного досуга и образования. Основными преимуществами подобных ресурсов являются:

• направленность проекта на решение образовательных задач дошкольного образования для детей и их родителей;

• содержание и формы взаимодействия с ребенком соответствуют возрастному показателю, заявленному разработчиками;

• учет современной детской субкультуры (Ничипоренко, Яфизова, 2019);

• реализуемость и воспроизводимость предложенного содержания и способов деятельности в условиях домашнего воспитания;

• использование современных приемов, методов и технологий организации деятельности с детьми;

• понятная навигация по ресурсу, лаконичные тексты, адаптированные для родителей;

• грамотность и культура оформления проекта, в зависимости от возможностей используемого ресурса;

• наличие алгоритма организации взаимодействия взрослого и ребенка (Федина, 2017).

Контекстом образовательной ситуации для студентов выпускного курса бакалавриата стала реальная социальная ситуация, связанная с повсеместным соблюдением жесткого требования самоизоляции, с учетом необходимости и актуальности дистанционного образования на всех его уровнях (Забродина, Козлова, Фортыгина, 2019).

Таким образом, преподавателями педагогического вуза был изучен актуальный социальный запрос на необходимость быстрого и качественного перехода на дистанционный формат в аспектах сопровождения родителей дошкольников в процессе освоения задач дошкольного образования дома.

В результате был организован абсолютно новый формат дистанционной производственной практики, целью которой стала: разработка и пилотная реализация проекта досугово-разви-вающей деятельности для детей дошкольного возраста совместно с родителями в условиях домашнего воспитания (с использованием интернет-ресурсов, таких как социальные сети (Instagram, VK) и проекты сайтов в Google, видеохостинг YouTube).

Образовательные продукты практики (разработанные и активизированные интернет-ресурсы) подверглись тройной экспертизе на этапе их пилотного использования и дистанционной презентации образовательному профессиональному сообществу. В качестве экспертов выступали:

• педагоги-практики, непосредственно воспитатели ДОО тестировали ресурсы, оценивая их в соответствии с разработанными картами экспертных оценок;

• методисты, заместители заведующих по учебно-воспитательной работе, методисты

ИМЦ административных районов осуществляли экспертную оценку технологического и методического описания ресурса;

• родители дошкольников реально воспользовались ресурсами в процессе решения образовательных задач в период самоизоляции и дали обратную связь о ресурсе.

Треки дистанционной образовательной технологии проектирования онлайн-ресурса для дистанционного образования дошкольников

«Пока все дома» (полезный интернет-ресурс для дошкольника и его родителей)

1. Ориентационно-целевой трек.

2. Содержательный трек.

3. Организационный трек.

4. Результативный трек.

1. Ориентационно-целевой трек включает в себя погружение студента в целевой компонент практики. Студентам необходимо создать небольшую рабочую подгруппу до трех человек для последующего проектирования он-лайн-сервиса, определения интернет-ресурса, на котором будет размещен проект. Одной из первых задач работы подгруппы становится: ориентация на конкретную возрастную группу детей (0 + , 3+, 6+ и т. д.).

2. Содержательный трек предполагает выбор определенного направления развития и образования детей в рамках онлайн-сервиса (образовательную область): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; конструирование основной цели и задач, содержания, видов деятельности/форм активности ребенка, которые родители могут предложить ребенку в рамках интернет-ресурса.

Необходимо учесть, что родители, потенциальные пользователи онлайн-сервиса, могут различаться по степени «начитанности» и «ориентированности» в проблемах развития и образования ребенка.

Важно обосновать, каким образом в выбранном направлении будут учитываться игровые и познавательные интересы детей, детская субкультура, особенности возраста (Ничипоренко, Яфизова, 2018).

3. Организационный трек включает в себя разработку модели-структуры-разделов сту-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

денческого проекта и определение их примерного содержания (тематика, виды деятельности...). Предполагается инвариантное и вариативное наполнение онлайн-сервиса. Вариативное наполнение зависит от интересов и творчества студентов.

Инвариантное ( обязательное ) наполнение онлайн-сервиса. На главной странице онлайн-сервиса должна быть размещена адаптированная пояснительная записка для потенциального пользователя, а именно - для родителя.

