Научная статья на тему 'SOFT SKILLS: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

SOFT SKILLS: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1582
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HARD SKILLS / SOFT SKILLS / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / COMPETENCES / PROFESSIONAL COMPETENCIES / UNIVERSAL COMPETENCES / ENGINEERING EDUCATION / PERSONAL QUALITIES / EDUCATIONAL PROCESS / CRITICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайхутдинова Халида Абдрахмановна

Статья посвящена исследованию аспектов подготовки эффективных инженеров-строителей в процессе их обучения в техническом вузе. Подчеркивается важная роль универсальных (надпрофессиональных) навыков, именуемых soft skills, или «гибкие навыки». Анализируются сущность и понятие soft skills. Представлены результаты анкетирования студентов, раскрывающие значимость soft skills и оценку студентами своих универсальных компетенций. По итогам анкетирования предлагается разработать дополнительные учебные программы и иные мероприятия в рамках образовательной и воспитательной работы для развития личностных качеств по всем составляющим soft skills с целью успешной профессиональной подготовки будущих инженеров-строителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFT SKILLS: STATE, PROBLEMS AND WAYS OF THEIR DEVELOPMENT AT UNIVERSITY STUDENTS

The article is devoted to studying the aspects of training effective civil engineers in the process of their training at a technical university. The important role of universal skills called soft skills or “flexible skills” is emphasized. The article analyzes the essence and concept of soft skills. The results of the students' surveys reveal the importance of soft skills and the students' assessment of their professional competencies. Based on the results of the questionnaire, it is proposed to develop additional curricula and activities in the educational and upbringing framework, and to work on developing personal qualities in all components of soft skills in order to successfully train construction engineers for their future careers.

Текст научной работы на тему «SOFT SKILLS: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

дому», «Помоги ветерану» и т.д.);

- спортивно-туристическая деятельность: спортивные и туристические слеты, межвузовские соревнования, походы и экспедиции, организация спортивных турниров и других спортивных мероприятий.

Выводы. Таким образом, мы видим, что видов и форм внеучебной деятельности достаточно много. Реализация внеучебных мероприятий, включение студентов в качестве участников, разработчиков, организаторов будет стимулировать развитие их творческих способностей. Необходимо отметить, что следует учитывать индивидуальные наклонности студенческой молодежи и их желание к участию в каких-либо внеучебных мероприятиях.

Литература:

1. Бригинец И.Н. Развитие лидерских качеств студентов вуза во внеучебной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 2. С. 12-14.

2. Горбунова Н.В. Проектирование и создание инновационной образовательной среды высшего учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-1. С. 223-229.

3. Саенко Л.А., Карташова В.Н. Развитие гражданской активности студенческой молодежи средствами студенческого самоуправления: монография. - Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2018. - 152 с.

4. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. Особенности нравственно-этического воспитания студенческой молодёжи в образовательном процессе организаций СПО // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 68-69.

5. Саенко Л.А., Химич Ж.Г. Условия формирования профессионального патриотизма у обучающейся молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 203-205.

6. Сорокопуд Ю.В., Романюк Е.В. Психолого-педагогические возможности коммуникативного тренинга в формировании основ профессионального общения у студентов техникума // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 259-261.

7. Фролова С.В., Пепеляева С.В. Педагогические условия организации индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студентов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 337.

8. Юденкова И.В., Горская С.В. Внеучебная деятельность студентов как один из факторов формирования их профессиональной компетентности // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10-3 (52). С. 197-199.

9. Gorbunova N.V., Sabirova E.G. Pedagogical design of future teachers' personal and professional route // Man in India. 2017. Т. 97. № 14. С. 217-226.

10. Wang S., Gorbunova N.V., Masalimova A.R., Birovâ J., Sergeeva M.G. Formation of academic mobility of future foreign language teachers by means of media education technologies // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. Т. 14. № 3. С. 959-976.

Педагогика

УДК: 378

кандидат филологических наук Шайхутдинова Халида Абдрахмановна

Самарский государственный технический университет (г. Самара)

SOFT SKILLS: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Аннотация. Статья посвящена исследованию аспектов подготовки эффективных инженеров-строителей в процессе их обучения в техническом вузе. Подчеркивается важная роль универсальных (надпрофессиональных) навыков, именуемых soft skills, или «гибкие навыки». Анализируются сущность и понятие soft skills. Представлены результаты анкетирования студентов, раскрывающие значимость soft skills и оценку студентами своих универсальных компетенций. По итогам анкетирования предлагается разработать дополнительные учебные программы и иные мероприятия в рамках образовательной и воспитательной работы для развития личностных качеств по всем составляющим soft skills с целью успешной профессиональной подготовки будущих инженеров-строителей.

