Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО ПРОГРАММЕ «ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАТИКИ»: ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЕ'

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО ПРОГРАММЕ «ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАТИКИ»: ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / лингвистика / инструменты организации удаленного обучения / электронное обучение / information technologies / linguistics / remote learning tools / distance musical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.Б. Горбунова, А.А. Панкова

В статье обсуждаются особенности формирования программ обучения в условиях реализации дистанционного образовательного процесса при подготовке студентов, обучающихся в системе заочного образования. На примере изучения дисциплины «Основы художественной информатики» рассматриваются формы и методы получения знаний студентами – будущими учителями младших классов и преподавателями дошкольных образовательных заведений, в том числе – с использованием технологий электронного обучения. Рассматриваются программные и содержательные особенности формирования навыков работы в новых образовательных условиях, в условиях необходимости разработки новых образовательных моделей, применяемых в обучении детей раннего школьного и старшего дошкольного возраста, построенных на последовательном использовании цифровых образовательных ресурсов и умении планировать и реализовывать их грамотное и качественное использование в практике дополнительного образования детей с учетом их возраста и образовательных потребностей в системе функционирования высокотехнологичной информационной образовательной среды взаимодействия педагогов, родителей, детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.Б. Горбунова, А.А. Панкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF UNDERGRADUATE STUDENTS WITHIN THE PROGRAM “FUNDAMENTALS OF ART INFORMATICS”: FEATURES OF THE STRUCTURE AND CONTENT

The article discusses features of how to make training programs in the context of introduction of the distance education process into education of students. On the example of studying the discipline “Fundamentals of Art Informatics”, the forms and methods of obtaining knowledge by students – future primary school teachers and teachers of preschool educational institutions – are considered, including using e-learning technologies. The article considers the program and content features of the formation of work skills in the new educational environment, in the context of the need to develop new educational models used in the education of children of early school and senior preschool age, based on the consistent use of digital educational resources and the ability to plan and implement their competent and high-quality use in the practice of additional education of children, taking into account their age and educational needs in the system of functioning of a high-tech information educational environment of interaction between teachers, parents, children and adolescents.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО ПРОГРАММЕ «ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАТИКИ»: ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЕ»

15. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; № У: 213 - 218.

16. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской Международной конференции. Санет-Петербург, 2014: 293 - 294.

IV. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2012.

18. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование-2011: материалы Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. H.A. Римского-Корсакова. Санкт-Петербург. 2011: 18 - 24.

19. Горбунова И.Б. Информационные технологии в художественном образовании. Философия коммуникации: интеллектуальные сети и современные информационно-коммуникативные технологии в образовании. Санкт-Петербург, 2013: 192 - 202.

References

1. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo. Teoriya ipraktika. Saarbrucken, 2014.

2. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo: uchebnoe posobie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2013; T. 1.

1. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.

2. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka: uchebnoe posobie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2.

3. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii muzykantov informatike (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg, 2012.

4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii - novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. VestnikGercenovskogo universiteta. 200У; № 1 (39): 4У - 51.

5. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo vospitaniya i obrazovaniya. Pedagogika ipsihologiya, kul'tura i iskusstvo: problemy obschego ispecial'nogo gumanitarnogo obrazovaniya: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Klimovsk, 2013: У - 12.

6. Gorbunova I.B. Informacionnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoemuzykal'noe obrazovanie-2016. materialy XV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Sankt-Peterburg, 201У: 44 - 51.

V. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye tehnologii v mediaobrazovanii: sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 21 - 24.

8. Gorbunova I.B. Arhitekionika zvuka: monografiya. Sankt-Peterburg, 2014.

9. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95 - 100.

10. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6-1 (113): 162 - 1У5.

11. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; № 8: 238 - 249.

12. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noeprogrammirovanie: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu 050100 - Pedagogicheskoe obrazovanie. Sankt-Peterburg, 2012.

13. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № У: 213 - 218.

14. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'nayainformatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. Sanet-Peterburg, 2014: 293 - 294.

15. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: kprobleme modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2012.

16. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2011: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Sankt-Peterburg. 2011: 18 - 24.

