Педагогика
УДК 316
кандидат педагогических наук, старший преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин Пирогланов Шамсуддин Шахретович
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); курсовой офицер-преподаватель Сабадин Дмитрий Андреевич Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); курсовой офицер-преподаватель Грициенко Дмитрий Андреевич Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар)
О ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАЧЕСТВЕННО НОВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В АСПЕКТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ДИДЖИТАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки специалистов новой формации, обусловленная глобальными трансформациями всех сфер жизнедеятельности современного общества с учетом перехода на платформу цифровизации, что обусловливает пересмотр всей дидактической платформы образовательной среды, качественно новых запросов к выпускникам высших учебных заведений, владеющих не только «твердыми и мягкими» навыками, но и цифровой грамотностью высокого компетентностного уровня.
Ключевые слова: цифровизация, профессиональные умения и навыки, диджитал-навыки, требования к Soft Skills и Hard Skills, персонализация обучения, цифровая реальность, большие данные, базовые компетенции диджитал-сферы.
Annotation. The article deals with the problem of training specialists of a new formation, caused by global transformations of all spheres of life in modern society, taking into account the transition to the platform of digitalization, which causes a revision of the entire didactic platform of the educational environment, qualitatively new requests to graduates of higher educational institutions who possess not only "hard and soft" skills, but also digital literacy of a high competence level.
Keywords: digitalization, professional skills, digital skills, requirements for Soft Skills and Hard Skills, personalization of training, digital reality, big data, basic competencies of the digital sphere.
Введение. Сегодня понятия «твердых» и «мягких» навыков стали употребляться повсеместно. Однако даже в профильной бизнес-среде нередко возникают спорные моменты в их интерпретации. Под Hard Skills подразумевают исключительно профессиональные умения. Например, для программистов - разработку сайтов, для копирайтеров - написание рекламных слоганов и текстов, для дизайнеров - создание графического контента и т.д. Soft Skills - навыки, тесно связанные с личностными качествами сотрудника. Они не относятся напрямую к выполнению трудовых обязательств, но могут решающе влиять на результаты работы. Например, умение располагать собеседника при общении, находить компромиссы, работать в команде, брать на себя ответственность, эффективно распределять рабочее время, устранять вредные привычки и развивать полезные.
Очень часто требования работодателей к свои будущим сотрудникам сопровождаются следующими компетентностными тезисами: «Примем на работу человека с креативным мышлением», «нас интересует проактивный специалист», «безответственным кандидатам просьба не беспокоить». За ними как раз и скрываются требования к Soft Skills.
Однако, даже самые серьезные и решительные кандидаты порой недооценивают эти требования, воспринимают их как формальность делового письма. Это большое заблуждение, которое в дальнейшем нередко приводит к расхождению внутрикорпоративных взглядов и трудностям исполнения профессиональных обязательств. Сегодня все чаще речь идет о совершенно новой компетентностной модели выпускника вузов, которые владели бы не только базовым набором компетенций, но и навыками в области анализа данных и веб-аналитики. Цифровизация образования делает эти задачи приоритетными, а в «диджитал-сфере» работа без сбора и качественного анализа информации - устаревший и неэффективный подход.
В условиях слишком быстрого развития технологий получение актуальных компетенций становится особенно важным, чтобы оставаться востребованным специалистом в своей области. Поэтому персонализация обучения, его интерактивность и фокус на получение конкретных навыков для учащихся лежат сейчас в основе стратегии современной системы образования.
Изложение основного материала статьи. В 1971-1991 гг. в США проходила масштабная кампания по подбору сотрудников для дипломатической информационной службы Государственного департамента. На протяжении 20 лет в ней активно участвовал американский психолог Дэвид Макклелланд. Он исследовал содержание компетенций и искал оптимальные методики их оценки. Одним из значимых результатов его работы стало появление международной классификации навыков - их деление на Hard Skills и Soft Skills.