Ключевые слова: hard skills, soft skills, компетенции, профессиональные компетенции, универсальные компетенции, инженерное образование, личностные качества, образовательный процесс, критическое мышление.

Annotation. The article is devoted to studying the aspects of training effective civil engineers in the process of their training at a technical university. The important role of universal skills called soft skills or "flexible skills" is emphasized. The article analyzes the essence and concept of soft skills. The results of the students' surveys reveal the importance of soft skills and the students' assessment of their professional competencies. Based on the results of the questionnaire, it is proposed to develop additional curricula and activities in the educational and upbringing framework, and to work on developing personal qualities in all components of soft skills in order to successfully train construction engineers for their future careers.

Keywords: hard skills, soft skills, competences, professional competencies, universal competences, engineering education, personal qualities, educational process, critical thinking.

Введение. В настоящее время рынок труда предъявляет высокие требования к специалистам, что стимулирует конкуренцию, интенсивность и качество труда. В связи с этим уделяется пристальное внимание профессиональной подготовке современных инженеров в технических вузах: разрабатываются новые стандарты и рабочие программы ко всем дисциплинам, организуется практика, проводится научно-исследовательская работа со студентами всех курсов и всех направлений подготовки. Однако в меньшей степени исследованы аспекты подготовки эффективных и востребованных выпускников инженерных специальностей в плане социальных, лидерских компетенций, а также личностных качеств. Практика показывает, что на протяжении последних десятилетий в каждом объявлении с предложением вакансии кроме профессиональных навыков востребованы социальные, волевые, интеллектуальные и лидерские компетенции, необходимые для успешной карьеры специалиста, именуемые термином soft skills, что переводится как «мягкие», или «гибкие» навыки. Современным компаниям нужны сотрудники и

руководители, не только имеющие высокую профессиональную квалификацию, но и обладающие развитыми социальными компетенциями, рассматриваемыми как надстройка над профессиональной квалификацией, именуемой hard skills. Известно, что если hard skills можно оценить и измерить на практике и теоретически, то soft skills не поддаются измерению.

Термин soft skills определяется как совокупность социальных и коммуникативных навыков, позволяющих эффективно общаться и работать в команде [13]. Так, из приведённых Гарвардским университетом, Фондом Карнеги и Стэнфордским научно-исследовательским институтом исследований следует, что успех в профессиональной сфере на 75% зависит именно от уровня сформированности «гибких» навыков и лишь на 25% от профессиональных, или «жёстких» навыков [16]. Другое исследование, проведенное Федеральным институтом профессионального образования в Бонне, также выявило, что профессиональный успех зависит в 40% случаев от soft skills [19]. Как видим, обладанию гибкими навыками придается большое значение.

Если в последние десятилетия прошлого века в первую очередь обращали внимание на профессиональную квалификацию и такие личные добродетели как усердие, пунктуальность и дисциплину, характеризовавшие «идеального» работника в строго иерархических структурах, то теперь в условиях глобализации список необходимых личностных качеств и социальных компетенций значительно расширился. На современном этапе развития общества требуется не послушный исполнитель, а человек креативный, способный решать сложные задачи и привести коллектив к успеху, ибо в век информационных технологий изменились условия и характер труда. Все более востребованной стала командная и проектная работа, когда усилия многих членов команды нацелены на решение общей задачи, на поиск новых путей и возможностей, на создание оригинального продукта. Исходя из этого, в современных условиях в основу инженерной подготовки выпускников технических вузов должна быть положена целостная модель деятельности: от идеи - до внедрения результатов исследований, от технического проектирования - до конечной реализации проекта. Именно наличие soft skills создает предпосылки для успешного применения полученных технических знаний и умений и учит добиваться поставленных целей. Отсюда в задачи образовательной системы входит не только формирование у молодых специалистов инженерного направления технических компетенций, но и обучение их soft skills и воспитание в них определенных личностных качеств, так как на обладание молодыми специалистами soft skills обращают все более пристальное внимание работодатели. Отмечается, что важность социальных компетенций отражена в критериях международных советов и организаций, осуществляющих аккредитацию учебных программ инженерных вузов и сертификацию профессиональной квалификации их выпускников ABET, FEANI, WFEO, CLUSTER, CESAER, GATEWAY, Ассоциация Инженерного Образования России [1].

