Научная статья на тему 'Об особенностях формирования программ обучения музыкальным дисциплинам с применением дистанционных образовательных технологий'

Об особенностях формирования программ обучения музыкальным дисциплинам с применением дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное музыкальное образование / музыкальное творчество / система дистанционного обучения MOODLE / инструменты организации удаленного обучения / электронное обучение. / distance music education / distance learning system Moodle / remote learning tools / distance musical education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. Б. Горбунова, А. А. Панкова

В статье рассмотрены особенности формирования программ обучения различным музыкальным дисциплинам с применением музыкально-компьютерных технологий в условиях реализации дистанционного музыкально-образовательного процесса. Авторы статьи обращают внимание на характерные черты, свойственные художественно-творческим дисциплинам, выделяя наиболее целесообразные подходы к формированию образовательных программ в этой сфере с участием дистанционных образовательных технологий и системы дистанционного обучения MOODLE. На конкретных примерах рассматриваются учебные элементы системы дистанционного обучения MOODLE, позволяющие организовать процесс обучения педагогов-музыкантов в области методики преподавания музыкально-теоретических и музыкально-исполнительских дисциплин в условиях функционирования процессов электронного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И. Б. Горбунова, А. А. Панкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CHARACTERISTIC FEATURES OF FORMING THE PROGRAMS FOR TEACHING THE MUSICAL DISCIPLINES WITH USING DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The article considers features of forming training programs for various musical disciplines with the use of music computer technologies in the implementation of remote musical and educational process. The authors of the article draw attention to characteristic features inherent in artistic and creative disciplines, highlighting the most appropriate approaches to the formation of educational programs in this area with the participation of distance educational technologies and the Moodle distance learning system. Using concrete examples, we consider the educational elements of the Moodle distance learning system, which allow us to organize the process of training teachers-musicians in the field of teaching methods of music theory and music performance disciplines in the context of the functioning of e-learning processes.

Текст научной работы на тему «Об особенностях формирования программ обучения музыкальным дисциплинам с применением дистанционных образовательных технологий»

ций, а также членов их управленческих команд к непрерывному развитию своего личностно-профессионального потенциала. Рассматриваются принципы непрерывного совершенствования Кайдзен и системы стандартизации 5S. Отдельное занятие посвящено основам тайм-менеджмента.

По итогам обучения по представленной программе повышения квалификации управленческие команды образовательных учреждений в составе 3 - 4 человек защищают разработанный на основе аналитической работы проект «Картирование потока создания ценностей в образовательном процессе» и аргументируют свои решения.

Библиографический список

Апробация программы повышения квалификации ««Развитие профессиональной готовности руководителей образовательных организаций к инновационному управлению» послужила отправной точкой для разработки дистанционной программы профессиональной переподготовки «Менеджмент организации. Управление образованием» для руководителей школ и детских садов по заявке Центров занятости региона в рамках реализации Федеральной программы «Старшее поколение». Первыми слушателями программы стали 14 управленцев предпенсионного и пенсионного возраста, в основном работающие в сельских малокомплектных школах и детских садах.

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г № 2765-р. Available at: http://static.government.ru/ media/files/ mlorxfXbbCk.pdf

2. Пономарева Е.В., Иванова Т.Д. Современные тенденции в формировании личного бренда руководителя. Лидерство и менеджмент. 2018; Т. 5, № 4: 141 - 152.

3. Бурнашева Э.П. Использование инструментов бережливого производства в проектировании образовательного процесса. Интеграция образования. 2016; № 1: 105 - 111.

4. Погребняк С.И. Бережливое производство. Формула эффективности. Москва: Триумф, 2013.

5. Краснорядцева О.М., Баланев Д.Ю., Щеглова Е.А. Диагностические возможности опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности». Сибирский психологический журнал. 2011; № 40: 164 - 175.

6. Иваненко И.А. Подготовка руководителей школ в условиях модернизации современного российского образования. Современные проблемы науки и образования. 2014; № 4. Available at: http://www.science-education.ru/ru/ article/ view?id=14469

7. Ганаева Е.А. Возможности методического маркетинга в формировании профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций. Современные проблемы науки и образования. 2018; № 3: 98 - 106.

References

1. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2014 g. № 2765-r. Available at: http://static.government.ru/ media/files/ mlorxfXbbCk.pdf

2. Ponomareva E.V., Ivanova T.D. Sovremennye tendencii v formirovanii lichnogo brenda rukovoditelya. Liderstvo imenedzhment. 2018; T. 5, № 4: 141 - 152.

3. Burnasheva 'E.P. Ispol'zovanie instrumentov berezhlivogo proizvodstva v proektirovanii obrazovatel'nogo processa. Integraciya obrazovaniya. 2016; № 1: 105 - 111.

4. Pogrebnyak S.I. Berezhlivoeproizvodstvo. Formula 'effektivnosti. Moskva: Triumf, 2013.

5. Krasnoryadceva O.M., Balanev D.Yu., Scheglova E.A. Diagnosticheskie vozmozhnosti oprosnika «Psihologicheskaya gotovnost' k innovacionnoj deyatel'nosti». Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2011; № 40: 164 - 175.

6. Ivanenko I.A. Podgotovka rukovoditelej shkol v usloviyah modernizacii sovremennogo rossijskogo obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; № 4. Available at: http://www.science-education.ru/ru/ article/ view?id=14469

7. Ganaeva E.A. Vozmozhnosti metodicheskogo marketinga v formirovanii professional'noj kompetentnosti rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2018; № 3: 98 - 106.