Примерная структура пояснительной записки:

• цель проекта и конкретизирующие ее задачи;

• для кого? (с конкретизацией возможностей для детей, возможностей для родителей);

• с какого возраста можно использовать развивающий ресурс;

• основные принципы отбора содержания и видов детской деятельности/форм взаимодействия с детьми;

• предполагаемые результаты развивающего взаимодействия;

• нужна ли специальная подготовка для родителей, чтобы использовать данный онлайн-сервис;

• условия пространства использования вашего онлайн-сервиса (наличие материала для организации деятельности, колонки, наушники, атрибуты, пространство...);

• уровень сложности заданий;

• иные индикаторы, имеющие значение для использования материалов онлайн-сервиса;

• возможные направления развития ресурса (добавление новых рубрик, как часто дополняется/меняется содержание и пр.);

• обоснование алгоритма организации взаимодействия взрослого и ребенка.

Реклама онлайн-сервиса, включающая описание преимуществ использования данного ресурса по сравнению с конкурентами; рекламные слоганы; уникальные условия.

Рубрика «Техническая поддержка», которая отвечает на вопросы:

• Что должны уметь родители, чтобы использовать все возможности онлайн-сервиса?

• Что может им понадобиться для организации деятельности с детьми (пространство, материалы, время, технические приспособления.)?

• Какой уровень сложности они выбирают и что это может обозначать? Разные раз-

делы могут иметь разный уровень сложности. Например: одна звездочка - просто и понятно для родителей и детей - «бери и делай»; две звездочки - взрослый должен подготовиться, прежде чем организовать деятельность с ребенком; три звездочки - необходима предварительная работа с ребенком и подготовка взрослого.

Рубрика «Родительская энциклопедия» -здесь раскрываются основные понятия, которые помогут родителю организовать деятельность с детьми и правильно реагировать на проявления ребенка.

Конспекты (технологические карты) 10 ситуаций - занятий - активностей взаимодействия взрослого и ребенка/детей в рамках выбранного направления. Ситуации выстраиваются по определенному алгоритму, например: задайте ребенку вопрос., попросите найти в комнате., расскажите ему о.; посмотрите видео.; предложите сделать., оформите результат. и т.д.

Видео- и фоторепортажи (раскадровка) к трем из 10 ситуаций взаимодействия, где пошагово показано, как организовать тот или иной вид активности ребенка.

Кейс «Дополнительные материалы». Данный раздел подразумевает наполнение ссылками на книги, статьи, видео по теме проекта (онлайн-сервиса) (где и что родители могут еще посмотреть, послушать, использовать внешний ресурс по аналогичному направлению).

Просьюминг или домашнее задание - данный раздел разрабатывается по желанию студентов. Задания с инструкцией, которые ребенок может сделать с помощью взрослого или самостоятельно, - аналогичный продукт тому, что уже делали, с целью - закрепить умения.

Чат с ответами на FAQ. Необходимо предложить 5-10 наиболее часто встречающихся вопросов родителей по теме проекта (онлайн-сервиса) и дать на них развернутые понятные ответы.

4. Результативный трек представлен разработанными и актуализованными интернет-ресурсами для родителей, чтобы заниматься с детьми из дома. Образовательные результаты дистанционной производственной практики стали фактически эдвайсами для педагогов в создании онлайн-ресурсов для родителей.

Основными вопросами при создании он-лайн-ресурса для родителей и детей дошкольного возраста становятся:

• определение основных пользователей онлайн-ресурса;

• выбор направления онлайн-ресурса, в соответствии с которым будет подбираться содержание (контент);

• выбор web-сервиса, на котором будет размещен онлайн-ресурс;

• регулярность обновления и дополнения содержания онлайн-ресурса (Ульянова, Свинарева, 2015).

Под веб-сервисом в данном контексте понимаются различные социальные сети (VK, Instagram, Facebook), сервисы сообщений (WhatsApp, Telegram), сайты.

Анонсирование содержания онлайн-ресур-са зависит от веб-сервиса, на котором он разрабатывается, но не менее важную роль играет и название. Web-сервисы предоставляют разные возможности анонсирования контента, однако все они требуют от автора особого умения - с помощью небольшого текста привлечь внимание пользователя и помочь ему сориентироваться - насколько данный ресурс может быть ему полезен.

