10. Лепшокова, Е.А. Специфика грамматического значения английского артикля / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2020. - С. 132-136
11. Тоторкулова, К.А. Подготовка педагогов к гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций в системе повышения квалификации / К.А. Тоторкулова // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2012.
12. Тоторкулова, К.А. Проблемы подготовки педагогов к осуществлению гражданского воспитания школьников средствами национальных традиций / К.А. Тоторкулова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. -№ 57-5. - С. 336-342
13. Устинина, И.В. Инновации в учебном процессе средних профессиональных учебных заведений / И.В. Устинина, С.А. Каракотова // Инновационные процессы в системе образования: теория и практика / Материалы региональной научно-практической конференции. - Карачаевск, 2018. - С. 168-172
Педагогика
УДК 614.8:373.3(045)
ассистент кафедры физического воспитания и спортивных дисциплин Ботов Кирилл Аркадьевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ О ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПОВЕДЕНИЮ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Аннотация. В статье актуализирована проблема формирования готовности младших школьников к поведению в чрезвычайных ситуациях. На основании мнения от различных авторов по сущности обсуждаемого понятия дается его авторское определение. Готовность к чрезвычайным ситуациям младшего школьника представляется нами как совокупность знаний, способов и приемов деятельности, определенных в соответствии с возрастом детей, побуждающих их к разумному поведению в возникающих опасных для жизни явлениях. Обращено внимание на структуру готовности младших школьников к чрезвычайным ситуациям. В ее составе присутствуют необходимые компоненты: мотивационный, когнитивный и деятельностный. Данным компонентам была дана соответствующая характеристика. Мотивационный компонент показывает интерес младших школьников к процессу получения знаний по безопасности жизнедеятельности. Когнитивный компонент является набором познавательных процессов для младшего школьника. Деятельностный компонент - это взаимосвязь младшего школьника и учителя, их взаимодействие, сотрудничество, планирование различных задач для достижения положительных результатов по готовности младших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях. Так же были сформулированы необходимые показатели данных компонентов.
Ключевые слова: общеобразовательная школа, младшие школьники, готовность младших школьников к поведению в чрезвычайных ситуациях.
Annotation. The article actualizes the problem of forming the readiness of junior high school students to behave in emergency situations. Based on the opinions of various authors on the essence of the discussed concept, the author's definition is given. We consider the readiness for emergencies of a junior high school student as a set of knowledge, methods and techniques of activity, defined in accordance with the age of children, encouraging them to a reasonable behavior in emerging life-threatening phenomena. Attention is paid to the structure of preparedness of elementary schoolchildren for emergency situations. It includes the necessary components: motivational, cognitive and activity components. An appropriate characteristic was given to these components. The motivational component shows the interest of junior schoolchildren in the process of acquiring knowledge on life safety. The cognitive component is a set of cognitive processes for a junior high school student. The activity component is the interrelation of the elementary school student and the teacher, their interaction, cooperation, planning of various tasks to achieve positive results on the readiness of elementary school students to act in emergency situations. The necessary indicators of these components were also formulated.
Key words: secondary school, junior high school students, junior high school students' readiness to behave in emergency situations.
Введение. На протяжении всех этапов развития человечества безопасность была одной из самых важных проблем. Такое утверждение вполне объяснимо, ибо человек на жизненном пути подвергается постоянным и многочисленным опасностям различного происхождения - природного, техногенного, социального, экономического, экологического. Обозначенные и иные опасности с особой интенсивностью стали проявляться в реалиях современной действительности. Сегодня мы являемся свидетелями интенсивного развития промышленности при внедрении различных технологий, производства новых видов вооружения, широкого использования в различных сферах информационно-коммуникационных средств, опасности которых для человека и его жизнедеятельности остаются до конца невыясненными. Вместе с этим, большую опасность составляют постоянно возникающие локальные военные конфликты, усиливающийся экстремизм, сопровождаемый террористическими актами против мирного населения, в том числе и на территории нашей страны. В силу названных и других причин обеспечение безопасности человека и национальной безопасности страны является неотложной задачей. В сущности, возник вопрос о выживании людей и сохранении их жизни в случаях, если возникают ситуации опасности. Особенно это касается подрастающего поколения, которому предстоит обеспечивать будущее нашей страны. Полагаем, что его целенаправленную подготовку к успешному преодолению обозначенных ситуаций следует проводить в условиях общеобразовательной школы, через которую в свое время «проходит» каждый гражданин нашей страны. Особенно важным является подготовка младших школьников к чрезвычайным ситуациям.