Статья поступила в редакцию 20.05.20

УДК 378

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru Pankova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: pankovaaa@gmail.com

ON CHARACTERISTIC FEATURES OF FORMING THE PROGRAMS FOR TEACHING THE MUSICAL DISCIPLINES WITH USING DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES. The article considers features of forming training programs for various musical disciplines with the use of music computer technologies in the implementation of remote musical and educational process. The authors of the article draw attention to characteristic features inherent in artistic and creative disciplines, highlighting the most appropriate approaches to the formation of educational programs in this area with the participation of distance educational technologies and the Moodle distance learning system. Using concrete examples, we consider the educational elements of the Moodle distance learning system, which allow us to organize the process of training teachers-musicians in the field of teaching methods of music theory and music performance disciplines in the context of the functioning of e-learning processes.

Key words: distance music education, distance learning system Moodle, remote learning tools, distance musical education.

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru А.А. Панкова. канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: pankovaaa@gmail.com

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассмотрены особенности формирования программ обучения различным музыкальным дисциплинам с применением музыкально-компьютерных технологий в условиях реализации дистанционного музыкально-образовательного процесса. Авторы статьи обращают внимание на характерные черты, свойственные художественно-творческим дисциплинам, выделяя наиболее целесообразные подходы к формированию образовательных программ в этой сфере с участием дистанционных образовательных технологий и системы дистанционного обучения MOODLE. На конкретных примерах рассматриваются учебные элементы системы дистанционного обучения MOODLE, позволяющие организовать процесс обучения педагогов-музыкантов в области методики преподавания музыкально-теоретических и музыкально-исполнительских дисциплин в условиях функционирования процессов электронного обучения.

Ключевые слова: дистанционное музыкальное образование, музыкальное творчество, система дистанционного обучения MOODLE, инструменты организации удаленного обучения, электронное обучение.

Дистанционное обучение (ДО) становится все более популярной формой организации учебного процесса в различных областях знаний.

Выделим два основных направления, которые необходимо развивать при реализации систем ДО:

а) методология и методика ДО (педагогический дизайн и др.), которые обеспечивают методологическую основу и методическую поддержку как преподавателей в процессе создания электронных учебных курсов (ЭУК), так и пользователей созданных курсов. Кроме того, в рамках данного направления будут

изучаться перспективные возможности ДО, и осуществляться разработка технологии их внедрения и сопровождения. Также необходимо проводить экспертизу курсов, а в дальнейшем - серьёзную аналитическую и статистическую обработку результатов размещения созданных курсов, их востребованности, определения времени жизни курса и необходимости его актуализации или замены (в том числе с использованием методов обработки и анализа BIG DATA);

б) техническое, которое обеспечит техническую и технологическую поддержку как самой системы создания курсов (оснащение и сопровождение оборудования студий), так и техническую поддержку размещенных курсов на выбранной образовательной платформе.

С чего же начать процесс проектирования онлайн-курса?

1 Этап. Цель создания онлайн-курса

Прежде чем приступить к проектированию курса, необходимо определиться с целью его создания. Можно выделить следующие четыре основные цели:

1. Обучение аудитории. На сегодняшний день дистанционная форма обучения в музыкальном образовании эффективно может использоваться только как один из элементов очного образовательного процесса. Это обусловлено спецификой подачи учебного материала и проверки овладения компетенциями в процессе обучения. Тем не менее форма дистанционной поддержки очной дисциплины позволяет более успешно ее реализовать в образовательном процессе [1]. Например, дистанционные технологии существенно расширяют возможности использования дополнительного учебного материала. Таким материалом могут быть как сами лекции, так и вспомогательные видеофрагменты (спектаклей, концертов, интервью, семинаров и др.), электронные нотные библиотеки, аудиозаписи (в том числе и в MIDI-формате, который позволяет работать с нотным текстом в различных специализированных приложениях), программы-тренажеры и многое другое. Педагогам при использовании ДО необходимо учитывать, что применение новых форм подачи учебного материала меняет и методику обучения дисциплине. Кроме того, с помощью использования ДО легче решать организационные вопросы. Так, например, появляется возможность не выключаться из образовательного процесса тем обучающимся, которым часто приходится отсутствовать на очных занятиях ввиду участия в концертной деятельности. Также существенно расширяются возможности построения индивидуальной образовательной траектории с учетом особенностей каждого ученика. Поднять уровень подготовки отстающих обучающихся или использовать весь потенциал тех, чьи способности выше среднего уровня, все это становится возможным благодаря технологиям интеллектуального вариативного подбора учебного материала (как базового, так и дополнительного), контрольных заданий, а также творческих проектов для самостоятельного индивидуального или группового выполнения [2].

Следует отметить, что использование ДО позволит не только содержательно обогатить, разнообразить очные лекции, но и оптимально организовать самостоятельную работу обучающихся в условиях дефицита часов, предусмотренных программой для работы непосредственно с преподавателем. Кроме того, существенно возрастает продуктивность использования времени очных встреч за счет предварительного дистанционного изучения необходимого основного материала, автоматизации оценки и анализа усвоения при проведении контрольных мероприятий.

2. Отбор потенциальных абитуриентов. В условиях расширения возможностей абитуриентов по выбору вуза для дальнейшего обучения образовательные учреждения крайне заинтересованы в привлечении наиболее подготовленных и способных обучающихся. Одним из способов мотивации одаренной и активной молодежи является отбор в процессе ДО. В процессе изучения открытых онлайн-курсов и анализа данных по контрольным мероприятиям существует возможность определения наиболее активных обучающихся с наилучшими результатами, для которых могут быть созданы благоприятные условия при поступлении на очное обучение в вуз.

3. Дополнительный заработок. Онлайн-курсы (или отдельные их модули) могут быть как бесплатными, так и реализуемыми на платной основе. Грамотная организация ДО может принести дополнительный доход учебному учреждению. Кроме того, даже незначительная плата за прохождение курса может служить добавочным мотивирующим фактором для более ответственного отношения к его изучению и успешного завершения.

