Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронное обучение / профессиональная подготовка будущего педагога / дистанционные образовательные технологии / информационно-коммуникационные технологии / информатизация образования / e-learning / professional training of future teacher / distance educational technologies / information and communication technologies / informatization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Москаленко

Основное содержание исследования составляет анализ потребностей будущих педагогов в освоении навыков проектирования и использования технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в процессе вузовской подготовки. В статье приводятся результаты анкетирования будущих педагогов, касающегося влияния перехода образовательных учреждений на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий на процесс профессиональной подготовки будущих педагогов, на примере Алтайского государственного педагогического университета. В статье акцентируется внимание на том, что в условиях глобального процесса информатизации образования современный педагог должен соответствовать запросам общества, новым быстроизменяющимся условиям, в частности обладать навыками реализации электронного обучения, в том числе и опосредованно, с применением дистанционных образовательных технологий, а также использовать технологии электронного обучения и в рамках своей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.В. Москаленко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE NEEDS OF FUTURE TEACHERS IN THE FIELD OF USING ELECTRONIC LEARNING TECHNOLOGIES

The main content of the research is an analysis of the needs of future teachers in mastering the skills of designing and using e-learning technologies and distance learning technologies in the process of university training. The article presents the results of a questionnaire survey of future teachers on the impact of the transition of educational institutions to e-learning using distance learning technologies on the process of professional training of future teachers on the example of the Altai State Pedagogical University. The article focuses on the fact that in the context of the global process of informatization of education, a modern teacher must meet the needs of society, new rapidly changing conditions, in particular, have the skills to implement e-learning, including indirectly using distance educational technologies, as well as use technologies e-learning and in the framework of their professional activities

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

References

1. Rabochaya kniga uchastkovogo social'nogo rabotnika: metodicheskie rekomendacii po vnedreniyu modeli social'nogo soprovozhdeniya uchastkovymi social'nymi rabotnikami semej s det'mi-invalidamii det'mi s OVZ. Sostaviteli E.B. Maruschak, O.E. Ignatenko, O.A. Durachenko. Novosibirsk: NGPU, 2014.

2. Dacyuk N.N., Bokova O.A. Vozmozhnosti psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya semej, vospityvayuschih molodyh invalidov. Pedagogicheskoe obrazovanie na Altae. 2020; № 1: 84 - 88

3. Kazakova E.I. Sistema kompleksnogo soprovozhdeniya rebenka s OVZ. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya rebenka: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet pedagogicheskogo masterstva, 2015: 45 - 48.

4. Lapshin V.A. Politicheskaya socializaciya kak faktor formirovaniya kul'turno-cennostnogo potenciala u molodezhi s ogranichennymi vozmozhnostyami po zdorov'yu i bez takovyh. Uchenyj sovet. 2017; № 8: 68 - 73.

5. Strebeleva E.A. Psihologo-pedagogicheskaya podderzhka sem'irebenka s ogranichennymi vozmozhnostyamizdorov'ya: uchebnik. Moskva: INFRA, 2020.

6. New trends in education of children with disabilities. Procedia Social and Behavioral Sciences. 2011; № 15.

Статья поступила в редакцию 30.09.20

УДК 378.637 (571.150)

Moskalenko E.V., senior teacher, Department of Theoretical Bases of Computer Science, Institute of Physics and Mathematics Education, Altai State Pedagogical

University (Barnaul, Russia), E-mail: melensun@gmail.com

ANALYSIS OF THE NEEDS OF FUTURE TEACHERS IN THE FIELD OF USING ELECTRONIC LEARNING TECHNOLOGIES. The main content of the research is an analysis of the needs of future teachers in mastering the skills of designing and using e-learning technologies and distance learning technologies in the process of university training. The article presents the results of a questionnaire survey of future teachers on the impact of the transition of educational institutions to e-learning using distance learning technologies on the process of professional training of future teachers on the example of the Altai State Pedagogical University. The article focuses on the fact that in the context of the global process of informatization of education, a modern teacher must meet the needs of society, new rapidly changing conditions, in particular, have the skills to implement e-learning, including indirectly using distance educational technologies, as well as use technologies e-learning and in the framework of their professional activities.

Key words: e-learning, professional training of future teacher, distance educational technologies, information and communication technologies, informatization of education.

