Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО ПРОГРАММЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»: ЕСТЬ ПЕРВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ'

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО ПРОГРАММЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»: ЕСТЬ ПЕРВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / лингвистика / инструменты организации удаленного обучения / электронное обучение / information technologies / linguistics / remote learning tools / distance musical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И Б. Горбунова, А А. Панкова

Авторы статьи акцентируют внимание на характерных чертах подготовки и обучения в условиях дистанционного образовательного процесса с применением систем электронного обучения, свойственным преподаванию гуманитарных дисциплин, выделяя наиболее целесообразные подходы к формированию образовательных программ в этой сфере с участием дистанционных образовательных технологий. На примере изучения дисциплины «Информационные технологии в художественно-эстетическом образовании детей», которая является основной профессиональной образовательной программой подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» в рамках профессионально-образовательного профиля обучения «Дополнительное художественно-эстетическое образование детей», рассмотрены учебные элементы системы дистанционного обучения MOODLE, позволяющие организовать обучение студентов – будущих педагогов, профессиональная деятельность которых связана с преподаванием различных творческих дисциплин для детей, обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях, и учеников младшего школьного возраста, обучение которых происходит в рамках общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, в условиях функционирования электронного образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И Б. Горбунова, А А. Панкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF UNDERGRADUATE STUDENTS IN THE PROGRAM “INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ART AND AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN”: THE FIRST RESULTS

The authors focus on characteristics of training in conditions of distance educational process with the use of e-learning systems, characteristic of teaching the humanities, highlighting the most appropriate approaches to the development of educational programs in this field with the participation of remote educational technologies. On the example of studying the discipline “Information Technologies in the Art and Aesthetic Education of Children”, which is the main professional educational program of bachelor’s training in the direction of Pedagogical Education within the professional and educational profile of training “Additional Art and Aesthetic Education of Children”, the educational elements of the MOODLE distance learning system are considered. They allow organizing the training of students, whose future professional activity is connected with teaching various creative disciplines for children studying in preschool educational institutions, and primary school students, whose education takes place within the framework of general education schools, lyceums, gymnasiums, i.e. in conditions of functioning of the electronic educational process.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО ПРОГРАММЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»: ЕСТЬ ПЕРВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ»

22. Горбунова И.Б. Методические аспекты толкования функционально-логических закономерностей музыки и музыкально-компьютерные технологии: системы музыкальной нотации. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 10: 69 - 77.

23. Горбунова И.Б. Архитектоника звука: монография. Санкт-Петербург, 2014.

24. Белов ГГ., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; № 6: 135 - 139.

25. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 4: 95 - 100.

26. Бергер Н.А., Горбунова И.Б., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 6 (55): 147 - 151.

27. Горбунова И.Б., Шалаева Е.А. Музыкальный инструмент и музыкальное образование для каждого учащегося в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015; № 4 (45): 164 - 169.

References

1. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S., Tovpich I.O. Planshetnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 8: 211 - 219.

2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo vospitaniya i obrazovaniya. Pedagogika ipsihologiya, kul'tura iiskusstvo: problemy obschego i special'nogo gumanitarnogo obrazovaniya: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Klimovsk, 2013: 7 - 12.

3. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № Special Edition 24: 360 - 375.

4. Gorbunova I.B. "'Estetika: informacionnyj podhod" Yu. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 2: 86 - 90.

5. Gorbunova I.B. O Yurii Nikolaeviche Ragse. Izmerenie muzyki. Pamyati Yuriya Nikolaevicha Ragsa (1926 - 2012): sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg, 2015: 15 - 20.

6. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2011: 18 - 24.

7. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; № 21: 289 - 293.

8. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v hudozhestvennom obrazovanii. Filosofiya kommunikacii: intellektual'nye seti i sovremennye informacionno-kommunikativnye tehnologii v obrazovanii. Sankt-Peterburg, 2013: 192 - 202.

9. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye tehnologii v mediaobrazovanii: sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 21 - 24.

10. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo. Teoriya ipraktika. Saarbrucken. 2014.

11. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo: uchebnoe posobie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2013; T. 1.

12. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

13. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka: uchebnoe posobie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2.

14. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.

15. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

16. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; № 8: 238 - 249.

17. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: kprobleme modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2012.

18. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Komp'yuternoe modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2014; № 168: 84 - 93.

19. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu., Chibirev S.V. Modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; № 4 (75): 16 - 24.

20. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 7: 213 - 218.

21. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O matematicheskih metodah v issledovanii muzyki i podgotovke muzykantov. Problemy muzykal'noj nauki. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

22. Gorbunova I.B. Metodicheskie aspekty tolkovaniya funkcional'no-logicheskih zakonomernostej muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: sistemy muzykal'noj notacii. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 10: 69 - 77.

23. Gorbunova I.B. Arhitektonika zvuka: monografiya. Sankt-Peterburg, 2014.

24. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; № 6: 135 - 139.

25. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95 - 100.

26. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № 6 (55): 147 - 151.

27. Gorbunova I.B., Shalaeva E.A. Muzykal'nyj instrument i muzykal'noe obrazovanie dlya kazhdogo uchaschegosya v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2015; № 4 (45): 164 - 169.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 378

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Education and Methods Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Pankova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Education and Methods Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

TRAINING OF UNDERGRADUATE STUDENTS IN THE PROGRAM "INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ART AND AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN": THE FIRST RESULTS. The authors focus on characteristics of training in conditions of distance educational process with the use of e-learning systems, characteristic of teaching the humanities, highlighting the most appropriate approaches to the development of educational programs in this field with the participation of remote educational technologies. On the example of studying the discipline "Information Technologies in the Art and Aesthetic Education of Children", which is the main professional educational program of bachelor's training in the direction of Pedagogical Education within the professional and educational profile of training "Additional Art and Aesthetic Education of Children", the educational elements of the MOODLE distance learning system are considered. They allow organizing the training of students, whose future professional activity is connected with teaching various creative disciplines for children studying in preschool educational institutions, and primary school students, whose education takes place within the framework of general education schools, lyceums, gymnasiums, i.e. in conditions of functioning of the electronic educational process.

Key words: information technologies, linguistics, remote learning tools, distance musical education.

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected] А.А. Панкова. канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО ПРОГРАММЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»: ЕСТЬ ПЕРВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Авторы статьи акцентируют внимание на характерных чертах подготовки и обучения в условиях дистанционного образовательного процесса с применением систем электронного обучения, свойственным преподаванию гуманитарных дисциплин, выделяя наиболее целесообразные подходы к формированию образовательных программ в этой сфере с участием дистанционных образовательных технологий. На примере изучения дисциплины «Информационные технологии в художественно-эстетическом образовании детей», которая является основной профессиональной образовательной программой подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» в рамках профессионально-образовательного профиля обучения «Дополнительное художественно-эстетическое образование детей», рассмотрены учебные элементы системы дистанционного обучения MOODLE, позволяющие организовать обучение студентов - будущих педагогов, профессиональная деятельность которых связана с преподаванием различных творческих дисциплин для детей, обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях, и учеников младшего школьного возраста, обучение которых происходит в рамках общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, в условиях функционирования электронного образовательного процесса.

Ключевые слова: информационные технологии, лингвистика, инструменты организации удаленного обучения, электронное обучение.

Модуль Б.1.21. «Информационные технологии в художественно-эстетическом образовании детей» является профессиональной, системообразующей дисциплиной основной образовательной программы подготовки бакалавра (программа академического бакалавриата) по направлению 44.03.01 Педагогическое образование профиля обучения «Дополнительное художественно-эстетическое образование детей». В Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена данную дисциплину изучают студенты Института детства, объединяющего дошкольное отделение и отделение начальной школы, в течение года.