4. Продвижение имени образовательного учреждения. Модернизация педагогического образования с целью обеспечения возможности использования в образовательном процессе современных информационных технологий (в том числе дистанционных технологий, включая создание онлайн-курсов) позволит вузу активно участвовать в реализации ряда стратегических направлений развития образования в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 гг. Активное и массовое участие образовательных учреждений в данной программе позволит существенно продвинуться на пути удовлетворения растущей социальной потребности общества в качественном и современном образовании. Такая активность и вовлеченность в актуальные образовательные программы с использованием современных технических средств, безусловно, отразится на статусе вуза в национальных и международных рейтингах. Также важным фактором является формирование положительной репутации среди абитуриентов и в профессиональном сообществе (как национальном, так и международном). Кроме того, в условиях возрастающей открытости образования значимым является расширение возможности привлечения сильных абитуриен-

тов и высококвалифицированных сотрудников за счет представления университета на мировой онлайн-площадке.

Следует отметить, что в случае использования ДО в процессе обучения будущих педагогов имеет место мультипликативный эффект, реализуемый в ходе дальнейшей профессиональной деятельности выпускников курса. Очевидно, что современные тенденции перехода на ДО позволяют с уверенностью говорить о востребованности таких курсов в дальнейшем. Таким образом, внедрение ДО в образовательный процесс позволит повысить компетенцию участников проекта (в том числе бакалавров, магистрантов) в области создания онлайн-курсов до уровня выпускников ведущих мировых вузов.

После определения цели или нескольких целей создания онлайн-курса необходимо определиться с целевой аудиторией, ожидаемыми результатами и платформой для размещения учебного контента и организации образовательного процесса.

2 Этап. Создание учебно-методического контента курса

На данном этапе (исходя из поставленных целей и задач) разрабатывается программа онлайн-курса, формируется и адаптируется для дистанционного формата обучения учебный материал, творческие проекты и проверочные задания, продумывается форма и содержание самих видеолекций.

3 Этап. Съемка видеосюжетов

Прежде чем приступать к съемкам видеолекции, целесообразно сделать пробное видео, которое позволит предвосхитить многие проблемы. Например, станет понятно, насколько повествующий преподаватель органично смотрится в кадре и удерживает внимание зрителя, что в дальнейшем обусловит использование нескольких камер или необходимость включения в видеосюжет (на этапе монтажа) дополнительного материала.

4 Этап. Разработка проверочных мероприятий

Создание проверочных заданий, тестов, творческих проектов, прежде всего, должно быть обусловлено заявленными результатами обучения. На сегодняшний день нет идеального решения задачи объективной оценки уровня сформированных компетенций в сфере музыкального образования. Однако существуют эффективные формы проверки музыкальной подготовки слушателя. Например, можно выделить следующие типы заданий:

- стандартные задания на закрепление теоретических знаний (с одним и более правильным ответом);

- задания на установление соответствия;

- задания на определение незнакомого звучащего фрагмента по предоставленным нотным текстам;

- задания на определение музыкального произведения по предоставленному аудио- или видеоматериалу;

- задания на составление музыкального фрагмента из предоставленных нотных «пазлов» (без предоставления аудио- или видеоматериала);

- задания на установление правильной последовательности нотных фрагментов по предоставленному аудио- или видеоматериалу;

- задания на фрагментарную или полную запись музыкального текста по услышанному аудио- или видеоматериалу;

- задания на определение частей музыкального произведения по предоставленным нотным фрагментам (главной партии, побочной партии, темы и т.д.);

- задания на выявление неточности в нотном тексте по предоставленному аудио- или видеоматериалу.

6 Этап. Совершенствование онлайн-курса

В этап совершенствования и коррекции входят такие мероприятия, как изучение данных учебной аналитики, создание комментариев для пояснения трудных фрагментов курса, доработка учебного контента, исправление заданий (если потребуется) и др.

Системы ДО начинают широко применяется и при организации музыкального образования. Существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать при организации такой формы обучения в сфере искусства. Поэтому важнейшим на сегодняшний день является процесс создания онлайн-курсов и гибкое внедрение их в образовательный процесс при обучении самих педагогов-музыкантов, что позволит решить актуальную задачу подготовки кадров в сфере музыкального образования, обладающих потенциалом не только для участия в жизни современного smart-общества, но и для активного и креативного развития такого общества. Кроме того, без использования современных технологий сегодня становится уже затруднительным, а в ряде случаев - невозможным обеспечение требуемого уровня образования, отвечающего актуальным запросам общества и темпам развития различных областей науки.

Эти возможности важны для формирования новых подходов к проблемам подготовки музыканта-профессионала, в том числе - развития перспективных методик современного музыкального образования.

Рассмотрим особенности реализации дистанционного музыкально-образовательного процесса на примере деятельности учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского педагогического университета имени А.И. Герцена (г Санкт-Петербург), где разработана система профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов-музыкантов с высшим и средним профессиональным образованием на основе системы дистанционного обучения (СДО) MOODLE, которая позволяет реализовать полноценный образовательный процесс, включая различные формы контроль-

ных мероприятий. Особое внимание профессорско-преподавательским сообществом УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» уделяется элементам данной системы, которые способствуют организации эффективного процесса обучения музыкальному творчеству в цифровой среде, рассмотрению на конкретных примерах учебных и творческих мероприятий, позволяющих последовательно формировать ключевые компетенции педагога-музыканта для ведения профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде (см., например, работы [3 - 6]).

