Научная статья на тему 'Самообразовательная деятельность как основа формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов'

Самообразовательная деятельность как основа формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / МОДЕЛЬ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маллаев Джафар Микаилович

В статье впервые рассматриваются вопросы самообразовательной деятельности как основа формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов. Предложена модель самообразовательной деятельности, методика ее организации со студентами будущими педагогами-психологами. Автор также анализирует использование интерактивных форм самопознания, аутотренингов, проблемные ситуации и самостоятельный поиск их решения; индивидуальные профессионально направленные задания; роль самообразовательной деятельности при формировании профессиональной компетентности будущего педагога-психолога. В статье также приводятся педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего педагога-психолога и диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности. Разработаны общие критерии уровня сформированности профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маллаев Джафар Микаилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самообразовательная деятельность как основа формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов»

34

Известия ДГПУ, №1, 2014

2011. 7. Starikov S. V. Development of professional competence of future social pedagogue means art technology: Avtoref. dis. ... Cand. Sciences. M, 2008. 8. Tarasova Е. Г. Healing power of art. Art-pedagogical techniques. Method. textbook // Edited by S. V. Fedotova, candidate of philological Sciences, associate Professor of GSAD TOIPKRO. Tambov: TOIPKRO., 2006. 49 p. 9. Hrisanova E. V., Sergeeva N. Y. Artpedagogy in the system of modern education // Narodnoe obrazovanie. 2003. №

3. P. 137-145.

Litaretura

1. Artpedagogika i art-terapija v special'nom obrazovanii: Uchebnik dlja vuzov // E. A. Medvedeva,

I. Ju. Levchenko, L. N. Komissarova, T. A. Dobrovol'skaja. M. : Akademija, 2001. 248 s. 2. Koloshina T. Ju., Trus' A. A. Art-terapevticheskie tehniki v treninge: harakteristiki i ispol'zovanie. Prakticheskoe posobie dlja trenera. M. : 2010., 189. 3. Kopytin A. I. Art-terapija: raznoobrazie metodov. SPb.,

2012. 4. Leksikon nonklassiki. Hudozhestvenno-jesteticheskaja kul'tura XX v. // Pod red. V. V.

Bychkova. M. : Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija (ROS-SPJeN), 2003. 607 s. 5. Magomedova M. K. Prinjatie nenasilija kak obshhechelovecheskoj cennosti studentami pedagogicheskogo vuza // Diss... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Mahachkala. 2011. 209 s. 6. Sokolova T. A. Nauchno-

metodicheskie podhody k vyjavleniju odarennyh detej i reshenie ih problem s ispol'zovaniem art-pedagogicheskih tehnologij. Rukopis', 2011. 7. Starikova S. V. Razvitie professional'noj kompetent-nosti budushhego social'nogo pedagoga sredstvami art-tehnologii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2008. 8. Tarasova E. G. Celitel'nye sily iskusstva. Art-pedagogicheskie tehniki i priemy. Metod. posobie // Pod obshhej redakciej S. V. Fedotovoj, k.f.n., GSjeD TOIPKRO. Tambov: tOiPKRO, 2006. 49 s. 9. Hrisanova E. V., Sergeeva N. Ju. Artpedagogika v sisteme sovremennogo vospitanija // Narodnoe obrazovanie. 2003. № 3. S. 137-145

Статья поступила в редакцию 14.02.2014 г.

УДК 378

САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY AS A BASIS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS

© 2014 Маллаев Д. М.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2014 Mallaev D. M. Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье впервые рассматриваются вопросы самообразовательной деятельности, как основа формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов. Предложена модель самообразовательной деятельности, методика ее организации со студентами будущими педагогами-психологами. Использование интерактивных форм самопознания, аутотренинги, проблемные ситуации и самостоятельный поиск их решения, индивидуальные профессионально направленные задания. Роль самообразовательной деятельности при формировании профессиональной компетентности будущего педагога-психолога. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности

Психолого-педагогические науки

35

будущего педагога-психолога. Разработаны общие критерии уровня сформированности профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов.

