Научная статья на тему 'Смешанное обучение как ответ на вызовы современному образованию'

Смешанное обучение как ответ на вызовы современному образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2171
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАГИСТРАТУРА / CHALLENGES OF MODERN EDUCATION / BLENDED LEARNING / INVERTED LEARNING / OPEN EDUCATION / PEDAGOGICAL MAGISTRACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравцов Вячеслав Владимирович, Савельева Нина Николаевна, Черных Татьяна Владимировна

В статье представлен обзор вызовов современному образованию: интеллектуальный, информационный, непрерывности образования. Дана краткая характеристика смешанного обучения и показаны его возможности в преодолении кризисной ситуации в образовании связанной с этими вызовами. Смешанное обучение рассматривается как форма организации образовательного процесса базирующегося на антропологическом и гуманистическом подходах. Представлен опыт использования смешанного обучения в педагогической магистратуре. Показана реализация перевернутого обучения, открытого образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравцов Вячеслав Владимирович, Савельева Нина Николаевна, Черных Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article presents an overview of challenges contemporary education: intellectual, information, continuity of education. A brief description of blended learning, and shows its ability to overcome the crisis in education related to these challenges. Blended learning is seen as a form of organization of educational process based on the anthropological and humanistic approach. The experience of the use of blended learning master's degree in teaching. It is shown that the implementation of an inverted training, open education.

Текст научной работы на тему «Смешанное обучение как ответ на вызовы современному образованию»

Смешанное обучение как ответ на вызовы современному

образованию

Кравцов Вячеслав Владимирович к.п.н., доцент кафедры теории и методики профессионального образования, Дальневосточный федеральный университет, ул. Суханова, 8, г. Владивосток, 690950, (423) 2652429 svkravtsov@,yandex. га

Савельева Нина Николаевна доцент, к.п.н., доцент кафедры теории и методики профессионального образования, Дальневосточный федеральный университет, ул. Суханова, 8, г. Владивосток, 690950, (423) 2652429 sav5757@mail.ru

Черных Татьяна Владимировна к.п.н., доцент кафедры теории и методики профессионального образования, Дальневосточный федеральный университет, ул. Суханова, 8, г. Владивосток, 690950, (423) 2652429 старший научный сотрудник, научно-образовательного комплекса «Приморский

океанариум» Дальневосточное отделение РАН, ул. Светланская, 50, г. Владивосток, 690990, (423) 222-06-52 chernihtv@ gmail. com

Аннотация

В статье представлен обзор вызовов современному образованию: интеллектуальный, информационный, непрерывности образования. Дана краткая характеристика смешанного обучения и показаны его возможности в преодолении кризисной ситуации в образовании связанной с этими вызовами.

Смешанное обучение рассматривается как форма организации образовательного процесса базирующегося на антропологическом и гуманистическом подходах. Представлен опыт использования смешанного обучения в педагогической магистратуре. Показана реализация перевернутого обучения, открытого образования.

In the article presents an overview of challenges contemporary education: intellectual, information, continuity of education. A brief description of blended learning, and shows its ability to overcome the crisis in education related to these challenges.

Blended learning is seen as a form of organization of educational process based on the anthropological and humanistic approach. The experience of the use of blended learning master's degree in teaching. It is shown that the implementation of an inverted training, open education.

Ключевые слова

вызовы современному образованию, смешанное обучение, перевернутое обучение, открытое образование, педагогическая магистратура; challenges of modern education, blended learning, inverted learning, open education, pedagogical magistracy.

Введение

Современное образование находится в кризисной ситуации и не только в России, но и во всем мире. Развитие системы образования это будущее любого государства, его надежность, стабильность, и процветание его граждан. Вместе с тем, становится все более ясно, что возможности сложившейся системы обучения принципиально недостаточны для успешной жизни в этом изменяющемся мире[2].

При всем многообразии выделяемых исследователями вызовов можно выделить три основных:

Информационный - мы живем в век информационного бума, когда поток новой информации увеличивается лавинообразно, меняется ее качество и структура. Увеличение сведений и выработка знаний и умений современного типа требуют всё больших календарных сроков обучения. Так что же делать? Увеличивать сроки обучения, или учить как-то по-другому?