Следуя именно вышеописанным положениям сотрудниками УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» была разработана программа профессиональной переподготовки «Дистанционные образовательные технологии в музыке и музыкальном образовании», состоящая из нескольких модулей. Перечислим основные из них: «Дистанционные технологии и электронное обучение в музыкальном образовании», «Создание цифрового образовательного контента в условиях реализации дистанционного обучения», «Методика преподавания музыкальных дисциплин с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения», «Музыкальная информатика». Каждая из указанных программ - модулей профессиональной переподготовки - является самостоятельной программой повышения квалификации.

Рассмотрим особенности построения курса с учётом вышеприведённых критериев на примере модуля «Методика преподавания музыкальных дисциплин с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения».

Место и роль модуля «Методика преподавания музыкальных дисциплин с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения» в программе профессиональной переподготовки.

Одной из отличительных особенностей постдипломного образования является необходимость обновления методических аспектов взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Данная программа направлена на совершенствование навыков работы педагогов в области музыкального образования с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Основой профессионального педагогического образования является способность анализировать меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовывать нестандартные решения, поэтому подготовка педагогов-музыкантов и методистов, нацеленных на профессиональное развитие, освоение и внедрение наукоемких и информационных методик в процесс творческого развития обучаемых в системе современного музыкального образования с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения (ЭС) является одной из основных проблем дополнительного профессионального образования.

Цель и задачи модуля «Методика преподавания музыкальных дисциплин с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения».

Основной целью данного модуля профессиональной переподготовки является формирование у слушателей целостного многоаспектного подхода к использованию ДОТ в современном музыкальном образовании и творчестве.

В процессе обучения решаются следующие задачи:

- познакомить слушателей с основными ДОТ и МКТ [7; 8; 9], используемыми в современном музыкальном образовании;

- расширить и углубить предметные знания по различным дисциплинам профессиональной подготовки музыканта (композиция, аранжировка, музыкально-теоретические дисциплины, обучение игре на музыкальных инструментах, основы освоения музыкального языка и музыкальной письменности, обучение музыке детей с ограниченными возможностями здоровья и др.);

- организовать углубленное освоение практических навыков в работе с интерактивными сетевыми технологиями обучения музыке на основе использования МКТ-программного обеспечения [10; 11];

- подготовить слушателей к использованию возможностей музыкального компьютера [12; 13; 14] и МКТ в освоении музыкального языка для разных возрастных групп учащихся;

- способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования, на развитие познавательной мотивации в сфере информационных технологий (ИТ), в том числе ДОТ, МКТ, ЭО и создания цифровых образовательных ресурсов (ЦОР);

- организовать углубленное освоение практических навыков в работе с МКТ-программным обеспечением с использованием возможностей интерактивного взаимодействия электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) [15; 16] с сетевой образовательной средой;

- мотивировать слушателей на создание творческих курсов обучения с применением МКТ и мобильных образовательных технологий [17; 18].

Рабочая программа учебной дисциплины

Тема: «Введение. Сущность, основные понятия и особенности дистанционного обучения. Нормативное обеспечение дистанционного обучения»

Понятийный аппарат ДО. Существующие подходы к организации ДО. Принципы организации ДО. Понятие ИТ, составляющие ИТ, этапы развития и виды ИТ. Цифровые образовательные ресурсы для педагога-музыканта. Структура

музыкально-творческой деятельности на основе использования ИТ. Применение цифровых инструментов (МКТ, ЭМИ, планшет, интерактивная доска и т.д.) и технологий (электронный учебник, ДОТ) в музыкальном образовании и исполнительском искусстве. Моделирование сетевого образовательного пространства педагога-музыканта. Основные возможности применения стандарта SCORM для разработки дистанционных курсов.

Тема: «Основные подходы к реализации образовательных программ в области искусств с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

Потенциал цифровых технологий и МКТ в расширении и модернизации содержательной и воспитательной составляющих образовательного процесса подготовки современного музыканта. Внедрение ДОТ и ЭО и в процесс подготовки педагога-музыканта, обеспечение адекватного уровня использования ДОТ в профессиональной деятельности педагога-музыканта.

Тема: «Техническое обеспечение учебного процесса в условиях электронного и дистанционного обучения в области искусств»

Виды цифровых технологий и МКТ, понятия «мобильные технологии», «цифровые технологии», «облачно-ориентированные технологии», «музыкальный компьютер» как профессиональный инструмент в сфере музыкального образования и творчества [19 - 23]. Специфические особенности аппаратной части и программное обеспечение музыкального компьютера.

Тема: «Психолого-педагогические подходы и условия использования дистанционных образовательных технологий в музыкальном образовании. Возрастные особенности обучаемых и взаимодействие с цифровыми и музыкально-компьютерными технологиями»

Психолого-педагогические подходы и основные условия применения цифровых технологий и МКТ при реализации ЭО в области искусств и музыкального образования. Проблема обучения контингента с разными возрастными особенностями. Организационные и педагогические условия эффективной организации дистанционного учебного процесса с позиций сохранения здоровья всех его участников. Принципы структурирования материала в музыкально-обучающих программах для дошкольного возраста (традиционные и современные). Музыкально-обучающие программы для дошкольного возраста. Компьютерные дидактические и диагностические игры. Принципы структурирования материала в музыкально-обучающих программах для начинающих взрослых. Принципы структурирования материала в музыкально-обучающих программах по курсу теоретических дисциплин (сольфеджио и гармонии) для школ, училищ и вузов.