Abstract. The article deals with the problems of self-educational activity as a basis of the formation of future educational psychologists’ professional competence. The author of the article proposes the model of self-educational activity, the methodology of its organization with the students future-teachers-psychologists. Using interactive forms of self-autogenic training, problem situations and their solutions, individual search individual professionally to the job. The author describes also a self-educational activity role in the formation of professional competence of future educational psychologist and develops the general criteria for the level of professional competence of future educational psychologists.

Rezjume. V stat'e vpervye rassmatrivajutsja voprosy samoobrazovatel'noj dejatel'nosti, kak os-nova formirovanija professional'noj kompetentnosti budushhih peda.gogov-psihologov. Predloz-hena model' samoobrazovatel'noj dejatel'nosti, metodika ee organizacii so studentami budushhimi pedagogami-psihologami. Ispol'zovanie interaktivnyh form samopoznanija autotreningi, prob-lemnye situacii i samostojatel'nyj poisk ih reshenija, individual'nye professional'no napravlennye zadanija. Rol' samoobrazovatel'noj dejatel'nosti pri formirovanii professional'noj kompetentnosti budushhego pedagoga-psihologa. Diagnostika urovnja sformirovannosti professional'noj kompetentnosti. Pedagogicheskie uslovija formirovanija professional'noj kompetentnosti budushhego pedagoga-psihologa. Razrabotany obshhie kriterii urovnja sformirovannosti professional'noj kompetentnosti u budushhih peda.gogov-psihologov.

Ключевые слова: самообразовательная деятельность, педагогические условия, профессиональная компетентность, педагогическая диагностика, модель, самопознание, самовоспитание.

Keywords: self-educational activity, pedagogical conditions, professional competence, pedagogical Diagnostics, model, self-knowledge, self-education.

Kljuchevye slova: samoobrazovatel’naja dejatel’nost’, pedagogicheskie uslovija, profes-sional’naja kompetentnost’, pedagogicheskaja diagnostika, model’, samopoznanie, samovospita-nie.

Модернизация российского образования и интеграция в единое образовательное пространство на международном уровне, предполагает создание таких условий для реализации этих процессов, которые способствовали осознанию обучающимися на всех уровнях необходимости самостоятельного приобретения знаний и умений, упорной работы по самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию. Поиски нового содержания образования, как отмечают [11; 12], противоречивы и многоплановы, так как исходят из старых и новых общественных установок.

Наибольший интерес в этом аспекте вызывает совершенствование в рамках требований ФГОС третьего поколения профессиональной подготовки в общем педагогов и в частности будущих педагогов-психологов, так как именно им предстоит адаптировать подрастающее поколение “к выживанию в мире предстоящего выбора” [11; 12].

В новом образовательном стандарте высшего профессионального образования приоритетным направлением является овладение будущими педагогами-психологами профессиональными ком-

петенциями, которые позволят им качественно обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в различных видах образовательных учреждений и решать проблемы психического развития детей и подростков с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, помогать педагогическим коллективам создавать и использовать психологически и педагогически обоснованные методы, формы и средства обучения и воспитания.

Основными для эффективной реализации содержания образовательновоспитательного процесса наряду с ком-петентносным подходом являются также деятельностный, личностно-ориентированный подходы на основе реализации гуманистических принципов и идей. Гуманизация и модернизация образования с опорой на эти подходы способствуют тому, что учитываются индвидуально-типологические особенности в построении их индивидуальных образовательных траекторий. Они становятся важнейшими составляющими профессио-граммы, современно востребованного педагога-психолога. Своевременность рассмотрения данной идеи является акту-

36

Известия ДГПУ, №1, 2014

альной для эффективного решения задачи профессиональной подготовки будущего педагога-психолога владеющего необходимыми компетенциями для реализации новых принципов, форм и методов в обновленном образовании.

Общие основы компетентностного подхода в отечественной педагогической науке заложены в трудах [3; 4], а в последние годы эта проблема рассматривается в исследованиях [5; 8], в которых указывается на то, что самообразовательная деятельность выступает одной из важнейших условий полноценной реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании. Цель самообразовательной деятельности - это предвосхищаемый личностью уровень знаний, умений и навыков в определенной профессиональной области, а также успехи в деятельности которой для личности являются желательными и определяют направления и ее содержание, нацелены на решение поставленных задач и достижение жизненных планов. Таким образом, активизация такой деятельности должна стать основой профессиональной компетентности будущих педагогов и психологов.