Е.В. Москаленко, ст. преп., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: melensun@gmail.com

АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Основное содержание исследования составляет анализ потребностей будущих педагогов в освоении навыков проектирования и использования технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в процессе вузовской подготовки. В статье приводятся результаты анкетирования будущих педагогов, касающегося влияния перехода образовательных учреждений на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий на процесс профессиональной подготовки будущих педагогов, на примере Алтайского государственного педагогического университета. В статье акцентируется внимание на том, что в условиях глобального процесса информатизации образования современный педагог должен соответствовать запросам общества, новым быстроизменяющимся условиям, в частности обладать навыками реализации электронного обучения, в том числе и опосредованно, с применением дистанционных образовательных технологий, а также использовать технологии электронного обучения и в рамках своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: электронное обучение, профессиональная подготовка будущего педагога, дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, информатизация образования.

В настоящее время, в условиях глобального процесса информатизации образования, важное значение приобретает оснащение образовательных учреждений средствами ИКТ разного уровня. Под информационно-коммуникационными технологиями будем понимать широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг [1]. Формирование будущего специалиста в системе образования определяется всей складывающейся и динамично изменяющейся социокультурной ситуацией в обществе [2]. В условиях недавнего массового перехода образовательных учреждений с очной контактной формы обучения на электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий меняются подходы в

Таблица 1

Ответы респондентов

Варианты ответов Процент ответов

Повышает уровень знаний, умений, навыков 16,8%

Формирует навыки работы с объемами информации, развивает самостоятельность в поиске и использовании необходимой информации 69,3%

Предоставляет возможность расширить круг своего общения 6,9%

Развивает способности 21,8%

Развивает навыки самоконтроля 48,5%

Формирует мотивацию к самообразованию 29,7%

Предоставляет возможность обучения в удобное время и удобном месте 69,3%

Отрицательно отношусь к применению технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 22,8%

Затрудняюсь ответить 3%

Другое 0%

обучении и, соответственно, возрастают требования к профессиональной подготовке будущего педагога. Активное внедрение в учебный процесс технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обусловливает необходимость нововведений в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов, в частности, будущие педагоги должны не только обладать теоретическими знаниями, владеть навыками работы со средствами электронного обучения, но и уметь эффективно применять их в своей профессиональной деятельности [3].

В этой связи автор статьи посчитал необходимым провести анализ того, какие средства электронного обучения, дистанционные образовательные технологии наиболее востребованы у будущих педагогов, а также какие из них будущие педагоги планируют использовать в учебном процессе в рамках своей профессиональной деятельности. В данной статье используются материалы опроса на тему «Влияние перехода образовательных учреждений на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий на процесс профессиональной подготовки будущих педагогов на примере Алтайского государственного педагогического университета» (сентябрь 2020 г), в котором из Алтайского государственного педагогического университета принял участие 101 студент направления «Педагогическое образование» разных профилей подготовки. В исследовании использованы следующие методы: анкетирование, статистическая обработка данных и сравнительный анализ результатов [4].

Для проведения исследования была разработана анкета, содержащая 20 вопросов различного типа: одиночного и множественного выбора, шкала оценивания, открытой формы. Анкета была размещена в открытом доступе, для сбора данных использовался сервис GoogleForms.

Первый вопрос направлен на сбор информации о том, на каком курсе обучается респондент В анкетировании принимали участие студенты 1 - 5 курсов и студенты магистратуры. Среди респондентов было 12,9% студентов 1 курса, 8,9% студентов 2 курса, 16,8% студентов 3 курса, 44,6% студентов 4 курса,15,8% студентов 5 курса и 1% студентов магистратуры.

На вопрос: «Какие задачи, с вашей точки зрения, решает электронное обучение?» получены следующие ответы (табл. 1) (приведены в процентах от общего количества ответов).

Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов на этот вопрос. По мнению большинства будущих педагогов, электронное обучение решает следующие задачи: формирует навыки работы с объемами информации, развивает самостоятельность в поиске и использовании необходимой информации; развивает навыки самоконтроля; предоставляет возможность обучения в удобное время и удобном месте.

