Научная статья на тему 'ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ'

ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансдисциплинарность / системный подход / магистратура / навыки самореализации / методология / системное мышление / научно-исследовательская работа / непрерывное образование / биоинженерия / transdisciplinarity / systems approach / master’s degree / self-realization skills / methodology / systems thinking / research work / continuing education / biomedical engineering

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б.Н. Гузанов, А.А. Баранова, И.А. Звонарева

В современной педагогической практике применение трансдисциплинарного подхода в профессиональном образовании рассматривается как один из важнейших способов повышения качества и фундаментальности подготовки студентов технических вузов, особенно при освоении магистерских программ. Отмечается, что в отличие от междисциплинарного обучения трансдисциплинарность как более глубокий и транспарентный уровень интеграции различных по содержанию, но профессионально равнонаправленных базовых дисциплин позволяет магистрам сформировать необходимые навыки самосовершенствования и последующей самореализации при выборе собственного карьерного пути. В статье с целью обеспечения подготовки кадров высокой квалификации в контексте специализации, направленной на овладения методами смежных наук, соответствующих потребностям современного производства, научно обоснована и спроектирована на принципах трансдисциплинарности основная образовательная программа по профилизации “Биомедицинской инженерии” на основе СУОС УрФУ для направления подготовки 12.04.04 Биотехнические системы и технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSDISCIPLINARY APPROACH IN THE FORMATION OF SELF-REALIZATION SKILLS IN THE PROCESS OF TRAINING MASTER STUDENTS

The application of the transdisciplinary approach in high education is one of the most important ways to improve the quality and fundamental training of students in technical universities, especially for master’s programs. Transdisciplinarity is a deeper and more transparent level of integration of various professionally focused basic disciplines. In contrast to interdisciplinary training transdisciplinarity allows masters to form the necessary skills for self-improvement and self-realization during choosing their own career path. The educational program “Biomedical engineering” based on the UrFU internal educational standard for the training direction 12.04.04 (“Biotechnical systems and technologies”) is scientifically justified and designed on the principles of transdisciplinarity. The educational program ensures the training of highly qualified personnel in biomedical engineering which aimed at mastering the methods of related sciences and met the needs of modern production.

Текст научной работы на тему «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ»

Среди оптимальных способов учебного взаимодействия с преподавателем респонденты отмечают электронную почту (68,3%), социальные сети (71,3%), различные мессенджеры (54,5%), сервисы видеоконференций (45,5%).

Большинство опрошенных будущих педагогов (50,5%) оценивают использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в университете в качестве дополнения/вспомогательного обучения к основному и только 15,8% опрошенных - в качестве основного обучения.

Большая часть респондентов (56,7%) владеют навыками работы в АИС «Сетевой город». Однако 25,8% не владеют навыками работы в системах электронного документооборота образовательного учреждения, системах управления обучением (LMS), АИС «Сетевой город», системах управления контентом (CMS).

Для работы в образовательном портале университета чаще всего респонденты используют следующие виды устройств: смартфон (93% от числа опрошенных), ноутбук (89% от числа опрошенных), ПК (50% от числа опрошенных), реже - планшет (7% респондентов) и smartTV (5% от числа опрошенных).

В ходе анкетирования респонденты также высказали своё мнение на предмет того, какие кардинальные изменения в связи с внедрением технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс необходимо внести в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов для того, чтобы они могли эффективно проектировать и использовать технологии электронного обучения и дистанционные образовательные технологии в своей дальнейшей профессиональной деятельности. По их мнению, необходимо (далее приводятся цитаты ответов):

- «ввести новый предмет, который будет ориентирован на обучение будущих преподавателей, как преподавать в рамках дистанционного обучения (как создавать электронные курсы, пользоваться видеоконференциями, ...)»;

- «ввести дополнительные курсы по освоению информационных технологий»;

Библиографический список

- «больше обучать работе с различными онлайн-платформами, разными онлайн-сервисами для наглядных примеров и прочее»;

- «создать большее количество курсов, где более подробно рассказывается об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях»;

- «использовать сервисы видеоконференций и встроенных в них инструментов».