В конце прошлого века ученые Гарвардского университета пришли к выводу, что Soft Skills станут главным отличием востребованного специалиста. Они составили «портрет» идеального кандидата. На их взгляд, добиться успеха в карьере сможет тот, кто имеет 80% Soft Skills и всего 20% Hard Skills. Эксперты отметили, что осваивать эти навыки необходимо со школьной скамьи, и спрогнозировали к 2020 году массовую потерю рабочих мест из-за неразвитых «мягких» навыков.
В эпоху перехода к глобальной цифровизации делать свою работу по шаблонному алгоритму -проигрышный вариант. Профессионализм сотрудника сегодня в немалой степени измеряется его «мягкими» навыками: умением нестандартно решать задачи, максимально оптимизировать свои ресурсы и производить нужное впечатление на окружающих. Поэтому, для того, чтобы быть конкурентоспособным и оставаться незаменимым (в особенности автоматизированными машинами-роботами), современным студентам нужно осваивать Soft Skills [1].
Сегодня реальность меняется настолько стремительно, причем эти процессы зачастую не связаны с экономическими или геополитическими реформами. Инновации современных реалий все чаще озвучиваются в ежедневном лексиконе: большие данные, блокчейн, искусственный интеллект, диджитализация, масштабность поисковых систем, мобильные технологии, машинное обучение, цифровой директор и др. Масштабирование секретов выживания сегодня эксплицирована в адаптивность к изменениям. Среди факторов, влияющих на изменения можно назвать неопределенность, сложность, многообразие. Механизмы адаптации к этому связаны с навыками когнитивной гибкости, способности и мотивации к обучению на протяжении всей жизни и и развитию эмоционального интеллекта. По сути личностный профиль компетентного профессионала новой цифровой реальности - это наличие духа соперничества; креативности; любознательности; способности критически мыслить; озабоченности материальным успехом; порядочности; честности; умения работать в команде; инициативности; независимости; интеллектуальной развитости. В связи с цифровизацией каждая профессиональная среда будет требовать от сотрудника навыки Soft Skills, необходимые для карьеры в digital, потому что сегодня сфера digital проникнет во все аспекты трудовой деятельности, это одна из самых быстро развивающихся сфер, именно поэтому наличие «мягких» навыков помогает ее специалистам легко принимать изменения и быстро адаптироваться к новым условиям работы [2].
Российская компания интернет-рекрутмента HeadHunter назвала самые популярные Soft Skills, которые российские работодатели ожидают видеть в потенциальных кандидатах (рис.).
35 32
130
■ =
17
■ || ■ §
0
чУ tv хУ чУ чУ
Рисунок 1. Рейтинг предпочитаемых работодателями профессионально значимых качеств претендентов на вакантные должности
Из гистограммы видно, что к предпочитаемым качествам работодателями относятся следующие: коммуникабельность (каждая третья вакансия - 32%); ответственность (30%-практически также, каждая третья вакансия); мобильность (17%); стрессоустойчивость (12%); внимательность (12%).Также в ТОП-10 в равном процентном соотношении значатся: аккуратность; открытость; целеустремленность; самостоятельность; активная жизненная позиция. В современных источниках все чаще актуализируются 6 soft-направлений, в которых рекомендуют совершенствоваться бизнес-психологи: исследование как умение искать и обрабатывать информацию, работать с большими данными; созидание как компетенция производить нечто новое на основе известного; риторика как способность транслировать свои мысли, формулировать идеи, быть понятным и убедительным; логическое мышление как умение находить ошибки и исправлять их; организованность как навыки эффективного распределения своего времени; презентация как потенциал личности - быть гибким, тактичным и дипломатичным, иметь эмоциональный интеллект.
Система «мягких» навыков сегодня широко разветвлена и продолжает наращивать темп популяризации. К претендентам на должность аккаунт-менеджера предъявляются одни требования, на позицию дизайнера или веб-разработчика - совершенно другие. Однако, есть ожидания, которые относятся ко всем выпускникам современных вузов. Работодатели сегодня ждут в свои организации самостоятельных, целеустремленных, инициативных, результативных и пунктуальных. Это те надпрофессиональные качества, которые отражают корпоративную культуру digital-среды [3].