Название для онлайн-ресурса должно указывать на его содержание и при этом легко читаться и запоминаться пользователями. В дополнение к названию почти все веб-сервисы позволяют загрузить фотографию / картинку /иллюстрацию, которая будет ассоциироваться у пользователей с содержанием онлайн-ресурса (фото 1).

Направление онлайн-ресурса может определяться, с одной стороны, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), с другой стороны, интересами родителей и детей дошкольного возраста, стратегическими задачами развития дошкольных образовательных организаций, интересами педагогов. В реальной практике дошкольного образования эти позиции скорее интегрируются, чем противостоят друг другу, что обусловлено широким содержанием образовательной работы с детьми дошкольного возраста и необходимостью вовлечения родителей в образовательную деятельность, что является требованиями ФГОС ДО (п. 2.6; п. 2.13; п. 3.2.1 (8) и др.) (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013).

В качестве примера данного контекста студентами был создан и активизирован в социальной сети Instagram профиль «Книжная аптечка» (We_book_help). Данный ресурс помогает родителям выбрать детские сказки,

Фото 2

рассказы, для совместного чтения с ребенком. Литературные произведения подбираются в соответствии с интересом ребенка, его потребностью в понимании окружающего мира, собственных чувств, поступков (Ничипоренко, Яфизова, 2019) (фото 2). Ресурс позволяет родителям организовать совместную деятельность с детьми, помочь ребенку в решении важных для него проблем, способствовать развитию ребенка с помощью сказок, рассказов, стихотворений и т.д. Содержанием ресурса становится информация о том, как с помощью сказок помочь ребенку справиться со страхом, как понимать свои эмоции, развивать фантазию и внимание во время совместного со взрослым чтением, узнать ответы на сложные вопросы о других людях и т.д.

Идеи для направления онлайн-ресурса могут появиться и в интеграции бизнес-стратегий, технологий менеджмента с потребностями современных родителей (Хуторской, 2020). Например, онлайн-ресурс «Время моей мамы» (Му Ма1г^_^те) научит тайм-менеджменту и поможет на все находить время и быть продуктивным, что актуально для современных молодых родителей. Содержанием данного ресурса становится информация о возможностях планирования дня родителей и дня ребенка, полезные советы, как придерживаться распорядка дня и повысить свою эффективность, о планировании для всей семьи, когда и как дети могут помогать родителям и т.д.

Таким образом, интеграция современных бизнес-технологий, требований ФГОС ДО к содержанию образовательной деятельности с детьми, взаимодействию с родителями и интересами, компетентностью самого педагога позволяет находить актуальное, современное содержание для онлайн-ресурса. С помощью такого ресурса родители могут, с одной стороны, повышать свою компетентность в вопросах развития и образования детей, с другой, организовывать совместную деятельность с ребенком, помогая и поддерживая его.

Выбор веб-сервиса для размещения онлайн-ресурса связан со следующими факторами:

• привлекательность данного веб-сервиса для родителей и педагогов;

• удобство использования (удобная навигация, приятный для чтения шрифт, качество иллюстраций, возможность просмотра видео, отключение звука и т.д.);

• владение педагогом техническими возможностями web-сервиса, способами обработ-

ки фотографий и видеоконтента с помощью мобильных приложений (Р^Аг^ Canva и др.).

По результатам исследований (Ничипоренко, Яфизова, 2020), наиболее популярными web-сервисами для родителей являются социальные сети: VK, Instagram предпочитают около 97% родителей. Игры для раннего развития выбирают более 60% родителей. Меньшей популярностью пользуются сообщества в Facebook, лишь 5% родителей выбирают данную социальную сеть, и Те^гат-ка-налы (предпочитают 10% родителей). Данные веб-сервисы более привлекательны для профессиональных сообществ педагогов.

При выборе веб-сервиса для создания он-лайн-ресурса педагог определяет, какой контент он будет размещать, насколько он знаком с особенностями размещения информации на разных веб-сервисах, сколько времени он готов тратить на обновление и дополнение контента созданного онлайн-ресурса.

