Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / музыкально-компьютерные технологии / инструменты организации удаленного обучения / электронное обучение / information technologies / linguistics / remote learning tools / distance musical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.Б. Горбунова, А.А. Панкова

Особенности формирования программы обучения студентов-бакалавров в вузе в условиях их реализации в системе электронного обучения и дистанционного образования являются предметом дискуссии в нашей стране и за рубежом. В статье обсуждается содержательная эффективность программы «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей» и результативность обучения студентов по данной дисциплине на основе использования дистанционных образовательных технологий. Авторы статьи отмечают, что качественная разработка всех учебных элементов программы для её реализации в системе дистанционного образования MOODLE позволяет организовать процесс обучения на высоком профессиональном уровне и обеспечивает все необходимые меры для соблюдения рекомендаций в сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.Б. Горбунова, А.А. Панкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING UNDERGRADUATE STUDENTS WITHIN THE PROGRAM “MUSICAL AND COMPUTER TECHNOLOGIES IN ADDITIONAL ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN” IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF DISTANCE LEARNING PROCESS

The specifics of the formation of the bachelor’s degree program at a university in the context of their implementation in the system of e-learning and distance education systems are the subject of discussion in Russia and abroad. The article discusses the content effectiveness of the program “Music and computer technologies in additional art and aesthetic education of children” and the effectiveness of teaching students in this discipline based on the use of distance educational technologies. The authors of the article note that the high-quality development of all the educational elements of the program for its implementation in the MOODLE distance education system allows to organize the learning process at a high professional level and provides all the necessary measures to comply with the recommendations in the current situation.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

14. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: kprobleme modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2012.

15. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i prakiika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 7: 213 - 218.

16. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Innovacionnyj proekt "Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii". Sibirskijuchitel'. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

17. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak interaktivnaya setevaya obrazovatel'naya sreda. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 194 - 198.

18. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu., Zolotnikova M.S. Tehnologicheskie aspekty sozdaniya muzykal'noj audioskazki i process duhovnoj kommunikacii v hudozhestvennom prostranstve muzykal'nogo iskusstva i obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 291 - 295.

19. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Obuchenie s ispol'zovaniem videokontenta: k probleme polucheniya soderzhatel'nyh metadannyh. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 295 - 300.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 378

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru Pankova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: pankovaaa@gmail.com

TRAINING UNDERGRADUATE STUDENTS WITHIN THE PROGRAM "MUSICAL AND COMPUTER TECHNOLOGIES IN ADDITIONAL ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN" IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF DISTANCE LEARNING PROCESS. The specifics of the formation of the bachelor's degree program at a university in the context of their implementation in the system of e-learning and distance education systems are the subject of discussion in Russia and abroad. The article discusses the content effectiveness of the program "Music and computer technologies in additional art and aesthetic education of children" and the effectiveness of teaching students in this discipline based on the use of distance educational technologies. The authors of the article note that the high-quality development of all the educational elements of the program for its implementation in the MOODLE distance education system allows to organize the learning process at a high professional level and provides all the necessary measures to comply with the recommendations in the current situation. Key words: information technologies, linguistics, remote learning tools, distance musical education.

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru А.А. Панкова. канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: pankovaaa@gmail.com

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Особенности формирования программы обучения студентов-бакалавров в вузе в условиях их реализации в системе электронного обучения и дистанционного образования являются предметом дискуссии в нашей стране и за рубежом. В статье обсуждается содержательная эффективность программы «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей» и результативность обучения студентов по данной дисциплине на основе использования дистанционных образовательных технологий. Авторы статьи отмечают, что качественная разработка всех учебных элементов программы для её реализации в системе дистанционного образования MOODLE позволяет организовать процесс обучения на высоком профессиональном уровне и обеспечивает все необходимые меры для соблюдения рекомендаций в сложившейся ситуации.

Ключевые слова: информационные технологии, музыкально-компьютерные технологии, инструменты организации удаленного обучения, электронное обучение.

В статье обсуждаются содержательные компоненты программы обучения «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей», которая изучается студентами - бакалаврами педагогического образования, профессиональная направленность и специализация которых определена как «Дополнительное художественно-эстетическое образование детей» (в рамках образовательного направления «Педагогическое образование»). Характерные черты, свойственные процессу обучения творческим дисциплинам, требуют выявления наиболее целесообразных подходов к формированию образовательных программ в этой сфере с участием дистанционных образовательных технологий и системы электронного обучения.