Интеллектуальный вызов. Для выработки разумной стратегии собственной жизни в этом мире, необходимо иметь достаточно высокий интеллектуальный потенциал. Цель образовательного процесса не просто усвоение общеобразовательных предметов, но расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами изучаемых предметов.

Непрерывность образования. Сегодня лозунг «образование на всю жизнь», сменяется на лозунг «образование на протяжении всей жизни». Сегодня рынок труда во всем мире требует все меньше специалистов в каждой конкретной области и все больше всесторонне ориентированных людей, которые на ходу могут включиться в любой процесс и в состоянии так же на ходу приобретать конкретные знания.

Список вызовов можно продолжить, но на наш взгляд указанные являются ключевыми и авторы статьи именно на них пытались найти ответы.

Поиск ответов лежит в плоскости изменения содержания образования, которое включает ответы на вопросы: Как и чему учить? Наблюдается деформация науки и образования. Изменяется институциональное ядро сферы образования. Раньше основой образования было образовательное учреждение, а главным модулем - классно-урочная система. Сегодня ядро образовательной системы -индивидуальная образовательная программа, а учиться можно где угодно и как угодно. Кроме этого, вопрос «Как?» можно дополнить вопросом «Кто?». Современный учитель перестал быть «гуру», единственным, владеющим знаниями. Немаловажный вопрос о том «Чему учить?». Современное производство требует профессионалов, понимающих необходимость интеллектуального обеспечения собственной деятельности, владеющих отбором и использованием нужных для этого знаний и иных интеллектуальных средств. Поэтому, необходимо обеспечить, не только знаниевую подготовку обучающихся, но и развитие компетенций критически мыслящего, социально активного, готового работать в быстро меняющихся жизненных условиях выпускника школы с глубоким мировоззрением [4].

Педагогическое сообщество ищет пути и способы ответов на вызовы, одним из которых является смешанное обучение.

Сущность понятия смешанного обучения

Авторы статьи рассматривают смешанное обучение как один из способов ответить на обозначенные вызовы современному образованию.

Впервые термин «e-Leaming» появился в 1995 году, пришел он с Запада, и в России до сих пор нет одного четкого определения, которое бы полностью отражало суть данного понятия. Термин Blended Learning (смешанное, гибридное,

интегрированное обучение) начал широко использоваться в методах обучения после публикации в 2006 году Бонком и Грэмом книги «Справочник смешанного обучения»[3].

Есть несколько определений смешанного обучения:

— учебный процесс, построенный на основе интеграции аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности с использованием и взаимным дополнением технологий традиционного и электронного обучения;

— учебная методология, преподавание и подход, который сочетает в себе традиционные методы в классе с компьютерной опосредованной деятельностью для обучения;

— активное использование электронного обучения с традиционными формами обучения;

— системный подход в организации образовательного процесса, выражающийся в сочетании очного и электронного обучения.

Нам более близко понимание смешанного обучения как формы обучения, при которой обучение проводится как в традиционной очной форме, так и с использованием технологий дистанционного обучения.

Соотношение использования в рамках смешанной формы обучения традиционной очной формы обучения и дистанционного обучения может отличаться и зависит от большого количества факторов, к которым относятся [5]:

— предметная область, по которой планируется проведение обучения;

— предполагаемый возраст слушателей;

— уровень подготовки слушателей;

— инфраструктура, которая может быть использована для проведения обучения (в том числе техническая инфраструктура).

Традиционно в зарубежной практике выделяют шесть моделей смешанного обучения:

1)«Face-to-Face Driver» (лицом к лицу);

2)«Rotation» (поворот, ротация);

3)«Flex» (гибкость);

4)«Online Lab» (онлайн - лаборатория);

5)«Selfblend» (самостоятельное обучение);

6)«Online Driver» (онлайн встречи).

Каждая модель отличается преобладанием одного из трёх компонентов технологии смешанного обучения:

— традиционного прямого личного взаимодействия участников образовательного процесса;

— интерактивного взаимодействия, опосредованного компьютерными телекоммуникационными технологиями и электронными информационно-образовательными онлайн ресурсами;

— самообразования.