При разработке и ведении онлайн-ресурса имеет значение определение, как часто будет размещаться на нем новая информация, будет ли организована «обратная связь» с посетителями; какие рубрики будут постоянными, а какие появляться при необходимости.

Для понимания содержания онлайн-ре-сурса можно разработать интеллект-карту, на которой обозначить содержание ресурса. Такая визуализация содержания поможет понять, что является приоритетной информацией, какие рубрики или разделы необходимы, как часто может возникнуть потребность дополнять онлайн-сервис новой информацией.

Таким образом, необходимо не только отобрать содержание, но и продумать - как именно оно будет представлено в онлайн-ресурсе, с учетом выбранного web-сервиса. Желательно выбрать несколько форматов представления информации, чтобы ресурс было интересно смотреть, читать, оставлять комментарии, однако при этом, сохраняя единый стиль онлайн-ресурса.

Заключение

Позитивные преобразования сегодняшней ситуации, связанной с пандемией, произошли, прежде всего, в контексте «вековой» проблемы - «связи теории и практики» в образовании, а точнее проблемы оторванности теории от практики или же когда ситуация внедрения качественных разработок сферы педагогиче-

ского образования в теории практически невозможна в реальной практике.

Данное исследование было проведено для понимания того, каким образом педагог дошкольного образования может использовать потенциал дистанционных форм развивающего взаимодействия для детей и сопровождения родителей. Результатом исследования стало понимание факта о том, что дошкольники не могут и не должны получать образование через экран смартфона, планшета или компьютера. Дистанционные форматы образования становятся площадкой для взаимодействия воспитателей и специалистов ДОО с родителями. Педагоги должны «перевести» программное содержание на язык, понятный родителю, дать четкую инструкцию по организации взаимодействия с ребенком. Ключевой задачей исследования выступило создание алгоритмов для педагогов по разработке он-лайн-ресурсов для родителей и их детей.

Рисками организации дистанционных форм в дошкольном образовании даже при высоком уровне контекстного участия родителя стали: снижение качества образования, формализация образовательного процесса, недостаточный уровень сопровождения слабых обучающихся, отсутствие личного общения, потенциальные и реальные проблемы со здоровьем, сокращение штата сотрудников, низкая кибербезопасность, недостаточная материальная база.

К возможностям оптимизирующего характера уверенно можно отнести - доступность, необходимость новых образовательных стандартов, единое образовательное пространство, прозрачность, расширение возможностей получения образования (помогающие онлайн-платформы, дополнительные возможности), индивидуализация процесса, стремительный рост конкуренции, повышение уровня субъектности педагогов и родителей обучающихся. ■

Информация об авторах

Атарова Анна Николаевна, ассистент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), ORCID 0000-0002-4976-7558, ann-atarova@yandex.ru

Ничипоренко Лидия Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), ORCID 00000001-7659-5555, mail-to-lida@mail.ru

Яфизова Римма Иршатовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-

Петербург, Россия), ORCID 0000-0002-7141-2059, jafizova@rambler.ru

Information about the authors

Anna N. Atarova, Assistant Professor, Department of Preschool Pedagogy, Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia, ORCID 0000-0002-4976-7558, ann-atarova@yandex.ru

Lidia K. Nichiporenko, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Preschool Pedagogy Department, Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia, ORCID 0000-0001-7659-5555, mail-to-lida@mail.ru

Rimma I. Yafizova, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Preschool Pedagogy Department, Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia, ORCID 0000-0002-7141-2059, jafizova@rambler.ru

Литература

1. Антонова Н.Н. Психолого-педагогические аспекты организации дистанционного образования в педагогическом вузе / Н.Н. Антонова, С.А. Володина // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - №5 (66). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-organizatsii-distantsionnogo-obrazovaniya-v-pedagogicheskom-vuze, свободный. - дата обращения: 05.07.2020.

2. Гергокова Е.В. Содержательный семейный досуг как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. -2015. - №2. - С. 157-160.

3. Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н. Детские инициативы и деятельность для детей: проблемы и противоречия // Детский сад: теория и практика. -2015. - №1. - С. 6-15.

4. Забродина И.В. Подготовка студентов педагогического вуза к работе с образовательными онлайн-платформами / И.В. Забродина, Н.А. Козлова, С.Н. Фортыгина. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-studentov-pedagogicheskogo-vuza-k-rabote-s-obrazovatelnymi-onlayn-platformami. - дата обращения: 04.05.2020.

5. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет. -2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 86 с.

6. Ильина А. Больше половины россиян не ходят в театр, музеи или консерватории // Интернет-издание «Мел». - 2019. - Режим доступа: https://mel. fm/novosti/1684253-bolshe-poloviny-rossiyan-nikogda-ne-byli-v-teatre-muzeye-ilikonservatorii. - дата обращения: 13.04.20.

7. Иомдин Б. В расходах на детей россияне больше всего тратят на игрушки и подгузники // Интернет-издание «Мел». - 2019. - Режим доступа: https://mel.fm/novosti/1456907-iz-vsekh-raskhodov-na-detey-bolshe-vsego-rossiyane-tratyat-na-igrushki-i-podguzniki. - дата обращения: 13.04.2020.

8. Красильникова Л.В. Модель информационной открытости дошкольной образовательной организации при взаимодействии с семьями воспитанников / Л.В. Красильникова, Е.А. Деломудрова, А.Д. Минькова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - №6. -

Режим доступа: https://cyberleninka.nj/artide/n/model-informatsionnoy-otkrytosti-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-pri-vzaimodeystvii-s-semyami-vospitan-nikov. - дата обращения: 05.07.2020.

9. Ничипоренко Л.К., Яфизова Р.И. Компоненты развития детской субкультуры как условие поддержки мира детства // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика: V Междунар. науч.-практ. конф., сб. ст. Забайкал. гос. ун-т. / Отв. ред. А.И. Улзытуева. -Чита: ЗабГУ, 2018. - С. 143-147.

10. Ничипоренко Л.К., Яфизова Р.И. Педагогический потенциал использования портальной технологии в организации семейного досуга // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2020. - Т.15. - №2. - С. 29-39.

11. Ничипоренко Л.К. Социализирующие возможности детской игровой субкультуры современного дошкольника / Л.К. Ничипоренко, Р.И. Яфизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №60-3. - С. 245-248.

12. Особенности игровой субкультуры современного ребенка / Л.К. Ничипоренко, Р.И. Яфизова, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др. // Развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста как субъекта деятельности. Коллективная монография, РГПУ им. А.И. Герцена, Институт детства. -СПб., 2019. - С. 86-103.

13. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Лаборатория медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ. - Режим доступа: https:/icef.hse.ru. -дата обращения: 27.06.2020

14. Тарасова Н.В., Пестрикова С.М. Анализ готовности системы дошкольного образования к дистанционному формату в условиях пандемии ко-ронавируса / Федеральный институт развития образования [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/826-ekspertiza-do-rez-oprosa%D0%9C

15. Ульянова И.В. Особенности педагогического сопровождения обучающихся в контексте различных педагогических подходов / И.В. Ульянова, О.В. Свинарева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №4. - Режим доступа: https:// sdence-education.ru/ru/artide/view?id = 20857. - дата обращения: 8.11.2019.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/ fgos/193-fgos-detskiy-sad#normativnye-dokumenty-arkhiv. - дата обращения: 29.06.2020.

17. Федина Н.В. Дистанционные образовательные технологии в системе дошкольного образования: научные подходы и перспективы развития / Н.В. Федина, И.В. Бурмыкина, Л.М. Звезда, О.С. Пикалова и др. // Проблемы современного образования. - 2017. - №5. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/distantsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya-nauchnye-podhody-i-perspektivy-razvitiya. - дата обращения: 05.07.2020.

18. Хуторской А.В. Семь ошибок управления дистанционным образованием [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2020. -№2. - С. 141-144.

19. Штинова Г.Н. Социальная педагогика: учебник для вузов / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова; под общ. ред. М.А. Галагузовой. -М.: ВЛАДОС, 2008. - 260 с.

20. Яфизова Р.И. Исследовательские детерминанты в социальном конструировании современного детства / Р.И. Яфизова, Л.К. Ничипоренко, А.Н. Атарова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2018. - №6 (88). -С. 50-61.

