Уровень развития связной речи у детей экспериментальной группы по всем критериям составил 66%, а в контрольной группе 43%.
На основании контрольного эксперимента сделан вывод о том, что логопедическая программа по коррекции нарушений связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, разработанная на основе авторской логосказки, дала положительные результаты в речевом развитии детей. Игровая форма занятий способствовала и развитию таких психических процессов как мышление, воображение, внимание, память.
Выводы. Хорошо развитая связная речь является залогом успешного обучения в школе, поэтому детям с ОНР III и IV уровня до поступления в школу необходима ее коррекция.
Логопедическая программа, основанная на авторской логосказке «Чудесная страна» и реализованная на базе МБДОУ детский сад №1 и МАДОУ детский сад №2 Володарского района Нижегородской области, дала положительные результаты в плане коррекции связной речи детей с ОНР по всем ее критериям -последовательность, логичность, связность, выразительность и правильность.
Литература:
1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие / Воробьева В.К. - М.: МПСИ, 2016. - 328 с.
2. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Изд. Секачев В. Ю., 2012. 182 с.
3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 176 с.
4. Жулина Е.В., Медведская И.В. К вопросу о диагностическом инструментарии оценки навыков связной речи у дошкольников. / Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: -Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 64. - Ч.4. - 326 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб: Речь, 2016. - 320 с.
6. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М: Альянс, 2013. 366 с.
7. Мирошниченко, Н.В. Авторская сказка учителя-логопеда в работе с детьми с общим недоразвитием речи / Н.В. Мирошниченко, М.В. Денежко, Е.В. Молчанова, И.Л. Буланцева. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 313-316.
8. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 56 с.
Педагогика
УДК 37.017.925
кандидат педагогических наук, доцент Земляченко Людмила Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Щередина Наталья Ивановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск)
СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена раскрытию содержания и структуры готовности будущего учителя начальных классов к формированию финансовой грамотности младших школьников. Авторы статьи трактуют данное понятие как целостную динамическую система, включающую совокупность психолого-педагогических, экономических и методических знаний, профессиональной мотивации и интереса к экономическому образованию, личностных качеств и практико-ориентированных компетенций, позволяющих эффективно решать задачи формирования финансовой грамотности младших школьников. Готовность будущего учителя начальных классов к формированию финансовой грамотности младших школьниковвключат в себя: когнитивный (теоретический), деятельностно-практический и мотивационно-личностный компоненты.
Ключевые слова: финансовая грамотность,подготовка будущих учителей начальных классов, готовность будущего учителя начальных классов к формированию финансовой грамотности младших школьников.
Annotation. The article is devoted to the disclosure of the content and structure of the readiness of the future primary school teacher to the formation of financial literacy of primary school students. The authors of the article interpret this concept as an integral dynamic system, which includes a combination of psychological, pedagogical, economic and methodological knowledge, professional motivation and interest in economic education, personal qualities and practice-oriented competencies that can effectively solve the tasks of forming financial literacy for younger students. The readiness of the future primary school teacher to form the financial literacy of primary schoolchildren will include: cognitive (theoretical), practical-practical and motivational-personal components.
Keywords: financial literacy, preparation of future primary school teachers, readiness of a future primary school teacher to form financial literacy of primary school students.
Работа проводилась в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Ульяновский
государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева») по теме «Подготовка бакалавров педагогического образования к формированию основ финансовой грамотности младших школьников»
Введение. Актуальной необходимостью в современном обществе становится формирование финансовой грамотности различных слоев населения. В рамках проекта «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 гг.» поставлена задача включенияданной темы в программы российских образовательных организаций, разработкирекомендаций по обучению финансовой грамотности дошкольников, внесению изменений в программы обучения на всех ступенях [3].
Вместе с тем, исследователи отмечают отсутствие системности и преемственности в обучении основам финансовой грамотности в детских садах, школах, вузах, недостаточностьи несовершенство научно- и учебно-методическогообеспечения процесса, низкий уровень готовности педагогов к ведению работы по формированию основ финансовой грамотности [1].
В этой связи одной из важнейших задач является подготовка будущих учителей начальных классов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников, результатом которой является сформированная готовность к ведению данной работы.