Внедрение смешанного обучения в российское образование, пока остается на уровне небольших проектов, кратких статей с представлением опыта использования, с эмоциональными откликами на получение положительных результатов. Вместе с тем анализ исследований свидетельствует о недостаточности изученности методологических оснований технологии, представленности методического плана ее использования.

Смешанное обучение, наряду с очным и дистанционным является формой организации обучения, и как любая форма, она воплощается в модели, базирующейся на определенных методологических основаниях. Мы ориентируемся на образовательные модели, в основе которых лежат антропологический и гуманистический подходы.

Опыт использования смешанного обучения в педагогической магистратуре

Возможности смешанного обучения исследуются на кафедре теории и методики профессионального образования Школы педагогики ДВФУ с 2012 года.

В данной статье рассматриваются результаты применения моделей перевернутого обучения и открытого образования. Смешанное обучения в перевернутой модели позволяет «перевернуть» организацию процесса обучения, переставить его ключевые составляющие (рис.1).

Рис. 1. Традиционная и перевернутая форма организация педагогического

процесса

Особенность дизайна перевернутого обучения заключается в том, что вначале происходит знакомство с результатами обучения как достижением цели курса, которые конкретизируются в критериях и уровнях оценивания достижения результатов. Например, при изучении курса "Психолого-педагогические закономерности продуктивного обучения

("https://sites.google.com/site/metodikaproduktivnogoobucenia/reiting-po-discipline) вначале магистрантам предлагалось познакомиться с целями курса и рейтинговой системой оценок, в которой даны все задания курса, уровни их выполнения, система оценивания (рис.2)

Реш ит по дисциплине

Строя поммць Лиар [¿Н1.1 К1$пм1тд

Задание критический уралщь достаточный уро»ни ВЫСОКИЙ урбИСНЬ продукт (мНДиаИДУМьиыЙ) продукт (группапой) боку*

34Н.СГН« учкпмкгапнин ««44 рм МЯфКЛМИ (абылл) СОСММИМ » нл стриичк» "СКтЭрШ йслсса-' (зе*ям> ОПЖМШИ фИЛЬН ПО

студят» нл ттчвии» «оддкнн курса, Г Созшкошггь с кгтегорима курс-*. Уп(-и:1итиы * ОД-ДО д* аяфйфШЩШ. Пммшаит с тДОмивша № пггчшн» сс^рчинкя куре* МИОПИЯ* Л «КАТИ, иршаТа&ти предмжашя* сч«ир*»к |!4С№ЛОЖ*НМ* «го Н4 ¿ДОМ

йаДОНМИЙ эжзу^нИцжЯ «ДОЙМОЙ (Б 6***1?») рнмкннн» фМЫМ ЧПФЛЖЯН** 4*К*Т* * руглф^а« "продуктиикч йбучаи»' и ^«еяблэдмнк* а&гт4*л«М1» н (инмснмн* нвдрткт М «трытк* АСМОВЬ' побило»

34НЛП1* 1. ДЫШПГНеКЫ НЛКДООфиТЪ гч-одтктитовго обтчэтпм, ««»клеть тто моэмтСит» прсяуктнж дмплыюслц НЭуНШИ (<лн*пи ■ таблице 3|икс«с№> -С САЙТаИЛ по пгодопнабму овгии» (;бши>} ЭЫХ4НСП4С Н0НКУ$>С)*Н «4 С«№ш 1,ТК-»ТКЛ • Тй'Т'ЛКЦТ комнштчрн* а;«мпи1И

ДвЯТ«Ы4«ТЦ. ¿36*4*1}

давима УЧКШ *<0сГ*Ы«нн У-мспн Рл*«*™»

Рис. 2. Рейтинг по дисциплине

Затем дается описание содержательной части (по модулям, разделам), с предъявлением дистанционной и аудиторной части курса, каждый из которых также конкретизируется в критериях и уровнях оценивания, с подведением итогов по каждому модулю и заполнением таблицы продвижения (рис.3).

