Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих педагоговпсихологов'

Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих педагоговпсихологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
956
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УСЛОВИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE / CONDITIONS / INTERACTIVE LEARNING METHODS / SIMULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барышникова Елена Викторовна

В статье на основе анализа психолого-педагогической литературы и полученных результатов исследования рассматриваются такие психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов, как моделирование процесса формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов и применение в образовательном процессе интерактивных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychopedagogical conditions of forming professional competence of future teacherspsychologists

On the basis of analysis of psychological and pedagogical literature and results of research addresses the psychological and pedagogical conditions of formation of professional competence of future teachers-psychologists as modeling of process of formation of professional competence of future teachers-psychologists and the use in educational process of interactive methods of training are discussed.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих педагоговпсихологов»

УДК 378:151.8 ББК 74.480:88.4

Е.В. Барышникова

психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов

В статье на основе анализа психолого-педагогической литературы и полученных результатов исследования рассматриваются такие психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов, как моделирование процесса формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов и применение в образовательном процессе интерактивных методов обучения.

Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, профессиональная компетентность, условия, интерактивные методы обучения, моделирование.

E.V. Baryshnikova

psycho-pedagogical conditions of forming professional competence of future teachers-psychologists

On the basis of analysis of psychological and pedagogical literature and results of research addresses the psychological and pedagogical conditions of formation of professional competence of future teachers-psychologists as modeling of process of formation of professional competence of future teachers-psychologists and the use in educational process of interactive methods of training are discussed.

Key words: competence, competence approach, professional competence, conditions, interactive learning methods, simulation.

ro ca о

S X

3 .0

ro lo

m ш

В настоящее время социальный заказ общества и введение новых образовательных стандартов требуют подготовки конкурентоспособного, конструктивного и социально-адаптированного специалиста, готового к непрерывному профессиональному росту. Данный факт находит свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [5] и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [8], которые ориентируют высшее профессиональное образовательное учреждение на подготовку высокопрофессионального и компетентного специалиста. Именно профессиональная компетентность является той инте-гративной характеристикой личности, которая обеспечивает ее готовность к

успешному осуществлению профессиональной деятельности.

Проведенный анализ содержания диссертационных исследований и научных публикаций по формированию профессиональной компетентности за последние три года показал, что исследований, посвященных непосредственно изучению формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов, крайне мало. Так, значительное внимание в исследованиях ученых уделяется формированию профессиональной компетентности выпускников педагогических колледжей (М.М. Турсунова, Д.А. Хлыстунов и др.), профессиональной компетентности курсантов военных вузов (Ю.В. Голубев, О.Б. Самойленко, А.И. Шишков и др.), профессиональной компетентности бу-

дущих социальных работников (Л.А. Бессонова, А.А. Вербицкий, И.В. Лаврентьева и др.), профессиональной компетентности будущих экономистов (А.И. Горбунов, В.В. Власов, А.А. Комарова и др.), профессиональной компетентности будущих учителей (Г.Е. Богданова, Л.Н. Мо-сквитина, Ю.Б. Финикова и др.), профессиональной компетентности будущих педагогов (А.Ю. Прокопенко, О.А. Кривко, В.Г. Яфаева и др.).

Вместе с тем остаются недостаточно исследованными аспекты, касающиеся выявления и реализации психолого-педагогических условий формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов. Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена противоречием между возросшей потребностью общества в подготовке педагогов-психологов, обладающих профессиональной компетентностью, и недостаточной теоретической и практической разработанностью данного аспекта исследования.

Проанализировав положения, представленные в различных публикациях и научных трудах [1; 4; 6; 9; 10], мы пришли к выводу, что в настоящее время проблема формирования профессиональной компетентности будущих специалистов решается с позиций различных методологических подходов. Наибольший интерес для нашего исследования представляет компетентностный подход. Данный подход, как указывается в исследованиях докторов педагогических наук Е.В. Яковлева и Н.О Яковлевой, нашел отражение в работах, как зарубежных (Г. Клемп, Дж. Равен, Л. Спенсер, Н. Хомский, Р. Уайт, К. Шнайдер и др.), так и отечественных ученых (В.И. Байденко, А.С. Белкин, Е.В. Бондаревская, Ю.В. Варданян, А.А. Вербицкий, А.А. Деркач. Э.Ф. Зеер, И.Я. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Хуторской, Е.В. Яковлев и др.). Под компетентностным подходом Е.В. Яковлев и Н.О Яковлева, понимают «принципиальную ориентацию исследования, обеспечивающую изучение и описание педагогического процесса с точки зрения формирования у личности заданного вида компетентности» [10, с. 95].