Изложение основного материала статьи. Вопросы подготовки учителей к экономическому образованию и воспитанию младших школьников в условиях вузовского образования исследованы О.В. Бажиной, Т.В. Грищенко, А.Ш. Досбенбетовой, С.А. Лукониной, И.Г. Рябовой, Е.А. Сидякиной; проблемы экономической подготовки педагогов в процессе повышения квалификации изучены
B.Н. Вершининой, Ю.К. Гуськовым, А.М. Коростелевой, Г.А. Рудик, А.Т. Шпак и др. Особый интерес для нас представляют работы, посвященные подготовке педагогов к преподаванию основ финансовой грамотности школьников (В.В. Соглаев, Т.Ф. Сергеева, В.А. Кальней, О.Л. Рубцова, И.А. Сычева,
C.О. Фридман и др.).
Целью обучения является подготовка педагогов к формированию знаний, умений и социально-психологических свойствшкольников, необходимыхдля выполнения социально-экономических ролей: владельца личного домохозяйства, инвестора, заемщика, кредитора, налогоплательщика [4].
О.Л. Рубцова, И.А. Сычева отмечают, что подготовка должна быть комплексной и нацеленной на совершенствование знаний педагогов в области экономики и финансовых вопросов, умений понимать связи и зависимостьэкономических и финансовых явлений и процессов; расширение информированности об имеющихся учебно-методических разработках по финансовой грамотности, овладениеумениями их использования в урочной и внеурочной деятельности;применениясовременных технологий формирования финансовой грамотности в профессиональной деятельности [5].
Результатом данной подготовки является готовность будущего учителя к формированию основ финансовой грамотности. Рассмотрим сущность и структуру указанного понятия.
Готовность будущих учителей начальных классов к формированию основ финансовой грамотности -целостная динамическая система, включающая совокупность психолого-педагогических, экономических и методических знаний, профессиональной мотивации и интереса к экономическому образованию, личностных качеств и практикоориентированных компетенций, позволяющих эффективно решать задачи формирования финансовой грамотности младших школьников.Готовность включат в себя: когнитивный (теоретический), деятельностно-практический и мотивационно-личностный компоненты.
Для определения содержания представленных компонентов нами проанализированы модели готовности учителей к экономическому образованию и воспитанию (О.В. Бажина, А.Ш. Досбенбетова, С.А. Луконина, С.О. Фридман), компоненты финансовой грамотности (С.М. Вдовин, О.И. Аверина, Н.А. Горбунова, Е.Г. Москалева, Н.М. Никулина, А.Е. Судакова, М.А. Овчинников, С. Хастон и др.), учтены психолого-возрастные особенности младшего школьного возраста.
В настоящее время разработана характеристика финансово грамотного гражданина: представления о способах поиска и применения актуальной финансовой информации, умения следить за состоянием личных финансов,планирования доходов и расходов, рационального выбора финансовых услуг,соотносить потребности и возможности - «жить по средствам», знания прав потребителя и умение их отстаивать и др. Выделены области финансовой грамотности, включающие: базовые экономические понятия и законы, структуру доходов и расходов, деятельность планирования и составления личного и семейного бюджета, способы сохранения сбережений, способы обеспечения финансовой безопасности, соблюдение прав потребителей. Указанные сферы представлены тремя составляющими, необходимыми обучающимся в повседневной жизни и которые могут быть сформированы на базовом или продвинутом уровне [3]:
- знание и понимание (знания о финансовых продуктах, умениепоиска, анализа финансовой информации);
- умения и поведение (компетенции грамотного потребителя финансовых услуг);
- свойства личности и установки (рациональное отношение к материальным ценностям и деньгам) [2].
В структуре готовности будущих учителей начальных классов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников представленыкогнитивный, мотивационно-личностный и деятельностно-практический компоненты.
Когнитивная (теоретическая готовность) предполагает наличие совокупности:
1) психолого-педагогических, методических знаний, позволяющих грамотно отбирать необходимое содержание процесса формирования финансовой грамотности с учетом нормативных требований, психолого-возрастных особенностей и возможностей младших школьников;знаний современных методик изучения уровня финансовой грамотности младших школьников;
2) системы знаний обучающихся об экономике, адекватные представления о повседневной экономической действительности, умений видеть взаимосвязимежду экономическими знаниями и задачамипедагогической деятельности.