Таблица продвижения по курсу "Психолого-педагогические закономерности продуктивного обучения" ■ -

Юаня Прав» Вид вставка Формат Данные Инструменты Дополнения Справка Все изменения на Дисхе сохранены кгммгтч»»

flrmf Р » (_ц.щ. ы - ю в I * _А_. . ffl - S - Т • М - «> U И У - г ■ Ру -

Занятие I Занятие?

Заполнение анкеты. Состамыие Участи* i Активное участие i Составление и БОНУС. лостм»те итого измени* Изранив сайтов Знакомство с Участив а Привнмцнл Размвщ

феномена размести»» баллов) (отпетые документа в pepaf

инсиу«цич, или комментарием в "оодсчо и притерт

дополяяли. на обучения" раэмещ!

определение изображение составляли фильм 10 32

продуктивного феномена продуктивно всей

составила разместили на на сайте 106

сайте Активном

е создании фильма участвовала 20

сайте S 6 Активной

определение оформили за слаженную и

Рис. 3. Таблица продвижения

Суть перевернутого обучения состоит в том, что до начала аудиторных занятий учащиеся самостоятельно изучают материал (лекцию) в электронной среде (электронном курсе). На аудиторное занятие магистранты приходят с неким багажом знаний, что позволяет им быть готовыми к восприятию более сложных заданий. Преподаватель в процессе аудиторного занятия предлагает задания более высокого уровня сложности, в выполнении которых они испытывают затруднения (рис.4). Закрепление полученных умений также организуется в электронной среде, в форме выполнения домашнего задания

(https://sites.google.com/site/intellektualnoevospitanie2015/zanatie-2)

Интеллектуальное

-воспитание (2015)

Поиск по сайту

Навигация

Главная страница Рейтинг

Таблица продвижения Занятие 1 Занятие s Занятие з Литература Экзамен Скорая помощь Карта сайта

Занятие 2

Самостоятельная работа Задание 1

Изучите книгу "Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание" Э.Гельфман, М.А. Холодная (см. на странице "Литература")

Выделите смысловые части (1-3) проведите контент-анализ текста, составьте схему, подготовьтесь к предъявлению на занятии.

Задание 2

Познакомьтесь с сайтом МПИ (проект Математика. Психология. Интеллект). Подумайте: насколько необходим такой проект в современном.образовании, возможность реализации идей проекта в образовательных учреждениях?

Аудиторные занятия

Чем мы сегодня будем заниматься?

1 Подводить итоги изучения книги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Психодидактика школьного учебника.

Интеллектуальное воспитание учащихся".

2. Выяснять роль школьного учебника в интелпектуальн воспитании учэщихся-

3. Изучать основные линии обогащения ментапьт опыта учащихся: когнитивного, метакогнитивнс интенционального.

► 4 Славд2- || О

! Открыть Занятые 2

Google ; : I Г

Рис. 4. Занятие построенное по форме "перевернутого обучения"

После аудиторных занятий в электронной среде организуется работа по закреплению изученного, это может быть: выполнение тестовых заданий; рефлексия в процессе прохождения курса; выполнение практического задания с использованием интернет ресурсов; самооценивание и взаимооценивание.

Преподаватель организует поддержку, как на аудиторных, так и внеаудиторных занятий: отвечает на вопросы в комментариях, выступает в роли эксперта, дает оценку, предлагает дополнительные источники для выполнения работы, поощряет, поддерживает (рис.5)

На выявление каких компетенции направлен предложенный кейс? Умение мыслить потвчно и последовательно

Умение быстро обрабатывать информацию, делать вывода и заключения Умение сгтушать и граиотно излагать мысли Можно ли с помощью данного кейса развивать данные компетенции?

Есхи данный кейс предлагается е рамках собеседования, то он скорее нацелен на проверку уже имекшцися компетенций, чем на их развитие, т.к. для его решенйя отводится очень небольшое количество времени. Кроме того, кейс подразумевает наличке- у кандидата специальных эиаьий в области экономики. Нужно гш для этого что нибудь менять в нем?

Ее™ в данный юейс добавить больше уточняюицх сведен«« о работе компанию, которые Оы позволили провеет более детальньвй анализ, а так же отвести на его решение больше времен;!, то его влотне можно использовать для развития вышеупомянутых компетенций.

