педагогические науки
Барышникова Елена Викторовна ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ...
УДК 378
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
© 2018
Барышникова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected])
Аннотация. В настоящее время введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования актуализирует профессиональную подготовку будущих педагогов-психологов. В связи с этим данная статья посвящена исследованию принципов обучения психологии в профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов. В статье обосновывается актуальность профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов к организации профессиональной деятельности. Раскрываются теоретические аспекты проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов на основе соответствующих принципов обучения. Представлен анализ существующих в дидактике классификаций принципов обучения. Уточняются особенности реализации общедидактических принципов при обучении психологии. Принимая во внимание специфику преподавания психолого-педагогических дисциплин, в статье указывается на необходимость уточнения принципов обучения психологии. Результаты проведенного теоретического исследования позволили автору выявить основные принципы обучения психологии, которым в данной статье уделяется особое внимание. По результатам проведенного теоретического исследования оформляются соответствующие выводы. Основные положения и выводы данной статьи могут быть применены в научной и профессиональной деятельности педагогов и психологов, которые занимаются проблемами начального общего образования, среднего общего образования и высшего профессионального образования. Проведенное теоретическое исследование позволяет сделать вывод о важности подготовки будущих педагогов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности с учетом общедидактических принципов обучения и специфических принципов обучения психологии и необходимости организации целенаправленной работы в этом направлении.
Ключевые слова: принципы обучения, общедидактические принципы обучения, классификация принципов обучения, принципы обучения психологии, профессиональное образование, профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, педагог-психолог, преподавание психологии.
PRINCIPLES FOR TRAINING PSYCHOLOGY IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS
© 2018
Baryshnikova Elena Viktorovna, the candidate of pedagogical Sciences, Professor of Department of theoretical and applied psychology South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue, 69, e-mail: [email protected])
Abstract. At present, the introduction of new federal state educational standards of higher education actualizes the professional training of future psychologists. In this regard, this article is devoted to the study of the principles of teaching psychology in the professional training of future psychologists. The article proves the urgency of professional training of future pedagogues and psychologists for the organization of professional activities. Theoretical aspects of the problem of vocational training of future pedagogues-psychologists are revealed on the basis of the corresponding principles of education. The analysis of teaching principles existing in didactics is presented. Specifics of the implementation of the general principles of deed practicing psychology are specified. Taking into account the specifics of the teaching of psychological and pedagogical disciplines, the article points to the need to clarify the principles of the teaching of psychology. The results of the theoretical research allowed the author to reveal the basic principles of psychology education, which are given special attention in this article. Based on the results of the theoretical study, the relevant conclusions are drawn. The main provisions and conclusions of this article can be applied in the scientific and professional activities of teachers and psychologists who deal with problems of primary general education, secondary general education and higher professional education. The conducted theoretical research allows to draw a conclusion about the importance of training future psychologists for the implementation of professional activities, taking into account the general democratic principles of education and the specific principles of psychology education and the need to organize purposeful work in this direction.
Keywords: the principles of education, the principles of general education, the classification of principles of instruction, the principles of teaching psychology, vocational education, vocational training, professional activity, teacher-psychologist, teaching psychology.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Модернизация высшего образования актуализирует проблему профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов. Актуальность указанной проблемы исследования обусловлена переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования и внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог», согласно которым одной из приоритетных задач в системе высшего образования становится формирование у бакалавров психолого-педагогического направления профессиональной компетенции в области обучения психологии [1; 2]. Важная роль в этом отводится принципам обучения психологии, реализация которых на этапе подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности позволит эффективно решать задачи профессионального образования. Вместе с тем следует отметить,
что знание этих принципов педагогами-психологами и их реализация в дальнейшей профессиональной деятельности позволит им эффективно решать профессиональные задачи психолого-педагогического направления.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования [3-10] свидетельствует о разнообразии подходов ученых к изучению проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов. Отметим, что подготовка будущих педагогов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности достаточно подробно рассматривается нами в соответствующих научных изданиях и публикациях [11; 12]. В связи с этим не будем подробно анализировать состояние проблемы исследования, а только укажем на некоторые аспекты ее иссле-
Baryshnikova Elena Viktorovna PRINCIPLES FOR TRAINING .
pedagogical sciences
дования в рамках профессионального образования. Так, общей характеристике профессиональной деятельности посвящены работы В.А. Кан-Калика, В.А. Крутецкого, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.А. Сластенина.