21. Яфизова Р.И. К проблеме организации цифровой среды в образовательных организациях // Р.И. Яфизова, А.С. Сон // Актуальные проблемы начального общего образования: теория и практика: материалы III Международной научно-практической конференции, Забайкальский государственный университет; отв. ред. Н.В. Васильева. - Чита: ЗабГУ, 2019. - С. 185-189.

References

1. Antonova N.N. (2017) Psikhologo-pedagogicheskie aspekty organizatsii distantsionnogo obrazovaniya v pedagogicheskom vuze [Psychological and pedagogical aspects of the organization of distance education in a pedagogical University]. N.N. Antonova, S.A. Volodina. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, and education]. 5 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-organizatsii-distantsionnogo-obrazovaniya-v-pedagogicheskom-vuze, svobodnyi. -data obrashcheniya: 05.07.2020.

2. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazo-vatel'nyi standart doshkol'nogo obrazovaniya [Federal state educational standard for preschool education]. URL: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/ fgos/193-fgos-detskiy-sad#normativnye-dokumenty-arkhiv.

3. Fedina N.V. (2017) Distantsionnye obrazovatel'nye tekhnologii v sisteme doshkol'nogo obrazovaniya: nauchnye podkhody i perspektivy razvitiya [Distance education technologies in the preschool education system: scientific approaches and development prospects]. N.V. Fedina, I.V. Burmykina, L.M. Zvezda, O.S. Pikalova i dr. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education]. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ distantsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya-nauchnye-podhody-i-perspektivy-razvitiya.

4. Gergokova E.V. (2015) Soderzhatel'nyi semeinyi dosug kak sredstvo dukhovno-nravstvennogo vospitaniya starshikh doshkol'nikov [Meaningful family leisure as a means of spiritual and moral education of older preschoolers]. Doshkol'noe obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy razvitiya [Preschool education: experience, problems, development prospects]. 2. 157

5. Gogoberidze A.G., Atarova A.N. (2015) Detskie initsiativy i deyatel'nost' dlya detei: problemy i protivorechiya [Children's initiatives and activities for children: problems and contradictions]. Detskii sad: teoriya i praktika [Kindergarten: theory and practice]. 1. 6-15.

6. Il'ina A. (2019) Bol'she poloviny rossiyan ne khodyat v teatr, muzei ili konservatorii [More than half of Russians do not go to the theater, museums or conservatories]. Internet-izdanie «Mel». URL: https://

mel.fm/novosti/1 684253-bolshe-poloviny-rossiyan-nikogda-ne-byli-v-teatre-muzeye-ilikonservatorii.

7. lomdin B. (2019) V raskhodakh na detei rossiyane bol'she vsego tratyat na igrushki i podguzniki [In spending on children, Russians spend the most on toys and diapers]. Internet-izdanie «Mel». URL: https://mel.fm/novosti/1456907-iz-vsekh-raskhodov-na-detey-bolshe-vsego-rossiyane-tratyat-na-igrushki-i-podguzniki.

8. Khutorskoi A.V. (2020) Sem' oshibok upravleniya distantsionnym obrazovaniem [Seven errors in remote education management]. Narodnoe obrazovanie. 2. 141-144.

9. Krasil'nikova L.V. (2019) Model' informatsionnoi otkrytosti doshkol'noi obrazovatel'noi organizatsii pri vzaimodeistvii s sem'yami vospitannikov [The model of information transparency of preschool educational organization when communicating with the families of the pupils]. L.V. Krasil'nikova, E.A. Delomudrova, A.D. Min'kova. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya [World of science. Pedagogy and psychology]. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/model-informatsionnoy-otkrytosti-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-pri-vzaimodeystvii-s-semyami-vospitannikov.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Nichiporenko L.K. (2018) Sotsializiruyushchie vozmozhnosti detskoi igrovoi subkul'tury sovremennogo doshkol'nika [Socializing opportunities of children's game subculture of the modern preschool child]. L.K. Nichiporenko, R.I. Yafizova. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 60-3. 245-248.

11. Nichiporenko L.K., Yafizova R.I. (2018) Komponenty razvitiya detskoi subkul'tury kak uslovie podderzhki mira detstva. Doshkol'noe obrazovanie v sovremennom izmenyayushchemsya mire: teoriya i praktika: V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Components of children's subculture development as a condition for supporting the world of childhood. Preschool education in the modern changing world: theory and practice: V Intern. scientific-practical Conf], sb. st. Zabaikal. gos. un-t. Otv. red. A.I. Ulzytueva. Chita. ZabGU. 143-147.