Быпо бы погич«о давать мот кейс после некоторого теоретического курса по предметной области.

В

Рис. 5. Оценивание и взаимооценивание при решения кейсов

По итогам курса магистрант сравнивает цели, поставленные вначале курса, рефлексирует по поводу их достижения, корректирует свои действия для достижения наивысшего результата

https://docs.google.eom/forms/d/1HmmDRcVDNEN1nh3p9AXRZai6GNGf3sdXRsqqAn4 OOvw/viewanalytics

Таким образом, при такой организации учебного процесса стирается грань между самостоятельной и аудиторной работой. При этом ключевыми факторами успешности становятся системная организация и интеграция электронного и аудиторного компонентов, достигаемых в процессе проектирования [5].

Модель открытого образования исходит из понимания открытости мира, процессов познания и образования человека. Образование все меньше замыкается на конкретное учебное заведение, оно становится независимым от времени и места обучения. Образование все больше смещается от формального к неформальному и информальному. Континуум непрерывного образования делает неформальное и информальное образование равноправными участниками процесса обучения [1]. Особенно этот процесс ускорился в последние годы с появлением массовых открытых онлайн курсов ^ООС) и активизации движения за открытые образовательные ресурсы. Организация обучения в магистратуре строится с включением, в учебные дисциплины мероприятий, предполагающих участие магистрантов в образовательных и научных проектах сторонних организаций. Так они участвуют в образовательных инициативах Google, Intel, Microsoft по результатам которых получают сертификаты, удостоверения и грамоты. Совместно с магистрантами кафедры педагогики РГПУ имени А.И.Герцена проводят очно-дистанционное мероприятие «Интернет кафе», изучают дистанционные курсы в системе Moodle . Участвуют в общероссийской олимпиаде магистрантов (рис.6) (http://www.kpinfo.org/activities/olimpic/olimp-master1/olimp-master-2013/418-olimp-master-2013 -results) , региональных и общероссийских студенческих конференциях

(https://sites.google.com/site/konferenciakafedrvtimpospdvfu/) , всероссийском дне науки (https://sites.google.com/site/magistraturanevzorovmn/festival-nauki). Изучают МООС курсы.

Методическое приложение

к электронному научному изданию "Письма в Эмиссия.Оффлайн" (ТИе Ет1зз1а.0Шпе ЬеАегв)

Виртуальный пед. институт

Открытая Герцен о в екая Олимпиада Магистрантов - 2013 (по программам направления "Педагогическое образование") ВТОРОЙ ТУР

"Развитие в России педагогической идеи Д. Дидро о всеобщем образовании"

2013

МАРТ 2013 г.

Список команд и материалы, поданные на конкурс

ТУЛА ПРИЛОЖЕНИЕ

МУРМАНСК ПРИЛОЖЕНИЕ + ДОП.ПРИЛОЖЕНИЕ + ВИДЕО

ВЛАДИВОСТОК 1 ПРИЛОЖЕНИЕ

ВЛАДИВОСТОК 2 ПРИЛОЖЕНИЕ

ВЛАДИВОСТОК 3 ПРИЛОЖЕНИЙ —II--

ОМСК-1 ПРИЛОЖЕНИЕ

ОМСК-2 ПРИЛОЖЕНИЕ

ОМСК-3 ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕТЕРБУРГ 1/5 ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕТЕРБУРГ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕТЕРБУРГ 3 ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕТЕРБУРГ 4 ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕТЕРБУРГ 6 ПРИЛОЖЕНИЕ

Критерии оценка К списку участников и текстам эссе первого туре

СорупдМ (С) 2013, Письма в Эмиссия.Оффлайн (ТЪе 1_еПег5)

183М 1997-8688. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Эл .почта: emissia@nail.nj 1гИеше1: ЬПрг/Аиинл.emissia.org/ Тел.:+7-812-9817711,+7-904-3301873 Адрес редакции: 191188, Санкт-Петербург, наб. р. Мэйки, 48, Р ГПУ им. А И. Герцена, корп.11. «,24а

Рис. 6. Олимпиада магистрантов

Данные мероприятия не является для магистрантов обязательными, и относятся к вариативным формам обучения, строятся по технологии смешанного обучения, где вводная и заключительная часть носят очный характер, а весь процесс происходит дистанционно. Нами отмечено, что студенты принимающие участие в них более успешны в проведении магистерских исследований и активней используют полученный опыт в профессиональной деятельности.

