Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудков Максим Владимирович, Горшенина Светлана Николаевна

В статье обосновывается необходимость формирования основ культуры безопасного поведения у младших школьников. Представлено авторское определение понятия «культура безопасного поведения младших школьников». Определяется значение формирования данного качества личности на ступени начального общего образования. Выявлено, что младшие школьники зачастую не готовы принять правильное решение в случае возникновения опасной ситуации. Обосновывается воспитательный потенциал внеурочной деятельности в формировании основ культуры безопасного поведения младших школьников. В качестве приоритетного направления формирования исследуемого процесса рассматривается педагогическое сопровождение. Раскрыта сущность педагогического сопровождения рассматриваемого процесса. Описана технология педагогического сопровождения формирования основ культуры безопасного поведения младших школьников. Определены условия педагогического сопровождения рассматриваемого процесса во внеурочной деятельности. К данным условиям относятся: формирование установок у младших школьников на безопасный образ жизни, использование различных форм внеурочной деятельности при формировании основ культуры безопасного поведения младших школьников, взаимодействие субъектов образовательных отношений в формировании основ культуры безопасного поведения младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гудков Максим Владимирович, Горшенина Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF THE FOUNDATIONS

The article substantiates the need to form the foundations of a culture of safe behavior among younger schoolchildren. The author's definition of the concept of "culture of safe behavior of younger schoolchildren" is presented. The importance of the formation of this personality quality at the stage of primary general education is determined. It has been revealed that younger schoolchildren are often not ready to make the right decision in the event of a dangerous situation. The educational potential of extracurricular activities in the formation of the foundations of a culture of safe behavior of younger schoolchildren is substantiated. Pedagogical support is considered as a priority direction of the formation of the process under study. The essence of pedagogical support of the considered process is revealed. The technology of pedagogical support for the formation of the foundations of a culture of safe behavior of younger schoolchildren is described. The conditions of pedagogical support of the considered process in extracurricular activities are determined. These conditions include: the formation of attitudes among younger schoolchildren to a safe lifestyle, the use of various forms of extracurricular activities in the formation of the foundations of a culture of safe behavior of younger schoolchildren, the interaction of subjects of educational relations in the formation of the foundations of a culture of safe behavior of younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 371.4(045)

аспирант кафедры педагогики Гудков Максим Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Горшенина Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО

ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования основ культуры безопасного поведения у младших школьников. Представлено авторское определение понятия «культура безопасного поведения младших школьников». Определяется значение формирования данного качества личности на ступени начального общего образования. Выявлено, что младшие школьники зачастую не готовы принять правильное решение в случае возникновения опасной ситуации. Обосновывается воспитательный потенциал внеурочной деятельности в формировании основ культуры безопасного поведения младших школьников. В качестве приоритетного направления формирования исследуемого процесса рассматривается педагогическое сопровождение. Раскрыта сущность педагогического сопровождения рассматриваемого процесса. Описана технология педагогического сопровождения формирования основ культуры безопасного поведения младших школьников. Определены условия педагогического сопровождения рассматриваемого процесса во внеурочной деятельности. К данным условиям относятся: формирование установок у младших школьников на безопасный образ жизни, использование различных форм внеурочной деятельности при формировании основ культуры безопасного поведения младших школьников, взаимодействие субъектов образовательных отношений в формировании основ культуры безопасного поведения младших школьников.

Ключевые слова: культура безопасного поведения, младший школьник, внеурочная деятельность, педагогическое сопровождение, технология педагогического сопровождения.

Annotation. The article substantiates the need to form the foundations of a culture of safe behavior among younger schoolchildren. The author's definition of the concept of "culture of safe behavior of younger schoolchildren" is presented. The importance of the formation of this personality quality at the stage of primary general education is determined. It has been revealed that younger schoolchildren are often not ready to make the right decision in the event of a dangerous situation. The educational potential of extracurricular activities in the formation of the foundations of a culture of safe behavior of younger schoolchildren is substantiated. Pedagogical support is considered as a priority direction of the formation of the process under study. The essence of pedagogical support of the considered process is revealed. The technology of pedagogical support for the formation of the foundations of a culture of safe behavior of younger schoolchildren is described. The conditions of pedagogical support of the considered process in extracurricular activities are determined. These conditions include: the formation of attitudes among younger schoolchildren to a safe lifestyle, the use of various forms of extracurricular activities in the formation of the foundations of a culture of safe behavior of younger schoolchildren, the interaction of subjects of educational relations in the formation of the foundations of a culture of safe behavior of younger schoolchildren.