Основные теоретико-методологические предпосылки профессиональной деятельности рассматривают Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова.
Разработка категориального аппарата профессиональной деятельности нашла отражение в научных трудах А.А. Деркача, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева,
A.К. Марковой, К.К. Платонова, Н.С. Пряжникова.
Вопросы профессиональной подготовки практического психолога раскрываются в научных исследованиях М.Р. Битяновой, И.В. Вачкова, И.В. Дубровиной, Э.Ф. Зеера, Н.А Зиминой, Е.А. Климова, Н.С. Кузьминой, О.В. Хухлаевой.
Методическая подготовка практических психологов раскрывается в исследованиях и научных работах М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Н.У. Заиченко,
B.Н. Карандашева, В.Я. Лядуис.
Вместе с тем следует отметить, что наряду с разработанностью отдельных аспектов указанной проблемы исследования, аспект изучения принципов обучения психологии и их реализации в профессиональной подготовке педагогов-психологов остается наименее исследованным.
Формирование целей статьи (постановка задания). Сказанное выше позволят определить цель написания данной статьи, которой является ознакомление с принципами обучения психологии и особенностями их реализации в профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Под принципами обучения понимаются руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения [13, с. 81].
В дидактике существуют различные классификации принципов обучения, появление которых, на наш взгляд, обусловливается развитием науки и практики, модернизацией современного образования.
Анализ существующих классификаций принципов обучения позволил установить, что в теории обучения не существует общепринятой классификации принципов обучения. Все последующие разработанные учеными классификации принципов обучения, как показывает сравнительный анализ, включают основополагающие принципы обучения, сформулированные Я.А. Коменским. Каждая классификация разрабатывается с учетом определенного признака, которым в основном являются дидактические идеи ученых.
Следует отметить, что в данной статье мы не ставили своей целью раскрывать подробно все существующие классификации принципов обучения. В связи с этим перечислим только наиболее распространенные среди них классификации принципов обучения.
Классификация принципов обучения И.П. Подласого разработана на основе дидактических принципов Я.А. Коменского и включает новые: принцип систематичности и последовательности, принцип прочности, принцип сознательности и активности, принцип наглядности обучения, принцип связи теории с практикой, принцип научности, принцип доступности. По мнению ученого, процесс обучения должен предусматривать соответствие содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, единство научных знаний с практикой, формирование научного мировоззрения. В связи с этим И.П. Подласым наряду с общедидактическими принципами Я.А. Коменского добавляются такие принципы, как принцип связи теории с практикой, принцип научности, принцип доступности.
В основе классификации принципов обучения
Ю.К. Бабанского лежит деятельностный подход к организации процесса обучения. Отметим, что в соответствии с основными положениями деятельностного подхода Ю.К. Бабанский значительно дополняет перечень основополагающих принципов в классификации Я.А. Коменского. Классификация Ю.К. Бабанского включает следующие принципы обучения: принцип научности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип доступности, принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития, принцип сознательности и активности учащихся в обучении, принцип наглядности, принцип связи обучения с жизнью, с практикой, принцип сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от задач и содержания, принцип создания необходимых условий для обучения.
Классификация принципов обучения М.Н. Скаткина разрабатывается на основе процесса управления познавательной деятельностью обучающихся. С учетом этого ученым выделяются следующие принципы обучения: принцип научности и посильной трудности, принцип систематичности, принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся, принцип сознательности и творческой активности, принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления, принцип связи обучения с жизнью, с практикой, принцип всестороннего развития, принцип перехода от обучения к самообразованию, принцип положительного эмоционального фона обучения, принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.