Реализуя указанные модели в рамках заявленных подходов, мы создаем среду, побуждающую магистранта к проявлению активности, при поддержке и сопровождении его со стороны, как преподавателя, так и сокурсников.

Для преподавателя эта часть организации работы в смешанном обучении предполагает видение заданий разного уровня и постоянная работа по переводу студентов из зоны ближайшего в зону актуального развития.

Об эффективности использования смешанного обучения свидетельствуют данные представленные на рисунке 7.

Насколько эффективна для Вас дистанционно-очная форта организации изучения курса?

25 20 15 10 5 0

мо эффективна

скорее не эффективна

скорее эффективна

эффективна

кол-во ответов

25

Рис 7. Эффективность использования смешанного обучения

Приведем некоторые из высказываний студентов по итогам изучения курса в условиях смешанного обучения:

«Дает возможность выполнять задания в удобное для меня время, не ограничена жесткими рамками во времени, уровневые задания позволяют выбирать их по своим силам и способностям».

«Доступность в любом месте с любого компьютера. Безопасность: выключение света, нечаянное удаление файлов и даже гибель жесткого диска теперь не страшна благодаря Google документам. Нравится выполнять задания и тут же заполнять таблицу продвижения. Ее постепенное "озеленение" крайне радует меня и мотивирует на продолжение деятельности».

«Мне проще вдумчиво, в тишине выполнять задания, анализировать информацию. При этом, затрачивать столько времени, сколько мне необходимо (не подстраиваться под существующие урочно-временные рамки). Поэтому дистанционно-очная форма организации изучения курса находка для меня!»

«Возможность знакомиться с мнениями коллег не ограничиваясь временными рамками занятия; - комфортная обстановка для изучения монографий, видео лекций и др.»

Представленные примеры подтверждают, что смешанное обучение отвечает на вызовы современному образованию:

На информационный вызов. Внедрение смешанного обучения позволяет представлять информацию без ограничений. Приведем свое эмпирическое исследование по увеличению объема изучаемого материала с применением модели смешанного обучения «Перевернутый класс» (табл.1)

Таблица 1.

Усвоение студентами информационного материала в зависимости от формы его

Кол-во материала предлагаемого к усвоению (в страницах А-4, шрифт 12) Форма предложения материала к изучению Примерное кол-во усвоенного материала(на уровне смыслового понимания) Проверка усвоенного материала

4 страницы конспектирование в процессе лекции 100% усвоения у 30% учащихся (присутствовавших на занятии) тест, собеседование

12 страниц материал предлагался в печатном виде на занятиях 100% усвоения у 60% учащихся (присутствующих на занятии) тест, собеседование

от 12 до 30 страниц текста материал, предлагался к предварительному изучению, располагался на сайте. 100% усвоения у 70% учащихся (имеющих доступ на сайт) тест, собеседование, наблюдение

неограниченный контент (объем определяется самим учащимся) предлагался материал в различном формате (текстовой, видео, графика, другое) 100% усвоения у 75% учащихся тест, собеседование, наблюдение.

Из представленной таблицы видно, как увеличивается количества информационного материала, при повышении процента успешности его усвоения у учащихся.

Интеллектуальный вызов, тесно связан с информационным. Возможности смешанного обучения, позволяют преподавателю не только погружать студентов в информационное пространство, но и учить в нем, действовать, интеллектуально их развивать (табл.2).

Таблица 2.