Проанализировав полученные ответы респондентов, автор статьи пришел к следующему выводу: будущие педагоги осознают необходимость и потребность в базовой подготовке в области использования технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях внедрения в образовательный процесс электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Однако стоит отметить, что для большинства респондентов термин «электронное обучение» является синонимом понятия «дистанционное обучение», что является неверным суждением ввиду того, что средства электронного обучения могут использоваться и в рамках контактной формы обучения, а посредством дистанционных образовательных технологий могут применяться в учебном процессе и опосредованно. Респонденты также отмечают, что необходимо усилить профессиональную подготовку будущих педагогов в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий вне зависимости от профиля обучения. В частности, включая использование технологий электронного обучения в процесс вузовской подготовки будущих педагогов. Длительный опыт в области зарубежного и отечественного образования позволяет утверждать, что последовательное внедрение технологий электронного обучения в образовательный процесс способствует становлению в нем информационно-коммуникационной среды и созданию условий интеграции образовательного контента, технологий электронного обучения, базовых профессиональных компетенций преподавателей, организационных моделей обучения [5]. Будущие педагоги готовы осваивать навыки работы с технологиями электронного обучения, развиваться в этом направлении, для того чтобы в дальнейшем эффективно владеть ими в рамках своей профессиональной деятельности.

1. Тевс Д.П., Подковырова В.Н., Апольских Е.И., Афонина М.В. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие. Барнаул: БГПУ 2009.

2. Гаджиева П.Д. О подготовке будущего учителя права к профессионально-педагогической деятельности. Вестник ГУУ. 2015; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-podgotovke-buduschego-uchitelya-prava-k-professionalno-pedagogicheskoy-deyatelnosti

3. Овчаров А.В., Москаленко Е.В. Готовность будущих педагогов к использованию технологий электронного обучения в профессиональной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-buduschih-pedagogov-k-ispolzovaniyu-tehnologiy-elektronnogo-obucheniya-v-professionalnoy-deyatelnosti

4. Москаленко Е.В., Овчаров А.В. Результаты внедрения в образовательный процесс средств электронного обучения в Алтайском государственном педагогическом университете. Преподаватель ХХ век. 2019; №2-1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-vnedreniya-v-obrazovatelnyy-protsess-sredstv-elektronnogo-obucheniya-v-altayskom-gosudarstvennom-pedagogicheskom

5. Москаленко Е.В., Ракитин РЮ. Пакет SUNRAV BOOKOFFICE как средство реализации составляющих электронного обучения. Педагогическое образование на Алтае. 2015; № 1: 121 - 125.

References

1. Tevs D.P., Podkovyrova V.N., Apol'skih E.I., Afonina M.V. Ispol'zovanie sovremennyh informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v uchebnom processe: uchebno-metodicheskoe posobie. Barnaul: BGPU, 2009.

2. Gadzhieva P.D. O podgotovke buduschego uchitelya prava k professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Vestnik GUU. 2015; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-podgotovke-buduschego-uchitelya-prava-k-professionalno-pedagogicheskoy-deyatelnosti

3. Ovcharov A.V., Moskalenko E.V. Gotovnost' buduschih pedagogov k ispol'zovaniyu tehnologij 'elektronnogo obucheniya v professional'noj deyatel'nosti. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-buduschih-pedagogov-k-ispolzovaniyu-tehnologiy-elektronnogo-obucheniya-v-profes-sionalnoy-deyatelnosti

4. Moskalenko E.V., Ovcharov A.V. Rezul'taty vnedreniya v obrazovatel'nyj process sredstv 'elektronnogo obucheniya v Altajskom gosudarstvennom pedagogicheskom universitete. Prepodavatel' ХХ vek. 2019; №2-1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-vnedreniya-v-obrazovatelnyy-protsess-sredstv-elektronnogo-obucheniya-v-altayskom-gosudarstvennom-pedagogicheskom

5. Moskalenko E.V., Rakitin R.Yu. Paket SUNRAV BOOKOFFICE kak sredstvo realizacii sostavlyayuschih 'elektronnogo obucheniya. Pedagogicheskoe obrazovanie na Altae. 2015; № 1: 121 - 125.