Различают два вида профессиональной компетентности: специальную (владение собственно профессиональной деятельностью, обладание способностью проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие) и социальную (владение совместной профессиональной деятельностью, обладание социальной ответственностью за результаты своего профессионального труда) [9. C. 48].

Говоря о том, какие качества специалиста характеризуются этим понятием, выделим следующие: владение на достаточно высоком уровне собственно профессиональной деятельностью в определенной области; способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; умение профессионально общаться; способность нести профессиональную ответственность за результаты своего труда.

Основной задаче в нашем исследовании мы отводим роли самообразовательной деятельности при формировании профессиональной компетентности будущего педагога-психолога.

Для совершенствования личности решающее значение приобретает процесс самопознания, самовоспитания и самообразования. Его важность объясняется

стремительным развитием общества и его культуры в 21 веке.

Если в 60-х гг XX века общая ситуация в обществе была довольно стабильной, и подросток, получивший сравнительно хорошее образование, мог до конца своей жизни чувствовать себя истинным современником своего века, то теперь изменения в технике, науке, политике, экономике, искусстве, быте и даже нравах происходит такими темпами, что невозможно подготовить подростка в школе, какой бы хорошей она ни была, до конца его дней к счастливой или хотя бы удовлетворяющей его жизни в обществе. Его культурный багаж уже вскоре окажется совершенно не достаточным. И только постоянная работа над собой позволит ему не отстать от общества и не устареть в самом расцвете жизненных сил. Поэтому каждому подростку необходимо постоянно совершенствоваться.

В последнее время проблема самопознания, самовоспитания и самообразования стала интенсивно исследоваться в педагогических науках. Так общую теорию самопознания, самовоспитания и самообразования разрабатывали А. Я. Арет, Л. И. Божович, А. Г. Ковалёв, Ю. А. Самарин, В. И. Селиванов, А. И. Кочитов, Д. М. Маллаев и многие другие.

Самопознание, самовоспитание и самообразование, как явления всегда интересовали, и интересуют философов, психологов, физиологов и особенно, педагогов. Психологов интересуют природа, источники и процессы самопознания. Что касается педагогов, то они выясняют взаимосвязи воспитания и самовоспитания, роль самовоспитания в общей системе факторов, формирующих подрастающее поколение. В педагогике основное внимание уделяется разработке принципов и методов руководства самовоспитания и самообразования учащейся молодежи.

Теоретико-методологический анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формирования профессиональной компетентности будущего педагога позволяет нам прийти к выводу, что одним из наименее изученных вопросов является роль самообразовательной деятельности в изучаемом процессе в ходе высшего профессионального педагогического образования.

Значение самообразовательной деятельности, как фактора формирования профессиональной компетентности будущего педагога-психолога проявляется в

Психолого-педагогические науки

37

том, чтобы быть связующим звеном, объединяющим различные формы методической работы и способы расширения кругозора педагога.

Ретроспективный анализ литературных источников по проблеме исследования позволил определить основные направления опытно-экспериментальной работы по определению педагогических условий формирования профессиональной компетентности у будущих педаго-гов-психологов. В числе таких направлений мы определили:

• Педагогическую диагностику уровня

сформированное™ профессиональной

компетентности у будущих педагогов-психологов с целью последующего учета их индивидуально-типологических особенностей в образовательной деятельности.

• Определение роли самообразовательной деятельности в формировании профессиональной компетентности у студентов - будущих педагогов-психологов.

• Разработку и апробацию модели формирования самообразовательной деятельности у будущих педагогов-психологов.

• Создание и апробация методики педагогического сопровождения самообразовательной деятельности будущих педагогов-психологов.

Для разработки педагогических условий нами была проведена диагностика с целью определения уровня сформиро-ванности профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов.

Выявление и изучение уровня сфор-мированности профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов невозможно без разработки научно - методического инструментария, без привлечения обоснованных статистических данных. Для этого были выявлены общие критерии уровня сформированно-сти профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов:

• Результативность образовательной и практической деятельности студентов.

• Умение видеть собственные достижения и профессионально грамотно объяснить пути их достижения. Умение видеть затруднения в своей деятельности и намечать пути их устранения; осознание своего индивидуального стиля.