Значительный интерес для нашего исследования представляют работы, в которых раскрывается структура модели формирования профессиональной компетентности, среди которых наиболее близкой к теме нашего исследования является модель формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов доктора психологических наук В.И. Долговой и кандидата психологически наук Е.В. Мельник. По мнению авторов, «модель формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов имеет сложную структуру» [3, с. 46]. В структуре рассматриваемой модели ими выделяются когнитивный, практический и эмоциональный компоненты.

Не менее важными для нашего исследования являются работы ученых, в которых раскрываются условия формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Так, Д.С. Ткач в своей диссертации рассматривает организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего педагога-психолога [7]. М.Б. Аржаник считает, что условием повышения профессиональной компетентности будущих психологов является комплексная математическая подготовка [1]. Рассматривая формирование профессиональной компетентности учителя, С.С. Савельева определяет такие педагогические условия ее формирования, как ориентация на субъектность личности, способной к самоидентификации и самоактуализации; создание креативной среды; побуждение к рефлексивной деятельности; диалоги-зация образовательного процесса [6]. По мнению Л.Э. Филатовой, психолого-педагогическими условиями формирования компетентности в профессиональном общении студентов-психологов являются обеспечение мотивационной готовности студента-психолога к освоению новых эффективных способов профессионального общения и моделирование профессиональной деятельности [8].

Учитывая опыт вышеуказанных авторов в изучении условий формирования профессиональной компетентности обу-

о

X IX

ф

I-

ф

с

о

О X

-О ^

га х о

S

о

о ф

-&

о ^

с

X

го

СО

о

О

СО

СО

§2

Ö о

- i

о о ф ^

т со

i2 iе

ГО (О

4 ст ф ф

= с

е *

5 ^

ою 1=

го m о

S X

Э

.Q

ГО

ш ad uJ

чающихся, нами были определены следующие: моделирование процесса формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов и применение в образовательном процессе интерактивных методов обучения.

Охарактеризуем первое из выделенных нами психолого-педагогических условий формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов, которое предполагает разработку модели формирования профессиональной компетентности. Разработанная нами модель формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов, как видно из рисунка 1, представляет собой единство таких структурных компонентов, как целевой, методологический, содержательный, организационный (деятельност-ного), оценочного (диагностический) и результативный.

Методологический компонент разработанной модели регулирует формирование профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов. Содержательный компонент модели отражает структурный состав профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов и в связи с этим направлен на формирование системы теоретических знаний, умений и навыков, развитие личностных качеств обучающихся, рефлексии.

Организационный (деятельностный) компонент определяет организацию процесса формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов, основные этапы формирования профессиональной компетентности будущего педагога-психолога. Составными элементами данного компонента являются интерактивные методы, средства и организационные формы обучения, которые способствуют успешному формированию профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов.

Оценочный (диагностический) компонент разработанной модели предполагает диагностику уровня сформированно-сти профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов, контроль за организацией процесса формирова-

ния профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов, оценку эффективности данного процесса. Данный компонент представлен диагностическим инструментарием, критериями и показателями уровня сформированно-сти профессиональной компетентности, уровнем сформированности профессиональной компетентности, фондом оценочных средств.

Результативный компонент модели отражает достигнутый уровень сформиро-ванности профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов и предполагает анализ и сравнение полученных результатов на разных этапах проведенного исследования.

Практика показывает, что активизация сотрудничества педагога с обучающимися возможна при реализации интерактивных методов обучения. В связи с этим рассмотрим следующее из определенных нами психолого-педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов, как применение в образовательном процессе интерактивных методов обучения.

В свободной энциклопедии под интерактивными ("inter" - это взаимный, "act" - действовать) методами понимаются методы, которые «ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом». Именно интерактивные методы обучения, в отличие от активных, направлены на изменение характера взаимоотношений между участниками образовательного процесса и «направлены на взаимодействие участников в таких направлениях, как педагог - обучающийся, обучающийся - педагог, обучающийся - обучающийся». В таком случае задачей педагога становится развитие активности обучаемых и их инициативы, организация их совместной групповой и межгрупповой деятельности, диалогического общения [2, с. 26].

