Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА К ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / PREPARATION FOR THE FORMATION OF MORAL QUALITIES / JUNIOR SCHOOL STUDENT / FUTURE TEACHER / PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серикова Лариса Александровна, Неясова Ирина Александровна

Статья посвящена определению содержательно-процессуальных аспектов подготовки будущих педагогов к формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Проведенное экспериментальное исследование позволило выявить уровни готовности будущих педагогов к организации процесса формирования нравственных качеств у младших школьников и определить педагогические условия (обогащение содержания модулей разделами, в рамках которых рассматриваются вопросы формирования нравственных качеств у младших школьников, обновление содержания программ педагогических практик, использование эффективных методов, форм, приемов и образовательных технологий (имитационная профессиональная проба, проекты, решение профессионально-ориентированных задач, кейс-стади и др.), обеспечивающих эффективность формирования структурных компонентов ключевой категории исследования. Авторами выделены структурные компоненты (когнитивный, деятельностный, мотивационно-оценочный) готовности формирования нравственных качеств у младших школьников и определено их содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серикова Лариса Александровна, Неясова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE POTENTIAL OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE PROCESS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS

The article is devoted to the definition of substantive and procedural aspects of preparing future teachers for the formation of moral qualities in children of primary school age. The experimental research allowed to identify levels of readiness of future teachers to organization of process of formation of moral qualities in Junior schoolchildren and to determine the pedagogical conditions (content enrichment modules sections, which addresses questions on the formation of moral qualities in Junior schoolchildren, updating the content of the programmes of pedagogical practices, the use of effective methods, forms, techniques, and educational technology (simulation professional sample projects the solution of professionally-oriented tasks, case-method, etc.), providing efficiency of formation of the structural components of the key categories of the study. The authors have identified the structural components (cognitive, activity, motivational and evaluative) of readiness for formation.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

педагогические науки

Серикова Лариса Александровна, Неясова Ирина Александровна ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ...

УДК 371.839

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0049

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2020

AuthorID: 619397 SPIN: 5462-4766 ORCID: 0000-0001-8235-4408 ScopusID: 57203212162

Серикова Лариса Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

AuthorID: 358335 SPIN: 8027-3727 ORCID: 0000-0002-1125-1345 ScopusID: 57160229000

Неясова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (430007, Россия, Саранск, улица Студенческая 11а, e-mail: 25909101@mail.ru) Аннотация. Статья посвящена определению содержательно-процессуальных аспектов подготовки будущих педагогов к формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Проведенное экспериментальное исследование позволило выявить уровни готовности будущих педагогов к организации процесса формирования нравственных качеств у младших школьников и определить педагогические условия (обогащение содержания модулей разделами, в рамках которых рассматриваются вопросы формирования нравственных качеств у младших школьников, обновление содержания программ педагогических практик, использование эффективных методов, форм, приемов и образовательных технологий (имитационная профессиональная проба, проекты, решение профессионально-ориентированных задач, кейс-стади и др.), обеспечивающих эффективность формирования структурных компонентов ключевой категории исследования. Авторами выделены структурные компоненты (когнитивный, деятельностный, мотивационно-оценочный) готовности формирования нравственных качеств у младших школьников и определено их содержание.

Ключевые слова: подготовка к формированию нравственных качеств, младший школьник, будущий педагог, педагогический вуз.

IMPLEMENTATION OF THE POTENTIAL OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE PROCESS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS

© 2020

Serikova Larisa Aleksandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor of the Department of Pedagogy Neyasova Irina Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences,

associate professor of the pedagogy department Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev (430007, Russia, Saransk, Studencheskaya 11a, e-mail: 25909101@mail.ru) Abstract. The article is devoted to the definition of substantive and procedural aspects of preparing future teachers for the formation of moral qualities in children of primary school age. The experimental research allowed to identify levels of readiness of future teachers to organization of process of formation of moral qualities in Junior schoolchildren and to determine the pedagogical conditions (content enrichment modules sections, which addresses questions on the formation of moral qualities in Junior schoolchildren, updating the content of the programmes of pedagogical practices, the use of effective methods, forms, techniques, and educational technology (simulation professional sample projects the solution of professionally-oriented tasks, case-method, etc.), providing efficiency of formation of the structural components of the key categories of the study. The authors have identified the structural components (cognitive, activity, motivational and evaluative) of readiness for formation.