Программа «Информационные технологии в художественно-эстетическом образовании детей» направлена на формирование информационной культуры и профессиональной компетентности будущего специалиста - педагога дополнительного образования в области художественной информатики и электронно-коммуникативных технологий. Модуль включает дисциплины «Основы художественной информатики» и «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей». Содержание дисциплин обеспечивает освоение студентами информационных технологии как явлений культуры, искусства и образования, современных электронно-коммуникационных систем, Интернет-технологий, информационных технологий в различных видах художественного творчества, музыкально-компьютерных технологий в обучении музыке и информатике. Особый акцент делается на овладении студентами основ проектирования информационных технологий в системе дополнительного художественно-эстетического образования.

Обучение по программе этого модуля проводится в течение года в 7 - 8 семестрах (IV курс), когда студенты уже овладели основными базовыми и профессиональными дисциплинами, предусмотренными программой подготовки бакалавров, имеющих специализацию в области «Дополнительное художественно-эстетическое образование детей», в рамках образовательного направления «Педагогическое образование».

Цель и ожидаемые результаты изучения образовательной программы (или профессионально-образовательного модуля подготовки бакалавров педагогического образования) «Информационные технологии в художественно-эстетическом образовании детей» - развитие у студентов компетенций, необходимых для решения задач развития и образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

а) общекультурных (ОК):

• готов поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);

• способен использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);

б) профессиональных (ПК):

• способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);

• готов использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11).

Для достижения поставленных целей необходимо, чтобы студенты

знали:

• многоаспектность и многокомпонентость понятий «информационные технологии» в контексте современного художественно-эстетического образования детей;

• методологические, психолого-педагогические, организационные и технологические аспекты использования информационных, аудиовизуальных и музыкально-компьютерных технологий в современном образовательном процессе в контексте художественно-эстетического образования детей;

• возможности прикладных аспектов информационных технологий в применении к художественному образованию на базе информационных, аудиовизуальных и музыкально-компьютерных технологий;

• правила техники безопасности при работе с компьютером;

умели:

• определять проблемы, связанные с достижением нового качества образования, и предлагать способы их решения в опоре на современные информационные, аудиовизуальные и музыкально-компьютерные технологии;

• анализировать и критически оценивать особенности развития образовательных систем в современных информационных условиях;

• разрабатывать модели образовательной деятельности в опоре на современные информационные, аудиовизуальные и музыкально-компьютерные технологии;

• эффективно вести себя в чрезвычайных ситуациях;

• определять и решать исследовательские задачи в области образования;

владели:

• индивидуальными и групповыми технологиями работы с использованием современных информационных, аудиовизуальных и музыкально-компьютерных технологий в художественно-эстетическом образовании детей;

• приемами использования возможностей музыкально-компьютерных технологий для обеспечения качества управления образовательным процессом;

• технологиями хранения и обработки данных, представления результатов деятельности в опоре на современные информационные, аудиовизуальные и музыкально-компьютерные технологии.

Трудоемкость и аттестация по модулю:

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Лекционные занятия:

a) комплект электронных мультимедийных презентаций,

b) аудитория, оснащенная презентационной техникой (мультимедиапроек-тор, экран, компьютер/ноутбук или интерактивная доска);

практические занятия:

а) компьютерный класс с выходом в Интернет;

Дисциплина (учебные курсы) / семестр Трудоемкость Аудиторная нагрузка, часы: Форма итоговой аттестации / семестр

Всего кредитов / из них на экзамен Всего часов на теоретическое обучение из них: Лекции Практические занятия Лабораторные занятия

Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа

Основы художественной информатики 4 144 30 114 8 22 - Зачет

Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей 4 144 24 120 6 18 - Зачет

По модулю 9/1 324 54 270 10 40 - Экзамен

b) презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук или интерактивная доска);

c) пакеты ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы, музыкальные редакторы и др.).