Зарубежные исследователи раньше отечественных начали писать и говорить на эту тему. Различные аспекты развития гибких навыков у студентов рассматривали ученые: М. Ватс и Р.К. Ватс [20], О. Крузе [17], Д. Клустер [4], К. Пегги [18], А. Чёрчес [14] и др. В своих работах они подчеркивают важность общих навыков в дополнение к профессиональным, а также необходимость развития критического мышления. Одной из причин повышенного внимания к soft skills является, по словам директора Центра исследования оценки в Университете Мельбурна Патрика Гриффина, недовольство крупных компаний выпускниками университетов, которые не подготовлены к работе и жизни в современном мире [11]. Г.Б. Хасанова также отмечает, что 49,7% опрошенных зарубежных работодателей считают наиболее востребованными в сотрудниках коммуникативные способности [10].

О неакадемических навыках, критическом мышлении, умении работать в команде, компьютерной грамотности у нас начали говорить всерьез совсем недавно. Как отмечает В. Шипилов, «пока в школах продолжают натаскивать учащихся на стандартизированные тесты и подготовку к ЕГЭ, эксперты всего мира думают над тем, как развить в школьниках навыки, необходимые для выживания в цифровую эпоху» [9].

Отечественные исследователи В. Шипилов [9], Л.К. Сальная и В.П. Овчаренко [7], М.Б. Позина [6], Т.А. Яркова и И.И. Черкасова [12] и другие изучили содержание, структуру, условия развития и возможности формирования гибких навыков обучающихся. Некоторые исследователи считают возможным развивать эти навыки непосредственно в процессе изучения дисциплин за счет командных и проектных форм работы, а также развития эмоционального интеллекта и навыков критического мышления: С.А. Шилова [8], Г.Е. Коротких и Н.В. Носенко [3], Н.С. Меньшенина и П.Г. Лабзина [5], Н.С. Евстропова и Х.А. Шайхутдинова [2]. Соответственно, работа по развитию когнитивных способностей в процессе обучения предъявляет особые требования к предлагаемому учебному материалу и формам работы.

Меняются ли эти навыки или они остаются неизменными, можно ли их перечислить? В 2009 году будущим специалистам для работы требовались умение работать в команде, разбираться в технологиях, конструктивно сотрудничать с коллегами, уметь жить в социуме с цифровыми технологиями, уважать другие культуры, ибо в цифровую эпоху границы исчезают. Крупнейший специалист по оценке навыков XXI века Патрик Гриффин отмечает, что шесть лет спустя Мировой форум образования пришёл примерно к тем же выводам, выделив три составляющих компонента soft skills: грамотность, базовые знания языков, счёта, финансов, наук, культур; компетенции, критическое мышление, решение проблем, творческое мышление, сотрудничество; личные качества любопытство, инициативность, упорство, лидерство [11].

Владислав Шипилов отмечает, что кроме двух видов навыков - профессиональных и надпрофессиональных (универсальных) - есть еще третья сторона вопроса - личность. В данном случае он имеет в виду совокупность личностных качеств и установок по отношению к окружающему миру, людям, успеху, поражениям, целям и так далее, ибо никакие навыки не спасут, если нет подготовленной личности [9]. Такие же требования к личности предъявляют и зарубежные работодатели. Так, результаты опроса по soft skills у работодателей на немецких предприятиях в 2016 году показывают наиболее востребованные у выпускников вузов при их устройстве на работу навыки: инициатива, самоотдача (100%), работоспособность (98%), коммуникативность (95%), чувство команды (94%), нацеленность на конечный результат (93%), готовность к обучению (92%), любопытство (открытость) (89%), ответственность (89%), аналитические способности (88%), воодушевление, вдохновение (88%), стрессоустойчивость (88%), индивидуальность/манера держать себя (88%) [15].

Изложение основного материала статьи. С целью выявления готовности студентов к требованиям современного рынка труда мы решили провести анкетирование, в котором приняли участие 40 студентов 2-го

курса Самарского государственного технического университета. Им были предложены анонимные анкеты с вопросами. Целью опроса было:

- выявить, знают ли студенты понятия hard skills и soft skills;

- какие навыки они считают первостепенными для своей профессии;

- в какой степени, по их мнению, они обладают социальными, интеллектуальными, лидерскими и волевыми навыками, необходимыми для их профессии;

- каковы проблемы и как развить в себе «гибкие навыки».

