Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ПЕДАГОГ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булуева Шумисат Исмаиловна, Юсупова Роза Ярагиевна, Мейриева Айшат Султановна

В статье рассмотрены теоретические предпосылки готовности педагога к работе с одаренными детьми . Профессиональная подготовка учителей, которые собираются работать с одарёнными учащимися включает новые требования и стандарты, однако этот вопрос является не до конца проработанным. В национальной стратегии подчёркивается важность наличия высококвалифицированных учителей, готовых к работе с одарёнными учащимися. При работе по созданию условий подготовки педагогических работников, необходимо учитывать последние достижения науки, развитие современных технологий. Очень важно, чтобы повышение квалификации педагогов происходило на регулярной основе. Автор пришел к выводу, что педагога можно считать готовым к работе с одарёнными детьми, если он будет соответствовать требованиям профессионального стандарта, способен определять ведущие компоненты личностной готовности и иметь обоснованные мотивы деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL PREREQUISITES OF TEACHER'S READINESS TO WORK WITH GIFTED CHILDREN

The paper deals with the theoretical prerequisites of a teacher's readiness to work with gifted children. The professional training of teachers, who are going to work with gifted pupils, includes new requirements and standards; however, this issue is not fully elaborated. The national strategy emphasizes the importance of having highly qualified teachers who are prepared to work with gifted students. When creating the conditions for the training of teachers, it is necessary to take into account the latest achievements of science, development of modern technologies. It is very important that professional development of teachers should take place on a regular basis. The author concludes that a teacher can be considered ready to work with gifted children, if he or she meets the requirements of the professional standard, is able to identify the leading components of personal readiness and has reasonable motives for activity

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

Тем не менее, не существует полной замены оффлайн (аудиторного) преподавания и обучения. Цифровое обучение готовит обучающихся к будущей рабочей деятельности, поскольку для большинства рабочих мест потребуются цифровые знания и навыки. Обучающиеся должны иметь доступ к компьютерам и Интернету, чтобы успешно изучать цифровые технологии. Хотя многие обучающиеся имеют доступ к этим инструментам, цифровой разрыв все еще существует. Преподаватели и администраторы должны рассмотреть возможность доступа обучающихся к цифровым технологиям, прежде чем они включатся в цифровое обучение.

Цифровое обучение предполагает гибкость, которая в свою очередь в большей степени зависит от саморегулируемого обучения. Например, обучающиеся должны научиться правильно распределять свое время, меньше отвлекаться в процессе цифрового обучения.

Обучающиеся должны иметь возможность использовать в обучении различные форматы контента (текст, аудио, видео), которые применяют преподаватели для публикации своих лекций, подкастов и обсуждений. Им необходимо научиться взаимодействовать со своим наставником, сверстниками и контентом в цифровой среде. При необходимости обучающиеся должны иметь возможность получить помощь, которую может оказать служба технической поддержки или инструктор.

Для развития социальных сообществ и платформ для социального взаимодействия (например, онлайн-общение и т.д.) обучающимся нужны соответствующие возможности. Так студенты будут ориентированы на свое сообщество, чтобы оставаться на связи и активно участвовать в цифровом обучении.

Для успешного продвижения цифровизации в учебных учреждениях необходима сформированная IT-среда, обслуживанием которой должен заниматься обученный специалист, в чьи обязанности входит создание эффективной и профессиональной структуры. Следует разработать стратегию, адаптированную к потребностям пользователей, включая наем специализированного персонала и определение соответствующих инструментов для оказания поддержки. Все процессы должны быть спланированы в соответствии с ITIL (Библиотека инфраструктуры информационных технологий), которая представляет собой основу для внедрения ITSM (Управление ИТ-услугами).

Сегодня можем наблюдать экспоненциальный рост использования в образовании передовых технологий, таких как искусственный интеллект. В масштабах всего сектора список потенциальных приложений EdTech расширяется, начиная от оценки на основе данных и заканчивая созданием индивидуальных учебных программ.