• Высокий уровень теоретических знаний и умений в области базовой науки и методики преподавания предмета, готовность и способность соотнести с ними

свою практику, совершенствовать именно на их основе практическую работу.

• Высокий уровень организаторских и коммуникативных качеств будущего спе-циалиста-профессионала.

• Высокий уровень включенности в инновационные решения и их обоснованность, а также владение методами исследования.

• Умение профессионально грамотно анализировать свой опыт и опыт своих коллег.

• Владение речевой культурой, включенность в другие области духовной культуры, как показатель богатства личности педагога-психолога.

Проанализировав полученные в ходе исследования экспериментальные данные, мы пришли к следующим выводам, позволившим определить основные проблемные зоны, на которые необходимо обратить внимание при определении педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов:

• Большинство практикующих педагогов-психологов отмечают необходимость формирования профессиональной компетентности в процессе обучения в вузе. При этом, по их мнению, одним из важнейших условий этого процесса является развитие навыков самообразовательной деятельности.

• Несмотря на то, что все студенты, принимавшие участие в исследовании, учились на 4-5 курсах, что предполагало достаточно высокий уровень развития профессиональной компетентности, тем не менее, почти треть студентов демонстрировали низкий уровень ее развития.

• Большинство студентов (около 80%) либо не владели навыками самообразования, либо занимались самообразованием крайне редко. Без помощи активных преподавателей интерес к самообразовательной деятельности не возникает.

Таким образом, результаты проведенных нами диагностических исследований позволил нам прийти к выводу о необходимости специальной организации самообразовательной деятельности будущих педагогов-психологов для формирования профессиональной компетентности.

Анализ материалов исследования позволил нам наметить пути оптимизации процесса формирования профессиональной компетентности у будущих педаго-

38

Известия ДГПУ, №1, 2014

гов-психологов, среди которых выступают следующие педагогические условия:

- учет индивидуально-типологических особенностей студентов в образовательной деятельности;

- своевременная педагогическая диагностика особенностей самообразовательной деятельности студентов (с использованием разработанного нами «Практикума для выявления специфики самообразовательной деятельности будущего пе-дагога-психолога»;

- педагогическое сопровождение студентов преподавателями профильного блока в процессе самообразовательной деятельности по формированию профессиональной компетентности.

Целью следующего этапа исследования являлась разработка модели самообразовательной деятельности для формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов, которая использовалась студентами как самостоятельно, так и при психологопедагогическом сопровождении преподавателями на 4-5 курсах обучения в вузе.

Для этого нами были решены следующие задачи:

• разработана модель самообразовательной деятельности для формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов;

• экспериментально доказано влияние модели на практике.

Разработанная нами модель самообразовательной деятельности будущего пе-дагога-психолога предполагала развитие у студентов высокого уровня самодиагностики, планирования своей деятельности и самоконтроля.

Большая роль в процессе самопознания, самовоспитания и самообразования принадлежит выполнению самостоятельных практических заданий, которые будущий педагог-психолог разрабатывает для достижения профессиональной компетентности. Они позволяют совершенствовать профессиональные качества, проверять их на практике с учетом усвоенных знаний и новой информации.

Компетентный педагог-психолог постоянно следит за новыми достижениями в развитии науки и общества. В ходе работы он применяет информационные, коммуникационные и аудиовизуальные средства, накапливая с их помощью новые знания, умения и навыки необходи-

мые для достижения профессиональной компетентности.

Инновационные методы самообразования представляют собой такие способы самообразовательной деятельности студентов, в которых накапливаются ценностные разнообразные инициативы, и нововведения методического характера, которые проводят к более или менее существенным изменениям в качественной подготовленности студента к процессу самообразования.

Таким образом, результаты нашего исследования позволили прийти к следующим выводам. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов требует осознания ими своего поведения в различных ситуациях общения и оптимального использования личных ресурсов.

Рост компетентности зависит от системности в решении данного вопроса. Поскольку профессиональная компетентность представляет собой сложную личную характеристику, то уделять внимание развитию лишь одного компонента здесь невозможно. Приобретение навыков самообразовательной работы, наличие необходимых педагогических знаний еще не означает, что будущий педагог-психолог ими умело воспользуется в своей практической деятельности. В соответствии с разработанной в исследовании моделью, системообразующими элементами, определяющими фактор ее развития следует считать самопознание, самовоспитание и самообразование.

