Научная статья на тему 'Формирование компьютерной компетентности будущего социального работника в вузе: организационно-педагогические условия'

Формирование компьютерной компетентности будущего социального работника в вузе: организационно-педагогические условия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БУДУЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / PEDAGOGICAL CONDITIONS / FORMATION OF COMPUTER COMPETENCE / COMPUTER TECHNOLOGIES / FUTURE SOCIAL WORKER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курин Андрей Юрьевич, Позднякова Наталья Владимировна

Предлагается комплекс организационно-педагогических условий, способствующих эффективности процесса формирования компьютерной компетентности как составляющей профессиональной компетентности будущих социальных работников в вузе. В процессуальном аспекте рассматриваются: непрерывное развитие у студентов мотивации на применение компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности, исходя из того, что любая деятельность, в т. ч. по освоению студентами компьютерных технологий (на начальном этапе) и использованию их в учебной и квазипрофессиональной деятельности, полимотивирована; использование информационных технологий в процессе вузовского обучения на межпредметном уровне, за счет аккумулирования разнообразных форм проведения занятий с использованием средств интерактивного обучения в процесс учебно-позна-вательной деятельности студентов и усиления межпредметных связей между дисциплинами учебного плана на основе обобщения их содержания, визуализации части содержания учебных дисциплин, организации дискуссий по межпредметной тематике; включение средств дистанционного обучения в процесс вузовской подготовки будущих социальных работников посредством организации дистанционных контактов студентов и преподавателей с базами практики, а также подготовки и проведения дистанционных курсов для будущих социальных работников, обучающихся в ТГУ им. Г.Р. Державина, и студентов Индианского государственного университета (США).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курин Андрей Юрьевич, Позднякова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPUTER COMPETENCE OF FUTURE SOCIAL WORKER IN UNIVERSITY: ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS

The complex of the organizational and pedagogical conditions promoting efficiency of process of formation of computer competence as making professional competence of future social workers in higher education institution is offered. In procedural sphere the next aspects are considered: continuous development in students of motivation on application of computer technologies in future professional activity, proceeding their of that any activities, including for development by students of computer technologies (at the initial stage) and to their use in educational and quasiprofessional activity; use of information technologies in the course of high school training at intersubject level, at the expense of accumulation of various forms of carrying out occupations with use of means of interactive training in process of educational and informative activity of students and strengthening of intersubject communications between disciplines of the curriculum on the basis of synthesis of their contents, visualization of part of the maintenance of subject matters, the organization of discussions on intersubject subject; inclusion of means of distance learning in process of high school preparation of future social workers, by means of the organization of remote contacts of students and teachers with bases of practice, and as preparations and carrying out remote courses for future social workers who are training in TSU named after G.R. Derzhavin and students of Indian University (USA).

Текст научной работы на тему «Формирование компьютерной компетентности будущего социального работника в вузе: организационно-педагогические условия»

УДК 36+378

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ВУЗЕ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

© Андрей Юрьевич КУРИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой общей педагогики и образовательных технологий, e-mail: [email protected] © Наталья Владимировна ПОЗДНЯКОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: [email protected]

Предлагается комплекс организационно-педагогических условий, способствующих эффективности процесса формирования компьютерной компетентности как составляющей профессиональной компетентности будущих социальных работников в вузе. В процессуальном аспекте рассматриваются: непрерывное развитие у студентов мотивации на применение компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности, исходя из того, что любая деятельность, в т. ч. по освоению студентами компьютерных технологий (на начальном этапе) и использованию их в учебной и квазипрофессиональной деятельности, полимотивирована; использование информационных технологий в процессе вузовского обучения на межпредметном уровне, за счет аккумулирования разнообразных форм проведения занятий с использованием средств интерактивного обучения в процесс учебно-познавательной деятельности студентов и усиления межпредметных связей между дисциплинами учебного плана на основе обобщения их содержания, визуализации части содержания учебных дисциплин, организации дискуссий по межпредметной тематике; включение средств дистанционного обучения в процесс вузовской подготовки будущих социальных работников посредством организации дистанционных контактов студентов и преподавателей с базами практики, а также подготовки и проведения дистанционных курсов для будущих социальных работников, обучающихся в ТГУ им. Г.Р. Державина, и студентов Индианского государственного университета (США).

Ключевые слова: педагогические условия; формирование компьютерной компетентности; компьютерные технологии; будущий социальный работник.