Итоговая аттестация по модулю «Информационные технологии в художественно-эстетическом образовании детей»

Итоговая аттестация по образовательному модулю Б.1.21. «Информационные технологии в художественно-эстетическом образовании детей» осуществляется в форме накопительной системы по каждой дисциплине: «Основы художественной информатики» и «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей».

При этом оценка компетенций, сформированных в процессе подготовки студентов по программе «Информационные технологии в художественно-эстетическом образовании детей», проводится с опорой на критерии оценивания отдельных заданий, сформулированных в технологических картах дисциплин (представлены в СДО MOODLE).

Реализуется в форме зачёта, который включает два компонента:

1) защита выполненных индивидуальных практических заданий;

2) представление и защита темы самостоятельной работы с сетевыми формами поддержки, индивидуально или в микрогруппе.

Студент представляет сетевое портфолио выполненных в процессе изучения дисциплины практических работ и результат самостоятельной деятельности по освоению вопросов и тем, сформулированных преподавателем; тему и результат самостоятельной работы с электронной или сетевой формой поддержки (тема исследования, проблема исследования, описание содержания проблемы, пути решения проблемы, аннотированный каталог литературных источников по проблеме исследования и интернет-ресурсы), а также отвечает на вопросы по теоретическому и практическому материалу курса.

Итоговая аттестация по модулю «Информационные технологии в художественно-эстетическом образовании детей» проводится в виде экзамена и включает:

1. Ответ на вопрос итоговой аттестации (по дисциплине «Основы художественной информатики»).

2. Ответ на вопрос итоговой аттестации (по дисциплине «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей»).

3. Защиту ранее созданного информационно-образовательного проекта.

Оценка компетенций, сформированных по модулю:

Компетенция Контрольно-измерительные материалы оценки сформированности компетенции

(ОК-8) В рамках накопительной системы сформированность компетенции проверяется: - в ходе выполнения практических и самостоятельных работ, в процессе ответов на теоретические вопросы, по результатам проектирования информационной образовательной среды

(ОК-9) В рамках накопительной системы сформированность компетенции проверяется: - в ходе выполнения практических и самостоятельных работ, в процессе ответов на теоретические вопросы, по результатам проектирования информационной образовательной среды

(ПК-4) В рамках накопительной системы сформированность компетенции проверяется: - в ходе выполнения практических и самостоятельных работ, в процессе ответов на теоретические вопросы, по результатам проектирования информационной образовательной среды

(ПК-11) В рамках накопительной системы сформированность компетенции проверяется: - в ходе выполнения практических и самостоятельных работ, в процессе ответов на теоретические вопросы, по результатам проектирования информационной образовательной среды

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2019 - 2020 учебном году итоговая аттестация по дисциплине «Информационные технологии в художественно-эстетическом образовании детей» проводилась дистанционно. Особо отметим, что образовательный модуль Б.1.21. «Информационные технологии в художественно-эстетическом образовании детей», состоящий из двух дисциплины: «Основы художественной информатики» и «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей», реализуется в Институте детства РГПУ имени А.И. Герцена в системе заочного обучения. Основная часть, подавляющее большинство студентов, уже работают по специальности - как учителя начальной школы, воспитатели детских садов и других образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс, связанный с обучением и воспитанием детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому реализовы-вать образовательный процесс по программе «Информационные технологии в художественно-эстетическом образовании детей» в условиях внезапно возник-

шей коронавирусной пандемии и карантина с выходом всего образовательно процесса в дистанционный формат пришлось с использование СДО MOODLE, что было достаточно сложно: студенты-заочники осваивают образовательные программы в течение примерно полутора месяцев, расписание предусматривает практически ежедневные занятия по ряду образовательных дисциплин. Часто эти занятия носили ежедневный характер взаимодействия преподавателя и студентов и предусматривали как разработку каждого лекционного и практического занятия, так и проверку выполненных студентами заданий. Учебная нагрузка, включавшая подготовку и проведение занятий, а также проверку выполненных заданий - для преподавателей, и, соответственно, постижение новых знаний и выполнений поставленных образовательных задач, как то: выполнение практических заданий и тестов, самостоятельных работ и многое другое, - для студентов, была колоссальной. Именно это обстоятельство побудило нас, преподавателей, очень скрупулёзно и качественно разрабатывать каждый учебный элемент каждой образовательной программы и образовательного модуля и составляющих его дисциплин для наиболее полного представления учебных материалов в СДО MOODLE.

