Научная статья на тему 'Роль информационно-коммуникационных технологий в профессиональном образовании'

Роль информационно-коммуникационных технологий в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБОГАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / GOOGLECLASSROOM / ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ / ИНТЕРАКТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ / LEARNING PROCESS / BLENDED LEARNING / LEARNING ENRICHMENT / E-LEARNING / INFORMATION TECHNOLOGY / VIRTUAL LABS / INTERACTIVE EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бузыкова Юлия Сергеевна, Зуфарова Анна Сергеевна

В современном образовательном процессе, тема обогащения учебного процесса актуальна на сегодняшний момент. Со стремительным быстрым ростом информационных технологий и компьютеризацией общества стали эволюционировать и методы обучения, и инструменты в образовательном процессе. На данный момент образовательный процесс находится на этапе перехода от классического обучения к смешанному обучению. В данной статье рассмотрена роль информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Разобраны понятия традиционного, электронного, дистанционного и смешанного обучения. Дана определяющая характеристика смешанного обучения и ее положительные стороны. Рассмотрены технологические бесплатные ресурсы, которые способствуют познавательному обучению учащихся: VirtuLab, GoogleClassroom, формы Google, PhET, LearningApps и другие. Приведены плюсы и минусы использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL EDUCATION

In the modern educational process, the topic of enriching the educational process is relevant today. With the rapid growth of information technology and the computerization of society, both teaching methods and tools in the educational process began to evolve. At the moment, the educational process is at the stage of transition from classical education to blended learning. This article examines the role of information and communication technologies in professional activities. The concepts of traditional, e-learning, distance learning and blended learning have been analyzed. The defining characteristic of blended learning and its positive aspects are given. Technological free resources that contribute to the cognitive learning of students are considered: VirtuLab, Goo-gleClassroom, Google forms, PhET, LearningApps and others. The advantages and disadvantages of using information and communication technologies in professional activities are presented. Conclusions are made.

Текст научной работы на тему «Роль информационно-коммуникационных технологий в профессиональном образовании»

Роль информационно-коммуникационных технологий в профессиональном образовании

Бузыкова Юлия Сергеевна,

кандидат педагогических наук, Тихоокеанский государственный университет E-mail: juliaserg_buz@mail.ru

Зуфарова Анна Сергеевна,

старший преподаватель, Тихоокеанский государственный университет

E-mail: zoof_anna@mail.ru

В современном образовательном процессе, тема обогащения учебного процесса актуальна на сегодняшний момент. Со стремительным быстрым ростом информационных технологий и компьютеризацией общества стали эволюционировать и методы обучения, и инструменты в образовательном процессе. На данный момент образовательный процесс находится на этапе перехода от классического обучения к смешанному обучению.

В данной статье рассмотрена роль информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Разобраны понятия традиционного, электронного, дистанционного и смешанного обучения. Дана определяющая характеристика смешанного обучения и ее положительные стороны. Рассмотрены технологические бесплатные ресурсы, которые способствуют познавательному обучению учащихся: VirtuLab, GoogleClassroom, формы Google, PhET, LearningApps и другие. Приведены плюсы и минусы использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Сделаны выводы.

Ключевые слова: учебный процесс, смешанное обучение, обогащение учебного процесса, электронное обучение, информационные технологии, GoogleClassroom, виртуальные лаборатории, интерактивных упражнений.

С развитием современных технологий, видно, что эволюционируют не только коммерческие и промышленности процессы, но и методы обучения в образовательном процессе. Модернизация образования и повышение требований к подготовке студентов привели к необходимости обновления системы образовательного процесса. Информационные технологии превратился в мощное средство для помощи педагогов и учащимся в образовательном процессе.

Ученые изучающие проблемы реализации компьютерных технологий в образовании - О.И. Агапова, Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов и другие. [1]

В современном обществе, возникла тема обогащения учебного процесса, т.е. внедрение информационных технологий в традиционный процесс обучения. Например, использование медиа-инструментов (презентация лекции, видео и т.д.), делает учебный процесс более наглядным и понятным. Сейчас образовательный процесс находится на этапе перехода от традиционных методов обучения к сочетанию традиционного обучения с элементами электронного обучения, благодаря информационным технологиям. Из-за этого появились новые модели обучения: электронное обучение, дистанционное обучение, смешанное обучение [1].

В статье Семеновой И.Н, Слепухин А.В. «Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного и смешанного обучения в вузе» [2], доступно показано соотношение форм обучения на рис. 1.

о с

CJ

см

СП

Рис. 1. Соотношения понятий традиционного, электронного, дистанционного и смешанного обучения

Видно, на смену традиционному образованию приходит электронное обучение.