Результаты исследования показали, что большинство студентов не знакомы с понятиями hard skills и soft skills и слышали их впервые (70%). Для проверки этого пункта была предложена таблица с перечнем 14 навыков, и студенты должны были отнести названные навыки либо к hard skills, либо к soft skills. Что касается пункта hard skills, то сюда подавляющее большинство студентов правильно отнесли профессиональные знания (95%) и профессионализм (82%). Однако в колонку hard skills большинство респондентов вписало ошибочно такие навыки как коммуникабельность (50%), умение работать в команде (70%), готовность к постоянному обучению (80%), умение работать с большим объемом информации (80%), умение выступать на публике (55%), гибкость (45%), самостоятельность в принятии решений (40%). Ответы на данный вопрос показали, что студенты не имеют точного представления о характере soft skills, несмотря на то, что 30% респондентов заявили, что слышали и знают, что такое soft skills.

На вопрос: «Расставьте в порядке значимости компетенции, необходимые для современного инженера-строителя» последовали такие ответы:

Таблица 1

Ранжирование компетенций

Компетенции/место 1-ое место 2-ое место 3-е место 4-е место

Социальные 8 20% 22 55% 6 15% 4 10%

Интеллектуальные 18 45% 14 35% 4 10% 4 10%

Волевые 6 15% 4 10% 12 30% 18 45%

Лидерские 14 35% 8 20% 12 30% 6 15%

Комментируя данную таблицу, можно отметить, что значимость социальных компетенций оценили 75%, дав им первое и второе места. 25% не уделяют им должного внимания и отвели лишь третье и четвертое места. Интеллектуальные компетенции оценены студентами как наиболее важные - 80%, а 20% не ценят их высоко, отдав им 3 и 4-е места. Волевые компетенции считаются менее значимыми, т.к. всего 25 % отвели им 1-е и 2-е места, а 75% считают их менее значимыми. И, наконец, лидерские качества чуть более половины студентов считают важными, а именно 55%. 45% отвели этой компетенции 3 и 4-е места. Можно сделать вывод, что интеллектуальные компетенции для студентов стоят на 1-м месте. Далее следуют лидерские качества. Но студенты по-прежнему недооценивают роль социальных и волевых компетенций. Без волевых качеств, вряд ли, возможно развить в себе лидерские компетенции.

Следующий вопрос нашей анкеты звучал так: «В какой степени Вы обладаете социальными, интеллектуальными, лидерскими и волевыми навыками, необходимыми для Вашей профессии? Оцените по 5-балльной системе». Ниже в таблице мы приводим обработку результатов ответов на этот вопрос.

Таблица 2

Оценка социальных, волевых, лидерских и интеллектуальных компетенций по их значимости по

5-балльной системе

Компетенции Качества Оценки

«5» «4» «3» «2» «1»

СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ коммуникабельность 18 45% 12 30% 10 25 % - - - -

эмоциональный интеллект 16 40% 16 40% 6 15 % 2 5% - -

умение выступать на публике 6 15% 14 35% 14 35 % 4 10% 2 5%

эмпатия 24 60% 6 15% 6 15 % 2 5% 2 5%

умение работать в команде 18 45% 16 40% 4 10 % - - 2 5%

гибкость 12 30% 14 35% 12 30 % 2 5% - -

ВОЛЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ целеустремленность 6 15% 24 60% 8 20 % 2 5% - -

терпеливость 12 30% 10 25% 14 35 % 4 10% - -

стрессоустойчивость 10 25% 18 45% 10 25 % 2 5% - -

самостоятельность принятия решений 10 25% 24 60% 6 15 % - - - -

готовность выполнять рутинную работу 6 15% 12 30% 20 50 % - - 2 5%

умение работать в условиях прессинга 8 20% 10 25% 16 40 % 6 15% - -

ЛИДЕРСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ умение формировать команду 12 30% 8 20% 16 40 % 4 10% - -

умение разрешать конфликты 10 25% 14 35% 10 25 % 4 10% 2 5%

ведение сложных переговоров 8 20% 10 25% 12 30 % 4 10% 6 15 %

инициативность 12 30% 14 35% 12 30 % 2 5% - -

умение рисковать 10 25% 20 50% 8 20 % 2 5% - -

умение принимать решения и нести ответственность 16 40% 16 40% 8 20 %

ИНТЕЛЛЕКТУА ЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ хорошая память 12 30% 15 37,5% 11 27, 5% 2 5% - -