Интересна, на наш взгляд, классификация принципов обучения П.И. Пидкасистого. Мы предполагаем, что при разработке своей классификации ученый опирался на основные положения проблемного обучения и учитывал значимость в процессе обучения организации самостоятельной работы обучающихся. В связи с этим к принципам обучения П.И. Пидкасистый относит следующие: принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, принцип научности содержания и методов учебного процесса, принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности, принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся, принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного, принцип доступности обучения, принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся, принцип связи обучения с жизнью, принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
При разработке своей классификации принципов обучения В.И. Загвязинский особое внимание уделяет развитию личности обучающихся и повышению эффективности процесса обучения. В соответствии с этим им разработаны следующие принципы обучения: принцип научности и связи теории с практикой, принцип систематичности и системности, принцип доступности, принцип прочности, принцип сознательности и активности учащихся в обучении, принцип наглядности, принцип развивающего и воспитывающего обучения, принцип фундаментальности образования и его профессиональной направленности, принцип социокультурного соответствия, принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения, принцип сочетания и индивидуальных и коллективных форм обучения.
Ученые отмечают, что принципы обучения должны быть едиными как для гуманитарных, так и для естественно-математических наук, поскольку они выражают определенные объективные закономерности обучения, хотя и при различном содержании соответствующих учебных дисциплин [14; 15]. Вместе с тем, на
педагогические науки
Барышникова Елена Викторовна ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ...
наш взгляд, принципы обучения должны предполагать и особенность их реализации при обучении психологии, поскольку обучение психологии имеет свою специфичность. Отметим, что специфика реализации в образовательном процессе принципов обучения психологии обусловлена особенностями содержания психологии как научной отрасли и учебного предмета. К особенностям следует отнести направленность процесса обучения психологии на изучение основных психологических теорий и понятий, на изучение обучающимися закономерностей психического развития, развитие умений анализировать психическую деятельность, применять полученные знания для познания и совершенствования самих себя и окружающего мира, на овладение умениями взаимодействовать с другими людьми. С учетом этого, как показывает наш опыт преподавания психолого-педагогических дисциплин, необходимо уточнение и обогащение содержания принципов обучения применительно к процессу обучения психологии и разработка новых принципов обучения. Поэтому в настоящее время данное направление исследования привлекает особое внимание педагогов и психологов. Так, наряду с общедидактическими принципами обучения учеными разрабатываются и специфические принципы психологии. Анализ психолого-педагогической литературы [16-19] позволяет отметить, что обучение психологии в общеобразовательных организациях имеет свою специфичность, которая определяется содержанием, методами обучения, индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся. Данный факт определяет и специфичность реализации принципов обучения психологии в различных образовательных организациях в процессе преподавания психологии. Так, по мнению доктора психологических наук И.В. Дубровиной, при обучении психологии в средней общеобразовательной организации практическому психологу наряду с общедидактическими принципами обучения необходимо руководствоваться следующими принципами обучения психологии [20, с. 549]:
- принципом межпредметной координации;
- принципом развития и саморазвития личности ученика на основе его индивидуальных особенностей как субъекта познания;
- принципом предметной деятельности и общения;
- принципом активного субъект-субъектного взаимодействия обучающегося и взрослого;
- принципом поощрения любознательности;
- принципом толерантности;
- принципом безоговорочной веры в способности обучающегося понять и усвоить знания по психологии;
- принципом ответственности педагога за знания и умственное развитие учащихся;
- принципом обеспечения права обучающегося на невмешательство в его внутренний мир;
- принципом четкого разграничения учебного предмета психологии от развивающей, тренинговой работы и других типов деятельности психолога образования.
Как считает доктор психологических наук В.Н. Карандашев, организация процесса обучения психологии в высшей общеобразовательной организации наряду с общедидактическими принципами обучения предполагает применение следующих принципов обучения психологии [13, с. 81]:
- принципом единства рационального и эмоционального;
- принципом единства предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения психологии;
- принципом единства теоретического и эмпирического знания.
На наш взгляд, указанные принципы обучения психологии позволяют получить представление о специфике процесса обучения психологии в различных образовательных организациях и необходимости применения вариативного подхода в их реализации с целью решения образовательных и профессиональных задач.
Принимая во внимание особенности процесса обучения психологии, индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, учитывая накопленный практический опыт реализации принципов обучения в теории и практике обучения психологии, а также собственный опыт преподавания психолого-педагогических дисциплин в высшем образовании, считаем, что важными принципами обучения психологии являются следующие: принцип наглядности, принцип связи теории с практикой, принцип развития и саморазвития личности, принцип самостоятельности и активности, принцип толерантности, принцип ответственности, принцип обеспечения права обучающегося на невмешательство в его внутренний мир, принцип психологической безопасности, принцип активности в обучении. Именно эти принципы в наибольшей степени будут способствовать качественному процессу профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Итак, мы рассмотрели принципы обучения психологии в профессиональной деятельности педагогов-психологов. Рассмотренные принципы обучения, как способствуют успешной профессиональной подготовке будущих специалистов, так и необходимы им в профессиональной деятельности. Сказанное позволяет сделать следующие выводы:
1. Профессиональная подготовка будущего педагога-психолога к обучению психологии является актуальной задачей высшего образования.