Дистанционное обучение является закономерным этапом развития и адаптации образования к современным условиям. Факты появления его:

территориальный, экономический и культурный факт; потребность общества в профессиональной и самостоятельно совершенствующей личности [2].

Смешанное форма обучение объединяет в едином образованном процессе два или более различных способов, форм и методов обучения - традиционного и электронного, очного и дистанционного. Характерной чертой смешанного обучения считается: очная традиционная форма обучения с элементами углубления и обобщения из дистанционно электронной формы.

Американский профессор в Гарвардской школе бизнеса К. Кристан, активно «продвигает» модель смешанного обучения, позиционируя как «прорывные технологии» [3].

Ю.В. Духнич рассматривает следующие модели смешанного обучения: ротационная модель, гибкая модель, модель «учебного меню», модель обогащенного виртуального обучения [4]. Д. Берестов выделяет следующие модели: комбинация обучения и практической деятельности; комбинация самостоятельного структурированного неструктурного обучения; сочетание формализованного и неформализованного обучения; сочетания синхронного и асинхронного обучения [5].

Самая оптимальная форму обучения для школьников и студентов очной формы это смешанная модель обучения. Смешанное форма обучение -объединение в едином образованном процессе двух или более различных способов, форм и методов обучения - традиционного и электронного, очного и дистанционного. Определяющей характеристикой смешанного обучения считается: очная традиционная фаза обучения углубляет и обобщает дистанционно электронную. Электронное же обучение при реализации этого сценария полностью происходит в дистанционном режиме. Формы реализации дистанционного обучения являются (онлайн обучения): онлайн семинары (вебинары), онлайн-микролекции, онлай - курсы по отдельным дисциплинам, онлайн-лабораторные занятия [6].

На сегодняшний день, учитывая современную ситуацию, преподаватель должен вносить новые методы подачи материала в учебный процесс. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы студент с интересом и с увлечением работал на занятиях. Помочь преподавателю справиться с этой непростой проблемой поможет сочетание традиционных методов обучения с информационно-коммуникационными технологиями.

Использование компьютера, планшета или смартфона на занятиях позволяет сделать процесс обучения более мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Компьютер, ноутбук, планшет, смартфон сочетают в себе свойства книги, телевизор, калькулятор, «рабочего инструмента» и т.д. Компьютер (ноутбук) является универсальным инструментом для учебы и так же равноправным партнером для учащихся.

В настоящее время существуют различные технологические ресурсы, которые способствуют совместной работе внутри и за пределами учебного

процесса. Существуют различные онлайн-платфор-мы для создания электронного курса (Google Class, MoodleCloud, Online Test Pad, Udemy, Stepik), для создания блогов (WordPress, Blogger, Tumblr, Wikia), для общения (Zoom, Hangouts, GoogleMeet), виртуальные лаборатории (VirtuLab, PhET), сервисы для создания интерактивных упражнений (LearningApps) и другие.

Рассмотрим одни из популярных и бесплатных сервисов для создания электронных курсов.

На рис. 2 представлен Google Classroom - объединяет в себе полезные сервисы Google. С помощью его можно организовать интересный образовательный процесс. Большим плюсом является коммуникация всех звеньев образовательного процесса. Учащиеся могут выполнять и просматривать нужный материал, оставлять комментарии, задавать вопросы преподавателю. А преподаватель может оценивать и следить за прогрессом.

Рис. 2. Вид класса в ClassRoomGoogle

Рис. 3. Виртуальные лаборатории

Хорошим дополнением для познавательного и увлекательного процесса обучения можно использовать виртуальные лаборатории ^г^аЬ, PhET и другие) - рис. 3.

С помощью приложения GoogleMeet можно проводить видео встречи.

Виртуальные лаборатории набирают популярность у преподавателей, где обязательно в учебной программе используют опыты (физика, химия, биология и другие). Учащиеся могут моделировать физические процессы реального мира в компьютерной среде.

Существуют сервисы для создания интерактивных упражнений (LearningApps,) (рис. 4), их можно создавать самим или использовать готовы для лучшего усвоения материала.

о с

U

см а>

Рис. 4. Виртуальные тренажер 1_еагп1пдАррв

Эти технологические ресурсы устанавливают и укрепляют социальные отношения посредством совместной работы. Устанавливается связь не только между обучающимися, но и между преподавателям и обучающимися в процессе выполнения различных задач. Доступность электронных материалов (лекций, презентаций, теоретического материала, практикума и другое) облегчает обучающимися подготовку к практическим занятиям и к экзаменам, а так же изучить материал, не смотря на разную скорость прохождения учебного материала. Так же использование технологических ресурсов становиться привычкой обучающихся использовать электронные девайсы в повседневной жизни.