Мотивационно-личностная готовность обеспечивается наличиемосознанности общественной значимости процесса формирования финансовой грамотности, потребности и заинтересованности в его осуществлении; сформированности общей культуры студента, социальной активности, мотивации к ведению работы по формированию финансовой грамотности младших школьников, потребности стоить ее в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормативными требованиями.
Деятельностно-практическая готовность представляет собой достаточно объемный перечень умений и свойств будущего учителя:
1) совокупность умений, позволяющих решать задачи формирования финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности, в процессе межпредметной интеграции: умения целеполагания, разработки содержания и реализации технологий формирования финансовой грамотности; осуществлять разработку программ по финансовой грамотности, владение субъектно-и практикоориентированными, исследовательскими, проблемными, дискуссионными, проектными и др. технологиями и методамиэкономического просвещения с учетом требований системно-деятельностного подхода, психолого-возрастных особенностей обучающихся;навыков планирования, организации и оценки эффективности
процесса формирования финансовой грамотности обучающихся;
2) способы профессионального самосовершенствования, реализации творческого подхода в профессиональной деятельности в области экономического образования;
3) наличие экономически значимых качеств личности(бережливость, трудолюбие, аккуратность, хозяйственность, добросовестность, настойчивость);
4) умения поиска и оценки необходимой финансовой информации, применения экономических знаний в различных ситуациях, при простейшихфинансовых расчетах, рациональном использовании материальных ценностей; опыт в анализеэкономическихявлений и поведения человека, уменияпринимать адекватные решения финансовых проблем и задач; высокая потребительская культура, уважительное отношение к трудовой деятельности и представителям различных профессий.
Для оценки готовности будущих педагогов к работе по формированию финансовой грамотностимладших школьников разработаны критерии и показатели данной готовности (Таблица 1).
Таблица 1
Критерии и показатели готовности будущих педагогов к формированию финансовой грамотностиобучающихся в начальной школе
Компоненты готовности Уровни
Высокий Средний Низкий
Когнитивный Сформированная система психолого-педагогических, методических, экономических знаний, позволяющих грамотно отбирать необходимое содержание процесса формирования финансовой грамотности обучающихся. Сформированностьпсихоло го-педагогических, методических, экономических знаний, позволяющих решать ключевые задачи формирования финансовой грамотности обучающихся, однако, отсутствует системность в имеющихся знаниях. Наличие фрагментарныхпсихоло го-педагогических, методических, экономических знаний, отрицательно влияющих на эффективность решения задач формирования финансовой грамотности обучающихся.
Мотивационно-личностный Убежденность в необходимости экономического образования младших школьников, сформированностьэкономи ческой культуры студента, социальной активности, мотивациив построении профессиональной деятельности по формированию финансовой грамотности обучающихсяв соответствии с базовыми национальными ценностями, нормативными требованиями. Готовность к профессиональному развитию путем самообразования сформирована на высоком уровне. Убежденность в необходимости экономического образования младших школьников,сформированн ость основных компонентов экономической культуры студента, мотивация к ведению работы по формированию финансовой грамотности обучающихся присутствует в недостаточной степени, интерес к данной работе проявляется в зависимости от ситуации.Готовность к профессиональному развитию путем самообразования сформирована на достаточном уровне. Убежденность в необходимости экономического образования, отсутствуют некоторые значимые компоненты экономической культуры студента, интерес к формированию финансовой грамотности младших школьников имеет неустойчивый характер. Готовность к профессиональному развитию путем самообразования сформирована на недостаточном уровне.
Деятельностно-практический Владение современными технологиями и методиками формирования финансовой грамотности, владение технологиями проектирования, организации и контроля эффективности процесса формирования финансовой грамотности обучающихся. Владение современными технологиями и методиками формирования финансовой грамотности, однако, имеются недостатки в применении технологий проектирования, организации и контроля эффективности процесса формирования финансовой грамотности обучающихся. Владение отдельными технологиями и методиками формирования финансовой грамотности, допускаются ошибки в применении технологий проектирования, организации и контроля эффективности процесса формиро-ванияфинансовой грамотности обучающихся.