Выводы. Таким образом, мы можем констатировать, что современные вызовы общества формируют актуальность и дальнейших исследований в векторе цифрового образования. Отметим, что цифровые технологии, являются приоритетным направлением во всех сферах жизни. Социализация обучающихся в процессе дистанционного образования способствует необходимости формирования цифровой компетенции. Технологии в образовании могут помочь обучающимся подготовиться к обучению на протяжении всей жизни. Эти технологии предоставляют обучающимся виртуальный мир и свободу доступа к цифровым знаниям в соответствии с их стилем обучения.

Литература:

1. Алиева, Э.Ф. Цифровая переподготовка: обучение руководителей образовательных организаций Э.Ф. Алиева, А.С. Алексеева, Э.Л. Ванданова, Е.В. Карташова, Г.В. Резапкина // Образовательная политика. - 2020. - № 1 (81). - С. 54-61

2. Антонова, Д.А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений / Д.А. Антонова, Е.В. Оспенникова, Е.В. Спирин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. - 2018. - № 14. - С. 5-37

3. Бороненко, Т.А. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды / Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, В.С. Федотова // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 2 (38). - С. 167-193

4. Гэйбл, Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации [Текст] / пер. с англ.; под науч. ред. П.А. Сергоманова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 108 с.

5. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев; под науч. ред. В.И. Блинова - М.: Издательство «Перо», 2019. - 98 с.

6. Конценебин, С.Н. Цифровизация - новая реальность в праве и новые угрозы / С.Н. Конценебин // Проблемы развития современного общества: Сборник научных статей 7-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 5-ти томах, Курск, 20-21 января 2022 г. / Под редакцией В.М. Кузьминой. Том 3. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 287-291

7. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования [Текст] / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Булуева Шумисат Исмаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Юсупова Роза Ярагиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Мейриева Айшат Султановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические предпосылки готовности педагога к работе с одаренными детьми. Профессиональная подготовка учителей, которые собираются работать с одарёнными учащимися включает новые требования и стандарты, однако этот вопрос является не до конца проработанным. В национальной стратегии подчёркивается важность наличия высококвалифицированных учителей, готовых к работе с одарёнными учащимися. При работе по созданию условий подготовки педагогических работников, необходимо учитывать последние достижения науки,

развитие современных технологий. Очень важно, чтобы повышение квалификации педагогов происходило на регулярной основе. Автор пришел к выводу, что педагога можно считать готовым к работе с одарёнными детьми, если он будет соответствовать требованиям профессионального стандарта, способен определять ведущие компоненты личностной готовности и иметь обоснованные мотивы деятельности.

Ключевые слова: готовность, педагог, одаренные дети, общеобразовательная организация, педагогическая деятельность.

Annotation. The paper deals with the theoretical prerequisites of a teacher's readiness to work with gifted children. The professional training of teachers, who are going to work with gifted pupils, includes new requirements and standards; however, this issue is not fully elaborated. The national strategy emphasizes the importance of having highly qualified teachers who are prepared to work with gifted students. When creating the conditions for the training of teachers, it is necessary to take into account the latest achievements of science, development of modern technologies. It is very important that professional development of teachers should take place on a regular basis. The author concludes that a teacher can be considered ready to work with gifted children, if he or she meets the requirements of the professional standard, is able to identify the leading components of personal readiness and has reasonable motives for activity.

Key words: readiness, teacher, gifted children, general educational organization, pedagogical activity.

Введение. Начиная с советских времён нашей страной накапливается ценный опыт работы с детьми и молодёжью проявляющими особые способности и таланты. Россия одна из первых стран, создавшая специальные адаптированные центры дополнительного образования и школы для детей, проявляющих выдающиеся способности в области науки и техники, искусства и культуры, спорта. Сегодня выпускников таких учреждений называют интеллектуальной элитой.

Сегодня на базах разных общеобразовательных организаций созданы ресурсные площадки, которые реализуют нестандартные модели обучения одарённых детей: региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи; сеть детских технопарков «Кванториум», центры развития технического и гуманитарного профилей «Точки роста», классы национального проекта «Успех каждого ребёнка».