Keywords: preparation for the formation of moral qualities, Junior school student, future teacher, pedagogical university.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях активной переоценки общественных ценностей, особое значение имеют проблемы, связанные с решением актуальных задач нравственного воспитания, формирования ценностных ориентаций, качеств у подрастающего поколения Данные аспекты являются приоритетными направлениями образовательной политики государства, что отражается в содержании нормативно-правовых документов (Закон «Об образовании», «Национальная доктрина образования Российской Федерации в РФ», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России») и проявляется через реализацию национального проекта «Образование», приоритетной задачей которого провозглашено не только обеспечение глобальной конкурентоспособности, но и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ.

Приоритетная роль в решении этих задач принад-

лежит педагогическому корпусу, который является индикатором, происходящих в обществе перемен. В условиях модернизации педагогического образования перед вузами стоит задача подготовки не только высококвалифицированных, конкурентоспособных на рынке труда кадров, имеющих высокий уровень сформированности ценностных приоритетов и ориентиров, но и педагогов, способных решать задачи нравственного воспитания подрастающего поколения в изменяющихся социокультурных условиях. Особое значение в данном контексте приобретает подготовка будущих педагогов к формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Во многом такое положение дел обусловлено тем, что в младшем школьном возрасте возникают новообразования в нравственной сфере. Дети начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Под влиянием воспитания, поведение младших школьников утрачивает, свойственную младшим детям,

Serikova Larisa Aleksandrovna, Neyasova Irina Aleksandrovna pedagogical

IMPLEMENTATION OF THE POTENTIAL OF A PEDAGOGICAL ... sciences

ситуативность и становится более целенаправленным и сознательным, ребенок строит свое поведение на основе элементарных нравственных представлений (о дружбе, об уважении к старшим, о добре, справедливости, красоте поступка, отзывчивости, честности и т. п.). Таким образом, младший школьный возраст является сензитив-ным периодом в формировании нравственных качеств.

Однако, как показывает практика, все чаще констатируется отсутствие единых ориентиров, определяющих сущность подготовки будущего педагога к формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. В связи с этим возникает острая необходимость специальной подготовки будущих педагогов к реализации данного процесса в условиях образовательной организации.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В научных трудах ученых освещены различные аспекты проблемы подготовки будущего педагога к формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста: особенности формирования нравственной сферы детей младшего школьного возраста изучены такими авторами, как В. В. Зайцев [1],Н. А. Казаков [2], А. А. Кондратьева [2], Е. А.Тужилкина [2], Л. П. Карпушина [3], Н. Ф. Пупкова [3], Т. Г. Русакова [4], Ф. М. Сулейманова [5], В. Н. Чмирева [6], Т. Ф. Беседина [6], Мазурина Л. И. [6] и др.; содержательно-процессуальные основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности рассмотрены в трудах Ф. Н. Цораева [7], Г. В. Марченко [8], Т. Д. Джишкариани [9], А. В. Скворцов [10], Л. А. Серикова [11], Д. Г. Нижегородов [11], В. И. Павлов [12], Ф. В. Хугаева [13], О.А. Андриенко [14]; сущность готовности к организации нравственного воспитания школьников исследовались Д. Г. Кадочниковым [15], А. М. Кузьминым [15], В. Г. Макаренко [15], А. Г. Хентонен [16], Л. Н. Малявкиной [17], С. Н. Юревич []; проблемы проектирования научно-методического обеспечения подготовки будущих педагогов к формированию нравственных качеств у детей представлены в трудах Т. Д. Джишкариани [18], А. Н. Валюх [18], Н. П. Шитяковой [19], И. В. Верховых [19] и др. [20].

Следует отметить, что анализ понятия «подготовка будущих педагогов к формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста», подтвердил предположение об отсутствии единого подхода к определению его сущности.

Данная проблема рассматривается многими учеными через обращение к понятию готовность к нравственному воспитанию.

