Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONAL MOTIVATION / PROFESSIONAL TRAINING / EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST / DISTANCE LEARNING / TECHNOLOGY / INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барышникова Елена Викторовна

Введение. Статья посвящена исследованию развития профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов, актуальность которого обусловлена поиском новых технологий в связи переходом на дистанционное обучение в условиях пандемии. В статье определяется достаточная разработанность в теории и практике психолого-педагогических исследований различных аспектов развития профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов. Наряду с этим отмечается, что проблема развития профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов в условиях дистанционного обучения остается наименее исследованной. Цель исследования. Автором ставится цель - исследовать развитие профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов в условиях дистанционного обучения с применением инновационных технологий. Выдвигается гипотеза о том, развитие профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов в условиях дистанционного обучения наиболее эффективно с применением инновационных технологий. Методика и организация исследования. Исследование предполагало три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Методы исследования: анализ, обобщение, синтез, констатирующий эксперимент. База исследования: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, факультет психологии. В статье представлено описание этапов и результатов проведенного исследования. Результаты и их обсуждение. Результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и не противоречат результатам, полученным другими учеными. Проведенное исследование конкретизирует представления об исследуемом феномене и вносит вклад в развитие исследований профессиональной мотивации будущих специалистов. Выводы. Результаты исследования доказывают важность и эффективность применения инновационных технологий в развитии профессиональной мотивации у будущих педагогов-психологов. Высказывается предположение о необходимости продолжить исследование в этом направлении. Результаты проведенного исследования полезны всем участникам образовательных отношений и тем, кто интересуется вопросами повышения качества профессионального образования в условиях дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барышникова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING BY USING INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Introduction. The article is devoted to the study of the development of professional motivation of future pedagogical psychologists, the relevance of which is due to the search for new technologies in connection with the transition to distance learning in a pandemic. The article determines the sufficient elaboration in theory and practice of psychological and pedagogical research of various aspects of the development of professional motivation of future pedagogical psychologists. Along with this, it is noted that the problem of developing the professional motivation of future educational psychologists in the context of distance learning remains the least studied. The purpose of the study. The author's goal is to study the development of professional motivation of future educational psychologists in the context of distance learning with the use of innovative technologies. The hypothesis is put forward that the development of professional motivation of future educational psychologists in the context of distance learning is most effective with the use of innovative technologies. The methodology and organization of the study. The study involved three stages: preparatory, main and final. Research methods: analysis, generalization, synthesis, ascertaining experiment. Research base: South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Faculty of Psychology. The article provides a detailed description of the stages and results of the study. Research results and discussion. The research results confirm the hypothesis put forward and do not contradict the results obtained by other scientists. The study concretizes the ideas about the studied phenomenon and contributes to the development of research on the professional motivation of future specialists. Conclusions. The results of the study prove the importance and effectiveness of the use of innovative technologies in the development of professional motivation in future educational psychologists. It is suggested that it is necessary to continue research in this direction. The results of this study are useful to all participants in educational relations and those who are interested in improving the quality of vocational education in the context of distance learning.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Психологические науки

УДК 159.99

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Елена Викторовна Барышникова, кандидат педагогических наук, доцент, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Аннотация

Введение. Статья посвящена исследованию развития профессиональной мотивации буду -щих педагогов-психологов, актуальность которого обусловлена поиском новых технологий в связи переходом на дистанционное обучение в условиях пандемии. В статье определяется достаточная разработанность в теории и практике психолого-педагогических исследований различных аспектов развития профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов. Наряду с этим отмечается, что проблема развития профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов в условиях дистанционного обучения остается наименее исследованной. Цель исследования. Автором ставится цель - исследовать развитие профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов в условиях дистанционного обучения с применением инновационных технологий. Выдвигается гипотеза о том, развитие профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов в условиях дистанционного обучения наиболее эффективно с применением инновационных технологий. Методика и организация исследования. Исследование предполагало три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Методы исследования: анализ, обобщение, синтез, констатирующий эксперимент. База исследования: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, факультет психологии. В статье представлено описание этапов и результатов проведенного исследования. Результаты и их обсуждение. Результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и не противоречат результатам, полученным другими учеными. Проведенное исследование конкретизирует представления об исследуемом феномене и вносит вклад в развитие исследований профессиональной мотивации будущих специалистов. Выводы. Результаты исследования доказывают важность и эффективность применения инновационных технологий в развитии профессиональной мотивации у будущих педагогов-психологов. Высказывается предположение о необходимости продолжить исследование в этом направлении. Результаты проведенного исследования полезны всем участникам образовательных отношений и тем, кто интересуется вопросами повышения качества профессионального образования в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, профессиональная подготовка, психолог в сфере образования, педагог-психолог, дистанционное обучение, технологии, инновационные технологии.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p335-340