Главным достоянием страны всё чаще в различных государственных документах называют «человеческий капитал», который стоит понимать как способность личности создавать новое, делать открытия, изменять старые разработки во всех сферах жизни: науки и техники, культуре и искусстве, спорте. В связи с таким подходом в России снова грядут новые изменения осуществляется поиск и развитие людей, обладающих одарённостью, то есть способных к решению сложных задач развития общества.

В Федеральном законе об образовании говорится о потребности создания благоприятной атмосферы и развития ресурсной базы для обучения и творческого развития одарённых детей.

В Российской Федерации утверждались концептуальные правовые документы, целевые программы, регламентирующие формы и направления работы с детьми, проявляющими способности и таланты, защищающих персональные данные учащихся и обосновывающих необходимость ведения государственного реестра одарённых учащихся.

Изложение основного материала статьи. Важными ресурсами развития и поддержки одарённости на сегодняшний день являются не только создание материально-технических баз, организация и проведение грантовых и конкурсных мероприятий, а также подготовка педагогов к работе с одарёнными учащимися. Подразумевается, что педагогические работники должны быть готовы поддерживать и сопровождать, развивать способности и таланты у одарённых учащихся. Нашей стране необходимы исследования в этой области, проведение мониторинга качества подготовки педагогических кадров к работе с детьми с высокими образовательными потребностями. Кадровый дефицит в здравоохранении, образовании, информационных технологиях и других важных профессиональных отраслях в последнее время сочетается с безработицей в производственной сфере, возникшей в результате мирового кризиса и санкций, наложенных на нашу страну европейскими странами. Стало меньше возможностей привлечения востребованных специалистов из других стран при отсутствии эффективности переобучения отечественных кадров. Такая проблемная ситуация подталкивает государство к поиску и поддержке талантливой молодёжи, обеспечению качественных условий обучения одарённых, их последующей самореализации. В таком случае, необходимы актуальные образовательные программы для способных и мотивированных учащихся, реализующиеся при помощи новейших технологий, применение современных средств и технологий образовательного процесса и как следствие наличие высококвалифицированных кадров, которые обладают достаточным профессиональным мастерством. И вновь круг замыкается на наличие кадров для реализации поставленных целей. Возникает вопрос о достаточной обеспеченности условий для формирования готовности специалистов к работе в стратегически важных областях.

Готовность как понятие определяется учёными по-разному и, исходя из описания авторов, мы понимаем неоднозначность изучаемого объекта. С одной стороны готовность рассматривается как состояние или врождённая характеристика, с другой, готовность - некое намерение к действию.

Исторически понятие «готовность» имела значение оперативная готовность к определенному действию. В психологии готовность имеет несколько иное понимание и стало анализироваться в работах учёных не так давно. В словарях, изучаемое понятие определяется следующим образом: готовность - это согласие, желание сделать что-либо, в толковом словаре готовность - это согласие сделать что-нибудь, желание содействовать чему-нибудь.

Учёные выделяют различные виды готовности. Чаще всего исследуют готовность школьника выбрать свою будущую профессию. Существенное количество научных трудов изучают готовность студентов к деятельности по профессиональному образованию. Незначительное число работ о готовности педагогов к организации образовательного процесса. Как правило, выделяют такие типы готовности: интеллектуальную, эмоционально-волевую, социальную, длительную, временную, ситуативную. Отметим, что готовность всё чаще описывается как индивидуально-личностное свойство субъекта, при этом авторы психологических исследований не разделяют понятие готовность от способности. Готовность и способность, по нашему мнению, имеют разную смысловую природу, так как способность что-то выполнить это одно, а готовность - другое, не всегда мы способны что-то сделать, даже если готовы к этому.

В большой психологической энциклопедии термин «готовность» определяется как факт, что организмы лучше приспособлены к ассоциированию определенных сочетаний стимулов и реакций.