Key words: culture of safe behavior, junior high school student, extracurricular activities, pedagogical support, technology of pedagogical support.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева по теме:

«Педагогические условия формирования основ культуры безопасного поведения младших школьников во внеурочной

деятельности»

Введение. В связи с необходимостью реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, связанных с приоритетом укрепления и сохранения здоровья обучающихся, а также профилактикой возникновения ситуаций риска для их жизнедеятельности, в образовательном процессе общепризнана значимость формирования основ культуры безопасного поведения (КБП) детей данной возрастной группы [3]. Процесс формирования основ КБП младших школьников нацелен на освоение детьми «ценностных основ и норм правильного поведения в экстремальной ситуации» [9, С. 238], что, в свою очередь, позволяет сохранить их жизнь и здоровье.

Младший школьный возраст является сензитивным для становления новообразований социального сознания, в том числе, связанных с устойчивыми представлениями о безопасности жизнедеятельности. В этот период происходят трансформации когнитивной сферы личности, развивается произвольность психических процессов и понятийное мышление, что создает основу для более осознанного приобретения знаний о безопасности жизнедеятельности и усвоения правил поведения в опасных ситуациях. У детей «снижается непосредственность в поведении, в то же время, сохраняется легкомыслие, наивность, импульсивность, также ярко выражена потребность в двигательной активности, зачастую направленная на исследование «запретных зон» [6, С. 79]. Поэтому так важно обеспечить необходимые педагогические условия для целенаправленного и систематического формирования основ КБП. По мнению современных исследователей, в настоящее время значительным потенциалом, обеспечивающим эффективность воспитательной деятельности по формированию компонентов КБП у младших школьников, является внеурочная деятельность, в арсенале которой содержится комплекс действенных средств, разнообразных по содержанию, форме, механизмам воздействия на сознание детей. Особое значение приобретает также педагогическое сопровождение формирования основ культуры безопасного поведения младших школьников во внеурочной деятельности.

Целью статьи является выявление сущности, технологии и условий эффективного педагогического сопровождения формирования основ КБП младших школьников во внеурочной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Обращение к трактовке дефиниции «культура безопасного поведения» в современных исследованиях, позволяет определить ее сущность. Среди значимых содержательных характеристик данного понятия выделяется «готовность к профилактике и минимизации вредных и опасных обстоятельств, использованию общественных моментов безопасности» [8], «бережное отношение человека к самому себе и окружающему миру» [1], ценностное отношение к безопасности. Исходя из этого, в основу определения КБП должны входить: соответствующие мировоззренческие и ценностные установки; культурные представления, нормативы и правила поведения в

социокультурной, природной, интернет-среде.

Говоря о специфике формирования рассматриваемого качества личности на ступени начального общего образования, отметим, что важным ее показателем является ознакомление с видами опасностей и формирование представлений о поведении в социально-опасных условиях. В качестве составляющих КБП обучающихся начальной школы рассматриваются следующие характеристики: уровень сформированности начальных навыков безопасного поведения, особенности взаимодействия личности с окружающей средой, уровень проявления виктимности. В исследованиях О.А. Селивановой выделяется такая характеристика навыков социально-безопасного поведения младших школьников, как «устойчивое, автоматизированное действие, направленное на предотвращение (минимизацию) рисков и опасностей для жизни и здоровья» [8, С. 32]. Особое внимание уделяется развитию личностных характеристик младшего школьника, способствующих «самосохранительному поведению» в ситуации риска (адекватная самооценка, компетенции качественного и своевременного мониторинга окружающей действительности).

На основе вышеизложенного будем рассматривать культуру безопасного поведения (КБП) младшего школьника как интегральное качество личности, выражающееся в ценностном отношении к единству и разнообразию окружающего мира, простейших умениях безопасного поведения в повседневной жизни и в случае возникновения потенциально опасных для жизни и здоровья ситуаций, в готовности к предвидению, уклонению и преодолению опасности физическому и психологическому здоровью [4].

Вслед за Т.А. Обуховой [7] считаем, что при формировании КБП у младших школьников необходимо учитывать следующие аспекты:

- ориентация на ценностные установки здоровьесбережения, личной и социальной безопасности младшего школьника;

- формирование когнитивного компонента КБП младших школьников как совокупности знаний и представлений о безопасности жизнедеятельности;

- развитие деятельностных показателей КБП как комплекса умений социально безопасного поведения младших школьников в ситуациях опасности и риска.

Существует ряд объективных условий для формирования КБП у младших школьников, среди которых использование:

- потенциала учебных предметов «Окружающий мир», «Физическая культура», «Технология» и других;

- воспитательных возможностей внеурочной деятельности, многообразие форм которой мотивирует детей, создает основу проявления познавательной самостоятельности и творческой активности [2].