На вопрос: «Какие преимущества электронного обучения на данный момент наиболее важны для вас?» получены следующие ответы (табл. 2) (приведены в процентах от общего количества ответов):

Таблица 2

Ответы респондентов

Варианты ответов Процент ответов

Гибкость учебного процесса 63,4%

Возможность совмещать работу с учебой 50,5%

Технологичность процесса обучения (использование информационных технологий) 29,7%

Получение практических навыков 7,9%

Обучение в комфортной и привычной обстановке 56,4%

Лёгкость обновления контента и возможности архивации старого материала: любой учебный материал остается доступен для скачивания 30,7%

Не вижу никаких преимуществ 12,9%

Другое 1%

Респонденты могли выбирать несколько вариантов ответов на этот вопрос. Большая часть респондентов отмечают следующие преимущества электронного обучения: гибкость учебного процесса; обучение в привычной обстановке; возможность совмещать работу с учебной деятельностью.

По результатам анкетирования, в рамках перехода на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий уровень мотивации будущих педагогов не изменился.

На вопрос: «В процессе обучения использовали ли вы когда-нибудь какие-либо средства электронного обучения: электронные курсы, электронные образовательные ресурсы, MOOC, интерактивные доски, системы управления обучением, сервисы web 2.0 и т.д.?» большинство респондентов отметили, что использовали электронные курсы в СДО Moodle и электронные библиотеки, а также сервисы видеоконференцсвязи, такие как MSTeams, Skype, Zoom.

По результатам опроса, у большинства респондентов (60,4%) не возникло никаких трудностей в процессе перехода от контактной очной формы обучения к электронному обучению с применением дистанционных образовательных технологий.

При ответе на вопрос: «Насколько эффективно отразился на процессе обучения, по вашему мнению, переход с очной контактной формы обучения на электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий?» мнения респондентов разделились: 36,6% респондентов считают, что традиционная очная, контактная форма обучения гораздо эффективнее электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, в свою очередь, такое же число респондентов отмечают, что смешанное обучение - наиболее эффективная форма реализации процесса обучения; и только 16,8% считают, что электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий гораздо эффективнее традиционного обучения.

На вопрос: «На ваш взгляд, какие особенности характерны для электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в сравнении с традиционным обучением?» получены следующие ответы (табл. 3) (приведены в процентах от общего количества ответов):

Таблица 3

Ответы респондентов

Варианты ответов Процент ответов

Меняются подходы в обучении 50%

Меняются образовательные траектории 13%

Меняются технологии и средства обучения 42%

Гибкость графика процесса обучения 78%

Более оперативный доступ к образовательному контенту 27%

Увеличивается доля самостоятельной работы обучающихся 73%

Другое 1%

Респонденты могли выбирать несколько вариантов ответов на этот вопрос. Среди особенностей, характерных для электронного обучения с применением

дистанционных образовательных технологий в сравнении с традиционным обучением, большая часть респондентов отмечают следующие: изменение подходов в обучении; гибкость графика процесса обучения и увеличение доли самостоятельной работы обучающихся.

На вопрос: «Какие из перечисленных онлайн-ресурсов вы планируете использовать в учебном процессе для организации электронного обучения школьников?» получены следующие ответы (табл. 4) (приведены в процентах от общего количества ответов).

Таблица 4

Ответы респондентов

Варианты ответов Процент ответов

Фоксфорд 28%

ЯКласс 26,9%

Учи.ру 23,7%

GoogleClassroom 34,4%

Яндекс.Учебник 36,6%

^аттдАрр® 22,6%

Российская электронная школа 20,4%

Lecta 5,4%

Сервисы интерактивных онлайн-досок 26,9%

Урок цифры 8,6%

Онлайн-сервисы для проектирования ментальных карт 16,1%

Другое 5,5%

Большая часть будущих педагогов для организации электронного обучения в своей будущей профессиональной деятельности планируют использовать в учебном процессе следующие онлайн-ресурсы: Фоксфорд, GoogleClassroom, Яндекс.Учебник.

Респонденты оценили степень эффективностьи использования в учебном процессе образовательного портала университета по шкале от 0 до 10 баллов достаточно высоко, в среднем от 7 до 10 баллов. Также, по мнению большинства респондентов (73%), им как будущим педагогам необходимо в процессе профессиональной вузовской подготовки получить навыки использования технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, для того, чтобы они могли их применять в дальнейшей профессиональной педагогической деятельности.

На вопрос? «Владеете ли вы навыками разработки и проектирования следующих средств электронного обучения?» получены следующие ответы (табл. 5) (приведены в процентах от общего количества ответов).