Цель дисциплины «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей» - сформировать у будущих специалистов дополнительного образования как базовые теоретические знания музыкально-компьютерных технологий, так и навыки в области применения музыкально-компьютерных технологий в художественно-эстетическом образовании детей. В результате освоения дисциплины студент должен осознать сущность, роль и значение музыкально-компьютерных технологий, уметь планировать и реализовывать их в практике дополнительного образования; уметь отбирать технологии с учетом возраста и потребностей детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья; быть готовым насыщать художественно-культурную среду ребенка инновациями в области музыкально-компьютерных средств обучения и развития.

Особенности реализации образовательного процесса по программе «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эсте-

тическом образовании детей», которая изучается студентами четвёртого года обучения в Институте детства Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, связана в нынешних условиях с необходимостью ведения процесса обучения по данной дисциплине с использованием систем дистанционного образования (СДО) в условиях возникшей коронавирусной пандемии. В Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена для реализации системы дистанционного и электронного обучения используется СДО MOODLE (moodle.herzen.spb.ru).

Рассмотрим более детально содержание и учебные элементы дисциплины «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей», к полному образовательному контенту которой (https://moodle.herzen.spb.ru/course/view.php?id=7524) имеет доступ каждый зарегистрированный и допущенный к образовательному процессу студент и преподаватель. Основные темы дисциплины: «Музыкально-компьютерные технологии как новая высокотехнологичная образовательная творческая среда», «Оформление нотных изданий на компьютере», «Основы компьютерной аранжировки, композиции и инструментоведения», «Компьютерная студия звукозаписи и работа в ней», «Электронный музыкальный инструментарий».

Содержание дисциплины «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей»

Тема 1. Музыкально-компьютерные технологии как новая высокотехнологичная образовательная творческая среда

Система музыкального образования на современном этапе, 1Т-технологии в музыкально-образовательном процессе. Музыкально-компьютерные техно-

логии. Перспективы во взаимоотношениях компьютера и музыки как на стадии становления музыканта, так и в профессиональной деятельности Система музыкального образования на современном этапе, IT-технологии в музыкально-образовательном процессе. Музыкально-компьютерные технологии (МКТ). Потенциал МКТ в расширении и модернизации содержательной и воспитательной составляющих образовательного процесса. Понятие «музыкальный компьютер» как профессиональный инструмент в сфере музыкального образования и творчества. Специфические особенности аппаратной части и программное обеспечение современного музыкально-компьютерного программно-аппаратного комплекса. Индивидуально-групповая форма занятий как основа развития каждого ученика с учетом особенностей его дарования.

Тема 2. Оформление нотных изданий на компьютере

Музыкальная нотация и отображение нотной графики на компьютере. Свободно распространяемые нотные редакторы (MuseScore, TuxGuitar, ForteFree). Основные принципы работы нотных редакторов Sibelius (версия 6 и выше) и Finale (версия 2010). Способы ввода нотного текста. Работа с палитрами инструментов. Редактирование нотного текста. Специальные функции. Использование Plug-ins. Специальные функции: ввод полифонической фактуры, ввод обозначений темпа, лиг акцентов, мелизмов и пр., ввод аккордов и гитарных табулатур, ввод вокальных текстов, транспозиция, аранжировка, добавление рисунков, выписки в партиях других инструментов, разметка тактов, разметка нотоносцев. Дополнительные возможности программ нотных редакторов, использование банка идей. Работа со звуком: настройка программ, задание числовых параметров, использование виртуальных инструментов и эффектов для воспроизведения партитуры. Применение Plug-ins: работа со знаками альтерации, анализ мелодии, пакетная обработка, конвертация нотных партитур, созданных в других программах, средства композиции, ноты и паузы, воспроизведение, просмотр» партитуры (проверка соответствий), работа с текстом, VST-Plug-ins. Системы распознавания нотного текста. Нотные редакторы как программно-аппаратный комплекс: программные порты ввода и порты вывода MIDI- или звуковых данных. Порты для обмена данными с аппаратными устройствами, драйверы программно-аппаратных устройств.