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING BY USING

INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Elena Viktorovna Baryshnikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

Introduction. The article is devoted to the study of the development of professional motivation of future pedagogical psychologists, the relevance of which is due to the search for new technologies in connection with the transition to distance learning in a pandemic. The article determines the sufficient elaboration in theory and practice of psychological and pedagogical research of various aspects of the development of professional motivation of future pedagogical psychologists. Along with this, it is noted that the problem of developing the professional motivation of future educational psychologists in the context of

distance learning remains the least studied. The purpose of the study. The author's goal is to study the development of professional motivation of future educational psychologists in the context of distance learning with the use of innovative technologies. The hypothesis is put forward that the development of professional motivation of future educational psychologists in the context of distance learning is most effective with the use of innovative technologies. The methodology and organization of the study. The study involved three stages: preparatory, main and final. Research methods: analysis, generalization, synthesis, ascertaining experiment. Research base: South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Faculty of Psychology. The article provides a detailed description of the stages and results of the study. Research results and discussion. The research results confirm the hypothesis put forward and do not contradict the results obtained by other scientists. The study concretizes the ideas about the studied phenomenon and contributes to the development of research on the professional motivation of future specialists. Conclusions. The results of the study prove the importance and effectiveness of the use of innovative technologies in the development of professional motivation in future educational psychologists. It is suggested that it is necessary to continue research in this direction. The results of this study are useful to all participants in educational relations and those who are interested in improving the quality of vocational education in the context of distance learning.

Keywords: professional motivation, professional training, educational psychologist, educational psychologist, distance learning, technology, innovative technologies.

ВВЕДЕНИЕ

Переход на дистанционное обучение, связанный с предупреждением распространения коронавирусной инфекции COVID-19, актуализировал проблему исследования профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов. Особенность дистанционного обучения в условиях пандемии потребовала применение таких технологий, которые позволяют повысить эффективность проведения учебных занятий в условиях дистанционного обучения, обеспечить удовлетворенность студентами организацией образовательного процесса, а также создать условия для сохранения психологического здоровья обучающихся. Именно инновационные технологии позволяют повысить качество профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов, необходимой составляющей которой является профессиональная мотивация.

Исследование проблемы развития профессиональной мотивации связано с вопросами профессионального образования: психологией профессиональной деятельности (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов и др.); профессиональной подготовкой будущих педагогов-психологов (И.В. Вачков, А.А. Деркач, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова и др.); мотивацией профессиональной деятельности (А.А. Бодалев, А.А. Вербицкий, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.); технологиями психолого-педагогического образования (И.А. Баева, М.Р. Битянова, Р.В. Овчарова и др.); концепцией дистанционного обучения (А.В. Хуторской, В. А. Чистяков и др.).

Анализ психолого-педагогической литературы показал достаточную разработанность различных аспектов указанной проблемы [3; 10; 11]. Вместе с тем следует отметить, что проблема исследования развития профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов в условиях дистанционного обучения остается наименее исследованной. Решение возникшей проблемы мы видим в поиске инновационных технологий обучения, направленных на активизацию учебно-познавательной деятельности будущих педагогов-психологов в условиях дистанционного обучения, и тем самым способствующих развитию мотивации к изучению дисциплин, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

С учетом сказанного ставится цель - развитие профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов в условиях дистанционного обучения с применением инновационных технологий. Выдвигается гипотеза о том, развитие профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов в условиях дистанционного обучения наиболее

эффективно с применением инновационных технологий.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование развития профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов в условиях дистанционного обучения предполагало три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап был направлен на изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, обоснование ее актуальности, формулировку цели и задач, выдвижение гипотезы, определение методов научного исследования. На основном этапе осуществлялась апробация инновационных технологий развития профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов. Заключительный этап включал подведение результатов проведенного исследования и формулировку выводов. Реализация поставленной цели обусловила применение следующих методов: анализ, обобщение, синтез, констатирующий эксперимент.