Тема: «Технологии электронного обучения в музыкальном образовании»

Педагогические технологии, которые лежат в основе проектирования дистанционных курсов: технология развития критического мышления, проектная технология, технология работы в малых группах, портфолио, кейс-технологии и др. Применение Интернет-сервисов в работе. Возможности и трудности ДО. Специфические особенности дистанционного музыкально-образовательного процесса. Адаптация существующих дисциплин к их дистантному ведению. Технология организации различных форм обучения через Интернет. Интернет-технологии работы со звуком. Интернет как виртуальная «концертная площадка». Приемы звукового оформления WEB-сайта. Технологии off-line и on-line в музыкально-образовательном процессе. Музыкальные сайты и использование «поисковых машин». Развитие умений по применению полученной информации для самостоятельной аналитической и творческой деятельности. Музыкальный дистанционный мастер-класс. Программное обеспечение и коммутация оборудования для организации дистанционного урока или мастер-класса. Развитие навыков совместной работы в процессе ДО.

Тема: «Формы и способы организации занятий (уроков) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в музыкальном образовании»

Индивидуально-групповая форма занятий как основа развития каждого ученика с учетом особенностей его дарования. Применение онлайн-ресурсов, дистанционных платформ и информационных порталов, сайтов в ДО, онлайн-те-стирование, вебинары, чаты и форумы, виртуальные классные комнаты, облачные сервисы и ресурсы. Самостоятельная работа, творческая работа, квесты и т.д.

Тема: «Формы контроля и учета результатов образовательной деятельности в условиях электронного обучения с применением дистанционных и музыкально-компьютерных технологий»

Поддержка проектирования учебного материала, доставка учебного материала ученикам, поддержка «справочных» материалов, организация общения и обмена мнениями, консультации, контроль знаний. Формы итоговой аттестации, основные проблемы и их преодоление.

Тема: «Педагогический дизайн. Создание цифрового контента для электронного обучения в музыкальном образовании»

Проектная и творческая деятельность преподавателя в условиях приоритетного использования цифровых и МКТ в учебном процессе. Теория и практика составления мультмедийного контента и музыкально-дидактических компьютерных программ (графических презентационных объектов, создание нотного текста в нотных редакторах (в том числе онлайн-редакторах), а также работа со звуком,

аранжировка, композиция. Создание учебного видеоконтента - лекции, видеообъяснения, видеоподсказки.

Технологии самостоятельной разработки электронных наглядных пособий и тестирующих модулей для музыкальных занятий. Создание наглядных пособий на базе МКТ. Звуковые иллюстрации к освоению материала (музыка различных стилей и жанров). Инновационные подходы к структуре образовательной программы. Реализация теоретических дисциплин в мультимедийной среде. Формы организации урока с применением МКТ: урок-исследование, урок-путешествие, урок-дискуссия, урок-творческая лаборатория. Организация обратной связи при выполнении домашней работы.

Тема: «Особенности использования цифровых и музыкально-компьютерных технологий, в общеобразовательной школе»

Включение в систему музыкального обучения школьников современных технологий воспроизведения звука; компьютерные сервисы, облегчающие работу педагога и ученика: быстрый поиск информации, сохранение промежуточных результатов работы и ее итогов, автоматическая проверка тестовых заданий и пр. Технологии работы со звуком. Организация учебного процесса. Цифровые ресурсы в обучении музыке. Инновационный учебно-методический комплекс «Музыка и информатика». Музыкальная информатика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тема: «Методика преподавания электронных музыкальных инструментов в условиях дистанционного обучения»

Основы исполнительства на ЭМИ. Классификация исполнительских параметров ЭМИ. История цифровых инструментов. Функция DEMO. Панель управления на синтезаторе.

Художественные особенности цифрового инструмента. Тембровая окраска и характер произведения. Электронная группа VOICE, PRESET, PATCH, RIGHT. Динамика. Способы управления динамикой на цифровых инструментах. Динамические параметры звука и художественный образ.

Способы артикуляции. Динамические параметры звука на ЭМИ. Стиль. Режимы аккомпанемента SINGLE FINGER, FINGER и AL FINGER. Выбор моделей стиля на синтезаторе. Настройка BALANCE STYLE.

Приемы работы с мелодической линией в аранжировке. Развитие электронной музыки и художественно-выразительные достижения клавишного синтезатора. Миксты. Группы музыкальных инструментов. Запись собственного исполнения QUICK RECORDING - СЕКВЕНСОР

Создание виртуальных инструментов. Экран настройки Интернета -INTERNET SETTINGS. Инициализация настроек Интернета - INITIALIZE.

Подключение внешних устройств к синтезатору. Цифровой интерфейс музыкальных инструментов MIDI.

Тема: «Применение музыкально-компьютерных технологий в преподавании традиционных музыкальных дисциплин»

Классификация, типовая структура и специфические особенности программного обеспечения для музыкально-теоретических дисциплин. Прикладное программное обеспечение для индивидуальной и групповой работы в классе музыкально-теоретических дисциплин [24]. Настройка, администрирование, формирование отчетов. Программы для самостоятельного обучения музицированию на базе музыкального компьютера. МКТ на уроках специального инструмента. Игра с «виртуальным ансамблем». Технология обучения музыкальной грамоте и музицированию в условиях групповых занятий с использованием МКТ. Методические основы индивидуально-групповых форм обучения музыке и музыкально-теоретическим дисциплинам на основе компьютера. Технология интенсивного развития ритмической ориентации. Равномерность и синхронность. Аккомпанемент как метрическая канва для мелодического ритма. Жанровые и стилевые показатели ритма, отраженные в компьютерных программах (Band-in-a-Box). Возможности МКТ для овладения «делимыми» и «складываемыми» ритмами. Технология интенсивного развития звуковысотной ориентации. Принципы структурирования звуковысотных составляющих музыки (музыкальной письменности, клавишного инструмента, ладовой организации). Технология творческих форм работы с использованием компьютера. Принципы создание тембрового оформления аккомпанемента и мелодии. Инструментовка, аранжировка, досочинение, мелодико-гармоническая комбинаторика, импровизация.