Современные требования государства и общества к качеству и эффективности оказания социальных услуг населению не могут быть удовлетворены, если работники социальных служб не владеют навыками использования информационно-компьютерных технологий, дополняющих и расширяющих потенциал технологий социальной работы.

В связи с этим одна из приоритетных задач высшего социального образования состоит в подготовке будущих социальных работников, не только владеющих общими и специальными профессиональными знаниями, умениями и навыками, требуемыми для данной специальности, но и способных активно использовать постоянно обновляющийся арсенал информационных и компьютерных средств, адекватно включая их в технологии социальной работы.

Готовность специалиста социальной работы к использованию компьютерных технологий в решении профессиональных задач проявляется в уровне сформированности его компьютерной компетентности как составляющей профессиональной компетентности.

Компьютерная компетентность социального работника - это неотъемлемая составляющая его профессиональной компетентности, представляющая собой интегральное личностное качество, проявляющееся в ценностном отношении к компьютерным технологиям как средству совершенствования технологического оснащения профессиональной деятельности и собственного становления и развития как будущего специалиста; в осознанном интересе к компьютерным технологиям и сформированных мотивах непрерывного овладения ими для решения учебных, исследовательских и про-

фессиональных задач; в устойчивых знаниях в области информационных технологий, представлений об их роли и месте в совершенствовании технологий социальной работы; в умениях и навыках их уместного использования при решении профессиональных задач в этических границах профессии [1; 2].

Понимание того, как именно компьютерные технологии задействованы в профессиональной деятельности социального работника в проекции на дидактическую систему формирования всех составляющих профессиональной компетентности позволит интенсифицировать процесс обучения в вузе, сделать его более целенаправленным, сократить этап эмпирического вхождения в профессию.

Любая система успешно функционирует и развивается при соблюдении определенных условий [3]. Следовательно, формирование компьютерной компетентности будущего социального работника в рамках разработанной нами системы будет происходить более эффективно при создании специального комплекса педагогических условий.

В философском энциклопедическом словаре понятие «условие» трактуется как среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать; как обстановка, в которой что-либо происходит [4]. Объединяет данные трактовки то, что условие - это категория отношения предмета с окружающим миром, без которого он существовать не может.

В педагогике «условия» чаще всего понимаются как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы.

Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, способствующих успешности формирования компьютерной компетентности будущего социального работника в вузе.

Мы предполагаем, что целенаправленное, эффективное формирование компьютерной компетентности студентов в вузе можно осуществить при наличии следующих педагогических условий:

- непрерывное развитие у студентов мотивации на применение компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности;

- использование информационных технологий в процессе вузовского обучения будущих специалистов на межпредметном уровне;

- включение средств дистанционного обучения в процессе их вузовской подготовки.

Обоснуем первое педагогическое условие - непрерывное развитие у студентов мотивации на применение компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности.

Методика формирования мотивации строится на положении С.Л. Рубинштейна [5] о механизме перевода студента в позицию субъекта деятельности: внешние условия действуют через посредство внутренних, образуя с ним единое целое.

Всякая деятельность исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей, удовлетворения определенных потребностей [6].

Информационные потребности выступают в качестве ведущих на всех уровнях иерархии потребностей человека, но в условиях информатизации всех сфер жизнедеятельности общества потребность человека в развитии своей компьютерной компетентности становится доминирующей в системе высших потребностей.

Формируя мотивацию на овладение и применение компьютерных технологий, мы обратились к иерархической модели мотивации А. Маслоу. Ссылаясь на исследования [7; 8], в данной модели в числе основных пяти уровней выделяем четыре последовательных уровня потребностей, имеющих непосредственное отношение к деятельности студентов с использованием компьютерных технологий - безопасности, принадлежности, самоуважения, самоактуализации.

1. Потребности безопасности выражаются в стремлении к стабильности, защищенности, организованности. Обучаемые предпочитают четкую структуру и регламентированность учебного процесса, негативно воспринимают возможности свободного выбора, которые предоставляют компьютерные технологии, настороженно относятся к нововведениям, им необходимо участие преподавателя в планировании самостоятельной работы с какими-либо программными средствами.