Самообразовательная деятельность студента - будущего педагога-психолога, по нашему мнению, включает в себя ряд компонентов:

1. Когнитивный компонент включает в себя уровень развития познавательной сферы студента, используемые способы получения знаний и умений их экстраполировать из одной ситуации в другую.

2. Деятельностный компонент включает в себя потребности и мотивы самообразовательной деятельности, методы и средства по формированию профессиональной компетентности будущего педагога-психолога (изучение литературных источников, разработка конспектов практических занятий, подготовка докладов и др.).

3. Ценностный компонент включает в себя осознание ценности своей будущей профессиональной деятельности и собственных усилий по достижению высокого

Психолого-педагогические науки

39

уровня квалификации в выбранном профессиональном поле.

Выявление уровня сформированное™ профессиональной компетентности проводилось при помощи диагностических методик. Для формирования профессиональной компетентности проводилась работа по предложенной нами модели самообразования для формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов.

Проведенная нами опытно-

экспериментальная работа позволила обобщить выводы и получить наиболее существенные результаты в исследовании:

- научно обоснованы пути формирования профессиональной компетентности с учетом модели самопознания, самовоспитания и самообразования, раскрыты понятия «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность»;

- результаты опытно-экспериментальной работы позволили нам сделать вывод о необходимости построения модели самообразования для формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обоснована и экспериментально апробирована модель самообразовательной деятельности для формирования профессиональной компетентности.

Педагогическими условиями формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов выступали:

- учет индивидуально-типологических особенностей будущих педагогов-психологов в образовательной деятельности;

- своевременная педагогическая диагностика особенностей самообразовательной деятельности студента (с использованием «Практикума для выявления специфики самообразовательной деятельности будущего педагога-психолога»);

- организация педагогического сопровождения процесса формирования самообразовательной деятельности у будущих педагогов-психологов;

- использование модели самообразовательной деятельности будущего педагога-психолога включает в себя: цель, задачи, структуру (подразделяющуюся на диагностику, планирование и самоконтроль), программу, средства (изучение литературы, самостоятельные упражнения и тренировку, самостоятельное выполнение практических задач, работу с аудиовизуальными средствами), методы (наглядные, словесные, практические) и интерактивные формы (тренинг, аутотренинг).

Разработанная нами модель самообразовательной деятельности будущего педагога-психолога предполагает развитие высокого уровня самодиагностики, планирования своей деятельности и самоконтроля.

Анализ результатов исследования подтвердил эффективность предлагаемой нами модели самообразовательной деятельности по формированию профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов, так как практически у всех студентов, принимавших участие в исследовании повысился уровень сфор-мированности профессиональной компетентности.

Литература

1. Алексеева Л. Психологическая компетентность преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 103-105. 2. Алиева Б. Ш., Рабаданов М. Х. Профессиональная компетентность как показатель качества подготовки специалиста в вузе. Махачкала: ДГУ,

2011. 179 с. 3. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России, 2004. № 11. С. 3-13. 4. Белова Г. А. Перспективное планирование профессионального самообразования педагогов // Методист.

2009. № 3. С. 25-26. 5. Быстрова А. В. Ценностный приоритет самообразования в профессиональном становлении учителя // Социология образования. 2007. № 8. С. 36-39. 6. Воинова

Н. А., Воинов А. В. Особенности формирования информационной компетентности студентов вуза // Инновации в образовании. 2004. № 4. С.11-18. 7. Кочетов А. И. Педагогические основы самовоспитания. М. : «Знание», 1974. 8. Маллаев Д. М. Новая политика и подходы к мировому образованию в XXI веке // Актуальные проблемы специального образования. Махачкала, ДГПУ, Вып. 2, 2003. С. 3-5. 9. Маллаев Д. М. Проблема подготовки специалистов для интегративного обучения в системе дошкольного и начального образования // Коррекционно-развивающее обучение. Махачкала: ДГПУ, 1997. С. 3-6. 10. Метаева В. А. Рефлексия или метакомпетентность // Педагогика, 2006. №3. С. 57-61. 11. Филонов Г. Н. Воспитание в российском обществе: тенденции теории и практики. М. : НИИ семьи и воспитания, 2000. 198 с. 12. Фролов В. Н. Ме-

40

Известия ДГПУ, №1, 2014

тодика оценки качества педагогической деятельности / В. Н. Фролов, Н. Э. Фролова // Завуч.