Статья поступила в редакцию 29.09.20

УДК 378.662.06:378.011.3

Guzanov B.N., Doctor of Sciences (Engineering), Professor, Head of Department, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia),

E-mail: guzanov_bn@mail.ru

Baranova A.A., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Ural Federal University n.a. the first President of Russia B.N. Yeltsin (Ekaterinburg, Russia),

E-mail: a.a.baranova@urfu.ru

Zvonareva I.A., MA student, Ural Federal University n.a. the first President of Russia B.N. Yeltsin (Ekaterinburg, Russia), E-mail: fair696@ya.ru

TRANSDISCIPLINARY APPROACH IN THE FORMATION OF SELF-REALIZATION SKILLS IN THE PROCESS OF TRAINING MASTER STUDENTS. The

application of the transdisciplinary approach in high education is one of the most important ways to improve the quality and fundamental training of students in technical universities, especially for master's programs. Transdisciplinarity is a deeper and more transparent level of integration of various professionally focused basic disciplines. In contrast to interdisciplinary training transdisciplinarity allows masters to form the necessary skills for self-improvement and self-realization during choosing their own career path. The educational program "Biomedical engineering" based on the UrFU internal educational standard for the training direction 12.04.04 ("Biotechnical systems and technologies") is scientifically justified and designed on the principles of transdisciplinarity. The educational program ensures the training of highly qualified personnel in biomedical engineering which aimed at mastering the methods of related sciences and met the needs of modern production.

Key words: transdisciplinarity, systems approach, master's degree, self-realization skills, methodology, systems thinking, research work, continuing education, biomedical engineering.

Б.Н. Гузанов, д-р техн. наук, проф., Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург,

E-mail: guzanov_bn@mail.ru

А.А. Баранова, канд. техн. наук, доц., Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург,

E-mail: a.a.baranova@urfu.ru

И.А. Звонарева, магистрант, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург,

E-mail: fair696@ya.ru

ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ

В современной педагогической практике применение трансдисциплинарного подхода в профессиональном образовании рассматривается как один из важнейших способов повышения качества и фундаментальности подготовки студентов технических вузов, особенно при освоении магистерских программ. Отмечается, что в отличие от междисциплинарного обучения трансдисциплинарность как более глубокий и транспарентный уровень интеграции различных по содержанию, но профессионально равнонаправленных базовых дисциплин позволяет магистрам сформировать необходимые навыки самосовершенствования и последующей самореализации при выборе собственного карьерного пути. В статье с целью обеспечения подготовки кадров высокой квалификации в контексте специализации, направленной на овладения методами смежных наук, соответствующих потребностям современного производства, научно обоснована и спроектирована на принципах трансдисциплинарности основная образовательная программа по профилизации "Биомедицинской инженерии" на основе СУОС УрФУ для направления подготовки 12.04.04 Биотехнические системы и технологии.

Ключевые слова: трансдисциплинарность, системный подход, магистратура, навыки самореализации, методология, системное мышление, научно-исследовательская работа, непрерывное образование, биоинженерия.

В последние годы сформировалась устойчивая тенденция на ускоренное развитие комплексных наукоемких производств, в основу которых для подготовки и выпуска готовой продукции положены принципиально новые технические и технологические подходы, связанные с необходимостью проведения большого количества теоретических расчетов, научных исследований и практических опытно-промышленных экспериментов. Эффективность подобного наукоемкого производства определяется многочисленными факторами, среди которых важнейшим можно считать разработку и проектирование специальных программ инженерного образования, обладающих повышенной гибкостью структуры подготовки специалистов. Подобные программы ведущие вузы ориентируют на более широкие направления профессиональной деятельности, в которых междисциплинарные и интегрированные дисциплины составляют основу профессионального обучения [1].

Характерной особенностью реализуемых инноваций в высшей технической школе является осуществление перехода от массового обучения к фундаментальной высококачественной подготовке выпускников, обладающих не только узкоспециализированными знаниями, но и навыками системного анализа различных производственных ситуаций, позволяющими свободно ориентироваться во внешнеэкономической среде. Приобретение новых знаний, формирование и развитие соответствующих умений и владений в рамках заявленных компетенций, устойчивая направленность на их обновление становится основополагающими личностными качествами работников в постиндустриальной экономике. Особо следует отметить, что в условиях реализации принципа профессиональной мобильности, когда переход на новое рабочее место часто сопровождается изменением вида деятельности, вызывает необходимость на постоянной основе заниматься самообразованием и повышать свою квалификацию как результат собственной самореализации. Как следствие, происходит транспрофессиональная интеграция системы инженерного образования с научной сферой производства, что способствует существенному видоизменению профессиональной образовательной деятельности, которая становится важным компонентом экономического развития страны [2].