В словаре психологии «готовность к действию» - установка, которая мотивирована на исполнение определённого действия. Такая готовность определяется теми знаниями и умениями, которые есть у индивида; возможностями противостоять сложностям, мешающим выполнению действия, а также приданием смыслового значения того, что исполняется. Готовность к профессиональной деятельности - состояние психики, которое активизирует пусковые механизмы к началу исполнения профессиональных обязанностей, способствует адекватной оценке тех условий, в которых они исполняются, помогает осуществлять выбор способов действий, качество и объём физических или умственных усилий необходимых для получения необходимого результата.

Профессиональная деятельность - это деятельность, имеющая значение и актуальность для общества в конкретный момент, а также имеющая определённый набор знаний, умений и навыков, профессиональных свойств личности. Профессиональная деятельность бывает разных видов и зависит от целевых компонентов и трудовых условий. Каждая профессия предъявляет свои требования к личности человека, обуславливающие в дальнейшем качество исполнения деятельности.

Многие авторы поддерживают теорию Д.Н. Узнадзе, в которой готовность является неотъемлемым элементом установки. Остальные полагают, что установка - лишь форма проявления готовности. Так, Л.А. Кандыбович, относит готовность к виду психических состояний, которое проявляется в предрасположенности человека организации деятельности. С точки зрения учёного, готовность состоит из убеждений, мотивов, отношений, чувств субъекта деятельности и включает в свою структуру множество целостных характеристик. Готовность бывает заблаговременная, временная, ситуативная [3, С. 47].

Готовность понимается некоторыми авторами и как оперативная настройка на деятельность, которую предстоит осуществить. Так, А. А. Ухтомский, говоря о готовности, употребляет её в контексте механизма оперативного покоя, то есть нервно-психических процессов, обеспечивающих переход личности из состояния покоя в состояние исполнения действия. В.Н. Пушкин определяет готовность как эмоциональное состояние и настройки волевых усилий на исполнение действия [10, С. 6].

Состояние готовности понимается Н.Д. Левитовым как особое сочетание индивидуально-личностных свойств, нервной деятельности и обстоятельств реализации деятельности. Готовность по Н.Д. Левитову системная характеристика психики, сложившаяся за определённый период, определяющаяся особенностями процессов в психике и зависящая от содержания действительности и опыта человека [7, С. 98]. Готовность к деятельности - состояние многомодальное, где модули при исполнении действий взаимодействуют между собой и результат такого взаимодействия влияет на достижение эффективного результата в заданных условиях. Наиболее благоприятный вариант решения поставленных задач зависит от уровня готовности к осуществлению деятельности, наличия образа цели, оценки минимальной затраты энергии. Готовность к деятельности - это состояние, обеспечивающее эффективность саморазвития личности.

Р.Д. Саржаева полагает, что готовность человека к деятельности - это сложная, динамическая структура, включающая в себя мотивационный, ориентационный, операциональный, волевой и оценочный компоненты является условием саморазвития, самореализации личности [10, С. 6].

Мотивация, как элемент готовности многими учёными определяется как направленность.

Так, в работах Л.И. Божович, В.С. Мерлина, К.К. Платонова мы видим, что направленность является системообразующим фактором и складывается из ведущих потребностей и мотивов личности. Некоторые исследователи к структуре направленности относят моральные принципы и установки.

И.А. Кучерявенко относит готовность к личностным характеристикам и утверждает, что в структуре действий обязательно должна быть направленность человека на эффективную реализацию определённой деятельности. Психологическая готовность, по мнению автора - это осознанная потребность личности к действиям, которая на первоначальном этапе невозможна без осознания цели деятельности и её мотивов. Помимо этого, готовность возникает только при наличии планов и последовательности выполнения профессиональных действий. Важным элементом готовности является непосредственная реализация профессиональных предметно ориентированных действий и способов деятельности. Для определения готовности немаловажным аспектом являются рефлексивные умения. Аналитические способности, умение принимать решения, регуляция эмоций, доминирующий мотив - отражаются на длительности и периоде, в котором личность будет проявлять активность в деятельности. Модель психологической готовности Кучерявенко достаточно динамична. Среди компонентов психологической готовности автор выделяет ценностный, эмоциональный и когнитивный [5, С. 62].