Таблица 5

Ответы респондентов

Варианты ответов Процент ответов

Электронных образовательных ресурсов 44%

Электронных учебников 27,5%

Образовательных или учебных \«еЬ-сайтов 33%

МООС (массовых открытых онлайн-курсов) 14,3%

Курсов/классов в сервисе GoogleClassroom 28,6%

Электронных курсов в системах управления обучением (например, Moodle) 39,6%

Проведения видеоконференций посредством сервисов видеоконференцсвязи 31,9%

Персонального \геЬ-сайта педагога/блога 16,5%

Электронных учебных материалов для интерактивных досок (например, ПО SmartBoard) 9,9%

Другое 3,3%

Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов на этот вопрос. Большинство респондентов владеют навыками разработки и проектирования следующих средств электронного обучения: электронных образовательных ресурсов, электронных курсов в системах управления обучением, проведения видеоконференций посредством сервисов видеоконференцсвязи. Особо стоит отметить, что только 9,9% опрошенных владеют навыками разработки электронных учебных материалов для интерактивных досок, учитывая тот факт, что интерактивными досками в настоящее время оснащены множество образовательных учреждений, этот показатель необходимо повышать.

Среди оптимальных способов учебного взаимодействия с преподавателем респонденты отмечают электронную почту (68,3%), социальные сети (71,3%), различные мессенджеры (54,5%), сервисы видеоконференций (45,5%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большинство опрошенных будущих педагогов (50,5%) оценивают использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в университете в качестве дополнения/вспомогательного обучения к основному и только 15,8% опрошенных - в качестве основного обучения.

Большая часть респондентов (56,7%) владеют навыками работы в АИС «Сетевой город». Однако 25,8% не владеют навыками работы в системах электронного документооборота образовательного учреждения, системах управления обучением (LMS), АИС «Сетевой город», системах управления контентом (CMS).

Для работы в образовательном портале университета чаще всего респонденты используют следующие виды устройств: смартфон (93% от числа опрошенных), ноутбук (89% от числа опрошенных), ПК (50% от числа опрошенных), реже - планшет (7% респондентов) и smartTV (5% от числа опрошенных).

В ходе анкетирования респонденты также высказали своё мнение на предмет того, какие кардинальные изменения в связи с внедрением технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс необходимо внести в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов для того, чтобы они могли эффективно проектировать и использовать технологии электронного обучения и дистанционные образовательные технологии в своей дальнейшей профессиональной деятельности. По их мнению, необходимо (далее приводятся цитаты ответов):

- «ввести новый предмет, который будет ориентирован на обучение будущих преподавателей, как преподавать в рамках дистанционного обучения (как создавать электронные курсы, пользоваться видеоконференциями, ...)»;

- «ввести дополнительные курсы по освоению информационных технологий»;

Библиографический список

- «больше обучать работе с различными онлайн-платформами, разными онлайн-сервисами для наглядных примеров и прочее»;

- «создать большее количество курсов, где более подробно рассказывается об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях»;

- «использовать сервисы видеоконференций и встроенных в них инструментов».

Проанализировав полученные ответы респондентов, автор статьи пришел к следующему выводу: будущие педагоги осознают необходимость и потребность в базовой подготовке в области использования технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях внедрения в образовательный процесс электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Однако стоит отметить, что для большинства респондентов термин «электронное обучение» является синонимом понятия «дистанционное обучение», что является неверным суждением ввиду того, что средства электронного обучения могут использоваться и в рамках контактной формы обучения, а посредством дистанционных образовательных технологий могут применяться в учебном процессе и опосредованно. Респонденты также отмечают, что необходимо усилить профессиональную подготовку будущих педагогов в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий вне зависимости от профиля обучения. В частности, включая использование технологий электронного обучения в процесс вузовской подготовки будущих педагогов. Длительный опыт в области зарубежного и отечественного образования позволяет утверждать, что последовательное внедрение технологий электронного обучения в образовательный процесс способствует становлению в нем информационно-коммуникационной среды и созданию условий интеграции образовательного контента, технологий электронного обучения, базовых профессиональных компетенций преподавателей, организационных моделей обучения [5]. Будущие педагоги готовы осваивать навыки работы с технологиями электронного обучения, развиваться в этом направлении, для того чтобы в дальнейшем эффективно владеть ими в рамках своей профессиональной деятельности.

1. Тевс Д.П., Подковырова В.Н., Апольских Е.И., Афонина М.В. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие. Барнаул: БГПУ 2009.