Тема 3. Основы компьютерной аранжировки, композиции и инструменто-ведения

Общая характеристика жанров композиции и аранжировки. Основы композиции, музыкальных жанров, принципов строения мелодии, формообразования, стилевых компонентов. Произведения малых форм: куплетной песни, танцевальной пьесы, ансамблевой миниатюры. Компьютерная аранжировка. Музыкальные конструкторы, автоаранжировщики, музыкальные секвесоры Sonar или Cubase. Тренировка в секвенцинге (компьютерном озвучивании классических партитур). Бытовые жанры: песенно-танцевальные композиции, звуковой дизайн, презентации, аранжировки, цифровые записи и обработки классической и народной музыки. Компьютерные аранжировочные программы: Band-in-a-Box и др. Создание и редактирование аранжировочных файлов в данных программах и их перенесение в секвенсорные программы для дальнейшей обработки. Доработка и редактирование в секвенсорных программах аранжировочных файлов, созданных в Band-in-a-Box и др. Доработка и редактирование аранжировочных и композиционных файлов в формате Wav в звуковых редакторах.

Тема 4. Основы музыкальной звукорежиссуры

Компьютерная обработка аудиосигналов. Аудиоредакторы, DAW и встраиваемые модули обработки аудиосигналов. Коррекция временных, динамических, частотных параметров аудиосигналов. Реставрация аудиозаписей. Критерии оценки качества звучания. Редактирование и монтаж фонограмм. Разрушающее и неразрушающее редактирование. Линейный и нелинейный монтаж. Сведение. Объединение звуковых фрагментов в непрерывную композицию. Баланс уровней, музыкальный баланс, эквализация, пространственное расположение. Мастеринг Многополосный компрессор. Экспандер. Лимитер. Моносовместимость. Подготовка конечного продукта для разных видов изданий: кассеты, CD, «винил», трансляция в радиоэфире, звуковая дорожка к теле-, видео-, кинофильму. 5 Компьютерная студия звукозаписи и работа в ней. Ознакомление с оборудованием современной студии звукозаписи, развитие навыков работы с оборудованием и программными средствами. Изучение возможностей программного обеспечения

и оборудования современной компьютерной студии звукозаписи. Формирование навыков практического применения инструментария программных средств, зву-котехнического оборудования студии. Физические основы звука. Звук как физический процесс. Резонанс. Основные единицы измерения звуковых процессов. Простые и сложные колебания. Звуковой спектр. Фазовые характеристики звука. Моно- и стереозвучание. Качественные характеристики звукового файла: частота дискретизации, битность. Акустика. Акустические параметры студий и концертных залов: реверберация, назначение и акустическая отделка студийных помещений, звукопоглощение и звукоизоляция. Акустика музыкальных инструментов. Электроакустика: микрофоны, громкоговорители, акустические системы, головные телефоны. Психоакустика: бинауральный слух человека, динамические и пространственные особенности восприятия звука. MIDI. Синтез звука. Синтезаторы и ЭМИ Интерфейс MIDI: возможности, типы данных, MIDI-устройства. MIDI - стандартизация: GM, GS, XG. Основы звукового синтеза. Классификация и архитектура современных синтезаторов и эМи. Микрофонный приём звуковых сигналов. Звуковая коммутация. Микшерный пульт. Процессоры эффектов. Типы микрофонов, расстановка, особенности применения. Кабели и разъемы. Микшерный пульт - назначение, устройство и принципы работы. Приборы пространственной, спектральной, динамической обработки сигналов. Запись музыкальных коллективов. Музыкальные инструменты перед микрофоном. Концертная и студийная запись. Запись речи и вокала. Одноканальная и многоканальная запись. Технологии стереозаписи. Запись с наложением. Запись малых составов. Запись больших коллективов.

Тема 5. Компьютерная студия звукозаписи и работа в ней

Ознакомление с оборудованием современной студии звукозаписи, развитие навыков работы с оборудованием и программными средствами. Изучение возможностей программного обеспечения и оборудования современной компьютерной студии звукозаписи. Формирование навыков практического применения инструментария программных средств, звукотехнического оборудования студии.