Кроме того, можно выделить 3 ключевые личностные характеристики, которые помогают современным специалистам держать марку и создают им безупречную репутацию. Это ответственность, любовь к своей профессии и целеустремленность.
Большинство Soft Skills - свойства характера лидера. Их можно получить от рождения, имея физиологическую предрасположенность, с воспитанием или под влиянием среды. Однако, ученые считают, что обладатели «мягких» навыков от природы имеют их не более 15% от общего числа. Без регулярной практики и специальных знаний не обойтись никому. Чтение специализированной литературы, прохождение тематических тренингов, саморефлексия, индивидуальная работа с коуч-тренерами и наставниками по развитию навыков тайм-менеджмента, эмоционального интеллекта и эмпатии - одни из немногих, но самых действенных способов оттачивания «мягких» навыков. Чтобы построить карьеру в любой сфере, пронизанной цифровизацией, необходимо сделать ставку на 3 Soft Skills.
Первый ключевой навык, который проверит вас на прочность. Уметь быть ответственным за свою работу - одно, отвечать за работу подчиненных - другое. Ответственность - черта характера, которая
поддается совершенствованию. Оттачивать этот навык с помощью принципа «делать-сделать». Отношение к работе сразу поменяется при понимании значениях этих понятий. Первое показывает процесс, а второе отражает результат. Думать над решением задачи можно бесконечно, но для нас важно качественно выполнять работу к заданным срокам. Нужно забыть слово «делаю». Нет результата - нет и работы. Сделал -значит готов нести ответственность и способен быть эффективным [4].
Человек, влюбленный в то, чем занимается, каждый раз превосходит себя и быстро растет по карьерной лестнице. Он с энтузиазмом берется за сложные проекты и умеет получать удовольствие от процесса преодоления трудностей. Сложности для него - очередная возможность для развития. Такой специалист бесценен. Такие специалисты учатся управлять проектами, работая по системе SCRUM, регулярно выполняя упражнения на развитие креатива, читают разную литературу и следят за последними новостями в digital, тренируют навыки публичных выступлений и передачи знаний. Посещение корпоративной библиотеки и выезды на тренинги позволяют им быть эффективными 24/7. Все это будет восприниматься, как часть захватывающего пути, если следовать принципу Конфуция: «Выбери себе работу по душе и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни».
Именно такое личностное свойство, как целеустремленность, позволяет работникам быть успешными и востребованными. Если четко обозначить цель, продумать план реализации, то успешный результат не заставит себя долго ждать. В современных реалиях при масштабном переходе на дистанционный формат обучения, должны быть проработаны навыки как у педагогов, так и обучающихся, позволяющие организовать образовательный процесс на достойном уровне. Это могут быть навыки личной эффективности, построенные на принципах методики SMART. В ее основе - аббревиатура с пятью важнейшими характеристиками целеполагания. Итак, настоящая цель должна быть: S (specific, significant, stretching) -максимально конкретной и ясной (отвечать на вопросы: кто? что? где? когда? какой? почему?); M (measurable, meaningful, motivational) - измеримой (с критериями), значимой и мотивирующей; A (attainable, agreed upon, achievable) - достижимой, согласованной и ориентированной на конкретные действия; R (realistic, relevant, reasonable) - реалистичной, уместной и полезной; T (time-based, timely, tangible, trackable) -на определенный период, своевременной и отслеживаемой.
И это работает не только в отношении профессиональных обязанностей. Нужно формулировать цели правильно, и не забывать их фиксировать на бумаге. Помнить: незаписанная цель так и будет витать в воздухе, а со временем и испарится вовсе. Нужно тренировать Soft Skills - это основа личного бренда в digital. «Мягкие» навыки помогут выгодно презентовать себя в обществе и успешно реализовать личные и профессиональные амбиции. Они неподвластны никаким роботам, всегда дадут дополнительные «баллы» как при трудоустройстве, так и при профессиональной деятельности в условиях цифровизации. Профессионально значимые компетенции, которые повсеместно востребованы в современных условиях: комплексное и многоуровневое решение проблем; критическое мышление; креативность в широком смысле; умение управлять людьми; взаимодействие с людьми; эмоциональный интеллект; формирование собственного мнения и принятия решений; клиент ориентированность; умение вести переговоры; гибкость ума.