Экзамен по дисциплине «Информационные технологии в художественно-эстетическом образовании детей» проходил весной 2020 года в дистанционном формате.

Для студентов была создана специальная форма в виде форума с целью организации возможности размещения видео своего экзаменационного выступления (которое было подготовлено заранее и отражало заданные экзаменатором темы, связанные с характером профессиональной деятельности каждого конкретного студента). На данном форуме необходимо было разместить нужную для экзаменационного ответа информацию. Для этого было необходимо:

- создать новую тему;

- в содержании написать краткую аннотацию;

- подготовить аудиосказку (её студенты разрабатывали в процессе обучения по программе в течение семестра);

- приложить ответ на вопрос (реферат), указать ссылки на сайт и аудио-сказку;

- приложить видеосюжет экзаменационного выступления.

Видеосюжет нужно было записать с помощью программы, осуществляющей видеозахват изображения экрана (например, Bandicam).

О чем было необходимо рассказать в видеосюжете:

1. Назвать ФИО полностью, указать курс, факультет группу и т.д.

2. Назвать номер вопроса (на тему которого подготовлен реферат), рассказать об актуальности и, коротко, - о его содержании.

3. Показать свой разработанный сайт. Рассказать о нем в свободной форме (для кого, почему возникла именно такая идея создания сайта, что в нем особенного и т.д.).

4. Показать свою аудиосказку. Рассказать о ней в свободной форме.

В целом видеосюжет может быть любой продолжительности, но желательно - до 10 минут. Разместить этот материал было предложено на удаленном ресурсе, указав в ответе только адрес ссылки.

Работа по подготовке и проведению экзамена сопровождалась комментариями, которые помогали студентам в вопросах представления и размещения необходимых материалов. Комментарии носили как сопровождающий и направляющий, так и поддерживающий характер, например: «Пожалуйста, будьте внимательны к комментариям, которыми сопровождены формы для размещения экзаменационных ответов», «Прежде всего, необходимо отметить свое присутствие на экзамене. Для этого, пожалуйста, зайдите в раздел «Регистрация присутствующих на онлайн-занятиях» (расположен ниже) и отметьте «Я присутствую»», «Далее разместите материал в ДВУХ формах: Экзаменационный ответ (для выставления оценок); Экзаменационный ответ (для предоставления материала и устного ответа)», «После размещения, пожалуйста, оставайтесь на странице экзамена (до момента его окончания) для дальнейшего взаимодействия с комиссией» и многое-многое другое.

Мы хотели бы привести несколько высказываний студентов, которые выражают степень заинтересованности в овладении учебным материалом по дисциплине «Информационные технологии в художественно-эстетическом образовании детей» и отражают содержательные аспекты, связанные с востребованностью результатов обучения по программе как в процессе овладения ею, так и в будущей педагогической работе с детьми, обучающимися в дошкольных образовательных учреждениях, и учениками младшего школьного возраста. Вот эти высказывания:

«Уважаемые педагоги, я сердечно благодарю Вас за то, что в этих непростых условиях Вы подарили нам интересную и полезную сессию. Ваш предмет был одним из самых интересных. Очень жаль, что мы не смогли поработать сейчас в Вашей замечательной лаборатории, но организация Вами дистанционного обучения была самой лучшей! Желаю Вам успехов в обучении детей и студентов, в создании новых программ. Будьте здоровы и счастливы! С наступающей Светлой Пасхой! Ибрагимова Полина Константиновна».