Физические основы звука. Звук как физический процесс. Резонанс. Основные единицы измерения звуковых процессов. Простые и сложные колебания. Звуковой спектр. Фазовые характеристики звука. Моно- и стереозвучание. Качественные характеристики звукового файла: частота дискретизации, битность.

Акустика. Акустические параметры студий и концертных залов: реверберация, назначение и акустическая отделка студийных помещений, звукопоглощение и звукоизоляция. Акустика музыкальных инструментов. Электроакустика: микрофоны, громкоговорители, акустические системы, головные телефоны.

Психоакустика: бинауральный слух человека, динамические и пространственные особенности восприятия звука. MIDI. Синтез звука. Синтезаторы и ЭМИ Интерфейс MIDI: возможности, типы данных, MIDI-устройства. MIDI-стандарти-зация: GM, GS, XG. Основы звукового синтеза. Классификация и архитектура современных ЭМИ.

Микрофонный приём звуковых сигналов. Звуковая коммутация. Микшерный пульт. Процессоры эффектов. Типы микрофонов, расстановка, особенности применения. Кабели и разъемы. Микшерный пульт - назначение, устройство и принципы работы. Приборы пространственной, спектральной, динамической обработки сигналов.

Запись музыкальных коллективов. Музыкальные инструменты перед микрофоном. Концертная и студийная запись. Запись речи и вокала. Одноканаль-ная и многоканальная запись. Технологии стереозаписи. Запись с наложением. Запись малых составов. Запись больших коллективов.

Тема 6. Электронные музыкальные инструменты

Основы исполнительства на электронных музыкальных инструментах. Классификация исполнительских параметров ЭМИ. История цифровых инструментов. Функция DEMO. Панель управления на синтезаторе. Подключение внешних устройств к синтезатору. Цифровой интерфейс музыкальных инструментов MIDI. Тон-генератор. Контроллер. Каналы MIDI-сообщений. Художественные особенности цифрового инструмента. Тембровая окраска и характер произведения. Электронная группа VOICE, PRESET, PATCH, RIGHT. Динамика. Способы управления динамикой на цифровых инструментах. Динамические параметры звука и художественный образ. Способы артикуляции. Динамические параметры звука на электронных инструментах. Стиль.

Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Кол-во времени, часы

1. МКТ как новая высокотехнологичная образовательная творческая среда Ознакомиться с образовательными порталами, выполняющими функции поддержки традиционных дисциплин системы музыкального образования 36

2. Оформление нотных изданий на компьютере Типовые задания для самостоятельной работы предлагаются в виде продолжения практической аудиторной работы по следующим направлениям: - ввод и редактирование партитур; - использование Plug-ins; - задание цифровых параметров для озвучивания партитуры, а также в форме поиска и освоения информации в сети интернет и других источниках по расширению спектра изучаемых программ и обновлениях (новых возможностях) знакомых программных продуктов 56

Итого: 92

Интерактивные формы занятий:

№ темы Формы

Тема 1 Распределенная совместная деятельность обучающихся в сети, просмотр мультимедийных презентаций

Тема 3 Семинар-диалог, просмотр и обсуждение видеосюжетов

Тема 4 Дискуссия, работа в исследовательских группах, «мозговой штурм»

Тема 5 Участие в телеконференции, форумах, распределенная совместная деятельность обучающихся в сети, просмотр мультимедийных презентаций

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы по темам дисциплины:

Примерная тематика вопросов к зачёту по дисциплине «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей»:

1. МКТ как инструмент реализации творческой формы работы в учебном процессе.

2. Особенности и технология работы со звуком на информационных дисциплинах.

3. Проектная деятельность преподавателя в условиях приоритетного использования МКТ в учебном процессе.

4. Использование цифровых ресурсов для обучения музыке в компьютерном классе.

5. Виды программно-аппаратных комплексов в среде МКТ

6. Использование компьютерных тренингов для построения индивидуальных образовательных траекторий изучения музыкальной культуры.

7. Использование МКТ в профессиональной деятельности педагога.

8. Классификации информационных и коммуникационных технологий.

9. Методика применении МКТ в преподавании существующих учебных курсов.

10. Методические особенности обучения людей с ограниченными возможностями (зрения и слуха) с использованием МКТ

Библиографический список

11. Методические подходы в применении МКТ в преподавании существующих учебных курсов.