В младшем школьном возрасте формируется способность общения ребенка с педагогом и одноклассниками. В связи с этим происходит перестройка ранее сложившихся отношений к родителям, окружающим людям и в целом к миру. У школьника формируется новая социальная позиция в отношении к своей учебной деятельности, а также к соблюдению норм и правил безопасности. Готовность к чрезвычайным ситуациям у младшего школьника становится одним из важных составляющих для полноценной жизнедеятельности как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Каждый обучающийся младших классов индивидуален в области имеющихся знаний по безопасности жизнедеятельности и поэтому развитие готовности к чрезвычайным ситуациям у него следует формировать в процессе получения начального образования.
Изложение основного материала статьи. Для организации и осуществления целенаправленной работы по формированию готовности младших школьников к поведению в чрезвычайных ситуациях важно иметь ясное представление
о сущности соответствующего понятия. В литературе обнаруживаются различные понятия, указывающие на сущность готовности младших школьников к чрезвычайным ситуациям. С.В. Белов считает, что готовность к чрезвычайным ситуациям для младшего школьника - это комплекс знаний, умений и навыков, а также психологических и физических способностей, которые необходимы для того, чтобы избежать опасных ситуаций или минимизировать их последствия [4]. По мнению Л. Шаровой готовность к чрезвычайным ситуациям для младших школьников - это развитые у детей умения оценивать риски, принимать правильные решения в случае опасности, а также умения действовать в экстренных ситуациях [10]. А.Н. Муравьева и З.К. Бакшеева рассматривают готовность как формирование здорового образа жизни, соблюдения физиологически оптимального режима труда и отдыха, рациональное питание, соблюдение правил личной и гражданской гигиены, психогигиены, охрана окружающей среды [7]. Н.П. Абаскалова пишет, что готовность к чрезвычайным ситуациям - это знания, умения и навыки, необходимые для безопасного поведения в различных ситуациях, которые могут представлять угрозу жизни и здоровью человека [3]. В.Н. Мошкин под готовностью к безопасному поведению понимает умение младшего школьника правильно и адекватно реагировать на различные опасные ситуации, а также предотвращать возможные угрозы и препятствовать развитию небезопасных ситуаций [8]. По мнению С.И. Волгина, готовность младших школьников к чрезвычайным ситуациям является важной задачей психолого-педагогической подготовки учащихся. Он считает, что дети должны уметь правильно оценивать ситуации, сохранять спокойствие и адекватно реагировать на возникающие проблемы [5]. На основе указанных суждений сущности готовности младших школьников к чрезвычайным ситуациям и своей позиции нами сформулирован собственный вариант формулировки данного определения. Готовность младших школьников к чрезвычайным ситуациям - это совокупность знаний, способов и приемов деятельности, определенных в соответствии с возрастом детей, побуждающих их к разумному поведению в возникающих опасных для жизни явлениях. Для конкретизации содержания данного понятия, обратим внимание на его компоненты [8]. Нами выделено три компонента: мотивационный, когнитивный и деятельностный.
Мотивационный компонент показывает заинтересованность к процессу получения знаний по безопасности жизнедеятельности у младшего школьника. Этот компонент характерен разъяснением для младшего школьника мотивов к получению знаний по безопасности. В реалиях современной жизни данный компонент необходим в образовательной деятельности обучающегося младших классов. Мотивационный компонент в области безопасности жизнедеятельности в большей степени связан с внешними факторами жизни младшего школьника в окружающем его мире в следствии чего и мотивация в этом процессе обучения будет зависеть от влияния педагога на процесс заинтересованности обучаемого. А.А. Деркач, Е.В. Селезнёва, О.В. Михайлова утверждали, что мотивационный компонент готовности характеризуется «положительным отношением к конкретному виду деятельности, потребностью успешно решать возникающие задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны» [6].
