Педагогика
УДК 371
кандидат психологических наук, доцент Боцоева Анна Владимировна
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Краснодарский филиал Финуниверситета) (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики Мосина Оксана Анатольевна
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)
О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования критического и системного мышления в современной образовательной среде, находящейся в статусе перехода на онлайн-платформы, использования цифровых ресурсов в профессиональной деятельности и повседневной жизни человека (digital-skills), формирования индивидуальных образовательных траекторий развития предметных компетенций, являющихся основой для интерактивного развития навыков professional skills.
Ключевые слова: дистанционный формат обучения, инженерные и гуманитарные профили профессиональной подготовки, цифровизация и диджитализация образования, метапредметные и личностные компетенции (soft skills), компетенции (digital-skills).
Annotation. The article deals with the problem of forming critical and systematic thinking in the modern educational environment, which is in the status of transition to online platforms, the use of digital resources in professional activities and everyday life (digital-skills), the formation of individual educational trajectories for the development of subject competencies, which are the basis for the interactive development of professional skills.
Keywords: distance learning format, engineering and Humanities profiles of professional training, digitalization and digitalization of education, metasubject and personal competencies (soft skills), competencies (digital-skills).
Введение. Рынок онлайн-образования стал одним из самых быстрорастущих сегментов экономики. Формы классического образования требуют новых решений. Большинство россиян, в том числе работодатели, положительно относятся к онлайн-обучению. Рост рынка образования составил 60%. Специалисты Российской ассоциации электронных коммуникаций представили статистические итоги 2019 года. Доступ к Сети сегодня имеют 85,2 млн человек со смартфонов и 96,9 млн человек с компьютеров. Интернет-экономика России к 2020 году выросла на 20%. Наибольшую долю в этом сегменте занимает электронная коммерция. Рынок онлайн-образования стал одним из наиболее быстро развивающихся сегментов, за год его оборот вырос на 60 %. Система высшего образования в условиях технологического развития требует пересмотра. Высокая скорость изменений на рынке образования, вызванная переходом на дистанционный формат, стала большим вызовом для всех образовательных организаций страны. 24 миллиона пользователей - 1,5 миллиона преподавателей из школ и вузов, 16 миллионов школьников и 7 миллионов студентов - практически одномоментно должны были перейти от классической образовательной модели к дистанционному формату обучения. Вызовы цифровизации, формулируют компетенции, остро необходимые работникам какой отрасли, и определяют перечень профессий, которые позволят людям в этой области быть востребованными специалистами на рынке труда будущего, а образовательным организациям -оптимизировать бизнес-модели. Мы предполагаем, что это, в первую очередь, инженерные специальности с высоким уровнем компетенций в области ИТ-технологий.
В современных реалиях все чаще возникают понятия, о которых вчера еще не говорили так много. Например, «скиллз» (skills), представляющее по своей сути новые навыки или качественно новые профессиональные компетенции. Вместе с появлением термина встает вопрос, какие из них сегодня являются самыми востребованными со стороны работодателей и как трансформировать программы, чтобы не пострадало ядро профессии.
Сегодня, когда идёт активное внедрение высоких технологий в образование, классические университетские программы представляют собой «отчасти конвейерные системы». Обучение должно быть персонализировано под конкретные запросы индустриальных партнёров, а конкурентоспособность выпускников повышена за счёт их умения решать практические задачи. Модель цифрового университета уже в разработке. В настоящее время 85% взрослых россиян поддерживают онлайн-технологии в образовании.
По результатам данных социологического опроса, большинство наших граждан поддерживает внедрение цифрового образования. 66% опрошенных называют онлайн-обучение хорошей возможностью получения новых знаний, а 51% - качественным инструментом, доступным для многих. 25% респондентов уже имеют опыт дистанционного обучения, и только 10% ещё не знали о таком формате.
Положительное мнение о цифровизации образования высказали и преподаватели (84%), и работодатели (80%). 75% студентов проголосовали за внедрение в учебный процесс онлайн-курсов или модулей, а 64% уверены, что подобные решения способствуют повышению качества обучения в целом.