12. МКТ как профессиональный инструмент педагога.

13. МКТ как средство разработки новых информационных дисциплин.

14. Особенности организации учебного процесса в условиях использования

МКТ.

15. Потенциал МКТ в расширении и модернизации содержательной и воспитательной составляющих образовательного процесса.

16. Применение МКТ в реализации новых информационных дисциплин.

17. Программное обеспечение для создания музыки (с одной стороны, не музыкантами и, с другой, музыкантами-профессионалами).

18. Проектная и творческая деятельность преподавателя в условиях приоритетного использования МКТ в учебном процессе.

19. Роль МКТ в духовно-нравственном развитии обучающихся.

20. Роль МКТ в организации образовательного процесса людей с ограниченными возможностями здоровья.

21. Современные программно-аппаратные комплексы в среде МКТ.

22. Специфика организации образовательного процесса с применением

МКТ.

23. Творческие формы работы педагога с использованием МКТ.

24. Цифровые ресурсы для обучения музыке в компьютерном классе.

Добавим к сказанному что дисциплина «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей» изучается студентами института детства в РГПУ имени А.И. Герцена в течение года (двух семестров).

Во втором (весеннем) семестре 2019 - 2020 учебного года обучение студентов по данной программе проводилось в основном (включая формы текущего контроля и проведение зачётов) дистанционно. Значительным вспомогательным элементом для подготовки занятий явился богатый публикационный задел, использование которого позволило быстро и содержательно, на высоком профессиональном уровне подготовить занятия для их реализации в дистанционном формате. Прежде всего, в этом помогли учебные пособия [1 - 4], созданные при активном участии авторов статьи, фундаментальные работы по музыкально-компьютерным технологиям [5 - 8], а также работы в области изучения глубины акустических знания музыканта в современном медиаобразовательном пространстве [9], архитектоники звука [10 - 11], аудиовизуального синтеза [12 - 13], музыкального программирования [14 - 15], компьютерного моделирования процесса музыкального творчества [16 - 17], информационных технологий в музыке и музыкальном образовании [18 - 19]. Проведённые контрольные мероприятия (им авторы статьи предполагают посвятить отдельную публикацию) и качественный и количественный эксперимент показали содержательную эффективность программы «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей» и результативность обучения студентов с использованием дистанционных образовательных технологий. Результаты разнообразных контрольных мероприятий, проводимых во время реализации дистанционного образовательного процесса по данной дисциплине, изложены в соответствующем разделе программы (СДО MOODLE: https://moodle.herzen.spb. ru/course/view.php?id=7524).

Соблюдение всех вышеперечисленных условий и требований к организации занятий по дисциплине «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей» позволяет проводить учебную деятельность, как в традиционном формате, так и при ведении образовательной деятельности дистанционно.

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Кол-во времени, часы

1. МКТ как новая высокотехнологичная образовательная творческая среда Рецензирование научных статей 8

2. Оформление нотных изданий на компьютере Проведение экспериментального исследования 10

3. Основы компьютерной аранжировки, композиции и инструментоведения Анализ воспитательного потенциала художественных произведений 10

4. Основы музыкальной зву-корежиссуры Написание эссе, подготовка презентации 8

5. Компьютерная студия звукозаписи и работа в ней Написание эссе, составление сравнительной таблицы, интернет-обзор 8

Итого: 44

1. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерное музыкальное творчество. Теория и практика. Saarbrucken, 2014.

2. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка. Компьютерное музыкальное творчество: учебное пособие. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013; Т. 1.

3. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Теория и практика. Saarbrücken, 2016.

4. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука: учебное пособие. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016; Т. 2.

5. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении музыкантов информатике (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография. Санкт-Петербург, 2012.

6. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии - новая образовательная творческая среда. Вестник Герценовского университета. 2007; № 1 (39): 47 - 51.

7. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального воспитания и образования. Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования: материалы VII Международной научно-практической конференции. Климовск, 2013: 7 - 12.

8. Горбунова И.Б. Информационные и музыкально-компьютерные технологии в музыкальном образовании. Современное музыкальное образование-2016. материалы XV международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Санкт-Петербург, 2017: 44 - 51.