Когнитивный компонент является совокупностью познавательных процессов в разделе безопасности жизнедеятельности для младших школьников. Благодаря содержанию данного компонента обучающиеся младших классов познают знания по правильным действиям в условиях пожара, наводнения, террористического акта и других чрезвычайных ситуациях. При этом важно обращаться к использованию уже имеющегося опыта других школьников и конкретных примеров, показывающих правильный выход из создавшихся опасных ситуаций. Благодаря этому компоненту у обучающихся младших классов происходит накопление знаний и освоению умений, в силу чего расширяется кругозор и формируется определенная «практическая база» готовности к различным чрезвычайным ситуациям. По мнению М.В. Ядровской когнитивным компонентом будет являться осуществление процесса обучения с опорой на принципы сознательности и активности, обеспечивающие развитие у младших школьников мыслительных способностей [2].
Деятельностный компонент - это взаимосвязь младшего школьника и учителя, их взаимодействие, сотрудничество, планирование различных задач для достижения положительного результата по готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях школьников. В таком случае у учителя появляется возможность построения образовательный процесса по формированию готовности к опасным для жизни ситуациям таким образом, что младший школьник сам начинает искать информацию, планировать схему преодоления возникающей проблемы, принимать правильные решения в ситуациях опсности на воде, в лесу, в общественном транспорте и других местах жизнедеятельности младшего школьника [1].
Реализация данных компонентов может обеспечивать сформированность готовности младших школьников к чрезвычайным ситуациям. Её показатели могут быть такие:
1) безопасность: у детей, которые знают, как действовать в чрезвычайных ситуациях, есть больше шансов сохранить свою жизнь и здоровье, а также избежать опасности;
2) уверенность: младшие школьники, которые знают, как реагировать на чрезвычайные ситуации, чувствуют себя более уверенно и спокойно в таких ситуациях; это уменьшает силу стресса и помогает им принимать наиболее верное решение в экстремальных ситуациях;
3) выучка: подготовленность младших школьников выполнять практические действия в ситуациях внезапного возникновения чрезвычайной ситуации; это может уменьшить количество жертв и помочь в быстром и эффективном реагировании на кризисные ситуации.
Выводы. В результате изучения проблемы разработки структуры и содержания понятия о готовности младших школьников к поведению в чрезвычайных ситуациях, можно сделать вывод о том, что данная проблема является актуальной и требует дальнейшего изучения и развития.
Анализ научной литературы показывает, что готовность младших школьников к чрезвычайным ситуациям включает в себя знание правил безопасного поведения, умение распознавать и анализировать потенциальные опасности, умение принимать правильные решения в экстренных ситуациях, а также развитие навыков самоконтроля и саморегуляции.
Однако, необходимо отметить, что разработка структуры и содержания понятия о готовности младших школьников к чрезвычайным ситуациям должна учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, такие как возраст, опыт жизни, уровень развития когнитивных и эмоциональных функций, образовательный уровень и т.д.
Для успешного развития готовности младших школьников к чрезвычайным ситуациям необходимо использование современных методик и технологий, которые бы помогли детям осознать возможные опасности и научили правильно их предотвращать. Кроме того, важно учитывать мнение и опыт специалистов в области психологии и педагогики, чтобы создать оптимальную программу обучения безопасному поведению для младших школьников.
В целом, разработка структуры и содержания понятия о готовности младших школьников к поведению в чрезвычайных ситуациях является важным направлением в обеспечении безопасности детей. Ее реализация поможет создать условия для формирования безопасной среды обучения и жизни детей.
Литература:
1. Арсентьева, Н.И. Особенности деятельностно-практического компонента социальной компетентности у младших школьников, обучающихся в инклюзивном образовательном пространстве / Н.И. Арсентьева // Социализация и реабилитация в современном мире. - 2017. - С. 168-179
2. Алмазова, И.Г. Специфика когнитивной регуляции процесса обучения школьников посредством проектной деятельности: методологический аспект / И.Г. Алмазова, О.Е. Ельникова // Вестник педагогических наук. - 2021. - № 3. -С. 177-184
3. Абаскалова, Н.П. Основы методики преподавания курса «Безопасность жизнедеятельности» в вузе / Н.П. Абаскалова. - Новосибирск: НГПУ, 2004. - 72 с.
4. Безопасность жизнедеятельности / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, [и др.]. - Москва: Высшая школа, 2007. - 616 с.
