Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ И МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ'

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ И МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционные образовательные технологии / музыкально-компьютерные технологии / музыкальное образование / distance education technologies / music computer technologies / music education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е А. Балабанова, М С. Гончарова, И Б. Горбунова, А А. Панкова

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия реализации программ профессиональной переподготовки преподавателей музыкальных дисциплин по направлению «Дистанционные образовательные технологии в музыке и музыкальном образовании» с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ), разработанной и реализуемой на уровне дополнительного профессионального образования в учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Особое внимание авторами статьи уделяется необходимости создания соответствующей высокотехнологичной творческой образовательной среды для преподавателя-музыканта, осуществляющего свою профессиональную деятельность в условиях цифровизации образования, реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е А. Балабанова, М С. Гончарова, И Б. Горбунова, А А. Панкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL RETRAINING PROGRAM “DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN MUSIC AND MUSIC EDUCATION”: ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR IMPLEMENTATION

The article discusses the organizational and pedagogical conditions for the implementation of professional retraining programs for teachers of music disciplines in the direction of “Distance educational technologies in music and music education” with the use of music computer technologies (MCT), developed and implemented at the level of additional professional education in the educational and methodological laboratory “Music and Computer Technologies” of the Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen. The authors of the article pay special attention to the need to create an appropriate high-tech creative educational environment for a teacher-musician who carries out his professional activity in the context of digitalization of education, the implementation of distance educational technologies and e-learning.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ И МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ»

15. Gorbunova I.B. Arhitektonika zvuka: monografiya. Sankt-Peterburg, 2014.

16. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya i prakiika obschestvennogo razvitiya. 2014; № 21: 289 - 293.

17. Gorbunova I.B. Metodicheskie aspekty tolkovaniya funkcional'no-logicheskih zakonomernostej muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: sistemy muzykal'noj notacii. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 10: 69 - 77.

18. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo: uchebnoe posobie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2013; T. 1.

19. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka: uchebnoe posobie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2.

20. Gorbunova I.B. O Yurii Nikolaeviche Ragse. Izmerenie muzyki. Pamyati Yuriya Nikolaevicha Ragsa (1926 - 2012): sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg, 2015: 15 - 20.

21. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O matematicheskih metodah v issledovanii muzyki i podgotovke muzykantov. Problemy muzykal'noj nauki. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

22. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; № 8: 238 - 249.

23. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Sankt-Peterburg, 2011: 18 - 24.

24. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v hudozhestvennom obrazovanii. Filosofiya kommunikacii: intellektual'nye seti i sovremennye informacionno-kommunikativnye tehnologii v obrazovanii. Sankt-Peterburg, 2013: 192 - 202.

25. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № Special Edition 24: 360 - 375.

26. Biard R.U., MakLejn T.U. Malye bespilotnye letatel'nye apparaty: teoriya ipraktika. Moskva: «Tehnosfera», 2015.

27. Moiseev V.S. Gruppovoe primenenie bespilotnyh letatel'nyh apparatov. Kazan': «Shkola», 2017.

28. Abrosimov V.K. Kollektivy intellektual'nyh letatel'nyh apparatov. Moskva: ID «Nauka», 2017.

29. Dogerti M. Drony. Pervyjillyustrirovannyjputevoditel'poBPLA. Moskva: Izdatel'stvo «'E», 2017.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 378

Balabanova E.A., Manager of Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Goncharova M.S., methodist, Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Pankova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

PROFESSIONAL RETRAINING PROGRAM "DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN MUSIC AND MUSIC EDUCATION": ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR IMPLEMENTATION. The article discusses the organizational and pedagogical conditions for the implementation of professional retraining programs for teachers of music disciplines in the direction of "Distance educational technologies in music and music education" with the use of music computer technologies (MCT), developed and implemented at the level of additional professional education in the educational and methodological laboratory "Music and Computer Technologies" of the Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen. The authors of the article pay special attention to the need to create an appropriate high-tech creative educational environment for a teacher-musician who carries out his professional activity in the context of digitalization of education, the implementation of distance educational technologies and e-learning.

Key words: distance education technologies, music computer technologies, music education.