Виды деятельности, с использованием интернет технологий, направленные на

интеллектуальное развитие магистрантов

Вид деятельности Интернет технология Интеллектуальное развитие

визуализация информации ментальные карты, ленты времени аналитическое мышление, творчество

совместная деятельность документы google, онлайн доски, социальные сети, интернет-сайты критическое мышление, работа в команде, дискуссия, ответственность

систематизация информации закладки, календари аналитическое мышление, творчество, самоорганизация

представление информации электронные публикации, презентации, видео ролики творчество, работа в команде

Непрерывность образования. Обучение в магистратуре в условиях смешанного обучения позволяет сформировать у студентов понимание необходимости образования на протяжении всей жизни, в таблице 3 представлены мероприятия направленные на формирование у магистрантов способностей к непрерывному образованию.

Таблица 3.

Формирование способности к непрерывному образованию в смешанном _обучении_

Вид деятельности Результат (способность, которая позволяет непрерывно образовываться) Продукты (как оценочное средство)

участие в Google, Intell, MOOC курсах расширить образовательное пространство сертификаты, удостоверения

участие в профессиональных сообществах приобрести опыт решения профессиональных проблем социальные профессиональные сети (активность участия, количество сетей)

участие в научных конференциях способность к ведению научных дискуссий, критическому анализу полученных результатов статьи, сертификаты, грамоты

создание и ведение персонального сайта, https://sites.google.com/sit e/magikreativa2014/home создание культурных образцов своего профессионального опыта блог, сайт (наполнение, активность)

участие в олимпиадах, конкурсах способность к оценке своего саморазвития, своего продвижения сертификаты, дипломы

участие в профессиональных проектах способность к работе в команде, сотрудничеству проекты

Таким образом, результаты исследования позволили дать сравнительную характеристику ответов на вызовы к современному образованию в традиционном и смешанном обучении в таблице 4.

Таблица 4.

Сравнение «ответов» на вызовы современному образованию традиционного и

смешанного обучения

Вызов Ответы образования на вызовы информационного общества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

традиционное обучение смешанное обучение

информационный увеличение сроков и времени обучения обучает способам работы с большим объемом информации

непрерывность в образовании образование заканчивается с получением документа об окончании определенной ступени образовании формирует способность к непрерывному образованию, "образование на протяжение всей жизни"

интеллектуальный

репродуктивные способы освоения информации

расширение и усложнение интеллектуальных ресурсов учащихся_

Данные свидетельствуют об эффективности использования смешанного обучения в педагогическом процессе вуза

Заключение

Таким образом, смешанное обучение, как форма организации образовательного процесса обладает большим ресурсом для решения проблем, с которыми сталкивается современное образование. В то же время ее реализация зависит от подходов и принципов, на которых строится учебный процесс, поэтому дальнейшее исследование нами видится в осмыслении ее внедрения в появляющиеся новые гуманитарные образовательные системы и технологии. Кроме этого, учитывая, что магистерская программа ориентирована на учителей, необходимо провести исследование, как работа студентов-учителей в среде со смешанным обучением переносится ими в профессиональную деятельность.

Авторами рассмотрены не все вызовы к образованию, вместе с тем, мы уверены, что ответы на другие вызовы также можно найти в смешанном обучении.

Литература

1. Галеев И.Х. Информационно-образовательный ресурс "Восточно-Европейская подгруппа Международного форума" Образовательные технологии и Общество"" Сборник статей научно-методической конференции "Образовательные технологии в системе непрерывного профессионального образования: традиции и инновации". Казань, 29-31 марта 2006г. В 2-х частях. Часть 1.- С.3-8.

2. Марача В.Г. Образовательное пространство-время, освоение интеллектуальных функций и образовательные институты в контексте индивидуализации //Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации. Сборник научных трудов по материалам IV Всероссийской научной тьюторской конференции. - Томск: Пилад, 2000г. - С. 53-58

3. Студент в среде E-learning: учебное пособие по курсу // Т. В. Кузьмина, Е. В. Тихомирова, Л. Ю. Гольдфарб, Н. Ю. Дворников. - Москва : МЭСИ, 2008. - С. 611

4. Фрумин И.Д. Образование на распутье: к самостийности или периферии? URL: http://strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=60839#.UizmH8azKuI (дата обращения: 07.08.2015).

5. Blended Learning 101 Handbook URL: http://aspirepublicschools.org/media/filer_public/2013/07/22/aspire-blendedlearning-handbook-2013.pdf, (дата обращения: 07.08.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.