Способствовать развитию этого контингента обучаемых, вывести их за рамки обыч-

ных представлений, заинтересовать возможностями КТ можно, четко спланировав совместно со студентами их самостоятельную работу с проблемно-модульной программой. По тем позициям, где у студента есть хоть какая-то неопределенность (например, для выполнения расчетов требуется самостоятельно выбрать программу), мы предлагаем ему проанализировать, что сулит тот или иной выбор, тем самым показывая студенту, что и ситуация выбора также может быть естественным элементом структуры его учебной деятельности.

Действуя подобным образом, мы добиваемся не только достаточно полноценного удовлетворения потребности безопасности, но и открываем путь к развитию инициативности в принятии решений, ответственности (в планировании обучения задействован и сам обучаемый); познавательная деятельность студентов из строго регламентированной становится более самостоятельной и творческой.

2. Потребности принадлежности выражаются в стремлении к принятию в социальной группе. Доминирующей целью здесь является групповая принадлежность, проявляющаяся в мотивах общения и сотрудничества.

Работая небольшими группами над решением общей задачи с использованием КТ, студенты совместно ищут ответы на вопросы тестирующих программ, подбирают данные для вычислительных экспериментов, совместно строят диаграммы, схемы, таблицы, разрабатывают компьютерные презентации.

3. Потребности самоуважения - чувство собственной значимости, уважение других студентов и преподавателей.

Подкрепление потребностей самоуважения основывается на создании условий, в которых обучаемый будет себя чувствовать компетентным, уверенным в том, что он способен самостоятельно справиться с поставленными перед ним задачами. Кроме того, очень важным в этом плане является также сознание того, что результаты деятельности и сама его деятельность (в нашем случае компьютерная) должным образом признается и оценивается другими студентами и преподавателями.

Следовательно, обучающие программы обязательно должны строиться таким образом, чтобы при адекватных усилиях обучаемого создавалась ситуация успеха.

4. Потребности самоактуализации -стремление к раскрытию своих способностей, реализация потенциала личности.

Самоактуализацию нельзя рассматривать как некоторое конечное состояние, правильнее считать ее процессом актуализации возможностей человека. Для компьютерной деятельности - это процесс развития способностей работы с использованием компьютерных технологий, инициативности, самостоятельности.

Ведущим мотивом здесь можно назвать стремление наиболее полно раскрыть свой потенциал. В компьютерной деятельности это проявляется стремлением не к высоким оценкам, а к знаниям в области компьютерных технологий, к постоянному их пополнению.

Подкреплением мотивации самоактуализации студентов будет предоставление им определенной самостоятельности в проектировании индивидуальной образовательной траектории.

Формирование мотивационного компонента готовности к профессиональной деятельности - один из сложнейших аспектов социального образования, поскольку связан с необходимостью «целостного оформления» ценностно-мотивационной сферы личности будущего специалиста, которая, в свою очередь, тесно соотносится с ценностными ори-ентациями студента, необходимыми ему личностными и профессиональными качествами.

Степень личностной значимости для человека его достижений может быть различной. Низкая личностная значимость собственных достижений в различных видах деятельности может тормозить развитие человека, а высокая стимулировать развитие человека, ориентированного на самореализацию.

Переход достижений в личностно значимые, по определению Л.П. Жуйковой, связан: 1) с желанием самой личности добиться новых достижений; 2) с переживанием ею положительных эмоций в процессе реализации достижений; 3) с осознанным планированием и прогнозированием достижений; 4) с использованием прошлого опыта как источника развития; 5) с уверенностью личности в собственных силах, принятием на себя ответственности за собственные действия и решения; 6) с операциональной вооруженностью личности.

Данные положения были учтены при разработке методики реализации мотивооб-разующего действия. Так, при реализации дисциплин «Применение компьютерных технологий в социальной работе» и «Специализированное программное обеспечение в социальной работе» нами использовались специально подготовленные дидактические задания, стимулирующие интерес студентов к редко используемым ими средствам компьютерных технологий. Среди них: иллюстрация авторской позиции с помощью средств графического обобщения информации (таблицы, схемы, гистограммы); подготовка выступлений, сопровождающихся электронной презентацией, включение в них видео- и ау-диоматериалов; создание электронных вариантов личных дел клиентов; разработка структуры электронных таблиц для обобщения результатов мониторинга; создание образцов информационно-реклам-ных материалов для того или иного социального учреждения и др.

Благодаря этому у студентов развивался интерес и потребность в дальнейшем совершенствовании собственных знаний и умений, расширяющих их профессиональные возможности, что в целом способствовало росту познавательной активности в области компьютерных технологий, формированию положительной мотивации на овладение ими.