Е.А. Балабанова, зав. Учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

М.С. Гончарова, ст. методист Учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected] А.А. Панкова, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ И МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия реализации программ профессиональной переподготовки преподавателей музыкальных дисциплин по направлению «Дистанционные образовательные технологии в музыке и музыкальном образовании» с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ), разработанной и реализуемой на уровне дополнительного профессионального образования в учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Особое внимание авторами статьи уделяется необходимости создания соответствующей высокотехнологичной творческой образовательной среды для преподавателя-музыканта, осуществляющего свою профессиональную деятельность в условиях цифровизации образования, реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование.

Программа профессиональной переподготовки «Дистанционные образовательные технологии в музыке и музыкальном образовании» направлена на получение слушателями компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере применения дистанционных образовательных технологий в музыке и музыкальном образовании.

Программа разработана на основе профессиональных стандартов «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»,

«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и требований ФГОС 44.03.01 Педагогическое образование» к результатам освоения образовательных программ.

В процессе реализации программы у слушателей формируются следующие компетенции, предусматриваемые ФГОС 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) и соответствующие им способности выполнять трудовые функции и действия, предусматриваемые профессиональными стандартами:

Код (ОПК, ПК) Компетенция Код ТФ Трудовая функция (и трудовое действие)

ПК-1 Готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов А/01.6 Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы

ПК-2 Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики А/04.6 Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы: фиксация и оценка динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы

ПК-4 Способность использовать возможность образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета А/05.6 Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы: определение педагогических целей и задач, планирование занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение избранного вида деятельности (области дополнительного образования)

ПК-7 Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности А/01.6 Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы: организация, в том числе стимулирование и мотивация деятельности и общения учащихся на учебных занятиях

Слушатель, освоивший программу, получает право ведения нового вида профессиональной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий в музыкальном образовании и будет обладать компетенциями и способностью выполнять трудовые функции и действия, указанные в п. 1.

Программа профессиональной переподготовки «Дистанционные образовательные технологии в музыке и музыкальном образовании» реализуется в форме модульной системы последовательного преподавания ряда дисциплин и состоит из следующих учебных модулей:

Учебный модуль «Дистанционные технологии и электронное обучение в музыкальном образовании» (72 часа), который, в свою очередь, состоит из трёх модулей, каждый из которых организован как курс повышения квалификации, что является основанием для выдачи слушателю по окончании курса, и при успешной защите зачётной аттестационной работы получает удостоверение установленного образца. Модуль «Дистанционные технологии и электронное обучение в музыкальном образовании» (72 часа) состоит из модулей:

• Модуль «Дистанционные технологии в музыкальном образовании» (16 часов). Является также самостоятельной программой повышения квалификации.

• Модуль «Создание аудиовизуального контента в системе дистанционного музыкального образования» (24 часа). Является также самостоятельной программой повышения квалификации.

• Модуль «Создание электронной образовательной среды для дистанционного музыкального обучения» (32 часа). Является также самостоятельной программой повышения квалификации.

Учебный модуль «Создание цифрового образовательного контента в условиях реализации дистанционного обучения» (72 часа). Является также самостоятельной программой повышения квалификации.

Учебный модуль «Методика преподавания музыкальных дисциплин с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения» (72 часа). Является также самостоятельной программой повышения квалификации.

Учебный модуль «Музыкальная информатика» (18 часов). Является также самостоятельной программой повышения квалификации.

Цель и задачи программы профессиональной переподготовки «Дистанционные образовательные технологии в музыке и музыкальном образовании».

Цель программы заключается в подготовке специалистов, готовых к организации педагогического процесса в сфере музыкального образования с использованием дистанционных образовательных технологий, как в индивидуальных, так и в групповых формах работы (см. подробнее в работе [1]).

В процессе обучения решаются следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы применения дистанционных образовательных технологий в музыке;

- изучить методики преподавания дистанционных образовательных технологий в музыкальном образовании;

- познакомить слушателей с основными возможностями использования дистанционных образовательных технологий в современном музыкальном образовании;

- развить познавательную активность и самостоятельность слушателей в сфере применения дистанционных образовательных технологий в профессиональной деятельности педагога-музыканта - преподавателя различных музыкальных дисциплин.

Формирование контингента слушателей

Категория слушателей

Педагоги музыкальных школ / школ искусств и других образовательных организаций, формально/неформально реализующих музыкальное направле-

ние дополнительного образования детей, учителя музыки общеобразовательных учреждений; педагоги средних специальных и высших учебных заведений: студенты высших образовательных учреждений (направления подготовки «Музыкальное образование» / «Музыкальное искусство», «Информационное образование»).