Изложение основного материала статьи. Тенденции масштабного перехода в дистанционный формат обучения требуют от целевой аудитории образовательной среды совершенно новых компетенций. Они студенты инженерных специальностей должны получать качественное и прочное знание, обладая четким алгоритмом формирования индикаторов ряда компетенций. Постановка задачи? Мы предполагаем, что индикаторы, которые позволят успешно реализовать дистанционный формат обучения, присущи целевой аудитории, изучающей информационные технологии. Более того, целевая аудитория должна обладать совершенно новым форматом мышления: критическим и системным.
Под критическим мышлением мы понимаем способность сомневаться во входящей информации и своих убеждениях. Навык помогает мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы. Основа критического мышления - умение рассуждать. Критические мыслители задают вопросы, ставят под сомнение идеи и высказывания, а не принимают их за истину. Чтобы стать критическим мыслителем, нужно быть активным исследователем, а не пассивным получателем информации. Человек с неразвитым критическим мышлением, принимает решение быстро, не задумываясь, опираясь на чувства и интуицию. Бегло просматривает информацию. Не размышляет над аргументами и не
ищет доказательств. Его мышление может так и остаться всего лишь клиповым. Человек, с развитым критическим мышлением, задумывается над своей реакцией перед принятием решения. Он сомневается во входящей информации и своих убеждениях, пока не находит доказательства.
Данный подход диктует необходимость развития способности студентов высшей школы к критическому и системному мышлению в среде применения технологий больших данных. Процесс формирования у обучающихся критического и системного мышления-это процесс диалога. Диалога между преподавателем и студентом. Преподаватель тоже должен стать другим, чтобы в этом новом формате суметь научить будущего инженера забрать знание на качественном уровне. Сегодня масштабно наступает процесс соединения педагогики и цифры. Значит в ближайшем будущем на передний план выйдут пропедевтические задачи цифрового репетитора и технологий дополненной виртуальной реальности. В этой связи на основе единой технологической платформы будет создаваться доверенное пространство цифровых знаний. Какова будет сущностная характеристика компетентностной модели этого доверенного пространства цифровых знаний? [1].
По мнению экспертов, в перечень компетенций работников сферы образования, востребованных при переходе на цифровую модель, помимо хорошего уровня владения ключевыми компетенциями цифровой экономики, должны войти владение технологиями педагогического дизайна, навыки формирования образовательных сообществ, понимание LMS методологии (Learning Management System - система управления обучением), навыки работы с цифровыми образовательными платформами, умение работать с данными и понимание возможностей управления образовательным процессом на их основе: от создания систем агрегирования данных об обучающихся до формирования на их основе индивидуальных образовательных маршрутов [2].
Для адаптации образовательных организаций к изменениям, по мнению экспертов, их руководству необходимо ориентироваться на гибкие бизнес-модели управления и вовлекать в проектирование цифровых стратегий раз-вития сотрудников всех уровней, регулярно актуализировать образовательный контент под требования рынка труда, обучить педагогов цифровой грамотности, перестраивать программы обучения на модульное и на дуальное образование, развивать педагогический дизайн в организациях с учетом международного опыта, создать платформы с хранением всех данных об обучающихся и привлекать преподавателей к совместному планированию со студентами их маршрутов обучения [3].
Ориентируясь на предложенные решения и меры, наиболее дефицитными и востребованными профессиями при создании, развитии и поддержке цифровой образовательной среды, эксперты обозначили специалиста по педагогическому дизайну, специалиста по внедрению и сопровождению LMS систем, инженера данных в образовании, специалиста по стратегическому маркетингу в образовании и Edtech, специалиста по операционной эффективности, руководителя цифровой трансформации (CDTO) и product-менеджера цифровых образовательных решений.
