УДК 339.54
Кулешова Лидия Ивановна Kuleshova Lidiya Ivanovna
Кандидат юридических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» PhD (law), associate Professor department «Customs law and organization
of customs affairs» Российский университет транспорта (МИИТ) Russian University of transport (MIIT)
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ DIGITALIZATION OF CUSTOMS ADMINISTRATION
Аннотация. В настоящее время в мире прослеживается тенденция цифровизации экономики. В эпоху стремительно развивающихся информационных сервисов таможенное администрирование должно быть адаптировано к новым условиям развития экономики. Электронное декларирование в функционирующих Центрах электронного декларирования, осуществляемый таможенными органами удаленный выпуск и удаленная уплата платежей за предоставляемые таможней услуги - это реалии современной таможни. Процедуры автоматической регистрации таможенной декларации и автоматического выпуска, применяемые в отношении значительного массива добросовестных участников ВЭД, обеспечивают участникам ВЭД более комфортные условия работы при таком таможенном администрировании. Цифровизация таможни - это полное исключение контакта участника ВЭД с таможенным инспектором, обеспечение снижение коррупционности таможенного оформления и таможенного контроля. Все это делает вопрос применения информационно-коммуникационных цифровых технологий при таможенном администрировании актуальным для обеих сторон внешнеэкономической деятельности - таможенной администрации и участников ВЭД.
Abstract: Currently, there is a trend of digitalization of the economy in the world. In the era of rapidly developing information services, customs administration must be adapted to the new conditions of economic development. E-declaration in functioning e-declaration Centers, remote issuance by customs authorities and remote payment of payments for services provided by customs are the realities of modern customs. The procedures of automatic registration of the customs declaration and automatic release, applied to a significant number of bona fide participants in foreign trade, provide foreign trade participants with more comfortable working conditions in such customs administration. Digitalization of customs is a complete exclusion of the contact of the foreign trade participant with the customs inspector, ensuring the reduction of corruption in customs clearance and customs control. All this makes the issue of the use of information and communication digital technologies in customs administration relevant for both sides of foreign economic activity-the customs administration and foreign trade participants.
Ключевые слова. таможенное администрирование, цифровизация таможни, участники ВЭД, центры электронного декларирования.
Keywords: customs administration, customs digitalization, foreign trade participants, electronic declaration centers.
Цифровая экономика является важной движущей силой инноваций и конкурентоспособности государств. Наша страна в настоящее время активно осуществляет переход к цифровой экономике, внедряя элементы парадигмы цифровой экономики. Федеральная таможенная служба России, в частности,
планирует к 2030 году обеспечить полномасштабную цифровизацию деятельности таможенных органов.
Для решения этой задачи таможенное администрирование должно быть полностью адаптировано к условиям цифровой экономики, для чего должны быть разработаны совершенно новые технологии таможенного регулирования и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу. При этом первостепенное внимание должно быть уделено технологиям электронного (цифрового) таможенного контроля и электронного (цифрового) таможенного администрирования.
Само появление парадигмы «цифровая таможня» было предопределено развитием цифровой экономики, которая представляет собой объективно существующее, быстроразвивающееся международное экономическое явление.
Термин «цифровая таможня» в настоящее время в действующем таможенном законодательстве Российской Федерации и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Вместе с тем, Всемирная таможенная организация (WCO) определяет термин «цифровая таможня» как «использование цифровых систем в целях обеспечения и гарантии уплаты таможенных пошлин, контроля за потоком товаров, людей, транспортных средств и денег, а также защиты международной торговли от преступности, включая международный терроризм, продолжающий распространяться по всему миру» [1].