Требования к уровню предшествующей подготовки (уровень предыдущего образования, его направленность) слушателей

Высшее или среднее профессиональное музыкально-педагогическое образования (в том числе - в процессе его получения, в таком случае документ об освоении данной программы профессиональной переподготовки выдаётся сразу же после получения слушателем диплома об основном высшем образовании; до этого момента слушатель, успешно освоивший курс обучения, получает справку о прохождении данной учебной программы).

Каждый слушатель имеет доступ к электронным ресурсам, необходимым для организации обучения по программе профессиональной переподготовки «Дистанционные образовательные технологии в музыке и музыкальном образовании».

Отметим, что помимо изучения собственно дистанционных образовательных технологий и особенностей организации электронного обучения музыкальным дисциплинам, преподаватели-музыканты - слушатели программы профессиональной переподготовки «Дистанционные образовательные технологии в музыке и музыкальном образовании» - изучают функциональные возможности основных музыкально-компьютерных программ, используемых в творчестве композитора, аранжировшика, в системе современного музыкального образования преподавателями различных музыкальных дисциплин [2 - 3]. Такой подход к обучению слушателей по программе профессиональной переподготовки, состоящей из нескольких модулей, позволяет сформировать прочные знания, соответствующие основным требованиям к педагогу, реализующему образовательной процесс в условиях функционирования высокотехнологичной информационной образовательной среды обучения [4 - 9].

Так, арсенал современного музыканта сегодня включает широкий выбор программного обеспечения, которое позволяет реализовать любые творческие замыслы на высоком художественном уровне [10 - 14]. Спектр задач может варьироваться от записи голоса и акустических инструментов, создания нотной партитуры, смешивания нескольких источников звука или уже готовых мелодий до создания своего музыкального произведения с использованием уже записанных фрагментов и многого другого, включая моделирование процесса музыкального творчества [15 - 18], музыкальное программирование [19 - 21], технологии создания и художественной обработки звукового материала [22 - 25]. Для решения этих проблем существуют особые классы программ. Рассмотрим основные из них:

1. Аудиоредакторы (Sound Forge, Adobe Audition, Audacity WaveLab, GoldWave, Samplitude Studio и др.) - общее название программ, основной функцией которых является запись и обработка аудиоданных. Самые распространённые операции, которые можно производить, используя данный тип программ, -это удаление частей звукового фрагмента, обработка (динамическая, частотная, пространственная), реставрация аудио. Возможности для записи и работы с MIDI у них отсутствуют.

2. Нотные редакторы (Finale, Sibelius, Encore, MagicScore и др.) - ориентированы на создание нотных партитур и подготовку их к печати. Зачастую они снабжаются функцией проигрывания записанных нот и фрагментов партитуры для более ясного представления об инструментальном звучании произведения.

3. Музыкальные конструкторы (ACID Pro, GrooveMaker, Dance eJay, HipHop и др.) - программы, использующие базу записанных ранее музыкальных фрагментов, лупов (Loop - от англ. петля) и позволяющие, комбинируя эти фраг-

менты, получать готовое музыкальное произведение. Также программы часто используются для развития и понимания основных принципов построения музыкального произведения и его звучания. Продукт, получаемый в результате работы с использованием таких программ, нельзя назвать оригинальным (в широком смысле понимания данного термина).

Обычно музыкальные фрагменты (лупы), используемые в конструкторах, имеют несколько описаний, таких как название инструмента, темп, тональность, в которой звучит луп, и др.

4. Автоаранжировшуки (Band-in-a-Box, EasyKeys, Music Station, Ntonyx Onyx Arranger и др.) - создают аранжировку, основываясь на заданной гармонии и выбранном стиле. Автоаранжировщики работают на основе MIDI-технологии и обычно имеют функцию назначения виртуального инструмента. По умолчанию работают с General MIDI.