Сегодня цифровизации образования диктует потребность в создании площадок, на которых можно познакомиться с инновационными технологическими решениями отраслей, с внедрением лучших проектов в систему образования и ознакомиться с направлениями цифровизации образования, а именно: цифровая модернизация обучения, электронное управление учебным процессом и развитие нового рынка компетенций. Направления работы экспериментальных площадок могут эксплицироваться по следующим прогностическим векторам: что собой представляет «Образование 4.0 - сегодняшняя практика»; как происходит в динамике экспоненциальный рост технологий в образовании будущего; что собой должны представлять центры обучения на рабочих местах; как необходимо реформировать цифровизацию труда и кадровую политику бизнеса; в чем состоит сущностная характеристика и технологии «must have» в образовании третьего десятилетия 21 века; каковы финансовые и правовые перспективы Ed Tech [4].
Цифровизация и диджитализация образования
Дистанционный формат: контекст запросов
Умение комплексно
решать проблемы
Творческий подход к выполняемой деятельности
Умение управлять человеческими
_ресурсами_
Навыки активного взаимодействия
Высокий уровень эмоционального _интеллекта_
Познавательная активность Интеграция мотивации и креативности
Опорная модель критического и системного мышления в образовательной среде
Рисунок 1. Прогностическая компетентностная модель развития способностей современных студентов к критическому и системному мышлению
Если рассмотреть актуализированные примеры из современной образовательной среды, то обучающиеся инженерным специальностям, являются той целевой аудиторией, к которой сегодня эти требования могут быть предъявлены в первую очередь. Цифровые инструменты сегодня меняют профессию инженера: многие компетенции, которые были важны ранее, теперь теряют свой статус. И, наоборот, появляются требования к новым компетенциям, ранее считавшимися не столь важными. Например, память. Еще 15-20 лет назад инженеру нужно было помнить многие важные значения, формулы, понятия. В настоящем подобные требования потеряли актуальность, потому что простая информация находиться в мгновенном доступе в Интернете. Зато вопросы коммуникаций и взаимодействия с коллегами и клиентами, многие из которых работают удаленно, т.е., отсутствует прямая коммуникация, вышли на приоритетные позиции. Сегодня возникла потребность переучиваться по ходу работы над проектом, вникать в интерфейсы новых программ, решать сложные задачи в более короткий промежуток времени. Сократилось количество рутинных, простых задач. Зато новые задачи стали на порядок сложение, требующие оперативного ответа на непростые вопросы. Ни высшая, ни средняя школа к этим вызовам не готовы. Дополнительное образование сконцентрировано на зарабатывании денег по системе отраслевых сертификаций. Тема обучения в этом образовательном институте сведена к минимуму.
Необходимо решение переподготовки специалистов в инженерных областях без отрыва от текущей работы, гарантирующее результат. Времени на эксперименты и проверки гипотез у компаний нет. Новые цифровые инженеры нужны здесь и сейчас. Следовательно, их нужно готовить на образовательной платформе, которая научит работать с большими данными, создавать полно-действующих виртуальные макеты производства в парадигме Индустрии 4.0. В качестве запросов практики сегодня выступают процессы создания цифровых двойников, 3D моделирования схем размещения производства - от отдельного рабочего места до предприятия в целом [1].
Например, только на основе такого ресурса, как освоение большого спектра информационных дисциплин, можно задавать правила динамического поведения объектов производства, создавать и использовать банк знаний, пред-настроенных цифровых 3D симуляционных моделей объектов производства (роботов, транспортеров, оборудования, манекенов людей и мн. др.).
Фактически нужна новая модель образовательной траектории модульной программы трансформации подготовки инженеров в вузе. Назрела необходимость осуществления цифровой трансформации через систему выстраивания уровней формирования компетенций у студентов инженерных специальностей. Мы предполагаем, что высокий уровень готовности к освоению дистанционного формата обучения имеется у студентов, изучающий в большом объеме информационные дисциплины. Если говорить о студентах, получающих гуманитарное образование, то им намного сложнее показать высокий уровень формирования данного блока компетенций [5].