Нынешние изменения, связанные с цифровизацией, особенно в области занятости, квалификации и найма в различных отраслях и регионах являются лейтмотивом развития творческого потенциала. Творчество станет одним из трех основных навыков, которые понадобятся рабочим. С лавиной новых продуктов, новых технологий и новых способов работы, рабочие должны стать более творческими, чтобы извлечь выгоду из этих изменений.
Актуализируются пять актуальных навыков для эффективной педагогической работы в диджитал-среде: анализ данных; оценивание; психология и мотивация онлайн-обучения; организация и оформление учебного процесса; планирование практики и стажировок.
Сегодня назрел момент, когда пора отдать обучающимся все, что могут делать они лучше преподавателей! Как при помощи дидактических игр «снять» напряжение и выгорание от бесконтактного обучения и гигантской предварительной подготовки. Образовательные практики команды «Карьера в России» для колледжей и производственных команд.
Онлайн/дистант породил и массу сложностей для команд преподавателей, но при этом открыл окна возможностей. Возможностей для увлекательной самостоятельной работы обучающихся, в которой педагог может вернуться к своей базовой миссии - быть ведущим и быть модератором в постигающей познавательной и преобразующей деятельности. Несомненно, такого рода переключение не дается мгновенно. Ни обучающимся, ни педагогам. Но и ресурсы дидактики, к счастью, создавались за последние 300 лет с учетом многих эпох перемен, и дают нам возможность при помощи дидактических игр применить ситуацию неопределенности в качестве мощной познавательной задачи. Сегодня назрела потребность в полифункциональной супервизии и внутреннего диалога. Необходимо анализировать прогрессивный опыт работы образовательных организаций, переведенных в формат дистанционных технологий обучения, в области организации и проведения практики, квалификационных экзаменов; анализа исследований, проведенных в педагогической и студенческой среде на базе образовательных учреждений в период самоизоляции, анализа основных проблем, возникших в период работы на дистанте и варианты их решения.
Выводы. Сегодня цифровая реальность является неизбежной детерминантой глобальных процессов, затрагивающих все сферы: финансовую, экономическую, производственную, образовательную. Роботы могут помочь нам быстрее добраться туда, где мы хотим быть, но они не могут быть такими же творческими, как люди (пока). Например, уже сегодня, переговоры и гибкость начинают выпадать из топ-10, поскольку машины, использующие массу данных, начинают принимать наши решения за нас. Точно так же активное слушание, считавшееся еще пять лет назад одним из основных навыков, полностью исчезает из топ-10, при этом эмоциональный интеллект, становится одним из 5 главных навыков, необходимых всем. Характер изменений сегодня во многом зависит от отрасли. Например, глобальные средства массовой информации и развлечения уже претерпели значительные изменения за последние пять лет. Однако, сектор финансовых услуг и инвестиций еще не претерпел радикальных преобразований. Тем, кто работает в сфере продаж и производства, потребуются новые навыки, такие как технологическая грамотность. Некоторые достижения опережают другие. Мобильный интернет и облачные технологии уже влияют на то, как мы работаем. Искусственный интеллект, 3D-печать и передовые материалы все еще находятся на ранних стадиях использования, но темпы изменений будут масштабными и быстрыми. Бизнес-лидеры, педагоги и
правительство-все должны быть активными в подготовке и переподготовке кадров, чтобы каждый мог извлечь выгоду из четвертой промышленной революции.