2. В психолого-педагогической литературе отмечается разнообразие классификаций принципов обучения, которое обусловлено соответствующим уровнем развития науки и образования в определенный исторический период, возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.
3. Разнообразие принципов обучения психологии предоставляет возможность будущему педагогу-психологу организовать процесс обучения психологии с учетом вариативного подхода.
Проведенное исследование не является исчерпывающим. Перспективой дальнейшего исследования может быть дальнейшая конкретизация и разработка принципов обучения психологии и выявление условий их реализации в профессиональной подготовке практических психологов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования). URL: http://classdoc.ru/ profstandart/01_education/professionalstandarts_509/ (дата обращения: 28.07.2018).
2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата. URL: https:// минобрнауки.рф (дата обращения: 28.07.2017).
3. Белкина В.Н., Степанова Т.А. Принципы подготовки педагогов дошкольного образования в контексте обновления высшего профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. URL: https://cyberleninka.ra/article/n/printsipy-podgotovki-pedagogov-doshkolnogo-obrazovaniya-v-kontekste-obnovleniya-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 01.08.2018).
4. Борзова Е.В. Принципы обучения иностранным языкам в теории методики и в подготовке будущих учителей // Преподаватель XXI век. 2018. № 1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-obucheniya-inostrannym-yazykam-v-teorii-metodiki-i-v-podgotovke-buduschih-uchiteley (дата обращения: 27.07.2018).
5. Гончар Т.А. Формирование ключевых компетенций у студентов психологических специальностей: ав-тореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.08 - теория и методика проф. образования. М., 2013. 24 с.
6. Знаемская О.А. Обоснование модели подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к
Baryshnikova Elena Viktorovna PRINCIPLES FOR TRAINING .
pedagogical sciences
коррекционно-развивающей работе в аспекте реализации профессионального стандарта «педагог-психолог» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 61-65.
7. Живица О.В. Анализ подходов к подготовке профессиональных психологов в рамках обучения студентов в вузе // Интернет-журнал Науковедение. 2015. № 2 (27). URL: https://cyberlemnka.m/artide/n/ analiz-podhodov-k-podgotovke-professionalnyh-psiho-logov-v-ramkah-obucheniya-studentov-v-vuze (дата обращения: 25.07.2018).
8. Солянкина Л.Е. Теоретико-методологическое обоснование практико-ориентированного принципа подготовки бакалавра // Известия ВГПУ. 2009. № 01. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskoe-obosnovanie-praktiko-orientirovannogo-printsipa-podgotovki-bakaiavra (дата обращения: 01.08.2018).
9. Худякова Т.Л. Особенности профессиональной подготовки психологов на современном этапе модернизации высшего профессионального образования в России // Известия ВГПУ. 2014. № 1 (262). С. 88-91.
10. Шкерина Л.В., Шкерина Т.А. Новые дидактические принципы теоретической подготовки студентов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 3 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7novye-didakticheskie-printsipy-teoreticheskoy-podgotovki-studentov (дата обращения: 31.07.2018).
11. Барышникова Е.В. Профессиональная компетентность будущих педагогов-психологов: монография. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. 237 с.
12. Барышникова Е.В. Учебная дисциплина «Методика преподавания психологии» в профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 33-36.
13. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008. 250 с.
14. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001. 304 с.
15. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания. М.: Академия, 2013. 256 с.
16. Дубровина И.В. О профессиональной подготовке практического психолога образования // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 1-8.
17. Заиченко Н.У. Интегративный подход в преподавании психологии. М.: Флинта, 2013. 384 с.
18. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. СПб: Питер, 2008. 192 с.
19. Медведева Н.И. Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях. Ставрополь: СевероКавказский федеральный университет, 2014. 128 с.
20. Практическая психология образования: учеб. пособие / под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2007. С. 532-579.
Статья поступила в редакцию 22.06.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018