Т.П. Айсувакова, изучая влияние рефлексии на формирование готовности к профессиональной деятельности, отмечает, что рефлексия - это деятельность самосознания, которая раскрывает самобытность духовного мира личности и её развитие. Учёный определяет рефлексию и как способность индивида и как специфическую психическую деятельность [1, С. 14].

Понятие «профессиональная готовность» некоторыми авторами соотносится с понятием «профессиональная компетентность». О профессиональных компетенциях в своё время писали: Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, В.А. Сластёнин, и другие.

Компетенция - комплекс связанных между собой характеристик деятельности, которые определяются определённым числом факторов и явлений, которые важны для качественной, эффективной и продуктивной деятельности.

Компетентность - наличие у личности определённого отношения к необходимой компетенции, свойств и опыта её применения.

В ходе анализа теоретических предпосылок готовности к деятельности, мы определили следующую структуру готовности: а) мотивация как компонент - состоящая из деятельностных мотивов; б) познавательный компонент - включает понимание задач и способов их решения; в) эмоциональная сфера -ответственность за действия и уверенность в успехе; г) волевая сфера - способность к саморегуляции; д) операциональный компонент- личностные качества, умения и навыки.

Работа с одарёнными детьми - это непростой процесс, Л.И. Ларионова и А.И. Савенков отмечают, что сложность проблемы обучения и развития одарённых детей обусловлена разнообразием теоретических подходов к проблеме одарённости и ее развитию. В процессе работы с детьми, проявляющими способности и таланты, возникает противоречие, так как психическая природа одарённости индивида, взаимодействующего с внешней средой, не до конца изучена. Нам импонирует мнение авторов о том, что одарённость - это многоуровневое и сложное явление, в котором очень часто есть несоответствия и противоречащие друг другу компоненты [6, С. 3].

Готовность педагога к работе с детьми и молодёжью проявляющим способности и таланты - особо значимая тема сегодня по нескольким причинам. С одной стороны, одарённость личности - характеристика специфическая, сочетающая в себе как особый талант в определённой области, так и отставание в развитии другой сферы, повышенную мотивацию к определённому роду деятельности и в тоже время полное отсутствие заинтересованности. С другой стороны, необычная организация познавательной активности талантливого ребёнка, его нестандартный подход к получению различных ресурсов развития личности не могут не требовать специально организованной образовательной среды, которая может быть эффективна только при условии готовности педагогов работать в ней.

Сумма требований к профессионализму учителя, несомненно, определяется нами как его готовность к педагогической деятельности. В структуре педагогической готовности необходимо формировать психологическую, психофизиологическую, физическую готовность, научно-теоретическую и практическую готовность.

Чтобы решить задачу сопровождения и развития одарённости необходимо перестраивать работу педагога, так как именно он является связующим звеном в образовании, очень важно чётко определять его индивидуальные приоритеты, позиции в деятельности, так как от этого зависит будущее развитие детей с высоким потенциалом.

По мнению А.Р. Мубаракшиной и А.Ш. Яруллиной существует целый ряд стереотипов, которые препятствуют эффективной педагогической деятельности. К таким установкам можно отнести то, что работа с одарённым ребёнком является более лёгкой, так как он быстро усваивает и понимает материал, одарённые - это особая категория детей, у которых всё когнитивные процессы высоко развиты, все дети, проявляющие способности и таланты имеют высокую мотивацию и потребность в обучении. Неверной является и мысль о том, что если у ребёнка наблюдается отставание в развитии какой-то из сфер, то такого ребёнка нельзя называть одарённым [8, С. 115].

Профессиональная подготовка учителей, которые собираются работать с одарёнными учащимися включает новые требования и стандарты, однако этот вопрос является не до конца проработанным. Мы понимаем, что работать с детьми, проявляющими способности и таланты, должны уметь, разные педагоги в том числе: педагоги, которые могут учитывать возрастные особенности детей; педагоги-предметники, специализирующихся в отдельных областях знаний; педагоги разных направленностей дополнительного образования; и наконец, педагоги, имеющие разные должности, к примеру педагог-организатор или педагог-психолог.