Для нашего исследования представляет интерес использование потенциала внеурочной деятельности в формировании совокупности когнитивного, ценностного и деятельностного компонентов КБП у младших школьников. Разнообразные практико-ориентированные формы внеурочной деятельности помогают младшим школьникам освоить и закрепить правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Отметим, что особое значение при организации внеурочной деятельности придается педагогическому сопровождению формирования КБП младших школьников.

В исследованиях Е.И. Казаковой, А.П. Тряпицыной педагогическое сопровождение трактуется как взаимодействие, нацеленное на обеспечение условий для принятия субъектом образовательных отношений оптимального решения в разнообразных ситуациях жизненного выбора [4].

Педагогическое сопровождение формирования КБП младших школьников предполагает взаимодействие участников образовательных отношений, направленное на создание безопасных условий жизнедеятельности, сохранения жизни и здоровья обучающихся. Такого рода взаимодействие обеспечивает формирование готовности обучающихся распознавать различные виды опасностей, принимать оптимальные решения для обеспечения самобезопасности, формировать первоначальные умения в условиях имитирующих опасность.

Процесс педагогического сопровождения формирования КБП младших школьников представляет собой педагогическую технологию, включающую совокупность методов, форм, средств, обеспечивающих достижение оптимального для данного возраста периода уровня сформированности КБП. Технология педагогического сопровождения определяет этапы формирования КБП обучающихся данной возрастной группы: аналитико-ориентационный, содержательно-процессуальный, результативно-оценочный.

Целью аналитико-ориентационного этапа является диагностика исходного уровня сформированности КБП младших школьников по следующим показателям:

- знания видов опасностей, правил безопасного поведения в быту, экстремальных ситуациях, способов обеспечения личной и социальной безопасности;

- ценностно-смысловое отношение к категориям «опасность» и «безопасность»;

- установки безопасного поведения в быту, социальной среде, интернет-пространстве, природной среде;

- умения прогнозировать, предусмотреть, преодолеть различные виды опасностей;

- характер взаимодействия с окружающими людьми;

- способность к саморефлексии, стремление к исправлению ошибок «небезопасного» поведения [4].

Выявление дефицитов основных показателей КБП младших школьников позволяет определить содержание педагогического сопровождения. Значимым является обеспечение внешних благоприятных условий для осуществления процесса сопровождения.

Содержательно-процессуальный этап педагогического сопровождения формирования КБП обучающихся предполагает:

- адаптацию младшего школьника к жизненным ситуациям, предполагающим определенные риски;

- опору на субъектный опыт обучающихся в процессе учебно-исследовательской / проектной деятельности по проблематике безопасности жизнеядеятельности;

- использование интерактивных образовательных технологий (тренинг, квест, ролевая игра, турнир, практикум «на местности» и др.) для развития психологических качеств и копинг-стратегий, способствующих актуализации самосохранительного поведения младших школьников в условиях риска для жизни;

- применение проблемно-ориентированных ситуаций, нацеленных на решение «кейсов», требующих формирование компонентов КБП у младших школьников;

- целенаправленную работу с детьми из неблагополучных семей, обучение их формам безопасного поведения в связи с контекстом их жизни;

- формирование навыков ответственного, самосохранительного безопасного поведения в интернет-пространстве;

- создание в школе безопасной здоровьесберегающей и здоровьеформирующей образовательной среды.

Итогом педагогического сопровождения является результативно-оценочный этап. Основываясь на данных итоговой диагностики уровня сформированности КБП младших школьников, проводится анализ и рефлексия деятельности. Осмысление полученных результатов служит основанием последующей работы.

Выводы. Педагогическое сопровождение формирования КБП младших школьников представляет процесс повышения уровня сформированности компонентов КБП младших школьников (мотивационно-ценностного, когнитивного,

деятельностного), ослабление влияния неблагоприятных факторов, представляющих опасность жизни и здоровью обучающихся.

Эффективными условиями педагогического сопровождения формировании КБП младших школьников во внеурочной деятельности являются: формирование установок у младших школьников на безопасный образ жизни, использование различных форм внеурочной деятельности при формировании основ КБП младших школьников, взаимодействие субъектов образовательных отношений в формировании основ культуры безопасного поведения младших школьников.

Литература:

1. Авдеева, Н.Н. Безопасность: учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 144 с.

2. Акимова, Л.А. Организация воспитательной работы по формированию культуры безопасного образа жизни обучающихся / Л.А. Акимова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74 (2). - С. 7-9

3. Гудков, М.В. Формирование культуры безопасного поведения младших школьников в контексте требований ФГОС / М.В. Гудков, С.Н. Горшенина // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время -новые решения»: сб. науч. ст. по материалам Междунар.науч.-практ. конф. (г. Саранск, 6-7 ноября 2019 г.) / редкол.: М.В. Антонова и др.; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2019. - 1 CD-ROM.