Другими словами, современный этап организации инженерного образования стоит перед необходимостью поиска новых путей профессионального формирования личности, для чего предпринимаются попытки разработки и внедрения комплексного подхода при обучении в вузах, особенно осуществляющих подготовку специалистов в рамках магистерских программ. И здесь необходимо учитывать, что большинство отечественных предприятий либо уже закончили переход к высокотехнологическому производству, либо еще находятся на пути модернизации, но в любом случае ожидают от сотрудников новых технических решений, основанных на синтезе научных методов при понимании глобальных процессов [3].

Как следствие, на рынке труда сформировался ряд устойчивых трендов, отражающих ожидание работодателей к квалификации работников. К ним в первую очередь относят смещение требований к служащим с точки зрения уровня подготовленности от среднего до высокого, причем требуется быстрая адаптация сотрудников к специфике трудовой деятельности. Весьма актуален и востребован навык непрерывного образования, самоподготовки к профессиям, которые на данный момент даже не существуют, но станут актуальными в ближайшем будущем [4]. Более того, ускорение мирового технологического развития приводит к нарастанию социального напряжения из-за снижающейся экономической ценности специалистов, чей труд может осуществляться посредством вычислительной и роботизированной техники, что усугубляет падение спроса на специалистов средней квалификации [5].

Существующая в настоящее время методика подготовки специалистов, как правило, ограничивается глубоким изучением отдельных дисциплин без объяснения их взаимовлияния и не учитывает новый сформированный социальный запрос [6]. Трансформация подходов к обучению с формального предоставления результатов, форм и методов проектирования изучаемых дисциплин на поощрение к поиску решений с использованием трансдисциплинарного подхода позволяет заключить узкоспециализированные знания внутри глобальной системы, построить между ними взаимосвязи и, как следствие, выйти на более высокий этап профессионального развития [7]. Несмотря на наличие различных трактовок данного термина, трансдисциплинарный подход уже применяется в европейских вузах при решении комплексных проблем и задач, стоящих перед обществом, а в рамках высшего образования объединяет теорию и практику, формирует широкий кругозор и общественно направленное мировоззрение [8]. Такой подход позволяет осуществлять обучение в магистратуре не только как овладение компетенциями, центрированными на ограниченной тематикой программы области, но и использовать данный уровень образования для овладения целостным видением осваиваемой области в контексте междисциплинарных знаний. [9]. Это позволит студентам-магистрантам одновременно углубить специальные знания и освоить концептуальные особенности понимания реального мира, созданные и представленные в разных научных областях. По сути, трансдисциплинарность как более универсальный уровень интеграции предполагает объединение и конвергентное проникновение научных дисциплин и методов разной направленности для достижения единой цели обучения. В работе [10] под этим термином понимают современный тип производства научного знания, который представляет собой синтез фундаментальных научных исследований, ориентированных на приобретение новой совокупности сведений в рамках изучаемой проблемы и опытно-поисковых работ, направленных на получение полезного прикладного эффекта, т.е. транс-дисциплинарность размещена в интервале между теорией и практикой.

Применение трансдисциплинарного подхода наиболее целесообразно в магистерских программах обучения в силу наличия у студентов магистратуры уже сформированного объема знаний и способности к комбинированию изученных методов. Выявлено, что те студенты, которые имеют опыт разрешения ситуаций, возникающих во время реальной трудовой деятельности, обладают большей мотивацией и четко сформулированными ожиданиями от образовательного процесса. Кроме того, возможность выбора иного направления, отличного от предыдущей ступени образования, дает возможность студенту приобрести наиболее актуальные для него компетенции и, как следствие, получить максимальную эффективность от цикла обучение - практика - навык.

Данная методология является новым трендом в науке и образовании, позволяющим установить связи и выявить инновационную идею, что, безусловно, является наиболее значимым результатом образования. Трансдисциплинар-ность в сравнении с междисциплинарностью является более глубоким уровнем интеграции, когда научные знания на основе разнообразных когнитивных схем переносятся из одной дисциплинарной области в другую и характеризуются разработкой и осуществлением совместных проектов, позволяющих сформировать единства знаний за пределами конкретных дисциплин [11]. Основной задачей при организации такой деятельности становится обеспечение оптимальных условия для формирования у выпускников адаптивности, критического и системного мышления.