Организация подготовительного этапа исследования связана с определением основных понятий. Для нашего исследования ключевым понятием является «профессиональная мотивация». Обобщая существующие подходы ученых к данному определению, отметим, что профессиональная мотивация учеными рассматривается как структурный компонент профессиональной деятельности и как регулятор поведения и деятельности субъектов образования [1-3; 6; 9-11].

В истории педагогики и психологии накоплен достаточный опыт развития профессиональной мотивации обучающихся посредством вовлечения их в активную деятельность через организацию самостоятельной работы с применением активных методов обучения, а также информационных технологий. В последнее время предметом научных исследований являются условия и факторы, способствующие развитию профессиональной мотивации у будущих специалистов в условиях дистанционного обучения [5; 9; 10; 11]. Так, в исследовании доктора психологических наук И.Э. Соколовской были выявлены факторы психологической удовлетворенности студентов условиями дистанционного обучения в период пандемии. Среди них значимыми для нашего исследования являются «интерес к учебе в дистанционном формате» и «эффективность обучения, связанная с положительными сторонами дистанционной работы» [11, с. 52]. Особый интерес для нашего исследования представляют факторы развития профессиональной мотивации, изучаемые и другими учеными [9; 10].

Таким образом, исследования ученых позволяют отметить, что развитие профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов в период адаптации к новым условиям дистанционного обучения предполагает активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством применения инновационных технологий.

В психолого-педагогической литературе к инновационным технологиям в сфере психолого-педагогического образования относят: игровую технологию М.Р. Битяновой, технологию активного взаимодействия И.В. Дубровиной, технологию группового тренинга И.В. Вачкова, технологию активного слушания Ю.Б. Гиппенрейтер [4].

Представим содержание основного этапа научного исследования, которое проводилось на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета в процессе изучения дисциплины психолого-педагогической направленности. В исследовании приняли участие 32 студента факультета психологии второго курса дневного отделения. Следует отметить, что небольшая выборка исследования не является недостатком проведенной работы. Это обусловлено адаптацией к новым условиям дистанционного обучения как самих обучающихся, так и самого преподавателя.

Принимая во внимание собственный опыт реализации инновационных технологий, раскрываемый в научной публикации [4], и опыт реализации дистанционного обучения в период пандемии [3; 5; 8; 11], отметим, что именно инновационные технологии способствуют эффективному развитию профессиональной мотивации будущих педагогов-

психологов. Среди них наиболее актуальными в настоящее время становятся проектные технологии, позволяющие в условиях дистанционного обучения создавать учебные ситуации, максимально приближенные к условиям профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов.

Развитие профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов в условиях дистанционного обучения с применением проектных технологий предполагало применение метода проектов, направленного на вовлечение обучающихся в проектную деятельность. В нашем исследовании организация проектной деятельности была направлена на создание продукта - социального проекта, являющегося результатом проведенной самостоятельной работы студентов по решению проблемы, значимой для самих обучающихся и актуальной в новой образовательной ситуации. Студенты были ознакомлены с содержанием и этапами реализации проекта. Им было предложено разработать и реализовать краткосрочный проект, выбрав из предложенного списка одно направление социального проекта (организация добрых дел в период пандемии, организация режима дня в период дистанционного обучения, организация питания в период самоизоляции, конструктивное взаимодействие в условиях дистанционного обучения, организация бесконфликтного взаимодействия членов семьи в условиях самоизоляции). Результаты исследования показывают, что наибольший интерес студенты проявили к проектам по организации режиму дня, питания, добрых дел и изучения семейных традиций. Так, количество студентов, выбравших тему социального проекта «Режим дня» составило 32%, тему «Здоровое питание» - 19%, тему «Семейные традиции» и «Добрые дела» - 13% обследуемых, от общего количества студентов.