Обоснуем следующее педагогическое условие, способствующее эффективному формированию компьютерной компетентности социального работника - использование информационных технологий в процессе вузовского обучения будущих специалистов на межпредметном уровне.

По мнению ряда исследователей (В .П. Бес-палько, Ю.С. Брановский, Ю.Г. Татур, В.Д. Шад-риков и др.), формирование у студентов компетентности в области компьютерных технологий должно быть непосредственно связано с целями профессиональной подготовки, а характер предстоящей деятельности должен быть определяющим в отборе и построении содержания образования.

На наш взгляд, существенную роль в совершенствовании подготовки будущих социальных работников в вузе выполняет вариативная часть содержания образования, призванная углубить, расширить, конкретизировать базовые знания и умения студентов.

Актуализация межпредметных связей осуществляется в процессе учебно-познавательной деятельности студентов, в который аккумулированы разнообразные формы проведения занятий с использованием средств интерактивного обучения (чаты, форумы, виртуальные экскурсии, виртуальные доски и др.).

Использование средств интерактивного обучения в учебно-познавательной деятельности будущих социальных работников служит одновременно двум целям: с одной стороны, происходит целенаправленное формирование компьютерных компетенций, а с другой стороны, идет процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков, т. к. методы и средства, используемые в учебном процессе, соответствуют задачам конкретных этапов основной образовательной программы студентов, их специализации. При этом применение интерактивных средств обучения положительно сказывается на повышении качества усвоения знаний обучаемых.

Так, на базе Института социальных и образовательных технологий ТГУ им. Г.Р. Державина совместно с преподавателями проводятся занятия с внедрением средств компьютерных технологий в учебный процесс. На ряде занятий по «Истории социальной работы», формируя у студентов представления о историческом развитии социальной работы, об основах ее становления в России и за рубежом, в рамках изучения международного опыта социальной работы нами проводится виртуальная экскурсия. На этих занятиях студенты знакомятся с опытом социальной работы в странах Западной Европы и США.

Формируя знания и умения по «Истории социальной работы» мы одновременно формируем операциональный компонент компьютерной компетентности, повышая степень владения умениями и навыками использования компьютерных технологий при решении учебных задач, а также формируя умения адаптировать полученные знания в области компьютерных технологий в иной вид деятельности [9].

Но особенное значение проект виртуальной экскурсии имеет для формирования аксиологического компонента компьютерной компетентности.

Вплетение компьютерных технологий в учебные дисциплины по специальности под-

талкивает студентов к осмыслению и осознанию значимости использования компьютерных технологий в жизни современного человека и общества, к осмыслению их значимости в будущей профессиональной деятельности, вследствие чего студент с большим интересом включается в работу с компьютером, овладевает новыми программными продуктами, что ведет к росту познавательной и прикладной активности в области компьютерных технологий, формированию положительной мотивации.

Современные компьютерные технологии также успешно находят свое применение на занятиях, когда студентам - будущим социальным работникам предлагаются разработанные совместными усилиями преподавателей электронные учебники, задача которых -максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, за счет иных способов подачи материала: индуктивного подхода, воздействия на слуховую и эмоциональную память, графического восприятия представленных объектов и т. п. Это позволило варьировать глубину и сложность изучаемого материала в соответствии с потребностями учащихся, уровнем их подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями; предоставило широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы.

Кроме того, применение электронных учебников позволило устранить «психологический барьер» перед использованием компьютерной техники, повысить уверенность, активность, самостоятельность студентов в учебном процессе, способствовало формированию устойчивых практических навыков работы на компьютере.

Организованный таким образом процесс обучения в вузе максимально способствует «погружению» студентов в работу с информацией и с переработкой ее на компьютере, побуждает их целенаправленно овладевать соответствующими умениями и навыками, необходимыми в дальнейшей профессиональной деятельности.

Обоснуем следующее педагогическое условие - включение средств дистанционного обучения в процесс вузовской подготовки будущих социальных работников.

Обращение нами к образовательному и развивающему потенциалу, заложенному в дистанционных курсах, в значительной степени обусловлено накоплением позитивного опыта применения средств дистанционного обучения в подготовке студентов разных профессий; усилением гибкости образовательных технологий за счет совмещения традиционных аудиторных форм и средств обучения с инновационными; возможностью усиления технологичности процесса обучения.