«Очень интересно и супер понятно!!! Спасибо Вам большое! Быкова Александра Альбертовна».

«Хочу от группы ДОП 5-16, ИНСТИТУТ Детства, направление «Дополнительное художественно-эстетическое образование детей» выразить благодар-

ность Ирине Борисовне Горбуновой, Анастасии Анатольевне Панковой и Ольге Леонидовне Ясинской за прекрасную, дозированную, понятную и интересную подачу материала курсов «Основы художественной информатики» и «Музыкальные компьютерные технологии в дополнительном образовании детей». Это было настоящее дистанционное обучение в этих нелегких условиях учебного процесса! Знания, переданные вами нам, очень полезны, пригодятся в нашей жизни и профессиональном поприще! Спасибо за знания! Желаем благодарных учеников и творческих, профессиональных успехов! С уважением, Екатерина Абрамчева, студентка заочного отделения, 4 курс, группа ДОП 5-16».

В заключение отметим, что обучение в условиях дистанционного образовательного процесса с применением систем электронного обучения, свойственное преподаванию гуманитарных дисциплин [1], может быть эффективно организованно, если преподаватель продумывает и подготавливает занятия, тщательно прорабатывая различные учебные элементы системы дистанционного обучения (например, СДО MOODLE). Причём чем больше учебных элементов СДО задействовано в образовательном процессе, тем более результативным будет процесс обучения студентов. Понимая, что такая подготовка к занятиям требует очень больших дополнительных усилий со стороны преподавателя, мы вместе с тем констатируем, что только такой подход позволяет организовать обучение студентов - будущих педагогов, профессиональная деятельность которых связана с преподаванием различных творческих дисциплин для детей, обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях, и учеников младшего школьного

Библиографический список

возраста, обучение которых происходит в рамках общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, в условиях функционирования электронного образовательного процесса эффективно. Так, нами заранее были подготовлены учебные материалы, необходимые для изучения дисциплин, входящих в модуль «Информационные технологии в художественно-эстетическом образовании детей». Для обучения дисциплине «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей» были сформированы лекционные учебные материалы с опорой на наши работы [2 - 5], практические задания и тесты, а также подготовка мини-исследований на заданную тему предполагала использование учебных пособий [6 - 9]. Обучение дисциплине «Основы художественной информатике» строилось на рассмотрении ряда фундаментальных методологических идей [10 - 15] и построении курса на разработанном авторами при участии сотрудников УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» методическом сопровождении учебного процесса [16 - 19].

Обучение, построенное на основе конструктивистского подхода с использованием методов контекстного и проектного методов, позволило сформировать эффективную образовательную методику творческого образовательного процесса, когда тьютор и обучаемый, используя дистанционные образовательные технологии и преимущества электронного обучения, могли находиться в непрерывном взаимодействии, что, как показала практика, особенно актуально при реализации заочных форм обучения при подготовке специалистов для системы современного музыкального образования.

1. Горбунова И.Б., Панкова A.A. Обучение студентов бакалавриата по программе «Информационные технологии в лингвистике». Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84): 210 - 211.

2. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении музыкантов информатике (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография. Оанкт-Петтербург, 2012.

3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального воспитания и образования. Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования: материалы VII Международной научно-практической конференции. Климовск, 2013: У - 12.

4. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование-2011: материалы Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. Д.И. Герцена, Оанкт-Петербургская государственная консерватория им. H.A. Римского-Корсакова. Оанкт-Петербург, 2011: 18 - 24.

5. Бергер H.A., Горбунова И.Б., Яцентковская H.A. Общее музыкальное образование в школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; № б (55): 14У - 151.

6. Горбунова И.Б., Панкова A.A. Компьютерное музыкальное творчество. Теория и практика. Saarbrucken, 2014.