Наряду с указанными выше преимуществами использованием информационных технологий в образовательном процессе, также использование влезет за собой ряд минусов:

• отвлечение от работы и пустая трата времени (яркие веб-страницы связанные с рекламой, играми и т.д);

• зависимость (привыкание к различных программ (чаты, игры), это может нарушить социальное развитие личности.);

• изоляция (постоянное использование компьютера, изолирует обучающихся от других коммуникативных форм, которые являются основами в социальном развитии);

• неконтролируемая среда (информационные технология создают новое пространство для студентов, которое может быть недоступно для родителей и преподавателей)

• созидание (преподаватель обязан показать, как важно использовать информационные тех-

нологии в обучении и общением с окружающими).

Так же существуют особое препятствия в нашей стране, обеспечение равного доступа к информационным технологиям (компьютер, ноутбук, интернет и т.д) всем обучающимся независимо от их социального положения и различных аспектов.

Применения информационных технологии в образовательном процессе имеют высокую степень влияния на обучения учащихся, позволяет заинтересовать учащихся в образовательном процессе и сделать его более доступным и интересным, усиливает процесс преподавания и обучения.

Так же информационные технологии влияют на развитие преподавателей в профессиональной деятельности. Необходимо использовать преимущества информационных технологий для поддержки преподавателей в процессах преподавания и обучения студентов. А так же внедрять новые методы обучения и преподавания различных дисциплин с использование информационных технологий.

Литература

1. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания.- 2013.- № 10.

2. Семенова И.Н., Слепухин А.В. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного и смешанного обучения в вузе. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/didakticheskiy-konstruktor-dlya-proektirovaniya-modeley-elektronnogo-distantsionnogo-i-smeshannogo-obucheniya-v-vuze/viewer

3. Официальный сайт института Институт Клейтона Кристенсена URL: https://www. christenseninstitute.org/our-research/

4. Духнич Ю.В. Дистанционное обучение в СНГ. Тренды развития 2010-2013. URL: www.ubo. ru/ articles/?cat=120&pub=3067national2006/ articles/e-learn/index.shtml.

5. Береснев Д., Тихомирова Е. Смешанное обучение: методики и технологии для эффективной передачи знаний. URL: http://www.eoi.ru/about/ press-center/publication?detail=239&page=4.

6. Зуфарова А.С. Смешанное обучение, как средство повышения качества образовательного процесса. Актуальные тенденции и инновации в развитии Российской науки 2020, Часть VIII

THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL EDUCATION

Buzkova Yu.S., Zufarova A.S.

Pacific state University

In the modern educational process, the topic of enriching the educational process is relevant today. With the rapid growth of information technology and the computerization of society, both teaching methods and tools in the educational process began to evolve. At the moment, the educational process is at the stage of transition from classical education to blended learning.

This article examines the role of information and communication technologies in professional activities. The concepts of traditional, e-learning, distance learning and blended learning have been analyzed. The defining characteristic of blended learning and its positive aspects are given. Technological free resources that contribute to the cognitive learning of students are considered: VirtuLab, Goo-gleClassroom, Google forms, PhET, LearningApps and others. The advantages and disadvantages of using information and communication technologies in professional activities are presented. Conclusions are made.

Keywords: learning process, blended learning, learning enrichment, e-learning, information technology, GoogleClassroom, virtual labs, interactive exercises.

References

1. Petukhova E.I. Information technologies in education // Successes of modern natural science.- 2013. - No. 10.

2. Semenova I.N., Slepukhin A.V. Didactic constructor for designing models of electronic, distance and blended learning in a university. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/didaktiches-kiy-konstruktor-dlya-proektirovaniya-modeley-elektronnogo-dis-tantsionnogo-i-smeshannogo-obucheniya-v-vuze/viewer

3. Official website of the Institute Clayton Christensen Institute URL: https://www.christenseninstitute.org/our-research/

4. Dukhnich Yu.V. Distance learning in the CIS. Development trends 2010-2013. URL: www.ubo.ru/ articles /? Cat = 120 & pub = 3067national2006 / articles / e-learn / index.shtml.

5. Beresnev D., Tikhomirova E. Blended learning: methods and technologies for effective knowledge transfer. URL: http://www. eoi.ru/about/press-center/publication?detail=239&page=4.

6. Zufarova A.S. Blended learning as a means of improving the quality of the educational process. Current trends and innovations in the development of Russian science 2020, Part VIII

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.