5. Волгин, С.И. Психолого-педагогическая подготовка учащихся к действиям в экстремальных ситуациях / С.И. Волгин // Заметки ученого. - 2021. - №8. - С. 194-198
6. Кузьмина, А.Б. Формирование психологической культуры у будущих педагогов: автореферат дис. канд. псих. наук: 19.00.07 / Кузьмина Анна Борисовна. - Пятигорск, 2015. - 22 с.
7. Муравьева, А.Н. Педагогические условия эффективности формирования готовности к безопасности жизнедеятельности младших школьников / А.Н. Муравьева, З.К. Бакшеева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Народное образование. Педагогика. - 2012. - №1. - С. 120-122
8. Мокшин, В.Н. Особенности психологической готовности учащихся к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мокшин, А.И. Лапаева, А.Н. Елизаров. // Педагогический университетский вестник Алтая. Народное образование. Педагогика. -2007. - №1. - С. 275-286
9. Сошина, Н.Л. Компоненты готовности обучающихся вуза к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях / Н.Л. Сошина, Р.В. Нагорный // Пензенский государственный технологический университет. - 2021. - №3. - С. 173-177
10. Шарова, Л. Стоп - Угроза. Дети в безопасности: книга / Л. Шарова. - Екатеринбург: Издательские решения, 2015. - 64 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Бузни Виктория Александровна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат педагогических наук, доцент Койкова Эльзара Имдатовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ
ПОТЕНЦИАЛ
Аннотация. В данной статье рассматривается цифровизация как одна из основных современных тенденций развития социума. Отметим, что на современном этапе развития общества просматривается интенсивное развитие цифровых технологий и повсеместное внедрение их во все сферы жизни, что и определяет актуальность исследования.
Ключевые слова: образовательная деятельность, цифровизация, цифровые технологии, IT-безопасность, ITSM, EdTech. Annotation. This article discusses digitalization as one of the main modern trends in the development of society. It should be №ted that at the present stage of development of society, digital technologies are being introduced as part of business processes, and their widespread implementation is visible in all spheres of life, which determines the relevance of the study. Key words: educational activities, digitalization, digital technologies, IT security, ITSM, EdTech.
Введение. На современном этапе развития общества формируются вызовы современности. Основным и приоритетным направлением является цифровизация. Необходимо отметить, что цифровизация является одной из определяющих тенденций преобразования человеческой цивилизации, которая формирует современное общество, совершенствует механизмы управления, расширяет доступ к здравоохранению, образованию, упрощает финансовые операции, повышает качество и охват государственных услуг, увеличивает возможности сотрудничества людей путем использования цифровых технологий и более широкого контекста оцифрованных данных, превращенных в интеллект и практические знания с учетом конкретной выгоды.
Цифровая эра изменила все аспекты нашей жизни. Это определяет то, как мы живем, работаем, путешествуем, общаемся, и, что более важно, это меняет то, как мы учимся и воспитываем. Несмотря на то, что идея обучения с использованием технологий (TEL) витала в воздухе с конца 90-х годов, только во время вспышки COVID в 2020 году образовательная индустрия столкнулась со своими реальными проблемами. Пандемия Covid-19 подтолкнула учебные заведения к принятию цифровой образовательной трансформации, доказав важность и нужность цифровых технологий для благосостояния населения и развития экономики.
Изложение основного материала статьи. Преобразующий потенциал цифровизации в образовании открывает множество возможностей с учетом новых тенденций и разработок в области цифровых технологий. Сегодня цифровые технологии внедряются как часть бизнес-процессов, а их повсеместное внедрение просматривается во всех сферах жизни, поскольку:
1. экспоненциальное снижение их стоимости в сочетании с имеющимися облачными услугами снижает капиталовложения, необходимые для старта бизнеса. Отметим, что экспоненциальное распределение основывается на непрерывном распределении, коррелировании времени между двумя последовательными свершениями одного и того же события;
2. их применение уменьшает затраты, увеличивает производительность и эффективность принятия решений;
3. они становятся дешевле и, соответственно, доступнее благодаря бесплатному контенту и услугам (из-за низких предельных затрат): пользователи платят только часть стоимости, которая создается в цифровой экономике;
4. они могут использоваться для создания уникальных продуктов, полностью адаптированных к потребностям клиента.