Цифровизации российской таможни наращивает темпы: в настоящее время созданы электронные таможни и Центры электронного декларирования, внедрены и успешно применяются технологии автовыпуска и удаленного выпуска товаров, производится авторегистрация деклараций, действует сервис личного кабинета участника ВЭД и система единого лицевого счета для взаимодействия с таможенными органами при оплате таможенных платежей. С помощью использования информационных ресурсов центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы ФТС России введена Система категорирования участников ВЭД, была откорректирована субъектно-ориентированная модель системы управления рисками (СУР). По данным ФТС России 99,9% деклараций оформляются в электронном виде с использованием штатных программных средств таможенных органов. Большое внимание таможенной администрацией уделяется цифровизации процедуры таможенного транзита. ФТС России внедрена технология автоматической регистрации электронных транзитных деклараций. Теперь зарегистрировать декларацию, направляемую в таможенный орган можно через информационную сеть Интернет, что исключает участие в данном процессе должностного лица таможенного органа. Преимущества внедрения технологии автоматической регистрации электронных транзитных деклараций заключается в сокращении временных и финансовых затрат участников ВЭД. Кроме того, данная технология исключает субъективный фактор, поскольку процесс анализа сведений максимально автоматизирован.
В настоящее время таможенная служба работает над объединением большого числа отдельно существующих счетов на разных таможенных постах
в единый счет и над формированием общего платежного пространства для внешней экономической деятельности. Внедряются всевозможные онлайн-сервисы для организаций и частных лиц, например, сервис «удаленный таможенный платеж».
Вместе с имеющимися достижении в цифровизации таможенного администрирования существуют и определенные трудности на пути построения единого пространства доверия с другими контролирующими службами, такими как Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Федеральная налоговая служба России (ФНС России), с которыми таможенные органы осуществляют взаимодействие и сотрудничество. Причиной трудности взаимодействия ФТС России с ФНС России является то, что ФТС России ориентируется на партии товаров, а Налоговая служба делает акцент на финансовые потоки.
Влияние новых технологических возможностей позволили изменить и финансовую архитектуру ФТС России. Так, успешное внедрение электронных банковских гарантий и Единых лицевых счетов (ЕЛС) значительно сократило временные и финансовые издержки участников ВЭД.
Таким образом, использование в ежедневной работе таможенных органов цифровых технологий остаются приоритетными в общей программе развития структуры ФТС России на ближайшие годы [2].
Ежедневно информационные системы ФТС России формируют миллионы различных сообщений, что позволяет назвать ФТС России в настоящее время лидером среди тех структур, которые работают с большими объемами данных (Big Data). Созданные Центры электронного декларирования, электронный реестр объектов интеллектуальной собственности, субъектно-ориентированная Система управления рисками, доступ к информации большого количества ведомств Российской Федерации определяют сегодня работу ФТС России.
Работа организованных в структуре ФТС России Центров электронного декларирования дает возможность исключить человеческий фактор при декларировании товаров, что позволяет сократить коррупционную составляющую при совершении этой таможенной операции.
Вместе с тем, применение определенных цифровых инструментов, в частности, электронной цифровой подписи (ЭЦП) остается сопряжено с определенными рисками. Причиной этому является недостаточная грамотность населения в сфере информационной безопасности, недопонимание работы ЭЦП. Еще одной причиной в данном здесь является недостаточный надзор за компаниями, работающими с ЭЦП.
Касаясь вопроса цифровизации непосредственно таможенного контроля после выпуска товаров, необходимо отметить, что в части автоматизации процессов проверочной деятельности уже актуализирован информационный сервис «Таможенная проверка» Личного кабинета участника ВЭД, позволяющего таможенным органам и проверяемым лицам обмениваться в электронном виде документами и (или) сведениями в ходе и по результатам проведения таможенной проверки. Указанный информационный сервис обеспечивает возможность направления проверяемому лицу уведомлений о начале таможенной проверки, требований о представлении документов и (или)
сведений, а также возможность ознакомления проверяемого лица с результатами проведенного таможенного контроля, подачи возражения на акт проверки, направления в таможенные органы отчетности в соответствии с установленными требованиями [3].