5. Секвенсоры (Ableton Live, Steinberg Cubase, Steinberg Nuendo, Cakewalk Sonar, REAPER и др.) - представляют собой многодорожечные аудио- и MIDI-ре-дакторы, обладающие самым широким спектром возможностей. Позволяют производить многодорожечную запись, сведение и мастеринг аудиоматериала. С помощью внешних подключаемых модулей (зачастую разработанных сторонними производителями), работающих в стандартах VST, RATS и DX и др., возможности секвенсоров значительно расширяются. В совокупности с внешними подключаемыми модулями (называемыми Plag-т'ами) секвенсоры позволяют производить весь комплекс работ с музыкальным произведением:

- работа с MIDI: преобразование MIDI-дорожек в нотную партитуру; выравнивание MIDI-событий при неточном исполнении (quantize), назначение на MIDI-дорожку виртуального инструмента, транспонирование всей MIDI-партии и т.п.;

- работа с аудио: все виды обработки звукового сигнала (динамическая, частотная, пространственная, временная), панорамирование каждой дорожки, деструктивная (обработка путём вычисления, при которой исходный файл заменяется на обработанный и изменить параметры обработки после замены невозможно) и недеструктивная обработка (обработка назначается на дорожку и осуществляется в реальном времени при воспроизведении, что позволяет изменять параметры в реальном времени).

Все эти и многие другие программы можно изучать и пользоваться ими в дистанционном формате (это, например, так называемые онлайн-версии программ и другие варианты их использования, не требующие преодоления неизбежных проблем в процессе приобретения и установки масштабных по своим функциональным возможностям программных оболочек, требующих соответствующего программного и аппаратного сопровождения), что обусловливает широкие возможности для их применения в музыкально-образовательном процессе, расширяет перспективы общего музыкальное образование в школе XXI века [26 - 27].

Применение таких программ обогащает и значительно усовершенствует учебный процесс, расширяет содержательное наполнение его методического сопровождения, дополняя образовательный контент для обеспечения качественного обучения детей в музыкальных школах, школах искусств, Дворцах и Домах творчества, студентов, обучающихся в колледжах, музыкальных или музыкально-педагогических училищах, музыкальных академиях, консерваториях, на творческих факультетах университетов, педагогических вузов и институтов искусств.

Итоговая аттестация

Порядок проведения и программа итоговой аттестации определяются в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, Положением об итоговой и промежуточной аттестации по дополнительным профессиональным программам РГПУ имени А.И. Герцена.

Цель и задачи итоговой аттестации

Целью итоговой аттестации является установление соответствия уровня теоретической и практической подготовленности слушателей к выполнению профессиональных требований, установленных ФГОС ВО и профессиональными стандартами.

В процессе проведения итоговой аттестации решаются следующие задачи:

- систематизировать освоенный материал по актуальным направлениям использования дистанционных образовательных технологий в современном музыкальном образовании;

- обосновать актуальность и значимость работы для теории и практики на современном этапе развития конкретной научной и практической области;

- исследовать состояние заданной проблемы с позиции соответствующей науки, раскрыть сущность теоретических и практических научных категорий;

- обобщить полученные в результате проведенных исследований материалы и сформулировать заключение;

- организовать структурирование и подбор цифрового образовательного контента для реализации электронного музыкального обучения из исполнительского и учебного материала по принципам художественной ценности и образовательной значимости.

Форма итоговой аттестации

Итоговая аттестация по программе проводится в форме экзамена, который состоит из двух частей, первая из которых проходит в форме представления оригинальной творческой работы и свидетельствует о художественном уровне

исполнительских достижений. Она выполняется слушателем последовательно в ходе практических занятий. Вторая часть - это выполнение теоретико-практического задания, выявляющего уровень сформированности следующих умений: проектировочных, коммуникативных, организационных, профессионального самопознания.

Итоговая аттестация по программе включает защиту итоговой аттестационной работы (ИАР), которая должна содержать три основных раздела: введение, основная часть, заключение и возможное приложение.

Во введении должна быть обоснована актуальность проблемы, цели и задачи работы и степень освещенности основных ее положений в литературе.

Основная часть может включать несколько глав и может быть структурирована по следующим параметрам: теория, методика, практика. Основная часть может включать отдельный раздел, описывающий реализацию творческой работы слушателя, созданной им в процессе обучения по данной образовательной программе профессиональной переподготовки. Обычно основная часть ИАР состоит из 3 - 4 глав.

В Заключение подводятся итоги исследования и намечаются возможные перспективы дальнейшей разработки поставленной проблемы.