Мы использовали эту форму обучения для достижения комплексной цели: формирование профессиональной компетентности будущих социальных работников путем развития у студентов профессиональных знаний в области социальной работы и формирование их компьютерной компетентности, как интегральной характеристики профессиональной компетентности за счет использования информационных и компьютерных технологий, на которых базируется дистанционное обучение.

При прохождении дистанционных курсов «Социальная работа за рубежом», «История социальной работы в России и США», разрабатываемых институтом социальных и образовательных технологий ТГУ им. Г.Р. Державина и факультетом социальной работы Ин-дианского государственного университета (США), студентами были опробованы различные формы учебной и самостоятельной деятельности, обусловленные в инструментальном обеспечении дистанционных курсов.

В ходе экспериментальной работы путем экспертной оценки было выяснено, что у 93 % студентов направления «социальная работа» в значительной степени повысился операциональный компонент и в достаточной степени повысился аксиологический компонент компьютерной компетентности. Студенты лучше стали ориентироваться в сети Интернет, уверенно использовать такие формы работы в Интернете, как чат, форумы, электронные доски и т. д. В процессе подготовки к дистанционным занятиям им приходилось активно использовать офисные приложения (Word, Excel, Power Point) сначала с внешней поддержкой, затем самостоятельно [10].

Использование графических, текстовых редакторов выводит на качественно новый, профессиональный уровень оформления творческих работ, способствует возможности самовыражения обучаемых и, соответственно, их положительной мотивации к выполнению самой работы и использованию компьютера.

Резюмируя изложенное, подчеркнем следующее:

1. Повышение эффективности формирования компьютерной компетентности студентов в вузе обеспечивается специальным образом подобранными педагогическими условиями, каждый из которых представляет существенный компонент педагогического процесса, непосредственно связанный с исследуемым явлением и необходимый для его функционирования.

2. Комплекс педагогических условий формирования компьютерной компетентности будущих социальных работников создает основу для прочного усвоения знаний и умений, свободной информационной ориентации при решении педагогических задач, оптимизации поиска их решения; способствует совершенствованию профессиональной подготовки бакалавра, магистра; позволяет повысить эффективность данного процесса.

1. Курин А.Ю. Компьютерная компетентность как составляющая профессиональной компетентности социального работника // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 9 (89). С. 27-36.

2. Позднякова Н.В., Курин А.Ю. Компьютерная компетентность социального работника: предпосылки, сущность, структура // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 9 (65). С. 198-204.

3. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М., 2001.

4. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева,

B.А. Лутченко. М., 2000.

5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1975.

6. Психолого-педагогический словарь. Ростов н/Д,

1998.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.,

1999.

8. Коробкова К.В. Формирование информационно-компьютерной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007.

9. Курин А.Ю. Учебно-методическое обеспечение формирования компьютерной компетентности будущего социального работника в вузе // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 4. С. 144-147.

10. Курин А.Ю., Позднякова Н.В. Об опыте организации международного (Россия, США) дистанционного обучения для будущих специалистов социальной работы в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 12 (56).

C. 181-185.

Поступила в редакцию 26.09.2013 г.

UDC 36+378

FORMATION OF COMPUTER COMPETENCE OF FUTURE SOCIAL WORKER IN UNIVERSITY: ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS

Andrey Yuryevich KURIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Head of General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: [email protected]

Natalya Vladimirovna POZDNYAKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: [email protected]

The complex of the organizational and pedagogical conditions promoting efficiency of process of formation of computer competence as making professional competence of future social workers in higher education institution is offered. In procedural sphere the next aspects are considered: continuous development in students of motivation on application of computer technologies in future professional activity, proceeding their of that any activities, including for development by students of computer technologies (at the initial stage) and to their use in educational and quasiprofessional activity; use of information technologies in the course of high school training at intersubject level, at the expense of accumulation of various forms of carrying out occupations with use of means of interactive training in process of educational and informative activity of students and strengthening of intersubject communications between disciplines of the curriculum on the basis of synthesis of their contents, visualization of part of the maintenance of subject matters, the organization of discussions on intersubject subject; inclusion of means of distance learning in process of high school preparation of future social workers, by means of the organization of remote contacts of students and teachers with bases of practice, and as preparations and carrying out remote courses for future social workers who are training in TSU named after G.R. Derzhavin and students of Indian University (USA).

Key words: pedagogical conditions; formation of computer competence; computer technologies; future social worker.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.