12. Nichiporenko L.K., Yafizova R.I. (2020) Pedagogicheskii potentsial ispol'zovaniya portal'noi tekhnologii v organizatsii semeinogo dosuga [Pedagogical potential of using portal technology in the organization of family leisure]. Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of the TRANS-Baikal state University]. Vol.15. 2. 29-39.

13. Nichiporenko L.K., Yafizova R.I., Atarova A.N. (2018). Social Construction of Modern Childhood: Determinants of Research. Preschool Education Today. 6:12, 50-61 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10024

14. Osobennosti igrovoi subkul'tury sovremennogo rebenka [Features of the game subculture of the modern child]. L.K. Nichiporenko, R.I. Yafizova, T.I. Babaeva, A.G. Gogoberidze i dr. (2019) Razvitie rebenka doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta kak sub"ekta deyatel'nosti. Kollektivnaya monografiya [Development of a child of preschool and primary school

age as a subject of activity. Collective monograph], RGPU im. A.I. Gertsena, Institut detstva [Herzen state pedagogical University, Institute of childhood]. Saint-Petersburg. 86-103.

15. Problemy perekhoda na distantsionnoe obuchenie v Rossiiskoi Federatsii glazami uchitelei [Problems of transition to distance learning in the Russian Federation through the eyes of teachers]. Laboratoriya mediakommunikatsii v obrazovanii NIU VShE [Laboratory of media communications in education at the higher school of Economics]. URL: https:/icef.hse.ru

16. Shtinova G.N. (2008) Sotsial'naya pedagogika: uchebnik dlya vuzov [Social pedagogy: textbook for high schools]. G.N. Shtinova, M.A. Galaguzova, Yu.N. Galaguzova; pod obshch. red. M.A. Galaguzovoi. M. VLADOS. 260.

17. Tarasova N.V., Pestrikova S.M. Analiz gotovnosti sistemy doshkol'nogo obrazovaniya k distantsionnomu formatu v usloviyakh pandemii koronavirusa [Analysis of the readiness of the preschool education system for distance learning in the context of the coronavirus pandemic]. Federal'nyi institut razvitiya obrazovaniya [Federal Institute for education development] [Elektronnyi resurs] URL: https://firo. ranepa.ru/novosti/1 05-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/826-ekspertiza-do-rez-oprosa%D0%9C

18. Ul'yanova I.V. (2015) Osobennosti pedagogicheskogo soprovozhdeniya obuchayushchikhsya v kontekste razlichnykh pedagogicheskikh podkhodov [Features of pedagogical support of students in the context of various pedagogical approaches]. I.V. Ul'yanova, O.V. Svinareva. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 4. URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id = 20857.

19. Yafizova R.I. (2019) K probleme organizatsii tsifrovoi sredy v obrazovatel'nykh organizatsiyakh [The problem of the organization of the digital environment in educational organizations]. R.I. Yafizova, A.S. Son. Aktual'nye problemy nachal'nogo obshchego obrazovaniya: teoriya i praktika: materialy III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Zabaikal'skii gosudarstvennyi universitet [Actual problems of primary General education: theory and practice: materials of the III International scientific and practical conference, Zabaikalsky state University]; otv. red. N.V. Vasil'eva. Chita. ZabGU. 185-189.

20. Zabrodina I.V. Podgotovka studentov pedagogicheskogo vuza k rabote s obrazovatel'nymi onlain-platformami [Preparationof pedagogical University students to work with educational online platforms]. I.V. Zabrodina, N.A. Kozlova, S.N. Fortygina. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-studentov-pedagogicheskogo-vuza-k-rabote-s-obrazovatelnymi-onlayn-platformami.

21. Zatsepina M.B. (2008) Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' v detskom sadu. Programma i metodicheskie rekomendatsii. Dlya raboty s det'mi 2-7 let [Cultural and leisure activities in kindergarten. Program and guidelines. For working with children 2-7 years old]. 2-e izd., ispr. i dop. M. MOZAIKA-SINTEZ. - 86 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.