Приложение может включать несколько разделов: визуальные модели, схемы, графики, рисунки, иллюстрации, музыкальный и видеоматериал.

Приложение может быть размещено на удаленном ресурсе или оформлено в виде компакт-диска, содержащего иллюстративный материал

Объем квалификационной работы составляет примерно 50 машинописных страниц.

К защите представляется рукопись, оформленная в соответствии с общепринятыми требованиями, предъявленными к квалификационным работам и получившая допуск к защите после обсуждения на заседании совета УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» информационных технологий и технологического образования.

Процедура защиты итоговой аттестационной работы

Руководитель ИАР представляет письменный отзыв в процессе защиты, в котором характеризуется работа. Руководитель воздерживается от рекомендаций об оценке за квалификационную работу. На защиту ИАР представляется рецензия.

Защита проводится на открытом заседании аттестационной комиссии, на котором заслушивается краткий доклад автора, отзыв руководителя, зачитывается рецензия, проводится дискуссия в виде вопросов и ответов по теме работы.

На защиту приглашаются научные руководители и рецензенты, сотрудники учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ имени А.И. Герцена. Продолжительность защиты одной работы, включая обсуждение, обычно составляет 30 минут.

Решение об оценке принимается на закрытом заседании аттестационной комиссии по завершении защиты всех работ, намеченных на данное заседание.

Каждый член аттестационной комиссии дает свою оценку работе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Председатель собирает оценки всех членов комиссии и после обсуждения открытым голосованием выносит окончательное решение об оценке работы. При равенстве голосов голос председателя является решающим. По завершении обсуждения председатель комиссии подводит итоги защиты аттестационных работ и зачитывает выставленные оценки.

Критерии оценки итоговой аттестационной работы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При выставлении оценки принимаются во внимание следующие моменты:

1. Общие положения: актуальность темы исследования; новизна результатов и выводов; степень обоснованности выводов (использование методов, длительность исследования, выборка); степень участия автора в получении результатов исследования.

2. Соответствие квалификационной работы установленным требованиям: структура работы (введение, деление на главы, выводы, литература); формулировка и согласованность методологических характеристик, глав, выводов; стиль изложения (анализ или компиляция); оформление работы (текст, рубрикация, таблицы, рисунки, ссылки); литература (оформление, количество, качество, годы издания).

3. Представление результатов исследования на защите: отражение основной идеи исследования в докладе; ответы на вопросы; стиль ведения научной дискуссии; иллюстрация доклада (содержание и оформление).

Критерии оценок

Оценка «отлично» ставится за обоснованный ответ, отвечающий содержанию и форме вопроса по определённой теме, отражает понимание предмета слушателем и свидетельствует о высоких теоретических знаниях.

Оценка «хорошо» ставится за достаточное осмысленное понимание предмета. Отражает понимание особенностей содержания. Допустимы небольшие погрешности, не разрушающие целостности ответа.

Оценка «удовлетворительно» ставится за недостаточное понимание, свидетельствующее об определенных изъянах в теоретических знаниях. Ответ сопровождается неточностями и ошибками. Слабо проявляется индивидуальное понимание.

Оценка «неудовлетворительно» ставится за отсутствие знаний.

Шкала Критерии оценки

«отлично» - работа характеризуется высоким уровнем профессионализма, чёткостью структуры и обоснованностью полученных результатов

«хорошо» - работа характеризуется профессиональным подходом, грамотным построением, но не все выводы обоснованы в должной мере

«удовлетворительно» - тема раскрыта недостаточно, подбор исследовательского инструментария малоубедителен, доказательная база требует дополнений

«неудовлетворительно» - в работе обнаружены неточности, доказательства неубедительны, в итоге отсутствует конечный исследовательский результат

Окончательная оценка выставляется на основании отзыва руководителя и выступления автора работы, ответов на вопросы, возникших в ходе дискуссии. Результаты объявляется в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний аттестационной комиссий.

В заключение перечислим сведения об основных организационно-педагогических условиях реализации образовательного процесса по программе профессиональной переподготовки «Дистанционные образовательные технологии в музыке и музыкальном образовании» (организация обучения, практики, используемые технологии).

Организация образовательной деятельности по программе

Обучение проходит в специально оборудованной аудитории (УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ имени А. И. Герцена), которая оснащена компьютерными местами. Аудиторная работа предполагает лекционные и практические занятия.