Тем не менее, насколько бы полной и всеобъемлющей ни была бы университетская программа, изменчивость текущей экономической, политической, социальной среды имеет следствием тот факт, что выпустить специалиста, на 100% подготовленного к профессиональной деятельности, не представляется

возможным. Гораздо важнее воспитать навыки самостоятельного обучения и самосовершенствования, которые будут востребованы на протяжении всей карьеры - им отдается высший приоритет в процессе подготовки студента методами трансдисциплинарности. По словам авторов [12], трансдисциплинарный подход позволяет преодолеть ценностно-смысловой разрыв между формируемыми в учебном процессе ценностно-смысловыми ориентациями и ими же в динамично-развивающемся пространстве социума. Можно считать, что для человека информационного общества наиболее значимыми окажутся умение учиться, умение общаться и умение выбирать [13]. Умение учиться в рамках самообразования является сильной стороной социально зрелой, реализованной личности наряду с самостоятельным мышлением, самоорганизацией и самоконтролем. Более того, осознаваемой становится необходимость непрерывного образования в течение всей жизни для сохранения профессиональной ценности.

С позиций современных требований к содержанию высшего профессионального образования будущий специалист должен не только обладать знаниями, умениями и навыками, но и междисциплинарной профессиональной мобильностью [14]. Это определяется необходимостью оперативно реагировать на постоянно возникающие многочисленные изменения требований руководителя к наемному персоналу, ростом потребностей в адаптации к новым условиям цифровой экономики: одни профессии трансформируются, другие исчезают, третьи только начинают формироваться. Принципиально меняются требования к организации учебного процесса, что требует трансформации содержания профессиональной подготовки специалистов путем введения новых подходов.

Трансдисциплинарный подход к преподаванию предоставляет возможность расширять знания, находить все новые и новые решения одной и той же проблемы и, в конце концов, воспитать личность, способную оказать существенное влияние на общество. Адаптация приобретенных знаний к социальным ценностям и запросам происходит с помощью тьютора через замену традиционной модели «преподаватель - студент - учебник» на «студент - источник - преподаватель» [15]. Так как большое значение имеет мотивация к деятельности и самооценка, перед преподавателем стоит серьезная задача по оказанию помощи в формировании профессиональных ожиданий субъекта образовательного процесса. На основе документации, разработанной Европейской сетью по аккредитации инженерного образования ENAEE [16], были разработаны критерии для оценки программ магистратуры, учитывающие специфику подготовки специалистов в об-ластитехникиитехнологий [17]. Так, например, подчеркиваютсясоставляющие практической подготовки инженера, а именно: прохождение производственных пракоис,сылолтеноексссоеых прорклквивыпоокнолпваоификаоионнойдиборы и, самое главное, непрерывная систематическая научно-исследовательская работа, являюлаясяна ибо ее эффектввной фофмоИханороалазавин.

При этом систематическая научно-исследовательская работа представляется кокнлибалоeлoгитнояиаMфeктивнaя формаезоостализации обучающегося, неотделимая от образовательного процесса. В течение всего времени освоения курса и, параллельно, выполнения исследовательских работ, студент нахо^тся в попссеоовета на вопросили задави, достaсoирocлoохoамсынлдя-щей за рамки уже имеющихся у него знаний по конкретной дисциплине. Благодаря этолу ктзонвоютет навенродуццрлванас1е стособносхипниоики, относлщихсо к творческим. Сюда можно отнести и нетривиальные выводы, видение ситуации с нопоаааоооны, усенае сганавютлаовые внpаацистхyоoнoгoихкoвoлнчоcкo-

го поведения [7]. Умение объясняться, обладание навыками профессиональной коммуникации, помимо основных естественнонаучных знаний, является неотъемлемой компетенцией ценного, востребованного специалиста.

Трансдисциплинарный подход, как методология более высокого уровня, также создает оптимальную среду для получения опыта командной работы как в научных группах своей предметной области, так и с привлечением и развитием отношений с профессионалами из других областей с упором на долгосрочное сотрудничество, поэтому является предпочтительным при подготовке магистров. С учетом междисциплинарной интеграции, основанной на взаимопроникновении содержания разных учебных дисциплин в создании единого образовательного пространства, обладающего целостным потенциалом развития, с помощью использования инновационных педагогических и дидактических методов организационных форм обучения в физико-технологическом институте (ФТИ) Уральского федерального университета имени Б.Н. Ельцина (УрФУ) спроектирована образовательная программа на основе СУОС для направления «Биомедицинская инженерия». Данное педагогическое решение получило реализацию в создании междисциплинарных сетевых учебно-методических комплексов (рис. 1).