Не претендуя на исчерпывающее рассмотрение интерактивных методов обучения, выделим среди них важные для нашего исследования. Так, эффективным в формировании профессио-

н о

0

1

н

X

ф

н ф

с

о

X -О

с; го

X

о ^

о

о ф

■&

о ^

с

X

го ш о

о

СО ш

¡2 12

о о

ф О

Рис. 1. Модель формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов

о с со о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¡и

ГО (Л

Ч ст ф ф

С с

2 *

о ^ X 5 ою 1=

нальной компетентности у будущих педагогов-психологов, на наш взгляд, является проблемная лекция, поскольку она направлена на организацию активной познавательной деятельности обучающихся, совместное размышление, диалогическое общение и развитие критического мышления. С целью решения профессиональных задач целесообразно применение такого метода, как групповая дискуссия. Данный метод обучения направлен на коллективное обсуждение какой-либо проблемы, целью которого в результате является достижение общего мнения. Не менее важным для нашего исследования является «мозговой штурм». В отличие от дискуссии данный метод направлен на организацию группового решения проблемных задач и не предполагает однозначных вариантов ее решения.

Следует отметить и значимость ролевой игры как интерактивного метода обучения в формировании профессиональной компетентности у будущего педагога-психолога. Именно ролевая игра через имитацию профессиональной деятельности способствует эффективному решению профессиональных задач, развитию коммуникативных навыков, организации активного межличностного общения и взаимодействия в условиях профессиональной деятельности. Отметим и такой метод, применяемый с целью формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов, как «круглый стол». Данный метод предполагает беседу, в процессе которой происходит обмен мнениями между всеми

участниками, конструктивный диалог, результатом которого не всегда может быть решение обозначенной проблемы.

С учетом сказанного отметим, что интерактивные методы обучения в значительной степени раскрывают индивидуальные возможности и творческий потенциал обучающихся, способствуют осмысленному переживанию индивидуальной, межгрупповой и коллективной деятельности, повышают мотивацию и вовлеченность обучающихся в решение обсуждаемых проблем.

Таким образом, рассмотренные нами психолого-педагогические условия способствуют успешному формированию профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов, поскольку активизируют их учебно-познавательную деятельность, повышают мотивацию к приобретению теоретических знаний, обеспечивают последовательный переход от усвоения профессиональных знаний к их владению, к самостоятельной реализации профессиональных задач и профессиональных функций.

Проведенное исследование показало значимость внедрения результатов в практику высшего образовательного учреждения, однако оно не исчерпывает всего содержания рассматриваемой проблемы. В дальнейшем исследование целесообразно осуществить в таких направлениях, как конкретизация механизмов и разработка диагностического инструментария оценивания уровней сформированности профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов.

Библиографический список

1. Аржаник, М.Б. Комплексная математическая подготовка как условие повышения профессиональной компетентности будущих психологов [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.Б. Аржаник. - Томск, 2014. - 23 с.

2. Барышникова, Е.В. Применение интерактивных методов обучения в формировании профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления [Текст] / Е.В. Ба-

0 рышникова // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики: сборник

1 статей Международной научно-практической конференции (29 декабря 2014 г., г. Уфа). - Уфа: Аэтер-§ на, 2014. - С. 24-27.

3.Долгова, В.И. Эмпатия и коммуникативная компетентность [Электронный ресурс]: монография ^ / В.И. Долгова, Е.В. Мельник. - Режим доступа: http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/344. -Ш (Дата обращения: 01.10.2015).

4. Зимина, Н.А. Психологические условия оптимизации профессиональной компетентности психологов в решении поведенческих проблем детей раннего возраста [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.А. Зимина. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/ viewer/01002646787#?page=1. - [Дата обращения: 10.09.2015].

5. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/. - [Дата обращения: 01.10.2015].

6. Савельева, С.С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза [Текст]: монография / С.С. Савельева. - Воскресенск, 2012. - 217 с.

7. Ткач, Д.С. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагога-психолога в комплексе «сельский педагогический лицей-педагогический вуз» [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Дарья Сергеевна Ткач. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/ viewer/01003165659#?page=1. - [Дата обращения: 10.09.2015].

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - Новосибирск: Нор-матика, 2013. - 128 с.