1У. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v hudozhestvennom obrazovanii. Filosofiya kommunikacii: intellektual'nye seti i sovremennye informacionno-kommunikativnye tehnologii v obrazovanii. Sankt-Peterburg, 2013: 192 - 202.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 378

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru Pankova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: pankovaaa@gmail.com

TRAINING OF UNDERGRADUATE STUDENTS WITHIN THE PROGRAM "FUNDAMENTALS OF ART INFORMATICS": FEATURES OF THE STRUCTURE AND CONTENT. The article discusses features of how to make training programs in the context of introduction of the distance education process into education of students. On the example of studying the discipline "Fundamentals of Art Informatics", the forms and methods of obtaining knowledge by students - future primary school teachers and teachers of preschool educational institutions - are considered, including using e-learning technologies. The article considers the program and content features of the formation of work skills in the new educational environment, in the context of the need to develop new educational models used in the education of children of early school and senior preschool age, based on the consistent use of digital educational resources and the ability to plan and implement their competent and high-quality use in the practice of additional education of children, taking into account their age and educational needs in the system of functioning of a high-tech information educational environment of interaction between teachers, parents, children and adolescents. Key words: information technologies, linguistics, remote learning tools, distance musical education.

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru А.А. Панкова. канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: pankovaaa@gmail.com

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

ПО ПРОГРАММЕ «ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАТИКИ»:

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЕ

В статье обсуждаются особенности формирования программ обучения в условиях реализации дистанционного образовательного процесса при подготовке студентов, обучающихся в системе заочного образования. На примере изучения дисциплины «Основы художественной информатики» рассматриваются формы и методы получения знаний студентами - будущими учителями младших классов и преподавателями дошкольных образовательных заведе-

ний, в том числе - с использованием технологий электронного обучения. Рассматриваются программные и содержательные особенности формирования навыков работы в новых образовательных условиях, в условиях необходимости разработки новых образовательных моделей, применяемых в обучении детей раннего школьного и старшего дошкольного возраста, построенных на последовательном использовании цифровых образовательных ресурсов и умении планировать и реализовывать их грамотное и качественное использование в практике дополнительного образования детей с учетом их возраста и образовательных потребностей в системе функционирования высокотехнологичной информационной образовательной среды взаимодействия педагогов, родителей, детей и подростков.

Ключевые слова: информационные технологии, лингвистика, инструменты организации удаленного обучения, электронное обучение.

Цель дисциплины «Основы художественной информатики» - сформировать у будущих специалистов, работающих в учреждениях дополнительного образования детей, как базовые теоретические знания в области информатики и информационных технологий, используемых в процессе проведения занятий творческого характера, когда применяются методы активные взаимодействия на основе современных методик организации воспитательного процесса и обучения подрастающего поколения с опорой на использование информационных технологий в музыке [1 - 2] и музыкально-компьютерных технологий [3 - 5] в художественно-эстетическом образовании детей.

Отметим, что данная дисциплина изучается студентами Института детства Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, образовательная программа которых реализуется только в заочной форме обучения. Как правило, студенты-заочники Института детства РГПУ имени А.И. Герцена имеют собственную практику профессиональной педагогической деятельности, работая в детских дошкольных учреждениях или начальных классах общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, преподавая различные предметы в детских садах, детских школах искусств, Дворцах детского творчества, Домах культурного развития детей и молодёжи, Центрах творческого развития и гуманитарного образовательных и многих других образовательных учреждениях для детей и юношества.

В результате освоения дисциплины «Основы художественной информатики» студенты должны знать сущность, роль и значение современных информационных и музыкально-компьютерных технологий в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста, уметь планировать и реализовывать их грамотное и качественной использование в практике дополнительного образования; уметь отбирать технологии с учетом возраста и потребностей детей, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Студенты - будущие преподаватели дошкольных учреждений и будущие учителя начальной ступени школьного образования должны быть готовыми к соответствующему потребностям процесса обучения использованию новых образовательных технологий в рамках функционирования современной цифровой высокотехнологичной образовательной среды грамотному насыщению художественно-культурной среды ребенка инновациями в области современных информационных и музыкально-компьютерных средств обучения и развития. Этим определялись методические подходы к преподаванию дисциплины «Основы художественной информатики» и содержательное наполнение образовательного процесса.

Основные темы дисциплины «Основы художественной информатики»: «Информационные и коммуникационные технологии в построении открытой системы образования», «Образовательные ресурсы в области художественного образования», «Средства информационных технологий в реализации процессов контроля и мониторинга образовательной деятельности», «Информационные технологии в реализации взаимодействия субъектов образовательного процесса», «Проблемы и перспективы использования информационных технологий в художественно-эстетическом образовании детей».