Поэтому можно предполагать, что определенный набор знаний, умений и навыков позволит студентам успешно переходить на высокий уровень профессиональной подготовки. Что собой представляют эти знания? Это цифровые навыки работы с большими данными. По мнению авторов Ивониной А.И., Чулановой О.Л., Давлетшиной Ю.М., представленному в научной статье, посвященной современным направлениям теоретических и методических разработок в области управления, роли soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников, «...под цифровыми навыками (digital-skills) мы будем понимать устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ей». Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной и творческой самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом [3].
Для каждого этапа разработки модели нами были предложены педагогические методы, позволяющие дифференцировать стартовый уровень готовности к формированию критического и системного мышления. Мы определили трехступенчатую модель готовности по уровням: пороговому, продвинутому и высокому.
Для проведения эксперимента были разработаны разноуровневые задачи и задания, на примере дополненной виртуальной реальности, столь актуальные для дистанционного формата обучения. Задания выполнялись в несколько этапов. Результат каждого этапа оценивался по одинаковым параметрам. Это позволило выявить начальный срез для построения прогнозов динамики формирования индикаторов компетенций у студентов, обучающихся на инженерных специальностях и осваивающих гуманитарные направления подготовки, что создало предпосылки для определения уровней их сформированности (базовый, продвинутый, высокий).
Рисунок 2. Сравнительный анализ диагностического среза детерминант критического мышления
у обучающихся на инженерных и гуманитарных направлениях профессиональной подготовки
По результатам диагностического среза можно сделать вывод, что обобщенная модель формирования готовности к онлайн-обучению не может быть одинаковой у обучающихся разных направлений подготовки. Из гистограммы видно, что такие компоненты критического мышления в процессе обучения, как: цифровая грамотность и концентрация и управление вниманием лучше сформированы у обучающихся по инженерным специальностям, а эмоциональная грамотность, творчество. креативность наиболее высоком уровне выявлены у обучающихся по гуманитарным направлениям подготовки. Следовательно, при построении индивидуальных образовательных траекторий, формирующих digital-skills, нужно учитывать эти различия, обусловленные профилем подготовки и потенциалом к критическому мышлению. Именно этот потенциал позволяет обучающимся забрать знание не на поверхностном, клиповом, а на качественном, высоком уровне.
Выводы. Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, хотелось бы отметить, что с приходом цифровизации в образовательную среду вузов, объем работы преподавателей возрастет кратно, главное, чтобы был высокий уровень мотивации для собственного профессионального роста. По своей сущностной характеристике знание - это присвоенная информация, которая при необходимости извлекается из оперативной памяти. Но нам сегодняшний день большинство образовательных организаций выдают своей целевой аудитории только один вид образовательного результата-осведомленность. В большинстве вузов сегодня в образовательной среде не хватает именно деятельностной составляющей. А если нет деятельности, то с учетом того вала информации, который мы постоянно испытываем, с учетом информационного гнета, который испытывают сегодня дети с раннего возраста, информация начинает восприниматься в «клиповом режиме». Сегодня в связи с этим необходимо перестраивать образовательную среду таким образом, чтобы образовательные программы позволили перевести целевую аудиторию в поле непосредственной деятельности из поля однобокой передачи знаний и формирования поверхностной осведомленности.
Литература:
1. Kuz'mina E.V., P'yankova N.G., Tret'yakova N.V., Botsoeva A.V. Using data analysis methodology to foster professional competencies in business informaticians // European Journal of Contemporary Education. 2020. Т. 9. № 1. С. 54-66.
2. Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. №2 (28). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.05.2020).
3. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (доступ свободный)
4. Федорова Ольга Валентиновна Формирование hard skills, soft skills и digital skills у студентов факультета информационных технологий УВО "Университет управления "ТИСБИ" // ОТО. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 17.05.2020).
5. Боцоева А.В., Горбунова О.В., Подпорин И.В. О прогностической траектории современного высшего образования в контексте проблемы деградации человеческого капитала // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. С. 24-27.