Эффективность реализации проектной технологии подтверждается процентным соотношением количества выполненных заданий самостоятельной работы, связанной с проектной деятельностью, и с количеством выполненных других видов заданий самостоятельной работы. Результаты выполнения заданий самостоятельной работы в период дистанционного обучения представлены на рисунке 1.

разработка проекта разработка паспорта проекта анализ проекта подбор игр на взаимодействие анализ программы поиск нормативных документов составление словаря понятий анализ научной статьи

75% 80% 85% 90% 95% 100% 105% Рисунок 1 - Распределение количества выполненных заданий самостоятельной работы студентами в период

дистанционного обучения

Как видно из рисунка 1, наибольший интерес для студентов представляют проектные задания: анализ проекта (93% обследуемых), разработка паспорта проекта (100% обследуемых) и разработка проекта (100% обследуемых). Менее значимыми оказались задания, связанные с анализом научной статьи и программы (84%), составлением словаря понятий (84%) и списка нормативных документов (87%). Следует отметить и высокий процент качественной успеваемости обучающихся по дисциплине, предполагающей подготовку студентов к освоению профессиональной деятельности с применением проектных технологий. Так, на «отлично» сдали экзамен 53% обследуемых, 33,5% - на «хорошо» и 13,5% - на «удовлетворительно». Полученные результаты дают основания считать инновационные технологии, и в частности, проектные технологии наиболее эффективными в развитии профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов в условиях дистанционного обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные автором результаты не противоречат результатам других ученых. Так, в исследованиях О. А. Андриенко отмечается, что у испытуемых с выраженной профессиональной мотивацией преобладает высокий интеллект [1, с. 305]. Исследованиями И.В. Арендачук доказано, что у студентов с высоким процентом академической успешности наблюдается ярко выраженная профессиональная мотивация, связанная с достижением поставленной цели и ориентацией на труд [2, с. 70]. В исследовании В.И. Долговой и Г.Ю. Гольевой отмечается, что успешность развития мотивации профессиональной деятельности у будущих педагогов-психологов обусловлена «мотивацией достижения успеха» и «направленностью личностью на дело» [7, с. 120].

Таким образом, развитие мотивации к профессиональной деятельности у будущих педагогов-психологов наиболее успешно с применением инновационных технологий. Проведенное исследование дополняет содержание существующих в настоящее время исследований по проблеме развития профессиональной мотивации будущих специалистов в условиях дистанционного обучения.

ВЫВОДЫ

Таким образом, поставленная цель исследования достигнута. Результаты исследования доказывают важность и эффективность применения инновационных технологий в развитии профессиональной мотивации у будущих студентов-психологов. Инновационные технологии повышают качество проведения учебных занятий в условиях дистанционного обучения, обеспечивают удовлетворенность студентами организацией учебного процесса, а также создают условия для сохранения их психического здоровья.

Наряду с рассмотренными вопросами профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов в условиях дистанционного обучения появляются новые проблемы, связанные с дальнейшим выявлением и апробацией других инновационных технологий, а также с психолого-педагогическим сопровождением развития профессиональной мотивации у будущих педагогов-психологов в условиях дистанционного обучения.

Результаты проведенного исследования и сформулированные выводы могут быть полезны педагогам и психологам в сфере образования, а также всем участникам образовательных отношений, особенно тем, кто интересуется вопросами повышения качества профессионального образования в условиях дистанционного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андриенко, О.А. К проблеме профессиональной мотивации студентов-психологов / О.А. Андриенко // Азимут научных исследований : педагогика и психология. - 2020. - Т. 9, № 2 (31). - С. 303-306.

2. Арендачук, И.В. Изменение учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в вузе / И. В. Арендачук // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2016. - № 4. - С. 193-198.

3. Базалий, Р. В. Развитие мотивации студентов в условиях дистанционного обучения / Р. В. Базалий // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8, № 3. -URL : https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN320.pdf (дата обращения: 13.08.2020).