Использование информационного сервиса снижает нагрузку на проверяемое лицо в части исключения необходимости направления в таможенные органы документов и сведений на бумажных носителях, сокращает время обмена документами и сведениями в ходе и по результатам таможенной проверки. Вместе с тем, несмотря на положительную динамику регистрации подконтрольных лиц в качестве пользователей этого сервиса и высокую оценку его функциональных возможностей, бизнес не спешит применять этот сервис в полной мере.
В настоящее время утвержден «Порядок обмена документами и (или) сведениями в электронной форме между таможенными органами Российской Федерации и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными заинтересованными лицами посредством информационного оператора» [4].
Итак, в настоящее время цифровая таможня охватывает любые автоматизированные операции или операции, выполняемые при помощи электронных средств, способствующие увеличению эффективности, результативности и согласованности действий таможенных органов Российской Федерации, что обеспечивает прогрессивное взаимодействие таможенных служб со всеми заинтересованными сторонами.
Библиографический список:
1. Лобас Т.В., Макрусев В.В. Цифровая трансформация таможенного регулятора: теория, проблемы и международный опыт их решения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том 9. № 9А. С. 65-79. DOI: 10.34670/AR.2019.91.9.008 (дата обращения 06.02.2021)
2. Гугучкина А. В. Таможенный контроль после выпуска товаров: современные тенденции, проблемы и перспективы // Молодой ученый. - 2019. -№13.1. - С. 21 (дата обращения 23.01.2021)
3. Приказ ФТС России от 10 декабря 2018 г. № 2002 «Об утверждении формы отчета и порядка ее заполнения, порядка, сроков и способа представления отчетности лицами, владеющими и (или) пользующимися условно выпущенными товарами, помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_315996/ (дата обращения 06.02.2021)
4. Приказ ФТС России от 09.10.2019 № 1556 "Об утверждении Порядка обмена документами и (или) сведениями в электронной форме между таможенными органами Российской Федерации и декларантами, перевозчиками,
лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными заинтересованными лицами посредством информационного оператора" // URL: https://www.alta.ru/tamdoc/19pr1556/ (дата обращения 06.02.2021)
УДК 336
Кураева Арина Александровна Kuraeva Arina Aleksandrovna
Студент Student
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
Novosibirsk State University of Economics and Management
ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ШВЕЙЦАРИИ MONETARY SYSTEM OF SWITZERLAND
Аннотация, в данной статье автором было представлено определение денежной системы, указаны характеристики швейцарского франка, его история. Рассмотрены особенности денежной единицы Швейцарии, порядок ее эмиссии, а также работа Национального швейцарского банка.
Abstract: in this article, the author presented the definition of the monetary system, indicated the characteristics of the Swiss franc, its history. The features of the Swiss currency, the procedure for its issue, as well as the work of the National Swiss Bank are considered.
Ключевые слова, денежная система, валюта, швейцарский франк.
Key words: monetary system, currency, Swiss franc.
Денежная система представляет собой форму по организации денег в обращении, которая сформировалась исторически и закреплена действующим национальным законодательством в стране, которая включает такие основные элементы как денежная единица, масштаб цен, порядок эмиссии и обращения денег, виды и формы денег, регулирующий орган денежной системы, принципы организации денежной системы [5].
Денежной единицей Швейцарии и Лихтенштейна является швейцарский франк, который обладает числовым кодом швейцарской валюты - 756 и обозначается по стандарту ISO, как CHF. Непосредственно на территории государства валюта имеет иное обозначение - SwF, а также Fr. Швейцарский франк признан одним из числа наиболее надежных и устойчивых денежных единиц в мире [3].
Швейцарский франк обладает трехсотлетней историей становления, начиная с 1789 года после введения его Гельветической республикой в качестве основной валюты. За все время существования франка было выпущено восемь серий, последнюю из которых считают наиболее удачной с точки зрения