Тема: «Музыкально-компьютерные технологии и интерактивные сетевые технологии в обучении музыке. Интерактивная сетевая программа обучения музыке «Soft Way to Mozart»

МКТ и интерактивные сетевые технологии в обучении музыке. Роль мотивации в обучении музыке. Виды интерактивности. Влияние цифровых технологий на социальную структуру музыкального образования. Роль интерактивности в обучении. Компьютерная интерактивность как новый способ обучения музыке. Основные принципы построения курса обучения «Soft Way to Mozart»:

- музыка и лингвистика. Роль голоса в обучении музыке. Применение вокальной природы музыки в развитии слуха и голоса с помощью системы «Soft Way to Mozart»;

- Развитие слуха и голоса с программой «Soft Way to Mozart». Влияние «многоканального» восприятия в обучении звукам. От речи к высоте звука через взаимодействие с программой «Soft Way to Mozart»;

- методика обучения музыкальному диктанту, подбору аккордов, развитие абсолютного слуха и музыкальной памяти начинающих с помощью системы «Soft Way to Mozart»;

- роль голоса, сольмизации и программы «Soft Way to Mozart» в развитии музыкальной памяти и музыкального мышления. От компьютерной программы к музыкальной «скорописи». Навыки переноса воспринимаемых звуков в нотный текст;

- развитие «музыкального зрения». Особенности зрительного восприятия музыкального текста и пути совершенствования чтения музыки с помощью системы «Софт Моцарт».

Основные составляющие модули интерактивной программы обучения «Soft Way to Mozart». ПО и взаимосвязь компьютера и синтезатора.

Тема: «Использование ресурсов интерактивной доски в обучении музыке»

Создание пособий для работы с интерактивной доской на уроках музыки, сольфеджио, музыкальной литературы и в группах раннего эстетического развития.

- Применение интерактивной доски на занятиях музыкальной направленности.

Обзор типов интерактивных досок, показ проектов российских и зарубежных преподавателей с комментариями. Игровой метод как наиболее органичный способ обучения детей. Интерактивная доска как оптимальный инструмент игрового метода обучения.

- Программа Smart notebook. Основные функции и инструменты программы. Интерфейс программы Smart notebook. Использование встроенных функций интерактивной доски. Их применение в различных узлах урока.

- Работа с объектами. Вставка звука, изображения и видео. Поиск и подготовка звуковых, видеофайлов и изображений. Работа со смежными программами: нотным, звуковым и видеоредакторами.

- Работа с коллекцией LAT: обзор флэш-шаблонов программы Smart notebook. Обоснование методической целесообразности их применения. Практическое создание заданий на основе флэш-шаблонов.

- Работа с конструктором занятий и «волшебной таблицей». Возможные способы применения конструктора занятий для решения определенных методических задач (ритм, теория, диктант, гармонический слух, музыкальная грамота, музыкальная литература). Технология создания занятия на основе конструктора занятий. Технология создания и практическое применение «волшебной таблицы».

- Создание пособий для объяснения и закрепления теоретического материала, работы над диктантом, освоения ритма, развития гармонического слуха. Практическое применение полученных навыков. Продумывание обучающей идеи, сценария задания, подготовка и оформление материала в контексте конкретной методики.

- Создание мультимедийных пособий по музыке и музыкальной литературе для интерактивной доски. Подходы к визуализации материалов по музыкальной литературе и слушанию музыки. Создание обучающих ресурсов, сочетающих разные формы работы.

Тема: «Методика обучения музыке людей с ограниченными возможностями здоровья с использованием ДОТ и МКТ»

Возможности применения МКТ в инклюзивном образовании на разных этапах образовательного процесса. Методика обучение людей с глубоким нарушением зрения при помощи МКТ. Особенности применения МКТ-про-грамм для музыкантов с глубокими нарушениями зрения. Специфика использования музыкальных редакторов музыкантами с ОВЗ по зрению [25, 26, 27]. Обучение музыке людей с глубокими нарушениями зрения с помощью МКТ в условиях дистанционного образовательного процесса: создание цифровой образовательной среды как основы для дистанционного обучения незрячих музыкантов, разработка методических подходов к обучению музыке людей с ОВЗ по зрению в условиях дистанционного образовательного процесса. Особенности обучения МКТ-программам в дистанционном образовании музыкантов с ОВЗ по зрению: основные направления применения МКТ для незрячих музыкантов на разных ступенях образовательного процесса.

Тема: «Использование облачных и мобильных технологий в работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжью»

Программные и аппаратные инструменты в мобильных устройствах и их использование в дистанционной педагогической практике. Понятие облачных и планшетных технологий. Виды облачных сервисов, возможности их использования в педагогической, практической и творческой деятельности. Понятие «облачное хранилище», типы доступных облачных сервисов, таких как Windows Live, iCloud, Google и др. Система организации учебного образовательного пространства Moodle. Практическое использование основных программных и аппаратных составляющих ДОТ как, пример, реализации обучения в условиях функционирования ВТИОС.

Форма и методы контроля знаний слушателей

Итоговый контроль по модулю «Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием ДОТ и ЭО» - зачёт, выявляющий уровень сформиро-ванности знаний. Итоговая аттестация проводится в виде зачёта.

Промежуточная аттестация проходит в форме промежуточного тестирования по темам, и выполнения практических заданий по изученным на лекциях темам и практическим занятиям.

Типовые вопросы для проведения процедур оценивания результатов освоения

Примерные задания:

1. Разработать план-конспект занятия с использованием ДОТ и МКТ для разных возрастных групп.

2. Провести анализ музыкально-обучающих программ в открытом доступе по курсу теоретических дисциплин.

3. Разработать учебный квест по творчеству классических музыкальных композиторов.

4. Создать форум для обмена методическими материалами.