9. Горбунова И.Б. Акустические знания музыканта в современном медиаобразовательном пространстве: истоки проблемы и перспективы развития. Инновационные технологии в медиаобразовании сборник научных статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 2014: 21 - 24.

10. Горбунова И.Б. Архитектоника звука: монография. Санкт-Петербург, 2014.

11. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 4: 95 - 100.

12. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Аудиовизуальный синтез: опыт музыкально-теоретического рассмотрения проблем. Казанский педагогический журнал. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Комплексная модель семантического пространства музыки и перспективы взаимодействия музыкальной науки и современного музыкального образования. Научное мнение. 2014; № 8: 238 - 249.

14. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 - Педагогическое образование. Санкт-Петербург, 2012.

15. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; № 7: 213 - 218.

16. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской Международной конференции. Санет-Петербург, 2014: 293 - 294.

17. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2012.

18. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование-2011: материалы Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Санкт-Петербург. 2011: 18 - 24.

19. Горбунова И.Б. Информационные технологии в художественном образовании. Философия коммуникации: интеллектуальные сети и современные информационно-коммуникативные технологии в образовании. Санкт-Петербург, 2013: 192 - 202.

References

1. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo. Teoriya ipraktika. Saarbrucken, 2014.

2. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo: uchebnoe posobie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2013; T. 1.

1. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.

2. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka: uchebnoe posobie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2.

3. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii muzykantov informatike (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg, 2012.

4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii - novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. VestnikGercenovskogo universiteta. 2007; № 1 (39): 47 - 51.

5. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo vospitaniya i obrazovaniya. Pedagogika ipsihologiya, kul'tura i iskusstvo: problemy obschego ispecial'nogo gumanitarnogo obrazovaniya: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Klimovsk, 2013: 7 - 12.

6. Gorbunova I.B. Informacionnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoemuzykal'noe obrazovanie-2016. materialy XV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Sankt-Peterburg, 2017: 44 - 51.

7. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye tehnologii v mediaobrazovanii: sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 21 - 24.

8. Gorbunova I.B. Arhitektonika zvuka: monografiya. Sankt-Peterburg, 2014.

9. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95 - 100.

10. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

11. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; № 8: 238 - 249.

12. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noeprogrammirovanie: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu 050100 - Pedagogicheskoe obrazovanie. Sankt-Peterburg, 2012.

13. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 7: 213 - 218.

14. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'nayainformatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. Sanet-Peterburg, 2014: 293 - 294.

15. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: kprobleme modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2012.

16. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2011: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Sankt-Peterburg. 2011: 18 - 24.

17. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v hudozhestvennom obrazovanii. Filosofiya kommunikacii: intellektual'nye seti i sovremennye informacionno-kommunikativnye tehnologii v obrazovanii. Sankt-Peterburg, 2013: 192 - 202.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 378

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru Pankova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: pankovaaa@gmail.com

TRAINING OF UNDERGRADUATE STUDENTS WITHIN THE PROGRAM "FUNDAMENTALS OF ART INFORMATICS": FEATURES OF THE STRUCTURE AND CONTENT. The article discusses features of how to make training programs in the context of introduction of the distance education process into education of students. On the example of studying the discipline "Fundamentals of Art Informatics", the forms and methods of obtaining knowledge by students - future primary school teachers and teachers of preschool educational institutions - are considered, including using e-learning technologies. The article considers the program and content features of the formation of work skills in the new educational environment, in the context of the need to develop new educational models used in the education of children of early school and senior preschool age, based on the consistent use of digital educational resources and the ability to plan and implement their competent and high-quality use in the practice of additional education of children, taking into account their age and educational needs in the system of functioning of a high-tech information educational environment of interaction between teachers, parents, children and adolescents. Key words: information technologies, linguistics, remote learning tools, distance musical education.

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru А.А. Панкова. канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: pankovaaa@gmail.com

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

ПО ПРОГРАММЕ «ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАТИКИ»:

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЕ

В статье обсуждаются особенности формирования программ обучения в условиях реализации дистанционного образовательного процесса при подготовке студентов, обучающихся в системе заочного образования. На примере изучения дисциплины «Основы художественной информатики» рассматриваются формы и методы получения знаний студентами - будущими учителями младших классов и преподавателями дошкольных образовательных заведе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.