Показательным является свежая ситуация в Китае. Ученики решили, что, если приложение опустится в самый низ рейтинга и будет удалено, они больше не будут вынуждены просматривать уроки. Они начали массово ставить низкие оценки. Например, 11 февраля приложение получило 15 000 оценок в один балл и только 2 000 оценок в пять баллов. Легко представить такие масштабы, учитывая, что приложением пользуются 50 миллионов учеников и 600 000 учителей. Перевод детей и учащихся на дистанционное (даже комбинированное) образование, увеличение количества часов проводимых перед экранами компьютеров могут только навредить подрастающему поколению и будущее страны поставить под большую угрозу. Что важнее? Диджитализация или здоровье учащихся? Онлайн-обучение может быть, но оно не должно быть обязательным - следует, прежде всего, думать о здоровье детей.
Литература:
1. Шрайбер А.Н. Методика формирования soft skills (мягких навыков) у студентов вузов через систему дополнительного профессионального образования // МНКО. 2018. №2 (69). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 23.02.2020).
2. Kuz'mina E.V., P'yankova N.G., Tret'yakova N.V., Botsoeva A.V. Using data analysis methodology to foster professional competencies in business informaticians // European Journal of Contemporary Education. 2020. Т. 9. № 1. С. 54-66.
3. Боцоева А.В., Гучетль С.К., Кульбит Ю.С. О ресурсах цифровизации высшего образования в контексте перехода на инновационный уровень // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 59-62.
4. Моисеева А.А. Условия и последствия диджитализации современного общества: социально-экономический анализ // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2017. №39. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 23.03.2020).
Педагогика
УДК 377
кандидат педагогических наук доцент Плужникова Елена Артемовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); кандидат педагогических наук доцент Живогляд Марина Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В данной статье раскрывается актуальность реализации технологий здоровьесбережения в современной высшей школе; рассматривается технологическая составляющая учебно-воспитательной деятельности вуза по сохранению и формированию здоровьясбережения современного студента на различных уровнях реализации; компоненты здоровьесберегающих технологий в системе высшего образования.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, содержательные элементы, задачи, условия, высшее образование.
Annotation. This article reveals the relevance of the implementation of health-saving technologies in modern higher education; the technological component of the educational activities of the university to preserve and shape the health of the modern student at various levels of implementation is considered; components of health-saving technologies in higher education.
Keywords: health-saving technologies, substantive elements, tasks, conditions, higher education.
Введение. Актуальность реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс современной высшей школы обусловлена тенденциями снижения показателей уровня здоровья населения в целом по стране, и особенно у подростков и молодежи. В России отмечается тенденция роста заболеваемости населения в возрасте от 16 до 25 лет, что свидетельствует о ненадлежащих условиях их жизнедеятельности, в том числе и в образовательных организациях.
Сохранение здоровья у молодежи является приоритетным направлением деятельности как в сфере образования, так и во многих других областях, таких как социальной, производственной и других. Известно, что здоровый человек более работоспособный, ответственно и продуктивно выполняет любую деятельность, как учебную, так и производственную. Сохранение здоровья молодежи, особенно студенческой в большей степени является задачей той образовательной организации, в которой она получает образование в течение четырех или пяти лет.
Качество жизни, здоровье, стремление к здоровому образу жизни, как известно, зависит от того, в каких условиях находится человек. Вуз является именно тем место, в котором студенческая молодежь проводит наибольшее количество времени, и именно вуз создает благоприятную развивающую среду, отвечающую всем необходимым требованиям, в том числе и по сохранению здоровья на основе реализации разнообразных технологий. Современный вуз ориентирован не только на организацию образовательной деятельности, но и организует достаточно большой спектр различных мероприятий — спортивно-оздоровительных, культурно-творческих, научных и других.
Одним из направлений деятельности вуза является исследование и мониторинг состояния здоровья студентов, выявление отрицательных факторов, оказывающих негативное влияние на их здоровье, создание благоприятной личностно-ориентированной развивающей среды. Поэтому, особое значение в современной сфере образования имеет определение перспектив и направлений деятельности по решению данной проблемы.
Изложение основного материала статьи. В основе системы здоровья сбережения современного вуза