креативность 10 25% 10 25% 14 35 % 6 15% - -

обучаемость и готовность к саморазвитию 14 35% 16 40% 6 15 % 4 10%

умение писать отчеты и доклады 8 20% 10 25% 18 45 % 4 10% - -

разносторонние знания 16 40% 12 30% 8 20 % 4 !0% - -

умение анализировать большие объемы знаний 8 20% 16 40% 14 35 % 2 5%

Из социальных компетенций студенты выделили в себе наличие коммуникабельности (45%) и эмпатии (60%). Под эмпатией понимается способность войти в эмоциональное состояние другого человека и сопереживать. Эмоциональный интеллект (правильные реакции и умение управлять своими эмоциями) оценили у себя как на должном уровне 40%. Почти половина ребят (45%) считают себя способными работать в команде. В то же время половина студентов испытывают трудности с выступлением на публике (50%).

Из волевых компетенций более всего присущи студентам терпеливость (15%). 75% студентов отметили в себе наличие целеустремленности, 75% - стрессоустойчивости и 85% - наличие готовности принимать самостоятельные решения. Это довольно высокие показатели. Половина студентов испытывает трудности с готовностью выполнять рутинную работу (55%) и быть терпеливыми (45%), а также более половины студентов признали свою неспособность работать под давлением, или в условиях прессинга (55%). Прессинг может выражаться в недостатке отводимого времени и большом объеме работы, которую требуется выполнить за относительно короткое время.

Среди составляющих лидерских компетенций студентам более всего присущи умение принимать решения и нести за них ответственность (80%), умение рисковать (75%), инициативность (65%) и умение разрешать конфликты (60%). Более неосвоенными навыками, где студенты испытывают трудности, представляются умение формировать команду (50%) и вести сложные переговоры (55%).

Интеллектуальные компетенции по-прежнему считаются важными. Среди составляющих этой компетенции на хорошем уровне развития находятся такие навыки как обучаемость и готовность к саморазвитию (75%), разносторонние знания (70%), умение анализировать большие объемы информации (60%). Однако 32,5% студентов указывают на недостаточно развитую память и 50% не могут отметить у себя наличие креативности. Также 55% считают, что они не умеют писать отчеты и доклады.

На следующем этапе нашего исследования студентам было предложено ответить на вопрос: «Какие личностные качества, на Ваш взгляд, Вам необходимо развить в себе, чтобы быть успешным в профессии и общении с людьми?». В этом пункте в ответах преобладают: трудолюбие и упорство (80%), уверенность в себе (70%), умение решать проблемы (60%), умение принимать решения (60%), желание учиться (55%), самостоятельность (45%), позитивное отношение, энтузиазм (35%).

Выводы. Итак, анализ результатов исследования подтвердил, что soft skills очень важны для эффективности инженеров-строителей. Существует необходимость в дальнейших исследованиях по определению методов формирования и развития soft skills у инженеров-строителей, что будет способствовать дальнейшему формированию навыков soft skills. В целом следует признать, что в вузах проводится недостаточная работа по развитию soft skills. Опрос среди студентов показал, что часть обучающихся не имеет четкого представления о содержании компетенций, а ряд значимых из них не освоен на должном уровне. Вместе с тем студенты понимают важность формирования soft skills для своей будущей профессиональной карьеры. Исходя из этого, необходимо включить в процесс образования и воспитания какие-то дополнительные курсы и тренинги, в том числе с целью получения сертификатов, например, языковых, организовать проектную и волонтерскую работу, предоставить возможность в большем объеме иметь стажировку и практику. Организация дискуссионных клубов и ораторских курсов, вероятно, позволила бы студентам научиться высказывать и отстаивать свое мнение, учиться красноречию, а также помогла бы снять страх перед выступлением перед большой аудиторией. На уроках необходимо больше внимания уделять командной и проектной работе. Вероятно, следует создавать дополнительные учебные программы развития личностных качеств по всем составляющим soft skills. Для разработки мероприятий с целью развития soft skills необходимо привлекать не только преподавателей и педагогов, но и самих студентов.

Литература:

1. Вагапова Н.А., Доломанюк Л.В., Вагапов Г.В. Soft skills как необходимый компонент содержания инженерного образования // Вестник Казанского энергетического университета. Изд-во: Казанский госуд. энергетический ун-т. 2016. № 4(32). - С. 134-142.

2. Евстропова Н.С., Шайхутдинова Х.А. Развитие критического мышления в процессе самостоятельной работы по английскому языку студентов технического Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 2. С. 89-100. DOI: 10.18384/23107219-2018-2-89-100

3. Коротких Г.Е., Носенко Н.В. Принципы формирования «soft skills» при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей вузов // Иностранные языки: Лингвистические и методические аспекты. Изд-во: Тверской гос. университет. 2019. Выпуск 44. - С. 43-48.