Исследованием проблемы готовности занимались многие психологи и педагоги. М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, которые определили готовность к деятельности как психическое состояние, основной чертой которого является способность субъекта направлять свою деятельность определённым образом.

Готовность будущих педагогов к формированию нравственных качеств у младших школьников - это целостное функциональное состояние будущего педагога, заключающееся в концентрации или мгновенной мобилизации сил личности, направленных на осуществление педагогической деятельности в области формирования нравственных качеств у младших школьников.

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами выделены структурные компоненты подготовки будущих педагогов к формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста: когнитивный, деятельностный и мотивационный.

Когнитивный компонент определяет знания будущими педагогами общечеловеческих и профессиональных ценностей, владение системой теоретических знаний в области формирования нравственных качеств у младших школьников, возрастных особенностей младших 226

школьников; содержательно-процессуальных основ формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста, специфики организации данного процесса в условиях начального общего образования.

Деятельностный компонент: готовность к осуществлению взаимодействия с младшими школьниками в процессе формирования нравственных качеств; умение осуществлять целеполагание и планирование деятельности младших школьников при организации процесса формирования нравственных качеств; готовность к подбору и применению эффективных средств, проектированию воспитательных технологий формирования нравственных качеств в работе с детьми младшего школьного возраста; умение выделять и ориентироваться в технологических этапах организованной воспитательной деятельности, владение современными технологиями формирования нравственных качеств у младших школьников.

Мотивационно-оценочный компонент определен выраженным интересом к личности ребенка, способностью осуществлять самоанализ и самооценку себя как субъекта воспитательной деятельности на основе критической самооценки своих профессиональных качеств и возможностей во взаимодействии с детьми младшего школьного возраста.

Формирование целей статьи. Данное исследование имеет целью анализ уровня сформированности готовности будущих педагогов к формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста и выявление педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса в условиях педагогического вуза.

Постановка задания. В процессе исследования должны быть проанализированы уровень готовности педагогов к формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста и выявлены педагогические условия организации процесса профессиональной подготовки в условиях педагогического вуза.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

С целью выявления уровня готовности к формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста нами проведено экспериментальное исследование на базе ФГБОУ ВО «Мордовский педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» В экспериментальной работе приняли участие 54 студента бакалавриата направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование.

В ходе исследования был использован следующий диагностический инструментарий методика О. В. Потемкиной на выявление социально-психологических установок личности; анкета «Готовы ли Вы формировать нравственные качества у младших школьников?»; анкета «Мотивационно-ценностное отношение к будущей профессии» (Шитякова Л. П.); анкета «Готовность к владению воспитательными технологиями формирования нравственных качеств в работе с детьми младшего школьного возраста»; модифицированный тест М. Рокоча «Ценностные ориентации».

Полученные нами данные позволяют сделать вывод о том, что будущие педагоги имеют высокий, допустимый и низкий уровни готовности к формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Среди студентов с высоким уровнем готовности к взаимодействию с детьми младшего школьного возраста показали 22%. Низкий уровень сформированности готовности к реализации изучаемого процесса показали 30% будущих педагогов. Допустимый уровень продемонстрировали 48 % студентов.

Исходя из полученных данных, следует констатировать необходимость целенаправленной работы по подготовке будущих педагогов к формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

В ходе исследования нами были выявлены и обо-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Серикова Лариса Александровна, Неясова Ирина Александровна

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ...

снованы педагогические условия, способствующие повышению уровня готовности будущих педагогов к формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста:

- включение в структуру модулей психолого-педагогического цикла раздела «Формирование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста», обогащение модулей методическим материалом по организации данного процесса в условиях начального общего образования;

- обновление и обогащение содержания программ педагогических практик, включая материалы по подготовке будущих педагогов к реализации изучаемого процесса;

- использование эффективных методов, форм, приемов и образовательных технологий.