Выпускник по данному направлению и профилю подготовки имеет возможность осуществлять профессиональную деятельность в области технических систем и технологий, в структуру которых включены любые живые системы. Он способен решать задачи, связанные с контролем и управлением состоянием живых форм, обеспечением их жизнедеятельности, может выполнять профессиональную деятельность на предприятиях и в организациях, занимающихся разработкой и производством биомедицинской техники, на предприятиях сервисного обслуживания медицинской техники. Помимо этого магистр имеет достаточную квалификацию для деятельности, связанной с эксплуатацией биомедицинской техники и проведением медико-биологических экспериментов в медицинских лечебно-диагностических организациях, научно-исследовательских медицинских и биологических центрах. Образовательный процесс здесь переходит на более подвижный экспериментальный уровень и, как следствие, является областью возникновения новых типов практики.

Реализация данных многогранных компетенций стала возможна с применением трансдисциплинарного подхода, определяющего четкие взаимосвязи между смысловым наполнением и результатами образовательной деятельности по отдельно взятым дисциплинам [18]. Так, например, модуль "Прикладная ми-кpoосoаoкин", поспященоьмизученаю биолoкипрcкихабъeколв,оcнбeнностям работы с ними и сферам их применения, подробно изучающий систематику ми-кpаоpФхизмюв,аорЫологию. ццлoлмгиюятеяотиянмпеoфильнылцюя ФТИ. Общеизвестно, что самые значимые научные открытия и технологические прорывы аСолаш инсиве случае в зоцетшааясв настыке нлуыв стязаснелстановится важным формирование системного подхода к пониманию влияния физических пaаaоетсoбнa бтмoЛъeкт,бeтoеlиoжтoгoBeзтоттнжонбяплбблдыюaлo го объекта. Важно понимать, что данный модуль не является профилирующим, поэтому отсутствует необходимость и цели полного освоения магистрантами всего курса лккиoюиoыoкииЗмeпвлcнoвнысмaдaчиpабкзaцив компетесцсйдлстигаются практическими навыками работы с микроорганизмами, освоением методов экс-е^к^ютао но ЛlииекoЛсoсoФИ. Пoладeннояпеoфрcхионмльцaсеoхлуникация позволяет проводить и планировать физические эксперименты совместно со спецавли стами из области биологии и медицины.

Рис. 1.Схемаобразовательнойпрограммына основе СУОСУрФУ, направление подготовки 12.04.04 Биотехнические системы и технологии

Ядро программы составляют профессиональные модули, такие как "Автоматизация, моделирование и информационные технологии в биомедицинской инженерии", "Радиационные технологии в медицине", "Конструирование электронной медицинской аппаратуры", реализующие основные компетенции данной образовательной программы, объединенные четким планом, обусловливающим пути интеграции полученных умений. При этом подготовка магистрантов осуществляется на основе самостоятельной научно-исследовательской работы, основным результатом которой является разработка и успешная защита магистерской диссертации, постановки и проведении научных исследований в составе творческого коллектива. Эта задача реализуется с привлечением на условиях социального партнёрства других институтов УрФУ, академии наук, учреждений здравоохранения Свердловской области и промышленных предприятий Екатеринбурга посредством участия в тематических семинарах, мастер-классах ведущих ученых и специалистов. Дополнительно организована педагогическая практика и углубленное изучение профессионального иностранного языка (дисциплины читаются на английском) для поддержания логики и механизмов непрерывности, преемственности и социальной направленности.

Адаптация приобретенных профессиональных знаний к социальным ценностям и запросам усиливается в течение всего обучения по мере освоения сквозного модуля "Актуальные вопросы биомедицинской инженерии", направленного на изучение истории, современного состояния и перспектив развития круга проблем биомедицинской инженерии. По результатам изучения магистранты способны анализировать основные тенденции в развитии биомедицинской и

Библиографический список

экологической инженерии, выявлять перспективные направления и возможности практического применения. Кроме того, в рамках модуля рассматриваются вопросы и проблемы развития направления биомедицинской инженерии в зарубежных странах с целью ознакомления и обобщения зарубежного опыта в данной сфере. Все образовательные модули направлены на пошаговую проработку и реализацию выпускной квалификационной работы магистра, что позволяет сформировать общую целостную картину от постановки задачи до ее реализации.