4. Барышникова, Е.В. Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности психолога в сфере образования / Е. В. Барышникова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8, № 4 (29). - С. 21-24.

5. Гаранина, Ж.Г. Мотивация профессионального саморазвития студентов вуза, использующих дистанционные образовательные технологии / Ж. Г. Гаранина // Вестник Донского национального университета. Серия Д : Филология и психология. - 2020. - № 1. - С. 133-137ю

6. Исследование учебной и профессиональной мотивации студентов психологических специальностей / О.В. Грибкова, В.И. Шарагин, Л.Ю. Климова, Т.Ю. Федорова. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 559-566.

7. Долгова, В. И. Факторный анализ развития мотивации профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов / В. И. Долгова, Г. Ю. Гольева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 5. - С. 117-121.

8. Киселев, А.А. Дистанционное обучение студентов : проблемы и перспективы его развития после пандемии коронавируса / А. А. Киселев // Развитие образования. - 2020. - № 2 (8). - С. 97-100.

9. Меркушева, Ю.С. Развитие профессиональной мотивации студентов-психологов / Ю.С. Меркушева, Ю. Н. Казаков // Акмеология. - 2016. - № 1 (57). - С. 103-107.

10. Минияров, В.М. Факторы профессионального саморазвития педагога-психолога в ходе профессиональной деятельности / В. М. Минияров, А. Е. Эстерле // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. - 2017. - № 1. - С. 26-27.

11. Соколовская, И.Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции / И. Э. Соколовская // Цифровая социология. - 2020. - № 2. - С. 46-54.

REFERENCES

1. Andrienko, O.A. (2020), "On the problem of professional motivation of students-psychologists", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 9, No. 2 (31), pp. 303-306.

2. Arendachuk, I.V. (2016), "Change of educational and professional motivation of students in the process of studying at the university", Bulletin of Moscow University. Series 20. Pedagogical education, No. 4, pp. 193-198.

3. Basaliy, R.V. (2020), "Development of student motivation in the conditions of distance learning», World of Science. Pedagogy and psychology, Vol. 8, No. 3, available at: https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN320.pdf (accessed 03 March 2020).

4. Baryshnikova, E.V. (2019), "Psychological and pedagogical technologies in the professional activity of a psychologist in the field of education", Baltic Humanitarian Journal, No. 4 (29), pp. 21-24.

5. Garanina, Zh.G. (2020), "Motivation of professional self-development of university students using distance educational technologies", Bulletin of Don national university Ser. D: Philology and psychology, No. 1, pp. 133-137.

6. Gribkova, O.V., Sharagin, V.I., Klimova, L.Yu. and Fedorova, T.Yu. (2020), "Research of educational and professional motivation of students of psychological specialties", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp. 559-566.

7. Dolgova, V.I. and Golieva, G.Yu. (2016), "Factor analysis of the development of motivation for the professional activity of future pedagogical psychologists", Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, No. 5, pp. 117-121.

8. Kiselev, A.A. (2020), "Distance learning of students: problems and prospects for its development after the coronavirus pandemic", Development of education, No. 2 (8), pp. 97-100.

9. Merkusheva, Yu.S. and Kazakov, Yu.N. (2016), "Development of professional motivation of psychology students", Acmeology, No. 1 (57), pp. 97-100.

10. Miniyarov, V.M. and Esterle, A.E (2017), "Factors of professional self-development of a teacher-psychologist in the course of professional activity", Bulletin of RUDN. Series: Psychology and Pedagogy, No. 1, pp. 26-27.

11. Sokolovskaya, I.E. (2020), "Socio-psychological factors of student satisfaction in the context of digitalization of education during the COVID-19 pandemic and self-isolation", Digital Sociology, No. 2, pp. 46-54

Контактная информация: e.v.baryshnikova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.08.2020

УДК 159.9.075

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ У СПОРТСМЕНОВ

Елена Игоревна Берилова, кандидат психологических наук, доцент, Юлия Михайловна Босенко, кандидат психологических наук, доцент, Анна Сергеевна Распопова, кандидат

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.