2009. № 1. С. 42 - 60.

References

1. Alekseeva L. Psychological competence of the teacher of higher school // Higher education in Russia. 2007. # 8. P. 105. 2. Aliyeva B. Sh., Rabadanov M. Kh. Professional competence as an indicator of the quality of training specialists at the University. Makhachkala: Dagestan University,

2011. 179 p. 3. Bidenko V I. Competence in professional education (the development of competence-based approach) // Higher education in Russia, 2004. # 11. P. 3-13. 4. Belova G. A. Prospective planning of professional self-education of teachers // Facilitator. 2009. # 3. P. 25-26.

5. Bystrova A. V. The value priority of self-education in the professional development of teachers // Sociology of education. 2007. # 8. P. 36-39. 6. Voinova N. A. Voinov A. V. Peculiarities of development of information competence of students // Innovations in education. 2004. # 4. P. 11-18.

7. Kochetov A. I. Pedagogical bases of self-education. M. : “Knowledge”, 1974. 8. Mallaev D. M.

New policies and approaches to global education in the 21st century // Actual problems of special education. Makhachkala, DSPU, 2003, 2nd Ed. P. 3-5. 9. Mallaev D. M. The problem of training of specialists for integrative learning in preschool and primary education // Correction-developing training. Makhachkala: DSPU, 1997. P. 3-6. 10. Metaeva V. A. Reflection or metacommentary // Pedagogy, 2006. # 3. P. 57-61. 11. Filonov G. N. Education in Russian society: trends, theory and practice. M. : State Institute of Family and Education, 2000. 198 p. 12. Frolov V. N. The technique of an estimation of quality of educational activities / V. N. Frolov, N. E. Frolova // Head Teacher. 2009. #

1. P. 42 - 60.

Literatura

I. Alekseeva L. Psihologicheskaja kompetentnost' prepodavatelja vysshej shkoly // Vysshee obra-

zovanie v Rossii. 2007. № 8. S. 103-105. 2. Alieva B. Sh., Rabadanov M. H. Professional'naja kompetentnost' kak pokazatel' kachestva podgotovki specialista v vuze. Mahachkala: DGU, 2011. 179 s.

3. Bajdenko V. I. Kompetencii v professional'nom obrazovanii (k osvoeniju kompetentnostnogo pod-hoda) // Vysshee obrazovanie v Rossii, 2004. № 11. S. 3-13. 4. Belova G. A. Perspektivnoe planiro-vanie professional'nogo samoobrazovanija pedagogov / G. A. Belova // Metodist. 2009. № 3. S. 2526. 5. Bystrova A. V. Cennostnyj prioritet samoobrazovanija v professional'nom stanovlenii uchitelja // Sociologija obrazovanija. 2007. № 8. S. 36-39. 6. Voinova N. A., Voinov A. V. Osobennosti formi-rovanija informacionnoj kompetentnosti studentov vuza // Innovacii v obrazovanii. 2004. № 4. S.

11-18. 7. Kochetov A. I. Pedagogicheskie osnovy samovospitanija. M. : «Znanie», 1974. 8. Mallaev

D. M. Novaja politika i podhody k mirovomu obrazovaniju v XXI veke // Aktual'nye problemy spe-cial'nogo obrazovanija. Mahachkala, DGPU, Vyip. 2, 2003. S. 3-5. 9. Mallaev D. M. Problema

podgotovki specialistov dlja integrativnogo obuchenija v sisteme doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovanija // Korrekcionno-razvivajushhee obuchenie. Mahachkala: DGPU, 1997. S. 3-6.

10. Metaeva V. A. Refleksija ili m eta kompetentnost' // Pedagogika, 2006. № 3. S. 57-61.

II. Filonov G. N. Vospitanie v rossijskom obshhestve: tendencii teorii i praktiki. M. : NII sem'i i vospi-

tanija, 2000. 198 s. 12. Frolov V. N. Metodika ocenki kachestva pedagogicheskoj dejatel'nosti /

V. N. Frolov, N. Je. Frolova // Zavuch. 2009. № 1. S. 42-60.

Статья поступила в редакцию 26.02.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.