5. Проанализировать возможности облачных сервисов и хранилищ.

6. Разработать мастер-класс с использованием электронных образовательных программ.

7. Описать возможные схемы коммутации домашнего «рабочего места» ученика.

8. Разработать наглядное пособие на базе МКТ с использованием ДОТ.

9. Создать аранжировку к видеоряду. Записать с использованием ЭМИ.

10. Создание проектов с использованием интерактивной доски: отдельные слайды с заданиями, направленными на формирование определенного музыкального навыка; тестовые задания; сборники заданий - пособия, имеющие неоднородные методические задачи с заданиями разных жанров.

Примерные вопросы:

1. Ансамблевое музицирование с применением МЮ1-инструментов.

2. Использование компьютерных тренингов для построения индивидуальных образовательных траекторий изучения музыкальной культуры.

3. Классификация цифровых образовательных продуктов для музыкального образования.

4. Музыкальный компьютер как профессиональный инструмент музыканта-педагога.

Библиографический список

5. Методические особенности обучения людей с ограниченными возможностями (зрения и слуха) с использованием МКТ.

6. Методические подходы в применении музыкального компьютера в преподавании существующих учебных курсов.

7. Музыкальный компьютер как средство разработки новых музыкальных дисциплин.

8. Программное обеспечение для музыкального воспитания дошкольников.

9. Специфика организации дистанционного музыкально-образовательного процесса.

10. Творческие формы работы с использованием музыкального компьютера.

11. Технология обучения музыкальной грамоте и музицированию в условиях групповых занятий с использованием компьютера.

12. Технология работы с цифровым звуком.

13. Цифровые ресурсы для обучения музыке в компьютерном классе.

14. Особенность управления панелью электронного инструмента во время исполнения.

15. Формы контроля и учёта образовательной деятельности при реализации электронного обучения с применение дистанционных технологий.

16. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке.

17. Особенности применения МКТ-программ для музыкантов с глубокими нарушениями зрения.

18. Подходы к визуализации материалов по музыкальной литературе и слушанию музыки.

19. Методика обучения музыкальному диктанту, подбору аккордов, развитие абсолютного слуха и музыкальной памяти начинающих с помощью системы «Soft Way to Mozart».

20. Программные и аппаратные инструменты в мобильных устройствах и их использование в дистанционной педагогической практике.

1. Панкова А.А. Технологии контроля в дистанционном музыкальном образовании. Философия человека в историческом контексте: сборник научных статей XXVI Международной конференции. Санкт-Петербург, 2019: 535 - 537.

2. Панкова А.А. Цифровой контент и дистанционные технологии в музыкальном образовании. Региональная информатика «РИ-2018»: материалы конференции. Санкт-Петербург, 2018: 397 - 400.

3. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерное музыкальное творчество как средство формирования информационной компетентности современного музыканта-педагога. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; № 9 (80): 256 - 261.

4. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Digital Audio Workstation: Теория и практика. Saarbrücken, 2016.

5. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской Международной конференции, 2014: 320 - 321.

6. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта. Медиамузыка. 2014; № 3: 4. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/3_4.html

7. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в общем и профессиональном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование-2004: материалы Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, 2004: 52 - 55.

8. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как новая образовательная творческая среда. Актуальные вопросы современного университетского образования: материалы XI российско-американской научно-практической конференции, 2008: 163 - 167.

9. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как новая обучающая и творческая среда. Современное музыкальное образование-2002: материалы Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, 2002: 161 - 169.

10. Горбунова И.Б., Хайнер Е. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке в школе цифрового века: программа «Soft Way to Mozart». Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; № 4 (39): 104 - 109.

11. Gorbunova I., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School. Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018), 2019: 124 - 128.

12. Белов ГГ., Горбунова И.Б. Кибернетика и музыка: постановка проблемы. Общество:философия, история, культура. 2016; № 12: 138 - 143.

13. Белов ГГ., Горбунова И.Б., Горелыенко А.В. Музыкальный компьютер. Новый инструмент музыканта: методическое пособие. Санкт-Петербург, 2006.

14. Горбунова И.Б. «Автоматические композиции» как предшественники применения кибернетики в музыке. Общество: философия, история, культура. 2016; № 9: 97 - 101.

15. Gorbunova I.B. Electronic Musical Instruments: To the Problem of Formation of Performance Mastery. Int'l Conference Proceedings, 2018: 23 - 28.

16. Gorbunova I.B. New Tool for a Musician. ICASET-18, ASBES-18, EEHIS-18 Internatonal Conference Proceedings, 2018: 144 - 149.

17. Гончарова М.С., Горбунова И.Б. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании. Медиамузыка. 2016; № 6: 3. Available at: http:// mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html

18. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С. Музыкально-компьютерные и облачно-ориентированные технологии в системе современного музыкального образования. Научное мнение. 2015; № 3-2: 68 - 82.

19. Горбунова И.Б. Компьютерная студия звукозаписи как инструмент музыкального творчества и феномен музыкальной культуры. Общество: философия, история, культура. 2017; № 2: 87 - 92.

20. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка: учебное пособие. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016; Т. 2. Лаборатория звука.

21. Горбунова И.Б. Методические аспекты толкования функционально-логических закономерностей музыки и музыкально-компьютерные технологии: системы музыкальной нотации. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 10: 69 - 77.

22. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О значении информационных технологий для современной экспериментальной эстетики (музыкально-теоретический аспект). Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества: труды Международной научно-теоретической конференции. Ответственный за выпуск О.Д. Шипунова, 2014: 97 - 100.

23. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Проблемы музыкальной науки. 2018; № 4 (33): 55 - 64.

24. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Инновационный проект «Музыкально-компьютерные технологии». Сибирский учитель. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

25. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Методика обучения информационным технологиям людей с нарушением зрения. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; № 5: 15 - 19.

26. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science Proceedings. Springer, 2018: 381 - 389.

27. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings, 2018: 15 - 18.

References

1. Pankova A.A. Tehnologii kontrolya v distancionnom muzykal'nom obrazovanii. Filosofiya cheloveka v istoricheskom kontekste: sbornik nauchnyh statej XXVI Mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2019: 535 - 537.

2. Pankova A.A. Cifrovoj kontent i distancionnye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika «RI-2018»: materialy konferencii. Sankt-Peterburg, 2018: 397 - 400.

3. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo kak sredstvo formirovaniya informacionnoj kompetentnosti sovremennogo muzykanta-pedagoga. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; № 9 (80): 256 - 261.

4. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Digital Audio Workstation: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii, 2014: 320 - 321.

6. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; № 3: 4. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/3_4.html

7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obschem i professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2004: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni N.A. Rimskogo-Korsakova, 2004: 52 - 55.

8. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Aktual'nye voprosy sovremennogo universitetskogo obrazovaniya: materialy XI rossijsko-amerikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2008: 163 - 167.

9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak novaya obuchayuschaya i tvorcheskaya sreda. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2002: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni N.A. Rimskogo-Korsakova, 2002: 161 - 169.

10. Gorbunova I.B., Hajner E. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke v shkole cifrovogo veka: programma "Soft Way to Mozart". Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; № 4 (39): 104 - 109.

11. Gorbunova I., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School. Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018), 2019: 124 - 128.

12. Belov G.G., Gorbunova I.B. Kibernetika i muzyka: postanovka problemy. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 2016; № 12: 138 - 143.

13. Belov G.G., Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyj komp'yuter. Novyjinstrumentmuzykanta: metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg, 2006.

14. Gorbunova I.B. "Avtomaticheskie kompozicii" kak predshestvenniki primeneniya kibernetiki v muzyke. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 2016; № 9: 97 - 101.

15. Gorbunova I.B. Electronic Musical Instruments: To the Problem of Formation of Performance Mastery. Int'l Conference Proceedings, 2018: 23 - 28.

16. Gorbunova I.B. New Tool for a Musician. ICASET-18, ASBES-18, EEHIS-18 International Conference Proceedings, 2018: 144 - 149.

17. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; № 6: 3. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html

18. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S. Muzykal'no-komp'yuternye i oblachno-orientirovannye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2015; № 3-2: 68 - 82.

19. Gorbunova I.B. Komp'yuternaya studiya zvukozapisi kak instrument muzykal'nogo tvorchestva i fenomen muzykal'noj kul'tury. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 2017; № 2: 87 - 92.

20. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka: uchebnoe posobie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2. Laboratoriya zvuka.

21. Gorbunova I.B. Metodicheskie aspekty tolkovaniya funkcional'no-logicheskih zakonomernostej muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: sistemy muzykal'noj notacii. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 10: 69 - 77.

22. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O znachenii informacionnyh tehnologij dlya sovremennoj 'eksperimental'noj 'estetiki (muzykal'no-teoreticheskij aspekt). Subkul'tury i kommunikativnye strategii informacionnogo obschestva: trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. Otvetstvennyj za vypusk O.D. Shipunova, 2014: 97 - 100.

23. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Problemy muzykal'noj nauki. 2018; № 4 (33): 55 - 64.

24. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Innovacionnyj proekt "Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii". Sibirskijuchitel'. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

25. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Metodika obucheniya informacionnym tehnologiyam lyudej s narusheniem zreniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; № 5: 15 - 19.

26. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science Proceedings. Springer, 2018: 381 - 389.

27. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings, 2018: 15 - 18.

Статья поступила в редакцию 28.05.20

УДК 378

Aleksandrova N.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Scientific and Experimental Pedagogical Laboratory, Research Institute for Traditional

Arts and Crafts, Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: profped@bk.ru

PROFESSIOLOGICAL APPROACH AS A FACTOR OF FORECASTING EDUCATION IN THE FIELD OF TRADITIONAL APPLIED ART. Using theory and practice of vocational education, the article describes the educational field of traditional applied art in modern times and the challenges of its external environment. The use of forecasting as a prerequisite for solving problems is proposed. The rationale for the application of the professional approach in predicting education in the above mentioned field is given as multifunctional and universal for this object. Successful examples of using a professiological approach to the study of education in the field of traditional applied art are given. Promising areas of using the professiological approach are presented. The materials of the article are based on the results of the analysis of the experience of professional education in the field of arts and crafts at the Higher school of folk arts (Academy).

Key words: education in field of traditional applied art, challenges of modern society, professional activity, professional approach.

Н.М. Александрова, д-р пед. наук проф., зав. научно-экспериментальной педагогической лабораторией Института традиционных

художественных промыслов Высшей школы народных искусств (академии), г. Санкт-Петербург, E-mail: profped@bk.ru

ПРОФЕССИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

КАК ФАКТОР ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В статье на основе теории и практики профессионального образования дается характеристика образовательной области традиционного прикладного искусства в современное время и вызовов ее внешнего окружения. Предложено использование прогнозирования как предпосылки решения проблем. Дано обоснование применения профессиологического подхода в прогнозировании образования в вышеуказанной области как многофункционального и универсального для этого объекта. Приведены успешные примеры использования профессиологического подхода к изучению образования в области традиционного прикладного искусства. Представлены перспективные сферы использования профессиологического подхода. Материалы статьи основаны на результатах анализа опыта профессионального образования в области художественных промыслов в Высшей школе народных искусств (академии).

Ключевые слова: образование в области традиционного прикладного искусства, вызовы современного общества, профессиональная деятельность, профессиологический подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.