Обобщая результаты применения данного комплексного подхода, можно с уверенностью утверждать, что по итогам прохождения двухгодичного курса магистратуры специалист готов к выполнению профессиональных задач, систематизации и расширению специальных знаний, к самообразованию. У него сформированы навыки применения знаний и умений в профессиональной сфере, т.е. можно говорить о приобретении трансдисциплинарных мировоззренческих позиций.

По мнению авторов, трансдисциплинарный подход, особенно на втором этапе университетского образования, т.е. в магистратуре, позволяет сформировать навыки самореализации в процессе обучения и способствует качественной, востребованной подготовке квалифицированных кадров для современных высокотехнологических производств, дает возможности инновационного развития, а также осуществляет коммуникации со стратегическими партнерами в будущем. Кроме того, благодаря данному подходу в сфере образования обеспечивается перманентное обновление содержания образовательных программ и развитие материально-технической базы университетов.

1. Кондратьев В.В. Методология науки и ВПО. Казань: Издательство «Школа», 2009.

2. Соловьева Л.В. Образование как фактор социально-экономического развития России и ее регионов, Научные ведомости БелГУ. Серия: Экономика. Информатика. 2016; № 23(244), Выпуск 40: 22 - 29.

3. Рябков О.Д. Высокотехнологическое производство - основа инновационной экономики. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 201У; № 3 (9У): 1 - 15.

4. Шацкая И.В. 1рансдисциплинарный подход к профессиональной подготовке специалистов как оправданный образовательный тренд. Парадигмальный характер фундаментальных и прикладных научных исследований, их генезис. Санкт-Петербург: Издательство «КультИнформПресс», 2019.

5. Ирецкий A.H., Эмиров Н.Д., Эмирова A.E. О качествах профессионалов для «третьей волны» технологической модернизации по Э. "Гоффлеру, Ученые записки Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. 2019; № 4: 69 - УЗ.

6. Кутузов В.М., Павлов В.Н. и др. Междисциплинарность в инженерном образовании в свете международных нормативно-методических документов. Инженерное образование 20'. 2016: 33 - 41.

У. Колесникова И.Л. 1рансдисциплинарная стратегия исследования непрерывного образования, Непрерывное образование: XXI век. 2014; Выпуск 4 (В): 14 - 36. В. Сорокопуд Ю.В. Применение трансдисциплинарного подхода в процессе подготовки магистрантов педагогического образования. Мир науки, культуры, образования. 201У; № 5 (66): 160 - 161.

9. Aхмедова Э.М. 1рансдисциплинарный подход в ценностносмысловом содержании образовательного пространства социума при подготовке магистров, Проблемы современного педагогического образования. 201У; № 56 (В): 16 - 22.

10. Князева E.H. 1рансдисциплинарные стратегии исследований. Вестник ТГПУ. 2011; № 10 (112): 193 - 201.

11. Моисеева AA К вопросу о соотношении понятий междисциплинарности и трансдисциплинарности в научном познании, Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013; № 4 (24): 40 - 4У.

12. 1аранова T.H., Aхмедова Э.М. 1рансдисциплинарный подход в подготовке магистров. Мир науки, культуры, образования. 201У; № 1 (62): 155 - 15У.

13. Бухарцева Н.Г Самообразование как актуальный вид деятельности, Педагогическое образование в России. 2013; № 3: В0 - ВЗ.

14. Шестакова ЛА 1еоретические основания междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов. Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 3:2013; № 1 (2): 4У - 52.

15. Лаппо 1.В. 1рансдисциплинарный подход при обучении в вузах в целях устойчивого развития, Вестник гражданских инженеров. 2010; № 4 (25): 1В4 - 1ВВ.

16. The EUR-ACE system. Europ. Network for Accreditation of Eng. Education: website. Brussels, Belgium: cop. 2012 ENAEE. Available at: http://www.enaee. eu/eur-ace-system Д

IV. Герасимов С.И., 1омилин A.K, Цой ГА и др. Критерии и процедура профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по техническим направлениям и специальностям. Юмск: Издательство '[омского политехнического университета. 2014.