Реализация в практике педагогических вузов данных условий обусловлена тем, что будущие педагоги при организации процесса формировании нравственных качеств у детей младшего школьного возраста должны:

- знать актуальные проблемы нравственного воспитания младшего школьника; возрастные особенности нравственной сферы детей младшего школьного возраста; сущность процесса формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста; формы, методы, технологии, средства формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста; особенности организации работы по формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста;

- уметь проектировать содержание и осуществлять работу по формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста; проектировать и проводить уроки этики (по программе, которую определило образовательная организация), на которых младшие школьники знакомятся с духовно-нравственными аспектами; разрабатывать и проводить воспитательные мероприятия духовно-нравственной направленности; организовывать и проводить работу с родителями по вопросам формирования нравственных качеств детей младшего школьного возраста;

- владеть методами и технологиями организации формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Результативность освоения будущими педагогами содержательно-процессуальных аспектов формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста может обеспечиваться за счет внедрения модуля «Формирование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста» в образовательный процесс.

Внедрение названного модуля в образовательный процесс дает нам возможность вести речь об обогащении содержания как теоретической, на что направлена большая часть лекционных занятий, так и личностной и практической подготовки будущих педагогов к формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Теоретическая часть содержания модуля направлена на изучение особенностей формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста (сущность нравственного воспитания, механизмы нравственного воспитания, актуальные проблемы нравственного воспитания, психологическая и нравственная сфера личности младшего школьника, современные методы, формы, приемы, технологии средства формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста и т. д.).

Практическая составляющая нацелена на формирование способов взаимодействия педагога с детьми в воспитательном процессе, изучение педагогических условий организации нравственного воспитания в условиях начального общего образования, изучение методов, технологий и приёмов формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста, закрепление навыков построение технологических этапов за-

нятий, формирование умений подбирать необходимый диагностических материал по выявлению и изучению уровня сформированности нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Личностная составляющая нашла отражение в удовлетворении образовательных потребностей обучающихся через содержание модуля и процедуру его внедрения, задания по проектированию и реализации процесса формирования нравственных качеств в период производственной практики.

Обогащение содержания производственной практики происходило за счет введения в ее структуру заданий по проведению занятий, направленных на формирование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

В ходе практики было обогащено не только содержание практической, но и личностной подготовки будущих педагогов за счет стимулирования к самообразованию, посредством развития эмпатийных и рефлексивных способностей, актуализации ценностных ориентаций личности необходимых для эффективной организации процесса формирования нравственных представлений у детей.

По окончании педагогической практики студентами была дана самостоятельная оценка соответствия своей готовности современным требованиям, предъявляемым к педагогам в области нравственного воспитания младших школьников. На этой основе происходило прогнозирование дальнейшего своего личностного и профессионального развития будущего педагога.

В ходе проведения экспериментальной работы по формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста нами были применены такие методы как метод мозгового штурма, дидактические, ролевые и деловые игры по моделированию процесса формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста, анализ и решение профессионально-ориентированных задач, кейс-метод

Перечисленные методы и приемы были использованы как в процессе организации занятий, так и в ходе самостоятельной работы студентов.

Следует отметить, что использование интерактивных методов при подготовке студентов к формированию нравственных качеств оказывает положительное влияние, т.к. стимулирует повышение уровня мотивации, инициативности, познавательной деятельности, позволяет более глубоко и личностно проникнуть в суть проблемы, способствует формированию коммуникативных навыков, развитию творческого мышления.

Так, например, анализ профессионально-ориентированных ситуаций, которые ставят студента в новые условия, требуют новой модели поведения, чему предшествует рефлексия, обеспечивают выработку и принятие целей предстоящей деятельности, преобразуют объективное значение в личностный смысл через оценивание, регулируют темп, направленность новой деятельности, готовность принять ее с ее мотивами. Метод кейс-стади развивает аналитические, творческие и социальные навыки, навыки самоанализа, умения разрабатывать на практике алгоритмы принятия решений и планы действий в нестандартных ситуациях, что соответствует структуре исследуемой готовности.