Для А.А. Деркач готовность к педагогической деятельности состоит из трёх системообразующих элементов: когнитивная сфера, эмоции и воля, внутренняя обусловленная мотивация. По мнению Деркач, готовность можно развивать в условиях информационной открытости, построения эффективных отношений для получения различных сведений и обратной связи, что безусловно, поможет педагогу анализировать внешние условия деятельности и тем самым быть готовым к работе [2, С. 56].

С точки зрения М.М. Кашапова и М.В. Дудыревой, психологическая готовность - это некое личностное образование, конгломерат функций, операций и способностей личности, который обеспечивает результативность педагогической деятельности, связанной с развитием и поддержкой одарённости [4, С. 29].

По мнению Ю.П. Поваренкова, качества в профессии - интегральные характеристики, содержание которых, определяется системой индивидуальных качеств, взаимодействующих друг с другом в режиме взаимодополнения и взаимокомпенсации [9, С. 24-25].

Мы видим, что традиционный функционал педагога изменился в связи с чем, применение новых трудовых функций потребует от педагога определенных знаний: возрастной, педагогической, клинической психологии, конфликтологии, а также элементарных психодиагностических и консультационных умений.

В общей сложности введение профстандарта педагога дошкольного образования требует изменения в системе повышения квалификации. Должна проводиться работа по обеспечению социальной адресности и сбалансированности программ повышения квалификации педагогов системы дополнительного образования, личностно-ориентированных к выбору индивидуального пути профессиональной роста.

В национальной стратегии подчёркивается важность наличия высококвалифицированных учителей, готовых к работе с одарёнными учащимися. При работе по созданию условий подготовки педагогических работников, необходимо учитывать последние достижения науки, развитие современных технологий. Очень важно, чтобы повышение квалификации педагогов происходило на регулярной основе.

Обновление состава и компетенций педагогических кадров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию обеспечение выплат субсидии на поощрение лучших учителей и реализация иных мер поддержки развития кадрового потенциала, предусмотрены в планах мероприятий, направленных на повышение эффективности системы образования.

Выводы. Таким образом, педагога можно считать готовым к работе с одарёнными детьми, если он будет соответствовать требованиям профессионального стандарта, способен определять ведущие компоненты личностной готовности и иметь обоснованные мотивы деятельности.

Литература:

1. Айсувакова, Т.П. Психологические условия развития рефлексивных умений студента - будущего учителя: 19.00.01: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Айсувакова Татьяна Петровна. -Самара, 2008 - 140 с.

2. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. - Москва: Моск. психол.-соц. ин-т. Воронеж: Модек, 2004. - 750 с.

3. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. -Минск: БГУ, 1976. - 175 с.

4. Кашапов, М.М. Структура психологической готовности педагога к работе с одарёнными детьми / М.М. Кашапов, М.В. Дудырева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. - 2013. - № 21. - Т. 19. - С. 29-33

5. Кучерявенко, И.А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности / И.А. Кучерявенко. - Текст: электронный // Молодой учёный: электронный журнал. - 2011. - № 12. - Т.2. - С. 60-62

6. Ларионова, Л.И. Психология одаренности и творчества: монография / Л.И. Ларионова, А.И. Савенков. - ГАОУ ВО МГПУ: Издательство «Нестор-История», 2017. - 30 с.

7. Левитов, Н.Д. Проблема экспериментального изучения способностей / Н.Д. Левитов. - Москва: АПН РСФСР, 1962. - 169 с.

8. Мубаракшина, А.Р. Готовность педагога к работе с одарёнными детьми / А.Р. Мубаракшина, А.Ш. Яруллина // Казанский вестник молодых ученых Педагогические науки. Методология и методика организации образовательной среды. -2018. - Т. 2. - №3 (6). - С. 113-117

9. Поваренков, Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности / Ю.П. Поваренков -Ярославль: Канцлер, 2008. - 200 с.

10. Саржаева, Р.Д. Готовность и ее психологические механизмы / Р.Д. Саржаева. - Текст: непосредственный // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. Теоретические и прикладные аспекты эффективности образования. - 2016. - Вып. 2. - С. 6-16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.