Организации педагогической практики по программе предусматривает проведение групповых занятий в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ имени А.И. Герцена, а также по месту основной работы слушателей.

Используемые технологии обучения:

• Технология развивающего обучения - в основе лежит принцип повышенной трудности.

• Технология модульного обучения - ориентирована на самостоятельную работу.

Библиографический список

• Технология дифференцированного обучения - условия обучения слушателей (аудиторно-индивидуальные, т.к. используется работа в наушниках) позволяют учитывать индивидуально-психологические особенности.

• Технология проблемного обучения - овладение способами познания информатики самостоятельно, через практические занятия.

• Технология проектного обучения - для слушателей создаются проблемные ситуации, которые нуждаются в самостоятельном приобретении недостающих знаний.

• Технология разноуровневого обучения - используются задания с различным уровнем сложности, индивидуальный темп выполнения заданий.

• Технология дистанционного обучения - модули программы размещены в Центре дистанционной поддержки обучения Moodle.

• Интерактивные технологии обучения - взаимодействие всех участников обучения, создание специальных условий для решения коммуникативных задач.

Кадровые условия реализации программы. К реализации программы привлекаются преподаватели, имеющие высшее образование, ученую степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет или ученое звание доцента.

Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы. Реализация программы проходит в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ имени А.И. Герцена, которая соответствует материально-техническим требованиям к реализации программы.

Рабочее место слушателя включает музыкальный компьютер (с музыкальным программным обеспечением), МЮ1-клавиатуру, наушники закрытого типа, внешнюю звуковую карту. Все рабочие места соединены одной локальной сетью. В аудитории размещены микшерный пульт, активная аудиосистема, электронные музыкальные инструменты, проектор, экран, магнитная доска. Аудитория оснащена необходимым программным и аппаратным обеспечением для реализации различных форм сетевого взаимодействия и обучения.

Отметим, что объем программы профессиональной переподготовки «Дистанционные образовательные технологии в музыке и музыкальном образовании» составляет 252 часа (общая трудоемкость программы), из них: аудиторные занятия - 252 часа, производственная практика - 2 недели, подготовка итоговой аттестационной работы - 4 недели.

Документ, выдаваемый по завершении обучения. Слушателям, успешно освоившим программу и защитившим итоговую аттестационную работу, выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

Программа представлена в соответствующих приложениях системы дистанционной поддержки образовательного процесса (СДО MOODLE: https:// moodle.herzen.spb.ru).

1. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С., Товпич И.О. Планшетные и музыкально-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; № 8: 211 - 219.

2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального воспитания и образования. Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования: материалы VII Международной научно-практической конференции. Климовск, 2013: 7 - 12.

3. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № Special Edition 24: 360 - 375.

4. Горбунова И.Б. «Эстетика: информационный подход» Ю. Рагса: актуальное значение и перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; № 2: 86 - 90.

5. Горбунова И.Б. О Юрии Николаевиче Рагсе. Измерение музыки. Памяти Юрия Николаевича Рагса (1926 - 2012): сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2015: 15 - 20.

6. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование-2011: материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2011: 18 - 24.

7. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Теория и практика общественного развития. 2014; № 21: 289 - 293.

8. Горбунова И.Б. Информационные технологии в художественном образовании. Философия коммуникации: интеллектуальные сети и современные информационно-коммуникативные технологии в образовании. Санкт-Петербург, 2013: 192 - 202.

9. Горбунова И.Б. Акустические знания музыканта в современном медиаобразовательном пространстве: истоки проблемы и перспективы развития. Инновационные технологии в медиаобразовании: сборник научных статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 2014: 21 - 24.

10. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерное музыкальное творчество. Теория и практика. Saarbrucken. 2014.

11. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка. Компьютерное музыкальное творчество: учебное пособие. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013; Т. 1.

12. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Аудиовизуальный синтез: опыт музыкально-теоретического рассмотрения проблем. Казанский педагогический журнал. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

13. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука: учебное пособие. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016; Т. 2.

14. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Теория и практика. Saarbrücken, 2016.

15. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.

16. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Комплексная модель семантического пространства музыки и перспективы взаимодействия музыкальной науки и современного музыкального образования. Научное мнение. 2014; № 8: 238 - 249.

17. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2012.

18. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Компьютерное моделирование процесса музыкального творчества. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014; № 168: 84 - 93.

19. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Чибирев С.В. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; № 4 (75): 16 - 24.

20. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; № 7: 213 - 218.

21. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов. Проблемы музыкальной науки. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

22. Горбунова И.Б. Методические аспекты толкования функционально-логических закономерностей музыки и музыкально-компьютерные технологии: системы музыкальной нотации. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 10: 69 - 77.

23. Горбунова И.Б. Архитектоника звука: монография. Санкт-Петербург, 2014.

24. Белов ГГ., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; № 6: 135 - 139.

25. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 4: 95 - 100.

26. Бергер Н.А., Горбунова И.Б., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 6 (55): 147 - 151.

27. Горбунова И.Б., Шалаева Е.А. Музыкальный инструмент и музыкальное образование для каждого учащегося в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015; № 4 (45): 164 - 169.

References

1. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S., Tovpich I.O. Planshetnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 8: 211 - 219.

2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo vospitaniya i obrazovaniya. Pedagogika ipsihologiya, kul'tura iiskusstvo: problemy obschego i special'nogo gumanitarnogo obrazovaniya: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Klimovsk, 2013: 7 - 12.

3. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № Special Edition 24: 360 - 375.

4. Gorbunova I.B. "'Estetika: informacionnyj podhod" Yu. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 2: 86 - 90.

5. Gorbunova I.B. O Yurii Nikolaeviche Ragse. Izmerenie muzyki. Pamyati Yuriya Nikolaevicha Ragsa (1926 - 2012): sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg, 2015: 15 - 20.

6. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2011: 18 - 24.

7. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; № 21: 289 - 293.

8. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v hudozhestvennom obrazovanii. Filosofiya kommunikacii: intellektual'nye seti i sovremennye informacionno-kommunikativnye tehnologii v obrazovanii. Sankt-Peterburg, 2013: 192 - 202.

9. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye tehnologii v mediaobrazovanii: sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 21 - 24.

10. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo. Teoriya ipraktika. Saarbrucken. 2014.

11. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo: uchebnoe posobie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2013; T. 1.

12. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

13. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka: uchebnoe posobie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2.

14. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.

15. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

16. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; № 8: 238 - 249.

17. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: kprobleme modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2012.

18. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Komp'yuternoe modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2014; № 168: 84 - 93.

19. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu., Chibirev S.V. Modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; № 4 (75): 16 - 24.

20. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 7: 213 - 218.

21. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O matematicheskih metodah v issledovanii muzyki i podgotovke muzykantov. Problemy muzykal'noj nauki. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

22. Gorbunova I.B. Metodicheskie aspekty tolkovaniya funkcional'no-logicheskih zakonomernostej muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: sistemy muzykal'noj notacii. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 10: 69 - 77.

23. Gorbunova I.B. Arhitektonika zvuka: monografiya. Sankt-Peterburg, 2014.

24. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; № 6: 135 - 139.

25. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95 - 100.

26. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № 6 (55): 147 - 151.

27. Gorbunova I.B., Shalaeva E.A. Muzykal'nyj instrument i muzykal'noe obrazovanie dlya kazhdogo uchaschegosya v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2015; № 4 (45): 164 - 169.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 378

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Pankova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

TRAINING OF UNDERGRADUATE STUDENTS IN THE PROGRAM "INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ART AND AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN": THE FIRST RESULTS. The authors focus on characteristics of training in conditions of distance educational process with the use of e-learning systems, characteristic of teaching the humanities, highlighting the most appropriate approaches to the development of educational programs in this field with the participation of remote educational technologies. On the example of studying the discipline "Information Technologies in the Art and Aesthetic Education of Children", which is the main professional educational program of bachelor's training in the direction of Pedagogical Education within the professional and educational profile of training "Additional Art and Aesthetic Education of Children", the educational elements of the MOODLE distance learning system are considered. They allow organizing the training of students, whose future professional activity is connected with teaching various creative disciplines for children studying in preschool educational institutions, and primary school students, whose education takes place within the framework of general education schools, lyceums, gymnasiums, i.e. in conditions of functioning of the electronic educational process.

Key words: information technologies, linguistics, remote learning tools, distance musical education.

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected] А.А. Панкова. канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.