Выводы исследования. Таким образом, на современном этапе развития остро стоит проблема по обеспечению целенаправленности подготовки будущих педагогов к формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Эффективность данного процесса обеспечивается за счет реализации ряда педагогических условий включение в структуру модулей психолого-педагогического цикла раздела «Формирование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста», обогащение модулей методическим материалом по организации данного процесса в условиях начального общего образования; обновление и обогащение со-

Serikova Larisa Aleksandrovna, Neyasova Irina Aleksandrovna IMPLEMENTATION OF THE POTENTIAL OF A PEDAGOGICAL ..

pedagogical sciences

держания программ педагогических практик, включая материалы по подготовке будущих педагогов к реализации изучаемого процесса; использование эффективных методов, форм, приемов и образовательных технологий.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. В дальнейшем необходимо создание модели подготовки будущих педагогов к формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. При этом педагогический вуз должен рассматривать определенным кластером, в данную деятельность вовлекается педагогическое сообщество, важным элементом будет выступать диссеминация опыта инновационной деятельности педагогов региона по данной проблематике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зайцев В. В. Воспитание у младших школьников готовности к осуществлению свободного морального выбора поступка //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 10 (133). С. 29-34.

2. Казаков Н. А., Кондратьева А. А., Тужилкина Е. А. Нравственное воспитание как процесс развития личности учащихся // Социальные отношения. 2020. № 1 (32). С. 28-35.

3. Карпушина Л. П., Пупкова Н. Ф. Формирование социально-значимых качеств у младших школьников как психолого-педагогическая проблема//Гуманитарные науки и образование. 2016. 1(25). С. 42-47

4. Русакова Т. Г. К проблеме духовно-нравственного воспитания младшего школьника: теоретические аспекты //Концепт. 2017. Т13. С. 80-87.

5. Сулейманова Ф. М. К вопросу о нравственном воспитании младших школьников // Наука и образование: новое время.

2015. № 6 (11). С. 447-451.

6. Чмирева В. Н., Беседина Т. Ф., Мазурина Л. И. Особенности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях перехода на ФГОС // Вестник научных конференций.

2016. № 1-1 (5). С. 129-130.

7. Цораева Ф. Н. Формирование нравственно-ценностных ориен-таций студентов в условиях современного вуза //Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 5 (17). С. 27.

8. Марченко Г. В. Ценностные ориентации современного студента-будущего педагога // Вестник Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко. 2016. № 1 (1). С. 72-79.

9. Джишкариани Т. Д. О критериях и результатах подготовки будущих педагогов к осуществлению духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 370.

10. Скворцов А. В. Роль профессиональной творческой деятельности педагога в духовно-нравственном воспитании личности обучающихся //Велес. 2019. № 6-1 (72). С. 41-45.

11. Серикова Л. А.., Нижегородов Д. Г. Подготовка будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 10. С. 73-78.

12. Павлов В. И. Духовно-нравственная культура и проблема ее формирования у студентов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2010. № 1 (65). С. 117-123.

13. Хугаева Ф. В. Современные формы духовно-нравственного воспитания студентов в поликультурной среде вуза //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 308-312

14. Андриенко О.А. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста и его основные принципы // Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 5-8.

15. Кадочников Д. Г., Кузьмин А. М., Макаренко В. Г. Приоритетные подходы исследования проблемы формирования готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств школьников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 3. С. 38-43.

16. Хентонен А. Г. Формирование готовности будущих учителей к духовно-нравственному обучению и воспитанию школьников // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5. С. 151-153.

17. Малявкина Л. Н., Юревич С. Н. Формирование у будущих педагогов готовности к духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников и младших школьников // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. № 3 (11). С. 77-82.

18. Джишкариани Т. Д., Валюх А. Н. Компетентность современных педагогов в осуществлении деятельности по духовно-нравственному воспитанию в современной школе // Научный поиск. 2017. № 4. С. 18-21.

19. Шитякова Н. П., Верховых И. В. Целеполагание на уроках основ православной культуры в контексте системно-деятельностного подхода // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 5. С. 225-236

20. Сильнова Ю.А. формирование духовно-нравственной установки в образовательном процессе начальной школы //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 147-151.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приори-

тетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева по теме: «Педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к нравственному воспитанию младших школьников».

Статья поступила в редакцию 25.05.2020

Статья принята к публикации 27.11.2020

228

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 4(33)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.