4. Клустер Д. Что такое критическое мышление? - URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902 (Дата обращения 10.10.2019).

5. Меньшенина С.Г., Лабзина П.Г. Потенциал дисциплины «иностранный язык» для формирования гибких навыков студентов технических вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2019. №2 (42). - С. 105-118.

6. Позина М.Б. Бегство от эмоций или в поисках soft-skills // Вестник Академии. Изд-во: Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы. - Москва. 2017, №4, Том 2. С. 61-66.

7. Сальная Л.К., Овчаренко В.П. О формировании универсальных компетенций студентов инженерного вуза средствами дисциплины «Иностранный язык» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - № 6. Ч. 2. - С. 199-202. - URL: http://www.gramota.net/materials/ 2/2017/6-2/60.html

8. Шилова С.А. Формирование гибких навыков средствами микрогрупповых форм работы при обучении иностранному языку в вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2017. Т. 6, вып. 4 (24). - С. 374-380.

9. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (Дата обращения 1.11.2019)

10. Хасанова Г.Б. Требования работодателей к выпускникам инженерных вузов // Вестник Казанского технологического университета. 2012. №20. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-rabotodateley-k-vypusknikam-inzhenernyh-vuzov (Дата обращения: 10.01.2017).

11. Чеботарь Н. Школам нужны аналитики. URL: http:// www.edutainme.ru/post/griffin/ (Дата обращения: 20.10.2019).

12. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюмен. гос.ун-та. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2, № 4. С. 222-234. DOI: 10.21684/2411-197X-2016-2-4-222-234.

13. Cambridge Dictionary. URL: http://dictionary.cambridge. org/dictionary/english/soft-skills (Дата обращения: 29.08.2019).

14. Churches A. Bloom's Digital Taxonomy [Электронный ресурс]. URL: http://edorigami.wikispaces. com/Bloom%27s+Digital+Taxonomy (Дата обращения: 15.01.2018).

15. Hubert J. Wie wichtig sind Ihnen bei Absolventen diese Softskills? // URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/408616/umfrage/softskills-bei-der-einstellung-von-hochschulabsolventen-in-deutschen-unternehmen/(Дата обращения 23.01.2019).

16. Klaus P. Communication breakdown // California Job Journal. 2010. № 28. P. 1-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Kruse O. Kritisches Denken als Leitziel der Lehre: Auswege aus der Verschulungsmisere // Die Hochschule. 2010. № 1. S. 77-86.

18. Peggy K. The Hard Truth About Soft Skills. Harper Collins Publishers. 2007. 190 p.

19. Soft Skills - Der Schlüssel zum Erfolg. Veröffentlicht am 11.07.2016. URL: https://rockyourcompany.de/2016/07/11/soft-skills-der-schluessel-zum-erfolg/ (Дата обращения 10.10.2019)

20. Wats M., Wats R.K. Developing Soft Skills in students. The International Journal of Learning, 2009, vol. 15, 1-10 pp. DOI: 10.18848/1447-9494/CGP/v15i12/46032. Всемирная инициатива CDIO. Стандарты: инф.-метод. изд. / Пер. с анг. и ред.

Педагогика

УДК 37

соискатель Шестова Юлия Октаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)

ИНСТРУМЕНТЫ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ: ОБЗОР

ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация. В статье представлен обзор некоторых зарубежных исследований в области измерения межкультурной компетенции. Каждый инструмент оценивания уровня межкультурной компетенции основывается на определенной теоретической модели данного феномена и измеряет параметры, соответствующие компонентам той или иной модели. Инструменты оценивания межкультурной компетенции анализируются с точки зрения их валидности и сферы применения.

Ключевые слова: межкультурная компетенция, измерение межкультурной компетенции, опросник межкультурного развития, мультикультурный личностный опросник, инструмент измерения уровня компетенций, опросник кросс-культурной адаптивности.

Annotation. The article gives an overview of some international research in the sphere of assessment of intercultural competence. Each instrument is based on a certain theoretical model of intercultural competence and assesses parameters constituting this or that model. Intercultural competence assessment tools are analyzed from the point of view of validity and application.

Keywords: intercultural competence, assessment of intercultural competence, intercultural development inventory, multicultural personality questionnaire, intercultural communication competence instrument, cross-cultural adaptability inventory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.