У. Горбунова И.Б., Панкова A.A., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука: учебное пособие. Российский государственный педагогический университет им. A. И. Герцена. йанкт-Петербург, 201б; Т. 2.

8. Горбунова И.Б., Панкова A.A. Компьютерная музыка. Компьютерное музыкальное творчество: учебное пособие. Российский государственный педагогический университет им. A. И. Герцена. йанкт-Петербург, 2013; Т. 1.

9. Горбунова И.Б., Панкова A.A., Родионов П.Д. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Теория и практика. Saarbrücken, 201б.

10. Горбунова И.Б. Aкустические знания музыканта в современном медиаобразовательном пространстве: истоки проблемы и перспективы развития. Инновационные технологии в медиаобразовании: сборник научных статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 2014: 21 - 24.

11. Горбунова И.Б., Заливадный М.С, Товпич И.О. Aудиовизуальный синтез: опыт музыкально-теоретического рассмотрения проблем. Казанский педагогический журнал. 2015; № б-1 (113): 1б2 - 1У5.

12. Горбунова И.Б., Чибирев CE. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Cанкт-Петербургской Международной конференции. Cанкт-Петербург, 2014: 293 - 294.

13. Горбунова И.Б., Заливадный М.С, Товпич И.О. Комплексная модель семантического пространства музыки и перспективы взаимодействия музыкальной науки и современного музыкального образования. Научное мнение. 2014; № 8: 238 - 249.

14. Горбунова И.Б., Чибирёв ¿.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества. Российский государственный педагогический университет им. Д.И. Герцена. Cанкт-Петербург, 2012.

15. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; № У: 213 - 218.

16. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Инновационный проект «Музыкально-компьютерные технологии». Сибирский учитель. 201б; № 3 (10б): У4 - УУ.

IV. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как интерактивная сетевая образовательная среда. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 194 - 198.

18. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю., Золотникова М.& Технологические аспекты создания музыкальной аудиосказки и процесс духовной коммуникации в художественном пространстве музыкального искусства и образования. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 291 - 295.

19. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Обучение с использованием видеоконтента: к проблеме получения содержательных метаданных. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 295 - 300.

References

1. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Obuchenie studentov bakalavriata po programme "Informacionnye tehnologii v lingvistike". Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020. № 5 (84): 210 - 211.

2. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii muzykantov informatike (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg, 2012.

3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo vospitaniya i obrazovaniya. Pedagogika ipsihologiya, kul'tura iiskusstvo: problemy obschego ispecial'nogo gumanitarnogo obrazovaniya: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Klimovsk, 2013: У - 12.

4. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2011: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Sankt-Peterburg, 2011: 18 - 24.

5. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № б (55): 14У - 151.

6. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo. Teoriya iprakíika. Saarbrucken, 2014.

V. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka: uchebnoe posobie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A. I. Gercena. Sankt-Peterburg, 201б; T. 2.

8. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo: uchebnoe posobie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A. I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2013; T. 1.

9. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 201б.

10. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye tehnologii v mediaobrazovanii: sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 21 - 24.

11. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № б-1 (113): 1б2 - 1У5.

12. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2014: 293 - 294.

13. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; № 8: 238 - 249.

14. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: kprobleme modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2012.

15. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 7: 213 - 218.

16. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Innovacionnyj proekt "Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii". Sibirskijuchitel'. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

17. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak interaktivnaya setevaya obrazovatel'naya sreda. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 194 - 198.

18. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu., Zolotnikova M.S. Tehnologicheskie aspekty sozdaniya muzykal'noj audioskazki i process duhovnoj kommunikacii v hudozhestvennom prostranstve muzykal'nogo iskusstva i obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 291 - 295.

19. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Obuchenie s ispol'zovaniem videokontenta: k probleme polucheniya soderzhatel'nyh metadannyh. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 295 - 300.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 378

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Pankova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

TRAINING UNDERGRADUATE STUDENTS WITHIN THE PROGRAM "MUSICAL AND COMPUTER TECHNOLOGIES IN ADDITIONAL ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN" IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF DISTANCE LEARNING PROCESS. The specifics of the formation of the bachelor's degree program at a university in the context of their implementation in the system of e-learning and distance education systems are the subject of discussion in Russia and abroad. The article discusses the content effectiveness of the program "Music and computer technologies in additional art and aesthetic education of children" and the effectiveness of teaching students in this discipline based on the use of distance educational technologies. The authors of the article note that the high-quality development of all the educational elements of the program for its implementation in the MOODLE distance education system allows to organize the learning process at a high professional level and provides all the necessary measures to comply with the recommendations in the current situation. Key words: information technologies, linguistics, remote learning tools, distance musical education.

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected] А.А. Панкова. канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Особенности формирования программы обучения студентов-бакалавров в вузе в условиях их реализации в системе электронного обучения и дистанционного образования являются предметом дискуссии в нашей стране и за рубежом. В статье обсуждается содержательная эффективность программы «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей» и результативность обучения студентов по данной дисциплине на основе использования дистанционных образовательных технологий. Авторы статьи отмечают, что качественная разработка всех учебных элементов программы для её реализации в системе дистанционного образования MOODLE позволяет организовать процесс обучения на высоком профессиональном уровне и обеспечивает все необходимые меры для соблюдения рекомендаций в сложившейся ситуации.

Ключевые слова: информационные технологии, музыкально-компьютерные технологии, инструменты организации удаленного обучения, электронное обучение.

В статье обсуждаются содержательные компоненты программы обучения «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей», которая изучается студентами - бакалаврами педагогического образования, профессиональная направленность и специализация которых определена как «Дополнительное художественно-эстетическое образование детей» (в рамках образовательного направления «Педагогическое образование»). Характерные черты, свойственные процессу обучения творческим дисциплинам, требуют выявления наиболее целесообразных подходов к формированию образовательных программ в этой сфере с участием дистанционных образовательных технологий и системы электронного обучения.

Цель дисциплины «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей» - сформировать у будущих специалистов дополнительного образования как базовые теоретические знания музыкально-компьютерных технологий, так и навыки в области применения музыкально-компьютерных технологий в художественно-эстетическом образовании детей. В результате освоения дисциплины студент должен осознать сущность, роль и значение музыкально-компьютерных технологий, уметь планировать и реализовывать их в практике дополнительного образования; уметь отбирать технологии с учетом возраста и потребностей детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья; быть готовым насыщать художественно-культурную среду ребенка инновациями в области музыкально-компьютерных средств обучения и развития.

Особенности реализации образовательного процесса по программе «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эсте-

тическом образовании детей», которая изучается студентами четвёртого года обучения в Институте детства Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, связана в нынешних условиях с необходимостью ведения процесса обучения по данной дисциплине с использованием систем дистанционного образования (СДО) в условиях возникшей коронавирусной пандемии. В Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена для реализации системы дистанционного и электронного обучения используется СДО MOODLE (moodle.herzen.spb.ru).

Рассмотрим более детально содержание и учебные элементы дисциплины «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей», к полному образовательному контенту которой (https://moodle.herzen.spb.ru/course/view.php?id=7524) имеет доступ каждый зарегистрированный и допущенный к образовательному процессу студент и преподаватель. Основные темы дисциплины: «Музыкально-компьютерные технологии как новая высокотехнологичная образовательная творческая среда», «Оформление нотных изданий на компьютере», «Основы компьютерной аранжировки, композиции и инструментоведения», «Компьютерная студия звукозаписи и работа в ней», «Электронный музыкальный инструментарий».

Содержание дисциплины «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей»

Тема 1. Музыкально-компьютерные технологии как новая высокотехнологичная образовательная творческая среда

Система музыкального образования на современном этапе, 1Т-технологии в музыкально-образовательном процессе. Музыкально-компьютерные техно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.