Учебно-тематический план дисциплины «Основы художественной информатики»

Тема 1. Информационные и коммуникационные технологии в построении открытой системы образования. Информационное общество. Информатизация как процесс перехода к информационному обществу. Информационная культура. Информатизация образования. Единая информационная образовательная среда. Информационная среда открытого образования (7 часов).

Тема 2. Основные средства реализации информационных процессов в современном образовании. Техника аудиовизуальных и интерактивных средств обучения. Дидактические возможности информационных технологий. Информационные ресурсы учебного назначения: классификация и дидактические функции. Образовательные информационные технологии и среда их реализации. Проектирование, разработка и использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов. Возрастные особенности учащихся при работе с компьютером. Программно-педагогические средства, классификация. Обучающие программы и компьютерные учебники. Информатизация среды российского образования. Система образовательных порталов. Сайты образовательных учреждений. Коллекции электронных образовательных ресурсов. Нормативная база использования информационных и коммуникационных технологий в среде российского образования (15 часов).

Тема 3. Образовательные ресурсы в области художественного образования. Эффективный поиск образовательной информации в сети Интернет, связанной с вопросами художественного образования. Электронные библиотеки и базы данных. Правовые вопросы взаимодействия с информационными ресурсами глобальной информационной среды. Использование мультимедиа и

коммуникационных технологий для реализации активных методов обучения и самостоятельной работы обучающегося в области художественного образования. Типология мультимедийных образовательных ресурсов. Информационные технологии для обработки графической, видео- и аудиоинформации. Проектирование мультимедийного образовательного ресурса для демонстрации учебного материала (16 часов).

Тема 4. Средства информационных технологий в реализации процессов контроля и мониторинга образовательной деятельности.

Использование информационных технологий для контроля знаний и умений учащихся. Средства автоматизации процесса контроля. Виды компьютерного контроля. Программированный констатирующий, корректирующий и процессуальный компьютерный контроль. Принципы отбора и построения тестовых заданий. Методики оценки результатов контроля. Компьютерные средства мониторинга параметров образовательного процесса (12 часов).

Тема 6. Информационные технологии в реализации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Автоматизированные системы планирования и управления учебным процессом. Автоматизированные рабочие места участников образовательного процесса. Медиатека школы. Применение средств информационных технологий во взаимодействии с родителями учащихся. Использование аудиовизуальных и интерактивных технологий в преподавании дисциплин художественного цикла.

Виды и технологии дистанционного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Дистанционное обучение. Сайты в Интернет, поддерживающие дистанционное обучение. Дистанционные обучающие курсы, направленные на художественное обучение детей. Телекоммуникационные проекты в образовательной деятельности (12 часов).

Тема 6. Проблемы и перспективы использования информационных технологий в художественно-эстетическом образовании детей. Организационные особенности проведения уроков и организации самостоятельной работы с использованием информационных технологий. Проблемы, связанные с охраной здоровья и безопасностью на уроках с применением информационных технологий. Перспективы оснащения образовательных учреждений программными и аппаратными средствами информационных технологий. Вопросы эффективности применения информационных технологий в художественно-эстетическом образовании детей (10 часов).

Интерактивные формы занятий:

№ темы Формы

Темы № 1 - 6 Групповые дискуссии

Темы 4, 5, 6 Разбор и решение профессиональных задач

Примерная тематика курсовых проектов (работ) по дисциплине «Основы художественной информатики»:

1. Дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий в художественно-эстетическом образовании детей.

2. Нормативная база информационных и коммуникационных технологий российском в образовании.

3. Научные исследования и разработки в области ИКТ и информационных технологий в художественном образовании.

4. Эволюция информационных технологий в образовании. Классификация информационных технологий в области художественно-эстетического образования детей.

5. Информационное общество, проблемы информатизации общества. Информационные ресурсы общества и образования. Информационные образовательные ресурсы в области художественно-эстетического воспитания детей.

6. Понятие информационного процесса, информатизации, информационных технологий как современных средств повышения эффективности взаимодействия в образовательном процессе в области художественного образования.

7. Современное состояние направлений развития информационных технологий в системе российского образования. Цифровые образовательные ресурсы, используемые в области художественно-эстетического образования детей.

8. Аппаратно-программные платформы информационных технологий в образовании. Сравнительные характеристики современных аппаратных платформ для реализации задач художественного образования детей.