Выводы. Таким образом,прирассмотренииготовности будущего учителя начальных классов к формированию финансовой грамотности младших школьников учтены задачи вузовской подготовки
педагога, экономического образования студентов и обучающихся, структура понятия «финансовая грамотность младших школьников». Эффективность достижения указанного результата вузовского педагогического образования будет обеспечена интеграцией психолого-педагогической, методической, экономической подготовки, проведением диагностики уровня готовности будущих учителей начальных классов к формированию финансовой грамотности младших школьников.
Литература:
1. Методические рекомендации для классных руководителей и иных педагогических работников по вопросам повышения уровня финансовой грамотности семей с детьми. Часть 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nra-russia.ru/pic/projects/2018/09/26/01/1-metodrekomendacii.pdf
2. Методические рекомендации «Организация повышения квалификации педагогических работников в области финансовой грамотности обучающихся». - М., 94 с.
3. Проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 гг.» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ш/ш/document/?id_4=П8377-proekt_natsionalnaya_strategiya_povysheniya_finansovoi_gramotnosti_2017-2023_gg.
4. Проект «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fincult.info/prepodavanie/base/povyshenie-Ь'аНйкаси/6310/
5. Рубцова О.Л., Сычева И.А. Финансовая компетентность педагога как элемент формирования финансовой грамотности обучающегося // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 58-2. - С. 304-306.
Педагогика
УДК 37.017.925
кандидат педагогических наук, доцент Земляченко Людмила Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Спиренкова Наталья Григорьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Щередина Наталья Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск)
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Данная статья посвящена раскрытию специфики формирования основ финансовой грамотности у обучающихся в начальной школе в процессе экономического образования. В статье раскрывается содержательные и структурные аспекты финансовой грамотности, процесс формирования финансовой грамотности младших школьников. Представлены результаты эмпирического исследования основ экономических знаний и сформулированы условия повышения эффективности процесса экономического образования.
Ключевые слова: финансовая грамотность,экономическое образование младших школьников. Annotation. This article is devoted to revealing the specifics of the formation of the fundamentals of financial literacy in primary school children in the process of economic education. The article reveals the substantive and structural aspects of financial literacy, the process of formation of financial literacy of younger students. Keywords: financial literacy, economic education of primary school students.
Введение. Современное общество требует наличия у человека умений разбираться в сложных экономических понятиях, современного экономического мышления, моделей экономического поведения, основ финансовой грамотности, которые формируются в процессе экономического образования. Данная тема не является новой для педагогики, однако, крайне мало исследований, посвященных формированию финансовой грамотности младших школьников.
В нормативных документах [3; 4; 6] указывается на необходимость проведения последовательной государственной политики, направленной на повышения финансовой грамотности всего населения, которая позволит обеспечить комплексный подход к решению этой проблемы, через механизмы координации усилий различных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, общественных и частных организаций, осуществляющих различные инициативы в области финансового просвещения.
В этой связи несомненно актуальным становится построение системы непрерывного экономического образования детей и молодежи, обеспечив таким образом постепенное вхождение личности в мир экономики и финансов и полноценное успешное функционирование в нем.
В настоящее время реализуется проект Сбербанка и Минфина России в проекте Минфина «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», в рамках которого осуществлена разработка и апробированы образовательные программы по повышению финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях, начальных классах общеобразовательных школ. Согласно этому документу подготовлены методические рекомендации для педагогов на всех уровнях.
Анализ международного опыта показывает, что проблема финансовой грамотности взрослого населения, подрастающего поколения, в том числе,обучающихся в начальной школе несомненно актуальна.
В работах отечественных ученых: А.С. Аджиковой, Л.А. Громовой, А.А. Вендиной, М.М. Гереевой, Э.В. Гуреевой, Д.С. Ивановой, Ю.Г. Шутовой, Н.М. Евтыховой, С.И. Змиевой, И.Д. Нефедовой, Е.Н. Богдановой, Н.Е. Поповой, А.И. Имашевой и др. рассматриваются отдельные аспекты формирования финансовой грамотности в младшем школьном возрасте.