2. Гаджиева П.Д. О подготовке будущего учителя права к профессионально-педагогической деятельности. Вестник ГУУ. 2015; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-podgotovke-buduschego-uchitelya-prava-k-professionalno-pedagogicheskoy-deyatelnosti

3. Овчаров А.В., Москаленко Е.В. Готовность будущих педагогов к использованию технологий электронного обучения в профессиональной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-buduschih-pedagogov-k-ispolzovaniyu-tehnologiy-elektronnogo-obucheniya-v-professionalnoy-deyatelnosti

4. Москаленко Е.В., Овчаров А.В. Результаты внедрения в образовательный процесс средств электронного обучения в Алтайском государственном педагогическом университете. Преподаватель ХХ век. 2019; №2-1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-vnedreniya-v-obrazovatelnyy-protsess-sredstv-elektronnogo-obucheniya-v-altayskom-gosudarstvennom-pedagogicheskom

5. Москаленко Е.В., Ракитин РЮ. Пакет SUNRAV BOOKOFFICE как средство реализации составляющих электронного обучения. Педагогическое образование на Алтае. 2015; № 1: 121 - 125.

References

1. Tevs D.P., Podkovyrova V.N., Apol'skih E.I., Afonina M.V. Ispol'zovanie sovremennyh informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v uchebnom processe: uchebno-metodicheskoe posobie. Barnaul: BGPU, 2009.

2. Gadzhieva P.D. O podgotovke buduschego uchitelya prava k professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Vestnik GUU. 2015; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-podgotovke-buduschego-uchitelya-prava-k-professionalno-pedagogicheskoy-deyatelnosti

3. Ovcharov A.V., Moskalenko E.V. Gotovnost' buduschih pedagogov k ispol'zovaniyu tehnologij 'elektronnogo obucheniya v professional'noj deyatel'nosti. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-buduschih-pedagogov-k-ispolzovaniyu-tehnologiy-elektronnogo-obucheniya-v-profes-sionalnoy-deyatelnosti

4. Moskalenko E.V., Ovcharov A.V. Rezul'taty vnedreniya v obrazovatel'nyj process sredstv 'elektronnogo obucheniya v Altajskom gosudarstvennom pedagogicheskom universitete. Prepodavatel' ХХ vek. 2019; №2-1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-vnedreniya-v-obrazovatelnyy-protsess-sredstv-elektronnogo-obucheniya-v-altayskom-gosudarstvennom-pedagogicheskom

5. Moskalenko E.V., Rakitin R.Yu. Paket SUNRAV BOOKOFFICE kak sredstvo realizacii sostavlyayuschih 'elektronnogo obucheniya. Pedagogicheskoe obrazovanie na Altae. 2015; № 1: 121 - 125.

Статья поступила в редакцию 29.09.20

УДК 378.662.06:378.011.3

Guzanov B.N., Doctor of Sciences (Engineering), Professor, Head of Department, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia),

E-mail: guzanov_bn@mail.ru

Baranova A.A., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Ural Federal University n.a. the first President of Russia B.N. Yeltsin (Ekaterinburg, Russia),

E-mail: a.a.baranova@urfu.ru

Zvonareva I.A., MA student, Ural Federal University n.a. the first President of Russia B.N. Yeltsin (Ekaterinburg, Russia), E-mail: fair696@ya.ru

TRANSDISCIPLINARY APPROACH IN THE FORMATION OF SELF-REALIZATION SKILLS IN THE PROCESS OF TRAINING MASTER STUDENTS. The

application of the transdisciplinary approach in high education is one of the most important ways to improve the quality and fundamental training of students in technical universities, especially for master's programs. Transdisciplinarity is a deeper and more transparent level of integration of various professionally focused basic disciplines. In contrast to interdisciplinary training transdisciplinarity allows masters to form the necessary skills for self-improvement and self-realization during choosing their own career path. The educational program "Biomedical engineering" based on the UrFU internal educational standard for the training direction 12.04.04 ("Biotechnical systems and technologies") is scientifically justified and designed on the principles of transdisciplinarity. The educational program ensures the training of highly qualified personnel in biomedical engineering which aimed at mastering the methods of related sciences and met the needs of modern production.

Key words: transdisciplinarity, systems approach, master's degree, self-realization skills, methodology, systems thinking, research work, continuing education, biomedical engineering.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.