9. Прикладные программные средства для реализации задач художественно-эстетического образования детей. Критерии их выбора для решения задач художественного воспитания.

10. Техническое, информационное и программное обеспечение автоматизированного рабочего места учителя начальной школы и воспитателя дошкольного учреждения.

Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины «Основы художественной информатики»

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество времени, часы

1. Информационные и коммуникационные технологии в построении открытой системы образования Подготовка к дискуссии. Анализ литературы (научной, научно-популярной), публикаций (в том числе электронных) для создания электронного словаря 6

2. Основные средства реализации информационных процессов в современном образовании Подготовка к дискуссии. Анализ литературы (научной, научно-популярной), публикаций (в том числе электронных) для создания электронного словаря 12

3. Образовательные ресурсы в области художественного образования Подготовка к дискуссии. Обзор и анализ сайтов образовательной тематики, связанных с художественно-эстетическим воспитанием детей, Подбор и анализ информационных мультимедийных ресурсов (отечественных и зарубежных) в области художественно-эстетического образования детей 12

4. Средства информационных технологий в реализации процессов контроля и мониторинга образовательной деятельности Подготовка к дискуссии. Анализ литературы (научной, научно-популярной), публикаций (в том числе электронных) для создания электронного словаря. Подбор и анализ информационных мультимедийных ресурсов (отечественных и зарубежных) в области художественно-эстетического образования детей 10

5. Информационные технологии в реализации взаимодействия субъектов образовательного процесса Подготовка к дискуссии. Подбор и анализ информационных мультимедийных ресурсов (отечественных и зарубежных) в области художественно-эстетического образования детей 10

6. Проблемы и перспективы использования информационных технологий в художественно-эстетическом образовании детей Интернет-обзор, создание сайта, отбор художественных средств его оформления 8

Итого: 58

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество времени, часы

3. Образовательные ресурсы в области художественного образования Аннотирование образовательных сайтов 8

4. Средства информационных технологий в реализации процессов контроля и мониторинга образовательной деятельности Аннотирование образовательных сайтов 8

5. Информационные технологии в реализации взаимодействия субъектов образовательного процесса Доклад на тему: «Электронная логистика в образовании» 8

Итого: 24

11. Информационные хранилища информационных образовательных ресурсов.

12. Технология групповой работы субъектов образовательного процесса.

13. Гипертекстовые технологии и технологии мультимедиа в образовательной деятельности.

14. Информационные системы в художественном образовании.

15. Нормативно-правовая база информатизации образования.

Практика проведения занятий со студентами IV курса Института детства Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена по разработанной авторами методике показала, что студенты, осваивая дисциплину «Основы художественной информатики», проявляют заинтересованность в тщательном изучении элементов программы, осознавая роль и значение современных информационных и музыкально-компьютерных технологий в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Студенты должны быть готовы к осуществлению модификативного образовательного процесса, им необходимо владеть технологиями организации обучения в условиях функционирования высокотехнологичной цифровой

Библиографический список

образовательной среды. Кроме того, программа «Основы художественной информатики» предполагает использование полученных студентами знаний в процессе художественно-эстетического образования детей как в школе, так и в дошкольных образовательных учреждениях, где реализуются дисциплины художественно-эстетического цикла обучения. Данное направление требует особенностей подготовки студентов, связанных с изучением основ компьютерного моделирования творчества [6 - 8], спецификой компьютерного музыкального творчества [9 - 12], а также разработкой и созданием творческого проекта и проектного метода в обучении [13].

Кроме получения конкретных знаний в области названных технологий студентам удалось сформировать навыки разработки новых образовательных моделей, применяемых в обучении детей раннего школьного и старшего дошкольного возраста, построенных на последовательном использовании цифровых образовательных ресурсов; умения планировать и реализовывать их грамотное и качественное использование в практике дополнительного образования, отбирать технологии с учетом возраста и потребностей детей, в том числе - и для ребят с ограниченными возможностями здоровья (зрения и слуха).

1. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование-2011: материалы Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Санкт-Петербург, 2011: 18 - 24.

2. Горбунова И.Б. Информационные технологии в художественном образовании. Философия коммуникации: интеллектуальные сети и современные информационно-коммуникативные технологии в образовании. Санкт-Петербург, 2013: 192 - 202.

3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии - новая образовательная творческая среда. ВестникГерценовскогоуниверситета. 2007; № 1 (39): 47 - 51.

4. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении музыкантов информатике (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография. Санкт-Петербург, 2012.

5. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального воспитания и образования. Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования: материалы VII Международной научно-практической конференции. Климовск, 2013: 7 - 12.

6. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской Международной конференции. Санкт-Петербург, 2014: 293 - 294.

7. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2012.

8. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; № 7: 213 - 218.

9. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерное музыкальное творчество. Теория и практика. Saarbrucken, 2014.

10. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка. Компьютерное музыкальное творчество: учебное пособие. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013; Т .1.

11. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука: учебное пособие. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016; Т. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Теория и практика. Saarbrücken, 2016.

13. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Творческий проект в процессе обучения информатике студентов-музыкантов (в условиях педагогического вуза). Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014; № 3 (86): 214 - 221.

References

1. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2011: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Sankt-Peterburg, 2011: 18 - 24.

2. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v hudozhestvennom obrazovanii. Filosofiya kommunikacii: intellektual'nye seti i sovremennye informacionno-kommunikativnye tehnologii v obrazovanii. Sankt-Peterburg, 2013: 192 - 202.

3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii - novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2007; № 1 (39): 47 - 51.

4. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii muzykantov informatike (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg, 2012.

5. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo vospitaniya i obrazovaniya. Pedagogika ipsihologiya, kul'tura iiskusstvo: problemy obschego ispecial'nogo gumanitarnogo obrazovaniya: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Klimovsk, 2013: 7 - 12.

6. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2014: 293 - 294.

7. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: kprobleme modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2012.

8. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 7: 213 - 218.

9. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo. Teoriya ipraktika. Saarbrucken, 2014.

10. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo: uchebnoe posobie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A. I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2013; T .1.

11. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka: uchebnoe posobie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2.

12. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.

13. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Tvorcheskij proekt v processe obucheniya informatike studentov-muzykantov (v usloviyah pedagogicheskogo vuza). Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014; № 3 (86): 214 - 221.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 378

Drakina I.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-Rector on Methodical Work of Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia),

E-mail: irakonstant@yandex.ru

Dmitireva V.S., Cand. of Science (Pedagogy), expert of ANO "Accreditation Center"Northern Capital" (St. Petersburg, Russia),

E-mail: poa-center.spb@yandex.ru

FORMATION OF SOCIAL COMPETENCIES AMONG STUDENTS OF ART UNIVERSITIES BY MEANS OF SOCIAL EDUCATION. The authors discuss integration of the Federal state educational and professional standards, and the reasons for the need for adjustments to existing standards, the features of formation of social competence as a continuation and complement to the process of the formation of general cultural, general professional and professional competencies. It is proved that social education is associated with the processes of socialization in certain institutional conditions. The role of social education in the professional development of students in the conditions of self-employment after completion of training in educational institutions is indicated. The organizational and pedagogical conditions for the formation of social competencies by means of social education are noted.

Key words: social competence, social education, self-employment, artistic environment, professional standard.

И.К. Дракина, д-р пед. наук, проф., проректор по методической работе Высшей школы народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург,

E-mail: irakonstant@yandex.ru

В.С. Дмитриева, канд. пед. наук, эксперт АНО «Аккредитационный центр «Северная столица»», г. Санкт-Петербург,

E-mail:poa-center.spb@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Авторами статьи рассмотрены вопросы интеграции Федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов, названы причины необходимости их корректировки, определены особенности формирования социальных компетенций как продолжение и дополнение к процессу формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Обосновано, что социальное воспитание связано с процессами социализации в определенных институциональных условиях; обозначена роль социального воспитания в профессиональном становлении студентов в условиях самозанятости после завершения обучения в образовательных учреждениях; отмечены организационно-педагогические условия формирования социальных компетенций средствами социального воспитания.

Ключевые слова: социальные компетенции, социальное воспитание, самозанятость, художественная среда, профессиональный стандарт.

Современной сфере труда необходимы специалисты, обладающие способностями не только адаптироваться в уже сложившейся системе производства материальных благ но и умеющие организовать собственную профессиональную деятельность в соответствии с имеющимся социальным заказом. Анализ процес-

сов интеграции Федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов показал, что необходима работа, направленная на корректировку заложенных в стандартах компетенций, следует использовать возможность не только внесения дополнений в требуемые умения и навыки, но и сформиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.