4. Гудков, М.В. Формирование основ культуры безопасного поведения младших школьников как педагогическая проблема / М.В. Гудков // Гуманитарные науки и образование. - 2021. - Т. 12. - № 3 (47). - С. 47-51

5. Казакова, Е.И. Диалог на лестнице успеха / Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына. - СПб.: Петербург - XXI век, 1997. - 160 с.

6. Козырская, И.Н. Особенности представлений младших школьников о безопасном поведении и пути его формирования в образовательной среде / И.Н. Козырская// Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2014. - № 4 (110) - С. 78-80

7. Обухова, Т.А. Формирование культуры безопасного поведения школьников как педагогическая проблема / Т.А. Обухова // Russian Journal of Education and Psychology. - 2010. - №1. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/formirovanie-kultury-bezopasnogo-povedeniya-shkolnikov-kak-pedagogicheskaya-problema-2 (дата обращения: 15.10.2022).

8. Селиванова, О.А. Развитие навыков социально-безопасного поведения у младших школьников / О.А. Селиванова, Е.А. Захарова // Мир педагогики и психологии. - 2017. - № 6 (11). - С. 31-43

9. Чердынцева, Е.В. Исследование сформированности культуры безопасного поведения у младших школьников / Е.В. Чердынцева // Вопросы педагогики. - 2021. - № 10-1. - С. 238-240

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Гут Анжелика Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)

САМОПОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМОЗАЩИЩЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

(ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Аннотация. Самозащищенность как психологическая и педагогическая проблема. Структура педагогического обеспечения самозащищенности: мотивационный, инструментальный, информационный, реабилиатционный элементы. Обучение способам саморегуляции как путь формирования самозащищенности. Занятия по психологии и тренинги -основные формы развития самопознания в целях формирования самозащищенности. Модель педагогического обеспечения самозащищенности через формирование навыков самопознания.

Ключевые слова: самозащищенность, самопознание, элементы и модель педагогического обеспечения самозащищенности.

Annotation. Self-defense as a psychological and pedagogical problem. The structure of pedagogical support of self-defense: motivational, technological, informational, rehabilitation elements. Teaching methods of self-regulation as a way to form self-defense. Psychology classes and trainings are the main forms of self-knowledge development in order to form self-defense. Model of pedagogical support of self-defense through the formation of self-knowledge skills.

Key words: self-defense, self-knowledge, elements and model of pedagogical support of self-defense.

Введение. Современный мир демонстрирует очень динамичный и нестабильный путь эволюции. Он становится все более открытым, что, с одной стороны, способствует этой динамике, многообразию и творческому самовыражению личности, но с другой стороны, непредсказуемость внешнего мира делает существование человека неустойчивым, небезопасным, критичным. Вал информации, нормативных регулятивов, «тренды и бренды» - все это рождает напряженность и неуверенность в психологическом состоянии молодых людей. Поиск и защита себя в таком мире становится базовой потребностью молодежи. Таким образом, защита своего «Я» является главным условием психологического здоровья современного молодого поколения. Процесс формирования такой личной психологической защиты можно определить понятием самозащищенность. Под самозащищенностью мы понимаем способность молодого человека идентифицировать себя в многообразии выпадающих на его долю социальных ролей (обозначим эту способность как самоидентичность), быть уверенным в своих силах в любых ситуациях (самонадежность), чувствовать себя достаточно спокойно и комфортно в любых условиях, открыто и с расположением демонстрировать свои цели и потребности (самопрезентативность), осознавать свою ценность, проявлять уважение как к себе, так и к окружающим (самодостаточность). Таким образом, феномен самозащищенности является отражением психологического, нравственного и интеллектуального потенциала личности. Однако, формирование самозащищенности не есть естественный процесс, он обусловлен целым спектром всевозможных влияний социального окружения. И роль образовательных учреждений в этом процессе играет незаменимую роль, ибо сопровождается профессионалами - психологами и педагогами. Психика молодежи ранима и неустойчива, и в этом возрасте самые порой незначительные события могут оказать критическое влияние на дальнейшую жизнь молодого человека. Именно внимательность и понимание внутренних процессов становления личности делают психологов и педагогов главными помощниками в понимании и формировании самозащищенности для молодежи.

Изложение основного материала статьи. В практике психологического консультирования уже давно разработаны методы и приемы активизации самопознания личности. Однако перенос этих методик в педагогическую деятельность не всегда бывает корректным, т.к. ограничивается развитием навыков самопознания, но не формирования механизма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.