9. Филатова, Л.Э. Психолого-педагогические условия формирования компетентности в профессиональном общении студентов-психологов [Текст]: автореф. дис.....канд. психол. наук / Л.Э. Филатова. - М., 2012. - 21 с.

10. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316. 5

References

1. Arzhanik M.B. Complex mathematical preparation as a condition of professional competence of future psychologists Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences. (Psychology). Tomsk, 2014. [in Russian].

2. Baryshnikova, E.V. the Use of interactive teaching methods in the formation of professional competence of bachelors in psychological-pedagogical directions. Sovremennoie sostoianie i perspektivy razvitia psyk-hologii ipedagogiki. Ufa: Aeterna, 2014. P. 24-27. [in Russian].

3. Dolgova, V.I., Melnik E.V. Empathy and communicative competence [Electronic resource]: http://elib. cspu.ru/xmlui/handle/123456789/344. [in Russian].

4. Zimina, N.V. Psychological conditions optimization of professional competence of psychologists in solving behavioral problems of young children [Electronic resource]. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences. (Psychology). [Electronic resource]: http://dlib.rsl.ru/viewer/01002646787#?page=1. [in Russian].

5. The decree of the RF Government dated 17November 2008 N 1662-R the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020 (with changes and amendments). [Electronic resource]: http://base.garant.ru/194365/. [in Russian].

6. Savelieva, S.S. Pedagogical conditions of formation professional competence of the teacher in the educational process of the University: monograph. Voskresensk, 2012. [in Russian].

7. Tkach, D.S. Organizational-pedagogical conditions of formation professional competence of the psychologist in the complex «rural pedagogical College and pedagogical University» Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). [Electronic resource]. : http://dlib.rsl.ru/viewer/01003165659#?page=1. [in Russian].

8. Federal law «On education in the Russian Federation». Novosibirsk: Normatika, 2013.. [in Russian].

9. Filatova, L.E. Psycho-pedagogical conditions of formation of competence in professional communication psychology students Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences. (Psychology). Moscow, 2012. [in Russian].

10. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Psycho-pedagogical conditions of formation of competence in professional communication psychology students. Moscow, 2012. P. 21. [in Russian].

о

О X

-О ^

га х о

S

о

о ф

о ^

с

о 0

СО

СО

§2 а о

о о ф ^

т со

i2

ГО (О

4 ст ф ф

<= с

2*

5 ^

ою р ^

Сведения об авторах: Барышникова Елена Викторовна,

кандидат педагогических наук, кафедра теоретической и прикладной психологии,

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск.

Ктай: e.v.baryshnikova@mail.ru

Information about the authors: Baryshnikova Elena Viktorovna,

Candidate of Sciences (Education), Chair of Theoretical and Applied Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical

University,

Chelyabinsk. Russia

E-mail: e.v.baryshnikova@mail.ru

УДК 4Р(07) ББК 74.268.129

И.Ю. Гаврикова

•» _ _ _ ___ ___ «_»

учет сфер интересов и увлечении современных подростков как один из основных принципов отбора материала при создании пособия при обучении русскому языку

как иностранному на краткосрочных курсах

В статье рассматривается проблема учёта сфер интересов и увлечений современных учащихся-подростков как один из основных принципов отбора учебных материалов при создании пособия по обучению русскому языку как иностранному (РКИ), предназначенных для работы на краткосрочных курсах в процессе обучения РКИ подростков.

Ключевые слова: методика преподавания РКИ, учащиеся-подростки; личностно ориентированное обучение; принцип отбора учебного материала.

I.Y. Gavrikova

respecting the areas of interest and hobbies of modern teenagers as one of the main principles of material selection when writing study guides

for teaching russian as a foreign language at

short-term courses

The areas of interest and hobbies of modern teenage learners as one of the main principles of selection of educational materials while writing study guides for teaching Russian as a foreign language designed to be used at short-term courses in the process of teaching Russian teenagers are discussed.

Key words: teaching methods of Russian as a foreign language; learners-teenagers; personality-oriented teaching; the principles of selection of educational material.

Известно, что для обучения русскому литературы для разных условий обуче-

языку как иностранному создано огром- ния и разных контингентов учащихся

ное количество учебников, учебных по- как в России, так и за рубежом. Однако,

собий, справочников и прочей учебной в силу разных причин, до настоящего мо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.