1В. Кутузов В.М., Шапошников С.О. Перспективы развития инженерного образования: инициатива CDIO: информационно-методическое издание. Перевод с английского и редактирование. Санкт-Петербург: Издательство СПбГЭ1У «ЛЭ1И». 2012.

References

1. Kondrat'ev V.V. Metodologiya nauki i VPO. Kazan': Izdatel'stvo «Shkola», 2009.

2. Solov'eva L.V. Obrazovanie kak faktor social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossii i ee regionov, Nauchnye vedomostiBelGU. Seriya: 'Ekonomika. Informatika. 2016; № 23(244), Vypusk 40: 22 - 29.

3. Ryabkov O.A. Vysokotehnologicheskoe proizvodstvo - osnova innovacionnoj 'ekonomiki. Upravlenie 'ekonomiicheskimi sistemami: 'elektronnyjnauchnyjzhurnal. 201У; № 3 (9У): 1 - 15.

4. Shackaya I.V. Transdisciplinarnyj podhod k professional'noj podgotovke specialistov kak opravdannyj obrazovatel'nyj trend. Paradigmal'nyj harakíer fundamental'nyh iprikladnyh nauchnyh issledovanij, ih genezis. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Kul'tlnformPress», 2019.

5. Ireckij A.N., 'Emirov N.D., 'Emirova A.E. O kachestvah professionalov dlya «tret'ej volny» tehnologicheskoj modernizacii po 'E. Toffleru, Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii. 2019; № 4: 69 - У3.

6. Kutuzov V.M., Pavlov V.N. i dr. Mezhdisciplinarnost' v inzhenernom obrazovanii v svete mezhdunarodnyh normativno-metodicheskih dokumentov. Inzhenernoe obrazovanie 20'. 2016: 33 - 41.

V. Kolesnikova I.A. Transdisciplinarnaya strategiya issledovaniya nepreryvnogo obrazovaniya, Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2014; Vypusk 4 (В): 14 - 36.

В. Sorokopud Yu.V. Primenenie transdisciplinarnogo podhoda v processe podgotovki magistrantov pedagogicheskogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 201У; № 5 (66): 160 - 161.

9. Ahmedova 'E.M. Transdisciplinarnyj podhod v cennostnosmyslovom soderzhanii obrazovatel'nogo prostranstva sociuma pri podgotovke magistrov, Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 201У; № 56 (В): 16 - 22.

10. Knyazeva E.N. Transdisciplinarnye strategii issledovanij. Vestnik TGPU. 2011; № 10 (112): 193 - 201.

11. Moiseeva A.P. K voprosu o sootnoshenii ponyatij mezhdisciplinarnosti i transdisciplinarnosti v nauchnom poznanii, Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya. 2013; № 4 (24): 40 - 4У.

12. Taranova T.N., Ahmedova 'E.M. Transdisciplinarnyj podhod v podgotovke magistrov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 201У; № 1 (62): 155 - 15У.

13. Buharceva N.G. Samoobrazovanie kak aktual'nyj vid deyatel'nosti, Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013; № 3: В0 - В3.

14. Shestakova L.A. Teoreticheskie osnovaniya mezhdisciplinarnoj integracii v obrazovatel'nom processe vuzov. Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S.Yu. Vitte. Seriya 3:2013; № 1 (2): 4У - 52.

15. Lappo T.V. Transdisciplinarnyj podhod pri obuchenii v vuzah v celyah ustojchivogo razvitiya, Vestnik grazhdanskih inzhenerov. 2010; № 4 (25): 1В4 - 1ВВ.

16. The EUR-ACE system. Europ. Network for Accreditation of Eng. Education: website. Brussels, Belgium: cop. 2012 ENAEE. Available at: http://www.enaee. eu/eur-ace-system D 1У. Gerasimov S.I., Tomilin A.K., Coi G.A. i dr. Kriterii i procedura professional'no-obschestvennoj akkreditacii obrazovatel'nyh programm po tehnicheskim napravleniyam i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

special'nostyam. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo politehnicheskogo universiteta. 2014. 1В. Kutuzov V.M., Shaposhnikov S.O. Perspektivyrazvitiya inzhenernogoobrazovaniya: iniciativa CDIO: informacionno-metodicheskoe izdanie. Perevod s anglijskogo i redaktirovanie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPbG'ETU «L'ETI». 2012.

Статья поступила в редакцию 30.09.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.